Наилучшая погода для фотосъёмки
Наилучшая погода для фотосъёмки
Среди некоторых фотографов бытует мнение, что свет бывает либо «плохим», либо «хорошим» . То есть выглянув с утра в окно и убедившись в том, что при „такой погоде» от освещения ждать милостей не приходится, они тут же высказывают все, что думают про „эту погоду», и, прокляв напоследок невезение, убирают камеру в шкаф. Подождите с выводами! Ведь свет не бывает „хорошим» или „плохим» — он бывает подходящим или неподходящим для данного объекта съемки.
Свет — один из важнейших элементов снимка, и не надо считать эту фразу избитой. Ведь даже имея всё необходимое фотооборудование, без правильного света вы не получите хороших снимков. Само слово „фотография» — производное от двух греческих корней: „фотос» (свет) и „графо» (пишу). То есть вместе получается нечто вроде „расписываю светом». Да, именно этими словами и можно описать суть фотографии.
Один из способов научиться чувствовать свет — это постоянно обращать внимание на его нюансы. Даже если вы и не собираетесь сейчас ничего фотографировать, обратите внимание на то, как красиво освещена задняя стена дома, как лучи проходят сквозь маленькое чердачное окошко или как их рассеивает листва деревьев. Собирайте, запоминайте, сохраняйте картинки в памяти — эти знания пригодятся вам во время съемки.
Самое замечательное качество света состоит в том, что он всегда разный. Его основные параметры — интенсивность, контрастность, , оттенок и угол падения — повторяются редко. И это прекрасно! Есть одно правило, касающееся света: количество в данном случае не переходит в качество. Много не всегда значит хорошо, даже, скорее, наоборот. Лучше, когда света мало, но он правильно направлен, чем когда его много и он беспорядочно рассеян.
Многие думают, самое лучшее время для съемки — это солнечные летние дни, ведь яркое солнце позволяет использовать маленькие значения диафрагмы и короткие выдержки. Но в полуденные часы все залито прямым солнечным светом, что означает отсутствие теней, а следовательно, изображение получается плоским и скучным. Именно поэтому старайтесь не фотографировать в полдень, когда тени не только маленькие, но и очень глубокие. Лучше фотографируйте рано утром или вечером, когда солнечные лучи падают под более острым углом и дают более длинные и фотогеничные тени.
В зимние месяцы солнце стоит низко на протяжении всего дня — такое освещение хорошо подчеркивает текстуру и орнаменты. Это самое время заняться съемкой различных памятников архитектуры, как целиком, так и их отдельных деталей (например, каменной резьбы). То же относится и к пейзажам. Зимой нет листвы и травы, так что именно в это время года можно отлично зафиксировать особенности ландшафта. Очень важно и то, как свет падает на объект съемки: чем острее угол падения, тем детальней будет снимок.
Также не забывайте, что в полдень свет, хоть и кажется нейтральным, может иметь прохладный голубоватый оттенок, особенно если съемка проходит в тени. Чем ближе к рассвету или закату, тем теплее оттенок света, и тем, соответственно, отчетливей будут прорисовываться такие детали, как например каменная кладка. Помните, что свет в кадре полностью определяет настроение фотографии. Обратите внимание, как меняются показатели на экмпонометре по мере передвижения камеры из одного угла композиции в другой.
Как фотографировать в солнечную погоду
Нас часто спрашивают «как фотографировать в солнечную погоду?»
Трудности фотографирования вполне понятны — чаще всего люди идут фотографироваться в самое удобное для них время — днём, в солнечную погоду, когда приятно прогуляться по парку, посидеть на берегу пруда. ну, и сделать несколько запоминающихся фотографий. И всё бы хорошо, но! днём светит
солнце. Мы берём фотоаппарат, делаем фотографию, смотрим на экран фотоаппарата и нас, вроде бы, всё устраивает. Однако, приходим домой, копируем фотографии на компьютер и видим, что на лицах у нас видны дикие пересветы, в тенях деревьев — глубокие тени, а зачастую фотоаппарат вообще не смог поймать резкость из-за солнечных лучей, попавших в объектив.
В чём проблема и что же можно с этим поделать?
Причина многих пересвеченных кадров, сделанных в солнечную погоду, примерно в том же, почему мы не видим рельефа на солнце — диапазон возможностей фотоаппарата (и человеческого глаза) ограничен — диапазон яркостей, которые может фиксировать фотоаппарат, называется динамическим диапазоном. И этот диапазон имеет определённые пределы. Поэтому, если у Вас на фотографии 2 предмета, имеющих слишком большой разброс по яркости, Вам трудно будет сфотографировать оба предмета, не потеряв детализацию одного из них. Один из этих предметов будет внутри динамического диапазона фотоаппарата (и будет хорошо отображён на фотографии — со всеми деталями), второй предмет будет выходить за эти пределы, а значит на фотографии это будет просто белое или чёрное пятно без деталей.
В солнечную погоду как раз такая ситуация. Те участки фотографии, которые освещены прямыми солнечными лучами, имеют слишком высокую яркость, а тени слишком глубокие.Конечно, технологии не стоят на месте и динамический диапазон фотоаппаратов сейчас довольно большой, но зачастую этого диапазона не хватает.
Ответ простой: надо сделать так, чтобы разброс яркостей всех предметов в кадре был не столь велик.
Как это сделать?
Есть 2 варианта решения этой задачи: или сделать тени светлее, или приглушить света. Приглушить солнечный свет мы не можем, а вот сделать тени светлее мы можем — но это касается только портретов — сделать все тени в кадре, если туда входит природа (тени под деревьями, тени от домов и т.д.) мы, увы, не можем. Именно поэтому знающие фотографы фотографируют пейзажи, как правило, на рассвете или на закате, когда солнце уже не так сильно
светит и разброс яркостей в кадре меньше, чем в полдень.
Вернёмся к портретам. Как фотографировать человека в солнечную погоду, чтобы на лице не было пересветов или глубоких теней?
Чтобы не затруднять себя трудоёмкой обработкой пересвеченных лиц на фотографии, попробуйте во время фотосессии сделать освещение на лице модели равномерным. Попробуем это сделать за счёт того или иного расположения модели относительно солнца. В некоторых случаях будем использовать дополнительную фото-технику.
Итак, самый нежелательный вариант — это расположение модели лицом к солнцу.
Во-первых, под носом и подбородком модели появляются глубокие тени, а во-вторых, солнце светит в лицо модели и зачастую видно на фотографии, что модель щурится. Именно поэтому такой вариант расположения модели относительно солнца используется редко.
Второй вариант. Расположение модели боком к солнцу.
Особенности такого расположения модели:
— одна сторона лица освещена, вторая находится почти полностью в тени (половина лица видна, половина нет),
— тень от носа получается ещё больше, чем в предыдущем примере,
— область шеи сильно затемнена тенью от подбородка,
— глаза частично находятся в глубокой тени, что сильно сказывается на общем восприятии фотографии (помним, что взгляд модели — это смысловой центр портрета и он должен быть отчётливо виден).
Здесь налицо сильный разброс по яркости освещённой и неосвещённой частей лица. В качестве решения проблем с глубокими тенями, можно предложить следующее: подсвечиваем неосвещённую часть лица с помощью отражателя или выносной вспышки.
Тени от носа и подбородка станут менее глубокими — свето-теневые переходы будут более мягкими. Такая фотография будет смотреться гораздо приятнее.
Третий вариант: фотографируем модель, расположив её спиной к солнцу.
Такое расположение модели относительно солнца более предпочтительно (хотя в народе бытует мнение, что так делать нельзя). Порой фокусировка на модели в этом случае будет затруднительна, однако, если сфокусироваться удалось, то фотография будет иметь явное преимущество — лицо модели будет освещено равномерно, а солнечные лучи будут подчёркивать силуэт модели . Иногда также на фотоснимке появляются интересные радужные блики (хотя не все их любят). В любом случае, Вам не придётся выравнивать свето-теневой рисунок на лице (подсвечивать тени), а значит не нужно брать с собой на фотосессию дополнительное фото-оборудование.
Как мы уже сказали, при таком расположении модели может получиться так, что солнце будет попадать в объектив фотоаппарата — фокусироваться в этом случае будет сложно (иногда, конечно, помогает бленда объектива, но далеко не всегда), а фотография теряет контраст и появляются радужные блики. Несмотря на это, такие фотографии смотрятся очень даже интересно.
Самое простое решение задачи фотографирования в солнечную погоду — это расположить модель в тени дерева или дома — лучи солнца вообще не будут попадать на лицо модели, а значит и не нужно будет выравнивать яркость отдельных участков лица.
Но чтобы в кадре было ощущение солнечного дня важно, чтобы в кадр вошла часть композиции, освещённая солнцем. Таким образом, Вы получаете равномерно освещённую модель и ощущение солнечного дня. Отметим, что такое решение задачи выгодно ещё и тем, что для фотосессии Вам не понадобится дополнительное фото-оборудование.
По аналогии, можно расположить модель в тени любого другого предмета — например, дерева. Но по опыту скажем, что не всегда легко найти такое дерево, под которым есть место, где была бы сплошная тень — обычно сквозь листья деревьев пробиваются лучи, которые будут оставлять на лице модели световые пятна — такие портреты сложно редактировать, а световые блики делают лицо модели менее привлекательным.
Ну, и самый трудоёмкий способ сделать освещение лица модели равномерным — это расположить между солнцем и моделью белую полупрозрачную материю большой площади — тогда на модель будет светить уже не солнце (солнце — это жёсткий свет), а материя — и это будет мягкий свет. Но соорудить такую конструкцию сложновато, поэтому этот вариант реализуют при организации крупных коммерческих фото- и видео- съёмок.
Как видите, фотографировать днём на солнце не всегда просто. Поэтому для начинающих фотографов всё-таки лучше начинать учиться фотографировать в более благоприятных условиях, когда небо затянуто облаками или в золотые часы фотографа (ближе к рассвету или закату).
Время для съёмки
Далеко не всякая красивая сцена постоянно выглядит действительно красивой. Более того, как правило, мы должны приложить массу усилий, проявить терпение и наблюдательность, чтобы показать объект съёмки в его лучшем виде.
При студийной съёмке, когда вы полностью контролируете ситуацию, вы можете позволить себе фотографировать в любое удобное для вас или ваших моделей время. Когда же вы выходите на улицу, вы должны считаться с внешним освещением, которое разительным образом меняется в течение одного дня.
Следующие две фотографии сделаны с интервалом в 12 часов:
Какая изумительная перемена! Кажется, что это два совершенно разных пейзажа, а ведь снимки сделаны практически с одной точки.
Время суток
Полдень – не лучшее время для фотосъёмки. Небо над головой выцветшее, бледно-голубое, а у горизонта почти белое, что особенно заметно, если в воздухе много пыли. Слепящий солнечный свет порождает плоские невыразительные цвета, яркие блики и черные, лишённые деталей тени. Контраст столь велик, что лица людей превращаются на снимках в белесые маски с чёрными провалами глазниц. Часа за два до захода солнца, воздух, как правило, делается более прозрачным, небо становиться насыщенно синим, солнечный свет приобретает более тёплый оттенок, контраст смягчается, и все цвета выглядят более интенсивными и живыми. В это время, а также через час-другой после восхода, пейзажи на фотографиях будут выглядеть именно так, как вы хотите, чтобы они выглядели в ясную солнечную погоду.
Если погода днём пасмурная и небо затянуто облаками, вы можете использовать этот мягкий рассеянный свет для съёмки портретов или же для макросъёмки, т.е. там, где, чем ниже контраст, тем лучше. Из пейзажных сюжетов в пасмурную погоду особенно хорошо снимать лесную чащу, где прямой солнечный свет, пробивающийся сквозь переплетение ветвей, превратил бы деликатную светотень в немыслимую мешанину, от которой рябит в глазах. Общее правило для съёмки в облачный день – избегать попадания в кадр неба. В большинстве случаев оно выходит белым переэкспонированным пятном, поэтому будьте внимательны.
Последний час перед заходом солнца называют Золотым часом. Утром ему соответствуют примерно полчаса после восхода. Это лучшее время для съёмки пейзажей, архитектуры, портретов, да и вообще всего, что можно снимать на свежем воздухе. Контраст сравнительно мягок, цвета богатые и насыщенные, тени длинные, подчёркивающие рельеф и текстуру, но не настолько тёмные, чтобы провалиться в черноту. Старый сарай выглядит дворцом, будучи освещён этими волшебными золотыми лучами. Сфотографируйте пустырь с ржавыми мусорными баками и людям, разглядывающим ваши фотографии, захочется там поселиться. Если же вы снимаете что-то действительно эффектное – горные склоны, поросшие елями, скалистый морской берег, живописное лесное озеро или фотогеничную модель, позирующую на фоне вышеперечисленных красот, то вы определённо рискуете получить фотографию, которая будет стоить потраченных на неё времени и усилий.
С закатом или рассветом всё относительно просто. Если закат красив, что бывает далеко не так часто, как нам бы того хотелось, – вы его снимаете, если же нет – ждёте, что будет дальше. Закат или рассвет, если условия благоприятны, – это пик цвета, и их красота очевидна. Гораздо важнее не проспать рассвет и не проесть закат, как это делают большинство людей. Если вы ждёте красивых цветов, внесите коррективы в ваше расписание. Обращайте внимание на облака. Если небо абсолютно ясное, вы наверняка увидите закат, но с большой долей вероятности он будет уныл. Если погода пасмурная, то, скорее всего заката вам не видать, но уж если облака на западе расступятся и пропустят уходящий солнечный свет, вы получите возможность наблюдать грандиозную по своему драматизму картину. Наиболее красочные, потрясающие воображение закаты требуют неба не ясного, но и не облачного – необходимо сочетание лёгких прозрачных облаков и рваных просветов между ними.
Утром всё происходит примерно также, только в обратной последовательности, разве что цвета на рассвете несколько холоднее, поскольку воздух утром более чистый и в меньшей степени рассеивает красные лучи. Кроме того, утром у вас больше шансов поймать туман, который собирается в низинах и стелется над водой.
После заката может начаться самое интересное. Облака, подсвеченные снизу только что скрывшимся за горизонтом солнцем, демонстрируют удивительное богатство оттенков красного. Пурпуровый свет, сменяя золотистую зарю, разгорается на западном краю неба и гаснет примерно через полчаса после захода солнца. Этот свет особенно ярок в сухую погоду, когда в воздухе много пыли. Если в это время развернуться на 180 градусов и взглянуть на восток, вы сможете увидеть мягко освещённый пейзаж малинового оттенка, почти не отличающийся по яркости от неба, розового снизу и переходящего выше в лиловый, фиолетовый и, наконец, синий. Розовая полоса, видимая в восточной части неба, называется Поясом Венеры. Голубоватая кромка над самым горизонтом – это тень Земли в атмосфере.
Сумерки – идеальное время для съёмки рукотворных ландшафтов и архитектуры. Время после заката (или же перед рассветом), когда яркость неба сопоставима с яркостью объектов, освещённых искусственным светом, называется «режимным» временем. Для нас здесь важны в первую очередь низкий уровень контраста и баланс между естественным и искусственным освещением. Это позволяет прекрасно проработать детали сцены и, что куда важнее, получить потрясающе насыщенные цвета. Чтобы получить красивые снимки ночных пейзажей, снимайте их отнюдь не ночью, а именно в режимное время, которое может длиться до часа после заката.
В сумерки ветер – ваш злейший враг, если на снимаемой сцене присутствуют деревья и другие объекты, которые могут быть смазаны на длинных выдержках. Что тут посоветовать? Дождитесь штиля, снимайте сооружения, которым ветер нипочём или возвращайтесь в безветренную студию.
Ночью снимать сложно. Контраст между огнями фонарей и тенями слишком высок, чтобы его можно было уложить в одну экспозицию. Кроме того, чрезмерно длинные выдержки (более 30 секунд) порождают заметный шум из-за нагрева сенсора камеры. Это существенный недостаток цифрового оборудования. Если вас интересуют многоминутные или даже многочасовые выдержки, переходите на плёнку. Впрочем, там тоже хватает проблем.
Есть от длительных выдержек и польза. Случайные прохожие, попавшие в кадр, будут невидимы на конечной фотографии, или же превратятся в едва заметные призраки. Фонари проезжающих мимо автомобилей оставят на снимке красивые полосы, превращая городские улицы в огненные реки.
И всё же, ночь разумнее всего использовать, как это ни странно, для сна, и если вы не большой любитель астрофотографии, то лучше сэкономить силы для утренней съёмки. Любите рассветы – готовьтесь к ранним подъёмам.
Географическая широта
Я пишу эти строки в самом, что ни на есть, умеренном климате, находясь на пятьдесят четвёртом градусе северной широты. В южных регионах свет, как утром, так и вечером, меняется значительно быстрее. Золотой час может длиться не час, а всего полчаса, темнота наступает внезапно и вам приходится действовать быстро, пытаясь поймать нужный вам свет, а также брать с собой карманный фонарик, чтобы не прыгать по скалам во мраке, рискуя сломать себе шею.
На севере, градусов от шестидесяти и выше, солнце движется по пологой дуге, растягивая благоприятное для фотографии время. Чем ближе заполярье, тем больше в летнюю пору света. А также комаров и гнуса. Если вам повезёт с погодой, что является редкой удачей, то освещение может быть фотогеничным сутки напролёт, поскольку закат плавно перетекает в восход, минуя фазу абсолютной темноты, а днём солнце не поднимается настолько высоко, чтобы контраст стал неконтролируемым.
Погода и долгое ожидание
Погода оказывает колоссальное влияние на внешний вид сцены и общее настроение фотографии. Съёмка в ясную погоду приятна и управляема, однако же, экстремальные погодные условия могут порою стать причиной невероятного освещения и фантастических по своей красоте картин. Нет ничего лучше вечернего солнца, внезапно выглянувшего из-за грозовой тучи, когда его золотистые лучи заставляют пейзаж сиять на фоне тёмного неба. Следите за прогнозом погоды, учитесь видеть фотографические возможности в каждом состоянии природы, наблюдать повторяемые закономерности в атмосферных явлениях и использовать это для планирования стратегии съёмок. Не беда, если вам придётся подождать часок-другой, пока солнце не выглянет из-за тучи. Иногда нужного света приходится ждать по нескольку суток, и хорошо, если у вас есть такая возможность, и вы никуда не спешите. Грозы, туманы, радуга, изморозь на деревьях случаются не каждый день. Порою ждать приходится значительно дольше. Нужное вам сочетание погоды, времени года и кучи других факторов может случиться только раз в году, и вам крупно повезёт, если вы сможете оказаться в нужное время в нужном месте. Для этого нужны терпение и наблюдательность. Хорошие фотографии получаются после длительного, бывает, что и многолетнего, изучения объекта съёмки, которое позволяет понять, как, и при каких условиях, он может быть снят с лучшей стороны, а затем поймать его именно на пике красоты.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6
Сколько раз, не будучи экстремальным фотографом, я попадал в ситуации, когда не то что фотографировать, но и нос высунуть на улицу страшно. Но тяга к искусству практически всегда побеждает над разумом, и вот ты еле стоишь под ураганным ветром и пытаешься подобрать выдержку для очередной метели.
Текст: Александр КИЦЕНКО
Данил Коржонов (Россия, Шатура). «Коралл»
Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13
Озеро Святое. Самое красивое зимнее зрелище — иней — чудесно дополнен причудливой геометрией дерева и фактурой прибрежных камней.
У природы нет плохой погоды. Для фотографа.
Для себя я давно уже переиначил известное высказывание «Что русскому хорошо, то…» в пословицу «Что фотографу хорошо, то другим… не очень».
Самые яркие, эмоциональные и запоминающиеся фотографии получаются именно в «плохую» погоду, будь то туман, заморозки, снегопад, мороз за минус 20, сильный ветер.
Или более типичная ситуация: приходится бродить несколько часов по жуткой холодине под моросящим дождем, утешаясь единственной мыслью, что не всегда же должно везти с погодой.
Летом, попадая на съемку в периоды сильных гроз, имейте в виду, что до и после грозы небо бывает удивительно красивым и эффектным.
Конечно же, не всегда приходится снимать в таких сложных погодных условиях. Я до сих пор остаюсь под громадным впечатлением от пасхального утра на заливном лугу, когда сквозь туман доносились перезвоны церквей, а солнечные лучи, пробивающиеся сквозь молодую листву, можно было потрогать руками.
Можно еще вспомнить тихие майские вечера, закатный свет, нежно обволакивающий окружающий ландшафт, — наверное, прекраснее и комфортнее погоды для фотосъемки и не придумаешь.
По моим многолетним наблюдениям, для пейзажной фотосъемки наиболее подходят периоды резкой смены погоды, но, к сожалению, они очень скоротечны.
Устоявшиеся состояния обычно более скучны и банальны — к примеру, летние безоблачные деньки или затянувшаяся пасмурная погода.
Запомните, что одним из самых главных рецептов получения хорошего снимка является наличие красивого небосвода (или эффектного света для кадров, не включающих в себя неба).
Немного о цвете
Наравне, а, может, и в большей степени, нежели композиция, на восприятие зрителя оказывает влияние цвет. Условно каждому цвету приписывают ряд свойств: успокаивающее, возбуждающее, тонизирующее и многие другие.
В зависимости от преобладания одной из цветовых гамм фотография как бы принимает определенный характер. Помимо этого, цвета также можно охарактеризовать по цветовой температуре: теплые, холодные, нейтральные.
Так как фотограф, в отличие от художника, сам не создает цвет на снимке, то его основная задача — умение увидеть то сочетание цветов, которое создала сама природа, выделить наиболее гармоничные сюжеты, или наоборот — обыграть цветовые контрасты.
К примеру, поразительно красиво выглядит фотография с желтыми теплыми листьями берез и покрытой холодным инеем травой. Более подробно о цвете было написано в одном из прошлых выпусков журнала, поэтому предлагаю рассмотреть его полное отсутствие.
Черно-белое волшебство
В настоящее время большинство пейзажных фотографий создается и публикуется в цветном исполнении. Но цветная фотография редко бывает так лаконична и в то же время красноречива, как черно-белая.
Если цвет может хоть как-то завуалировать изъяны композиции, отвлечь на себя внимание, то черно-белый снимок сразу представляет нам все свои сильные и слабые стороны. Поэтому для создания хорошего черно-белого пейзажа надо уметь видеть мир без красок и приложить максимум усилий для создания идеальной композиции.
Мир разноцветных оттенков уступает место игре света и тени, призрачным образам или, наоборот, высококонтрастной выразительности. Для черно-белого пейзажа очень важно наличие в кадре различных форм и текстур, к примеру, особенно красиво выглядит небо, покрытое фактурными облаками.
Зачастую черно-белые фотографии несут в себе в большей мере философскую составляющую, нежели художественную или документальную.
Городские и сельские виды
Человек зачастую любит то, что создает сам, что запомнил и впитал в себя с самого детства. Конечно же, я имею в виду родные места, где в основном и проходит наша жизнь: города, села, деревни.
Городские парки, площади, архитектурные ансамбли, околицы деревень, поселковые улицы — все может послужить материалом для создания урбанизированных пейзажных снимков.
Даже заводские окраины и индустриальные гиганты могут служить источником вдохновения для фотографа. И несмотря на огромные различия по сравнению с природным, городской пейзаж (равно как и другие его подвиды) подчиняется тем же законам построения снимка.
Одной из самых больших сложностей при съемке населенных мест является все возрастающее количество транспорта и прохожих, так и норовящих «влезть» и разрушить с трудом найденный кадр.
Итак, как же сделать пейзажный снимок ?
Итак, мы подошли к концу нашего повествования о пейзажной съемке. Конечно, осталось много всего, что хотелось бы еще рассказать, чем я мог бы еще поделиться. Материала хватило бы на целую книгу!
Ловлю себя на мысли, что я даже представить не мог, насколько сложно пытаться буквально «впихивать» красоту и душу в эти строчки. Более глубокое изучение теории практически ни на шаг не приблизило меня к природе, и я очень благодарен авторам фотографий за чудесные пейзажи, разбавившие пресный текст песнями и сказками.
«А как же тогда сделать пейзажный снимок?» — спросите вы? Рецепт хорошего пейзажа довольно прост: нужно взять как можно больше любви к природе, смешать с поэзией, живописью и музыкой, взглянуть на это все глазами ребенка — и сфотографировать.
Данил Ромодин (Россия, Южный Урал). «Золото Большой Сатки».
Canon EOS 50D, EF 17–40L/4,0 USMб, f/6,3, 1/150 c
Незамерзающее место на реке Большая Сатка, и, конечно же, сопутствующие минус 35 — что еще нужно для отличного пейзажного снимка?
Данил Коржонов (Россия, Алтай). «Шавлинское озеро».
Nikon D80, Tamron 17–55/2,8, f/13
Снимок сделан при самых «благоприятных» условиях для пейзажного фотографа: гроза, дождь, под ногами — скользкий камень.
Андрей Шумилин (Россия, Сибирь). «Под звездами».
Nikon D200, Nikkor 12–24/2,8
Четыре кадра с разной экспозицией. Помимо великолепного чарующего зрелища этот снимок сочетает в себе титанический труд и умение автора. Если не верите — попробуйте повторить.
P.S.
Надеюсь, этот обзор о пейзажной съемке поможет начинающим фотографам собрать и систематизировать тот нужный материал, без которого довольно тяжело делать первые шаги в пейзажной фотографии.
На прощание пожелаю всем успехов в творчестве и как можно чаще оказываться в нужное время в нужном месте.
Искренне ваш, Александр Киценко.
Огромное спасибо за предоставленные снимки:
Данилу Коржонову, Антону Петрусю, Данилу Ромодину, Андрею Шумилину, Леониду Титу.
Зима близко: лучшие места для фотосессии в плохую погоду
Зима близко: лучшие места для фотосессии в плохую погоду
Вот закончилось лето, бегут последние осенние деньки. Облетела вся листва, зарядили дожди, а столбик термометра стремительно ползёт вниз. А у Вас свадьба. И конечно же хочется получить красивые фотографии! К сожалению, в таких погодных условиях это будет сложно сделать, т.к. невесте будет холодно фотографироваться только в платье, а жениху только в костюме. Фотографии в верхней одежде смотрятся совершенно не так эффектно. Что же делать? Ответ прост — переносить фотосессию, свадебную прогулку в закрытое, тёплое помещение, где будет красиво и комфортно! И тут возникает вопрос — куда? Именно на него я и постараюсь ответить и помочь вам определиться с правильным выбором места.
Лучшие места для свадебной фотосессии
Здесь я предлагаю вам подборку топовых мест для фотосъемки в Москве. Думаю, каждый найдёт себе место, интерьер по душе. Но какой бы интерьер и место ни были, здесь ещё очень важен вопрос профессионализма фотографа. Обязательно условие проведение фотосессии в этих интерьерах — опытный фотограф с ассистентом с профессиональным светом. Ведь неопытный фотограф без необходимого оборудования, только со вспышкой на камере просто сведет на нет всю красоту и роскошь любого интерьера. В своей работе я использую несколько источников профессионального киносвета с разной цветовой температурой, как правило, это 1-2 источника постоянного света. С ними интерьерные фотографии приобретают художественный вид. Также дополнительно я использую цветные вспышки с различными эффектными насадками — конечно, там где это уместно и способствует украшению интерьера и самой фотографии. И, конечно же, идёт работа с парой. Мой подход несколько отличается от массового, мне ближе классические постановки, чем безумный репортаж повсюду. Потому фотосессии проходят в спокойной, уютной и неторопливой обстановке. А окончательная авторская художественная обработка уже расставляет все нужные акценты и приводит фотографию в законченный вид, доводя её до совершенства, делая её достойной размещения на разворотах Вашей свадебной фотокниги.
И я всегда рекомендую, независимо от того, какое место или интерьер Вам понравился, обязательно съездить туда и посмотреть всё вживую, чтобы понять, насколько это Вам близко, комфортно и удобно при составлении маршрута свадебного дня.
1. Дворец «Турандот»
Москва, Тверской бульвар, 26, стр. 3 м. Пушкинская
Одно из самых лучших, роскошных и моих любимых мест для фотосъемки! Здесь всегда получаются потрясающе красивые фотографии. Разнообразие богатых интерьеров и истинная роскошь делают это место поистине уникальным. Фотографии всегда узнаваемы, производят wow эффект и станут отличным украшением вашего свадебного фотоальбома. И даже спустя множество лет, просматривая свой свадебный альбом, вы будете наслаждаться этими фотографиями, ведь мода изменчива, а классика она вечна!
Но всё это возможно только при соблюдении некоторых условий: профессиональный фотограф с качественным фотооборудованием, а также художественное киноосвещение и ассистент. Без всего этого не получится всей этой магии, и это очень сильно скажется на качестве фотографий, ведь все залы «Турандота» очень тёмные, и без хорошего света и ассистента там делать просто нечего.
Дворец «Турандот» будет особенно удобен для тех, у кого ЗАГС находится неподалеку, например, Грибоедовский. Фотосъемка проводится по выходным с 10 до 13, она платная, и стоит около 15 000 р (актуальную цену и время Вы всегда можете уточнить на официальном сайте или позвонив в «Турандот»), но огромный плюс, что вам выдается уникальный сертификат, и помимо фотосессии, вы также можете в течение 6 месяцев пообедать/поужинать на эти деньги, что очень здорово! А какие там десерты! =)
Так как в «Турандоте» много разнообразных локаций, здесь можно и нужно провести как можно больше времени, поэтому, идеально это прибыть в «Турандот» к 10 часам, и закончить съемку около 13:00. Этого времени хватит, чтобы получить классные фотографии. Ещё один мой совет, точнее несколько: здесь действует ограничение по количеству человек, потому я всегда рекомендую приезжать на фотосессию сюда только вдвоем + фотограф и его ассистент, и второй совет — видеооператора я сюда заказывать не рекомендую, т.к. это съест львиную долю времени на фото, т.к. каждому будет нужно своё время для работы с парой, а времени здесь крайне мало, и уже с 12 часов начинают подтягиваться и первые посетители и занимать свои места в залах.
Что такое «золотой час» при съемке фото, или в какое время суток лучше фотографировать на улице
Термином «золотой час» профессиональные фотографы называют время суток с наиболее благоприятным освещением. Свет – весьма важный аспект фотографии. Вы можете запечатлеть самый потрясающий ландшафт или модель модель, но без правильного освещения получится плоская, скучная и невыразительная картинка.
При съемке на открытом пространстве невозможно использовать искусственное освещение для подсветки объекта и приходится полагаться на естественный свет. Именно поэтому важно выбрать правильное время для съемки вне помещений. К счастью, профессионалы и фотографы-любители нашли прекрасное решение этой проблемы еще с момента появления первой камеры – так называемый «золотой час».
Что такое «золотой час»
«Золотой час», его еще называют «волшебным часом», – первый час перед восходом солнца и последний перед его закатом, хотя точная продолжительность этого временного отрезка зависит от сезона. В это время солнце находится низко в небе, давая мягкий рассеянный свет, более благоприятный, чем резкое дневное освещение, при котором привыкли снимать многие из нас. Рассеянный свет уменьшает контраст и делает снимок более приятным, а длинные тени помогают подчеркнуть детали, придавая фотографии текстуру и глубину. К тому же, на закате и рассвете обычно гораздо меньше людей, что дает возможность снимать в более спокойной обстановке.
Когда применимо правило «золотого часа»
Правило «золотого часа» может использоваться при любой съемке на открытом пространстве. Помимо ландшафтов и городских пейзажей, это правило отлично подходит для съемки портретов, растений и даже автомобилей. Профессиональные фотографы свято верят в это правило, некоторые даже придерживаются его настолько строго, что отказываются проводить съемку в любое другое время суток. Вам совершенно необязательно быть настолько принципиальными, но помните, что к советам экспертов стоит прислушиваться, как правило, эти люди знают, что делают.
Как определить «золотой час»
Самым легким и быстрым способом вычисления наиболее благоприятных часов для съемки будет использование «Вычислителя золотого часа». В этой программе «золотой час» определяется с использованием более сложных алгоритмов, нежели описанные выше, однако она проста в применении и предлагает очень точные данные. Если вы предпочитаете определять «золотой час» самостоятельно, обращайте внимание на местное время восхода-заката, для этого можно воспользоваться онлайн-определителем. Далее нужно произвести простые расчеты: первый «золотой час» начинается перед восходом солнца и длится почти час, второй — примерно за час до заката и завершается почти сразу после него.
Фотографы-владельцы iPhone могут воспользоваться замечательным приложением Golden Hour One.
Рекомендации по съемке
Выбрав время съемки и объект фотографии, не торопитесь хватать камеру и бежать за великолепными снимками. Перед этим обратите внимание на несколько советов, которые помогут вам провести съемку безукоризненно и максимально эффективно распорядиться отведенным временем.
Используйте штатив
В период ближе к рассвету или закату на улице будет довольно темно, однако было бы довольно обидно упустить невероятные оттенки и текстуры, дожидаясь, пока на улице станет посветлее. Установите камеру на штатив, выберите низкую светочувствительность камеры и используйте длинную выдержку.
Потратьте время на установку камеры
«Золотой час» начинается довольно неожиданно, поэтому к съемке следует готовиться заблаговременно. Приходите на локацию с запасом времени, даже если придется проснуться в середине ночи.
Продолжайте съемку
Во время «золотого часа» освещение меняется довольно быстро и течение минут сцена съемки может может принять совершенно иной вид. Не уходите домой, сделав одну-две фотографии, а продолжайте снимать, чтобы захватить полный спектр световых эффектов.
Запаситесь фонариком и горячим напитком
В предрассветные и предзакатные часы часто бывает довольно темно и холодно. Это очевидные вещи, о которых многие забывают, особенно если отправляются на съемку в середине дня. Прихватите с собой фонарик, который поможет ориентироваться в пространстве, а горячий напиток спасет от холода, пока вы будете дожидаться удачного момента для фотографии.
Как фотографировать в солнечную погоду зеркальной камерой
У владельцев зеркальных камер часто возникают вопросы, как правильно фотографировать в тех или иных условиях, какие режимы съемки использовать и вообще как сделать фотографии лучше.
Я предлагаю пройтись по нескольким таким вопросам и разобрать как же стоит настраивать камеру, что бы получилось как минимум неплохо. Начнем с простого, рассмотрим разные ситуации при съемке днем.
Как фотографировать в солнечную погоду?
Самая главная проблема при съемке в солнечную погоду, это наличие на снимках резких теней. Исправить их можно при помощи вспышки или рефлектора (для важных мероприятий это почти обязательные условия). Так же есть несколько рекомендаций и для тех кто снимает без вспышки, они больше подходят для тех, кто делает фото для себя и не хочет заморачиваться со светом
Снимаем со вспышкой в солнечную погоду
Если вы используете вспышку (рекомендую использовать только внешнюю вспышку) то фотографировать необходимо в ручном режиме M, при этом в солнечную погоду у вас однозначно будет проблема с пересветом кадра, ведь снимая со вспышкой, выдержки короче 1/250 или в редких случаях 1/500 нерабочие (пояснение почему), поэтому придется закрывать диафрагму до такого значения, что бы выдержка был 1/250 и длиннее. Если закрывать диафрагму для вас не выход, например, вы хотите что бы фон был хорошенько размыт за объектом съемки, тогда на помощь придет темный фильтр, который на подобии закрытой диафрагмы будет пропускать меньше света, но при этом диафрагма будет открыта на полную. Так же, если у вас хорошая вспышка, там может быть режим высокоскоростной синхронизации, этот режим позволит уменьшить выдержку на камере короче 1/250 без дефектов на снимках.
Вот пример как получается со светом и без него:
(за примеры фото спасибо max-photo.org.ua)
Фотографируем без вспышки в солнечную погоду
Если же вы решили поснимать своих друзей или родных, при этом не хотите морочить себе голову со вспышками, тогда будет достаточно соблюдать некоторые правила. Первое что поможет значительно снизить количество жестких теней – выбор правильно позиции для съемки. Источник света, в данном случае солнце, должен быть у нас за спиной или сбоку, таким образом объект съемки будет хорошо освещен (крайне не рекомендую фотографироваться без вспышки в полдень, когда солнце в зените, ничего знаменательного их этого скорее всего не выйдет). Иногда с целью реализации ходожественных задумок можно снимать так, что бы солнце светило в объектив, но это в некоторых случаях .
Немного уменьшить резкие тени конечно же поможет пост обработка в lightroom. Что бы подготовить фотографии для этого я советую снимать с минусовой экспозицией -0,7, -0,1 (в идеале на кадре не должно быть засвеченных частей, например: небо, части лица), фото желательно делать в формате RAW с минимальным значением ISO.
Для чего все это нужно? Во-первых формат RAW сохраняет больше информации о цветах нежели JPEG, особенно нас волнуют светлые и темные части кадра. Во-вторых низкие ISO и нешумные фотографии позволят нам прилично вытянуть темные места не потеряв в качестве снимка.
Вы наверное уже поняли, что верхний кадр без обработки, а в нижнем заметно осветлены темные места. Однозначно, с обработкой фото смотрится намного приятнее, поэтому в любых ситуациях не стоит забывать про такой инструмент улучшения своих снимков.
Используя такие несложные рекомендации у вас однозначно получится сделать ваши снимки более качественными, может даже немного профессиональными .
Вскоре я расскажу как фотографировать спортивные соревнования и подвижные объекты.