Креативное освещение для творчесого портрета
Креативное освещение для творчесого портрета
Вы могли слышать термин «флаг» или маска гобо в студийной съёмке. Это объект, который размещается между источником света и моделью. Для простоты будем использовать термин «гобо», чтобы охватить все такие модификаторы. Итак, что вы можете использовать, чтобы сделать гобо? Вот некоторые идеи.
В качестве гобо может выступать в буквальном смысле всё, что располагается между светом и объектом съемки. Чтобы создать стилизованную тень, используйте непрозрачный гобо. Вы можете использовать почти любой непрозрачный материал, такой как картон, пенопласт или ватман.
Самым удобным материалом является плотная фольга. Из неё очень легко формировать любую форму и делать прорези. Она имеет небольшой вес и легко крепится к любым стойкам или различным поверхностям. При этом есть и недостаток у такой фольги. Она не прослужит вам долго из-за сложности хранения, так как тонкая структура легко повреждается.
Вы оцените мобильность такого инструмента как маска гобо сразу, как только начнёте с ним работать. Самое сложное в работе – это не только ввырезать маску нужного размера и формы, но и найти наилучшее место между источником света и моделью, так как смещение даже на несколько сантиметров изменит масштаб и характер тени.
Более близкое расстояние между всеми участниками схемы освещения даст более жёсткие тени с резкими краями. Меняя характер источника света и его расстояние, вы можете настраивать подходящую для вашей задумки плотность тени.
Гобо должен быть достаточно большого размера, чтобы покрыть своей тенью весь кадр и свет проливался только через прорези. Боковые засветки как правило выглядят не красиво.
Чтобы еще более усложнить рисуемую тень вы можете расположить гобо под углом. Таким образом один конец модификатора будет ближе к источнику света, а другой дальше. Это даст разный характер тени с различных сторон.
Поворот гобо под углом также изменит рабочую область прорезей. Изменится не только характер тени, но и форма проецируемых на стену узоров.
Давайте посмотрим на пример. Взгляните на тени на левой стороне кадра в фотографии выше. Обратите внимание на то, что они жёстче и более резко выражены, чем справа. Это происходит потому что гобо был ближе к фону на левой части.
Съёмка в таком стиле актуальна для стиля нуар. Вы можете перевести снимок в чёрно-белое в настройках Lightroom, добавить зерно и с помощью функции Dehaze восстановить яркие детали.
В нижней части кадра можно добавить затемняющий градиент. Это может позволить скрыть некоторые огрехи кадра.
Поиск Гобо
Как уже говорилось ранее, всё что находится между источником света и моделью может выступать в роли гобо. Не обязательно работать в студии. Вокруг нас огромное количество модификаторов света. Вы можете использовать найденные на улице объекты, растения и искать нужный ракурс, в котором тень будет падать особым образом.
Самый простой гобо – это сетка, используемая в строительстве оград. Особенно часто она встречается на стадионах.
Вам не обязательно работать с солнцем в жаркий полдень, так как именно в это время тени наиболее жёсткие. Из-за отсутствия возможности работы с источником света творческий потенциал будет ограничен. Вы можете взять внешнюю вспышку на стойке и работать с ней на улице.
Чаще всего тени, отбрасываемые гобо создают драматический эффект. Также вы можете использовать листья деревьев и кустарников. Регулируя положение источника света можно разместить тень таким образом, чтобы она гармонично ложилась на объект съёмки и на фон.
В качестве трафарета для гобо можно использовать и домашние растения в горшках. Это позволит вам перемещать не только источник света, но и само растение.
Когда вы начнёте экспериментировать с гобо, вы по-другому станете смотреть на мир вокруг. Вы будите замечать модификтаторы во всём вокруг.
Даже бытовые приборы могут стать модификаторами для света. Ищите решётки, сетки, переплетения.
Вентилятор может стать не только модификатором, но и создать эффект разлетающихся волос и развеивания одежды.
Увеличение расстояния гобо от вспышки делает тени жёстче. Изменение фокусного расстояния вспышки также влияет на характер тени.
Снимки, сделанные в подобном стиле, обычно обрабатывают делая более драматичными. Добавление контраста, уменьшение яркости, насыщенности – это основные манипуляции.
Вы можете бесконечно экспериментировать с гобо. Это очень интересное направление для изучения поведения света и тени.
10 идей фотосессий для развития вашей креативности
Вдохновение и идеи для фотосессий время от времени бросают вызов многим фотолюбителям. В этой статье…
Вдохновение и идеи для фотосессий время от времени бросают вызов многим фотолюбителям. В этой статье я хотел бы поделиться нескучными идеями для фотосессий, которые могут стать для вас стимулом для творческого эксперимента. Также я поделюсь с вами некоторыми приёмами, способствующими развитию вашего креативного мышления и видения.
Попробуйте сфотографировать то, что никогда раньше не фотографировали
В фотографии, как и в любом деле, постоянное пребывание в зоне комфорта может привести к творческому застою. Болото обыденности и обычности может поглотить вас так быстро, что вы и не заметите, что совсем перестали использовать свой креативный потенциал. В следующей фотосессии взбунтуйтесь против самого себя. Расшевелите и привнесите свежую идею в процесс съёмки.
Самый простой способ сделать это — выбрать объект, тему или технику фотосъёмки, которую вы раньше никогда не пробовали.
Но не полагайтесь наобум. Заранее продумайте концепцию грядущей фотосессии, составьте представление о том, каким бы вы хотели видеть результат своей работы.
Навскидку я могу предложить вам несколько идей, которые вы могли бы попробовать:
- Если вы специализируетесь на пейзажах, снимите несколько портретов;
- Если вы фотографируете только в дневное время, отправляйтесь на вечернюю фотосессию;
- Если вы всегда работаете в цвете, попробуйте поснимать чёрно-белые фотографии;
- Если вы привыкли работать с автоматическими или полуавтоматическими режимами камеры, поэкспериментируйте со съёмкой, используя мануальный режим.
Возьмите за основу фотосессии книгу, фильм, сериал или телешоу
Книги, фильмы, сериалы, телешоу, компьютерные игры — всё это может стать отличным источником вдохновения. Однако чаще всего фотографы не стремятся воссоздать то, что они видят на экране или о чём прочли на страницах книги. Реализуя эту идею не останавливайтесь на одной фотографии — создайте серию снимков, основанных на вашем любимом фильме, книге и т. д.
Возможно, прежде, чем перейти к съёмке, вам нужно будет освежить свои впечатления — перечитать книгу или пересмотреть фильм. Хорошей идеей будет делать это с блокнотом в руках. В него вы сможете записывать все идеи, приходящие к вам в голову при просмотре фильма или чтении книги. Не пренебрегайте записью своих идей — это очень практичный подход.
Старайтесь не записывать в блокнот идеи, которые вы не сможете реализовать без приложения чрезмерных усилий.
Думайте максимально креативно и широко — не стоит ограничиваться лишь съёмкой портретов персонажей фильма или книги. Вы можете сделать фотографии видов или пейзажей, описываемых в произведении, которым вы вдохновились. Или же вы можете попробовать имитировать освещение или стиль съёмки, использованные режиссёром.
Снимайте контрасты
Подумайте о вещах, контрастирующих друг с другом. Подумали? А теперь придумайте, как вы можете запечатлеть эти контрасты на фотографии. Вот вам несколько идей:
- Снимите вместе живые цветы и суккуленты или засушенные цветы;
- Сфотографируйте яркую, красочно-украшенную локацию в чёрно-белом цвете;
- Поместите в один кадр новые и старые вещи;
- Попробуйте осветить тему спокойствия и конфликта.
Обратите внимание на тень
Многие фотографы в солнечный день из-за яркого света предпочитают даже не доставать свои камеры. Это именно то время, когда вам нужно искать тень. Испытайте себя и попробуйте сделать интересные фотографии в самый разгар яркого, солнечного дня, когда другие фотографы будут сторониться жёсткого дневного света.
Обратите внимание на контраст света и тени. Сделайте тень главным объектом ваших композиций.
Фотографируйте отражения
Отражения всегда окружают нас. Часто мы избегаем их, или, наоборот, включаем в свои фотографии. Осмотритесь и найдите отражения, а затем скомпонуйте кадр так, чтобы они выглядели ярко. Попробуйте и посмотрите, что получится. Отражение, а значит и ваша фотография будут изменяться одновременно с изменением ракурса съёмки.
Найдите оптимальный ракурс для своей фотографии. Сделайте серию кадров, каждый из которых будет отличаться от предыдущего небольшим изменением угла съёмки.
Фотограф: Radek Homola
Где можно найти отражения? А вот где:
- Лужи и пруды;
- Окна автомобилей или полированные поверхности;
- Стёкла солнцезащитных очков;
- Хромированные предметы.
Когда вы фотографируете отражения предметов на цветных поверхностях, обратите внимание на то, как цвет влияет на изображение.
Также попробуйте сделать несколько фотографий отражений в сумерках или ночью.
Фиксируйте в фотографии движение
Камеры фиксируют жизнь в одном кадре, но жизнь редко бывает статичной. Хотя движение и окружает нас, фотографы нечасто включают его в фотографии. Эту идею будет проще реализовать, если у вас есть хороший штатив.
Если же у вас его пока нет, то проявите смекалку и придумайте, как зафиксировать камеру, пока она снимает на длинной выдержке.
Дам подсказку: разместите фотоаппарат на твёрдой поверхности. Чтобы правильно сориентировать камеру вам, возможно, придётся что-нибудь подложить под неё (например, шарф).
Выберите любой понравившиеся вам движущийся объект и начните снимать.
Я считаю, что для съёмки движущихся объектов лучше всего использовать длинную выдержку — так лучше всего получается передать действие.
Попробуйте найти баланс между скоростью движения снимаемого объекта и выдержкой. Здесь всё зависит от того, какой результат вы хотите получить. Чем длиннее выдержка, тем сильнее будет размыт снимаемый вами объект.
Если объект съёмки перемещается довольно быстро, вам нужно выбрать выдержку покороче. Иначе движущийся объект вообще не зафиксируется на снимке.
Сделайте несколько снимков одного и того же объекта
Выберите что-нибудь или кого-нибудь и сделайте несколько фотографий с небольшим перерывом между ними. Например, сделайте 10 фотографий за 10 дней — по одной в день.
Фотограф: Anton Darius
Многократная съёмка одного и того же объекта или человека, заставит вас быть более креативным для того, чтобы получить снимки, отличающиеся один от другого.
Набросайте план. Начните с нескольких идей о том, что вы будете снимать во время первых трёх или четырёх фотосессий. Попробуйте каждый раз использовать новую технику съёмки. Измените фокусное расстояние объектива. Используйте разные варианты и схемы освещения. Думайте нестандартно.
Часто для фотосессии мы используем первую идею, пришедшую нам в голову. Решив снимать одного и того же человека или один и тот же объект, вам придётся более детально продумать процесс съёмки. Этот приём может вытолкнуть вас из зоны комфорта и даст хороший толчок к развитию вашего творческого видения.
Снимите серию фотографий с одним и тем же реквизитом
Попробуйте в течение месяца снимать серию фотографий, на которой будет присутствовать один и тот же реквизит, который вы всегда можете носить с собой. Эта идея напоминает предыдущую, но отличается от неё тем, что предмет, который будет присутствовать на каждом кадре, не будет являться главной темой снимка.
Повторюсь: не делайте реквизит основной темой вашей фотографии.
Эта идея позволит ваш мозг работать ещё активнее, чем предыдущая, поскольку вам нужно будет тщательно продумать, как сочетать реквизит с основной темой фотографии.
Вот несколько предметов, которые вы можете использовать в качестве реквизита:
- Ваш смартфон;
- Шарф, шапка или любой другой элемент одежды;
- Камера или объектив;
- Солнцезащитные очки.
На чём бы вы ни остановили свой выбор, убедитесь, что это будет предмет, который вы сможете всегда носить с собой без каких-либо неудобств. Прикиньте, может ли он поместиться в вашу фотосумку так, чтобы вы не забыли о нём?
Снимите фотографии с нестандартного ракурса
Большинство фотографий мы делаем из положения, когда объектив камеры направлен прямо вперёд. Попробуйте отойти от этой привычки и сделать фотографии, направив объектив камеры под углом вверх. Или, наоборот, вниз. Найдите объекты, которые с этих ракурсов выглядят интереснее.
Делая это, вы будете тренировать своё творческое видение и поиск композиции в местах, которые вы обычно не рассматриваете.
Для фотосъёмки объектов в положении сверху вниз вам пригодится широкоугольный объектив. Если у вас его нет, найдите возвышение, на котором вы сможете стоять во время съёмки.
Балконы, надземные проходы и окна над первым этажом — всё это потенциально хорошие места для размещения фотографа, решившего сделать несколько кадров, следуя предложенной выше идее.
Лягте на землю или найдите высокие объекты, которые можно снимать из положения снизу вверх. Попробуйте расположиться как можно ближе к снимаемому объекту — часто именно из этого положения получаются интересные ракурсы.
Ищите интересные сочетания предметов и окружения
Попробуйте гармонично сочетать объекты в кадре. Осмотрите окружающую вас сцену, присмотритесь к фону. Измените настройку диафрагмы так, чтобы сфокусироваться на реквизите в ваших руках.
Часто вы можете заметить какой-то интересный предмет, но место в котором он расположен, может создавать отвратительный фон. Возьмите его в руки и поднимите — это позволит изменить перспективу и фон, и сделать фотографию более интересной.
Делайте серию снимков с разным фокусным расстоянием объектива всякий раз, когда вы видите что-то интересное для съёмки.
Вы также можете разместить камеру на штативе или устойчивой поверхности и использовать длинную выдержку. Попробуйте двигать руку во время экспонирования кадра и посмотрите, что получится.
Это лишь несколько идей упражнений для поддержания в тонусе вашего креативного мышления.
Вы можете развить их или придумать собственные.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Андрей Стецюк — фанат цифровой и плёночной фотографии. Покажите ему тёмную комнату, и он не выйдет из неё, пока у него не закончится плёнка, негативы или еда.
Идеи для женских портретов
У вас закончились идеи для портретов? Часто происходит, что фотограф настолько тщательно продумывает фоны и цветовые схемы, что забывает о таких фундаментальных аспектах портретной фотографии, как поза вашей модели.
Прекрасным способ сделать портреты в домашней студии будет съемка с минимальным количеством постановки и реквизита. Экспериментируя с различными позами, вы можете понять какие из них самые удачные и использовать их последующих съемках.
Мы приготовили для вас небольшую шпаргалку, которую вы можете скачать для вдохновения.
Сюда включены некоторые традиционные позы для портретов: в полный рост, сидячие, с низкой и высокой перспективой, крупных планов. Они сопровождаются небольшими советами, направленными на достижение превосходного результата.
Портреты в полный рост
Любой человек, имеющий цифровой фотоаппарат, может сделать портрет. Вы просто просите кого-нибудь посмотреть в ваш объектив и нажимаете на кнопку, верно? Но для того, что добиться высококачественных профессиональных портретов, вам придется затратить усилия на обдумывание и подготовку для снимков. После того, как установлены все настройки на фотоаппарате и установлен свет, дело остается за композицией и позами моделей.
Советы на фотографии:
— Для освещения модели с левой стороны мы использовали источник импульсного света и большой софтбокс.
— Справой стороны в полный рост использовался отражатель
— Экспозиция настроена в ручном режиме и на всех фотографиях настройки следующие: 1/60, f/13, ISO 100
Советы на фотографии:
— работайте с моделью во время съемки, чтобы обеспечить хороший визуальный контакт и открытую улыбку.
— попробуйте попросить модель положить руку на голову, это делает живот более плоским
— для всех портретов был использован CanonEF 24-105 mmf/4LISUSM, но практически любой зум-объектив мог бы справиться с задачей
— одно колено, закрывающее другое, придаст телу больше изгибов
Портреты сидя
Чтобы получить максимальную отдачу от объекта съемки, вы должны научиться контактировать с ними во время съемки. Построение взаимоотношений с людьми – это самый быстрый способ получить лучшие позы и выражение лица от них , это превращает простые кадры в профессиональные портреты. Но не ожидайте, что хорошие кадры получатся сразу. Требуется некоторое время, чтобы вы «пристрелялись» и модель привыкла к съемке. Расслабьтесь, не торопитесь и помните, что нужно быть веселым и приветливым. Поощряете обратную связь с моделью по поводу принимаемых поз, показывая ей фотографии, которые получились на вашем LCD, и очень скоро вы получите желаемый результат.
Советы на фотографии:
— если вы просто попросите модель наклонить голову, это уже станет более хорошей позой
— руки на бедрах добавляют чувственности
— если сидеть боком, то больше видны ноги
Советы на фотографии:
— расслабленные руки = расслабленная модель
— более динамичного положения тела можно добиться сидя задом наперед на стуле, боком к фотографу
— если поставить ноги на носочки, это сделает мышцы крепкими и рельефными
Снимайте снизу и сверху
Если вы снимаете с низкого ракурса, вам понадобятся высокие полотки и фоны. В качестве альтернативы можно снимать на улице, используя небо как яркий фон для портретов. Другой аспект, если вы снимаете сверху , удостоверьтесь, что пол в студии или фон чисты, иначе вам придется провести много времени вычищая грязные следы и пятна в фотошопе.
Советы на фотографии:
— попросите модель отвернуться, а затем снова посмотреть на вас через плечо
— взгляд сверху вниз имеет более доминантный и сильный оттенок
— низкий ракурс делает ноги людей визуально более длинными
Советы на фотографии:
— используйте небольшую лестницу, чтобы встать выше модели и снимать сверху для получения более креативных портретов
— попросите модель посмотреть наверх, так она будет выглядеть более скромной и невинной
— выбор одежды и обуви окажет критическое влияние на ваши портреты
Выражение лица
Если вы снимаете дома или в профессиональный студии, почему бы не снимать, подключив фотоаппарат к компьютеру. Это позволит видеть кадры сразу на большом экране и более детально их оценивать, затем быстро осознавать, что нужно сделать, чтобы их исправить: подвинуть или повернуть свет, добавить отражатель, поменять экспозицию и т.д. Это также очень помогает в объяснении того, что вы хотите от модели, вы можете показать ей на мониторе, что именно нужно сделать по-другому на следующих кадрах.
Советы на фотографии:
— всегда фокусируйтесь на глазах
— пробуйте абсолютно все: от ухмылок до рычания, чтобы получить лучшие фотографии.
Научитесь фотографировать лучше с курсом «Фотосъёмка портрета» Ссылка на курс: http://3009.ru/portrait/special/
Комментарии:
Прочитал кучу разных советов по портретной съемке. И . не увидел нигде того самого единственного и главного совета.
Плевать на свет, на одежду, макияж и прочее если вы снимаете портрет.
В портрете главное Человек. И ничего другого.
И чтобы на портрете был ЧЕЛОВЕК, а не кукла, красиво одетая, накрашенная, в красивой позе и т.д.
Вся суть портретной фотографии сводится к тому, чтобы вложив все свое мастерство вы в одном снимке показали ЧЕЛОВЕКА, его характер, его тайны, его достоинства и недостатки. Его душу если хотите.
А если следовать советам приведенным выше, то у вас в лучшем случае получится одна из многих миллионов пустых фотографий, которыми завален интернет и которая никакого отношения к портретной съемки не имеет.
Полностью согласен с Валерием. Получается не человек, а фоторобот. Но одного совета быть не может, это целый комплекс знаний, начиная от законов визуального восприятия, и заканчивая невербальной психологией и прочего. А этому надо учиться, затрачивать силы и время. Много.
Юлия, на сайте не реклама (она не нужна, мы принципиально не зарабатываем деньги на фотографах и моделях), а статьи, в которых даны ответы на вопросы, которые задает Валерий. Не более. В открытом доступе. Судя по всему, вы даже не удосужились пройти по указанному адресу. (((
А попытки свести все к прописным истинам — путь в никуда. В фотографии их НЕТ.
Я, конечно, понимаю, что мы живем в век дилетантизма. Но тем более будет преимущество у тех фотографов, которые не поведутся на всяческие «прописные истины», «правила золотого сечения» и проч. Я имею право это говорить, так как автор книги «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов» (8 переизданий). Там есть все позы с описанием. Но это тупиковый путь, что мной вовремя осознано, и в последних книгах вы этого не найдете.
Вопрос не в том, КАК снимать, а вопрос в том, ЗАЧЕМ нажимать на спусковую кнопку. )))) Ответите на него — и эти «прописные истины» не потребуются.
Подсветка в портрете
Свет для художника может стать таким же эффективным инструментом как кисть и краски. При помощи изменения освещения можно усилить объём, подчеркнуть те или иные черты лица, или создать определённый характер пространства. Причём это применимо как к живописи так и к фотографии. Давайте рассмотрим влияние света в портрете на примере обрубовки — специальной гипсовой модели головы для изучения формы.
Светотеневое моделирование формы
Как видно на иллюстрации, от того как мы направляем свет, многое зависит. На фотографиях можно проследить как я перемещаю источник света. Сначала лампа расположена почти прямо (фронтально) перед гипсовой головой. Затем я располагаю её немного левее центра. А на четвёртой фотографии источник света смещается в сторону уже значительно.
В зависимости от направления света, наш портрет выглядит по-разному. При фронтальной подсветке тень на гипсовой голове очень узкая и при определённых ракурсах может быть, даже, не видна (на нашей фотографии она располагается с правой стороны и хорошо заметна). Падающая тень на фоне, также, «прячется» за головой. При таком направлении света объёмность головы не сильно выражена. Вот почему при простом использовании вспышки «прямо на человека» лицо кажется более плоским. В ряде случаев, например, фото для документов — это приветствуется. Или когда нужно сделать светлый и нежный портрет с минимумом теней, то фронтальная подсветка может пригодиться. Однако в художественной фотографии, а тем более в рисунке или живописи задачи бывают разные, поэтому здесь могут быть нужны и другие виды подсветки. Например, когда источник света находится сбоку.
На иллюстрации выше можно проследить такую закономерность: чем больше в сторону, от центра уходит источник света — тем больше становятся тени. Падающая тень на фоне всё более уходит в сторону, а за головой становится заметен свет. На самой же гипсовой голове собственные тени тоже увеличиваются в размере и выглядят более тёмными. При этом полутени становятся более заметными. Из-за этого ощущение объёмности головы усиливается, а черты лица подчёркиваются сильнее. Например, на первом фото боковина носа находится ещё только в полутени. А на последней фотографии она уже погрузилась в глубокую тень. Причём, в тени находится не только боковина носа, а чуть ли не половина головы: щека, височная область, часть подбородка…
Подчёркиваем черты лица, влияем на передачу характера
На следующей иллюстрации я применил подсветку портрета сверху и снизу. Здесь Вы можете обнаружить как неестественно (даже пугающе) выглядит второй вариант, когда свет светит на лицо снизу. Это объясняется тем, что мы привыкли к дневному солнечному свету. А он направлен сверху, с неба. Поэтому, когда лицо человека освещается снизу, то это выглядит необычно и нашему мозгу уже становится сложнее узнавать того, кто перед ним находится. Этот пример показывает, что меняя подсветку, можно влиять на передачу характера человека в портрете. Например, подчёркивая одни черты лица, можно усилить одну эмоциональную окраску. Соответственно, подчёркивая светом другие черты лица, можно окрасить портрет другими эмоциями. Если вернуться к иллюстрации в начале этого абзаца, то в первой фотографии создаётся ощущение, будто, человек приоткрыл рот в процессе разговора. А во второй фотографии (где свет снизу) возникает чувство, что человек приоткрыл рот от удивления, его брови приподнялись, словно, он сильно удивился, либо чего-то испугался. А, ведь, на обеих фотографиях изображена одна и та же гипсовая голова. Конечно, подсветкой нельзя изменить характер, но можно до некоторой степени подчеркнуть или ослабить выбранные черты лица, а это уже будет влиять на передачу эмоции в портрете.
Ввиду вышесказанного, становится очевидно, что играя светом и подчёркивая те или иные эмоции, художник может ярче и точнее передавать сюжет своей картины, её смысл. Таким образом, свет в руках художника становится ещё одним инструментом, помогающим воплотить свой творческий замысел. Вот почему в хороших художественных фильмах режиссёры уделяют свету большое внимание.
Два источника света
При одном направленном источнике света (электрическая лампа, пламя свечи…) тени будут выглядеть тёмными и насыщенными, а свет ярким и резким. В этом случае изображение станет контрастным. Чтобы облегчить тени и сделать их более прозрачными и светлыми применяют дополнительную подсветку теневой стороны. Но её мощность должна быть умеренной, она не должна быть такой же яркой как основной свет. Тогда изображение получится более мягким и светлым, а тени перестанут быть «глухими и чёрными», в них можно будет различать детали. В фотоискусстве такие источники света называют рисующим и контровым светом.
Рассеянный и направленный свет
В фотографии и рисунке перед художником могут стоять разные задачи. Иногда нужно сделать резкое и контрастное освещение в портрете. А иногда, наоборот, требуется создать нежный и светлый портрет (например женский), с мягкими тенями и спокойным фоном. В этом случае замечательно подойдёт подсветка с рассеянным светом. Это когда свет отражается (например от специального зонта), либо когда проходит через матовое или белое стекло. При таком освещении в портрете будут преобладать полутона, а тени станут светлее, их границы будут мягче. На иллюстрации пример с рассеянным светом представлен на фотографии слева. А справа, наоборот, фото с направленным и контрастным светом.
Если художник рисует портрет с натуры и использует рассеянный свет в качестве подсветки, то такое изображение человека будет нарисовать сложнее. Ведь, в этом случае свет и тень не так очевидны как при направленной, резкой подсветке. Чтобы «вылепить» объём головы при таком освещении, необходимо понимать законы светотени и владеть техникой рисунка. Но, зато, портрет выйдет мягким и воздушным.
В ряде случаев бывает необходимо сочетать и рассеянный и направленный свет. В такой подсветке есть и воздушная лёгкость и резкость теней. На иллюстрации этот вариант представлен четвёртой фотографией, в конце.
Подсветка края силуэта
Ещё одним интересным приёмом в подсветке является использование двух и более источников света, один из которых ярко подсвечивает край головы, а остальные мягко освещают весь силуэт. Яркий свет словно скользит по краю, освещая лишь узкую полосу. Такой способ чаще можно наблюдать при видеосъёмке и в фотографии. Однако, он замечательно подойдёт и при подсветке натуры в рисунке или живописи.
На иллюстрации свет с левой стороны ярко освещает лицо, а большая часть головы подсвечена слабым рассеянным светом. Здесь можно экспериментировать — например, расположить яркую лампу с тыльной стороны (допустим со спины), а спереди использовать несильный отражённый свет.
Чтобы изучать законы светотени на уроках рисунка, лучше пользоваться одним источником света в подсветке натуры. Так будет проще. Но если это не студенческая работа, а творческий рисунок мастера, то тут интересна игра света и тени, её передача в рисунке. Поэтому эксперименты с подсветкой будут только плюсом.