Как снимать портрет. 6 световых схем
Как снимать портрет. 6 световых схем
В портретном жанре фотографии есть несколько моментов, которые влияют на то, что бы ваш портретный снимок вышел отличным не только в художественном, но и техническом плане. И вот эти моменты: это соотношение освещенности всей сцены, светотеневого рисунка, типа лица и ракурса. В этой статье мы рассмотрим световые схемы с помощью которых можно получать отличные классические портреты.
Светотеневой рисунок — это игра света и тени на лице модели, которая и придает портрету изюминку. Для классического портрета существует 4 световых модели (или световых схемы)
- Делящее освещение или боковое освещение
- Петлевое освещение
- «Рембрандтовское» освещение
- Освещение в стиле «Бабочка»
1. Делящее освещение или боковое освещение.
Когда свет падает сбоку, получается так называемое боковое освещение. Это освещение делит лицо на две равные части, одна часть освещена, другая находится в тени. Такая схема часто практикуется для создания драматических портретов, например художник или музыкант за работой. Чаще данное освещение используется для съемки мужских портретов. Но помните, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому можете поэкспериментировать и на съемке женского портрета. Световая схема на рисунке ниже.
Для применения данной схемы расположите источник света под углом 90 градусов к модели справа или слева. Для достижения лучшего эффекта подвигайте источник света чуть выше или ниже, т.к. от типа лица модели так же зависит многое. Посмотрите как будет меняться светотеневой рисунок. При правильном боковом освещении на теневой стороне лица свет должен попадать только на глаз, чтобы на глазу образовался блик. Если получилось так, что осветилась щека, отодвиньте источник немного назад, если щека все равно освещена, то возможно данный тип лица не подходит для такого освещения.
Что такое блик?
Обратите внимание на эту фотографию, на глазах ребенка, отражается источник света, это и есть блик. Если приглядеться то можно увидеть форму источника света, который использовался для съемки этого портрета.
Увидели, что это пятно на самом деле шестиугольник с темным центром? Это шестиугольный софтбокс который был надет на вспышку при съемке. Именно блики придают жизнь глазам, без бликов глаза смотрятся мертвыми и безжизненными, поэтому смотрите, чтобы хотя бы один глаз имел блик!
2. Петлевое освещение
Петлевое освещение это освещение когда свет от одного источника отражается от какого либо препятствия и снова попадает на модель. Такое освещение образует от носа модели характерную тень которая простирается к углу рта. Для петлевого освещения поставьте источник света немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от точки съемки. Точное положение источника света зависит от лица модели, учитесь читать лица людей!
Посмотрите на это фото и вы увидите как падает тень, так же на нем видно небольшие тени от носов молодоженов с левой стороны лица. Ставьте освещение таким образом, чтобы тень от носа лишь слегка ложилась. Не задирайте источник света слишком высоко это может привести к появлению странной длинной тени и исчезновению бликов. Данная схема весьма проста и популярна у большинства фотографов.
На этом рисунке показана петлевая схема освещения, черный фон это задний план состоящий из деревьев, солнечный свет падает из-за деревьев на модели, но сами деревья остаются в тени. Отражатель белого цвета, расположен слева от моделей и отражает падающий от солнца свет обратно на лица моделей. Напомню, что отражатель должен располагаться под углом 30-45 градусов к фотографу и чуть выше уровня глаз моделей. Очень частая ошибка это расположение отражателя ниже уровня глаз, это дает некрасивые тени на лице.
3. «Рембрандтовское» освещение
Следующая схема называется рембрандтовской, т.к. великий художник Рембрандт очень часто использовал ее в своих картинах. Такое освещение образует перевернутый световой треугольник на щеке теневой стороны лица объекта съемки. В отличие от петлевого освещения, где тень от носа и щеки не соприкасаются в Рембрандтовском освещении они смыкаются образуя треугольник. Это видно на его автопортрете выше. Для создания этой схемы поместите осветительный прибор под 45 градусов к оси «камера — портретируемый» и поднимите источник света достаточно высоко, так, чтобы свет падал на лицо под углом в 45 градусов. При постановке света убедитесь, что на глазу теневой стороны лица есть блик, в противном случае глаза буду казаться безжизненными. Рембрандтовское освещение более драматично по сравнению с петлевым.
Свет должен располагаться немного выше головы, чтобы тень от носа падала на щеку образуя треугольник. Данное освещение работает, не для каждого типа лица, если у человека маленький нос или плоская переносится, такого эффекта трудно будет достичь.
4. Освещение в стиле «Бабочка»
Если поместить основной источник света сверху прямо за камерой, то форма тени которая создается под носом будет в виде бабочки. Получается что фотограф находится под источником света. Данная съемка часто используется для fasion и гламурной съемки для создания тени под щеками и подбородком, так же подходит для съемки пожилых людей т.к. такая схема в отличии от других меньше всего подчеркивает морщины.
Как говорилось выше источник света устанавливается над камерой чуть выше уровня глаз модели, иногда дополнительно размещают отражатель прямо под подбородком, в основном модель держит его сама. Такое освещение лучше подходит для моделей с узким лицом и выделяющимися скулами, для людей с более округлым лицом лучше использовать петлевое освещение. Для данного освещения не подойдет свет из окна и отраженный свет, здесь лучше использовать мощный направленный источник света, как солнце или вспышка.
5. Широкое освещение
Широкое освещение это не столько световая схема, насколько стиль освещения. Любая из освещенных выше схем может быть выполнена с широким или коротким освещением.
Широкое освещение, это освещение, при котором лицо модели слегка повернуто от центра и освещена сторона лица которая ближе к камере. При этом освещенная часть лица имеет большую площадь по сравнению с теневой стороной. Иногда такое освещение используется для съемки портретов в «высоком ключе». Такое освещение делает лицо модели шире, отсюда и название, поэтому его используют для моделей с узкими лицами. Для людей имеющих широкое лицо применение такого ощущения нецелесообразно.
Для создания широкого освещения поверните лицо модели от источника света. Помните, что освещать нужно ближнюю к камере сторону лица.
Короткое освещение
Здесь все с точностью наоборот, освещать нужно дальнюю сторону лица. Данное освещение часто используется для съемки портретов в «низком ключе» и делает лицо визуально уже, что подходит для людей с широкими лицами.
Разворачиваем модель так, чтобы лицо было обращено к источнику света. Тень в свою очередь будет падать на обращенную к камере часть лица.
Подведем итог
Учитесь видеть и создавать каждую схему освещения, после чего вы сможете свободно применять их. Изучайте лица людей, чтобы понять какая световая схема лучше подойдет тому или другому человеку, тогда вы сможете создавать в портрете настроение и показывать модель с наилучшей стороны.
Конечно гораздо проще работать со световыми источниками, когда их можно передвигать, но все немного сложнее, когда источник света солнце или окно, поэтому важно уметь двигать модель по отношению к источнику света.
6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ
Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.
Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:
Свет типа «Петля»
Существуют также приемы освещения «световой полуоборот» и «теневой полуоборот», которые можно использовать с указанными выше схемами.
1. Раздельный свет
Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.
Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели). Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.
Примечание: с любым лицом можно воспроизвести любую схему освещения. Нужно только помнить, что для соблюдения схемы источник света должен перемещаться вслед за моделью. Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно просто попросить модель слегка развернуть лицо.
2. Освещение типа «Петля»
На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.
Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.
Съёмка в фотостудии, с чего начать и как настроить свет. Как фотографировать в студии.
Я часто сталкиваюсь с тем, что начинающие фотографы не знают как настраивать фотоаппарат и студийные вспышки для съемки в фотостудии. И сразу после технических моментов возникают вопросы куда и как лучше светить. Начну я с того раздела, понять и отработать, который можно еще до того, как вы попадёте в студию. Затем мы перейдём к технической части.
Материал разбит на три статьи:
1 часть. Просто о светотеневом рисунке.
Итак, начну разговор о светотеневом рисунке с того, что в нем нет ничего сложного. Грамотное освещение в фотографии это чаще всего имитация реальной ситуации. Если сюжет предполагает, например, то что человек в подвале – просто представьте, где в подвале будут окна. Обычно в подвальном помещении они где-то вверху. И в эти окна будет скорее всего попадать не прямой солнечный свет, а рассеянный (переотраженный от других стен и пр.). Но если в подвале включить электрический свет, то это по закону жанра низкая лампочка, которая болтается на проводочке. Она как раз будет давать довольно жесткий свет (не рассеянный). Ориентируясь на то, что мы хотим показать, мы и размещаем источники света. То есть нам нужно решить, откуда они будут светить и каким светом – рассеянным или нет. А если выражаться точнее, то мы решаем, откуда и с какой яркостью будет светить источник и насколько жестким будет этот свет.
Что такое жесткость света
Между светлым и темным участком на фотографии может быть резкий переход от света к тени, а может быть постепенный. В постепенном на границе перехода тень плавно становится светлее и «вливается» в светлый участок.
Жесткость света — это то насколько эта граница четко очерчена или плавно переходит в светлый участок.
При жестком освещении граница четко видна.
При мягком освещении нельзя определённо сказать, где заканчивается освещенный участок и начинается теневой. Переход в этом случае плавный.
Пример жесткого света. Мы видим четкую границу участка, где начинается тень. Особенно хорошо это видно на шее.
Здесь свет мягче, чем на предыдущей картинке – граница света и тени не такая четкая. Мягче свет на этой фотографии за счет того, что площадь источника света значительно больше.
В теории нет чёткого математического разделения света на жесткий и мягкий. Здесь как с двумя волосинками: две на голове — это мало, а две в супе — это много. Нужно смотреть на конкретную сцену и решать нам нужно помягче или пожёстче.
Жесткий свет подчеркивает достоинства, но при этом и «вытаскивает наружу» все недостатки человека. Он более требователен к красоте пропорций модели. С мягким светом на начальном этапе работать проще.
Жесткость света зависит от двух параметров:
- Площадь источника света.
- Расстояние до источника.
Чем больше площадь источника и чем ближе источник к модели, тем мягче свет.
Солнце огромный источник света, но находится настолько далеко, что превращается в один из самых жестких источников. Но если солнце скрылось – облака выступают в роли рассеивателя и светит уже вся поверхность тучи. В пасмурную погоду мы получаем мягкий свет с которым проще снимать повседневные сюжеты. Но если мы хотим (и понимаем как) использовать светотеневой рисунок в композиции кадра создавая тенями отдельную форму (как на фото ниже), в этом случае без жесткого света не обойтись.
Пример фотографии сделанной под прямыми солнечными лучами. Жесткий свет.
ph: PoL Úbeda Hervàs
На восприятие фотографии также влияет её тональность. Няшные милые сюжеты показывают, как правило, в светлой тональности. Без темных пятен в кадре и глубоких теней. А когда фотограф хочет показать мрачное настроение, он зачастую использует темную тональность и тени в кадре становятся глубокими, тёмными. Итак, мы подошли к вопросу о том, как регулировать глубину тени. Одним источником мы будем создавать светотеневой рисунок, другим будем светить на тени, чтобы сделать их не такими тёмными.
Рисующий и заполняющий свет, что это значит
На фотографии выше на мяч светит один источник справа сбоку сверху и левая часть мяча в тени. Это тот светотеневой рисунок, которого хотел добиться фотограф, если говорить о том, где будут светлые, а где тёмные участки. Однако настолько тёмная тень не входила в планы фотографа, и он добавил еще один источник света. Второй источник света будет светить не так ярко, как первый, иначе он уберёт тень полностью. Но нам нужно, чтобы тень всё же присутствовала, но не была такой глубокой.
Источник света, которым мы подсвечиваем тени, называется заполняющим. Он заполняет тени светом.
На этой фотографии заполняющий источник света расположен сбоку слева чуть выше мяча, поэтому в самом низу мяча остался участок, который не освещает ни рисующий ни заполняющий свет. Чтобы такого не происходило, заполняющий источник чаще всего ставят возле фотографа, чтобы он освещал то же, что видит камера. Куда смотрит камера туда же светит и заполняющий источник света.
Вот еще один пример, в котором на одной из фотографий рисующий и заполняющий источники светят с одинаковой мощностью. Это приводит к тому, что мяч со всех сторон освещен одинаково.
Итак, рисующий источник определяет форму светотеневого рисунка. Или, если говорить проще, определяет, в какую сторону будет падать тень. А заполняющий источник определяет то насколько глубокой будет эта тень. В роли заполняющего источника может выступать не только второй осветительный прибор, но и отражатель. Например, если с теневой стороны находится белая стенка, от неё будет переотражаться часть света и тень будет уже не такой глубокой, как была бы, если бы с теневой стороны находилась черная стенка. В фотомагазинах продаются отражатели (обычно круглые или овальные), которыми фотографы переотражают солнце и таким образом используют их в роли заполняющего источника света.
Контраст в фотографии
В предыдущем разделе мы подошли к понимаю контраста в кадре. Контраст — это разница между яркостью светлых и тёмных участков кадра. И по сути глубиной теней и яркостью бликов мы определяем насколько контрастными будут наши кадры. В целом о контрасте, как об одном из выразительных средств фотографии, вы узнаете из раздела «композиция», который относится к отдельному курсу. Сейчас хочу лишь обозначить пару моментов.
- Чем выше контраст, тем насыщеннее выглядят цвета в кадре.
Если тень в кадре является отдельной формой, чтобы она была четко обозначена, кадр делают контрастным и источник света жестким. Это не догма, а одна из возможностей. Просто обратите внимание на то, как это работает.
Art by Kumi Yamashita
Пример, в котором тень выступает отдельной формой.
Как я уже говорил, в формировании светотеневого рисунка нет ничего сложного. По сути все, что необходимо знать, для того, чтобы рисовать светом мы описали выше. Дальше пойдут технические детали и творческие приемы.
Итак, в процессе созидания кадра вам нужно решить:
- Откуда будет светить основной источник света, чтобы форма теней в кадре вам нравилась.
- Мягким или жестким будет основной источник света.
- С какой яркостью будет светить основной источник света и какая яркость будет в теневых участках фотографии.
- Нужны ли дополнительные источники света, чтобы сделать световой акцент на деталь, ушедшую в тень. Это может быть мелкая деталь в одежде или столь крупная как фон, или блик на волосах, который мы захотим прорисовать отдельным источником.
- Также нужно решить, какой яркости будет каждый из световых акцентов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в большинстве действительно интересных кадров, свет поставлен достаточно просто. Очень часто это один источник, часть света которого отражается от окружающей обстановки. И этот, отраженный от пола, стен и предметов свет выступает в роли заполняющего.
1. В течение недели наблюдайте за светотеневым рисунком в повседневной жизни. Например, если ваш собеседник находится возле окна, обратите внимание, как распределяется светотеневой рисунок. Рассматривать можно не только людей, но и предметы. В течение недели вам нужно проанализировать не меньше тысячи сцен. В каждой сцене нужно обратить внимание на:
- Направление света
- Глубину тени
- Жесткость тени
2. Найдите 100 интересных фотографий, снятых в студии, и постарайтесь понять, сколько там источников света, где они расположены и определите их жесткость.
3. После первых двух заданий придите в студию с моделью, поставьте её в нескольких шагах от фона. Снимайте погрудный портрет в фас. Мягкий рисующий источник света расположите справа сверху немного впереди модели, так чтобы он светил на модель под углом 45 градусов. Затем снимите серию портретов, в которой меняйте положение источника (справа, сбоку, сверху над головой модели, снизу и т.п.). В каждом положении источника света сделайте два кадра: один с включенным заполняющим светом, второй без заполнения. Не забывайте, что делать нужно погрудные портреты, а не ростовые и поясные. Погрудные для того, чтобы, когда вы будете рассматривать и анализировать отснятые кадры (на экране компьютера, а не в фотоаппарате), вы могли достаточно отчетливо видеть светотеневой рисунок на лице модели.
Схемы освещения, которые необходимо знать каждому фотографу
Для того, чтобы создавать классические портреты разного стиля и характера, фотографу необходимо знать основные схемы освещения. В съемке классического портрета применяются четыре основные схемы:
— раздельный свет;
— свет Рембрандта;
— свет «Петля»;
— свет «Бабочка».
И еще дополнительно со схемами освещения применяются два приема освещения: световой и теневой полуобороты.
Рассмотрим каждую схему и прием освещения более подробно:
1. Раздельный свет. Этот свет разделяет лицо человека на две половины: одна будет хорошо освещена, другая же – будет располагаться в тени. Эта световая схема применяется, в основном, для мужских портретов, поскольку она подчеркивает «характер» портрета.
Схема раздельного света выстраивается следующим способом: с правой или с левой стороны от лица нужно разместить источник света, который будет находиться на 90 градусов от фотокамеры. Свет должен падать с боковой стороны, а на части лица, находящейся в тени, световое отражение может быть только в зрачке.
2. Свет Рембрандта. Эта схема получила свое название в честь известного художника Рембрандта, использовавшего это освещение для своих художественных работ. При таком освещении тень от щеки и носа совпадают, и образуют небольшое треугольное отражение света на щеке. Такое освещение используется для более яркого выражения эмоций на портретах. Схема сделана правильно, если в обоих глазах снимаемого человека отражаются световые блики.
Для освещения Рембрандта нужно поместить источник света над головой, а тень (падающая от носа) должна быть при этом на щеке. Это освещение подойдет только для съемки людей с выразительными скулами.
3. Свет «Петля». При этом освещении на одной из щек появляется маленькая тень от носа, которая направляется вниз и не соприкасается с тенью от щеки. «Петля» является одной из наиболее популярных схем, т.к. она легко расставляется и подходит для съемки людей разного типа. Для расстановки такой схемы нужно свет поставить на 30-45 градусов по отношению к фотокамере и поднять выше уровня глаз.
4. Свет «Бабочка». Такое название схема получила из-за того, что у фотографируемого человека под носом во время съемки образуется тень, напоминающая бабочку. Схему «Бабочка» часто применяют для гламурных съемок и создания теней под подбородком и скулами. Используется она для моделей в среднем и преклонном возрасте, поскольку за счет освещения морщины становятся менее заметными.
Схема света «Бабочка» выстраивается следующим образом: свет необходимо поставить позади камеры и приподнять его выше уровня глаз. Еще, чтобы больше усилить эффект, можно применять отражатель (лайт-диск).
5. Световой полуоборот. Это уже не схема, а тип освещения, который, наряду с теневым полуоборотом, используется для моделирования рассмотренных выше схем.
Световой полуоборот позволяет осветить большую часть лица, а меньшая его часть находится в тени, т.к. получается небольшой разворот лица от камеры. При таком свете лицо визуально кажется шире, поэтому этот тип освещения часто используют для фотографий людей с худощавым лицом. Используется для портретных снимков в «высоком ключе».
6. Теневой полуоборот. Это тип освещения, при применении которого большая часть лица модели, направленная на фотокамеру, располагается в тени. И даже не смотря на это, фотография все равно кажется объемной. Такой тип освещения часто применяют для фотографий в «низком ключе».
Портрет с двумя источниками | Схемы света | Видеоурок
С чего начинается портрет? Правильно, с поиска модели, но, когда модель уже найдена, часто оказывается, что те условия, в которых мы собрались снимать, дают совсем не ту картинку, которую мы видели в голове. А ведь в голове мы видим, как правило, те образы, которые уже созданы крупными фотографами, поскольку, как и учили нас в книжках, на этапе развития мы повторяем именно их работы, чтобы достичь совершенства. При этом мы, естественно, забываем, что эти самые работы наверняка делались с внешним светом. А потому, чтобы немножко вырвать вас из студий, но при этом снять хорошие фотографии на конкретной локации, с использованием фона, я предлагаю начать с работы со светом.
Для съемки я буду пользоваться уже готовым комплектом из двух источников и софтбоксов FST. Это не портативный комплект для улицы, и подходит он только с для съемки в помещениях, так что в данном случае, это более чем уместно. В первую очередь, давайте посмотрим, как выглядит свет в лоб, просто чтобы мне вам не пришлось объяснять, почему он плох.
Посмотрите на нашу модель, никакого объёма на лице не осталось, это фото хорошо разве что на паспорт, поскольку и весь фон у нас здесь полностью забит. А ведь правила съёмки предполагают, что он является неотъемлемой частью фотографий, точно так же, как и лицо модели. Фон должен говорить со зрителем, сообщая ему какую-то информацию. Но пока меня интересует светотеневой рисунок на лице, которого, безусловно, попросту нет. Причина в том, что свет у нас находился на оптической оси фотоаппарата. А в свете, как ни странно, самой важной частью является тень от него, которая создает ощущение объема в кадре, поскольку сам объём теряется при проецировании изображения на плоскую матрицу.
Поэтому давайте конвертируем нашу убогую схему в классическую парамаунтовскую. Для этого достаточно просто поднять наш источник света над нашей головой, чтобы свет падал под углом к оптической линии. Это и есть нормальное падение света, если вы время от времени смотрите на небо, где находится наши основной светило. Более того, из двух доступных источников здесь я использовал только один, и он нарисовал мне хорошую картинку на лице. Проблема лишь в том, что его, в данном случае, полностью убило вспышкой. Эффект понятен, низкая чувствительность попросту не даёт его прорисовать, что видно, если выключить вспышку. Добавление мощности вспышки нам даст только то, что мы выбьем модели лицо в белый, то есть, сама идея фотографии полностью уйдет.
А вот если добавить сзади такой же источник сверху, мы очертим модель и отделим от фона, чего не было в первом кадре. Так можно снимать практически в любом помещении, лишь бы стена была не очень близко, чтобы до нее не долетал лишний росплеск света, и фон был абсолютно черным. Если помещение плотное, как здесь, обязательно для этого используйте соты, которые не дадут лишнему свету улететь мимо. Обратите внимание, что эту схему я могу модернизировать, двигаясь? относительно модели? в стороны и двигая и поворачивая фоновый свет, чтобы он равномерно падал ей на волосы и плечи. Хотя раз уж мы выбрались из студии и пошли в большой интерьер, грех его не использовать.
А посему, давайте повернем 2 источник и используем его как раз для фона. Это избавит нас от необходимости задирать чувствительность и открывать диафрагму. На втором источнике сейчас нам модификатор не нужен. Он просто находится позади модели, но так, чтобы не попадать в кадр, а лишь светить на фон. Этот источник можно модернизировать разными способами, если направить его на белый потолок, он равномерно осветит всё сзади, и даже откинет блик на нашу модель. Можно сузить пучок света и бросить его на стену пятном, это закроет обзор и сфокусирует внимание на модели. Таким образом, акцент с интерьерного портрета перейдёт просто на личность снимаемого человека. Модернизировать это пятно можно любым способом, вставляя сюда вырезанный из бумаги шаблон чики или прикрывая свет с одной или другой стороны. Естественно, за всеми этими манипуляциями мы забыли о самой модели, а ведь у него от нашего света появились жесткие тени на шее и под носом, которые нам хорошо было бы компенсировать не в фотошопе, а ещё при съёмке. И здесь нам поможет самый обычный отражатель.
Мне самому парамаунтовская схема не очень нравится, поэтому я предлагаю уйти больше в классику, давайте перетащим наш источник света в сторону от фотографа и от модели, не меняя ничего остального, за исключением того, что наш отражатель тоже сдвинется, для компенсации нашего изменившегося источника. Обратите внимание, насколько изменилось восприятие лица модели, хотя мы больше ничего и не меняли. Здесь мы можем двигать лицо модели стороны, поворачивать и наклонять голову, следя за результатом. Этот свет, в отличие от парамаунтовского, позволяет нам управлять шириной лица, визуально его сужает или расширяет, для большинства людей требуется первое, хотя бывают такие худые, которым лицо надо расширить. Правило простое, для людей с широким лицом мы освещаем узкую сторону, для людей с худым, наоборот, широкую. В обоих случаях, расстояние до источника света от модели не должно существенно превышать диагонали модификатора света. В данном случае, имея довольно компактный софтбокс размером 90 см, не стоит устанавливать его дальше чем на метр от портретируемого.
Теперь давайте изменим нашу схему, чтобы получить дополнительный эффект от второго источника, который до настоящего времени мы использовали очень глупо. В конце концов, у нас есть уже имеющееся освещение помещения, которое просто необходимо использовать. Для этого давайте сильно уменьшим мощность источника, а чувствительность матрицы увеличим. Также откроем диафрагму до комфортного значения, например, F4 и постараемся подобрать мощность света так, чтобы он не выбивал лицо, но частично был виден фон. Теперь увеличиваем выдержку до того значения, на котором мы сможем держать руками камеру без смаза, но при этом у нас будет комфортно прорисовывается задний план. Где-то здесь можно остановиться. И тут мы вносим в кадр второй источник, который будет бросать дополнительный блик на голову нашей модели, отделяя ее дополнительно от фона и прорисовывая ее красивые волосы. Дорабатывать эту схе му можно очень долго и тонко, регулируя с помощью выдержки освещение фона, а с помощью диафрагмы или мощности света освещение лица модели.
Первые две схемы были универсальными или, правильно сказать, женские. А вот про мужские я вам так ничего и не сказал. В то же время, если поставить свет в контру, мы сможем подчеркнуть мужественность лица нашей модели. Обратите внимание, что свет стоит по обеим сторонам от нашего портретируемого, что подчеркивает его скулы и даже высвечивает уши, что следовало бы избежать. При этом лицо полностью погрузилось в тень. И вот тут нам на помощь придет в наш отражатель, который мы расположен прямо над камерой довольно близко к модели.
Обратите внимание, что я не стал углубляться в соотношение мощностей источников, поскольку думаю, что вы прекрасно знаете, что свет на фоне всегда должен быть слабее, чем рисующий, а отражатель должен располагаться на таком же расстоянии от модели или даже ближе, чем основной источник. Но это вещи сами собой разумеющиеся для тех фотографов, которые уже что-то умеют.
11 базовых схем студийного освещения
Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.
Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света
Рисующий свет
Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).
Заполняющий свет
Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.
Порядок выставления света в студии
Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.
Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)
Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру
Освещение в три четверти: Широкий тип
Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.
Paramount (гламурный свет)
Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.
Петля (вариант схемы Paramount)
Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.
Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру
Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.
Схема света 3/4
Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.
Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)
Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.
Разделенный свет
Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.
Профильный свет
Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.
ФотоГраФ
Меню сайта —>
У съемки на белом фоне — в цифровой фотографии есть еще вполне утилитарное ему применение: это фотосъемка объектов на белом фоне с последующей «обтравкой». То есть, светлый фон в цифровой фотографии играет ту же роль, что и hroma key в телевизионных технологиях, — он позволяет при дальнейшей работе с изображением вырезать без особых проблем объект по контуру, для того, чтобы в последствии подставить любой другой фон. Ниже приведена световая схема, которую очень часто используют при фотосъемке на белом фоне:
Имеется белый фон, два софтбокса в диагональных положениях к объекту съемки и дополнительно два источника света направлены на фон. Софтбоксы дают мягкое, рассеянное и заполняющее освещение, а два источника, работающие на фон, дополнительно высветляют его, делая ослепительно белоснежным. Что имеем в результате при такой световой схеме – можно посмотреть на снимке ниже:
Фотография получается достаточно «воздушной» и «легкой».
Следующая световая схема чуть проще первой, но дает более интересное, объемное распределение света и теней:
Фон – белый. Софтбоксы устанавливаются в боковые положения, при этом фон освещается не так интенсивно, как в первом случае, что особенно хорошо, когда фотографируют модель в белых одеждах. Такое положение источников света не даст эффекта слияния объекта со светлым фоном. Интереснее всего эта схема подходит для съемки портрета в анфас:
Распределение света и теней делает снимок более фактурным, не таким «плоским» и «залитым» светом, как предыдущая схема. Но есть и тонкости – мощность источников света должна быть одинаковой, а модель стоит располагать точно по середине между ними. Если модель будет смещена влево или право – соответственно с той или другой стороны будет «пересвет».
Следующая схема – некоторая модификация первой: используется фронтальный источник света (софтбокс), установленный таким образом, чтобы свет падал на объект съемки сверху вниз. И, как в первом случае, два источника «работают» на фон, высветляя его. Фон так же – белый. Фронтальное положение софтбокса с направлением падения свет сверху вниз дает привычный свето-теневой рисунок – большую часть окружающих нас объектов мы видим именно в таком освещении, когда свет падает сверху вниз (при чем не важно – искусственное освещение или естественное):
Пример фотографии, сделанной с таким освещением – ниже:
И еще одна световая схема – это съемка силуэта. Тут может быть, как минимум, два варианта расположения источников света, в зависимости от размеров студии. В первом случае (если площадь помещения позволяет) один (или даже несколько) источников света располагаются за фоном и тогда сам фон играет роль софтбокса, давая рассеянное равномерное освещение за объектом съемки:
И второй вариант – когда площадь помещения не позволяет разместить источники света за фоном:
Во втором варианте нужно следить за тем, чтобы источники света (софтбоксы) были максимально близко расположены к фону, а модель желательно разместить как можно дальше от фона, чтобы свет от софтбоксов не попадал на объект съемки:
Надо сказать, что снимки сделанные в технике силуэта, как правило требуют некоторой «доводки до ума» в графических редакторах – чаще всего требуется перевод в черно-белое изображение, чтобы исключить акценты на ярких цветовых пятнах, и повышение контраста. Снимая силуэт, очень важно так же следить за тем, чтобы лицо модели было расположено точно в профиль, поскольку этот ракурс собственно является ключевым при съемке силуэта.
Естественно, что световых схем гораздо больше, но все они базируются на вышеперечисленных световых схемах и только некоторым образом видоизменяются (могут быть усложнены или упрощены) в зависимости от задач, которые ставит перед собой фотограф.
Далее пойдет речь о световых схемах, которые довольно часто используются на черном фоне. Одна из проблем – это съемка модели в темной одежде на черном фоне: если модель не будет «отделена» от фона определенным положением источников света, — есть опасность слияния темной одежды с темным фоном (только если это не замысел фотографа) и на фотографии будут хорошо видны только лицо и открытые части тела. Нижеприведенная схема дает следующий эффект: даже если у модели темные волосы, то более светлое пятно на фоне прямо за моделью, не даст слияния темных волос и темной одежды с черным фоном:
Источник света с сотовой насадкой создает на фоне эффект светлого ореола за моделью, а софтбокс (в диагональном положении) играет роль основного рисующего источника света:
В следующей схеме источник света с сотовой насадкой направлен не на фон, а на модель:
При таком расположении источников света можно получить следующий результат:
В данном случае источник рисующего света (софтбокс) расположен слева от модели в диагональном положении и свет в кадре падает слева на право – модель хорошо освещена в левой части кадра, а тени в большей степени присутствуют в противоположной правой части. Поэтому контровой источник света с сотовой насадкой располагается прямо напротив основного источника света, образуя линию «основной источник света – модель – контровой источник света». Находясь в задне-диагональном положении, моделирующий контровой источник света дает светлые блики на волосах модели. Подсветка объекта съемки с противоположной стороны от основного источника света, уравновешивает присутствие света и теней в кадре.
Линия «основной источник света – модель – контровой источник света» сохраняется и в нижеприведенной схеме:
Здесь главным можно считать эффект ореола или «светящихся» волос:
Основной источник света (софтбокс) расположен во фронтальном положении и свет падает на объект съемки сверху вниз. Контровой источник света расположен прямо за моделью, подсвечивая волосы, и тем самым отделяя модель от темного фона.
И еще одна световая схема, которая позволяет получать своеобразный силуэтный снимок, но не на белом, а на темном фоне:
В задне-диагональном положении слева или справа устанавливается софтбокс или стрип, направленный на модель. Модель, как и в случае съемки силуэта на белом фоне, нужно располагать по отношению к точке съемки в профиль:
Как и в случае со съемкой силуэта на белом фоне, здесь точно так же часто требуется постобработка – перевод в черно-белое изображение и повышение контраста в графических редакторах. Задне-диагональное положение источника света дает на объекте съемки узкую световую полоску, что эффектно выглядит на абсолютно черном фоне.
Еще раз повторюсь – все вышеприведенные схемы можно рассматривать как базовые схемы, применяемые на белом и черном фоне. На практике, конечно же, световые схемы могут быть усложнены, в зависимости от замысла фотосъемки или поставленных задач перед фотографом.