Как нарушить правило композиции и выиграть
Как правильно нарушать правила композиции
С этим утверждением сложно не согласиться, так как приводятся очень весомые аргументы в пользу такого непочтительного обращения с устоявшимися и проверенными временем принципами. Не верите? Посмотрите видео, которое любезно подготовил фотограф для подтверждения своей теории о том, что правила в фотографии можно нарушать и порой это идет на пользу. Однако, давайте разберемся действительно ли нововведения стоят того, чтобы стать исключением?
Правило 1: баланс темного и светлого
Очень важно найти баланс между темными и светлыми частями на изображении, даже если это идет в разрез с традиционным пониманием правила третей в композиции.
James Allen Stewart утверждает, что темные части в фотографии, которые являются композиционно «тяжелыми» следует облегчать за счет светлый участков в изображении. Если правильно использовать эту связь, вы получите баланс, который приведет к нужному результату, т.е. взгляд зрителя будет фокусироваться именно в том месте фотографии, которая является композиционным центром.
Пример ниже демонстрирует наглядно, как это работает.
И, если уравновесить снимок с помощью светлых и темных зон
Композиционный центр фотографии – глаз модели. Но, если руководствоваться правилом третей при кадрировании, композиция будет неуравновешенной для взгляда зрителя из-за темного пятна в закрученных волосах. Стоит сдвинуть всю композицию вправо, чтобы с левой стороны появился еще один темный участок, тогда не останется никаких сомнений в том, к чему будут прикованы глаза зрителя.
Правило 2: читай фото слева направо
Так как мы читаем книги слева направо, фотограф утверждает, что точно также должно происходить и с фотографиями. Они должны быть «написаны» именно таким образом, чтобы история снимка прочитывалась взглядом, следующим слева направо. Ваша история должна быть занимательной и иметь продолжение. Проследите насколько быстро взгляд зрителя придет к финальному итогу и увидите, будет динамичным снимок или нет. Вы поймете, если ли интрига в изображении, есть ли в нем кульминационная точка.
Посмотрите на пример ниже. Первоначально образ был маловыразительным за счет того, что лицо модели находилось у левого края и мгновенно приковывало к себе взгляд зрителя, лишая, таким образом, фотографию истории.
В принципе, все выглядело неплохо, но когда фотограф отзеркалил изображение, история заиграла новыми красками.
Джеймс Стюарт считает, что его новые «правила» – всего лишь возможность посмотреть на привычные вещи свежим взглядом. Предложенный подход к композиции – работа интуитивная и во многом зависит от практики. Именно поэтому рекомендует попробовать посмотреть на свои снимки «другими глазами» в первую очередь тем фотографам, кто хочет воплотить в своем творчестве свежие идеи и неординарные задумки.
Видеоканал Фотогора
Как нарушить правило композиции и выиграть
Как утверждают многие опытные мастера фотографии и теоретики фотоискусства, правила и законы композиции можно нарушать. Но делать это нужно умеючи, проще говоря, зная как. Даже поговорка такая бытует в фотографической среде: правила композиции существуют для того, чтобы нарушать их. Вот и решили мы в сегодняшней небольшой статье разобраться с этим делом. Можно ли законы композиции нарушать, и, если можно, то как именно это делать.
Первое правило. Баланс светлого и темного
Найти правильный баланс между светлыми и темными участками изображения – задача для фотографа, пожалуй, одна из самых важнейших. Причем, даже если это конфликтует со всем знакомым правилом третей. Темные участки всякого изображения на плоскости (будь то живопись, фотография или какой-то другой вид изобразительного искусства), при любой ситуации являются «тяжелыми», нарушают его равновесие. Поэтому их необходимо немного «облегчить». Как же это сделать? Не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужно всего лишь добавить несколько светлых пятен на темные участки картинки. Фотографу нужно научиться правильно пользоваться этим принципом, правильно использовать связь темного и светлого. Это позволит вам получить хороший баланс светов и теней, и заставит зрителя сфокусировать свое внимание именно на том участке картинки, которая является важнейшей, которую вы хотите выделить, подчеркнуть.
Посмотрите вот на эту фотографию. Она является прекрасным примером только что сказанного нами.
Главный композиционный и смысловой центр этого снимка – глаза девушки. Но если при кадрировании взять за основу правило третей, то композиция в этом случае потеряет равновесие, в восприятии ее зрителем возникнет дисбаланс. И виной этому станет темное пятно на волосах модели. А теперь давайте попробуем немного сдвинуть всю композицию вправо. Видите, с левой стороны снимка появился еще один темный участок. Теперь стало четко видно и понятно, на чем будет акцентировано внимание зрителя, рассматривающего этот снимок.
Второе правило. Картинку следует «читать» слева направо
В нашем привычном человеческом понимании любой текст нужно читать слева направо. Точно так же наше сознание «читает» и картинку, и фотографию в том числе. Любое изображение на плоскости, любое произведение изобразительного искусства человек подсознательно читает именно так – слева направо. Значит автору изображения «писать» его нужно именно так. История, рассказанная фотографом на его фотографии, должна читаться зрителем слева направо. Причем, эта история должна быть интригующей, и давать намек на некое ее продолжение. Попробуйте проследить, как быстро сознание зрителя продвигается от начала этой истории к ее финалу, и вы сразу увидите, динамичной будет ваша фотография или нет. Вам станет понятно, существует ли эта интрига в вашей картинке вообще, есть ли в ней, как и в любой истории, завязка, кульминация и развязка.
Давайте разберем это на конкретном примере. Посмотрите вот на этот снимок. Лицо девушки на фотографии находится с левой ее стороны. И, в первую очередь, естественно, притягивает к себе внимание зрителя. Это-то как раз и разрушает историю, рассказанную на снимке. Снимок лишается динамики, развития. Хотя, впрочем, картинка эта достаточно интересна.
А теперь посмотрите на ее зеркальный вариант. Лицо модели находится справа. Обратите внимание на то как преобразилось изображение! Оно стало совершенно другим! Взгляд зрителя, скользя по картинке слева направо, постепенно, а не сразу, выводит его внимание на главное в кадре – лицо модели.
Этот своего рода непривычный, нестандартный взгляд на давно знакомые всем фотографам правила, изложенный нами в сегодняшней коротенькой статье, как нам кажется, даст вам возможность свежим взглядом посмотреть на привычные вещи. Но, напомним, многое тут зависит от интуиции, от опыта, от наработанной временем практики фотографа. Вот поэтому и советуем вам посмотреть на некоторые свои снимки другими глазами. Не бойтесь свежих идей! Свежий ветер – это всегда здорово!
Исключения из правил композиции: нарушаем постулаты
О правилах композиции сказано и написано очень много, и они действительно помогают создавать достойные снимки. Но в этой статье мы поговорим о том, что не входит в список постулатов композиции — правиле исключения из правил. Не слышали о таком? Читайте, вам будет интересно!
Грамотное построение кадра по правилам композиции, бесспорно, помогает передать настроение и идею снимка. Но не секрет, что из каждого правила есть исключения. В некоторых случаях именно нарушение композиционных постулатов позволяет максимально точно показать суть, привлечь к снимку внимание и отразить красоту отображаемого объекта.
Исключение первое: нарушаем правило третей
Суть правила третей состоит в том, что нужно мысленно «расчертить» кадр тремя линиями по вертикали и горизонтали, чтобы получились равные части, а затем располагать главные элементы снимка на пересечении этих линий. Все верно, симметрично, красиво и … не всегда уместно.
Иногда нарушение равновесия — изменение угла наклона и перемещение главного объекта снимка из центра ближе к краю — позволяет усилить динамичность, выразить психологическую напряженность. В подобных случаях правило третей не только можно, но и нужно нарушать.
Горизонт не всегда должен быть горизонтальным, а между предметами в кадре не всегда должна быть связь. Не бойтесь создавать свои правила тогда, когда в этом действительно есть необходимость!
Исключение второе: допускаем слияние объекта с фоном
Одно из основных правил композиции гласит: главный объект снимка не должен сливаться с фоном. Если он контрастирует с окружением, он становится заметнее, выразительнее, бросается в глаза. Но ведь это нужно далеко не всегда. Когда стоит цель подчеркнуть глубину черного, показать белизну белого, сделать акцент на конкретную деталь, бывает уместно убрать явные контрасты.
Исключение третье: снимаем не на уровне глаз
Нормальная точка съемки — это съемка на уровне глаз человека. Именно такую точку выбирают фотографы, создающие классические портреты, архитектурные и природные пейзажи. Однако смещение точки съемки часто позволяет получить искомый эффект, ускользающий при работе по правилам.
Нижняя точка съемки уместна, когда стоит цель подчеркнуть величественность предмета, по-новому отразить динамические сцены. Ее выбор оправдан при съемке зданий, а также танцев, прыжков, скачек.
Верхняя точка съемки позволяет передать воздух и глубину пространства при съемке пейзажей, создать статичные портреты, пронизанные спокойствием, выделить глаза.
Исключение четвертое: обрезаем части тела
В классическом портрете при построении кадра важно не отрезать человеку макушку, кисти рук и ступни. Лучше всего фотографировать в полный рост, по плечи или по пояс. Следить чтобы не мешали элементы фона: ветви деревьев и фонарные столбы не «росли» из головы фотографируемого и т.п. И снова «но», в некоторых случаях «покромсать» фотографируемого и добавить изысков извне бывает уместно.
Исключение пятое: добавляем пустоту
Правила композиции рекомендуют избегать излишних пустот, переключать взгляд на предметы переднего плана. Однако суть некоторых снимков как раз состоит в том, чтобы передать пустоту, выразить посредством нее одиночество, безысходность, масштабность, бесконечность… Уместно также оставлять пустое пространство при съемке движущегося объекта по направлению его движения, это подчеркивает динамику.
Экспериментируйте и создавайте шедевры в стиле правила исключения из правил, и пусть эти творения радуют вас и окружающих!
Как нарушить правило композиции и выиграть
В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать.
Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей свободой и нам наплевать на правила. Но вот незадача: в правилах нет ничего плохого. В кинематографе, например, правило третей или 180 градусов — это действующие стандарты, которые помогают овладеть киноязыком и разговаривать со зрителями как можно яснее и понятнее.
Но не стоит забывать: мы — творческие люди и очень любим нарушать правила. На канале Apurture появилось видео, которое объясняет, как это делать со вкусом.
«Композицию кадра можно выстроить множеством разных способов. В том, где именно будут располагаться те или иные объекты, важна каждая деталь.
Вот пять композиционных правил и способы их нарушить.
1. Кадрирование на уровне глаз
Когда вы применяете это правило, зритель чувствует себя равным персонажу. Проще говоря, так вы говорите аудитории: «Этот человек — ваш друг». Именно этот ракурс операторы используют чаще всего.
Нарушить это правило вы можете несколькими способами. Первый — снимать с нижнего ракурса. Так персонаж будет возвышаться над зрителем, излучая свою силу. Вместе с контрастным low-key-освещением это поможет вам создать мощный образ злодея.
И, наоборот, вы можете поднять камеру и снимать персонажа сверху. Так он будет выглядеть уязвимым и слабым. Эти два приема можно комбинировать, дав аудитории понять, кто из героев главный в той или иной сцене.
Правило можно и вовсе уничтожить, показав происходящее с высоты птичьего полета. Так вы добьетесь эффекта полного отстранения от персонажей.
2. Персонаж слева и смотрит направо
Это правило позволяет показать, что герой смотрит на что-то за пределами кадра. Нарушить это правило можно, заставив персонажа смотреть в ту же сторону, на которой находится он сам. Так вы добьетесь ощущения, будто он находится в ловушке и не знает, что его ждет дальше. Для зрителя это может быть неприятно, так что постарайтесь не злоупотреблять подобным приемом и использовать его только, когда это действительно необходимо.
Том Хупер часто пользовался им в «Король говорит!» и «Отверженных», когда герои переживали самые сложные времена.
3. Правило третей
Это самое простейшее из правил: представьте, что по кадру проходят две горизонтальные и две вертикальные линии, и расположите важные объекты на их пересечении. Это в теории должно сделать кадр более приятным эстетически.
Поскольку правило это настолько простое, вот целых два способа его нарушить.
Первый — расположить персонажа прямо по центру. Это особенно эффективно, когда все остальные объекты в кадре можно расположить симметрично. В зависимости от повествования это может либо успокоить, либо насторожить (кадрирование слишком идеально, что-то должно случиться).
Другой вариант — кадрировать согласно золотому сечению (также известному как числа Фибоначчи, золотая пропорция и т.д.). Это отдельная тема для разбора, поскольку эту закономерность можно найти в природе и во многих известных картинах. Если говорить проще, то в целом, вместо того, чтобы располагать объект съемки точно в правой или левой третях, нужно его поместить на часть, соответствующую 0.618 кадра. Да, значение очень точное, но пытаться точно ему соответствовать не надо.
Поскольку это соотношение прочно укоренилось в нашей природе, в результате получаются очень приятные глазу кадры.
4. Пространство над головой
Выстраивая средний план, нужно оставить хотя бы немного пространства над головой персонажа. Для крупного можно немного «отрезать» голову сверху, но при этом целиком оставить его подбородок.
Чтобы нарушить это правило, можно взять сверхкрупный план лица человека, но так зритель окажется очень близко к герою и может почувствовать себя неуютно. Так что с этим нужно быть осторожнее.
Кроме того, если оставить персонажу слишком много воздуха сверху, можно добиться ощущения, что он маленький, уязвимый и подвержен влиянию внешних факторов. Чтобы подобный кадр выглядел хорошо, его нужно тщательнейшим образом спланировать, иначе вы можете показаться дилетантом, который не знает, как кадрировать изображение.
5. Правило 180 градусов
Это правило одновременно и простое, и сложное. Если персонажи смотрят друг на друга, то между ними проходит невидимая линия. На монтаже лучше ее не пересекать, чтобы зритель не потерялся в пространстве.
Данное правило можно нарушать, чтобы передать, к примеру, изменение в расстановке сил, течение времени или запутанность пространства. «Голодные игры» нарушили его, когда Китнис расстается со своей сестрой Примроуз. Особенно это эффективно благодаря напряжению в сцене: Примроуз не знает, увидит ли она когда-нибудь свою сестру.
Всегда нарушайте это правило сознательно и незаметно, иначе вы просто покажетесь зрителю новичком».
Рубрики: making of, Видео, Новости, Уроки | Комментариев нет »
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Композиция: правило третей
Правило третей — это мощный композиционный метод превращения фотографий в более интересные и динамичные. Кроме того он, пожалуй, является одним из наиболее известных. Данная статья демонстрирует на примерах, как и почему это правило работает, когда уместно его нарушить и как извлечь из него максимум, чтобы повысить качество вашей фотографии.
Общие понятия
Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали:
Композиция по правилу третей | Деление на трети |
На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности — не делая при этом картинку излишне статичной — и ощущение комплексности — не перегружая при этом снимок.
Примеры правила третей
Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности — однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:
Оригинал | Правило третей |
Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото. Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.
Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно — это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным — это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.
Предметы вне центра выглядят ориентированно |
На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.
Улучшение сделанных снимков кадрированием
До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу — а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.
Оригинал (горизонт по центру) |
Кадрирование (горизонт сместился в верхнюю треть) |
В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения — усилив акцент на переднем плане и горах.
Ограничения
Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.
На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа — по сути создавая децентрированную композицию.
Нарушение правила третей
К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить — и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.
Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.
Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.
Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, — не дайте ему помешать вашей композиции.
Правило Третей — основа притягательного снимка
«Правило третей» – это принцип фотографической композиции и дна из первых вещей, которым обучают начинающих цифровых фотографов на курсах фотографии. И правильно делают, так как это основа для хорошо сбалансированного и интересного кадра.
Конечно же, правила придуманы для того, чтобы их нарушать, и мы этот постулат не опровергаем, но один умный человек как-то сказал мне, что если вы намерены нарушать правила, то вам стоит хорошо изучить их, чтобы нарушать еще более эффективно. Нарушать правила или их придерживаться, может и не столь важно, но главное, чего мы хотим это, чтобы изображения в нашем кадре всегда были сбалансированы и интересны.
Как работает правило третей?
Главный принцип, лежащий в основе этого правила состоит в том, чтобы визуально поделить изображение двумя прямыми линиями по горизонтали и двумя по вертикали. Так, чтобы получилось девять равных частей.
Как вы принимаете, такое разделенное изображение можно получить у себя в воображении либо на ЖК-дисплее, используя видоискатель во время съемки.
Полученная сетка выдает четыре важные точки изображения, которые мы должны учесть для размещения акцентов на фотографии.
Но точки это не все, что мы получаем. У нас также появляются четыре «линии», которые несут свою пользу для размещения элементов на планируемой фотографии.
Весь смысл состоит в том, что, если мы размещаем достопримечательности снимка в точках пересечения или вдоль линий, то такая фотография становится более сбалансированной и позволяет зрителю более естественно взаимодействовать с образом. Исследования показали, что при просмотре изображений, взгляд зрителей, как правило, самым естественным образом притягивается в одну из точек пересечения, а не в центр кадра. Зная эту особенность, используйте ее на благо фотографии, а не против нее.
В доказательство вышеизложенного, взгляните на снимок пчелки. Ее глаз оказался в точке фокусировки.
Другой пример «правила третей»
На этом снимке объект намеренно помещен в одну из угловых точек. Речь идет о глазах, фотографируемого, которые являются естественной точкой фокусировки для портрета. А также его галстук и цветок, которые занимают вторичные точки интереса.
На очередном снимке объект, в данном случае женщина, находиться вдоль всей линии, то есть значительно смещена от центра и, следовательно, создает дополнительные точки интереса. Если бы она была прямо в центре кадра, то это могло бы привести к не столь удачному снимку.
Подобным же образом эта техника эффективно применима для пейзажной фотографии. Заключается в расположении линии горизонтов вдоль одной из горизонтальных линий, которыми мы условно поделили изображение. Как, например, на следующем снимке:
Применение этого принципа совершенно естественно для некоторых фотографов. И многие из нас, уделив немного времени для того, чтобы попрактиковаться, могут сделать это своей второй натурой.
Чтобы эффективно использовать это правило, задайте себе пару очень важных вопросов перед фотосессией:
1. Какие достопримечательности есть в этом кадре?
2. Где я намереваюсь их поместить?
Еще раз повторюсь, но напомню, что нарушение правил может привести к поразительным снимкам. Если вы только сейчас узнали об этом правиле третей, то можете провести эксперимент с преднамеренными нарушениями, чтобы посмотреть, что получиться.
В конце концов, просто помните об этом принципе, когда будете редактировать свои фотографии. На сегодняшний день мы располагаем отличным набором инструментов для редактирования и обрезки изображений, таким образом, сможем вписать его в рамки правила. Можете поэкспериментировать с некоторыми из ваших старых кадров, чтобы проверить, какое влияние это может оказать на ваши снимки.
Как начать нарушать правила и зачем это нужно
Почему мы идем против правил
Во-первых, некоторые правила могут просто ограничивать нас, оказывая не самое положительное психологическое давление. Поэтому от таких рамок надо избавляться. Так, например, переехав в новое место, мы подсознательно стремимся подстроиться под наших новых соседей, соответствовать их распорядку дня, делать те же вещи, которые делают и они. Просто потому, что там так заведено. Это оказывает определенное давление на нас. Но также тревогу нашего подсознания может вызвать и боязнь несоответствия, когда мы пытаемся оставаться в привычном ритме жизни. И по большей части мы становимся такими же, как все остальные. Но в этом случае было бы лучше существовать как прежде. И все равно, кто что подумает.
Во-вторых, склонность расшатывать устоявшиеся нормы более присуща людям творческого склада. Для них это является одним из основных способов самореализации, желанием выделиться и не соответствовать другим. Также нарушение общественного порядка помогает развить им их творческий потенциал, выйти за рамки, которые сковывают их, позволить вырваться на свободу своей творческой энергии. Плюс ко всему такие выпады помогают им чувствовать себя лучше и умнее остальных.
Вот три основные причины, по которым правила могут и должны быть нарушены. Но когда человек идет против, просто потому что ему так хочется, не имея в своей голове никаких мотивов, это уже может классифицироваться как его внутренний комплекс, а именно как недостаток внимания со стороны окружающих.
Как нарушать правила
Но спонтанное и хаотичное нарушение правил может привести к не самым удачным последствиям. Да это и не нужно, поскольку даже в беспорядке и бунте есть своя определенная система. Для начала необходимо понять, как их нарушать, а делать это надо спокойно и красиво. Для этого придется изучить общественный организм изнутри, чтобы знать, в какую сторону его можно повернуть. Убедиться в этом легко на примере Пикассо. Этот известный живописец, который прославился на весь мир своей изобретенной техникой кубизма, начинал с классического рисунка. Он изучил его концепцию, основы композиции; приобрел все те знания, которые необходимы рядовому художнику. И только после этого перешел к изобретению современных тенденций. И таких примеров масса. Можно вспомнить Дали или Уорхола; в кинематографе это тот же Тарковский или Тарантино, в литературе — Джойс или Фолкнер.
Еще один важный пункт — это понимание того, когда лучше всего правило нарушить. Нельзя относиться к выбору времени несерьезно, ведь тогда твои усилия могут просто пропасть впустую. Ты должен правильно подгадать момент, чтобы выйти из ситуации победителем, хоть и найдутся люди, которые тебя осудят.
О чем нужно помнить
Естественно, время и способ нарушения — не единственные вещи, о которых следует помнить, прежде чем приступить к бунту. Необходимо выработать определенный алгоритм, которым ты должен руководствоваться, перед тем как все-таки решишься выступить против системы. Особенно эти шаги важны, когда ты находишься в коллективе.
Прежде всего, результат должен оправдывать твое нарушение. Если итог предприятия принесет большую пользу, чем вред, идущий от твоих соперников, то действовать нужно смело и решительно. Если же результат не гарантирует успеха и отмены правила, против которого ты выступаешь, то стоит получше обдумать свои действия и немного подождать.
Второе, о чем стоит думать, — моральные ценности. Какой бы идеальный и заманчивый результат протеста тебя ни ждал, если он идет вразрез с твоими принципами, отступать от них не стоит. В этом случае лучше пожертвовать конечным итогом, но остаться с чистой совестью перед самим собой.