Как фотографировать в музее
Как фотографировать в музеях и галереях
Музеи древностей, галереи современного искусства, необычные музеи – замечательные места для фотографирования. Однако снимать в таких, зачастую нестандартных условиях, под силу не каждому фотографу. Но не стоит сразу же отказывать себе в такой интересной практике, нужно лишь вооружиться некоторыми знаниями. Эти 7 простых советов от профессионалов нашего блога помогут вам в этом.
1. Прежде всего узнайте, можно ли снимать там, куда вы отправляетесь
Большинство музеев и галерей разрешают любительскую съемку своих экспонатов. Но бывают и те, где пользование профессиональной фотокамерой запрещено. Потому, чтобы не попасть в неприятное положение, лучше всего осведомиться заранее, можно ли снимать в том музее (или галерее), который вы планируете посетить, скачав правила. Если правила в нескольких pdf файлах, можно объединить несколько pdf файлов в один для удобства.
Это можно сделать на сайте (если такой имеется) или на входе при покупке билета. Помните, что в местах, где хранятся ценные экспонаты (книги, картины) может быть запрещено пользоваться вспышкой. Это также лучше уточнить на входе или у смотрителя.
2. Тщательно обдумайте тематику снимков
Просто снимать экспонаты может каждый. Тем более, что все они уже представлены в туристических программках, альбомах. Потому, чтобы ваши снимки заметили, нужно придумать что-то особенное и постараться передать те же предметы, но в новом свете, с учетом собственного видения. Здесь можете раскрыть все свои творческие способности. Ищите неожиданные ракурсы, постарайтесь добавить в снимок истории, необычности.
3. Уделите внимание архитектурным формам
Крупные музеи обычно находятся в зданиях, которые сами по себе представляют чрезвычайный интерес для архитектуры и искусства. Потому, собираясь снимать в музее, не забудьте и про само здание музея. Поищите интересные ракурсы, поснимайте детали, общие планы. Возможно вы найдете что-то новое в уже привычных сюжетах.
4. Не забудьте про стекла
Экспонаты в музеях часто защищены от слишком активных посетителей рамками из стекла. Для фотографа такая защита может представлять некоторые сложности. Блики от стекла могут безнадежно испортить снимок. Чтобы такого не случилось, нужно постараться более тщательно подбирать ракурс.
Также камеру лучше держать как можно ближе к стеклу (разумеется, если это разрешено внутренними правилами музея). Для такой съемки даже существует спец. приспособление – резиновая накладка на объектив. Она предохраняет стекло от удара и поможет удерживать камеру более ровно, без смещения.
5. Научитесь работать со светом
Музеи и галереи предполагают слабое освещение. Снимать в подобных условиях может быть сложно. Когда вы замечаете, что снимки получаются размытыми, это значит, что выбранная скорость затвора слишком низкая.
Выйти из положения можно, если воспользоваться штативом. Если штатива нет, можно попробовать установить камеру на какую-нибудь стабильную поверхность. Также можно повысить значение ISO. Чтобы лучше ориентироваться со светом в музее, вначале поэкспериментируйте дома. Так вы быстрее подстроитесь и не будете тратить лишнее время на настройки камеры.
6. Проявите творчество
Как уже говорилось, при съемке в музеях или галереях постарайтесь избегать избитых сюжетов. Постарайтесь найти свой стиль, изобразить детали, которые многие на замечают. Не стесняйтесь проявить свой креатив. И, конечно, приложите профессионализм и качество съемки.
7. Постарайтесь проявить терпение
В крупных и широко известных музеях всегда множество посетителей. Это может затруднить творческий процесс для фотографа. Чтобы качественно снять объект, всегда нужно определенное время для подбора правильного ракурса, определения настроек. Желающие осмотреть этот экспонат посетители могут помешать.
Потому при такой съемке нужно проявить максимум терпения и выдержки. Чтобы поток посетителей был не слишком большим, можно выбирать для посещения будние дни или раннее утреннее время сразу после открытия.
Что и как фотографировать в музеях
Многие из нас любят посещать музеи, особенно во время путешествий. Музеи могут быть разные, в них представлены различные экспозиции, и каждый может найти для себя что-то интересное и привлекательное. Зачастую сама экспозиция или отдельные произведения искусства настолько впечатляют, что хочется сохранить их «для себя». То есть сфотографировать их и унести памятные снимки с собой, чтобы потом насладиться произведениями мастеров на экране компьютера, либо распечатав фотографии. Как снимать в музее? В чем особенности такой съемки и на что обратить свое внимание? Попробуем дать несколько практических рекомендаций.
Музейные правила фотосъемки
В музеях действуют свои правила и законы, касающиеся того, что можно фотографировать, а что нельзя. Раньше во многих музеях и художественных галереях действовал запрет на фотографирование. Сегодня фотографировать для себя разрешается уже практически во всех музеях. Но при этом на входе посетителей уведомляют о том, что можно снимать, а что фотографировать категорически запрещено. Иногда за возможность фотосъемки музеи взимают определенную плату – не более стоимости входного билета.
Пикассо. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
Имейте в виду, что в музее может быть запрещена съемка со вспышкой. Объясняют это обычно тем, что от света вспышки могут пострадать картины и другие произведения искусства, представленные на выставке. Но в реальности это правило действует скорее для того, чтобы одни посетители (с фотооборудованием и вспышкой) просто не мешали другим.
В некоторых музеях сотрудники не обращают никакого внимания на посетителей с «мыльницами» или мобильными телефонами с камерой. Но стоит только появиться в зале человеку с громоздкой зеркалкой и сопутствующим фотооборудованием, то к нему сразу же возникает повышенное внимание. Могут запретить вести съемку, даже если у человека имеется разрешение, которое он оплатил. Объясняют это тем, что в музейных помещениях разрешается исключительно любительская съемка, а не профессиональная. Таким образом, у каждого музея свои правила и законы. Если на вас обратили внимание сотрудники музея, не стоит конфликтовать и доказывать, что вы снимаете простой любительской камерой. Лучше проявить вежливость, ответить улыбкой и попросить разрешить сделать пару кадров.
Кстати, в европейских музеях не так ревностно относятся к запретам на фотосъемку. Например, знаменитый лондонский Музей Виктории и Альберта даже имеет собственную страничку в сети, на которой посетители могут выкладывать свои фотографии, сделанные в выставочных залах этого музея. Таким нехитрым способом только подогревается интерес людей к различным экспозициям и выставкам.
Музей Ватикана
Выбор оборудования для съемки в музее
Тщательно подходите к выбору оптики для съемки. Скорее всего, внутри музейного помещения при наличии запрета на использование вспышки и в условиях пониженной освещенности, вам придется столкнуться с недостатком света для получения качественных фотографий. Поэтому желательно иметь в своем арсенале светосильный объектив. При съемке в музее очень важна возможность широко открыть диафрагму. Оптимальный вариант – светосильный 50 мм фикс (с диафрагмой f/1.4 или f/1.8). Также с собой можно захватить универсальный зум 24 – 70 мм f/2.8. Длиннофокусная оптика здесь не пригодится, а вот широкоугольник может сослужить хорошую службу.
Пронести с собой громоздкий штатив вам вряд ли дадут работники музея. Для этого, вероятно, потребуется специальное разрешение. А вот легкий, складывающийся монопод можно попробовать взять с собой. Много разнообразного фотооборудования брать не рекомендуются – охрана и сотрудники музея могут не разрешить вам пронести в выставочные помещения рюкзак или большую сумку с фото принадлежностями.
Снимайте здания и интерьеры музея
Не забывайте, что сами здания, в которых размещаются музейные экспозиции, представляют огромный интерес. Как правило, музеи размещаются в старинных особняках или дворцах, которые отличаются своим архитектурным обликом и особенностями, начиная от великолепной внешней отделки и заканчивая лестничными проемами. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции сделайте несколько интересных фото самого здания. Также обратите внимание на внутренние интерьеры, зачастую представляющие не меньшую ценность, чем сама экспозиция. Поснимайте потолок, стены и колонны. Такие снимки позволят передать атмосферу того музея, в котором вы побывали.
Недостаток света
В музейных помещениях вам придется иметь дело с условиями пониженного освещения. Другими словами, в музеях бывает довольно тускло, ощущается недостаток света, да еще и вспышку запрещают использовать. Чтобы справиться с такими условиями, можно немного поднять чувствительность ISO. Но лучше использовать относительно длинные выдержки. Как раз здесь вам и может пригодиться небольшой, удобный монопод. Если монопод пронести в музей не удастся, то стоит воспользоваться непрерывным режимом съемки и активировать систему стабилизации на камере. Правда, учтите, что аккумулятор камеры в таком случае разрядиться гораздо быстрее.
Фотовыставка «125 лет National Geographic». Москва
Еще одна особенность музейных помещений – то, что в различных залах освещение может быть разным по цветовой температуре. Поэтому для создания качественных снимков, вероятно, придется настраивать баланс белого вручную. Так как при автоматических настройках вы можете получить фото с немного измененными цветами. После ручной корректировки баланса белого сделайте несколько пробных снимков, чтобы оценить результаты.
В некоторых музейных залах может присутствовать естественный свет, пробивающийся через узкие дверные проемы или небольшие окна. Он формирует своеобразные световые полосы или дорожки, которые можно использоваться при съемке для создания более интересных, объемных фотоизображений.
Избегайте бликов и отражений от стекол витрин
Помните, что стеклянные и металлические поверхности создают неприятные блики и отражения. Поэтому их стоит избегать. Но в музеях многие экспонаты, например, старинные артефакты или картины, размещают именно за стеклом. Чтобы сфотографировать такие объекты, расположенные за стеклом, нужен рассеянный, а не прямонаправленный свет. Иначе появятся блики. Протрите стекло чистящей салфеткой, которую можно захватить с собой. Чтобы не поймать отражение, приблизьте объектив фотоаппарата как можно ближе к стеклу. Используйте ручную фокусировку, чтобы резким получился только нужный вам предмет. Очень полезным для съемки объектов за стеклом может быть поляризационный фильтр, который снизит вероятность появления бликов и отражений на фотографии. Если экспонат за стеклом слабо освещен, придется немного поднять ISO – до 800 единиц.
Делайте акцент на деталях экспонатов
При съемке различных музейных экспонатов акцентируйте внимание зрителя на деталях. Съемка экспонатов крупным планом с выделением отдельных деталей позволяет придать им больше величия и драматизма. Издали лучше фотографировать зум-объективом, а если вы располагаетесь близко к объекту съемки, то здесь подойдет макро объектив. Выбирайте удачный ракурс, чтобы ничего лишнего не попало в кадр. Иногда стоит посмотреть на отдельные экспонаты под непривычным углом, чтобы обнаружить что-то необычное и интересное, на что бы вы совершенно не обратили внимание в обычной ситуации.
Фотографируйте посетителей музеев
Помимо съемки экспонатов и роскошных интерьеров, в музее можно фотографировать и посетителей, пришедших сюда для знакомства с высоким искусством. Иногда это бывает не менее увлекательно, чем съемка самих музейных ценностей. Позы и выражение лиц людей на фотографиях могут создать определенную связь между искусством прошлого и нашей реальностью.
Можно ли бесплатно фотографировать в музеях?
Мы с женой живем в Москве и часто ходим в музеи, галереи и на выставки.
Обычно я фотографирую экспонаты на телефон без вспышки, чтобы отправить посмотреть моей маме. Мама живет на Кубани и редко приезжает в Москву. Довольно часто мне запрещают фотографировать в музеях. Якобы это запрещено. А иногда разрешают снимать, но только за дополнительную плату.
Законны ли такие требования?
У каждого музея есть свои правила, и посетители обязаны их соблюдать.
Большинство посетителей вообще не поднимают вопрос о законности платы, так как не хотят тратить время из-за 50 рублей. Некоторые начинают спорить с кассиром, но это бесполезно. Музейные работники обязаны выполнить указания начальства. Пока музейные тарифы не оспорены, их надо исполнять.
Но если вы считаете, что эти правила незаконны, то их можно обжаловать в Роспотребнадзоре, прокуратуре или местном департаменте культуры.
Нет закона, запрещающего съемку в музеях
Музеи работают по закону о музеях и закону о культуре. В них нет запрета на фотосъемку экспонатов посетителями.
Ранее в РФ действовала инструкция 1998 года по охране объектов, хранящих культурные ценности. Один из пунктов этой инструкции запрещал проносить на территорию музея съемочную аппаратуру. Если вдруг сотрудники музея ссылаются на эту инструкцию скажите, что ее отменили в 2009 году.
В СССР существовали другие документы, регламентирующие поведение в музеях, в том числе съемку. Согласно правилам 1974 года фотографы должны перемещаться по музею в сопровождении музейных служащих. Эти правила официально никто не отменял, но фактически их уже давно никто не выполняет. Тем более никто не запрещает хранителям музея присутствовать при фотографировании экспонатов.
Еще в РФ все еще действует инструкция хранения музейных ценностей 1985 года. В ней указано, что на кино- и фотосъемку нужно получать согласие главного хранителя музея. Но из смысла этой инструкции следует, что речь идет о профессиональной съемке, — для них действительно фотографам обычно нужно получать специальное разрешение — аккредитацию.
В 2013 году министерство культуры приняло приказ, запрещающий посетителям архивов самостоятельно фотографировать документы. Из-за этого запрета людям приходилось платить архивам за изготовление копий интересующих страниц. Но Верховный суд отменил этот запрет, посчитав, что он нарушает право свободно искать и получать информацию. Ссылаясь на это решение, можно попытаться оспорить и другие необоснованные запреты на фотосъемку.
Запреты музеев должны быть обоснованными
Многие музеи боятся съемки своих экспонатов: считают, что это может отвлекать других посетителей и ускорить старение экспонатов. Музей может прописать это в своих правилах. Я изучил, что думают о фотосъемке крупные российские музеи и галереи.
В Третьяковской галерее нельзя снимать со вспышкой, с использованием монопода и палки для селфи. В Эрмитаже запрещено делать костюмированную или свадебную фотосъемку, если не купить для этого специальный билет.
Пушкинский музей, наоборот, разрешает сделать несколько снимков в день свадьбы или иного торжественного события. Еще Пушкинский музей разрешает посетителям фотографироваться на фоне экспонатов, но просит соблюдать простое правило: «уважать желание других посетителей смотреть на произведения искусства, а не на тех, кто их фотографирует».
Сложнее фотографировать в Музее нумизматики Москвы. В нем надо заранее заполнить анкету и согласовать съемку со службой безопасности. Фотографировать можно в согласованное время и только с определенных ракурсов.
Но музей не может произвольно ограничивать своих посетителей. Если съемка со вспышкой разрушает древние рукописи, то музей может ее запретить. А если селфи-палки просто не нравятся директору мемориала, то это уже его личные проблемы.
Некоторые музеи соседствуют с органами власти. В таком случае съемка может быть запрещена приказом федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, органами внутренних дел или армией. Например, раньше съемку на территории Кремля надо было согласовывать с его комендантом. Это ограничение регулярно послабляли. Сейчас получать согласие на любительскую съемку надо только в период проведения официальных мероприятий.
Если музейный работник говорит, что съемка запрещена особым режимом работы музея, то можно попросить его назвать дату принятия и номер приказа о введении такого режима. Скорее всего, вы сможете найти текст этого документа в интернете и проверить, не ошибается ли сотрудник.
Любительская съемка должна быть бесплатной
Музей может взимать плату за использование фотографий своих экспонатов: для рекламы, изготовления сувениров, дизайна одежды, публикации календарей или книг. Но это правило неприменимо к обычным посетителям музея. Ведь они делают съемки для себя, а не для коммерческого использования. Фотографировать картины для изготовления открыток без согласия музея действительно нельзя.
Иногда музейные работники говорят, что бесплатная съемка нарушает авторские права. Но закон разрешает бесплатно и без согласия автора снимать произведения искусства, находящиеся в «месте, открытом для свободного посещения».
Что такое «место, открытое для свободного посещения», закон не расшифровывает, но по мнению судов, это место, где может находиться любой человек, то есть не какие-то специальные режимные объекты. Выставки, парки, улицы и музеи подходят под это определение.
Некоторые музеи называют разрешение на съемку услугой. Иногда посетители возмущаются: «А почему бы не продавать право смотреть на экспонаты правым глазом или стоя на двух ногах?» В этом замечании есть своя логика. Купив билет, посетитель получает право знакомиться с коллекцией музея удобным для него образом. Иногда надзорные органы соглашаются с таким аргументом.
Например, один известный блогер написал жалобу в Роспотребнадзор Вологодской области о навязывании услуги платной фотосъемки на выставке картин Верещагина. Роспотребнадзор согласился с жалобой: посетитель сам фотографирует, а значит, музей не предоставляет ему какую-либо услугу. Сейчас музей взимает плату только за коммерческую съемку.
Что в следующий раз делать вам в музее
Для начала попробуйте поговорить с администрацией музея, может быть, для вас сделают исключение и разрешат свободно все фотографировать.
Но скорее всего, вас даже не пустят к директору музея или предложат записаться на прием в последний четверг месяца. В этом случае попросите ознакомить вас с правилами музея, запрещающими фотосъемку, или тарифами, которые устанавливают плату за любительскую съемку.
Эти правила могут быть на сайте музея или висеть около кассы. Сфотографируйте правила и напишите жалобу в прокуратуру, Роспотребнадзор или местный департамент культуры.
Возможно, это все слишком сложно и не стоит одной бесплатной фотографии. Но, пока принятые музеем правила не оспорены, их надо исполнять.
Даже если вам удастся добиться права на съемку, не злоупотребляйте им. Старайтесь не мешать другим посетителям музея наслаждаться культурными ценностями.
Мы разбирали и другие вопросы, связанные с авторским правом:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как фотографировать музеи и галереи
Всем известно, что за флегматичными стенами художественных галерей и музеев лежат объекты неописуемой красоты. Произведения искусства, открытия археологов, найденные артефакты, добытые в экспедициях или полученные в наследие сокровища – не просто притягивает зрителя полюбоваться, но и вынуждают, провоцируют, подначивают создать что-то свое, даже если не такое шедевральное, но совершенно точно, раскрывающее творческий потенциал и удовлетворяющее все креативные инстинкты созерцателя. И как, порой, обидно осознавать, что движения души никак не могут найти отклика, человек не знает как воплотить в действительность все те эфемерные мысли, рожденные увиденной красотой, в голове. И роящиеся броуновским движением художественные порывы, и невозможность их воплощения от собственной эстетической несостоятельности вызывает невыразимую грусть. Но обо всем по порядку.
Никогда не бойтесь фотографировать
Музеи и картинные галереи – такие же места, где практически без труда можно создавать собственные произведения искусства, а именно, фотографии. Вот несколько идей.
Фотографируйте здания
Как правило, здания музеев являю собой определенный стиль архитектуры, имеют свой характер и отличаются индивидуальными чертами. Начиная от оформления фасада, заканчивая внутренней отделкой и лестничными проемами. Присмотритесь к самой постройке, прежде чем начать осмотр экспозиции.
В любом случае вы обратите внимание на то, что музеи и галереи стоят того, чтобы их фотографировали.
Оборудование и меры предосторожности
Как только вы попадете внутрь, определитесь с правилами и условиями проведения съемки. И хотя сейчас многие музеи разрешают фотографирование без вспышки, все-таки имейте ввиду, что охрана вряд ли разрешит пронести вам внутрь помещения большой рюкзак с фотопринадлежностями или тяжелый штатив.
Продумайте заранее, какой оптикой вам будет комфортнее снимать внутри музейного помещения, учтите, что в условиях пониженной освещенности и разнородной цветовой температуры в разных залах, вам никогда не будет лишним свет и, соответственно, светочувствительная оптика всегда пригодится. Если есть выбор: брать просветленный фикс или универсальный зум, стоит остановиться на более светлом. Еще как «походный» вариант можно рассмотреть такой тандем: 50 mm f1.4 (в кармане) и 24-70 mm f2.8 (на камере).
Изображения наиболее понравившихся экспонатов, может быть, имеет смысл купить в сувенирной лавке, а вот как сфотографировать «душу» музея, мы сейчас и рассмотрим.
Как уже было сказано выше, освещение в галереях и музеях, как правило, не слишком яркое и очень разнообразно по цветовой температуре. Будьте готовы к тому, что вам придется справляться с длинными выдержками порядка 1/30 или больше. Если есть возможность захватить удобный небольшой монопод, нужно обязательно это сделать. Он вам пригодится.
Что фотографировать?
Во-первых, сначала просто наслаждайтесь искусством и экспонатами. В конце концов, это то, ради чего вы, собственно, и пришли в музей!
Во-вторых, не бойтесь снимать свои любимые предметы. Иногда стоит посмотреть на происходящее под другим, непривычным углом, разделить на фрагменты увиденное или наоборот сгруппировать несовместимое на первый взгляд.
В стремлении найти необычное вы можете обнаружить что-то такое, на что никогда не обращали раньше внимание.
Смотрите на людей. Их позы, выражение лиц, даже скорость передвижения – все обеспечивает связь между искусством и зрителем и может дать пищу для вашего творчества.
Не бойтесь контрастов и противоречий. Используйте самую малую глубину резкости, чтобы наполнить фотографии таинственностью и ощущением причастности зрителя к происходящему. Должен создаваться эффект присутствия и наблюдения «из-за кулис».
Помните про свет!
Свет очень часто попадает в залы через узкие дверные проемы или небольшие окна, создавая резко ограниченные столбы, в которых суетятся пылинки. За счет таких световых дорожек можно получить объемные кадры, в которых соединяются разные эпохи, связываются миры и перекрещиваются пространства времени и места.
©Mathieu Meunier Photographie
Все, что удастся поймать в видоискатель камеры, может рассказать свою собственную историю о вашем посещении музея и преподнести свои собственные жизненные уроки фотографии , записав их не только в виде файла на флеш-карту, но и научив фотографа каким-то новым тонкостям и премудростям.
И об этом можно будет поразмышлять, уютно расположившись в кафе, рассматривая произведения искусства собственного изготовления на превью фотокамеры и потягивая из большой чашки вечерний осенний напиток под названием латте.
Видеоканал Фотогора
Бесконечная история
June 2019
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
Мысли о том, как фотографироваться в музее
без снобизма и банальностей.
Alecio de Andrade — O Louvre
Есть мнение, что произведение искусства не может служить основой для селфи. Потому что людей много и они исчезнут быстро, а искусство вечно.
Селфи на фоне картин, возможно, показывает потребительское отношение к искусству.
То же можно было бы сказать и о фото-принте на ткани. Но не стОит %)
Ив Сен Лоран, платье с принтом с картины Мондриана (1965) — революционное решение, одновременно произведение искусства и повседневная одежда.
Платье с принтом с картины Ван Гога — Дольче&Габбана (2014). В наше время идея фотопринта на ткани кажется достаточно обычной.
Я думаю, что с фотографированием в музее (как и во многом) главное — понимать, что ты делаешь, найти для фото идею и смысл.
Идея, с какой я бы фотографировала людей в музеях — взаимодействие людей и искусства.
Старые репортажные фото, идеи которых можно стилизовать:
О сходстве и различиях:
Jayne mansfield posing in front of the venus de milo statue in the louvre museum, 1956
(не знаю автора фото, к сожалению)
In the Sculpture Garden of the Museum of Modern Art, New York. Photo: Yale Joel, 1958
Alecio de Andrade, Le Louvre
(не знаю автора фото, скульптура — Дега).
И о реакции и эмоциях:
Tableau de Wagner dans la vitrine de la galerie Romi, rue de Seine, Paris VI – 1948© Robert Doisneau
Erwitt — Visitors Museum
Искусство смотрит на людей:
Несколько проще, но интересно: противопоставление борьбы людей с полотен и из мрамора — и покоя тех, кто смотрит.
Подборка из современных инстаграмов.
Поза «стоя лицом к картине, спиной к камере» может быть достаточно выразительна, если зритель чем-то созвучен картине, вписывается цветом или линиями в ее композицию.
Хотя такая композиция достаточно статична.
Можно попробовать поймать реакцию человека, захватив и его лицо, и то на что он смотрит, показать взаимодействие:
А так же съязвить по поводу современного искусства.
И все же самые захватывающие фото можно получить, когда фотографируешь человека, который занят делом.
Workers at The Louvre, Paris. Photo by Pierre Jahan. 1947.
Примерно так я готовлюсь к фотосетам — отсматривая и анализируя материал, отснятый по нужной теме до меня.
Если подобное раскрытие «мастерской» вызовет интерес и будет полезным, можно было бы поставить новый тег moodboard и выкладывать иногда подобные материалы заготовок к фотосессиям.
СтОит? 🙂
О запрете и разрешении на фотосъемку. Фотографирование в музеях, библиотеках, церквях и на кладбищах.
Продолжая тему «О запрете и разрешении на фотосъемку в общественном месте», сегодня мы остановимся на общественных местах, связанных с культурой и верой. Объектом нашего внимания станут музеи, церкви, храмы, соборы и другие места, так или иначе связанные с культурой и верой.
Довольно часто в выше упомянутых заведениях мы сталкиваемся с запретом на фотосъемку, причем фотосъемка за установленную плату бывает часто разрешена. Давайте разберемся в данной ситуации и выясним, можно ли, все-таки, фотографировать в этих общественных местах?
Опять же повторюсь, что музеи и церкви относятся к общественным местам (более подробно мы рассматривали данную тему в выпуске № 77 от 10.06.2012 в статье «О запрете и разрешении на фотосъемку в общественном месте»). Если ваши фотографии не являются объектом коммерческой съемки (т. е. вы не извлекаете из них прибыль), то вы вправе фотографировать все, что составляет ваш интерес. Неприкосновенность личной и частой жизни гражданина при этом не нарушается (данные положения регулирует 29 статья Конституции Российской Федерации и 7 статья Федерального закона от 27.06.2006 № 149 – ФЗ (ред. от 06.04.2011) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”).
Вернемся к музеям. В законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54 – ФЗ (ред. от 23.02.2011) закреплено право музеев на публикацию коллекций и предметов, находящихся у них в фондах. Следовательно, администрация музея вправе устанавливать запреты на использование изображений предметов и коллекций в коммерческих целях.
Помимо этого, музей вправе запрещать выпуск сувенирной продукции с изображениями экспонатов и здания самого музея. Также может накладываться запрет на съемку экспонатов с использованием вспышки, т.к. это может нанести им вред. Тем не менее, простая фотосъемка не нарушает права музея. Следовательно, в большинстве случаев запрет на съемки в музеях являются незаконными, особенно, когда это «право» предлагают купить.
Теперь рассмотрим ситуацию с библиотеками. Опять же, практически в любой библиотеке мы можем увидеть запрет на фотосъемку, при этом довольно широко распространена услуга ксерокопирования библиотечных отрывков книг за дополнительную плату. Заглянем в Гражданский кодекс Российской Федерации. Библиотекам дано право по заказу читателей осуществлять репродуцирование произведений небольшого объема и отдельных статей.
«Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования» (п. 2 статья 1275 Гражданского кодекса РФ).
Но обычная фотосъемка не попадает под определение репродуцирования, т.к. не является изготовлением бумажных копий. Следовательно, съемка не нарушает прав библиотеки. Нарушение произойдет тогда, когда изображения попадут в печать. Напрашивается вопрос: почему же библиотеки вводят незаконные запреты? Ответ лежит на поверхности: читателей просто хотят вынудить пользоваться платными услугами по ксерокопированию материалов.
Теперь поговорим о церквях. Что представляет собой церковь? По своей юридической сути, церковь – обычная общественная организация, к которой применимы такие же нормы права, как и к другим общественным организациям и другим общественным местам.
Какие – либо «внутренние уставы» религиозных организаций, которые предусматривает закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 – ФЗ (ред. от 01.07.2011) не могут противоречить законодательству. При оказании церковью каких – либо услуг (крещение, отпевание и.т.д.) применим закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 25.06.2012). Согласно статье 16 данного закона запрещено устанавливать какие – либо ограничения помимо тех, что установлены федеральным законом или постановлением Правительства (спешу оговориться: это не относится к отсутствию чековых документов, т.к. церквям разрешено производить торговлю без кассовых аппаратов).
Большое количество церковных услуг являются «притворными сделками», то есть сделками, направленными на то, чтобы прикрыть другую сделку – настоящую. Возмездное оказание услуги называют «пожертвованием», которое потребитель должен сделать в пользу прихода, но очень часто размер «пожертвования» определен.
Довольно много церквей и монастырей являются объектами культурного наследия. В соответствие с законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73 – ФЗ (ред. от 01.04.2012) ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом. Статья 7 данного закона гарантирует доступ к таким объектам абсолютно всем. Но на практике закон часто нарушается, когда устанавливают произвольные запреты на доступ к информации о таких объектах, к которым относится и запрет за съемку.
Безусловно, есть ситуации, когда действительно нельзя снимать на территории религиозных учреждений, но данные запреты опять же регулируются законодательством, а не внутренними церковными правилами, например, монашеская келья, туда, скорее всего, проход будет запрещен, мотивируя это тайной частной жизни.
Интересный момент присутствует при запрете на фотосъемку на кладбищах. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8- ФЗ (ред. от 21.11.2011), а именно статья 17 выше указанного закона дает право местным органам исполнительной власти принимать правила содержания мест погребения, но в статье идет речь только о санитарных и экологических требованиях. Установление каких-либо правил поведения для посетителей она не предусматривает.
Можно сделать вывод, что администрация кладбищ порой запрещает фотосъемку во избежание вандализма и проведении «фотосессий» около могил, но, опять же, это незаконно.
Так что, дорогие читатели, просвещайтесь культурно, посещая музеи, церкви и другие места, связанные с культурой и верой, зная, что юридически законный запрет на фотосъемку в данных заведениях отсутствует!
Автор юрист-консультант Мария Гордеева, специально для «Интересного мира».
Рекомендуем почитать:
Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №87 от 23.07.2012
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.
Как фотографировать в музеях
Мы любим ходить в музеи. Мы любим ходить в музеи в Петербурге и любим ходить в музеи во время путешествий. У нас, кажется, различаются представления о прекрасном, но музеев много, экспозиции в них представлены разные, и всегда можно найти что-то, что будет интересно каждому из нас. А еще мы любим фотографировать. А фотографировать в музеях мы любим особенно, и на это есть несколько причин.
Во-первых, часто музеи располагаются в потрясающей красоты зданиях – дворцах, особняках, – в которых, иногда, интерьеры бывают интересней экспозиции, и грех не потянуться к фотоаппарату. Во-вторых, сама экспозиция, бывает, настолько западает в душу, что хочется сохранить ее «для себя», такой, какой ее видим именно мы. В этот момент кто-то из нас тянется к камере, и тут подбегает милая бабушка, все это время чинно сидевшая на стульчике в уголке, и говорит, что снимать нельзя.
Фото: © Mark Tapley
С таким явлением, как запрет на фотографирование в музеях, сталкивались многие, и многие относятся к этому запрету с пониманием. Но легкое недоумение тоже имеет место. Ведь снимая, я ни у кого ничего не краду, не наношу вред произведению искусства и не собираюсь впоследствии продавать футболки и магниты с произведениями Родена или Пикассо. Почему же тогда я не могу оставить в своей домашней коллекции воспоминания о походе в тот или иной музей? Ответ на этот вопрос очень прост: могу. А смотритель, как представитель музея, не может запретить мне фотографировать, по крайней мере на территории Российской Федерации.
В нашей стране основным источником права является Конституция, в которой есть 4й пункт 29 статьи, который дает право получать и производить информацию любым законным способом, к которому относится и фотосъемка. Все федеральные законы, подзаконные акты и внутренние правила организаций должны соответствовать этому пункту. Далее можно обратиться к 7 статье закона об информации, где сказано, что общедоступная информация, к которой, безусловно, относятся предметы искусства, экспонируемые в музеях, может использоваться любыми лицами по их усмотрению, при соблюдении ограничений на распространение такой информации. В переводе на человеческий язык это значит, что для личного использования можно фотографировать практически всё.
Но раз мы в музее, то надо посмотреть и закон о музейных фондах. В нем есть статья 36, которая закрепляет за музеями право первой публикации предметов и коллекций, закрепленных за музеем, а также ограничивает коммерческое использование воспроизведенных музейных предметов и коллекций. Попросту говоря, снимать экспонаты в запасниках нельзя, но как только их включают в экспозицию и выставляют на всеобщее обозрение (статья 3 того же закона) происходит, так называемая, первая публикация, после которой у всех есть возможность воспроизводить (фотографировать, перерисовывать) эти предметы. Таким образом, в соответствии с этими законами фотографировать в музеях можно, а запрещать – нельзя.
Но что же делать, если при входе в музей посетителю предлагают заплатить дополнительные 100-200-400 рублей за возможность фотографировать? В этом случае есть безотказный способ: посетитель может напомнить работнику музея о статье 16 закона о защите прав потребителей, в которой говорится о «навязанной услуге». Вводя плату за фотосъемку, музей фактически сначала незаконно ограничивает посетителя в правах, а затем предлагает вернуть ему эти права за определенную плату.
Исходя из вышеперечисленных нормативных актов, можно заключить, что фотографировать нельзя, если:
- Съемка нарушает общественный порядок (необходимо наличие «пострадавшего» – человека, который пожалуется на фотографа)
- Предмет находится в запасниках и еще не выставлялся
- Предмет находится в неудовлетворительном состоянии и съемка со вспышкой может ему навредить (хотя подобный вред может нанести разве что магниевая вспышка, которой в этом веке немногие пользуются)
- Выставляемые предметы являются частью специально составленной экспозиции, права на которую принадлежат составителю экспозиции, и он вправе ограничить фотосъемку (Гражданский Кодекс, ст. 1260, ч. 3)
В остальных случаях посетитель может фотографировать столько, сколько пожелает. А для отстаивания своих прав ему достаточно выучить несколько дежурных фраз: «это для личного использования», «картина не является основным объектом съемки» (в случае съемки своего спутника рядом с предметом), «камера непрофессиональная, воспроизводить (смотреть, показывать друзьям) буду дома, а обратного доказать вы не можете» (был приказ ФСО №336, который разъяснял, что такое профессиональная техника, но он отменен, а в статье 1273 ГК РФ сказано, что «съемки профессиональным оборудованием не предназначены для воспроизведения в домашних условиях»).
Если же посетителю и после этого продолжат запрещать, то он вправе попросить письменный запрет с печатью и подписью, который затем может быть отправлен в прокуратуру.
Многие российские музеи недооценивают маркетинговый потенциал, которым обладают посетители. Например, Victoria and Albert Museum (Музей Виктории и Альберта, Лондон) завел на flickr специальную страницу, на которую посетители могут выкладывать фотографии из музея. Кураторы говорят, что хотели бы видеть свой музей глазами посетителей. В комментариях к фотографиям пишут, что желание посетить музей и увидеть все своими глазами только возрастает.
Если все же в музее строго запрещено снимать, а очень хочется, то есть специальный сайт, на котором пользователи размещают фотографии из мест, в которых категорически нельзя снимать – www.strictlynophotography.com.
В эпоху мобильных технологий глупо отказываться от очевидных, не требующих затрат способов продвижения «культуры в массы». Тем более, если речь идет о прямом нарушении закона, предоставляющего всем посетителям право на фотосъемку. Но подобная риторика относится к рыночному восприятию музея, как организации. В России же принято отождествлять объекты культуры с чем-то духовным, возвышенным, и использование рыночных технологий, видимо, сильно бьет по духовным скрепам некоторых музейных работников. Благо поводов для оптимизма предостаточно — российские музеи становятся все более открытыми, многие идут на встречу посетителям, большинство готовы к конструктивному диалогу. Например, Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова и Московский Музей Анимации, в информации для посетителей приветливо отмечают, что некоммерческая фотосъемка у них абсолютно бесплатна. Не скажем, что таких музеев большинство, но именно такие музейные правила начинают входить в моду. Видимо, и с нелепыми запретами скоро будет покончено.
Об авторе
Маша Малах
Галахическая украинка. По профессии учу английскому, по роду деятельности учу людей быть лучше, по призванию рисую рисунки и танцую танцы.