Как креативно фотографировать стеклянные изделия
Как фотографировать предметы из стекла
При съемке предметов одной из самых сложных задач для фотографа является работа со стеклянными или металлическими поверхностями. То есть с любыми блестящими объектами, поверхность которых создает блики и отражения света. Это могут быть элегантные фужеры для вина, часы, флаконы духов и многое другое. Тут фотографу приходиться решать целый комплекс вопросов: требуется передать объемность и прозрачность предмета, выделить его из окружающей обстановки, правильно выстроить освещение, избежать присутствия на фотоизображении неприятных бликов.
Хотя съемка стеклянных предметов достаточно сложна, в то же время она очень привлекательна, поскольку объекты из стекла или хромированного металла могут очень интересно смотреться в кадре. С ними можно экспериментировать и творчески подходить к самому процессу съемки. На что в первую очередь обратить свое внимание при съемке предметов из стекла, чтобы получать качественные результаты? Остановимся на этом более подробно.
Основная трудность съемки предметов из стекла или полированного дерева состоит в том, что на их гладкой поверхности появляются блики от источников света. Кроме того, на такой блестящей поверхности довольно часто отражаются любые окружающие объекты, в том числе и объектив камеры. Разумеется, все это отрицательно сказывается на качестве снимков. Помимо присутствия ореолов и просто засветки, изображения выходят не самыми привлекательными в плане передачи фактуры и вида материала, из которого сделан снимаемый предмет.
Впрочем, в некоторых случаях искажения или отражения в стеклянном предмете могут пойти на пользу снимку, позволяя создать интересные художественные эффекты. Например, чтобы передать прозрачность стекла можно отразить на его поверхности что-либо, какие-то окружающие предметы. Но все-таки в большинстве случаев фотограф вынужден бороться с неприятными бликами и отражениями, портящими изображение. Для этого, в частности, приходиться отказываться от применения вспышки, ведь она дает чрезмерно яркий и резкий свет, способствующий возникновению этих нежелательных эффектов.
В целом, съемка предметов с гладкими, блестящими поверхностями требует использования равномерного освещения. Это наилучшим образом позволяет подчеркнуть форму предмета, выявить его объем. В случае со съемкой какой-либо стеклянной вещи правильное, равномерное освещение также помогает показать матовость или фактуру стекла. Если учитывать, что, то же стекло может быть с изгибами, гранями или гравировками, то перед любителем фотографии стоит довольно не простая задача. Итак, при фотографировании предметов со стеклянными или бликующими поверхностями, нужно обратить внимание на несколько моментов.
Подготовка стеклянных предметов к фотографированию
При подготовке обязательно осмотрите стеклянные поверхности на предмет наличия мелких трещин и царапин, а также обратите свое внимание на их чистоту. На стекле не должно быть царапин или отпечатков Ваших пальцев, иначе Вам придется долго обрабатывать полученные снимки в графическом редакторе, чтобы привести сфотографированную поверхность в надлежащий вид. Предметы из дешевого стекла, как правило, отличаются тем, что имеют не самую ровную поверхность и разную толщину стекла по всему периметру. У тех же пивных стеклянных бутылок имеется хорошо заметный шов. Лучше выбирать для съемки хорошее стекло, не имеющее подобных недостатков. Например, дорогие стеклянные фужеры. Перед съемкой, естественно, наших «моделей» необходимо тщательно вымыть и протереть сухой тряпкой. Лучше не мыть предметы из стекла в посудомоечной машине, поскольку на стекле могут появиться мелкие царапины. Впоследствии они будут хорошо видны на снимках.
Выбор фона
При съемке предметов из стекла довольно часто фотоизображения получаются блеклыми и малоинтересными. Это может быть связано с неправильным выбором фона. Действительно, фон играет значимую роль при съемке стекла и вещей с гладкими, бликующими поверхностями. Лучше всего применять однотонный фон для точной передачи формы предмета и мелких деталей. Классикой является белый или черный фон. Иногда интересные эффекты можно получить, если сфотографировать стекло на фоне ткани с многочисленными складками или объекта, имеющего какую-либо сложную структуру. Правда, здесь нужно следить за тем, чтобы форма предмета из стекла не затерялась на таком сложном фоне.
Подготовка света
Предметы из стекла или хромированного металла обладают некоторыми свойствами отражения света. Это важно учитывать при правильном построении освещения. При фотографировании стеклянного предмета на черном фоне источники света обычно размещают по бокам. Главное, чтобы свет не падал на самого фотографа, иначе Вы, наверняка, увидите свое отражение на стеклянной поверхности.
Чтобы передать не только форму предмета, но и его фактуру и особенности материала, необходимо грамотно использовать источники света. Тут действует правило: выявление фактуры улучшается при увеличении освещенности и уменьшении угла падения световых лучей на поверхность самого предмета. Понятно, что освещенность можно регулировать, просто отдаляя или приближая источник света. А вот угол падения световых лучей можно изменить, опуская или поднимая источник освещения. Чтобы передать на снимке отдельные детали предмета максимально резко и четко, необходимо использовать как можно меньшие отверстия диафрагмы.
Освещение и фон играют ключевую роль для создания иллюзии прозрачности стекла. При съемке рекомендуется применять слабые источники света, чтобы не создавать неприятных бликов. Прямой умеренный свет используют лишь для выделения контура стеклянного или металлического предмета, в то время как боковое рассеянное освещение должно способствовать выявлению прозрачности и объемности изделия. Вместо бокового или вкупе с ним можно задействовать верхний свет, особенно если Вы планируете снимать предмет с верхней точки. Подсветив стеклянный предмет снизу, можно буквально заполнить его светом изнутри и создать интересный, художественный эффект. Снимать в этом случае необходимо сверху, но не прямо, а под определенным углом к объекту. Желательно посветить одним источником света и задний фон.
При работе со стеклом в предметной съемке наибольшее распространение получили два способа фотографирования. В первом случае объект из стекла получается на изображении темным, однако его контуры прорисовываются белым. Для этого используется простая картонная коробка, лист ватмана или другой белый фон, плюс вспышка. У коробки из картона удаляют три стенки для того, чтобы образовалась своеобразная «арка». Она позволяет оградить объект съемки от отражения окружающих предметов. Как раз дальнюю сторону этой арки и прикрывают белым фоном.
Предмет помещается в коробку. Вспышка направляется на фон снаружи. К вспышке необходима специальная насадка со шторками, чтобы свет от яркого источника освещения не бликовал на поверхности фотографируемого предмета. То есть в данной ситуации задействуется контровый свет, когда источник освещения размещается за снимаемым предметом. Это и позволяет «прорисовать» светом контуры изделия из стекла. Второй способ позволяет получить хорошо различимый, светлый стеклянный предмет с затемненными контурами. Здесь также нужно использовать контровый свет, но в качестве фона используется темный лист картона.
Боремся с бликами
Существует несколько способов борьбы с бликами и нежелательными отражениями на блестящих поверхностях. Например, можно попробовать внести стеклянное изделие с холода в теплое помещение, либо же наполнить его ледяной водой. Фотографировать нужно сразу же, когда стеклянная поверхность немного запотеет, и на ней еще не успеют образоваться крупные водяные капельки. Поверхность на время превратиться в матовую и некрасивые блики исчезнут. Можно перед самой съемкой положить в стеклянный фужер или вазу кусочек льда – эффект будет тот же самый. Этот способ можно использовать и для съемки металлической посуды.
Впрочем, к некоторым вещам с блестящей поверхностью такие методы с охлаждением применять нельзя. Например, к изделиям из лакированного дерева. В этих случаях можно поэкспериментировать с освещением. Попытайтесь расположить источники света, снимаемый предмет и фотоаппарат по отношению друг к другу так, чтобы блики сводились к минимуму или вообще полностью устранялись. Для устранения отражений при съемке объектов с большой площадью стеклянной поверхности, например, витрины, следует поместить черную ткань позади камеры. Либо расположить такую ткань впереди камеры, но оставить в ней отверстие для объектива.
Незаменимым при съемке стеклянных предметов может стать поляризационный фильтр. С его помощью можно убрать значительную часть световых бликов. Поляризационный фильтр хорошо использовать при фотографировании сквозь стеклянные поверхности. Такой фильтр для устранения бликов можно успешно применять при съемке изделий из стекла, фарфора, полированного или лакированного дерева, пластика.
Использование софт-боксов
Впрочем, все приведенные выше способы далеко не всегда эффективны. Наиболее же действенным способом устранения бликов и отражений на поверхности предметов является ограничение доступа к фотографируемому предмету лучей от источников света и окружающей обстановки. Для этого объект съемки помещают в картонную коробку по принципу, описанному выше, либо же окружают специальными щитами, способными отражать свет. Лучшим вариантом здесь является использование софт-бокса – особой светозащитной коробки, которая служит для ограждения объекта съемки от световых лучей. Софт-бокс может быть изготовлен на основе деревянного или проволочного каркаса, который обтягивается со всех сторон, кроме нижней стенки, тонкой светлой тканью. В передней стенке софт-бокса предусмотрено отверстие под объектив камеры.
Подобную несложную конструкцию можно изготовить самостоятельно в домашних условиях или купить уже готовые решения, в том числу удобные складные софт-боксы. После того, как в софт-боксе размещают предмет с блестящими поверхностями, его освещают с боков и сверху. Свет, проходящий через ткань, становится рассеянным и равномерным. Готовые софт-боксы обычно предлагают фотографу комплект сменных фонов различной цветовой гаммы. Если Вы задались целью профессионально фотографировать предметы из стекла или металла, такой софт-бокс Вам просто необходим. Лучше всего подойдут так называемые софтбоксы-стрипы, у которых длина существенно больше их ширины.
Многие любители фотографии избегают фотографирования объектов или композиций со стеклом, поскольку бояться возникновения неприятных бликов и искажений. Однако как только Вы начнете больше практиковаться в съемке подобных предметов, Вы обзаведетесь соответствующим опытом, и фотографирование блестящих вещей уже перестанет быть для Вас такой уж трудной, неразрешимой задачей. К тому же, это откроет для Вас широкое поле для творческих экспериментов, ведь снимать предметы из стекла действительно очень интересно.
Как фотографировать стеклянные предметы
- Как фотографировать стеклянные предметы
- Как дуть стекло
- Что такое «музейное стекло»
Реквизит для съемки
Чтобы предметы из стекла хорошо вышли на фото, снимать их нужно в специальной студии. Сделать эту студию можно и своими руками. Для этого вам понадобятся следующие составляющие:
— световая палатка;
— тонкий белый картон;
— источник заполняющего света;
— источник точечного света;
— штатив;
— 2 рефлектора;
— лист черного картона.
Перед фотографированием стеклянных предметов необходимо их очистить от пыли и грязи, а в некоторых случаях и обработать специальной полиролью.
Установка освещения
Расправьте световую палатку, заднюю и нижнюю стенки застелите листом белого картона, чтобы тот образовал однородный тон. Источник заполняющего света установите так, чтобы он освещал место съемки сверху, это поможет обозначить контуры фотографируемого предмета. Точечный светильник разместите слева от палатки. Чтобы немного рассеять жесткий свет, воспользуйтесь белым пергаментом, например, бумагой для выпечки. Обычная бумага в этом случае окажется бесполезной, потому что не является светопроницаемой.
Рефлекторы можно смастерить из обычного плотного картона, наклеив на него светоотражающую фольгу. По размеру каждый рефлектор должен быть как минимум в 2 раза больше фотографируемого предмета. В нижней части рефлектора сделайте прорезь длиною около 5 см, отогните одну из получившихся ножек вперед, вторую назад. Установите светоотражатели слева и справа позади объекта так, чтобы они образовали подобие угла, близкого к прямому. Отражая свет, они помогут высветлить контуры стеклянного предмета, отделить его от белого фона.
Отпечатки пальцев, невидимые невооруженным глазом, вполне способны проявиться на фотографируемом стекле в виде неопрятных пятен. Поэтому съемку лучше всего производить в тонких нитяных перчатках.
Последним в реквизитном списке идет лист черного картона. Его роль проста и очевидна — послужить своеобразным экраном между комнатой и объектом съемки. В противном случае в стекле, как в зеркале, отразится все, что его окружает.
Выбор параметров фотографирования
Осталось дело за малым — непосредственно сфотографировать стеклянный предмет, например бокал. Самым сложным моментом для новичка может оказаться подборка правильных значений выдержки и диафрагмы. Передержанный снимок получится слишком светлым, недодержанный же провалится в темноту.
Чтобы не мучиться с подбором правильной экспозиции, воспользуйтесь полуавтоматическим режимом, присутствующим в большинстве современных фотоаппаратов. Выберите, к примеру, приоритет диафрагмы, а камера уже сама рассчитает необходимую для снимка выдержку. Не забудьте перед съемкой отключить вспышку, блики от нее способны испортить всю картину. Все приведенные выше советы подойдут также для съемки ювелирных изделий, прозрачных сосудов с водой и других бликующих предметов.
Удивительный мир изделий из стекла глазами разных мастеров
Стекло удивительный и очень многоликий материал для творчества и самовыражения. У всех на слуху несколько техник и направлений работы со стеклом, но речь сегодня пойдёт не о них.
Я хотел бы рассказать о трёх удивительных мастерах, работающий со стеклом. Вернее даже не рассказать, а только чуть-чуть приоткрыть завесу, чтобы познакомиться с ними.
В своем творческом поиске они смогли найти что-то эдакое, а потом довести свои умения до совершенства. Работы каждого из них бесспорно шедевры, которыми можно любоваться и восхищаться. Благодаря своему таланту и многолетнему, упорному труду, каждый из этих мастеров получил широкую мировую известность.
1. Марта Клоновска (Marta Klonowska) — польская художница, создающая стеклянные скульптуры зверей. Копируя образы животных с картин Рубенса,Гойя, она воссоздает их в виде скульптур в натуральную величину из тысяч осколков стекла,чаще одного цвета.
2. Уильям Леквайр (K. William LeQuier) — американский художник по стеклу. Занимаясь долгое время поиском и экспериментированием, выработал свой удивительный и неповторимый стиль. Его работы в своём исполнении уникальны. Они воссоздают морские волны, обитателей глубин и сложно поверить, что работы выполнены именно из стекла.
3. Джек Стормс (Jack Storms) — американский скульптор, работающий с дихроичным стеклом (стекло с напылением различных металлов). Склеивая вырезанные и отполированные кусочки стекла, придаёт изделию нужную форму. Благодаря тонкой и кропотливой работе, свойствам стекла, изделия изумляют зрителя своей красотой и необычностью.
И в завершении я хотел бы сказать, не бойтесь творить, не бойтесь пробовать новое и необычное. Кто знает где и в ком зарыто то зерно, из которого может вырасти талант и покорить мир вокруг.