Как фотографировать природу: 4 совета для начинающих
Аж глаз радуется: как снимать природу
Природа даёт большой простор и для отдыха, и для творчества. Как бы человек ни зарывался в “блага цивилизации”, его время от времени тянет к зелёным просторам, цветущим полянам, водным гладям, заснеженным холмам. К сожалению, ритм современной жизни не даёт делать это так часто, как хотелось бы. Но можно запечатлеть прекрасные мгновения на фотографии. И если знать, как правильно фотографировать природу, можно сделать такие снимки, от просмотра которых вы получите не меньшее удовольствие, чем от непосредственного созерцания её.
Оборудование и универсальные советы
От увиденной красоты подчас кружится голова, и нам кажется, что достаточно нажать кнопку спуска, и прекрасное видение законсервируется на снимке. Дескать — хватит нам автоматических установок. А потом удивляемся, что “консервы” какие-то не очень съедобные. Вместо выпирающего объёма — тощая плоскость, вместо буйства красок — нечто “серо-буро-козявчатое”. Там размазано, там пересвечено, там шумы, а тут лица не видно вашего спутника на фоне гор. Особенно обидно, если вы снимаете не на мыльницу, а на профессиональный фотоаппарат. Да, мы будем говорить только о том, как фотографировать природу зеркалкой.
Вот несколько советов:
1). Глубина резкости вам в помощь.
Вот и горы на заднем плане, и излучина реки с кусочком берега на переднем плане, и кусочек леса поодаль. Как всему этому придать глубину? Оптимальным считается значение f/8. Чем меньше диафрагма, тем меньше света попадёт на матрицу, и тем больше придётся вам делать выдержку. При большой выдержке используйте штатив. Опять же, при малом значении диафрагмы придётся поднимать ISO. Не перебарщивайте с ним.
2). Штатив, монопод.
Нужны на больших выдержках. Особенно штатив будет полезен, если вы используете спусковой тросик или пульт ДУ (для дополнительной стабилизации изображения).
3). Передний план.
Разместив смысловые центры на переднем плане, вы обогатите композицию. Тщательно работайте над композицией. Используйте смысловые точки (за что бы зритель мог в вашем пейзаже “зацепиться” — дерево, валун, шалаш, кибитка, вершина холма).
4). Используйте линии.
Это могут быть борозды на поле, мосты. За счёт линий фотографии можно добавить объёма, масштаба, логики, переадресовывать взгляд зрителя с одной точки на другую. Важнейшая линия — линия горизонта. Не заваливайте её (для надёжности можно использовать пузырьковый уровень), если только не хотите сделать это с художественными целями. Горизонт также не должен делить снимок чётко пополам.
5). Задействуйте небо.
Это правило логически продолжает предыдущее. Небо (как и передний план) должно придавать глубину и насыщенность кадру. В классическом пейзаже небо занимает две трети композиции, а одну треть занимает земля.
Если отвести небу одну треть — это может давить на композицию. Впрочем, правила существуют, чтобы их нарушали. Объёмное, насыщенное, не побоимся этого слова — драматичное, небо, спасёт снимок. Для большей гарантии интересного снимка используйте то, о чём речь пойдёт ниже.
Используйте поляризационные фильтры.
Позволят усилить контраст между небом и облаками. При съёмке воды они помогут устранить блики. Помните, что они уменьшают количество света, попадающего на сенсор. Если вы используете широкоугольный объектив — поляризационный фильтр может неравномерно затемнить то же небо, что сделает картинку неестественной.
Съёмки и погодные условия
При съёмке пейзажей, как никогда, актуальны строки “У природы нет плохой погоды”. Хорошая погода — это ещё не залог отличной фотосессии.
- Очень чистое небо “ни облачка” даёт резкий свет, что будет мешать снимать дальние планы. Облачная погода, напротив, рассеивает свет. При облачной погоде хорошо снимать детали (камни, скалы, деревья), а не стремиться захватить всю панораму в свой объектив. В условиях облачности можно поснимать и на ч/б. Очень здорово снимать после дождя, когда на несколько минут появляются просветы. Пейзаж на фоне проникающих лучей — это шик.
Да, в дождь довольно серо, но солнце иной раз пробивается сквозь облака. Главное — поймать нужное количество света.
- Лучше всего использовать выдержку 1/40 — 1/60 сек. На 1/60 вы можете запечатлеть падение капелек и листьев, бег ручейка. Фотографировать следует в ручном режиме, чтобы избежать погрешностей автоматической экспозиции.
Есть и свои неудобства. При плохой погоде вам нужно будет обратить более пристальное внимание на настройки аппарата. Поискать оптимальный баланс между достаточным количеством света и нужной резкостью.
- В условиях недостаточной освещённости встанет вопрос о светосильной оптике (диафрагма f/1,8 — f/4,0). При сложных условиях съёмки может возникнуть необходимость в поднятии значений ISO (400-800), что чревато большим количеством шумов. Чтобы не перебарщивать с ISO и исключить шевелёнку — пользуйтесь штативом. Заблаговременно следует озаботиться и защитой оборудования, если собираетесь работать и в снег, и в дождь.
Самое главное — плохая погода придаст фотографиям драматизма. Мрачное, даже зловещее грозовое небо, лучики солнца, пробивающиеся сквозь свинцовую толщу небес. Мокрые поверхности приобретают особую глубину. Мокрые листья, мокрая трава… мокрые камни… Да и сами облака окрашиваются в интересные цвета.
В общем — сплошные плюсы! Представьте, как вы будете смотреться на фоне малахольных фотографов, сторонящихся малейшей тучки, малейшего дуновения ветерка. Как бравый естествоиспытатель, потрёпанный стихией, но не сломленный.
Секреты природы
Пейзажист — созерцатель в первую очередь. Прислушиваться к природе и раскрывать её секреты — это, подчас, важнее знания техники для того, чтобы фотографировать природу красиво. Мы раскажем вам, как добиться живых и интересных кадров.
Динамика
Многие пейзажи получаются просто никакими, потому что некоторые фотографы не могут себе вбить в голову, что природа не статична. Она находится в постоянном движении. Осталось это запечатлеть.
Фотографируйте с высоты. Для этого используйте объективы с длинным фокусом. При создании динамичной фотографии избегайте большого количества оттенков. Снимайте непосредственное проявление природной динамики: водопады, ветер в ветвях деревьев, птицы, вдаль плывущие облака, волны на пляже. Используйте длинные выдержки.
Золотой час
Об этом должен знать каждый фотограф. Самые лучшие снимки получаются в это время. Первый час после восхода и последний перед закатом.
Во время золотого часа природа меняется каждую минуту, отчего снимки получаются особенно разнообразными. Для удобства создан ряд онлайн-вычислителей золотого часа. Например: http://www.golden-hour.com/.
У природы нет плохой погоды
Некоторые почему-то думают, что лучшее, что они могут снять — погожий солнечный денёк. На самом деле, это не так. Дождь, гроза, молнии — всё это даёт возможность развернуться вам как художнику и получить снимки с особым настроением.
Учитесь у мастеров
Некоторые секреты можно добыть через признанных фотохудожников. Познакомьтесь с работами итальянца Доминго Милеллама (у него интересные снимки пустынь, прибрежных зон), южнокорейца Мьюнг Хо Ли (додумался до того, чтобы из природы делать инсталляцию. Он снимает деревья на фоне белого холста).
Немецкий фотограф Амира Фритц славна пейзажами местной природы, сдержанными и неконтрастными, где посреди влажных полей или хвойного леса она помещала собственные пышные букеты.
Русский фотограф Даниил Коржонов делает интереснейшие снимки гор.
Природа как объект съёмки, не утратила и не утратит никогда своей привлекательности. Чем сильнее наступает на человека город, чем больше бетон и неон отвоёвывают километров, тем сильнее хочется убежать куда-нибудь подальше. Не все могут себе позволить сделать это насовсем, но время от времени — вполне. А получившиеся снимки будут долго радовать вас будничными вечерами.
10 советов как правильно фотографировать пейзаж
Для многих новичков обучение фотографии начинается с освоения съемки пейзажа. Может быть, это связано с тишиной и неторопливостью, которая располагает к лучшему освоению техники, пониманию экспозиции в фотографии и освоению уроков фотографии о том, как правильно фотографировать – тот же пейзаж.
Уроки фотографии разнообразны, советы можно найти на любой вкус и подготовленность. Но давно известно, что информации мало не бывает, она никогда не оказывается лишней для неофитов, да и «повторение – мать учения», поэтому вспоминаем важное!
Советы по пейзажной съемке, или Как правильно фотографировать природу
1. Максимальное использование глубины резкости
Хотя фотографы порой хотят испытать более творческие подходы и экспериментируют с малой глубиной резкости, тем не менее, классическим в пейзажной фотографии считается прием, когда большая часть изображения находится в фокусе. Самый простой способ получить большую ГРИП – использовать минимально возможное число диафрагмы, которое доступно для вашего компакта или объектива. Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости изображения.
Однако следует помнить, что меньшее отверстие диафрагмы требует большего времени или более высокого ISO. А иногда и того, и другого одновременно.
2. Используйте штатив
©Leif Erik Smith
Обязательный атрибут в арсенале фотографа-пейзажника – штатив или монопод. Вам могут понадобиться длительные выдержки, чтобы компенсировать выбранное небольшое диафрагмальное отверстие, а значит и дополнительная стабилизация фотокамеры. Не с каждой выдержкой, снимая с рук, можно получить технически совершенные кадры. Тем более штатив будет полезен в случае, когда для дополнительной стабилизации камеры фотограф использует дистанционное управление для спуска затвора.
3. Ищите смысловой центр композиции
Для любой фотографии необходим визуальный центр композиции. Пейзажные снимки не являются исключением, ведь при съемке природы отсутствие смысловой точки дает в итоге скучный и довольно пустой снимок, в котором, что говорится, «взгляду не за что зацепиться».
Средоточием может быть что угодно – здание или сооружение, интересной формы дерево, валун или горная вершина. Не забывайте только следить не только за фокусом, но и за тем, где у вас располагается значимый объект. Эталонное правило третей хоть и нарушается периодически, но его еще никто не отменял!
4. Продумывайте передний план
Один из элементов, который помогает состояться вашему пейзажу, – сформированный передний план. Размещайте свои смысловые точки на фронтальной части снимка, и вы сможете передать глубину изображения.
5. Не забывайте включать небо
Еще один практически неотделимый элемент ответа на вопрос как снимать пейзаж – небо и его отражение в воде. Секрет пейзажной фотографии в большинстве случаев заключается в том, что на снимке доминирует небо или передний план. Посмотрите на свои изображения, если это не так, то скорее всего, их считают скучными и мало интересными.
Если во время вашей фотосессии небо оказалось неинтересным, не позволяйте ему превалировать – переместите линию горизонта в верхнюю треть снимка, предварительно убедитесь только, что фото от этого не проиграет еще больше.
Но когда небосклон полон драматических облаков или расцвечен не характерными для себя оттенками, воздушное пространство может стать вашим союзником. Отведите ему побольше места на своем снимке, и увидите, насколько может быть выигрывающим такое отступление от правил.
Помните о фильтрах. Использование поляризационных может добавить цвет и контраст фотографии.
6. Эксплуатируйте линии!
Самый главный вопрос, который задают себе обычно фотографы-пейзажисты, звучит следующим образом: «Увидит ли зритель картинку в полном объеме, как ее вижу я?»
Существует множество способов передать натуральную красоту природы с помощью статичного фиксирования изображения. Для этого существует прием, с помощью которого в композицию снимка включаются активные линии. За их счет фотограф может перенаправлять взгляд зрителя с одной точки кадра в другую, чем создавать своего рода замкнутость пространства, «зацикленность».
Использование линий придает некий алгоритм и добавляет масштаб и объем фотоизображению. Линии сами по себе могут быть достопримечательностью и создавать собственные «узоры» на фотографии.
7. Фиксируйте движение!
Большинство людей, размышляя о ландшафтной фотографии, чаще всего представляют спокойную и пассивную картинку. Однако пейзаж пейзажу рознь, и вы можете передать движение (той же воды, например), что наполнит снимок динамикой и создаст настроение, интересное многим зрителям, которые с удовольствием будут любоваться не только релаксирующими пейзажами, но и рассматривать буйство стихий и неистовость природы.
Например, попытайтесь «поймать» дуновение ветра в деревьях, движение волн на пляже, шевеление воды, протекающей под водопадом, зафиксировать в динамике летящих птиц и плывущие облака над головой.
«Фиксирование» означает, что фотограф должен использовать более длительные выдержки (иногда порядка нескольких секунд). Безусловно, высокие выдержки будут провоцировать поступление большего количества света на светочувствительный элемент камеры, но для правильного использования этого факта у вас есть варианты: выбор величины диафрагмы или фотосъемка в начале дня или вечером, когда в принципе на улице меньше света.
8. Работайте в тандеме с погодой и временем
Золотой правило пейзажной фотографии гласит: «Сцена может кардинально измениться в любой момент времени, в зависимости от погодных условий».
Многие начинающие фотографы стремятся выйти на фотопрогулку в солнечный день, потому что думают, что это лучшее время для создания фотошедевров. На самом деле пасмурный день или даже дождливый и грозовой, кроме вероятности намочить камеру и промочить ноги, дает широчайшие возможности получить прекрасные фотографии, наполненные настроением и зловещими обертонами.
Как снимать пейзаж в такую погоду? Ищите бурю, ветер, туман, драматические облака, солнце сквозь тучи на темном-темном небе, радуги, закаты и восходы и работайте с этими изменениями в погоде и на этих условиях, а не ждите следующего солнечного дня со скучным голубым небом.
И еще один чудесный совет от профессионального фотографа-пейзажиста: «Никогда не снимайте днем. Скучнее быть не может фотографий. Ваше золотое время – на рассвете или в сумерках. Лучше не бывает света, когда пейзажи оживают».
9. Дифирамбы горизонту
Самый старый совет, но хорош он тем, что не теряет своей актуальности и сегодня. Перед тем, как окончательно нажать на спуск затвора камеры, проверьте линию горизонта.
Она не должна делить кадр четко пополам, она не должна быть наклоненной, она не должна отсутствовать полностью на пейзажном снимке. Безусловно, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но в случае с горизонтом правило третей работает как никогда четко.
10. Меняйте точку зрения!
Даже когда перед вашими глазами раскидываются небывалой красоты просторы и кажется, что достаточно только поднять камеру и в ней само по себе возникнет прекрасное изображение. остановитесь. И подумайте. Посмотрите на местность через объектив, повернитесь в одну и в другую сторону, поменяйте угол, сместите линию горизонта или попробуйте включить дополнительные элементы в композицию.
Не спешите нажимать на кнопку спуска, вы всегда это успеете сделать, когда фотографируйте пейзаж!
Видеоканал Фотогора
Как фотографировать природу: 4 совета для начинающих
Пейзажная фотография включает в себя целый ряд жанров. Она включает, но не ограничивается ими, фотографию ландшафтов, погодных явлений, астрофотографию, фотосъемку птиц и дикой природы. Каждая из этих категорий подразумевает обладание соответствующими специальными навыками и может быть расширена.
Если вы только начинаете свой квест в качестве фотографа-пейзажиста, вот несколько вещей, которые следует учитывать:
1) Что вы хотите фотографировать?
Поскольку фотография природы настолько обширна, вы можете потратить много времени в каждом поджанре. Поэтому вы должны задать себе важный вопрос — что вы хотите фотографировать? Вы хотите фотографировать растения и насекомых крупным планом? Вы любите мир природы в макро или вас больше очаровывают великолепные горные хребты и озера?
Возможно, вам интереснее птицы и более крупные животные, чем закаты и восходы. Понимание того, что вам нравится, и что вы хотите фотографировать — отличный первый шаг.
2) Какое оборудование вам понадобится?
Когда вы знаете, что хотите фотографировать, то поймете, какое оборудование вам надо. Если вы снимаете пейзажи, то пригодятся широкоугольные объективы, а для съемки дикой природы и птиц подойдет «зум» или телеобъектив.
Штатив отлично подходит для пейзажей и астрофотографии, но если вы пытаетесь сфотографировать птицу в полете или животное в движении, то знание того, как использовать вашу камеру, будет вашим самым ценным качеством.
3) Локация и планирование
От того, что вы хотите фотографировать, зависит выбор места и времени суток, а также времени года. Предварительно осмотрите место съемки, чтобы увидеть направление света, любые потенциальные проблемы безопасности или особенности ландшафта. Затем вернитесь в наиболее подходящее время суток для фотосессии.
Если вы снимаете цветы, обратите внимание на время года, когда они расцветают. Для фотографирования птиц вам нужно немного разобраться с их средой обитания и временем суток, когда они активны. Если вы хотите фотографировать более опасную дикую природу, лучше всего пойти с кем-то опытным.
Национальный парк является прекрасным местом для пейзажей и дикой природы. Обратите внимание, что вам может потребоваться подать заявку на получение специальных разрешений для съемки в некоторых парках и что в некоторых районах они также имеют сезонные или временные ограничения. Это имеет значение для вашего планирования, если ограничения подразумевают время съемки.
4) Чтение света
Как и в предыдущем совете, направление света может быть определено путем предварительного посещения вашего местоположения. Вы также можете заниматься онлайн-исследованием в этом районе или расшифровывать его с других фотографий, сделанных в этом месте.
Если вы снимаете пейзажи, приходите примерно за час до восхода/захода солнца и готовьтесь к съемке. Таким образом, вы можете сосредоточиться на своей композиции и, возможно, даже сделать несколько пробных снимков. Играйте с балансом белого, экспозициями и различными углами камеры.
Если вы ждете появления диких животных, используйте это время для правильных настроек камеры. Когда появится животное, вы должны быть готовы фотографировать постоянно, пытаясь поймать идеальный момент.
Съемка более близких объектов или цветов дает вам больше времени для экспериментов, но при этом старайтесь, чтобы свет не был плоским. Прихватите с собой отражатель или попробуйте найти такие углы, которые дают вам тень, форму и объем.
Заключение
Фотография природы не только обширна, но и наполнена интересными поджанрами и сюжетами для съемки. Новичкам в большинстве случаев перед съемкой лучше провести предварительное исследование. Чем больше вы узнаете о своем объекте и о том, как лучше его сфотографировать, тем лучше вы будете делать это.
Что касается дикой природы, то терпение здесь – отличный помощник, так как вам понадобится больше времени на наблюдение. Если вы любите природу, это отличный способ изучить и сохранить эти скоротечные моменты. Определитесь, что вы хотите фотографировать. Возьмите оборудование, которое вам нужно. Исследуйте, планируйте и старайтесь поймать лучший свет. И прежде всего, получайте удовольствие!
10 Советов как снять красивый пейзаж
Я попытался обобщить свой опыт в пейзажной съёмке и дать наиболее важные советы начинающим фотографам. Надеюсь, мои советы помогут вам научиться снимать очень красивый, запоминающийся пейзаж.
Пейзажная фотография позволяет сохранить воспоминания о тех редких моментах, помогает мысленно перенестись в любимые места. Но одно дело снимать для себя, а другое – передать атмосферу места людям, которые никогда там не были. Это под силу далеко не каждому.
Мы привыкли жить в городах, среди бетона и стекла. Многим лишь изредка удаётся вырваться на природу, насладиться чистым воздухом, прозрачной водой и пронзительной тишиной. И поэтому каждое свидание с природой кажется особенным, его хочется запомнить надолго.
1. Планируйте поездку заранее
Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, — и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.
Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.
2. Изучайте местность
Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).
Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.
Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.
3. Пейзаж – это, прежде всего, свет
Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.
Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris (http://photoephemeris.com).
Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.
4. Фототехника
Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.
Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.
Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.
5. Съёмка с низкого положения
Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.
Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.
6. Глубина резкости
В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими – от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.
Диафрагма f/13 позволила сделать резкой практически всю сцену от камней до гор.
7. Динамический диапазон
Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.
ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.
8. Объём
Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия. Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.
Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру.
9. Вставайте рано, ложитесь поздно
Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.
За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопреставление.
10. Будьте терпеливы
Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра — это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки — если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.
Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки
Как фотографировать пейзаж правильно и что нужно знать, чтобы получить шедевры?
Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Некоторые фотолюбители считают пейзаж одним из самых элементарных жанров съемки. В какой-то степени я разделяю их точку зрения: ходи себе, где нравиться, да снимай все, что взбредет в голову.
Плюс, в отличие от студийной съемки, которая требует немалых финансовых затрат, природа не исчезнет и не потребует взамен ничего, кроме бережного отношения к ней, да и обстановка меняется в зависимости от времени года, даруя простор фантазии.
Но так ли пейзаж на самом деле прост? Давайте разбираться вместе.
А начнем разбор полетов, пожалуй, с определения данного жанра и его места в человеческой реалии.
Пейзаж в фотографии
Пейзаж – это жанр, в котором центром изображения является природа.
Данное направление зародилось еще в эпоху отсутствия фотоаппаратов, когда известные и не очень художники выезжали на пленер и передавали уведенное с помощью кистей и красок.
Именно поэтому пониманию смысла данного жанра, следует учиться у художников-реалистов.
Картины, как ничто иное, позволяют прочувствовать всю красоту природы, они неразрывно связаны с внутренним миром человека, с его чувствами, настроением и любовью к жизни, в целом.
И в фотографии пейзаж – это не досконально точная перерисовка того или иного уголка природы, а собственное мировосприятие.
Современные пейзажные фотографии довольно разносторонни. Выставки подобных материалов прививают зрителю художественный вкус и развивают воображение, путем проведения ассоциативных параллелей между реальной жизнью и снимками.
Взаимосвязь между фотоискусством и жизнью породило новое направление – городской пейзаж, в котором доминантой становиться не природа, а детище общества – город с его многочисленными улицами, объектами архитектуры, площадями, а также нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов.
Городской и классический пейзаж увлекает даже самых скупых фотографов! И этому есть объяснение: снимая в этом жанре можно получить отличные кадры, не используя дорогостоящей техники.
Все что нужно – это желание, терпение, штатив, зеркальный фотоаппарат, и некоторые навыки его использования.
Съемка в этом жанре, как, собственно, и в любом другом, – это, в первую очередь, творческий процесс, сопровождающийся собственным видением происходящего, но, как ни странно, существует множество правил, соблюдение которых избавит от неудач.
Фотосъемка пейзажа
Закройте на мгновение глаза и представьте: перед вами раскинулись небывалой красоты просторы и кажется, что стоит только нажать на спуск, как на дисплее фотоаппарата появится самое прекрасное изображение, которое не видывал свет…
Запечатлейте в памяти данный эпизод и откройте глаза, ваша фантазий так и останется фантазией, и вы никогда не узнаете, как фотографировать пейзаж, если пренебрежете нижеперечисленными правилами.
- Максимальная резкость. Многие фотографы практикуют съемку пейзажа при открытой диафрагме, тем не менее «многие» — не показатель хорошей работы.
Классическим приемом во время пейзажной съемки считается наведение резкости на все изображение (съемка на прикрытой диафрагме).
Обычно достаточно произвести простые настройки камеры, чтобы получилось резкое и в меру экспонированное фото: ползунок диафрагмы в районе f/11-16, а выдержку можно доверить автомату, если снимать в режиме приоритета диафрагмы. Однако, во избежание шевеленки, лучше проводить съемку пейзажа при помощи штатива или монопода.
- Наличие смысла. Для любого фото важно наличие смыслового центра композиции, чтобы, как говориться, глазу было за что зацепиться. Центром внимания может служить что угодно: интересной формы строение, дерево, гора, корабль посреди мора и т.д.
- Правило третей в общей композиции кадра. Расположение смыслового центра относительно всех элементов и деталей снимка также важно, как наличие резкости.
Эталонное правило третей гласит: фото выглядит наиболее выигрышно, когда фотографируемые предметы, условно разделены линиями, которые делят изображение на три части, как вдоль, так и поперек.
- Продуманный передний план. Располагайте смысловые центры на фронтальной части фото, оставляя «воздушное пространство» спереди, таким образом удастся создать эффект легкости и передать глубину.
- Доминирующий элемент. Секрет удачной природной фотографии раскрыт – на снимке должно доминировать либо небо, либо передний план.
Если ваши фотографии не подходят под данное описание, скорее всего, их сочтут скучными и обыденными.
Если случилось так, что небо во время проведения фотосессии неинтересное и однотонное – сместите линию горизонта в верхнюю треть, так вы не позволите ему превалировать над остальным.
Но если создается впечатление, что воздушное пространство вот-вот взорвётся или обрушиться на землю потоками лавы – отведите ему 2/3 кадра и вы увидите, насколько может измениться сюжет происходящего.
- Линии. Существует бескрайнее множество способов отразить красоту природы в полном объеме. Один из них – прием включения активных линий в композицию. С помощью линий можно перенаправлять взгляд зрителя с одной смысловой точки фота в другую, создавая при этом некую замкнутость пространства.
Линии не только создают узоры на фото, но и добавляют объем. Это касается и линии горизонта, за которой постоянно нужен глаз да глаз.
- Движение. Многие считают пейзажные снимки спокойными и пассивными. Но это не обязательно так! Добавить жизни в фото можно при помощи воды или ветра, так например, зафиксируйте зеркальным фотоаппаратом буйство океана или струящийся водопад, дуновение ветра или падение листьев с дерева, взлет птиц или ход людей.
Влияние погоды и времени на качество ландшафтной фотографии
Золотое правило пейзажа: «Сцена и сюжет могут кардинально измениться в одночасье, в зависимости от погодных условий и времени года»
Ошибочно полагать, что лучшее время для природных снимков — солнечный день.
В пасмурную погоду, в плане световых эффектов, снимать одно удовольствие: град, дождь со снегом и гроза могут наполнить зловещим, таинственным настроением любой пейзаж.
Однако есть побочка – вероятность промочить ноги, заболеть и навсегда распрощаться с зеркалкой, поскольку влага может разрушительно сказаться на всей электронике.
Чтобы этого избежать, заранее планируйте свой день, серьезно отнеситесь к сборам: продумайте, что надеть на себя и во что завернуть камеру. Для этих целей лучше всего приобрести водонепроницаемый чехол или хотя бы бленду, защищающую объектив от попадания капель на линзу.
Снимать в дождь не обязательно – это просто один из способов добиться художественности изображений.
Справедливо считать, что съемку лучше проводить в утренние или вечерние часы, когда солнце «работает» в пол силы за счет возникновения определенных трудностей в виде плотного тумана или сгущенных облаков.
Таким образом создается очень мягкий рассеянный свет, придающий снимкам легкость и особый сонный вид.
Лес, затянутый туманом будет выглядеть куда таинственней и привлекательней, нежели в солнечный день.
Хотя если съемка происходит в летний или осенний период, свет пробивающий сквозь листву может создать интересный эффект боке, на открытой диафрагме.
Во время заката же, используя контровый свет, можно сфотографировать не менее интересные пейзажи, особенно если передний план будет немного подсвечен сзади.
Чтобы избежать зайчиков используйте бленду или поляризационный фильтр. Данный фильтр в пейзажной фотографии просто незаменим.
Ночная съемка в техническом плане, самая сложная. Снимать природу в полном естестве бессмысленно из-за отсутствия света. Поэтому нужно идти туда, где есть искусственные источники света – город.
Бесперебойно использовать вспышку в данном случае не стоит, поднимите значение ИСО до 800-1600 и вперед, навстречу городскому пейзажу!
Краткий ликбез на тему ландшафтной съемки подошел к своей точки не возврата! Надеюсь, данная статья была хоть сколько-нибудь поучительна и полезна. Я думаю, что я донес до вас смысл, как правильно фотографировать пейзаж, чтобы добиться нужных результатов.
Если вы начинающий фотограф, который хочет достичь положительных успехов в фотографии, тогда все в ваших руках. Для начала лучше всего начать с понятия своего зеркального фотоаппарата. А помощником может стать один из видеокурсов ниже. Большинство начинающих фотографов, после изучения данного курса, стали по-другому относится к зеркальному фотоаппарату. Курс поможет раскрыть все важные функции и настройки зеркалки, что очень важно на начальном этапе.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.
Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь ссылками на статьи с друзьями.
Фотографируем пейзаж. 6 советов для новичка
Автор: Fimpuls.ru · Опубликовано 30.12.2017 · Обновлено 03.11.2018
Пейзажная фотография
Пейзажная фотография, это наверно одно из первых направлений, которое выбирает начинающий фотограф (после котиков конечно:)). В этой статье собраны 6 советов, для того чтобы на первых шагах съемки, вы могли уже получить интересные кадры. И смогли в любой ситуации передать через фотографию всю красоту природы или же, например, показать все прелести того или иного сезона.
1 совет – Не забывайте про ближний план
автор фото Marco Grassi
Выбирая пейзаж для панорамной съемки, позаботьтесь о том, чтобы ближний план не был пустым. В пространстве важны пропорции, его глубину подчеркнет предмет ближнего плана. По этой же причине пусть в кадр не входит ничем не занятый участок пространства – неба, песка, воды, полей. Помните, что такая пейзажная «пауза» не должна занимать больше одной пятой кадра.
2 совет – Найдите интересную композицию
автор фото Lars van de Goor
Также важно сбалансировать кадр: неплохо, если в композиции обилие вертикальных элементов (например, ряд стройных берез) «уравновешено» приземистым кустиком, естественными террасами, ручейком, холмами, камнями – валунами. Поначалу кажется, что такой сбалансированный пейзаж тяжело найти на природе, но иногда достаточно просто поменять ракурс съемки или обойти лужайку с другой стороны, чтобы чутье фотографа подсказало нужное решение.
3 совет – Не пытайтесь захватить всё и сразу
автор фото Fabio Antenore
Минимализм деталей – лучшая тенденция для пейзажа. Не стремитесь «захватить» фотоаппаратом побольше – снимки начинающих фотографов часто перегружены лишними элементами: желая поместить в кадр и небо со стаей птиц, и деревья у берега, и крутой откос, и лодку на реке, очень легко испортить снимок. Всегда отсекайте ненужное – фотопейзаж от этого только выиграет. Лучше сделайте несколько кадров. Ничто не должно отвлекать в кадре от главного.
4 совет – Расстояние и ракурс съемки
автор фото Andrea D’Agostino
Умело выбирайте расстояние. Часто бывает, что с положения лежа или на корточках выходят более удачные и оригинальные снимки. Подумайте, может быть, основной мотив пейзажа лучше передать с помощью макросъемки? Например, тающая сосулька крупным планом или паутинка между ветвями дерева скажут о весне больше, чем банальные, похожие друг на друга пейзажи с группами безлистных деревьев.
5 совет – Обращайте внимание на цвет в кадре
автор фото Dmitry Sovyak
Гармония цветов – одно из главных достоинств пейзажной фотографии. Зачастую глубина цвета зависит от степени освещенности. При использовании накамерной вспышки цвета кажутся бледнее, чем есть на самом деле. То же происходит с участком, ярко освещенным солнцем. Фотографируя, старайтесь не захватывать большие участки одного цвета и равной освещенности. Например, небо не должно сливаться с рекой: согласитесь, тот же пейзаж станет смотреться более выигрышно ранним утром или на закате, когда небо приобретет красновато-розоватый оттенок, а на реку упадёт первый солнечный блик.
6 совет – Меньше сомневайтесь, больше снимайте
Сомнение – частый спутник начинающего фотографа, поэтому, когда вы колеблетесь, фотографировать ли вид, кажущийся вам сейчас скучным и неоригинальным, смело фотографируйте! Во-первых, так вам будет легче изучать свои недочеты и преодолевать несовершенство в фотомастерстве, а также находить свой стиль. А во-вторых, случается так, что незатейливый пейзаж, на первый взгляд показавшийся чересчур банальным и простоватым, обретает исключительность уже в фотографии, и глаз фотографа на снимке подмечает успешный ракурс и гармонию деталей, которая укрылась от его внимания во время съемки. Так что не упускайте свой шанс!
15 советов для идеальных фотографий
Примечание переводчика: Эта статья является вводным материалом, который дает краткую характеристику простых, но критически важных пунктов для профессиональной съемки. Новичкам подобные советы помогут избежать многих ошибок и быстрее приблизиться к профессионалам, а также подтолкнут их к дальнейшему изучению нужных материалов.
Если вы хотите делать грамотные фото, эти советы, трюки и техники от фотографа топ-класса Tigz Rice помогут вам улучшить свои навыки.
Хотите ли вы делать снимки для дизайнерских работ, фотографировать моделей для иллюстраций или делать что угодно другое – эти советы пригодятся всем.
В следующих 15 пунктах Tigz расскажет об оборудовании, освещении и редактировании – все, что нужно знать для получения лучших фото.
1. Составляйте план
Перед тем, как браться за камеру, сделайте пару набросков или раскадровку того, что хотите получить. Это позволит придерживаться определенной идеи во время съемки.
2. Фон
Сплошной цвет фона в студии позволит убедиться, что субъект является фокусной точкой и его будет легче отделить в случае необходимости создания композиции.
Серый – отличный цвет, так как он хорошо подходит для большинства ситуаций. Также можете снимать на белом фоне, если требуется более светлая композиция или на черном для темных снимков.
Какой бы фон вы не выбрали, убедитесь, что цвет фона не совпадает с цветом субъекта.
3. Источники света
Также, если вы планируете делать составное изображение, нужно, чтобы все объекты/люди на нем были сняты с одинаковым источником(ами) освещения.
Перед тем, как нажимать на кнопку затвора камеры, подумайте о том, где будет расположен субъект и под каким углом свет будет на него падать. Возможно, его нужно осветить сверху или снизу?
Также стоит подумать о типе и цвете освещения. Об этом мы поговорим в следующих шагах.
4. Естественный свет: «золотой час»
Природным освещением может воспользоваться каждый, хотя его качество сильно варьируется в зависимости от местоположения, времени суток и погоды.
Если вы полагаетесь на естественный свет, самое лучшее время для съемки – так называемый «золотой час». Это последний час до заката, когда солнце уже близко к горизонту.
5. Естественный свет: жесткий свет
В полдень, когда солнечные лучи падают почти перпендикулярно земле, получаются жесткие тени, особенно под глазами и подбородком. Если вам приходится снимать в это время суток, поместите субъект в тень или используйте рефлектор для рассеивания части света и смягчения теней.
В качестве альтернативы можно попробовать снимать в помещении возле окна, используя сетчатые занавески для рассеивания света. Однако, жесткий свет можно использовать в свою пользу – он отлично подходит для съемки текстур!
6. Искусственный свет
Если естественное освещение – не вариант, всегда можно создать его самому. Такие источники света, как лампы могут отлично помочь в освещении участков кадра и, пожалуй, всегда легко доступны.
Если вы не хотите топтаться на уровне новичка, хорошей инвестицией станет вспышка вместе с беспроводными пультами для спуска затвора или даже набор портативных осветительных приборов.
7. Камера
Очевидно, что, если вы хотите получить наилучшие результаты, без DSLR или компактной беззеркальной камеры со съемными объективами не обойтись. Оба вида предоставляют полный контроль над настройками. Как правильно им распорядится – читайте в следующих пунктах.
Есть множество вариантов камер для любого кошелька, поэтому всегда можно найти оптимальную модель.
8. Правильный объектив
Некоторым этот пункт также может показаться слишком простым, но все же неплохо было бы о нем напомнить. Объектив – важная часть камеры, которую стоит выбирать с умом. У каждого объектива свое фокусное расстояние, которое варьируется от широкого (14 мм) до телефото (200 – 400 мм).
50 мм – оптимальный вариант для большинства ситуаций, если вы только пробуете себя в сфере фотосъемки и хотите что-то дешевое, простое и лучшее, чем китовый объектив камеры.
Следующий шаг – инвестировать в 85 мм/135 мм для портретных и детализированных снимков, а также 35 мм для фотографирования ландшафтов.
9. Снимайте в RAW
Если работаете с DSLR или беззеркалкой, убедитесь, что снимаете именно в RAW, а не JPEG.
Это позволит камере снимать и обрабатывать снимки без сжатия, предоставляя больше свободного пространства для обработки в Lightroom или Photoshop на случай, если понадобится исправить экспозицию.
10. Работа в темноте
Если вы снимаете с DLSR или компактной беззеркалкой, вам предоставлены очень гибкие возможности контроля чувствительности сенсора при помощи регулирования ISO.
Чем выше показатель, тем больше на снимке будет шума, поэтому старайтесь устанавливать ISO на минимальную допустимую отметку. Вот примерные показатели для разных ситуаций.
- Снаружи в солнечную погоду: 100-200
- Снаружи в пасмурную погоду: 400
- В хорошо освещенном помещении: 800-1000
- В темном помещении: 1600-2000
11. Глубина резкости
Апертура не просто регулирует размер отверстия, пропускающего свет, а также отвечает за то, какая часть кадра будет в фокусе в зависимости от расстояния.
Если вам нужно, чтобы фокус был резким от переднего плана до фона, снимайте с f/8 или выше. В противном случае, если нужен размытый фон и чувство глубины, экспериментируйте со значением в районе f/1.8.
12. Скоростная съемка
Короткая выдержка (1/200 с или меньше) отлично подходит, когда нужно «заморозить» момент, в то время, как долгая выдержка (1 с и больше) поможет передать чувство движения или создать эффект замедленной съемки.
При работе с длинной выдержкой не забывайте брать с собой штатив и пульт спуска затвора во избежание тряски камеры.
13. Разные варианты
После того, как вы получили нужный снимок, сделайте еще пару кадров, варьировав данные. Основная сложность заключается в постановке, поэтому, когда все готово, попробуйте сфотографировать с разных углов, поменяйте настройки и стили освещения. Если на постановку кадра тратится много времени, то такой подход может сохранить много времени в дальнейшем.
14. Цветовая гармония
Если условия ограничены и приходится использовать различные источники освещения, может потребоваться коррекция цветов, чтобы снимок выглядел гармонично.
Это можно сделать при помощи инструмента Баланс белого (White Balance) в модуле Adobe Camera Raw или Lightroom. Или можете почитать урок.
15. Грамотная обрезка фона
После выпуска Adobe Photoshop CC 2015.5 вырезать фон стало еще проще. Почему бы этим не воспользоваться? Почитайте об этом в статье Как использовать инструменты Select and Mask в Photoshop CC.