Композиция в фотографии. Свежий взгляд на ее освоение
И снова о композиции в фотографии. Зачем она вообще нужна?
Снова о композиции в фотографии. Для чего надо знать тонкости этой области и еще несколько простых шагов, чтобы сделать ваши фотографии лучше.
Эта часть о композиции, скорее всего, далеко не последняя. Закономерный вопрос — почему я так много времени уделяю этому аспекту в искусстве фотографии? Друзья, все очень просто, такие уроки фото очень важны.
По моему мнению, хорошая фотография складывается из трех-четырех очень важных вещей.
Первое — это идея
Идея снимка это то, что вы хотите донести до зрителя. То, что вызывает ваши эмоции и потом будет вызывать эмоции зрителя. Идея может быть как заранее придуманной и подготовленной (тематическая фотосессия), так и спонтанной — попавшийся на глаза красивый цветок, пейзаж или здание, какие-то человеческие эмоции, событие, природное явление, необычные люди или животные… да что угодно.
«Главный инструмент фотографа это глаза», как сказал Мауэль Альварез Браво. Смысл в том, что мы сначала видим нечто красивое и интересное, а потом пытаемся это запечатлеть и передать зрителям.
Второе — реализация идеи
Итак, у вас есть хорошая идея. Как эту идею правильно и красиво изобразить на снимке? Как сделать так, чтобы то, что вы фотографируете вызывало такие же эмоции и у зрителя?
И тут к вам на помощь приходит композиция. Существуют различные приемы, которые помогают правильно реализовать идею, представить ее в самом лучшем виде. Понятно, что красивый пейзаж или панораму одного и того же места можно снимать по-разному. Смещаться с точки на точку, добавить вспомогательные объекты в кадр, дождаться пока солнце зайдет или наоборот, выйдет из-за облаков и т.д.
Приемов десятки, при чем, иногда они взаимно противоречащие. И в этом нет ничего необычного, к примеру, горизонт в пейзаже можно располагать выше, ниже или по центру фотографии, а в некоторых случаях и специально заваливать его. Это зависит от того, что вы хотите выделить на фотографии и красоту чего показать: моря или неба, а может быть гармонию и баланс между ними и т.д.
Третье — техника
У вас есть идея и есть понимание того, как ее реализовать. Ок, но под рукой только мобильный телефон или мыльница. Понятно, что фотографии и в этом случае могут получиться хорошими, но не всегда такими, какими бы мы хотели.
Может быть я идеалист, но, как говорят в народе: «В человеке все должно быть прекрасно», так и здесь, в фотографии.
Четвертое — пост обработка
Иногда совсем непросто передать «идею», без последующей обработки фотографии. Да и вообще, пост-обработка необходима практически всегда. Бывает нужно подправить горизонт и баланс белого, подкорректировать цвета, придать «атмосферность» фотографии или целому фотосету и т.д.
Ну, а теперь несколько композиционных приемов.
Как передать масштаб объекта на фотографии
Представьте, что вы стоите перед огромным старинным зданием, деревом, кораблем или чем-нибудь еще. Как сделать фотографию так, чтобы зритель, рассматривающий ее сказал: »О, да, оно реально огромное!!»
Ведь это не всегда просто передать масштаб.
Совет такой: используйте людей 🙂 В самом хорошем смысле этого выражения!
Все мы знаем средний рост человека. И это поможет сориентироваться при просмотре. Несколько примеров.
Простота
Все гениальное — просто! Помните такую поговорку? Это как раз наш случай. Часто не стоит перегружать кадр излишними предметами. Взгляд начинает бегать по фотографии, метаться от одного объекта к другому. И такая фотография не цепляет.
Другое дело, когда все просто. Есть объект и есть простое негативное пространство вокруг него. Мы посмотрели на такую фотографию, и сразу стало все понятно.
Подпишитесь на E-mail рассылку
Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!
Композиция в фотографии. Свежий взгляд на ее освоение
Популярное учение о композиции утверждает, что сначала нужно изучить правила, а затем их нарушать. Я предпочитаю поощрять людей, которые изучают правила, хорошо понимают их и применяют на практике так часто, что те становятся их второй натурой.
Если вы можете применять правила, даже не осознавая их, вы создадите более динамичные, интересные фотографии, которые передадут больше чувств.
Зачем нужны правила композиции?
Правила важны, поскольку они являются основной структурой композиции. Как гамма для музыкантов или грамматика для языка.
Успешные музыканты проводили долгие часы, проигрывая гамму снова и снова, пока выучили ее так хорошо, что им не нужно думать о ней. Когда мы изучаем наш первый язык, наш «родной язык», мы не обращаемся к учебникам по грамматике, мы просто впитываем его (чаще всего от наших матерей).
Некоторым людям будет сложнее изучать правила композиции и эффективно их применять. Так же, как некоторые люди быстрее обучаются музыке или легче изучают новые языки.
Я думаю, это потому, что все мы по–разному одаренные. Если вы одарены визуальной креативностью, то вам будет легче составить композицию в фотографии, чем, скажем, человеку, одаренному в музыкальной сфере и, например, легко играющему на гитаре или трубе.
Мне очень импонируют слова известного американского фотографа Эдварда Уэстона об изучении и применении правил композиции:
“Теперь изучение правил композиции перед тем, как сделать снимок, похоже на изучение правил гравитации перед тем, как выйти на прогулку.”
Я сомневаюсь, что кто-то из нас изучил закон гравитации перед тем, как научился ходить. Но мы, конечно, знаем о нем.
Знание правил композиции на подсознательном уровне
Знание правил важно, поскольку они помогают управлять вашим творческим мышлением, но жесткое применение этих правил в целом приведет к созданию довольно статичных и безжизненных фотографий. Когда вы изучите правила и узнаете их так хорошо, что можете интуитивно применять их в своих фотографиях, вы обнаружите, что ваши изображения могут иметь совершенно новую динамику. Так же, как ходить и говорить, хорошо быть на подсознательном уровне осведомленным о правилах и законах.
Постоянно практикуйте
Чтение и изучение правил композиции поможет вам получить хорошее представление о них. Постоянное применение их на практике является наиболее эффективным способом последовательной интеграции их в ваши фотографии. Практикуйте, даже если у вас нет с собой камеры.
Начните видеть правило третей, ищите направляющие линии и сильные диагонали, и как вы можете использовать симметрию. Обратной стороной этого метода, вероятно, будет то, что вы начнете носить свою камеру повсюду.
Заполните кадр
Когда я впервые начал работать в отделе фотографии редакции газеты, меня поразило выражение «заполнить кадр». Это утверждение застряло в моей голове, и я сознательно или подсознательно хочу добиться этого в каждой фотографии, которую я делаю. Это было важно в газете, чтобы эффективно передать историю (и поэтому редакторы имели полномочия ужасно обрезать фотографии).
Заполнение кадра не означает, что на каждой фотографии ваш объект должен вплотную прилегать к краям. Это означает, что какую бы композицию вы не придумали для своей фотографии, убедитесь, что все, что находится в четырех углах и по краям, имеет отношение к изображению, которое вы делаете.
Если пустое пространство имеет значение и является частью кадра, используйте его правильно. Если обрезка настолько плотная, что часть вашего объекта обрезана, но при этом композиция сильная, то обрезайте.
Какую бы композицию вы не задумали, она должна вам нравиться. Не цепляйтесь за правила. Но вы должны их четко понимать и исследовать возможность включить их в фотографии, которые вы делаете.
Вот короткое видео об этой концепции композиции.
Простые основы композиции в фотографии
Композиция в фотографии – это умение гармонично расположить составляющие изображения, с целью передачи творческого замысла автора, идеи и настроения кадра. Когда человек смотрит, на подсознательном уровне он концентрирует внимание на наиболее значимых вещах, а после оглядывает все пространство целиком, не задерживаясь на мелочах. Это действие длится пару секунд, в течении которых мозг обрабатывает полученную информацию, классифицируя её на значительную и незначительную.
Задача фотографа поставить кадр, чтобы при взгляде на него человек четко улавливал, какие объекты на снимке являются значимыми, составляют его историю и идею. Внимание смотрящего должно снова и снова возвращаться к композиционному центру, а не метаться по всему изображению в поисках чего-то за что можно зацепиться.
Часто, тщательно выбирая технику для съемки, фотолюбители не придают должного внимания композиции, совершая при этом огромную ошибку, ведь какой бы хорошей не была камера, этого мало для создания грамотного и интересного кадра. При неверно скомпонованном кадре, вряд ли будет понятен его замысел, скорее это будет ничем не примечательная сухая констатация. Если сам фотограф не выделил суть, то как может зритель уловить то, что до него собирались донести? Непродуманный снимок не вызывает интереса и не привлекает внимания. Стоит отметить, что правильное кадрирование неудачного снимка может исправить ситуацию с композицией, если соблюсти ряд правил.
Рекомендации по композиции в фотографии
Минимализм на фотографии
Когда речь идет о композиции, не стоит боятся простоты и минимализма. Убрав из кадра все лишнее, автор только поможет зрителю сконцентрировать внимание на объекте съемки. По возможности изображение стоит максимально очистить от ненужных деталей, сконцентрировавшись на сути снимка. Минимализм — это самое простое правило, придерживаясь которого сложнее всего испортить снимок нагромождением деталей.
Минимализм и контраст
Контраст объектов
Самым простым способом выделить нужное на фотографии является способ контрастных объектов. Для того, чтобы взгляд зрителя не метался по изображению в поисках ключевых деталей их стоит подчеркнуть при помощи яркости или цвета. Такие объекты неминуемо притягивают взгляд, поэтому, если они не важны для композиции конкретного кадра их стоит безжалостно ликвидировать. Так, например, подружка невесты, надевшая на церемонию красное платье на снимках будет явно выделяться на фоне белоснежного наряда самой виновницы торжества, первым делом притягивая внимание к себе. В таких случаях есть лишь два выхода:
- при съемке групповых фотографий, на которых алая одежда явно будет доминировать перед остальными, можно максимально замаскировать ее, другими словами — спрятать за спинами остальных гостей.
- при обработке фотографии изменить цвет платья на более подходящий.
В приведенном примере есть и исключения, если, например, красный цвет — это цвет всего мероприятия, в котором выдержаны другие стилистические акценты.
Нужно стараться всеми возможными средствами акцентировать внимание на самое важное в кадре. Для этого можно использовать контраст цветов и тонов, размещая светлые предметы на тёмном фоне, и наоборот, таким же образом можно использовать контраст тёплых и холодных цветов, выделять объекты при помощи фактуры или формы.
Детали второстепенны
На стадии построения кадра не стоит задумываться о мелочах. Если даже технически снимок будет безупречен, но при этом композиционно не продуман, он не притянет внимания. Стоит по максимум упростить изображение, грамотно сбалансировав его ключевые элементы. Гармоничная фотография будет притягивать к себе взгляд даже издалека. Изначально важно желание человека рассмотреть снимок, и только после этого станут важны мелкие детали изображения, поэтому в первую очередь стоит продумывать композицию.
Лучше всего сначала абстрагироваться от конкретного объекта, сконцентрировав внимание на том, как именно подать замысел фотографии, построить связь между предметами на снимке. Построение геометрического кадра с помощью простых фигур, линий и цветных акцентов поможет в этом. Для передачи идеи динамичности и напряжения в кадре стоит обратить внимание на четкие прямые линии, острые углы, высокий контраст и яркие цвета. Для того, чтобы показать умиротворение лучше использовать пастельные, нежные тона, плавные линии и сниженный контраст.
Уравновешенность изображения
Баланса изображения можно добиться, уравновесив обе его части: правую и левую. Симметрия — самый простой способ сбалансировать снимок, но абсолютно не обязательный, ассиметричные изображения зачастую смотрятся гораздо интереснее. Симметричное изображение минимум динамично, при желании изобразить движение, энергию, активность, стоит отказаться от баланса, это требует большего мастерства, но результат получится более драматичным.
Слева направо
Люди, выросшие в западной культуре как правило читают и пишут слева направо. Точно так же происходит визуальный осмотр изображения, взгляд движется в указанном порядке. Используя диагонали можно направить взгляд человека, рассматривающего фотографию к основному объекту, при этом стоит учитывать, что таким образом можно передавать настроение.
Линии задают направление взгляду
Проведя смысловую диагональ из левого нижнего угла по восходящий в правый верхний можно передать динамику фотографии, а диагональ из верхнего левого в нижний правый будет восприниматься нисходящей. Этот прием используется не только в фотографии, но и в кино. Так, герои фильма в финальных кадрах, как правило, идут по берегу моря и держатся за руки, двигаясь при этом из левого нижнего края экрана в верхний левый угол. На подсознательном уровне у человека такая диагональ ассоциируется с позитивом, подтверждает, что у героев все хорошо.
Все дело в фокусе
Если идея изображения позволяет использовать глубину резкости, стоит воспользоваться этим, при помощи фокуса выделив основной объект, и размыв те, которые не несут за собой смысловой нагрузки. С помощью этого приема очень легко притянуть взгляд к смысловому центру фотографии.
Грамотное кадрирование
Если форма и размер снимка четко не регламентированы техническим задание, то в зависимости от задумки фотографа, изображение может быть либо квадратным, либо прямоугольным, реже в форме круга. Если выбрана форма прямоугольная, то соотношение сторон снимка тоже зависит от идеи автора. Например, панорамный вид города скорее всего не влезет в стандартный формат 3:2 или 4:3. Иногда прибегнуть к нестандартным размерам требует именно композиция, поэтому не стоит ставить рамки общепринятых форматов, а подбирать размер под конкретный замысел. Если сделать это на этапе съемки не удалось, то исправить ситуацию можно при обработке, при помощи кадрирования.
Дерево отвлекает на себя внимание После кадрирования все внимание на белке
Базовым правилом кадрирования является теория золотого сечения или правило третей. Мысленно разделив любое избрание по горизонтали и по вертикали на три равные части образуются четыре точки пересечения. Расположение объекта на любой из этих четырех точек неминуемо привлечет взгляд и создаст акцент, так же, как и расположение предмета по центру. Придерживаясь этих несложных правил можно построить грамотный кадр и рассказать зрителю его историю, передать его атмосферу и настроение автора.
Композиция в фотографии
В этом уроке речь пойдет о основах композиции в фотографии. Композиция в фотографии очень многим похожа на композицию в классической живописи. Правильная выдержанная композиция придаст выразительность вашей фотографии. Прежде чем сделать снимок лучше подумайте, какой выбрать ракурс. Вы должны подумать о том, как привлечь внимание зрителя. Но и это не все. Нужно сделать такое фото, чтобы зритель как можно дольше подарил вашей фотографии свое внимание и хотел смотреть на нее время от времени.
Привлечь внимание можно яркими красками, размером, необычным обрамлением или противоречивым сюжетом. Старайтесь упрощать снимок до необходимого минимума, который передаст смысл и ведет зрителя к основной идее кадра.
В отличии от человека объектив фотокамеры видит мир всего «одним глазом» , поэтому камера не способна передать трехмерность. Передать глубину в композиции должен фотограф. Мысленно представьте, где должен быть передний, средний и задний план.
Теперь немного о ракурсе. Если менять ракурс одного и того же объекта, то он всегда будет выглядеть по-разному. Какие-то детали объекта оказываются скрытыми или, наоборот, видимыми. Нет некрасивых девушек — есть плохо выбранный ракурс :D. В общем, меняя ракурс (или точку съемки) можно полностью изменить вид, идею сюжета и даже атмосферу фотографии. Чтобы вы не фотографировали, старайтесь придерживаться этих моментов.
Основы композиции в фотографии
Правило третей
Представьте, как изображение делится на девять равных отрезков, две вертикальные и две горизонтальные линии. Попробуйте поместить наиболее важные элементы сцены на линиях, или в точках, где они пересекаются. Это позволит добавить баланс и интерес к фотографии. Некоторые камеры даже предлагают возможность отображать сетку на ЖК-экране, что облегчает жизнь фотографу.
Не рекомендуется помещать линию горизонта посередине кадра – тем самым вы разделите кадр на две независимые части и запутаете зрителя. Вы должны найти баланс и выделить главную тему, отдав одному элементу больше места, а второму меньше.
Ведущие линии
Когда мы смотрим на фотографию наш взгляд направляют линии. Перед съемкой подумайте о том, как вы разместите линии в вашей композиции, что бы заставить двигать по ним внимание зрителя. Существует много различных типов линий — прямые, диагональные, пышные, зигзагообразные, радиальные и т.д. — и каждая из них может быть использована для создания композиции в нашей фотографии.
Симметрия
Мы окружены симметричными объектами, как природными, так и созданными человеком. Они могут сделать очень привлекательную композицию.
Точка съемки
Как уже говорилось ранее, прежде чем сделать снимок подумайте о том, какой ракурс лучше выбрать. Выбор точки съемки имеет огромное влияние на композицию в целом. Рассмотрите объект с высоты, внизу на уровне земли, сбоку, со спины, с далекого расстояния, с очень крупным планом, и так далее.
Сколько раз вы наблюдали как основной элемент сливается с фоном? Человеческий глаз отлично понимает объем и расположение объектов в сцене, а камера имеет тенденцию выравнивать и «сливать» передний и задний планы, зачастую это может испортить фотографию. К счастью, эта проблема, легко решаема — просто постарайтесь осмотреться и по возможности подобрать простой и ненавязчивый фон, составив композицию так, что бы фон не отвлекал от основного элемента.
Глубина
Так как фотография двухмерна, мы должны передать ощущение глубины. Это можно сделать с помощью цветов. Так же можно это сделать и с помощью контраста.
Обрамление
Мир полон объектов, которые помогут сделать естественное обрамление. Таких элементов полно: деревья, арки и дыры. Размещая эти элементы по краям можно выделить основную идею. В результате получится более сфокусированной образ. Такое естественное обрамление направляет ваш взгляд на главную достопримечательность.
Экспериментируйте
На рассвете эпохи цифровых технологий в фотографии, нам больше не нужно беспокоиться о затратах обработки пленки или ее нехватки. Как результат, экспериментируйте с композицией наших фотографий. Теперь это реальная возможность, мы можем сделать тонны снимков и позже удалять ненужные без каких либо дополнительных затрат. Воспользуйтесь этим преимуществом и экспериментируйте — вы никогда не узнаете, будет ли задумка работать, пока не попробуете.
Резюме
В этом уроке вы познакомились с основами композиции в фотографии — узнали что такое правило третей, о замечательной техники ведущих линий, которые заставляют вести глаз зрителя к определенному моменту, познакомились и научились правильно заполнять кадр и поняли, что нужно стараться предавать глубину. Композиция далека от науки, и в результате все «правила» описанные выше, должны быть приняты с щепоткой соли. Если эти правила не работают для вашей сцены, игнорируйте их. Но чаще всего они действительно могут работать, или по крайней мере стоят того, что бы вы попытались использовать их когда будете фотографировать.
В уроке Главные составляющие отличного снимка описаны несколько методов, которые помогут сделать фотографию более впечатляющей.
Основы композиции в фотографии. 21 совет как сделать кадр неотразимым – Часть 1.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?
Одной из причин, по которой одни снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством композиции кадра.
Вы, наверное, уже догадались о чем сегодня пойдет речь?
Основы композиции в фотографии – тема нашего с вами разговора, причем она настолько объемная, что я решил разбить ее на три части (вторая часть, третья часть).
Всем известная крылатая фраза гласит:
Правила созданы для того, чтобы их нарушать.
Но не зная правил построения кадра – мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.
Некоторых природа наградила хорошим вкусом и чувством прекрасного, им наверное можно не читать дальше, потому как они не узнают ничего нового, ну а тем людям, которым с этим повезло меньше – остается только учиться.
Давайте уже приступим.
Основы композиции в фотографии. Первые 7 советов как сделать кадр неотразимым.
Начать, думаю, стоит с определения.
Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.
Основы композиции в фотографии. Совет №1 – Используйте правило золотого сечения и правило третей.
Вкратце напомню вам об этих правилах.
Разделите кадр на три равные части по горизонтали и три по вертикали.
Правило третей в фотографии
Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра.
Основы композиции в фотографии
Автор изображения – Artem Yankovsky
Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.
Основы композиции в фотографии
Автор – Francis Gagnon
Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.
Основы композиции в фотографии
Автор – Caras Ionut
В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.
Основы композиции в фотографии. Совет №2 – Геометрическая композиция.
Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.
Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.
Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.
Основы композиции в фотографии
Автор – Steve (Maxx) Landeros
Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.
Основы композиции в фотографии
Автор – Garry Schlatter
Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.
Основы композиции в фотографии
Автор – Nadya Chudina
Основы композиции в фотографии. Совет №3 – перспектива, выделение пространством.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.
Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний – деревья, на задний – горы.
Основы композиции в фотографии
Автор – Gary McParland
Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона – использование максимально открытой диафрагмы.
Основы композиции в фотографии. Совет №4 – Тональная перспектива.
Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.
Основы композиции в фотографии
Автор – Martin Rak
Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.
Основы композиции в фотографии. Совет №5 – Цветовая композиция.
Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.
Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Основы композиции в фотографии
Автор – Dave Williams
Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.
Основы композиции в фотографии
Автор – David Mould
Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.
Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.
Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.
Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.
Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.
Основы композиции в фотографии. Совет №6 – Черно-белая фотография.
Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного.
На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.
На этом эффекте основана следующая иллюзия:
На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.
Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.
Основы композиции в фотографии. Совет №7 – Используйте правило диагоналей.
В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.
Как это сделать, спросите вы?
Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.
Основы композиции в фотографии
Автор – David Nightingale
Восходящие линии, ведущие из левого нижнего угла в правый верхний выглядят напряженнее нисходящих, это может быть связано с тем, что мы читаем слева направо, сверху вниз, здесь же взгляд должен вскарабкиваться наверх, что требует больших усилий.
Основы композиции в фотографии
Восходящие линии ассоциируются с динамикой, движением.
Нисходящие линии – из вершины левого верхнего угла в правый нижний, ассоциируются они со спокойствием и умиротворением.
Основы композиции в фотографии
Использованы фотографии с сайта 500px.com
Как я уже говорил в начале статьи тема “композиция в фотографии” практически бесконечная, поэтому продолжим говорить о ней в следующий раз.
Теперь вы знаете, как сделать кадр совершеннее. Но это лишь вершина айсберга, после любой фотосессии фотографии нужно обработать, для этого я обычно использую Adobe Lightroom. Импортирую изображение, убираю дефекты, такие как хроматические аберрации, завал горизонта, дисторсию, виньетирование, далее играемся с цветом, добавляем ключевые слова и можно сохранять изображение, при этом можно добавить водяные знаки. Обработка в лайтруме занимает минимум времени, ускорить обработку можно при помощи пресетов и горячих клавиш. Во время обработки фотографий немаловажную роль играет правильная цветопередача, а для ее реалистичности нужно “всего” лишь настроить монитор, познакомьтесь со статьей калибровка монитора в домашних условиях и упростите себе жизнь.
Зарабатывайте на своих фотографиях, продавая свои изображения на микростоках. Регистрируйтесь в микростоках Fotolia, Dreamstime, BigstockPhoto, 123rf, Crestock, Лори.
Учитесь фотографировать у профессионалов или просто насладитесь интересными фото подборками: цветущая сакура, фото капель воды, минимализм в фотографии, красивые романтические фото, портреты стариков.
Хотите получить бесплатную книгу по основам композиции с большим количеством примеров?
Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”
Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“
И снова о композиции в фотографии. Зачем она вообще нужна?
Э то пятая часть нашего разговора о композиции в фотографии. В ней я расскажу о том, для чего нужно знать тонкости в этой области и приоткрою еще два секрета, которым пользуются фотографы.
Закономерный вопрос — почему я так много времени уделяю этому аспекту в искусстве фотографии? Друзья, все очень просто, такие уроки фото очень важны.
По моему мнению, хорошая фотография складывается из трех-четырех очень важных вещей.
Первое — это идея
Идея снимка это то, что вы хотите донести до зрителя. То, что вызывает ваши эмоции и потом будет вызывать эмоции зрителя. Идея может быть как заранее придуманной и подготовленной (тематическая фотосессия), так и спонтанной — попавшийся на глаза красивый цветок, пейзаж, здание, какие-то человеческие эмоции, событие, природное явление, необычные люди или животные… что угодно!
Главный инструмент фотографа это глаза
Мауэль Альварез Браво
Смысл этого высказывания в том, что мы сначала видим нечто красивое и интересное, а потом пытаемся это запечатлеть и передать зрителям.
Второе — реализация идеи
Итак, у вас есть хорошая идея. Как эту идею правильно и красиво изобразить на снимке? Как сделать так, чтобы то, что вы фотографируете вызывало такие же эмоции у зрителя?
И тут к нам на помощь приходит композиция. Существуют различные приемы, которые помогают правильно реализовать идею, представить ее в самом лучшем виде. Понятно, что красивый пейзаж или панораму одного и того же места можно снимать по-разному. Смещаться с точки на точку, добавить вспомогательные объекты в кадр, дождаться пока солнце зайдет или наоборот, выйдет из-за облаков и т.д.
Приемов десятки, при чем, иногда они взаимно противоречащие. И в этом нет ничего необычного. К примеру, горизонт в пейзаже можно располагать выше, ниже или по центру фотографии, а в некоторых случаях и специально заваливать его и это будет правильно. Это зависит от того, что вы хотите выделить на фотографии и красоту чего показать: моря или неба, а может быть гармонию и баланс между ними и т.д.
Третье — техника
У вас есть идея и есть понимание того, как ее реализовать. «Ок!», но под рукой только мобильный телефон или мыльница. Понятно, что фотографии и в этом случае могут получиться хорошими, но не всегда такими, какими бы мы хотели.
Может быть я идеалист, но, как говорят в народе: «В человеке все должно быть прекрасно», так и здесь, в фотографии.
Четвертое — пост-обработка
Иногда совсем непросто передать «идею», без последующей обработки фотографии. Да и вообще, пост-обработка необходима практически всегда. Бывает нужно подправить горизонт или баланс белого, подкорректировать цвета, придать «атмосферность» фотографии или целому фотосету и т.д.
Об этих четырех важных пунктах я всегда говорю своим студентам на самых первых занятиях.
Это было небольшое лирическое отступление, теперь несколько композиционных приемов.
Как передать масштаб объекта на фотографии?
Представьте, что вы стоите перед огромным старинным зданием, деревом, кораблем или чем-нибудь еще. Как сделать фотографию так, чтобы зритель, рассматривающий ее сказал: «О да, эта штука реально огромная!!». Ведь не всегда просто передать масштаб.
Совет такой: используйте людей 🙂 В самом хорошем смысле этого выражения!
Все мы знаем средний рост человека. И это поможет сориентироваться при просмотре. Несколько примеров.
Простота и минимализм
Еще один секрет — простота, ведь «всё гениальное просто»! Помните такую поговорку? Иногда имеет смысл не перегружать кадр излишними предметами. Взгляд начинает бегать по фотографии, метаться от одного объекта к другому. И такая фотография не цепляет.
Другое дело, когда все просто. Есть объект и есть простое негативное пространство вокруг него. Мы посмотрели на такую фотографию, и сразу стало все понятно.
Основные правила композиции в фотографии.
Для того, чтобы на снимки было приятнее смотреть, чтобы они привлекали внимание людей, нужно знать правила композиции в фотографии. Для вас мы собрали несколько советов, которые помогут сделать ваши работы сверхзалипательными для каждого зрителя.
Правило третей
Правило третей в композиции одно из самых главных. Оно довольно простое. Визуально экран нужно поделить на 9 частей. Это 3 линии по вертикали и 3 линии по горизонтали. Во всех новых смартфонах сейчас есть режим «Сетка», который очень помогает начинающим фотографам при съемке. Функцию можно включить в настройках камеры.
>>>> Главный предмет съемки должен располагаться на пересечениях граней.
Это правило тесно дружит с психологией. Потому что человек при просмотре снимков первым делом обращает внимание именно на эти зоны. И обычно его взгляд движется по часовой стрелки, начиная с самой нижней точки.
‼Хороший и запоминающийся пример – это плакаты депутатов перед выборами. Политики на баннере обычно располагаются справа или слева, а дальше идёт фамилия и лозунг. Сделано всё это, исходя из психологии человека. Первым делом взгляд избирателя «зацепиться» на фигуре.
Если нужно выделить человека/предмет/лозунг, то он должен располагаться на пересечении точек слева.
Горизонт
Основные правила композиции при создании фото не выдерживают шуток про заваленный горизонт.
>>>> Горизонт всегда нужно выравнивать. При создании фото можно воспользоваться «Сеткой» или позже выровнять его в настройках.
>>>> Горизонт нужно размещать или в верхней части, или в нижней части одноц из третей.
Бывают такие снимки, когда фотограф хочет заснять реку, по которой плывет корабль, или наоборот шикарное небо. Здесь важно понять, о чем ваше фото. Если оно больше о реке, о земле, о поле, то горизонт должен располагаться на первой трети пересечения линий. А если он больше о небе, то горизонт будет лежать на последней трети.
Пример 1. Здесь фото больше про корабль. Фотограф хочет показать массивность. Поэтому, линия горизонта расположена в нижней трети.
Пример 2. А здесь сюжет про воду. Автор делает акцент на отражающемся солнце на водной глади воды и плюсом еще кораблик. И горизонт располагается в верхней трети.
>>>> Но если у вас история с отзеркаливанием предметов (деревья, лодка) в воде, то линия горизонта по середине будет смотреться весьма гармонично.
>>>> Золотое правило композиции – человеческие глаза всегда должны быть расположены на верхней трети. Неважно: справа по центру или слева, главное, чтобы на верхней трети пересекающихся линий.
Перспектива в кадре
Фотографии будут смотреться удачнее, если на снимке будет законченная перспектива.
Законченная перспектива – это когда в кадре видна воображаемая точка сборки всех направлений. Дорога, тропинка, лесополоса, речка, забор, человеческое плечо соединяются и имеют одну точку сборку.
Незаконченная перспектива – это все остальные случаи, когда предметы не имеют общую точку сборки. И зрителю не совсем понятно, что там происходит дальше.
Это дело выбора каждого, но, по мнению профессионалов, лучше, когда линии визуально пересекутся в кадре где-то в будущем.
Точка съемки
Какие есть правила композиции при съемки человека? Допустим, у Вас намечается интервью с кем-то или вы сами себя снимаете на камеру.
>>>> Нужно снимать человека чуть ниже уровня его глаз.
Почему? Потому что чем ниже снимаешь человека, тем выше будет он в глазах зрителя. Это психологический приём.
>>>> Чем дальше вы отходите от объекта, тем ниже должна быть расположена камера.
>>>> Если вы снимаете сами себя, то камеру лучше всего расположить на уровне вашего носа.
>>>> Не забывайте, что глаза должны быть расположены на первой трети сетки (по центру, справа или слева).
>>>> Взгляд при этом должен быть направлен в противоположную сторону. Если вы, конечно, смотрите туда, пока что-то рассказываете. Допустим, вы сидите с левой стороны, а взгляд ваш должен быть направлен вправо.
Освещение
Магия света – это самое главное, что должно быть супер идеальным в вашем кадре. От этого зависит 95% вашей работы. Правильно поставленный свет поможет даже волосатому снежному человеку в кадре выглядеть прекрасным принцем.
Грубые ошибки
Чего на видео быть просто не должно:
- пересвет;
- засвеченное лицо;
- желтый свет;
- тень, которая закрывает лицо (от волос, носа);
- блики и жирный блеск на лице;
- блеск других предметов.
Для более мягкого света используйте лампы с софт-боксами.
Выразительность
Свет нужен для того, чтобы была видна сама картинка, а также, чтобы отделить человека от фона. Что для этого нужно сделать?
>>>> Выбирать одежду контрастных цветов, которая отличается от бэкграунда. Распределяйте роли правильно. Если вы хотите выделить себя, то надевайте яркую одежду и стойте на бежевом/молочном/сером бэкграунде.
>>>> Подбирать непохожие между собой цвета одежды (предмета) и фона.
>>>> Если в кадре находятся два предмета (крупный и маленький), то первый, по мнению зрителя, будет нести большую значимость.
>>>> Наличие человека или лица в кадре намного предпочтительнее, чем абстрактная фигура.
>>>> Важно правильно найти нужное расстояние от фона до фигуры (предмета). Желательно, чтобы оно было, как минимум, 2 метра (по возможности). Это даст чуть размытый фон, человек будет больше отделен, и всё это будет выглядеть в кадре очень хорошо. Если такой возможности нет, ну, значит нет.
>>>> Нужен свет, который сделает человека светлее, чем сам фон.
>>>> На саму фигуру должен падать светлый свет, а сзади должен быть холодный.
Правила композиции по построению света можно увидеть на ютуб канале dslrbloginfo. В них на примерах всё прекрасно показано.
Сорви овации
Будьте самыми стильными! Используйте супер эффекты:
Еще куча лайфхаков, секреты обработки, лучшие фильтры, о том, как сделать радугу на лице, как наложить текст, сделать правильную раскладку на фото собраны в нашей общей статье. Кликайте на картинку!
Как видите, основные правила композиции довольно просты. И их очень легко запомнить. Если вы будете соблюдать даже самую малость из них, то ваши снимки заметно преобразятся. Но никто не запрещает их нарушать! Пускай ваши работы собирают огромное количество лайков и престижных наград.
Спасибо за ваше потраченное время