Как улучшить композицию фотографии, сменив угол съемки
Как улучшить композицию фотографии, сменив угол съемки
На тему композиции в фотографии существует множество правил, рекомендаций, предположении и идей. У каждого человека есть своя особая эстетика и способ видения, но среди всей информации порой трудно найти дорогу к собственной концепции. Однако, есть один очень простой совет, который, вероятно, является самым быстрым способом улучшить ваши фотографии. Он ничего не стоит и не требует покупки дополнительного оборудования. Все, что вам нужно, это остановится, подумать и сделать другой выбор. О каком выборе идет речь? О выборе другого угла обзора.
Огромное количество фотографий делается с положения стоя, глядя на объект. Вместо того, чтобы делать привычные для вас вещи, почему бы не попробовать что-то новое?
Смените угол обзора
1. Опуститесь ниже
Опуститесь на землю так низко, насколько это возможно (в зависимости от ваших физических способностей и препятствий). Это поможет создать более тесный контакт с тем объектом, который вы собираетесь фотографировать – быть с объектом на одном уровне всегда идеально.
Находится в одной плоскости с объектами, расположенными на земле – это всегда неожиданно. Ведь мы в большинстве случаев видим мир в положении стоя. Поэтому такой угол обзора будет чем-то новым.
Я опустилась так низко, насколько это было возможно, чтобы не спугнуть любопытного бандикута.
Прилечь на влажный песок тропического острова в 6 часов утра – неплохое начало дня.
Я провела пару часов, ползая на коленях на краю кладбища, фотографируя эти мухоморы в полном расцвете.
2. Поднимитесь выше
Заберитесь на забор, на ступени, дерево или лестницу и используйте эту высоту для усиления эффекта. Взгляд на предмет строго сверху для большинства людей очень не свойственен. Это является основной причиной популярности фотографии с дронов – она позволяет нам увидеть мир с совершенно другой точки зрения.
3. Посмотрите под разными углами
Сколько раз вы направляли камеру прямо или строго вниз? Большинство людей редко смотрят прямо над собой, поэтому такое изображение совсем другое. Если вы сочетаете высоту со взглядом вниз, то можете быть очень креативны, так как для зрителя, который обычно «приростает» к земле, это очень непривычно.
Взгляд камеры прямо на лестничную клетку с верхнего этажа обеспечивает уникальный угол.
Сталактиты в известняковой пещере прямо над моей головой.
4. Выберите другой объектив
Переход от вашего стандартного объектива к любому другому также может сыграть большую роль.
Попробуйте использовать макро объектив или ультра широкоугольный. А еще лучше — отбросьте консервативность. Делайте макро снимки на ультра широкоугольный объектив и возьмите макро объектив для создания портретов.
Раздобудьте дешевый винтажный объектив, один из тех, которые содержат множество эффектов (обычно они требуют ручной фокусировки). Потестируйте Lensbaby или другой особый вид объектива. Не бойтесь экспериментировать. В конце концов, что плохого может случиться?
Единственный способ поместить этот действительно широкий сельскохозяйственный агрегат в кадр — это снимать близко с ультраширокоугольным объективом. Это также позволило захватить все эти замечательные облака на небе.
Макро объектив приоткрывает окно в мир, который мы обычно не видим. Мельчайшие красивые детали становятся видимыми.
Снимок сделан на антикварный российский объектив, который содержит большое количество дисторсии на краях, но может давать интересный эффект, если подойти к съемке творчески. Бонусом является то, что он очень дешевый и его легко найти в антикварных магазинах. Обычно работает только в ручном режиме.
5. Снимайте крупным планом
Приближайтесь объективом к самому объекту. Заполните им кадр насколько это возможно. Если хотите, пусть это будет полная абстракция, но вытолкните себя из зоны комфорта. Приближайтесь к объекту так близко, как сможете, а потом подойдите еще ближе.
6. Не торопитесь, это я о выдержке:)
Длинные экспозиции могут быть очень интересными и дать вам совсем другие фотографии. Эффект мягкой воды красивый, но как на счет по-настоящему длинной экспозиции, когда вода выглядит, как дым или туман? Ночные кадры танцоров с огнем, создающие узоры в темноте? Игра с рисованием светом? ICM или преднамеренное движение камеры? Замедление действия и его захват могут принести много творческого удовольствия.
Съемка ночью или с малым количеством света предоставляет множество возможностей для использования длинных экспозиций креативным способом. В последнее время очень популярна астрография, и для этого понадобится штатив и съемка нескольких кадров с длинной экспозицией. Полосы света от движения автомобилей по оживленным улицам города или машина, поднимающаяся по горной дороге на расстоянии.
Эти виды изображений требуют времени, а также, чтобы вы задумывались и планировали это заранее. Ожидание хороших результатов может вас огорчить, но наградой будут те прекрасные изображения, которые вы получите в очень сложных условиях.
Танцоры с огнем на пляже.
Танцовщица, использующая цветной световой луч. Фото сделано с более длительной экспозицией для захвата вращающегося движения.
Дерево, задрапированное в нитях огней, становится совсем другим изображением при применении преднамеренного движения камеры. Просто немного больше времени экспозиции и покачивание запястья, и вы получите это.
7. Старайтесь мыслить абстрактно
Подойти очень близко к объекту или выбрать только его часть — отличный способ привнести абстрактные понятия в вашу работу. Вы дразните зрителя с достаточным количеством предмета, который дает понять, что это такое. Это часто заставляет их уделять больше внимания изображению, поскольку они больше думают о том, что это может быть.
Есть тонкая грань между достаточно и слишком абстрактно. Она зависит от вашего объекта. Конечно, вы можете уйти в глубокую абстракцию, и это будет абсолютно приемлемо, но потеря контекста может оказаться сложной для аудитории.
Это очень избитые носки пары балетных туфлей.
Итог
На мой взгляд, приложение некоторых усилий и мыслей в то, как вы используете свое оборудование, является наиболее эффективным способом улучшить свое мастерство. Сильная и захватывающая композиция может быть достигнута с любым типом камеры, если вы немного подумаете и уделите этому время.
Да, для некоторых видов изображений вам может понадобиться особое оборудование, как, например, макро объектив для очень крупных планов. Но в целом вы можете увидеть значительный прогресс вашего мастерства в фотографии, если просто остановитесь и подумаете ДО того, как начнете снимать. Прежде, чем нажимать на кнопку, задайте себе эти вопросы:
- Какой здесь самый очевидный угол?
- Какие другие варианты можно было использовать вместо этого?
- Есть ли у меня время на эксперименты?
- Есть ли пространство и возможность физически менять угол обзора?
- Это безопаснозаконно?
- Не нанесу ли я вред собственности или окружающей среде, поменяв положение?
Развитие способности видеть иначе было решающим шагом на моем пути становления как фотографа. Расширяя свои возможности и развивая новые стили, мои работы стали более заметными и комментируются гораздо чаще. Это побудило меня экспериментировать еще больше и по-настоящему расширить собственные границы.
Возможность снимать разными способами дополняет ваш набор навыков гибкостью и глубиной. Холодный дождливый день? Достаньте свой макро объектив и поройтесь в кладовой в поисках объекта для съемки. Сорвите в саду цветок и возьмите его в дом. Прогуляйтесь по улицам города в поисках маленьких интересных деталей и сфокусируйтесь на них. Смотрите абстрактно и расскажите историю со своей точки зрения. Сфотографируйте ноги людей, идущих по переходному переходу, или сделайте панорамное фото велосипедиста, объезжающего трафик.
Ваша очередь
Не спешите и осмотритесь на мир вокруг вас, а затем подумайте о том, как поместить это в кадр. Будьте креативны. Не бойтесь пробовать что-то новое. Вам может понадобиться время на то, чтобы «подсесть» на это, а возможно вы моментально влюбитесь в возможность видеть мир совершенно по-другому.
Как улучшить композицию и добавить глубины
Фотография являет собой двухмерное представление трехмерного мира и наша цель – создать для зрителя иллюзию погружения в тот самый трехмерный мир. Существует огромное количество способов этого достичь, некоторые из которых мы рассмотрим в данной статье.
Обрамление объекта
В одной из предыдущих статей мы говорили об использовании шаблонов в качестве основы для фотографии, и одной из идей было использовать обрамление. Возьмем один из снимков и рассмотрим технику на его примере. В случае с одним из самых фотографируемых зданий мира существует не так много вещей, которые помогут создать эффект объема.
Разница в экспозиции между передним планом и фоном придает снимку ощущение глубины, а 23мм объектив XF с диафрагмой f/2 преувеличивает расстояние между воротами и зданием, только усиливая иллюзию. Благодаря широкоугольному объективу (
35мм на полнокадровом сенсоре) и грамотному обрамлению, мне удалось создать ощущение, словно проход и люди на переднем плане гораздо больше, чем Тадж-Махал. На самом деле он гораздо выше по сравнению с этими воротами и снующими вокруг туристами, но их близость к камере меняет перспективу, помогая создать дополнительный уровень объема.
Осветите определенную часть
Как я уже сказал, второй фактор, касающийся снимка выше – разница в экспозиции между Тадж-Махалом и элементами на переднем плане. Осветив одну часть кадра ярче, чем другие, вы также создаете иллюзию глубины. Наш мозг воспринимает разницу в свете как отличие расстояний, чем можно воспользоваться себе на пользу.
Хотя в кадре, приведенном ниже, есть несколько вещей, включая визуальные направляющие и разницу в глубине резкости, один из основных элементов, придающих ему объем – то, каким образом падает свет. Мужчина сидит на переднем плане, полностью освещенный лучами солнца, проходящими между домами. При этом другие здания и улица укрыты в тени, а второй человек из-за свет на дальнем фоне вообще превратился в силуэт. Наш мозг способен различать расстояние и разделять сцену на слои. Обращая внимание на различия в освещении и позволяя объекту находиться в другом свете, вы сможете эффективно создать ощущение глубины.
Направление света
Свет и тень играют огромную роль в определении глубины для зрителя и примеры выше это подтверждают. Объект, залитый светом спереди, может казаться плоским (если только глубина не создается за счет чего-то другого), но это можно исправить, осветив его с другой позиции (не обязательно, чтобы это был искусственный свет). Освещение со стороны и сзади в значительной мере помогают создать иллюзию объема.
На снимке ниже свет восходящего солнца падает как на объект, так и на колонны спереди. Ключ к его объемности лежит в том, что свет исходит с одной стороны, создавая тень с противоположной. Для нас это кажется очень естественным, поскольку мы привыкли видеть подобное каждый день. Эта разница в освещенности является признаком глубины, даже если мы сами того не осознаем. Попробуйте поработать с объектом, когда свет падает с разных сторон. Вы увидите, что есть определенные виды освещения, помогающие добиться большей глубины.
Загородите часть композиции
Другой отличный способ придать снимку ощущение объема – поместить что-то между камерой и объектом. Из того, что мы видели выше, передний элемент можно использовать, чтобы эффективно обрамить объект. Однако, он не обязательно должен иметь вид рамки. Можно использовать всё, начиная с листвы и заканчивая призмами. Попробуйте также поиграться с глубиной резкости, отрегулировав вид этих элементов. В результате вы получите не только большую глубину, но еще и сможете прикрыть нежелательные части кадра.
Как можно видеть из примера ниже, наличие ветвей бамбука делает фотографию гораздо менее плоской. Поместив элементы на передний план и, как в данном случае, позволив им быть расфокусированными, мы предлагаем зрителю подсказку в плане глубины фотографируемой сцены. Если вам кажется, что кадр выглядит слишком плоским, попробуйте поместить что-то между камерой и объектом. Зачастую это отлично помогает.
Поэкспериментируйте с глубиной резкости
Глубина резкости – это не только инструмент, помогающий отсечь объект от заднего плана. Её можно использовать, чтобы изменить само восприятие снимка. Позволив некоторым вещам быть в фокусе, а другим – стать размытыми, вы меняете их «визуальный вес». Это позволяет выделить определенные вещи и улучшить соотношение расстояний, особенно, если размытие совпадает с изменением размера.
На этом снимке только один из людей находится в фокусе, что моментально отделяет его от всех остальных. Кроме того, размытые фигуры имеют другие размеры, благодаря чему мы получаем визуальные подсказки по поводу расстояния до них.
Используйте широкоугольный объектив
Как я упоминал в первой части статьи, то, как на снимке отображается глубина, во многом определяет выбранный объектив. Поскольку вещи, находящиеся ближе к камере, кажутся нам больше, широкоугольный объектив отлично подойдет, чтобы продемонстрировать вещи с близкого ракурса. Или можно наоборот создать преувеличенное ощущение глубины. Уличные фотографы часто говорят об особенном ощущении от съемки с 28мм или 35мм объективом, будто он заставляет подойти ближе к объекту. Чем шире угол, тем сильнее этот эффект.
В данном примере океан отделяет каменное побережье от города. Однако, камни при этом выглядят значительно больше, чем город. Такая ситуация получается из-за того, что они находятся гораздо ближе к камере. Подобного эффекта можно добиться при съемке с широкоугольным объективом (в моем случае XF 10-24мм f/4). Экспериментировать с разными фокусными расстояниями и их влиянием на отображение объектов в кадре – еще один способ получить интересное ощущение объема.
Подводя итог
В данной статье мы рассмотрели несколько способов создания иллюзии объема. Какие еще способы вы используете, чтобы добавить глубину своим фотографиям?
Точка съёмки и ракурс
В статье » Композиция кадра и правило третей » мы составили перечень основных выразительных средств незаменимого инструмента профессионального фотографа — композиции кадра. Напомним, что в этот список попали: план, правило третей, перспектива, точка съёмки, ракурс, свет и тень, золотое сечение, правило диагоналей. В предыдущих статьях мы подробно рассмотрели план и правило третей, нынешнюю статью мы посвятим точке съёмки и ракурсу.
В начале статьи хочется сказать о следующем: в фотографии, как виде изобразительного искусства, все выразительные средства взаимосвязаны друг с другом и при этом взаимодействии оказывают большое влияние на конечный результат. Изменение перспективы невозможно представить без изменения точки съёмки и угла съёмки (ракурса), в свою очередь изменение точки и угла съёмки существенно может повлиять на соотношение свет-тень в фотографии и т. д. Поэтому простор для творчества в художественной фотографии чаще всего ограничен лишь техническими средствами. Но несмотря на это, все выразительные средства фотографии подчинены тем или иным законам или правилам, знание и соблюдение которых позволяет фотографу добиваться в своей работе поставленной цели — создавать художественно-выразительные, эмоционально-глубокие фотографии.
Вполне очевидно, что когда мы смотрим на один и тот же предмет с разных точек, наша зрительная система воспринимает этот предмет по разному. Происходит это потому, что с изменением точки взгляда происходит изменение угла взгляда, что приводит к изменению перспективы предмета — кажущееся искажение пропорций, формы и светотеневых отношений предмета.
При этом стереоскопическое зрение человека, благодаря возможности наблюдать предмет с разных точек (левый и правый глаз), позволяет мозгу вносить коррективы в видимое изображение для более комфортного для человека восприятия, а объектив фотокамеры, являясь по сути моноскопическим устройством, не способен вносить такие поправки, в связи с чем кажущееся изменение перспективы предмета в фотографии носит более выраженный характер.
Касаемо перспективы, хочется обратить внимание на следующее: каждый реальный предмет, окружающий нас и попадающий в объектив фото или видео камеры, имеет свою форму, свой объём и свою конструкцию. Форма предмета — его геометрическая сущность, определяющая его внешний вид или внешние очертания. Объём предмета — это уже трёхмерная (длина, ширина, высота) пространственная величина, ограниченная поверхностями, составляющими форму предмета. Конструкция предмета характеризует его строение, связь отдельных элементов предмета и определяет его характер.
Перейдём к практической стороне вопроса и расскажем, как и на что влияет выбор той или иной точки съёмки и какие художественные задачи в фотографии призван решить ракурс.
Точка съёмки — место расположения фото или видео камеры относительно объекта съёмки. Формулировка довольно простая и полностью отражает суть. Так вот, точка съёмки может определять расстояние до объекта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости применимо к фотографии точка съёмки может быть фронтальной (анфас)
боковой (профиль)
и три четверти (среднее положение объекта съёмки относительно камеры между анфас и профиль)
и влияет на крупность плана. Чем ближе к объекту — тем крупнее план и наоборот.
С горизонтальной плоскостью всё предельно ясно: фронтальная точка съёмки — объект «лицом» к камере, боковая точка съёмки — объект «одним боком» к камере, три четверти — объект и не полностью «боком», и не совсем «лицом» к камере. На что влияет выбор точки съёмки в горизонтальной плоскости? В первую очередь, на визуальную составляющую фотографии, во вторую очередь — на эмоциональную составляющую. Прочему именно так? Ответ прост: при изменении точки съёмки в горизонтальной плоскости происходит в первую очередь кажущееся изменение формы (объёма) объекта. Если фотограф хочет подчеркнуть симметричность (фотогеничность) объекта съёмки, он выбирает фронтальную точку, если необходимо скрыть асимметричность объекта или подчеркнуть конкретную деталь — боковую или в три четверти. Это технические аспекты, в некоторой степени даже академические, которые не всегда могут совпадать с творческим замыслом фотографа, поэтому в конкретных случаях фронтальная точка съёмки может служить средством для акцентирования внимания зрителя именно на асимметричности объекта и т.д. и т.п.
Несколько иначе обстоит дело с изменением точки съёмки в вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости точка съёмки бывает:
верхней
с уровня глаз
и нижней.
Меняя её с привычной «с уровня глаз» до верхней или нижней, происходит, во-первых, изменение высоты линии горизонта в кадре (при нижней точке линия горизонта опускается, при верхней — наоборот поднимается), во-вторых, происходит кажущееся изменение конструкции предмета (объекта) съёмки. А выше мы говорили, что именно конструкция предмета отвечает за его характер. Так вот, выбор точки съёмки в вертикальной плоскости влияет в первую очередь на эмоциональную составляющую фотографии.
Обобщим. Изменение точки съёмки в вертикальной плоскости позволяет:
— изменить высоту линии горизонта в кадре, тем самым грамотно скомпоновать композицию кадра по правилу третей (линия горизонта не должна делить кадр на две равные части);
— изменить масштаб объектов на переднем плане по отношению к объектам на дальнем плане. Нижняя точка объекты переднего плана «увеличивает»,
— избавиться от лишних деталей снимка путём проецирования центрального объекта на фоне неба при использовании нижней точки съёмки, на фоне поверхности — при использовании верхней точки съёмки.
При этом центральный объект при съёмке с нижней точки выглядит величественно, монументально, победно за счёт кажущегося искажения его конструкции.
Съёмка с верхней точки создаёт абсолютно противоположную иллюзию, при этом очень полезна и эффективна при изображении больших пространств, массовых скоплений чего-либо, поражающих воображение зрителя своей масштабностью.
Теперь немного о ракурсе. Всё дело в том, что в большинстве случаев понятия «ракурс» и «точка съёмки» ошибочно заменяются друг другом. Очень часто на глаза попадаются статьи о технике фото или видео съёмки, в которых авторы практически стирают грань между ракурсом и точкой съёмки. Так вот, если точка съёмки — это скорее географическая величина, определяющая положение фото (видео) камеры относительно объекта съёмки, то ракурс — это геометрическая величина, определяющая угол съёмки, получаемый при наклоне (повороте) оси объектива относительно объекта съёмки.
На рисунке видно, как меняется угол съёмки (ракурс) при неизменной нижней точке съёмки
Очевидно, что если попытаться сфотографировать человека в полный рост с нижней точки, при этом не изменив угол наклона оси объектива, в границах кадра будут видны одни ноги.
Поэтому точка съёмки и ракурс — совершенно разные выразительные средства, использовать которые в изобразительном искусстве можно как отдельно друг от друга, так и в тандеме.
В заключении как всегда хочется добавить: фотография — не хирургия, на ошибках учатся.
5 советов, которые помогут улучшить композицию в фотографии
Изучая фотографию, очень важно знать технические характеристики камеры, объектива, разбираться в базовом треугольнике фотонастроек (ISO-диафрагма-выдержка). И когда вы сполна овладеете этими знаниями, стоит обратить внимание на композиционную составляющую фотоснимков.
И в этой статье мы бы хотели поделиться некоторыми легкими советами.
1. Золотое сечение
Изучите правила как профессионал и нарушайте их как художник. Пабло Пикассо
Да, это банальное правило. Да, написано уже много статей о том, правильно ли его использовать, или неправильно. Работает оно или нет. Но как не крути, снимки, сделанные с использованием этого правила, смотрятся более органично и красиво.
2. Единство
Единство в композиции – это о порядке. Много повторяющихся элементов смотрятся действительно мощно. Вы можете повторять формы, линии или цвета в вашей фотографии. Поступая таким образом, вы создаете единое представление сцены, и это, в свою очередь, дает очень мощный композиционный эффект. Единство может принести успокаивающее чувство к изображению, попытаться найти предмет, который отобразит это.
3. Ритм и баланс
Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды.
Идея этих композиционных приемов в том, чтобы найти повторяющиеся идентичные элементы и сфокусировать на них внимание. Идеально, когда в огромном количестве одинаковых элементов (например – окна) будет один выделяться. Именно он и будет притягивать внимание людей, которые будут смотреть снимок.
4. Пространство
Открытое или негативное пространство иногда также важно, как и субъект съемки. Пустое пространство даст зрителю больше контекста о том, где был сделан снимок, или расскажет об окружающей среде. Поэтому не стоит пренебрегать столь мощным приемом.
5. Передвигайтесь ногами
Когда вы смотрите, как работают фотографы-профессионалы, то сразу заметите, чем они отличаются от аматёров. Они больше двигаются, они смотрят на сцену под разными углами, ищут, как лучше ложится свет, обойдут ее со всех сторон, и только тогда нажимают на спуск затвора камеры.
Следуйте этим простым правилам, и когда вы овладеете ими, смело их нарушайте.
Как улучшить композицию фотографии, сменив угол съемки
Войти
Ракурс — основа композиции. Разные углы съемки
Надо ли относить ракурс к композиции? А почему же нет? Угол съемки очень сильно влияет на композицию в целом.
Я уже упоминала в предыдущих заметках на тему фуд-фотографии, что идеально снимать со штатива, в ручном режиме или, что более характерно для съемок фуда, в режиме приоритета диафрагмы. Но снимать с рук и используя штатив — это две большие разницы! Штатив сковывает фотографа, тем не менее, с этим надо бороться, не позволяйте хвосту управлять собакой штативу ограничивать вашу творческую свободу и смелые эксперименты. На самом деле, если практики много, очень быстро привыкаешь крутить ручки и ножки штатива, меняя угол и высоту.
Наиболее распространенные углы для съемки еды: 0, 10-20, 45, 90.
картинка отсюда
Рассмотрим на примерах моих фотографий разные углы съемки.
1) 0 градусов, съемка на уровне объекта
Большинство классических натюрмортов нарисовано именно под таким углом, а классики плохого не посоветуют. Нюансы съемки таковы: обязательно нужен задний фон. Конечно, его можно сильно размыть, воспользовавшись лайфаками из моей статьи про диафрагму (открытая диафрагма и удаленность объекта от заднего фона), и/или обработать в Фотошопе. Обратите внимание на то, чтобы при такой фронтальной съемке не отразился штатив или вы сами на отражающей поверхности, если таковая есть.
2) 10-20 градусов
Не сильное, в сущности, отличие, но посмотрите, как меняется картина. Со сменой угла съемки конечно, приходится менять высоту штатива, ну и переставить предметы. Здесь яснее проявляется фон, если при съемке на 0 градусов приходится его только слегка почистить при постобработке лишь на переднем плане, то теперь это площадь немного увеличивается. Ну и уже при таком небольшом угле съемки задний фон не понадобится.
Очень такой привлекательный угол для съемки, он естественный для человека, который сел за стол, чтобы поесть. По фону — все то же самое, заднего фона не нужно, но внимание к поверхности, на которой расположен объект съемки, еще повышается — к чистоте, фактуре, гармонии.
Ракурс на первый взгляд сомнительный, поскольку он убивает объем, все будет плоское на снимке. Но эти 90 градусов, прочно обосновались на сегодня в съемке фуда и предметки, благодаря Инстаграм. И это следует принять и осваивать этот угол съемки. Здесь чистота фона наиболее критична, и даже если вы его чистите во время пост-обработки, эту самую обработку надо максимально сократить в плане очистки, хорошенько протерев фон перед съемкой. Зато на первый план выходят формы, геометричность, цвет.
Для фуд-блогеров это вообще хорошая тема — съемка смартфоном сверху, для инсты все получается красивенько.
Как выбрать угол съемки? Лучший ответ — пробуйте все! Но следует учитывать стилизацию блюда. Например, блины интересно смотрятся башенкой:
А сырники, тем не менее, я разложила для плоской съемки:
Однако, чтобы показать красивую стилизацию в виде башенки, лучше использовать все-таки 0 или 10-20 градусов.
Ракурс — это только часть композиции, как таковой, а дальше я расскажу о всяких не менее занимательных вещах — диагоналях, треугольниках, золотом сечении и прочем.
15 основных советов по композиции в фотографии
Талантом идеального видения удачной композиции кадра обладают не все. Но это совсем не значит, что путь в фотографы закрыт для людей, не имеющей такой врожденной способности. Всему можно научиться, было бы желание. Приведем 15 советов, которые помогут хорошо скомпоновать кадр.
Выразительно показать нужно уметь даже очень красивые вещи. Плохая композиция может испортить, казалось бы, беспроигрышный кадр. Если в какой-то момент возникнут сомнения, как лучше снять тот или иной объект, воспользуйтесь одним из приведенных ниже советов.
1. Заставьте глаз зрителя двигаться в нужном направлении. Это одно из проявлений знаменитого правила «Золотого сечения». Точкой отправления лучше всего выбрать левый верхний угол, считается, что человек обычно начинает рассматривать изображения именно отсюда, но возможны и варианты.
2. Отставить симметричное деление! Разбивайте кадр на три части по горизонтали и работайте с ними. Это же можно сделать для вертикали, а потом расположить основные объекты на пересечениях линий. Такой подход оживит кадр!
3. Выбирайте вертикальный формат снимка, Фотографируя людей во весь рост, высокие здания и различные вертикальные объекты, . Снимая пейзажи, отдавайте предпочтение горизонтальному формату.
4. Не бойтесь пустот. Это касается динамичных кадров: движущиеся поезда, машины, бегущих людей и тому подобное лучше снимать, оставляя перед ними свободное место. Иначе взгляд уйдет за пределы фотографии и не зацепится на главном.
5. В борьбе «чет-нечет» побеждает «нечет». Другими словами, лучше, когда на фотографии нечетное количество объектов. Такие снимки привлекательнее, не нужно трудиться, чтобы выделить главный объект.
6. Используйте ритм. Повторение одинаковых линий позволяет показать необычно привычные вещи, делает снимки загадочными и вместе с тем понятными и простыми.
7. Акцент на главное. Чтобы выделить объект на снимке можно настроить объектив на небольшую глубину резкости. При открытой диафрагме это позволит «выдвинуть» главное и размыть фон. Чтобы придать снимку равновесия, располагайте главный объект в центре.
8. Следите за положением горизонта. Заваленный горизонт режет глаз и разбалансирует снимок. Иногда такой прием уместен, но не в классических пейзажах.
9. Простота — золото! Ограничьте количество объектов, присутствующих на снимке, это только добавит ему привлекательности. Простота композиции делает фотографию предельно ясной и интересной, притягивает к ней взгляд.
10. Избегайте «плоских» кадров. Фотографии, на которых видно и фасад, и боковую часть здания выглядят лучше отображающих только фасад. Меняйте ракурс, делайте больше кадров, чтобы добиться желаемого объема.
11. Обрамляйте объект съемки. При съемке пейзажа «рамкой» может выступать арка из ветвей деревьев. Отличные снимки получаются, если фотографировать из пещеры или через арку.
12. Кадрируйте с умом. Хорошо, когда объект или сюжет снимка занимает весь кадр и в него не попадает ничего лишнего. Добиться этого можно, подойдя ближе к предмету съемки, воспользовавшись зумом или «обрезав» кадр при его обработке в редакторе. Главное при этом не удалить лишнего, люди с кистями рук и ступнями ног смотрятся куда лучше, чем без них.
13. Создавайте эффект присутствия. Снимая пейзажи, обращайте внимание не только на средний и задний планы, но и на передний. Включите в него несколько объектов, и картинка станет глубже, а у зрителя возникнет эффект присутствия.
14. Эксплуатируйте линии. Линии имеют магическое свойство: изогнутые линии обладают успокаивающим эффектом, ломаные, напротив, являются раздражителем, диагональные — придают динамичность, уводят вдаль, вертикальные — даруют величие, а горизонтальные — безмятежность. Обратите внимание, что дорога в форме английской S всегда выглядит интереснее трассы, уходящей вдаль по прямой.
15. Меняйте точку съемки. Портреты и архитектуру лучше всего снимать на уровне глаз — известная догма, но иногда замена точки съемки на нижнюю или верхнюю бывает уместна. Попробуйте сфотографировать снизу красивое здание, снять динамичную сцену: бег, танцы, прыжки, а сверху запечатлеть парад, карнавал, пейзаж или портрет.
14 элементов композиции, способных мгновенно улучшить ваши снимки
Понимание композиции, это то, чему должен уделять время каждый фотограф. Без необходимости вкладываться в покупку дорогостоящего оборудования, элементы правильной композиции позволят существенно повысить уровень ваших снимков. Работа над «взглядом фотографа» у кого то происходит естественно, но для других требуется время и усилия, чтобы отточить свои визуальные навыки и умения, применительно к фотографии. Сегодня мы рассмотрим несколько простых, но важных советов, которые помогут вам при оценке композиции собственных работ.
Старайтесь держать эти советы в голове и применять их на практике в следующий раз, когда возьметесь за камеру. Возможно, это поможет вам понять разницу между просто хорошим снимком и великолепным.
Шаг 1. Не пытайтесь достичь совершенства
Важно понимать, что нет такого понятия как «идеальная» композиция. Как и в любом искусстве, вы никогда не достигните той точки, на которой вы сможете остановиться и сделать «совершенный» снимок, но вполне можно приблизиться к этой точке и сделать снимок с отличной композицией. Фотографическая композиция состоит из многих элементов, основные из которых мы рассмотрим подробнее чуть ниже. Снимок не обязательно должен содержать все эти элементы. Он может использовать один или несколько, в различных комбинациях.
Шаг 2. Простота
Одно из самых основных правил, это как элементы в кадре взаимодействуют друг с другом и их количество. Что следует включить в кадр, а что оставить за ним. Обычно хочется запихать в кадр как можно больше всего интересного и сразу. Но думая о композиции следует быть более внимательным и думать, что важно, а что нет. Очень много наиболее выразительных снимков имеют простую, но эффектную композицию. Количество важных элементов в снимке ограничено, что позволяет взгляду зрителя сосредоточится на главном, а не выискивать в хаосе объектов – что же именно хотел показать фотограф.
Шаг 3. Правило третей
Правило третей – самое простое и самое основное правило хорошей композиции, доступное новичками и используемое профессионалами. Его еще называют «золотым сечением», что не совсем верно. Суть метода – мысленно провести в кадре две линии по вертикали и две по горизонтали, разделяя кадр на три равных секции по обоим осям (всего девять секций). Затем мы формируем кадр так, чтобы значимые элементы снимка находились на линиях или в местах их пересечений. Не обязательно точно, но максимально приближенно. Это правило – очень простое, но невероятно эффективное. Например для пейзажа – расположите линию горизонта по нижней линии, при этом так, чтобы гора была в районе правой вертикальной линии, а вершина горы приходилась на точку где она пересечется с верхней линией. В портрете – скомпонуйте кадр так, чтобы глаза приходились на пересечения верхней линии с вертикальными. Вариантов масса и соблюдение этого правила не требует больших усилий.
Шаг 4. Пейзажная композиция
Эффективно используйте композицию при съемке пейзажей. Впечатление от пейзажа во многом зависит именно от композиции и структуры. Во первых, спросите себя – что именно вы хотите снять. Вода, горы в отдалении, горизонт, восход или камни на переднем плане? На чем именно вы хотите сделать акцент ? Используйте правило третей, и старайтесь использовать многоплановость. Наличие интересного ближнего плана придает пейзажу глубину и масштаб и подводит взгляд к тому, более приоритетным элементам снимка.
Шаг 5. Линии
Линии – один из наиболее эффективных способов создания снимка вызывающего какие то эмоции. Горизонтальные и вертикальные линии придают снимку некую строгость и четкую структуру. Кривые линии дают толе расслабляющий эффект. Подумайте, где каждая линия снимка начинается и заканчивается. Линии можно использовать для подчеркивания главного объекта в кадре. Чтобы взгляд, скользя по ним, приходил именно к нему. Например, из одного угла снимка в другой. Дороги, реки, рельсы, провода, ограждения – множество вещей и предметов могут стать линиями, если вы сумеете их разглядеть и использовать.
При работе с вертикальными и горизонтальными линиями, следите за тем, чтобы их вертикальность и горизонтальность была соблюдена сразу. «Заваленный» горизонт или «падающий» дом может безнадежно испортить кадр. Конечно все можно исправить пост обработкой, но лучше следить за этим сразу, так как при пост обработке возможно вам придется пожертвовать чем то важным, что было на краю кадра и при повороте, окажется за краем.
Шаг 6. Формы
Когда вы поймете роль линий и как они работают в композиции, вы начнете замечать и использовать формы. Попробуйте немного абстрагироваться от предмета съемки и оценить формы элементов в кадре. Важно понять как они соотносятся друг с другом. Треугольные и квадратные формы проще найти и передать, чем мягкие округлые. Речь не идет о конкретных предметах – форма может быть выражена овальным озерцом или островком деревьев в поле, комбинацией нескольких предметов, в целом образующих треугольник и т.п. Использование форм и подчеркивание их в снимках, позволят усилить эффект от вашего кадра.
Шаг 7. Контраст.
Когда вы уже поняли что является объектом, посмотрите на его контекст и окружение. Как его цвет, форма, текстура, освещенность соотносится с окружением. Если есть какая то четкая корреляция – можно поработать с ней и таким образом создать композицию, в привязке объекта к его окружению. Если они сильно различаются – подчеркните это различие, чтобы усилить визуальный эффект и подчеркнуть главный объект. Примеров может быть множество – яркий осенний лист на серых камнях, маленькая ручка новорожденного в руке его матери, гладкий стеклянный шарик на шершавой поверхности…
Шаг 8 — Обрамление
Обрамление так же один из основных и очень сильных композиционных элементов. Естественное обрамление предмета съемки, расположенного по центру, это первое, что приходит на ум, но часто выглядит несколько странно и не связно с объектом. Попробуйте сместить объект в один или другой угол и посмотрите что получится. Обрамление может быть частичным, например крона и ствол дерева сбоку и сверху. Но не стоит всегда избегать центрирования объекта. Иногда это наоборот, дает более сильный эффект. Так что здесь очень большой простор для экспериментов и фантазии.
Шаг 9. Свободное пространство.
Важно правильно ценить пространство вокруг объекта. При работе с мелкими одиночными объектами возникает желание снять его максимально «крупно». Чтобы максимально заполнить кадр нашим объектом. Но фокус в том, что впечатление может быть более сильным если наоборот вы дадите объекту «дышать», оставив пространство вокруг него. Особенно, если это пространство контрастирует с самим объектом. Перед тем как нажать на спуск, попробуйте немного поиграть с размером и окружением объекта в кадре, возможно окончательное решение будет отличаться от первоначального.
Шаг 10. Угол
При работе с объектом, не забываете об угле, под которым вы его снимаете. Чаще всего вы снимаете «в лоб», но не факт что ваш объект будет выглядеть лучше всего именно под этим углом. Попробуйте разные углы и точки съемки, возможно вы найдете что то более интересное.
Шаг 11. Слои и перспектива
Слои и перспектива это то, что в первую очередь важно для пейзажа. Но не забывайте об этом и при других съемках. Элементы расположенные в отдалении, придадут глубину вашему снимку. Этот эффект можно использовать и для того, чтобы наоборот, подчеркнуть значение того, что расположено на переднем плане.
Шаг 12. Симметрия и повторы.
Эффективное использование симметрии и повторяющихся деталей позволит делать очень интересные и запоминающиеся снимки, особенно если вы работаете с архитектурой. Потратьте немного времени и попробуйте найти паттерны (повторы), линии, текстуры, формы – все что можно использовать. Попробуйте так же найти точку симметрии и сконцентрироваться на ней. Будьте аккуратны при формировании кадра, чтобы что то лишнее не испортила симметрию, тогда вы добьетесь от нее максимального эффекта.
Шаг 13. Кадрирование
В наш цифровой век пост обработки, не все потеряно, если вы пришли домой и открыв снимок обнаружили что в него «влезло» что то лишнее. Практически все программы работы для работы с фотографиями имеют инструменты кадрирования. Так что вы вполне можете воспользоваться ими, чтобы отрезать лишнее и оставить только то, что вам нужно. Кроме того, вы вполне можете позволить себе поиграть с соотношением сторон, например сделать снимок квадратным, для большего эффекта, или отрезать сверху и снизу, сделав эффект панорамы.
Шаг14. Практика, Практика, Практика.
Самый важный момент. Чтобы научиться, нужно больше практиковаться. Снимайте больше, снимайте чаще. Не стесняйтесь тратить сотни кадров на одно и то же, чтобы экспериментировать и пробовать разные композиционные приемы. Используйте их всегда, и когда вы снимаете что то для души, и когда просто снимаете в поездке или в компании друзей.
Главное помните. В композиции есть правила, но нет строгих законов, которые нельзя нарушать. Но чтобы понять, когда их стоит нарушить, нужно вначале научиться их соблюдать.