Линии в фотографии
Линии в фотографии
В теории композиции линии в фотографии могут быть реальными или представляемыми. Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.
Человеческий мозг стремится к упрощению всего, что мы видим. К примеру, увидев гору камней сознание прежде всего оценит её как гору. То, что она состоит из множества элементов различной формы и размера упускается сознанием. Прежде всего воспринимаются основные линии, которые являются описанием характеристики объекта в целом.
Линия горизонта как одна из самых важных линий в фотографии
На море горизонт выглядит как прямая линия. С ним нужно быть аккуратным. Нельзя допускать завал. Если переход от неба не будет горизонтальным, это создаст ощущение напряженности. Такой подход хорош только в тех ситуациях, когда такое решение является частью задумки автора. В остальных случаях горизонт не должен быть заваленным.
Часто объекты на фотографии, будь то различные здания, особенности местности, к примеру, скалистые горы вдали мешают понять истинную линию горизонта. В таких случаях можно использовать штатив с пузырьком или устанавливать специальный уровень с пузырьком на камеру.
На некоторых снимках нельзя избежать появления в кадре лишних объектов. Линии электропередач или след от самолета в небе могут испортить кадр или наоборот украсить его. Всё зависит от построения композиции и правильного использования линий.
Свойства и формы линий
Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. Силы, действующие на эти линии, равновелики во всех направлениях или отсутствуют вовсе.
При виде изогнутой линии создается впечатление, что на неё действуют какие-то силы. Линии с маленьким изгибом воспринимаются как устойчивые.
Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии — это те, которые проходят под углом 45 градусов.
Извилистая линия в форме буквы S может считаться как устойчивыми, так и неустойчивыми. Всё зависит от степени изгиба. Вертикальная линия с небольшим изгибом может быть устойчивой. Она воспринимается как пружина и передает некоторое напряжение. Существуют и горизонтальные извилистые линии. К примеру, линия гор на горизонте, изгибы рек или тела человека.
Диагональные линии
Диагональ — это линия, которая идет от одного края изображения к другому. Диагональ можно сделать даже из горизонта. Просто нужно повернуть камеру под определенным углом.
Европейцы привыкли изучать всё слева направо. Поэтому движение взгляда по диагонали слева направо будет восприниматься немного не так, как справа налево. Диагональ часто привносит в кадр динамику, но есть снимки, где диагонали выглядят мирно.
Изгибы, «линии красоты»
Легкие изгибы воспринимаются как линии красоты. Подсознание ассоциирует их с изгибами тела.
S образная линия имеет преимущество над прямыми горизонтальными, вертикальными, параллельными и диагональными линиями. Изгибы присущи всем живым существам, поэтому такие линии привносят в фотографию жизнь и красоту.
Активные линии изображения
Важность ведущих линий очень сильна в фотографии. Известно, что взгляд человека не стоит на месте, рассматривая снимки. Он движется от одной активной точки к другой. Движение осуществляется по линиям. Глаз цепляется за самые контрастные участки изображения или за самые необычные изгибы и пересечения линий.
Взгляд человека может руководствоваться не только реальными линиями. Он также улавливает контуры объектов, построенные на основании контрастов, цветов и контуров объектов. Как уже говорилось, груда объектов в виде камней создает контур горы.
В портрете активными точками изображения становятся глаза, губы и нос. Между ними проходят линии связи, по которым движется взгляд.
Как использовать на практике активные линии?
На практике, зная, как зритель будет рассматривать снимок, можно наиболее выгодно построить композицию. К примеру, если на снимке изображены два человека, которые смотрят друг на друга, то активными точками будут их глаза, а воображаемая линия будет соединять два взгляда. Если на фоне не будет более ярких активных точек, то зритель на него не обратит внимание.
Фотоблог 365
9 ноября 2016 г.
Композиция в фотографии: Изучить правила, чтобы отказаться от них
Искусство — это то, как мир выглядит без правил, где личный взгляд, убеждения и ощущения главенствуют. Поэтому получается, что правила для таких вещей как фотография, это то же самое, что назвать какой-то цвет лучшим — это сложно, и это невозможно измерить. Но есть некоторые вещи, которые помогают сделать снимки лучше, и изучение принципов композиции одна из таких вещей. Барри Кэррол собрал вместе несколько схем, чтобы нам помочь.
Правила третей
Разделите кадр на 9 одинаковых прямоугольников по три в ряд. Идея в том, чтобы размещать важные элементы нужно вдоль одной или нескольких линий. Или там, где линии пересекаются, а не просто в центре кадра.
Обратите внимание на то, как на снимке проходит линия горизонта, а церковь размещается между верхней и нижней линией, при этом касаясь одной вертикальной.
Центральная композиция
Поскольку камера делает прямоугольные(или квадратные) снимки, размещать что-то прямо в центре можно, если фотография симметрична относительно вертикали или горизонтали. Ниже представлено сочетания правила третей и симметрии.
Интерес и глубина
Фотография — по природе плоская, но глубина может быть создана при наличии более чем одного объекта, который привлекает внимание, разместив их на фоне и на переднем плане.
В приведенных примерах (фото выше и ниже), оба снимка имеют элементы переднего плана (камни и цепь), которые отделены от фона (водопад и здания).
Рамка в кадре
Это еще один классический пример. Или, можно сказать, основополагающий принцип, которые впервые разработали художники ренессанса. Они создавали глубину за счет изпользования какого-то обрамления в пределах картины. Обратите внимание на фото, расположенное ниже, в нем на переднем плане присутствует элемент (дерево), который не только обрамляет кадр, но и создает пространство между передним и задним планом, создавая глубину.
Направляющие линии
Как следует из названия, направляющая линия это любой тип видимой линии, которая ведет зрителя через фотографию. И если это сделано правильно, то линия ведет к объекту, который является идеей фотографии. И, как показано на одном из примеров, линия не обязательно должна быть прямой.
Диагонали и треугольники
Чтобы понять треугольники, нужно сначала понять, что такое «динамическое напряжение», пусть это и звучит несколько заумно. Хотя это немного сложновато объяснить на словах, но суть в том, что есть углы, которые создают подсознательное напряжение. Это получается на фотографии, где линии пересекаются диагонально и превращаются в треугольники, которые не являются статичными фигурами как квадраты.
Правило нечетности
Это правило предполагает, что если на изображении четное количество объектов, то глазу трудно выбрать какой-то из них, на который нужно обратить внимание. На фото ниже можно увидеть три арки и три человека, теория предполагает, что таким образом легко получается динамичная сцена.
Теория цвета
Теория цвета, то с чем очень хорошо знакомы дизайнеры, и то, что неплохо узнать фотографам. Это еще один инструмент, который можно использовать для построения кадра.
Хорошее понимания цвета и цветового круга, очень вам поможет. Как говорит наш редактор: «Теория цвета это крыша, под которой живут оттенок, яркость и насыщенность. Это понимание как цвета взаимодействуют и смешиваются». Обратите внимание как цвета располагаются в круге. Одни цвета находятся напротив других, в таком случае они называется комплементарными. Например синий и оранжевые, как показано на снимке ниже.
На самом деле, синий и оранжевый является одним из классических сочетаний в киноиндустрии. Можете посмотреть примеры здесь.
Золотой треугольник
Обратите внимание, как два больших треугольника (в примере: верхний и нижний) соединены по диагонали, идущей через центр кадра. Кроме того, обратите внимание, что каждый треугольник является частью этой диагонали и их стороны расходятся к углам. Вместо разделения кадра на три одинаковые части, можно делить его на одинаковые треугольники. Получается два больших основных треугольника и два маленьких.
Золотое сечение
В математике золотое сечение — это соотношение двух чисел, когда сумма этих двух чисел, деленная на большее число равно результату деления большего на меньшее: (a+b)/a = a/b. Это число обозначается греческой буквой φ («фи»). И что это значит?
То о чем говорит математическая формула показано на рисунке ниже. Кадр делится такой сеткой. Есть теория, что всё соответствующее этому соотношению чисел будет выглядеть привлекательно.
Линии и формы
Выстраивая композицию портретного снимка, в первую очередь мы стремимся определить идею, хорошо подогнать в рамку кадра все фоновые элементы и определить для модели наиболее выразительную позу.
Однако линии, которые образуют элементы на заднем плане, и формы, которые модель создаёт своим телом, тоже оказывают своеобразное воздействие на зрителя.
Если так, каким может быть это воздействие?
Например, ломаные линии.
В кадре они действуют как раздражитель и создают дополнительное напряжение, строгость, в то время как плавные, изогнутые линии, наоборот, успокаивают, подчёркивают лёгкость и мягкость.
Вертикальные линии придают снимаемому объекту величие, подчёркивают его высоту, глубину или стройность, а горизонтальные, скорее, добавляют спокойствия, лучше отражают ширину объекта.
Из-за этого и само по себе горизонтальное расположение кадра делает объекты визуально чуть шире, а вертикальное вытягивает их вверх.
Сделав акцент и сознательно добавив в кадр того или другого, можно замечательно подчеркнуть нужную идею и сделать фотографию гораздо «сильнее». Более того, от этих концепций можно оттолкнуться при формировании идеи для снимка.
Горизонтальной ориентацией снимка мы подчёркиваем движение
Вертикальной ориентацией снимка мы подчёркиваем высоту домов и самой крыши, на которой сидит человек
Есть такое понятие как направляющие линии.
Суть его заключается в том, что фотограф с помощью линий способен манипулировать вниманием зрителя.
Чтобы выделить композиционный центр, если это невозможно сделать другими способами, усилить внимание на главном объекте, показать движение или придать акцент каким-либо дополнительным деталям.
Например, сходящиеся линии будут приковывать взгляд к объекту, который будет находиться между ними.
Это же правило работает и с одной направляющей линией – край тротуара, стена, забор и т.д.
Главный объект может быть небольшим по размеру относительно всего снимка, однако направляющие линии могут помочь выделить его как единый композиционный центр.
Направляющие линии могут быть как реальными, так и условными (взгляд человека, взмах руки, направление движения велосипеда и т.д.).
Условные линии так же оказывают своё воздействие на зрителя, заставляя его скользить взглядом по их направлению. Этот трюк очень хорошо работает, когда вы хотите сделать особый акцент на окружающей обстановке или показать движение к цели.
Направляющая линия движения людей прочь из кадра создают ощущение, что герои вот-вот покинут сюжет, и в то же время их удерживает направление взгляда в правую сторону снимка, по которому проскальзывает и взгляд зрителя.
Направляющие линии могут быть не только прямыми или направленными в конкретную сторону снимка – это может быть и дуга.
Кроме этого, похожие предметы могут создавать собой ритм. И применительно к портретной съёмке он может быть полезен в качестве особенно сильной направляющей, поскольку даже сам по себе представляет интерес для зрителя.
Ритм – это ряд повторяющихся (похожих или одинаковых) объектов в кадре. Ритм могут создавать деревья, фонарные столбы, колонны и даже автомобили.
Линии способны не только направлять, но и образовывать геометрические фигуры, а фигуры тоже несут своё скрытое эмоциональное влияние.
Например, квадрат – фигура устойчивая, выражает основательность и покой.
Треугольник, направленный вверх, тоже образует устойчивую позицию, однако треугольник динамичен – это фигура достаточно эмоциональная.
Треугольник, направленный вниз – предельная неустойчивость, максимальная эмоциональность.
Если треугольник направлен по направлению движения вниз, он придаёт скорость, лёгкость и подчёркивает действие. Если он направлен вверх создаётся сопротивление, появляется эффект подъёма в гору, тяжести.
Круг олицетворяет собой гармонию и баланс, кроме этого, концентрирует на себе внимание.
А фигура в форме буквы S выражает изящность и утончённость.
Как всё это можно применить в портрете?
Зависит исключительно от вашей фантазии!
Вы можете использовать всё это для усиления композиции, а можете взять и за основу какой-то идеи.
Устойчивость…
Максимальная эмоциональность…
Изящность…
Лёгкость…
Тяжесть…
Главное – не заостряйте на фигурах слишком много внимания и не тратьте время на усердные их поиски где-то на заднем плане.
В основном фигуры создаёт поза модели или положение людей в групповом портрете – над этим и работайте. Если говорить о таких фигурах как квадрат или круг, можете использовать в композиции дополнительные предметы, аксессуары или даже рисунки с изображением этих фигур, дабы таким способом тонко подчеркнуть суть своей задумки.
На что ещё способны линии и фигуры?
На самом деле они могут не только помочь, но и навредить портретному снимку.
Самое безобидное, что они могут сделать – увести взгляд зрителя от портретируемого.
Уходящие вдаль линии и ритм уводят взгляд от портретируемого вглубь снимка. Если бы он находился посреди линий, позади линий или посреди ритма, этого бы не случилось. Направляющие линии работали бы в плюс.
Хуже того – они могут вообще резко оборвать внимание и сделать просмотр фотографии дискомфортным. Эта досадная неприятность возможна при появлении в кадре торцевой части какого-либо предмета.
В качестве такого предмета может выступить всё что угодно: край лавки, наружный угол стены, край окна, нависающая крыша и т.д.
На этом под данной темой можно подвести чертую
neshitoff
Фотография, путешествия, автомобили и что-то еще.
Фотографировать хорошо, а хорошо фотографировать еще лучше
Урок 3. Просто о фотографии. Геометрия в композиции.
В предыдущих уроках мы уже рассмотрели основные подходы к фотосъемке, поговорили о ракурсе, выборе фона и кадрировании. Мы изучили Правило третей – широко используемый принцип, помогающий нам решить, в какое место кадра поместить снимаемый объект. В этом уроке мы поговорим о геометрических составляющих снимка и о том, как их использовать для достижения гармоничной композиции. Также этот урок может быть полезен в выборе объекта съемки, поскольку в начале съемки мы далеко не всегда знаем, что будем снимать, а скорее наоборот берем камеру и устремляемся в поисках того, что можно запечатлеть.
Сами по себе геометрические элементы, как правило, не интересны и скорее носят вспомогательную функцию, играя роль хорошей основы для объекта. Геометрические объекты можно условно разделить на три группы: направляющие линии, разделители пространства и обрамление.
Направляющие линии выполняют роль путеводителя взгляда человека по снимку. Известно, что физиологически глаз человека осматривает фотографию по диагонали с левого верхнего угла в направлении правого нижнего угла. Грамотно используя направляющие линии, можно создать так называемые ловушки для взгляда и буквально заставить зрителя направить взор в ту точку кадра, где расположен главный объект.
Пример направляющих линий. Обратите внимание как перила моста уводят взгляд в сторону здания на заднем плане.
Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.
Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя.
Пример обрамления. Более темный тон обрамления фокусирует внимание на главном объекте.
Геометрические объекты могут иметь различную форму, но наиболее сильно работают простые узнаваемые формы, такие как треугольники, квадраты, круги, дуги, прямые или изогнутые линии. Но не все геометрические объекты работают одинаково. Так, например, квадраты и круги – фигуры статичные, а потому не слишком интересные. Наиболее сильными для восприятия являются треугольники, дуги и линии.
Треугольники. Все мы знаем, что треугольники делятся на равнобедренные и неравнобедренные. При построении композиции следует избегать равнобедренных треугольников. Они слишком статичны и могут привести к такой же статичной и скучной композиции. Исключением может стать ваше осознанное желание передать атмосферу спокойствия в кадре. Неравнобедренный, неуравновешенный треугольник содержит в себе динамику и напряжение, что привлечет внимание зрителя.
Пример треугольника как разделителя пространства. В данном случае перевернутый треугольник создает ощущение напряжения в кадре.
Дуги. Очень удобный элемент, одинаково хорошо выполняющий роль и направляющей линии, и разделителя пространства, и обрамления.
Пример дуги. На снимке дуга играет роль одновременно разделителя пространства и обрамления.
Линии. Пожалуй, наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент. На линиях следует остановиться подробнее. Линии могут быть прямыми: горизонтальными, вертикальными, наклонными. Также линии могут быть изогнутыми.
Горизонтальные линии придают снимку статичность и равновесие. Самой важной горизонтальной линией является линия горизонта, особенно на снимках с морскими пейзажами. С ней нужно быть очень аккуратными и постараться не допустить «завала» горизонта, если, конечно, вы сознательно используете завал в качестве художественного приема. Схожую роль в композиции играют вертикальные линии, например фонарные столбы или углы зданий.
Наличие наклонных линий или «диагоналей» в кадре вносит в композицию элемент динамики. Кроме того, с помощью диагоналей можно придать снимку объем, перспективу и даже настроение. Диагональ, проведенная от левого нижнего угла в правый верхний угол придаст кадру положительную динамику, а вот диагональ, направленная из левого верхнего угла в правый нижний внесет нотки грусти и ностальгии. Конечно, в зависимости от сюжета и зрителя, этот прием далеко всегда вызывает в сознании одинаковый отклик. Важно то, что ощущение динамики и пространства с использованием диагоналей весьма существенны.
Изогнутые линии с мягкими изгибами воспринимаются нами как наиболее красивые элементы композиции. Принято считать, что такого восприятия в основе лежит ассоциация с изгибами человеческого тела. Идеальной изогнутой линией считается S-линия или как ее еще называют «линия красоты». S-линия имеет неоспоримое преимущество перед всеми другими геометрическими элементами, является залогом красивой картины и, в отличие от других линий, может выступать как главный элемент композиции.
Пример «линии красоты» в пейзаже. Фотограф Станислав Савин ( sav_in ).
Если вам удалось разглядеть такую линию, смело приступайте к съемке. Возможно, вы на пороге создания шедевра!
Композиция фотографии.
Работа с сеткой.
Правила композиции не были установлены раз и навсегда. Они направляют фотографа, как это делает разлинованный лист для написания ровных предложений. Фотография – это графическая среда. Как и в рисовании, снимок обычно создается на двухмерной поверхности с границами по четырем сторонам. Эта рабочая поверхность – чистый лист. Как только точка появится на плоской поверхности, образуется композиция, представляющая отношение точки и ее положения к рамке кадра. Как только появятся новые точки, они будут рассматриваться относительно друг друга и относительно четырех сторон. Размещение элементов и их взаимодействие в пределах ограниченного пространства может передавать особое значение для наблюдателя, это как структура и интонации языка.
В данной статье будет рассмотрен один аспект композиции, а именно графическая композиция.
Графическая композиция признается человеческим разумом как приятная и содержательная через гармонию или дисгармонию ее элементов. Мы постоянно придумываем правила деления графического пространства. Основным является построение сетки, и наиболее простой является простой прямоугольник с границами по четырем сторонам, который мы разделяем на равные участки, получая сетку.
Одним из старейших правил графической композиции является правило трех частей. Это когда прямоугольное пространство делится равно двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, что происходит из популярного формата 35мм пленки 24×36мм, или 2:3.
35мм кадр представлен соотношением 2:3. Рисунок выше демонстрирует кадр, поделенный на сетку, состоящую из трех горизонтальных и вертикальных частей.
Расположение коробки с яйцами на данном снимке соответствует графической сетке правила трех частей композиции. Края коробки выровнены по двум горизонтальным линиям, в то время как белое яйцо расположено на осевой точке пересечения двух линий.
Координатная сетка накладывается на фото ниже
Накладываемые красные линии демонстрируют, насколько близко совпадение композиции с сеткой. Разум интуитивно распознает эту систему линий, лежащую в основе, поскольку находится в поиске визуального порядка для расположения элементов. Это инстинктивное открытие схоже с обнаружением гармонии при прослушивании музыки
Правило сетки трех в общих чертах основано на одной из старейших гармоничных структур сетки, называемой Золотым сечением. Золотое сечение рассматривает линию, разделенную таким образом, чтобы соотношение двух частей было 8:5. Стороны Золотого прямоугольника имеют то же соотношение, и когда прямоугольник равно делится сеткой, которая соответствует данному соотношению, формируется набор равноотстоящих прямоугольников. Выравнивание нашей композиции в пределах структуры данной сетки таким образом, чтобы линии совпадали с линиями сетки, а объекты располагались в точках пересечения, по-настоящему приятно для глаз.
Конечно, сделать «по-настоящему приятное» фото не всегда входит в намерения фотографа, в этом случае объекты и линии композиции могут быть намеренно перемещены за границы сетки, чтобы вызвать у наблюдателя чувство дисгармонии. В любом случае, работая по сетке или против нее, человек получит сообщение, заложенное в снимке, опираясь на интуитивную сетку.
Правило сетки трех предлагает использование ассиметричной композиции, однако композиция также может быть симметричной. Для этого нужно работать с более симметричными сетками.
Сетка, изображенная выше, Золотое сечение, основанное на соотношении 8:5, визуальная гармония, признаваемая в течение долгого времени. Греки применяли это божественное соотношение при строительстве храмов, таких как, например, Парфенон.
Одно из наиболее простых применений сетки – это расположение линии горизонта. Низкое положение делает ударение на верхнюю часть изображения, и наоборот. Размещение линии горизонта прямо посередине не подчеркивает какую-то особую часть
Это положение грозового неба в самой нижней части сетки позволяет ему доминировать на изображении, что в свою очередь передает сообщение о просторе и широте картины
Благодаря основной разделительной линии (это не обязательно должна быть линия горизонта), расположенной на линии сетки в верхней трети, визуальный акцент сделан на потрескавшейся земле внизу. Песок указывает на то, что я смотрю на пустыню, но обширная площадь земли, покрытой трещинами, рассказывает мне историю опаленной солнцем земли.
Очень важно помнить о том, что главное в композиции это понимание и использование всей площади кадра для построения повествования. Большинство новичков располагают свой объект в центр кадра, не принимая во внимание окружающее пространство, завершающее картину. Готовый кадр должен рассказывать историю. Требуется навык, чтобы устанавливать отношения не только между объектами в пределах кадра, но и, что особенно важно, отношение объектов ко всему кадру в целом. Элемент, введенный в кадр и не помогающий главному объекту или идее, наоборот, причиняет им вред. Важно то, что включается. Куда оно включается, и каково его отношение ко всему остальному в кадре, много значит для хорошей композиции.
Здесь объекты располагаются на изученной сетке, их отношение друг к другу подчеркивает рисунок. Узор скатерти дополняет ее, форма и расположение каждой коробки с томатами соответствуют также сетке, а форма квадрата становится очевидным выбором для формата изображения. Если бы этот снимок делался перевернутым в любую сторону, это была бы просто фотография томатов. Вместо этого, объекты намеренно выровнены по сетке, мысленно накладываемой на картину, и ритм, созданный этой сеткой, становится главной темой фотографии.
Здесь представлена ситуация, когда умышленное симметричное расположение объекта иллюстрирует красоту симметрии в природе.
Необходимо помнить, что, как только мы решили, какая форма будет у нашего изображения, мы начинаем работать с сеткой. Дальнейшее деление кадра обеспечивает более организованную площадь поверхности, которая может быть использована для ведения нашего повествования.
Хотя здесь и были представлены две наиболее популярные сетки в графической композиции, они не являются единственными. Для большинства целей достаточно простого деления площади пропорционально и создания увеличенной сетки в соответствии с пропорциями. Большинство сеток, указанных ниже, следуют этому принципу.
Я всегда работаю с сеткой на экране моей камеры. Сейчас это даже проще, поскольку большинство современных камер имеют встроенные линии сетки, которые могут подсвечиваться и накладываться на рамку видоискателя.
Данное фото демонстрирует то, что сетка работает даже на портретах.