Как фотографировать сюжеты со снегом.
Особенности зимней фотографии, или Как снимать на белом снегу
Зимнее время года выдвигает особые требования к фотографам и к фототехнике. А так как его можно отнести к самому трепетному и романтичному, то складывать фотокамеру в рюкзак из-за снега или морозов не стоит. Холодные вечера и уютные пледы, хоровод снежинок и блеск тротуаров в огнях фонарей, замерзшие еловые ветки и причудливые сосульки, свисающие с крыш родных многоэтажек. Все эти мелочи остаются незамеченными в суете повседневных дел, но только не фотографами!
От глаз талантливого профи или усердного новичка не скроется ни одна картинка красивой снежной сказки. Главная задача – суметь передать все это на снимке.
by Alina Shevelina
Зимняя погода бросает вызов даже опытным специалистам. Низкие температуры, порывы ветра, снегопады. Фотосъемка на белом снегу – далеко не самая легкая задача, так как подобна съемке на огромном белом фотофоне или светоотражателе. Но люди обычно не хотят получить на своих снимках пересвеченный снег, а это уже нетривиальная задача. Например, как снять человека в зимней, чаще всего темного цвета, одежде на белом искристом снегу, причем так, чтобы не потерялись детали и было все видно?
Даже, если вам кажется будто весь мир выражает свой протест, сдаваться не стоит. Необходимо позаботиться о правильной подготовке и эксплуатации оборудования, учесть некоторые практические рекомендации и не забыть запастись вдохновением.
Фотооборудование
Одна из главных сложностей при съемке в холодное время года – быстрая потеря заряда аккумулятора. При минусовых температурах теряется до 30% емкости, что важно заранее учесть, когда вы только начинаете подготовку к фотосессии на улице. Позаботьтесь о дополнительной батарее и храните ее в теплом месте, например, во внутреннем кармане куртки. В целом же зимние фотосессии, как правило, не длятся слишком долго ввиду объективных причин.
При минусовых температурах смазка всех подвижных элементов камеры становится более вязкой. Если вы заметили, что скорость фокусировки замедлилась или экран срабатывает с задержкой, стоит просто закруглиться.
В процессе съемки зимой бывает трудно избежать попадания снежинок на линзу. Они быстро тают и образуют капли влаги. Используйте защитные фильтры и бленду, не забудьте про набор для чистки оптики. При попадании снега на камеру иногда достаточно просто сдуть его.
Не менее актуальная проблема – образование конденсата при разнице температур. При перемещении с одного места съемки на другое камеру необходимо держать либо в фотосумке, либо в руках. Не прячьте ее под куртку или в полиэтиленовый пакет. Избегайте резких перепадов температуры.
Вернувшись домой, оставьте сумку с камерой в самом прохладном месте и не включайте ее несколько часов. Так оборудование постепенно нагреется до комнатной температуры.
В процессе зимней фотосессии не рекомендуется менять оптику, а значит, к выбору объектива стоит отнестись максимально серьезно.
Запомните! Длиннофокусный объектив делает снег более заметным.
При использовании широкоугольного объектива труднее запечатлеть снежную пелену, так как приходится подходить ближе, сокращая дистанцию между камерой и предметом съемки.
Основные настройки
В зимних снимках, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, особое значение имеет снег. Неопытный фотограф вместо белоснежного покрывала на фотографии получает непривлекательную серую массу. Почему так происходит?
При анализе ослепительно белого снега автоматическое определение экспозиции дает ошибку и, считая отдельные участки пересвеченными, усредняет тон. Как результат – серый блеклый снег. Исправить ситуацию поможет компенсация экспозиции:
- положительная на 1–1,5 ступеней (в кадре много снега);
- отрицательная на 0,5–1 ступень (снега на снимке совсем мало).
by Esmée Prexus
Работу фотографа при фотосъемке на снегу существенно облегчает гистограмма. О том, как с ней работать, мы писали в материале «Твой друг – гистограмма».
Даже начинающим и неопытным фотографам следует запомнить, что снимать зимой в автоматическом режиме не рекомендуется. Лучше всего использовать ручные настройки или отдать предпочтение в творческом режиме работе с приоритетом диафрагмы. Длинная выдержка скорее всего «размоет» снег на фотографии и если не стоит задача получить ровный белый фон, лучше подойти к съемке иначе.
Снимая снежинки, стоит выставлять выдержку в 1/250 секунды. Во время снегопада нужна более короткая выдержка, например, 1/500. Вы сможете снимать с рук и получать красивые хлопья снега, четкие и не слепленные в одно большое пересвеченное пятно.
Если большую часть кадра занимает снег, и вы не хотите вместо красивых сугробов получить просто белое пространство, то корректируйте экспозицию. Обратите внимание на гистограмму. Пик светлого должен быть чуть левее правой границы. В солнечный день экспозицию можно фиксировать по небу, а в пасмурный – корректировать в плюс на 1 ступень.
Настраивать стоит и баланс белого, так как в автоматическом режиме снег чаще всего уходит в синеву. Если у вас есть возможность, снимки следует делать в формате RAW. Таким образом сохранится максимум деталей и можно будет доработать изображение в редакторе, сохранив детали и тщательно проработав светотени.
by Victor Zavidiya
Чтобы избежать появления шумов, используйте минимальные значения ISO. Не стоит, наверное, говорить, что вспышка должна быть отключена. Ее свет, как правило, максимально приближен к естественному, а снег зачастую имеет холодный оттенок. Таким образом пятно вспышки будет очень заметно на фотографии. Чтобы избежать бликов и засветки, да и попросту защитить объектив от снега, обычно рекомендуется использовать бленду.
У каждого фотографа есть свои хитрости, благодаря которым снег на фотографиях выглядит белее и прозрачнее. Один из простых и эффективных приемов – использование контрастов. Если поместить в кадре предметы красного или желтого цвета, снег будет казаться прозрачным и кристально чистым.
by Roeselien Raimond
При съемке в солнечный зимний день можно использовать поляризационный фильтр. Он делает небо еще более красивым, уменьшает отражение от сугробов снега. Градиентные фильтры уместны при фотосъемке в условиях высоких контрастов.
by Alexander Nikiforov
Особенности композиции
Снег дает множество преимуществ при построении композиции. Он маскирует лишние предметы (камни, ветки, канавы) и убирает «перегруженность» в кадре. При этом важно, чтобы на снимке было еще что-то, кроме снега. Весьма уместен эффект контрастов, как по форме, так и по цвету. Ищите яркие предметы для построения кадра!
Несмотря на трудные условия съемки, фотографы зачастую снимают в снегопад, так как именно в это время кадры получаются наиболее динамичными и объемными – снежная пелена создает градиентный переход от темных тонов переднего плана к светлому заднему фону. Разнообразить сюжет позволяют животные, люди, здания, которые должны быть включены в сюжетную линию. С ними фотографии выглядят интересно и нескучно. Вовсе необязательно использовать крупные планы, можно сделать силуэтный снимок с большого расстояния.
by Man Ching Cheung
Интересный сюжет можно обыграть, используя отражения. Предпочтения отдают, снимая отражения света на водной глади и ледовом покрытии.
Зимние портреты
Очень часто фотосъемка на снегу ассоциируется с пейзажами. Безусловно, природа в зимнее время года выглядит великолепно, однако не менее завораживающими могут стать и зимние портреты. Портретная фотография достаточно трудоемкая, однако очень эффектная.
by Vasily Pindyurin
Прежде всего нужно подобрать макияж и гардероб для модели. Не делайте макияж слишком броским. Достаточно одного-двух ярких акцентов в образе. Это могут быть серьги, перчатки или шарф. Оптимальное время для портретной съемки на снегу – первая половина дня.
Выбирать следует не слишком солнечный день. В противном случае снег будет слепить глаза, а яркий свет создаст заметный контраст и, как результат, потерю деталей в тенях и блики на светлых участках. Красивые снимки получаются, когда свет падает на модель сбоку. Так человеку будет легче смотреть, а тени придадут лицу рельефность.
by Elena Shumilova
Как и при съемке пейзажа, использовать полностью автоматические настройки не рекомендуется, особенно, если вы решили сделать портрет во время снегопада. Меняя выдержку, можно создать различные эффекты: превратить снежинки в длинные полосы (при длинной выдержке) или пятнышки разных оттенков (с короткой выдержкой).
Видеоканал Фотогора
Как фотографировать сюжеты со снегом.
Успешная фотография на снегу, например, катающихся на лыжах людей, это скорее вопрос применения правильной компенсации экспозиции (смотрите ниже краткую рекомендацию).
Скорее всего вы читаете эту статью потому, что уже пробовали делать фотографии на снегу и в результате получили серию скучных, переэкспонированных снимков. А все потому, что вы оставили камеру в автоматическом режиме и не применили компенсацию экспозиции.
Когда камере дается возможность самостоятельно просчитать экспозицию, она пытается прочитать все оттенки и цвета в сцене и интегрировать в серый. Что означает интегрировать в серый? Если вы сложите все значения всех оттенков и цветов и выведете среднее значение, то получите средний серый. Эта система работает исключительно хорошо для более 90% фотографий. Представьте себе традиционную сцену, в которой есть немного неба, несколько деревьев, чуть земли и люди в центре. Сложите все тона и каждый раз вы будете приходить к более-менее среднему серому цвету.
Очевидно, что эта система дает сбой достаточно часто, по факту в 10% случаев, и, если вы более креативный фотограф, чем большинство, и стремитесь фотографировать необычные вещи, то вы заметите, что эта система проваливается даже чаще. Несмотря на более сложные режимы замера на лучших камерах, которые улучшают качество картинки, сделать фотографию на снегу так сложно из-за сильного контраста, особенно в солнечный день.
Посмотрите на фотографию справа, парень одет в темную одежду, большинство которой находится в тени, а снег залит ярким солнечным светом. Трудно представить себе сцену с большим контрастом, чем этот.
Камера попытается передать как можно больше деталей, особенно в высоких тонах. Что в нормальных условиях как раз то, что мы хотим.
Нет ничего хуже, чем пересветы в светлых тонах, уж лучше не увидеть никаких деталей в тенях, чем получить пересвет.
Но снег является исключением из правил, мы видим снег белым, мы хотим увидеть какие-то детали на нем, если возможно, но мы делаем выбор в пользу людей и предметов, которые фотографируем, смирившись с большими белыми участками на изображении.
Шкала компенсации экспозиции
Рекомендация – почти все камеры имеют шкалу компенсации экспозиции, специально разработанную для таких условий съемки. Все, что вам нужно сделать, когда вы идете кататься на лыжах, это переместится по шкале до +1, или даже +2, если это солнечный день, и ваше изображение будет переэкспонированным по нормальным стандартам, но в этом случае как раз то, что надо.
Использование формата RAW
Если ваша камера имеет возможность создавать формат RAW, то сейчас как раз самое время начать. Формат RAW дает вам гораздо больше свободы в плане экспозиции, чем простой jpeg. Хотя все же лучше сразу применить правильную экспозицию в камере, но обработка файла RAW выручит вас, если вы допустили ошибку.
Считывание гистограммы
В наши дни даже простые зеркальные камеры имеют функцию просмотра гистограммы на экране. Это гораздо более точный способ проверить правильная ли на фото экспозиция (после того, как вы его сделали), особенно в условиях яркого освещения, когда на экране невозможно ничего разглядеть. Я всегда предпочитаю просматривать гистограмму нескольких первых кадров серии, чтобы убедится, что все идет по плану.
Баланс белого на снегу
Другой аспект, который может быть не так уж прост для камеры в автоматическом режиме, это получение баланса белого исходя из цвета снега. Если вы не собираетесь в последствии редактировать ваши фотографии, и хотите сразу сделать все правильные установки в камере, но я вам предлагаю установить баланс белого в режим «Вспышка», вместо автоматического режима. Обычно он дает более теплый оттенок, который разработан для того, чтобы компенсировать слегка голубой свет вспышки. Вы также можете использовать фильтры Skylight, чтобы сделать сцену более теплой. Люди имеют разные мнения по этому поводу, лично я не большой поклонник фильтров. Заплатив такие деньги за приличное стекло в объективе, я не склонен лепить на него еще одно стекло, пока для этого нет веских оснований.
Я предпочитаю тонкую настройку баланса белого в Adobe Camera RAW на моем компьютере. Таким способом я действительно могу настроить его очень тщательно и так, как считаю нужным. Спустя многие годы я стал очень щепетильным в вопросе правильного баланса белого.
Не пытайтесь устранить голубой оттенок снега вообще, он ведь действительно имеет голубой оттенок. Если вы попытаетесь избавиться от голубого совсем, то в итоге получите желтый снег, что еще хуже. Убедитесь, что светлые тона (те, которые сохранили детали) максимально нейтральны, и оставьте тени немного голубоватыми, как на фотографии ниже.
Композиция – заснеженный пейзаж
Заснеженный пейзаж выглядит прекрасно в мягких тонах. Обычно на фотографиях слишком много «пустого пространства», большие белые области, уходящие в никуда. Оглянитесь вокруг и найдите, за что зацепиться взгляду – деревья, камни или что-нибудь еще, что добавит контраста в фотографию.
Как и в любой пейзажной фотографии, нужно искать что-то интересное на переднем плане, чтобы сделать ее «живой», поместив при этом элементы, горизонт и пр. согласно правилу третей, если это возможно. Никогда на размещайте горизонт точно посередине кадра, перемещайте вниз или в вверх так, чтобы изображение было разделено на 1/3 — 2/3, но не на две равные половины.
Как фотографировать в снегопад: зимние трамваи
Мне много раз приходилось слышать, что трамвай — устаревший вид транспорта. Однако, чего не отнять у него, так это красоты и романтики. Именно поэтому сюжеты с участием трамваев столь любимы и художниками, и фотографами. Что может быть прекрасней романтической городской зарисовки с участием трамвайчика? Вот и я решил сделать такую.
Для съемки я выбрал столь же романтичную как и сам трамвай погоду — пушистый снегопад, под которым приятно гулять. Время съемки тоже подобрано не случайно: съемка велась в сумерках. Тогда, когда городские огни уже работают, однако есть еще и естественное освещение. Такое сочетание дает красивое сине-желтое освещение на снимках. Небо не превращается в одно сплошное черное пятно, как часто бывает на ночных фото, да и огни фонарей не смотрятся излишне контрастными.
Как видите, без городского освещения днем снимки будут получаться серыми, не столь интересными.
В Москве не так уж много трамвайных маршрутов, однако распределены они равномерно, и практически в каждом округе столицы можно найти свой трамвай. Я для своей фотопрогулки выбрал район станции метро Войковская.
Поскольку речь идет о вечерней съемке в снегопад и без штатива (длинные выдержки использовать бессмысленно — трамвай движется), я взял с собой светосильный объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, впрочем данная модель подойдет только для камер с “отверточным” приводом автофокуса (вроде моего Nikon D810). Владельцам камер с матрицей APS-C (Nikon D3200, Nikon D5300) я бы посоветовал для вечерней уличной съемки объективы с фокусным расстоянием около 50мм: Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Чтобы едущий трамвай не смазался от собственного движения, я снимал на выдержках в районе 1/125 с. ISO же я отдал на откуп автоматике, благо современные камеры Nikon отлично умеют регулировать ISO сами, не завышая его без надобности. При съемке зимой, в мороз, стоит соблюдать простые правила безопасности, которые помогут не испортить фотоаппарат. О них мы недавно писали в отдельной статье.
Кадр без применения вспышки.
Сделав несколько кадров с трамваями, я задался вопросом: как лучше сфотографировать падающий снег? В реальности снег валил изо всех сил, а на фото он был виден разве что в свете фонарей трамваев. И тут на помощь мне пришла встроенная вспышка. Включив ее, я подсветил падающие перед фотокамерой снежинки. Естественно, они не оказались резкими (не вошли в глубину резкости), зато они превратились в красивые кружки. Есть несколько тонкостей в такой съемке. Чтобы на переднем плане не получались ярко-белые пятна вместо нежных кружочков, необходимо внести отрицательную экспокоррекцию в работу вспышки. Я использовал коррекцию -3EV. Вспышка должна лишь слегка подсвечивать кадр, ни в коем случае не выступая в качестве основного источника освещения.
Так будет, если не внести отрицательную коррекцию по вспышке и отдать ее под полный контроль автоматики. Тёмный трамвай потерялся в белесых пятнах.
Обычно в фотоаппаратах Nikon (например на D5300) экспокоррекция по вспышке вносится кнопкой с таким значком или же через быстрое меню (которое вызывается кнопкой i). Поскольку в разных камерах способ внесения экспокоррекции по вспышке реализован немного по-разному, лучше обратиться к инструкции к фотоаппарату, чтобы узнать как это делается именно на вашем аппарате.
Размер кружочков, получающихся на фото, мы можем легко регулировать: чем сильнее закрываем диафрагму — тем кружочки становятся меньше.
Теперь, когда техника настроена (а ее лучше настроить заранее), остается лишь ждать своего трамвая. Лично мне особенно нравятся не новомодные прямоугольные трамваи, а старинные, округлые вагончики Tatra: они особенно романтичны. Возможно, из-за налета времени: кажется, что они приехали из какой-то другой эпохи. Может быть, мы — последнее поколение, которое увидит этот красивый транспорт в действии и сможет запечатлеть его на фото.
Экспозиция при съемке зимних пейзажей
Зима не за горами, а это значит, что наконец-то появился очередной повод побаловать себя покупкой фотокамеры, ведь вокруг столько всего удивительно красивого! Люди, проживающие в местах, где ежегодно выпадает много снега, имеют прекрасную возможность снимать сказочные зимние пейзажи. Появившийся на земле снежный покров превращает привычный вид из окна чарующим и гипнотизирующим.
Великий каньон — фотограф Метью Сваллей
Главная проблема при фотографировании банальна, снег белый, а система цифровой камеры не может передать истинный цвет. Как результат, чистый, девственный снег становится скучным и унылым.
При фотографировании преимущественно белого фона, неважно будь это хоть снежные дали, хоть цельный кусок бумаги в студии, камера имеет свойство приближать истинный цвет снимка к средним серым тонам. Средний серый находится посередине шкалы и называется 18-процентным серым, поскольку он отражает 18% света падающего на него. В то время как абсолютно белый отражает 100% света (абсолютно чёрный — 0%). Возвращаясь к снегу, он отражает больше света, нежели 18-процентный серый, хотя камера, хотя камера, как было сказано ранее, не может это четко измерить.
Встает вопрос, как же правильно фотографировать зимний пейзаж? Вот 4 совета, которые помогут Вам получить более грамотно экспонированные снимки.
Ручная регулировка измерений
Измерения будут гарантировано недоэкспонированы, если проводить их на снегу. Поэтому данный аспект надо компенсировать дополнительными настройками:
Погодные условия | EV-компенсация |
---|---|
Снежно с ясным солнечным небом | +2 к 3 EV |
Снежно, небольшая облачность | +1 к 2 EV |
Пасмурно со снегом | +2/3 к 1 EV |
Для примера, при измерениях в ISO 100, выдержка должна быть выставлена в положение 1/800, а в ясный солнечный день на 1/200.
Использование экспонометра и серой карты
Для получения правильной экспозиции можно использовать экспонометр или фотографировать объект вблизи. Оба метода не учитывают снежные условия. Если под рукой имеется серая карта, то можно снять с неё более точные показания. С помощью экспонометра можно добиться регулировки серой карты относительно центра, чтобы получить более качественную экспозицию.
Чтобы заполнить кадр снимаемым объектом, просто подойдите ближе к нему или увеличивайте используйте «зум», пока объект полностью не попадет в кадр, это поможет предотвратить негативное влияние обильного снежного фона.
После получения правильной экспозиции, необходимо выстроить композицию кадра и начать съемку. При этом следует помнить, что система будет постоянно тревожить Вас, предлагая изменить настройки экспозиции. Игнорируйте эти сообщения, т.к. иначе, истинный белый цвет снега, будет опять «превращен» в серый.
Фотосъёмка неба в ясный день
В погожий солнечный день можно снимать голубое ясное небо до тех пор, пока не зайдёт солнце. Картина будет более точной, чем при фотографировании заснеженных пейзажей. Это будет особенно хорошо заметно, если вы проверите EV-компенсацию. Всё, что надо сделать, это направить камеру вверх, к небу, замерить, а затем снова повторить свой снимок.
Использование экспонометра
Самый лучший способ получения правильной экспозиции — использование экспонометра. Причина в том, что внешний экспонометр более точен, нежели тот, что встроен в камеру в камере. Он считывает весь фактический свет, падающий на объект или пейзаж (случайный свет), а измеритель камеры в добавок считывает свет, отражаемый объектом или пейзажем (отражённый свет).
Как было сказано, снег на земле отражает свет к небу. Поэтому, при использовании экспонометра, надо учитывать ваше расположение, так же свободная рука должны быть под экспонометром, дабы блокировать дополнительный отраженный свет с земли.
Заключение
Съёмки на снегу не так уж сложны, если использовать добавочную экспозиционную компенсацию. Используя любой из четырёх методов, можно навсегда забыть о сером снеге. Наслаждайтесь съемкой в снежную погоду!
Как фотографировать зимний пейзаж
Фотосъёмка зимних пейзажей цифровой камерой очень часто приводит в замешательство начинающего фотографа. Искрящаяся на солнце белоснежная реальность получается на фотографии слишком синей или ужасно серой.
Почему на фотографии так сложно получить действительно белый снег? Всё дело в том, что автоматический замер экспозиции любого фотоаппарата не справляется с таким количеством яркого белого цвета.
Почему на фотографии снег не белый?
Независимо того, светит яркое солнце или небо покрыто облаками, совсем несложно получить на фотоснимке натурально-белый снег – для этого нужно знать лишь некоторые особенности измерения экспозиции. Всё дело в том, что большинство сюжетов из нашей жизни имеет среднюю яркость. Такую же яркость имеет 18% серый цвет, который получается если смешать 82% белой краски и 18% черной. Именно на эту яркость настроена автоматика вашего фотоаппарата. Поэтому, в большинстве случаев автоматический замер экспозиционных параметров работает довольно хорошо. Однако, если большая часть кадра имеет яркость отличную от 18% серого начинаются проблемы, при этом автоматике всё равно белого снега много в кадре или чёрного цвета – результат один: автоматическая экспозиция будет неправильной!
Как фотографировать снег в автоматическом режиме
Многие современные компактные фотоаппараты, даже в автоматическом режиме позволяют правильно фотографировать снег – для этого существует специальный предустановленный режим (SCN), обычно отмеченный символом снежинки или снеговика. Этот режим корректирует установку баланса белого (ББ) и экспозиции и в большинстве случаев даёт результат намного лучше, чем полный автомат или неграмотное использование ручных режимов. Однако, такой зимний режим съёмки есть только в недорогих (компактных) фотоаппаратах. Если же в вашем фотоаппарате нет режима «снег» вам придётся учиться компенсировать неправильный замер экспозиции и баланса белого вручную. Это можно сделать как в полностью ручном режиме М, так и в других режимах, где возможно использование экспокоррекции [+/-]
Зимний пейзаж при облачном небе
Если день облачный, что не является редкостью зимой, баланс белого очень легко настроить – просто выберите соответствующую установку ББ, которая есть в большинстве камер.
Для того, чтобы снег на фотографии не оказался серым, необходимо увеличить экспозицию от +0.7 до +1½, тем самым вы увеличите белизну снега, который воспринимается камерой как 18% серый. После съёмки обязательно проверьте гистограмму яркости – при правильной экспокоррекции она должна сместиться вправо, однако избегайте среза в правой части гистограммы, говорящей о передержке кадра.
Зимний пейзаж при ярком солнце
Если светит солнце и на небе не видно ни облачка, отражённый от снега рассеянный свет становиться дополнительным источником света, который окрашивает ваш снимок в цвет неба – в результате снег на фотографии будет голубоватым. В этом случае очень важна корректная установка баланса белого в ручном режиме. В качестве эталона вы можете использовать чистый участок снежного покрова. Однако будьте внимательны – избегайте теневых участков. Очень часто, недостаточно ровный снежный слой имеет теневые участки, которые могут помешать правильной установке баланса белого.
Автоматический баланс белого
делает снег голубым
При ручной установке ББ и положительной
экспокоррекции снег стал белым
Чтобы снег не получился серым, даже в яркий солнечный день часто требуется экспокоррекция. Но не спешите, поскольку именно сейчас стоит попробовать точечный замер экспозиции. Для измерения экспозиции выбирайте равномерно-заснеженный участок освещённый солнцем. Не забудьте нажать кнопку фиксации экспозиции (обычно она помечена знаком ) и только после этого занимайтесь композицией кадра. Помните о важности гистограммы яркости – при ярком солнце очень легко получить переэкспонированный кадр.
Ещё несколько советов по зимней фотосъёмке
Старайтесь снимать снежные пейзажи когда солнце ещё довольно низко над горизонтом – снег на ваших снимках будет более текстурированным и объёмным.
В солнечный день попробуйте снять несколько пейзажей против солнца – такие кадры часто выглядят очень эффектно.
Во время снегопада снимайте с длинной выдержкой – так вы подчеркнёте движение снежинок. Если снегопад очень плотный попробуйте включить фотовспышку и вы получите более объёмный кадр вместо размытой массы падающего снега. При этом лучше отключить автофокус и фокусироваться вручную.
Разбавьте монохромность зимних пейзажей ярким объектом в кадре и у вас получатся великолепные зимние снимки!
Как фотографировать снег зимой
Как фотографировать снег? Очень сложный вопрос для начинающих фотографов, так как он таит в себе ряд особенностей. Зимние сюжеты можно снимать и при хмуром небе, но в этом случае изображение на снимке будет низко контрастным и будут преобладать холодные тона.
Для оживления картины целесообразнее всего в кадр вводить какой-то ярко окрашенный предмет, которые будет привлекать взгляд зрителя. Заснеженный ландшафт лучше всего снимать при свежевыпавшем снеге.
Солнечный свет превращает снежные поверхности в искрящиеся поля и монотонность снега при этом исчезает, тени от различных предметов контрастно выделяются на белом покрывале снега и пейзаж гармонично сочетается с голубым небом. Наиболее хорошие результаты получаются при съемке с контровым или боковым освещением.
Снимок 1. Боковой свет позволяет создать интересный зимний сюжет.
Фотографу не стоит забывать и о съемке деталей пейзажа. Например, снег, лежащий на ветвях деревьев, может стать довольно неплохим сюжетом для фотографирования.
Технические сложности при фотографировании снега
Начинающих фотографов при фотографировании снега подстерегает ряд трудностей. Первый из них – это экспозиция. Большинство экспонометров калибруется таким образом, чтобы изображение выглядело как стандартный серый тон.
В большинстве случаев это соответствует усредненному объекту съемки. Но со снегом этот фокус не проходит. При наведении экспонометра на снег сразу возникают проблемы.
Показания экспонометра дают на снимке изображение серого снега. Говоря простыми словами, экспонометр указывает недодержку, и если руководствоваться его показаниями, то весь сюжет на снимке будет блеклым, а снег примет грязноватый оттенок.
Как быть в этом случае? Алгоритм простой. Надо игнорировать снег и замеры производить по яркости поверхности какого-нибудь другого участка, расположенного ближе к фотокамере, который не засвечивается отраженным от снега светом.
Продвинутые фотографы для этих целей применяют серую карту, но у новичка, как правило, ее нет. В этом случае можно применить что-то соответствующее по тону.
Снимок 2. Потрясающие результаты можно получить снимая зимний пейзаж при чистом голубом небе.
Существует второй способ, как фотографировать снег. Фотограф снимает показания экспонометра и открывает диафрагму на одно или два деления. Но тут опять возникают неожиданные трудности. Эти показания также по обычным нормам слишком занижены. Это объясняется тем, что сам снег как гигантский отражатель влияет на общую экспозицию.
Такая высокая отражательная способность порождает еще ряд проблем. Если над снимаемым зимним пейзажем голубое небо, то снег в первую очередь отражает синюю составляющую солнечного спектра и снимок приобретает холодный голубоватый оттенок.
Фотограф на натуре этого просто не замечает в силу особенности зрительного восприятия, так как мозг корректирует картинку. Сенсор фотокамеры такой корректировки не дает и формирует изображение, так как оно есть на самом деле. В итоге начинающий фотограф с удивлением видит на снимке совершенно иной цвет и тон ландшафта.
Снимок 3. Детали пейзажа тоже достойны внимания фотографа.
Для коррекции тона можно использовать светофильтр слабого соломенно-желтого цвета или проводить его программно при последующей обработке снимков.
Съемка льда и инея
Лед и иней для фотографа также являются благодатными сюжетами, но если их снимать крупным планом. Съемку этих объектов можно проводить и в условиях сильной облачности и при солнце, которое их заставляет сверкать всеми цветами радуги.
Лед и иней образуются на краях ветвей и повторяют их контуры. Для усиления эффекта сверкания можно добавить боковой свет или контровое освещение. Добиться этого можно применив маленькую вспышку.
Снимок 4. Контровое освещение льда позволяет получить интересные эффекты.
Отдельные льдинки лучше снимать крупным планом. Особенно хорошо они получаются на снимке при освещении сзади лучами солнца, находящегося у самого горизонта.
Таким образом, в этой статье мы рассмотрели основные положения, как фотографировать снег и лед. Вам осталось применить на практике полученные знания и сформировать соответствующие навыки съемки.
Цифровая фотография
Рубрика | Работаем с техникой
Как фотографировать зимой: приручаем снег и иней
10 февраля 2012 Искандер Рубинин
Для того чтобы получать великолепные снимки зимних пейзажей или запечатлеть красоту нехоженого снега фотографу придется выходить из дома пораньше, чтобы успеть поймать в кадр чудесный свет раннего зимнего солнца. При этом следует помнить, что при низких температурах энергия аккумуляторов стремительно падает, поэтому они должны быть полностью заряжены. Снежный покров представляет собой великолепный холст, который идеальным образом подходит для четких и контрастных объектов.
У многих фотографов возникает вопрос: как фотографировать снег правильно? Зима, это время низкого и скупого солнечного света и как раз этот фактор помогает четче выделить текстуру снега. Для того чтобы получить максимальный эффект, рекомендуется наклониться как можно ниже. Низкое солнце создает длинные тени, которые можно использовать в качестве дополнительных визуальных акцентов, предающих особую глубину снимку. К примеру, может достаточно интересно получиться съёмка силуэта человека.
Как правильно настроить экспозицию и как фотографировать зимой вообще?
Фотографируя зимой заснеженные участки, следует всегда помнить о том, что настройки камеры и система автоэкспозиции могут сбиться. Главным образом это происходит из-за того, что камера настраиваться на средний фон, при этом вместо уровня освещенности система реагирует на степень отражения, в результате чего снимки выглядят серо и плоско.
Помочь своей камере справиться с этой трудной задачей можно тремя способами.
1. Отключить экспонометр и применить передержку
Если отключить экспозамер ярких заснеженных участков и настроить положительную компенсацию экспозиции, можно будет вернуть снегу на снимке его естественный яркий белый цвет. Для этого следует сфокусировать камеру на объекте съемки, а затем перевести зону замера на самый яркий заснеженный участок в кадре. С помощью кнопки «Компенсация экспозиции (+/-)» необходимо добавить значение компенсации от + 2/3 до + 1 2/3 EV, ориентируясь на яркость снега — чем она выше, тем большее значение компенсации следует использовать. Полученные показания экспонометра следует зафиксировать кнопкой «Блокировка автоэкспозиции (AE-L)». Можно также воспользоваться ручной настройкой экспозиции, используя для этого соответствующую комбинацию выдержки и значения компенсации экспозиции.
2. Отключить экспозамер полутонов и «недодержать»
Вместо экспозамера по яркому заснеженному участку, значение экспозиции фиксируется по серому тону окружающих объектов. Корректировать компенсацию экспозиции используя цветовые эффекты (пытаться «обмануть» камеру) не стоит: снег в любом случае автоматически будет восприниматься камерой как самый яркий объект. После замера уровня серого, достаточно будет настроить небольшую недодержку, используя кнопку компенсации экспозиции в диапазоне значений от -1/3 до -1 EV и зафиксировать полученное значение кнопкой блокировки экспозиции.
3. Самый простой способ — использовать гистограмму
Цифровые фотокамеры с гистограммами в значительной степени упрощают жизнь фотографу и помогают исключить досадные ошибки. Для того чтобы воспользоваться этим способом, достаточно сделать пробный снимок и оценить характер гистограммы. Если уровень находится в центре гистограммы, то следует добавить положительную компенсацию. Если показатель гистограммы размещен в правом углу, следовательно, необходимо добавить отрицательную компенсацию. Более подробно о том, что такое гистограмма и как её читать — смотрите в материале на нашем сайте cifoto.ru.
Для того чтобы не испытывать затруднений в вопросе: как снимать снег? — следует досконально изучить возможности вашего фотоаппарата, как работает камера при разных уровнях освещенности снежного покрова. Следует также помнить, что для точной настройки экспозиции снимки надо делать в формате RAW, а не в JPEG.
Как фотографировать иней
Редкий фотограф избежит соблазна сфотографировать зимой иней. Для того чтобы снять иней качественно, следует воспользоваться комбинацией низкого ISO и малого значения диафрагмы (т.е. f/16, f/22) для увеличения глубины резкости. Снимая в таких условиях, будет трудно обойтись без штатива. Хорошо если камера обладает функцией блокировки зеркала и таймером автоспуска затвора. Чтобы выделить иней на кадре, следует выбирать в качестве фона темные участки.
При фотографировании инея вероятнее всего потребуется дополнительная компенсация экспозиции. Во внимание стоит принимать размеры объекта и интенсивность фонового освещения. Если темный фон занимает большую часть в кадре, камера может передержать, поэтому потребуется отрицательная компенсация экспозиции. Лучше всего воспользоваться гистограммой и настроить экспозицию соответствующим образом.
Приняв во внимание все эти рекомендации, основные вопросы о том, как фотографировать зиму будут сняты.
В заключении стоит заметить, что лучше всего сохранять кадры в формате RAW, а не в JPG. Это даст широкие возможности редактирования изображения в специальном редакторе RAW-файлов без потери качества.