Кадрирование, как неотъемлемый процесс фотосъемки съемки
Кадрирование в фотографии
Одной из важных составляющих получения хорошей фотографии, наряду с правильным освещением и выстраиванием композиции, является кадрирование. Зачастую под кадрированием понимают простое уточнение границ и формат фотографии в зависимости от конкретного сюжета или авторского замысла фотографа. Хотя вписать сюжет в тот или иной формат изображения можно и в процессе обработки фотографии, задумываться о правильном кадрировании необходимо уже во время съемки. Поэтому в общем смысле кадрирование представляет собой выбор оптимальной точки кадра, ракурса и направления съемки, благодаря которому фотограф акцентирует внимание зрителя на наиболее важных деталях или объектах фотоизображения.
В наши дни, когда у каждого фотографа находится в руках цифровая фотокамера с ЖК-дисплеем, кадрировать любое изображение стало гораздо проще, причем даже не во время съемки, а в процессе постобработки фотографий. Тем более, что возможности современных графических редакторов предоставляют фотографу широкий набор инструментов для обработки изображений, способных изменить не только формат, но и визуальное восприятие каждой фотографии. Но все же не следует слишком переоценивать возможности цифровой обработки, ведь фундаментальная основа фотографии, которая и должна будет заинтересовать зрителя, закладывается именно в процессе съемки.
При постобработке можно только убрать какие-либо ненужные детали или исправить отдельные недостатки фотографии. Увлечение кадрированием готовых фотографий может привести к тому, что при осуществлении съемки фотограф просто перестанет размышлять об оптимальном расположении объектов в кадре, что отразится на качестве его фотографий. К тому же, для качественного кадрирования в графических редакторах необходимо брать за основу снимок самого высокого разрешения, что не всегда представляется возможным.
В той связи еще классик фотоискусства Анри Картье-Брессон настаивал на том, что осуществлять кадрирование нужно только в процессе съемки, а уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Этого же мнения придерживаются и многие другие известные фотографы. Поэтому основная задача кадрирования заключается в том, чтобы определить границы кадра еще при съемке, поместив все нужные фотографу объекты и детали фотоизображения на ЖК-дисплее или в видоискателе камеры.
В зависимости от выбора точки съемки и ракурса фотографируемый объект может менять свое положение в кадре, тем самым, достигается то или иное композиционное решение снимка. Если композиционное решение выбрано фотографом правильно, то границы кадра будут ограничивать все самое важное, находящееся в снимаемом пространстве.
При кадрировании во время съемки задача фотографа состоит не только в том, чтобы правильно расположить в кадре снимаемый объект, учитывая его положение в пространстве, пропорции или авторский замысел. Важно еще и исключить все детали, которые не будут работать на сюжет, чтобы они не отвлекали зрителя при рассматривании снимка от того главного, что на нем запечатлено.
Каждый раз, нажимая на кнопку спуска затвора своей цифровой камеры, фотограф должен продумать, что он хочет показать в кадре и определить главный объект съемки или детали, на которые нужно сделать акцент. Даже при съемке одного единственного объекта у фотографа есть выбор – приблизиться ли к объекту съемки, чтобы он заполнил собою весь кадр, либо отдалить фотоаппарат, чтобы стало видно, что его окружает.
Это актуально и для пейзажной съемки, где за главным объектом может проглядывать горы или туман, и для портретной фотографии, в которой задний фон может иметь важное значение. От выбора того или иного варианта кадрирования фотоизображения во многом зависит зрительское восприятие. Например, если перед фотографом стоит задача произвести особенное впечатление, то он может расположить объект съемки на всей площади кадра. В то же время окружение и обстановка во многих случаях могут сообщать дополнительные сведения о главном предмете или объекте, помещенном в центр кадра.
Деление кадра
Фотограф может использовать несколько способов деления кадра на части. Главная задача здесь состоит только в том, чтобы обеспечить сохранение правильной взаимосвязи между отдельными объектами. Неудачное деление кадра может привести к некоему смысловому хаосу и, как следствие, к маловыразительной фотографии. При делении кадра фотограф имеет дело с выбором оптимальных пропорций как в классической живописи. Пропорции вызывают определенную реакцию у зрителя, вне зависимости от того соблюдены они или нет. Один из лучших вариантов заключается в делении кадра по геометрическим принципам, то есть с определенным соотношением геометрических объектов и теней.
На протяжении долгого времени художники для построения гармоничных композиций использовали так называемое правило «золотого сечения». В соответствии с ним, определенные точки в художественной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Всего таких точек насчитывается четыре, и они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Если нарисовать воображаемую сетку на изображении, мысленно поделив его на равные части по горизонтали и вертикали, то данные точки получатся в местах пересечения линий.
Правило «золотого сечения» гласит, что человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или изображения. Поэтому если объекты съемки расположить в местах пересечения линий, то они будут соответствовать наилучшему зрительному восприятию. Этим правилом при кадрировании фотографии и выстраивании композиции могут пользоваться начинающие фотографы, однако такой принцип в действительности отнюдь не всегда целесообразно применять.
Данное правило больше актуально для классического искусства, в фотографии же можно использовать более разнообразные приемы выстраивания изображения, подчас действуя интуитивно. В этом плане самым оптимальным подходом к делению кадра на части является накопление личного опыта и натренированность глаза фотографа, который может освоить нюансы построениягармоничного изображения в разных ситуациях.
Деление кадра на части зачастую определяет линия горизонта. Но она может приобретать и «завуалированный» характер (например, когда линия горизонта скрывается за туманной дымкой), что способствует большей концентрации внимания на объекте переднего плана. Достаточно логичным и удобным для зрительского восприятия выглядят фотографии, на которых объекты размещаются слева направо, от более крупного к более мелкому. Хорошие результаты может принести использование техники «кадр в кадре», когда зритель может наблюдать один план через другой, получая, тем самым, более полную и многомерную картину. Рамки внутри рамок приобретают роль своеобразных окон, в которые с интересом заглядывает зритель.
Кадрирование и композиция
Кадрирование и композиция- вещи взаимосвязанные, поскольку при кадрировании требуется соблюсти определенные пропорции и сделать снимок более гармоничным, что естественно невозможно без знаний правил построения композиции. Композиция позволяет представить целостную картину, передать сюжет фотографии и наполнить ее авторским смыслом. При выборе композиционного решения и кадрировании первая мысль, которая приходит в голову фотографу – это расположить объект съемки в центре кадра. Во многих случаях такое решение выглядит действительно предпочтительным, однако оно лишено оригинальности и авторского стиля. В то же время если поместить объект съемки в углу пустующего кадра, то для этого фотографу нужна действительно очень веская причина, иначе композиций снимка, в целом, будет выглядеть уродливой.
Таким образом, кадрирование неразрывно связано с композицией, которая, в свою очередь, определяется задумкой автора. При кадрировании и компоновке снимка следует всегда оставлять небольшое свободное пространство вокруг объекта для свободного движения взгляда зрителя, чтобы не ощущалось каких-либо ограничений. В то же время не стоит забывать, что чем крупнее объект съемки, тем больше его деталей можно будет показать зрителю. Соответственно, если объект выглядит очень интересным и необычным, он, конечно, должен занимать центральное место в кадре, заполняя собой его большую площадь. Это касается и портретов, и съемок редких животных или растений на природе.
Начинающие фотографы зачастую не задумываются о кадрировании и композиции фотографии, они машинально нажимают на кнопку спуска затвора и снимают все подряд. Но при съемке всегда следует обращать внимание на правильное кадрирование и компоновку будущей фотографии, которая должна выглядеть органично и интересно. Чтобы получить качественный результат, соответствующий авторской задумке, требуется уделять внимание ракурсу и направлению съемки, крупности плана, освещенности снимаемого объекта и определению расстояния до него. Здесь фотографу придется воспользоваться накопленными знаниями об основах композиции построения изображения на плоскости.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
Кадрирование, как неотъемлемый процесс фотосъемки съемки
Кадрирование является процессом выбора ракурса съемки и масштаба захвата будущего изображения. Самое главное при кадрировании — это акцентировать внимание на нужных деталях.
Раньше фотографам было необходимо кадрировать снимки при съемке, так как сделать это во время печати изображений было очень непросто. Сейчас у фотографов есть дисплеи на камерах. Процесс кадрирования стал проще, а графические редакторы позволяют кадрировать снимок во время обработки.
Ворота в сад, провинция Цзянсу, Китай.
На самом деле, не стоит полагаться на обработку. Лучше сразу создавать правильные снимки. Это улучшит качество изображений, сэкономит много времени, которое могло было быть потрачено на обработку.
Мысли и реальность
Во время последующей обработки можно кадрировать снимок так, как изначально не планировалось. Фотограф может сфотографировать общий план, но во время кадрирования можно изменить акценты и подчеркнуть отдельный элемент снимка. Кадрирование уменьшает разрешение, поэтому об этом следует думать заранее.
Rolls Royce у отеля Peninsula, Коулун, Гонконг.
Продумывание кадра
Как пример можно рассмотреть следующий снимок. В кадре ярким пятном выделяется маковое поле, но автор решил включить в кадр дерево и здание. Все они дополняют друг друга и создают целостное изображение. Задумка автора в том, чтобы показать где именно находится поле.
Кадрирование по вертикали
Вертикальное кадрирование требует еще большего внимания к деталям. Важно показать зрителю взаимодействие переднего и заднего плана.
Замок Bouillon, Бельгия.
На снимке с замком мы видим несколько линий: мост, изгиб дороги и изгиб стены замка. Все эти линии формируют рисунок. Также стоит посмотреть на смысловое наполнение. Автор фото показывает нам местность вокруг красивого строения. Цветовая гамма теплая с преобладающим зеленым цветом. Это делает снимок естественным, природным.
Дворец Джайсалмер, Раджастан, Индия.
Делая снимок одного единственного объекта, стоит решить, как нужно снимать. Можно подойти поближе и заполнить объектом весь кадр, а можно отойти подальше и передать вид объекта в его естественном окружении.
Город Шаспьер, Бельгия.
Как выбирать главный объект
Перед выбором главного объекта стоит принять решение, какую информацию должен нести кадр.
Античный медный чайник из коллекции Яна Чжэнь Жуна, Дали, Китай.
Крупное кадрирование на объекте позволяет передать большое количество деталей самого объекта съемки. Чтобы сделать акцент на нужном объекте, его стоит расположить на особом месте в кадре.
72-летний житель провинции Юньнань, Китай.
Чтобы понять, как влияет кадрирование на снимок, можно сравнить два снимка одной и той же долины.
Первый кадр акцентирует внимание на тумане и на том, что это происходит в горах.
Следующий кадр включает в себя более обширную территорию, на которой видны дома. Акцент на тумане теперь не такой сильный. Мы можем лучше осознать, какая местность перед нами. Для многих кадров очень важен фон. Он может отразить настроение снимка, передать масштаб главного объекта и подчеркнуть его особенности.
Грузовик во время дождя на шоссе недалеко от Торонто, Канада.
При продумывании фона стоит позаботиться о технических показателях снимка: диафрагма, фокусное расстояние, выдержка и т. д.). Эти параметры позволяют создать какую-то степень размытия, подчеркнуть движение или выделить объект из окружения.
Японская макака, Нагано, Япония.
Для многих снимков не позволительно размещение границ основного объекта у самого края снимка. Стоит оставлять немного свободного места для движения взгляда.
Тадж-Махал на восходе Солнца, Индия.
Оригинальность во всём
Размещение главного объекта в середине кадра часто бывает выигрышным, но очень предсказуемым и скучным. Такой кадр будет лишен оригинальности.
Смещение объекта в сторону позволяет не упускать его из виду и показывать задний план в полной мере.
На данном кадре цвет лодок контрастен по сравнению с водой. Они занимают большую часть кадра, но также оставляют место для того, чтобы оценить происходящее вокруг.
Особое внимание к деталям
Размеры главных объектов важны для привлекательности кадра.
Снимок демонстрирует как необычно расположены хижины посреди бескрайнего моря. Именно сочетание размеров объектов создаёт особое настроение и смысл.
Фигура человека расположена правее в кадре. Вода занимает большую часть снимка. Это подчеркивает масштаб моря.
Деление кадра
Горизонт и диагональные линии делят кадр на составные части.
Горизонт не обязательно должен четко просматриваться. Он может быть условным.
Передний и задний план на фото выполнены в одной стилистике. Линия стены слева ведет взгляд зрителя к зданию вдалеке, которое на фото расположено справа. Способов деления кадра существует очень много. Самое главное — это сохранность взаимосвязи между объектами.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения не всегда применимо. Не стоит строго придерживаться и других правил построения кадра.
В большинстве случаев фотографы делают кадрирование интуитивно.
«Кадр в кадре» или естественные рамки
Естественные рамки позволяют зрителю очутиться в том месте, где был фотограф. Если в подобную фотографию заключить немного оригинальности, то кадр будет удачным. Это гарантировано.
Кадрирование не самый важный фактор. Без хорошего освещения, резкости и цветопередачи снимок не будет хорошим.
Кадрирование
Кадрирование — выбор направления съёмки, ракурса, угла зрения для оптимального размещения объектов съёмки в кадре. Рассмотри правила кадрирования, которых придерживается известный британский фотограф Майкл Фриман.
Анри Картье-Брессон уверен, что кадрировать следует исключительно во время съёмки. Готовый же кадр изменениям не подлежит. Сейчас же, в условиях, когда фотоаппараты оснащены дисплеями и создано множество средств постобработки, это утверждение потеряло актуальность.
Кадрировать уже готовую фотографию стало проще, хотя есть профессионалы, до сих пор согласные с мнением классика.
Проследим, как на вопрос кадрирования отвечает известный фотограф Майкл Фриман.
Как утверждает Фриман, цифровая фотография предполагает множество вариантов обработки и реализации фантазии мастера. Уже готовому изображению можно придавать абсолютно новый, до этого незапланированный вид. Например, из общего пейзажа выделить отдельную деталь.
Всегда при кадрировании помните о сжатии, берите изображение высокого разрешения. Будьте осторожнее, ведь при увлечении кадрированием можно вообще перестать думать о построении композиции кадра во время съёмки. “Важно не думать о кадрировании как о панацее от недостатков композиции или о поводе быть небрежным при съёмке”. Например, на представленном ниже фото центральный объект — автомобиль. При этом расположение линии подъезда и вывески придаёт кадру глубину.
При съёмке всегда важно держать в голове то, что вы хотите показать в кадре. Проиллюстрируем это на примере фотографии макового поля (поместье Bouches-du- Rhone, Франция). Несмотря на то, что большую часть кадра, центральную позицию здесь занимает яркое раскидистое дерево, все-таки главный объект — маки. Майкл посчитал нужным включить в изображение дерево и дом, проглядывающий сквозь ветви, а не просто одно поле, что было бы скучно.
Как итог — картина цветущих маков вблизи от жилья.
Как утверждает Майкл Фриман, вертикальное кадрирование нуждается ещё в большей внимательности. Чтобы зритель видел связи между элементами композиции, фотограф должен уметь их выделять.
Это удачный пример правильного кадрирования. Здесь выделен главный объект — замок, но в тоже время представлена местность в целом: два доминирующих цвета — жёлтый и зелёный, дорога в центре кадра, мост, жилые дома, отражение в воде — создают целостное впечатление от увиденного, придают выразительности пейзажу, показывают его с нескольких ракурсов.
По мнению Фримана нужно даже при съёмке единственного объекта в кадре всегда выбирать оптимальный вариант: “Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает”.
Определяя главный объект в кадре, фотограф должен в первую очередь знать какую идею он доносит до зрителя, что хочет сказать, какие чувства и эмоции передать.
Чем объект съёмки крупнее, тем больше деталей можно показать. Оригинальный, интересный объект занимает главенствующее место в кадре. Это относится к редким животным, растениям, сувенирам и в первую очередь к портретам. Особенно — представителей разных национальностей.
Задавайте себе вопрос: что я хочу показать зрителю? Обратите внимание на две похожие фотографии долины Дималу (Китай)
Наглядно видно как наличие домов в кадре меняет восприятие.
Ещё один фактор — окружение центрального объекта съёмки. Фон всегда важен. Он определяет масштаб главного объекта, привносит в фотографию дополнительные сведения о его деятельности.
Немаловажно учитывать и то, какое впечатление фотография должна произвести на зрителя. Например, при расположении объекта съёмки во весь кадр впечатление от него будет больше.
На первый план выходят технические нюансы — размер, фокусное расстояние объектива. Крупные объекты во весь кадр производят большое воздействие на зрителя.
Важное значение играет и соотношение формы объекта и формата кадра. Не делайте ограничений для взгляда зрителя. Небольшое пространство вокруг объекта съёмки для свободного движения взгляда должно быть всегда.
Самое простое при фотографировании — разместить объект съёмки посередине, но тем самым вы делаете кадр предсказуемым и лишаете его оригинальности. Хотя этот вариант в большинстве случаев наиболее предпочтительный.
Одна из главных дилемм фотографа — сделать оригинальный снимок, но при этом разумно обосновать выбранную композицию. Например, на фото ниже объект съёмки смещён, чтобы второй план с горным пейзажем полностью уместился в кадре.
“Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой”, — слова Фримана. Кадрирование и композиция идут рука об руку, выражая мысли фотографа. На ниже приведённом фото внимание зрителя акцентируется на лодках за счёт большого количества воды в кадре.
Место размещения объекта зависит и от размеров. Например, как на снимке ниже. Здесь важно было показать необычное расположение хижин, стоящих посреди моря Сулу в районе Филиппин. Фокусное расстояние и место расположения объекта выбрано так, чтобы размеры домов были очевидны.
На фото ниже благодаря смещению фигуры ребёнка левее центра, кадр вмещает дополнительное пространство, а блики на воде создают дополнительную выразительность.
Деление кадра часто определяет линия горизонта.
Она может быть и размытой, что акцентирует внимание на объекте переднего плана.
Расположение объектов съёмки слева направо от крупного к мелкому логично для движения взгляда.
Способ деления кадра ограничен лишь фантазией. Единственное о чём надо помнить — взаимосвязь объектов не должна теряться. Иначе при неудачном делении планов выразительность кадра исчезает. “Любой вариант деления кадра представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории”, — делает вывод Майкл Фриман.
Беспроигрышный вариант — деление по геометрическому принципу.
По мнению Фримана, фотографам не целесообразно придерживаться правила “золотого сечения”: при делении целого на две неравные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот. Это актуально для художественного искусства.
У фотографов в приоритете интуитивный способ кадрирования. Фриман утверждает: “Самый действенный подход к делению кадра на части — натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях”.
Также он подчёркивает: “Пропорции вызывают определённые реакции у зрителя, независимо от того, соблюдены они или нет”.
“Кадр в кадре” своего рода клише, но если подойти к фотографированию с фантазией, то кадр получится удачный. Этот приём усиливает многомерность. Зритель получает подробную картину, наблюдая один план через другой.
“У фотографии — реалистичные корни”, — говорит Фриман, поэтому двумерность пространства в кадре важна. Рамки в кадре как окна, через который заглядывает зритель. Вольные трактовки сцены при этом сводятся к минимуму, поэтому этот принцип популярен в журналистике и документалистике.
Кадрирование — только одна составляющая удачной фотографии. На результаты влияют и композиция, и освещение, и авторский стиль.
Технологии манипуляции сознанием
Кадрирование в кино
Кадрирование — это выбор того, что попадет в кадр в процессе съемки. Также существует понятие «кропинг» (обрезка), когда на готовом кадре убирают по сторонам лишнее. Примером может служить знаменитое фото Че Гевары, подвергшееся кадрированию и повороту на несколько градусов.
Понимание, как устроено кадрирование, даст вам понимание, что в кино не бывает ничего случайного, и все работает по технологии, и этих технологий гораздо больше, чем вы думаете. Даже расстояние до объекта съемки выбирается не случайно, потому что так совпало само, а все расставляется в соответствии с заранее заготовленным сценарием, созданным по определенным критериям.
Посмотрите на обе картинки, и почувствуйте разницу. Казалось бы можно с помощью зума взять чуть более крупный или дальний план, и ничего не меняется, но восприятие становится совсем иное.
Желательно внимательно изучить два примера, чтобы почувствовать разницу, многое в осознании скрытых воздействий фильмов строится на чувствительности. Вы чувствуете, что на второй картинке портреты хуже? Если вы сможете четко сказать, почему так, значит, вы не только чувствуете «что-то не то», но еще и осознаете, что именно.
Уроки по кадрированию изображения в фильмах и фотографии гласят, что обрезать снимок (или изначально снимать) стоит на следующих уровнях: ниже колена, до середины бедра, на талии, по предплечью или через верхнюю часть головы. При съемках избегают делать обрезку по суставам (пальцы рук и ног, локти, колени и запястья).
Профессионалы говорят, что вид только части колена, где заканчивается платье, выглядит неопрятно.
Размещение глаз в верхней трети кадра визуально лучше, чем обрезка по подбородку. Из таких мелочей и составляются профессионально снятые фильмы, как в плане операторской работы, так и во множестве других аспектов манипуляции зрителем.
Надеюсь вы чувствуете (именно чувствуете, а не сверяетесь с правилами), какая фотография лучше. Эта чувствительность вам пригодится не только в анализе СМИ, но и в жизни, так как именно от чувствительности, как таковой, зависит правильное определение ситуации.
Для закрепления еще примеры, часто чтобы осознать необходимо услышать одну и ту же мысль разными словами, так и тут — чем больше примеров, тем лучше.
Думаю, вы без труда определите, на какой картинке примеры неправильного кадрирования, а на какой правильного. Читаем правила, которыми руководствуются профессиональные операторы в кино и фотографы:
Нельзя оставлять голову с шеей без плеч. Нельзя «разрезать» человека ровно по пояс, а также обрезать кисти и ступни. Если обрезать фотографию по суставам человека (по колени, локти и т.д.), то модель будет выглядеть калекой с ампутированными конечностями.
При съемках портрета не обрезают лоб по линии роста волос, иначе человек кажется лысым и с огромным лбом. Это же понимает каждый из нас, когда надевает шапку, закрывающую все волосы — желательно, чтобы из под нее была видна челка, иначе голова может показаться лысой.
Кадр из фильма Александра Курицина «Московская Жара«, кроме скрытой рекламы водки на фоне, мы видим еще и выполнение всех норм кадрирования.
Кадр из другого фильма Курицина «Форсаж да Винчи«, специально подобрано так, чтобы было видно ногу в правом нижнем углу, не только позицию камеры выбирают, но и заранее обговаривают позу актера. Скрытая реклама все той же марки водки прилагается.
Фильм «Черная Роза» все с тем же несравненным А. Курициным, кадрирование выше локтя.
Кадрирование это выбор того, что попадет в кадр, а что нет, с помощью этого можно манипулировать представлением о том, что в кадр не попало.
Когда снимают фильмы, то думают не только том, что в кадре, но и о том, какое сформируется представление зрителя о том, что вне кадра.
Не зря Голливуд называют фабрикой грез. С помощью множества приемов манипуляции можно не только управлять впечатлением зрителя, но и создать ему мечту, отчасти так происходит, когда манипулируют зрителем в целях скрытой рекламы и даже политической пропаганды. Политика некоторых государств построена на привлечении высококвалифицированной рабочей силы, путем создания образа своей страны через фильмы, когда показывают хорошее, а плохое замалчивают. Есть большие возможности манипуляции зрителем только через кадрирование, но существуют и другие способы, о которых я постепенно расскажу.
Насколько сильно кадрирование и позиция камеры влияет на восприятие? Посудите сами, вспомните, какое впечатление у вас создавала передача «Поле чудес», и посмотрите, как она выглядит «со стороны».
Кадрирование: советы Майкла Фримана.
Часть 1
Кадрированием называют оптимальный выбор точки, ракурса и направления съёмки, при котором внимание акцентируется на самой важной части кадра. Сегодня мы рассмотрим правила кадрирования, которых придерживается известный британский фотограф Майкл Фриман.
Легендарный фотограф Анри Картье-Брессон был уверен, что кадрировать допускается строго только в процессе съёмки, и уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Сегодня, когда многие фотокамеры оснащены ЖК-дисплеями, и практически каждый фотограф владеет программами по обработке изображений, кадрировать изображения стало гораздо проще — не во время съёмки, а преимущественно при постобработке.
Многие известные профессионалы солидарны с точкой зрения классика. Путешественник, фотограф, автор большого числа учебных пособий по фотографии Майкл Фриман делится со всеми фотолюбителями следующими советами по кадрированию.
Кадрирование в воображении и на мониторе
По мнению Фримана, кадрирование цифровой фотографии, предлагает огромный простор для фантазии автора, поскольку позволяет уже созданному изображению придать совершенно новый, незапланированный вид. При съёмке вы могли планировать сделать общий пейзаж, а при просмотре кадров — выделить, например, одиноко стоящий дом с деревом.
При кадрировании картинки важно помнить о сжатии: поэтому лучше, если брать за основу снимок высокого разрешения. Увлечение кадрированием готовых изображений может привести к тому, что при съёмке фотограф перестанет думать о расположении объектов съёмки.
«Важно не думать о кадрировании как о панацее от недостатков композиции или о поводе быть небрежным при съёмке»
На этой фотографии мы видим, что лидирующим объектом является автомобиль. При этом размещение линии подъезда с вывеской отеля очень позволяет удачно выстроить кадр, придав ему объём и глубину.
Продумывайте, что вы хотите показать в кадре
Возьмём для примера эту фотографию макового поля (поместье Bouches-du-Rhone, Франция). Главный объект кадра здесь — не раскидистое дерево с ярко-зелёной листвой, а именно маки. При этом Майкл посчитал нужны включить в изображение дерево и проглядывающий за ним дом, а не просто поместить в кадр только маковое поле.
В итоге — перед зрителем предстаёт картина цветущих маков в непосредственной близости от жилья.
Вертикальное кадрирование
Кадрирование по вертикали, по мнению Майкла Фримана, нуждается ещё в большей внимательности. Чтобы зритель мог наблюдать, как «взаимодействуют» и соотносятся между собой различные элементы композиции, фотограф должен уметь их выделять.
На этом примере мы видим удачное кадрирование как в плане выделения главного объекта — замка, так и в плане представляения местности в целом: два лидирующих цвета — жёлтый и зелёный, дорога в центре кадра, мост, отражение замка в воде, и жилые дома на заднем плане, — всё это создаёт целостное впечатление от увиденного и позволяет автору усилить выразительность пейзажа и показать его одновременно в нескольких ракурсов.
Как говорит Фриман, даже при съёмке единственного объекта приходится выбирать из двух вариантов: «Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает».
Факторы выбора главного объекта в кадре
При определении главного объекта съёмки фотограф должен продумать, прежде всего, информационное содержание фотографии.
Чем крупнее объект съёмки, тем больше его деталей можно показать. Интересный, необычный объект должен занимать главное место в кадре. Это касается кадров редких животных, растений, сувениров, и, конечно же, портретов. Особенно — представителей разных национальностей.
Мысленно спрашивайте себя: что именно вы намерены показать зрителю? Можете сравнить две похожих фотографии долины Дималу (Китай):
Очевидно, что здесь автор хотел обратить внимание на горы и туман.
А в этом кадре присутствуют дома. Что значительно меняет зрительское восприятие.
Другой фактор — отношения между объектом и его окружением. При внестудийной съёмке фон очень важен. Именно обстановка указывает на масштаб главного объекта, сообщает дополнительные сведение о его деятельности.
Субъективные отношения между зрителем и объектом, которые намерен подчеркнуть фотограф, также имеют большое значение. Если перед фотографом стоит задача произвести особенное впечатление, то следует расположить объект на всей площади снимка.
Здесь на первый план по важности выходят технические нюансы — окончательный размер фотографии, фокусное расстояние объектива. Крупный объект во весь кадр, как правило, всегда оказывает сильное воздействие на зрителя.
Важную роль играет соотношение формы объекта и формата кадра. Форма объекта может не совпадать с форматом фотографии. Рискованно размещать края объекта у самых границ фотографии. Небольшая свободная траектория вокруг объекта для свободного движения взглда должна быть всегда. Взгляд зрителя не должен чувствовать ограничения.
О других правилах кадрирования мы поговорим в следующей части статьи.
Кадрирование при съёмке портретов — памятка
Одно из важных отличий фотографа от художника в том, что художник включает в картину то, что хочет там видеть, а фотограф стремится исключить из кадра всё, что он там увидеть не хочет. Поэтому кадрирование редко бывает лишним. Тем более при съёмке портретов. Мы очень, даже те, кто не художники, очень чувствительны к изображению человека (да и вообще животных). Практически в любом кадре где есть человек, он будет рассмотрен в первую очередь. Во вторую очередь люди обратят внимание на зверушек, а уж потом на всё остальное. В человеке мы в первую очередь смотрим на глаза, на эмоциональную мимику, выражение лица. Потом взгляд какое-то время блуждает в треугольнике, образованном лицом и запястьями. Потом мы замечаем обшую позу. Если снято несколько человек, то мы ещё и посмотрим на выражения отношений между ними.
В зависимости от того, как мы скадрируем портрет, мы сделаем акцент на разных аспектах личности.
1. Начнём с фрагмента — «только лицо». Глаза — зеркало души. Давая крупным планом лицо, мы сосредотачиваемся на внутреннем мире человека, проваливаемся в него и затягиваем туда зрителя. Для этого надо прочуствовать того, кого снимаешь и помочь ему раскрыться, а потом поймать момент истины. Это почти интимный кадр — ведь в нём даже не видно, одет человек или нет. Съёмка таким крупным планом — самая ответственная. Намного легче снять общий план в полный рост, где мелкие огрехи не видны. А на лице будет видно всё — и дефекты кожи, и лёгкая ассиметрия, и усталость во взгляде — даже ваше отражение в глазах может быть видно! Так что лицо снимаем тщательно-тщательно. Фокус также очень важен. Когда лицо во весь кадр, малейший уход фокуса будет очень заметен. Так что фокусируемся по зрачкам и делаем запас по глубине резкости, чтобы если лицо близко к анфасу, оба глаза были резкими, и был резким нос. Уши — ладно, на ваш вкус. Следим за композицией. Например, совершенно замечательный кадр может быть испорчен прядью, режущей глаз посередине. Примеряем все резкие пересекающие линии на себе, представляя, что это царапает нож. Больно? Не надо здесь резать.
0. На самом деле есть ещё более крупный план-фрагмент — отдельно глаза или губы. Такие кадры могут быть очень художественными, но они как правило безликие, не рассказывающие об этом человеке, а скорее выражающие какую-то общую концепцию. Например, губы могут выражать чувственность.
2. Классические «голова и плечи». Всё ещё внутренний мир, но уже с примесью социальности. Здесь сразу видно, есть ли на человеке одежда. Плечи хорошо выражают отношение человека, поэтому кадрируем так, чтобы сохранить их выразительность. Как правило, линия обреза идёт ниже ключицы. Сверху же кадрирование идёт выше головы — обрезка макушки уже ничем не оправдана. Да, есть хорошие кадры с такой обрезкой: например, женщина, кормящая грудью младенца. Но во-первых всегда бывают исключения, а во-вторых главный в таком кадре — младенец, на него и акцент. Снимаем с уровня глаз. Точнее начинаем съёмку с этого уровня, а дальше смотрим, какая высота камеры лучше для модели в этом случае. Это же касается и всех подобных рекомендаций в последующих пунктах.
3. «Голова и грудь». Мы уже отошли на безопасную дистанцию от внутреннего мира и в душу не лезем. Глаза для нас по-прежнему важны (они всегда важны), но основная игра у нас — положение головы и рук. Суставы бережём, не режем. Если в кадре появляются кисти рук, удваиваем внимание. Съёмка рук — кистей и пальцев — очень непростая вещь. Не у каждого человека фотогеничные руки. Кроме того, кажущиеся естественными положения кистей на кадре могут выглядеть несколько странно. Например, ладонь, повёрнутая тыльной стороной может казаться очень огромной. Или при каком-то положении руки может возникнуть иллюзия, что у человека не пять, а всего четыре или три пальца. Смотрите на руки! И смотрите на треугольник, образованный кистями и глазами.
4. «Поясной портрет». Человек в этом ракурсе виден в обычных ситуациях. Например, по телевизору. Он уже общается не только с нами, но и со всеми, кто есть рядом. На первый план выходят жесты. Правила всё те же — избегать обрезания по суставам. Отдельно скажу про тазобедренный сустав. Вообще то по нему обрезать тоже не рекомендуется. Но эта часть тела часто может быть прикрыта одеждой или замаскирована позой. Смотрите по обстоятельствам.
5. «3/4» выше колен. Тоже один из классических вариантов. Ноги добавляют активности, динамики, готовности к действию. Это ещё больше проявится в следующих двух вариантах. Сейчас же пока только намёк. Точка съёмки — как правило с уровня подбородка модели. Колени не трогаем — боже упаси обрезать по ним! Если руки-ноги вытянуты в нашу сторону или от нас, их пропорции исказятся. Хорошие кадры в этом случае очень редки (даже на плакате «ты записался в добровольцы?» использован «телевик» и рука согнута, чтобы палец не слишком далеко ушёл от груди). Опять же смотрим на жесты.
6. Тоже «3/4», но ниже колен. Ещё больше динамики и действия, ещё больше возможности для широких жестов руками. Человек общается с нами уже не глазами, тет-а-тет, а всем телом, фигурой. Поэтому здесь и в варианте «в полный рост» следим за общей игрой линий и контуров. Модель не должна стоять столбом или вытягивать руку, изображая подъёмный кран. Посоветуйте модели представить, что она стоит в дверном проёме раза в два шире модели. И она должна жестами, позой как можно более плотно заполнить этот проём. Цель в том, чтобы прямоугольник кадра был заполнен более-менее равномерно.
Начиная с этого момента многим фотографам не хватает размера студии и они впадают в тяжкий грех — переключаются на широкоугольники. Не делайте этого! В большинстве случаев пропорции тела будут неприятно искажены, какую бы точку съёмки вы не выбрали. Ищите варианты, снимайте на улице — но используйте телевик от 50 мм в 35мм эквиваленте. Начальная точка съёмки — с уровня груди. Впрочем, чем телевиковей будет объектив, тем меньше это будет иметь значение.
7. «Портрет в полный рост» — тоже классика. Их три, «классики» — «голова с плечами», «3/4» и «в полный рост». Здесь мы показываем человека целиком — что-то общее про него, как он живёт в этом суетном мире, как общается с ним. Далеко не все люди хорошо снимаются в этом ракурсе. Наверное потому что не все умеют правильно жить… Здесь важен общий силуэт и настрой позы. Неправильно повёрнутая нога может выглядеть очень комично, особенно стопа. Стопы — очень выразительные части тела. Женщины удлиняют икры засчёт туфель с каблучками — но красиво это будет выглядеть, только если снимать телевиком. Поэтому в большинстве домашних студий редко получаются качественные портреты в полный рост — не хватает места.
Снимая на цифру помните о том, что на большом листе кадры выглядят совсем не так, как в видоискателе или на экранчике камеры. Во-первых размеры очень меняют восприятие. Во-вторых, сильно влияет на восприятие рамка. Которая обчыно не чёрная, как корпус камеры. Сделайте себе из оклеенной белой бумагой картонки рамочку с прямоугольной прорезью. И проверяйте кадр, смотря через эту рамку. Чтобы легко менять размеры, разделите картонку на две «Г»-образные части и двигайте их друг относительно друга.
Единственно правильного варианта кадрирования не бывает. Два художника могут скадрировать один и тот же кадр по разному, и у обоих будет хорошо, только у каждого — свои акценты.
Для съёмки портретов на обложку есть дополнительные правила, о которых я уже писал.
Хочу упомянуть такое соотношение сторон, как 1:1. Это очень выразительный инструмент, добавляющий стабильности, уверенности почти любому кадру. Очень хороший вариант для съёмки ретро, особенно крупных планов. Экспериментируйте. Вообще соотношение 2:3 — не догма. Просто так повелось со времён Leica. Ни одно соотношение — не догма. Кадр может быть сильно вытянутым, может быть вообще круглым или змеиться, как буква «S». Начинайте с классики, потом пробуйте новое.
Если в кадре есть движение, дайте ему места. Взгляд — тоже движение. И он не должен упираться в край кадра. Мысленно продолжите это движение, жест в тех рамках, которые вы задали — не жмёт ли?
С другой стороны движение можно «подпереть» границей кадра. Он станет неуравновешенным и цепляющим.
В рекламе в последнее время в моде жестокая обрезка по пальцам/суставам/глазам. Не знаю, не знаю. Мне кажется, это не самовыражение, а по большей части непрофессионализм, возведённый в ранг культа. Даже у дорогих фотографов. Хотя, справедливости ради, среди этих фото есть хорошие кадры. Как исключения из правил. Такой обрез очень увеличивает дискомфорт при просмотре и иногда это именно то, что нужно. Ведь любая эмоция цепляет, а если не смог зацепить идеей, начинаешь искать утешения в технических средствах — драматизируешь цвета и контраст, режешь по живому, делаешь модели зверскую мимику, адски заваливаешь горизонт и используешь широкоугольник. Всё это — хорошие средства, когда применяешь их уместно. Но они — не замена message.
Всё перечисленное — только отправные точки. Можно снять отдельно ножки в туфельках или сцепленные пальцы рук. Можно снять человека со спины, или в сильно искажённой, свёрнутой позе. Можно всё, что угодно, лишь бы не «приколисьКакЯумею», а была передана идея. Идея должна быть во всём.
Не кадрируй при съемке или новый подход к кропу
Статья для начинающих
Есть такой инструмент в Фотошопе — «кадрирование» или crop, если по-английски читать его интерфейс. Если кто не знает, это вот такой квадрат, с висящими концами по диагонали — . Так вот, если вы снимаете так, как вас научили в фотошколе, вы вряд ли им пользуетесь — в фотошколах стандартно учат кадрировать еще в фотоаппарате, с помощью видоискателя. При этом, правда, все забывают, что 100% покрытие кадра есть только в профессионального уровня зеркалках и всех компактах с визированием по экрану — в любительских всегда есть запасные процентов 6, потому что это не настолько прецезионная техника… хотя сейчас мы считаем, что есть и другие предпосылки.
Кадрирование в теории фотографии
Почему наверху сказано про фотошколы, так это оттого, что они постоянно, буквально с первых уроков, учат начинающего человека кадрировать при съемке — а между тем, гораздо правильней было бы так не настаивать. Нет, мы, высококомпетентные гении из спецлаборатории «Простых фокусов», никогда не отрицали банальных фактов: кадрировать, действительно, лучше еще при съемке, тогда вы будете использовать максимум своей купленной за американские или европейские рубли техники. Проблема лишь в том, что редко кто из начинающих пользуется максимумом возможностей своих фотоаппаратов, ведь их еще только предстоит познать. О том, как правильно относиться к выбору фотоаппарата, мы уже писали — один из наиболее ярких примеров касается все того же raw — сначала надо научиться снимать, и только потом выжимать из этого максимум.
Любая теория обучения на чем-то основана, однако, любая теория теорией и останется, собственно, теории и учат в фотошколах. Если хотите учиться практике, хватаете в руки фотоаппарат и на улицу. Можно даже ничего при этом не читать — квинтэссенция самообучения в том и заключается, что искать надо информацию только по тем вопросам, которые тебе встречаются, по мере продвижения вперед. Этой информации море буквально по любому пункту, просто надо все это потом проводить через практику, иначе будет очень много конфликтных пересечений, которые разрешить только практикой и можно. Основа многих методик обучения — стремление к «правильной» технике фотографии… которой, если посмотреть глобально, не существует. Всех в школе учат хорошему и доброму, на деле же изрядное количество народу вырастают мерзавцами. В искусстве, правда, эти мерзавцы — наиболее заметные и выразительные художники, которые не просто картинки снимают, а шедевры создают. Именно поэтому не обязательно с самого начала учиться делать правильно.
Я лично самоучка, никогда не посещал фотошколы и считаю их необходимостью для многих, но для себя — безусловным злом. Теория с практикой расходятся в жизни слишком сильно, к сожалению. Попытайтесь проанализировать, как много учеников фотошкол становятся фотографами (в процентах, конечно), и вы меня поймете.
Кадрирование и практика
На деле, эффективным оказывается не обучение на чужих и «наиболее распространенных» ошибках, потому что оно слишком усредненное и обобщенное, а обучение на ошибках собственных — более индивидуальное и конкретизированное. Кадрирование после съемки лучше кадрирования при съемке своей конкретикой. Поначалу нельзя скадрировать неснятый кадр — все слишком абстрактно и непонятно, что использовать и как, не очень понимаешь. Зато вот с готовым набором уже все совсем по-другому, кадрируешь то, что есть, применяешь заученные правила и вникаешь в них на практике — все работает с конкретным материалом.
Когда начинаешь снимать, очень часто кадрируешь картинку и на треть, и на 50%, часто можно даже из вертикальной горизонтальную сделать… глупо, конечно, но такое совсем не страшно, если принимать во внимание разрешение современных фотоаппаратов: даже для печати 10×15 достаточно 2 Мп, А4 — в четыре раза больше (и это если печатать максимум разрешения), а вот для интернетов и просмотра «за глаза» достаточно разрешения меньше 1 Мп. Я лично в свое время старался уходить от такой плохой практики, стараясь все снимать, как есть… вроде бы ушел.
Естественно, при этом процесс кадрирования должен быть обоснован визуальной практикой, вкусом и подкреплен теорией — вооружитесь хотя бы эстетикой и композицией, балансом в кадре и пр. Кадрировать иногда можно довольно долго, мучаясь сомнениями, но каждый раз для себя выводя преимущества того или иного решения. Выглядит это, особенно поначалу, довольно глупо: взял кадр, отрезал тут, там, причем сам не понимаешь, зачем. Начать можно с банального «потому что так нравится больше»… постепенно переходя к более осмысленному или прочувствованному выбору.
Преимущества такого варианта очевидны:
Дело в том, что не стоит относиться к своим фотографиям, как к шедеврам, особенно, в самом начале. Это рабочий материал, пластилин (даже не глина), из которого в будущем еще много чего слепится. Если его мять и гнуть под свои нужды, вы постепенно научитесь подходить к своим кадрам более гибко, а потом и более жестко. Вместо того, чтобы искать хорошее в плохом, начнете лучше снимать, в конце концов, постепенно перейдете к стандартному правилу, что кадрировать надо еще при съемке. Опять же, любой инструмент, который фотограф освоил, становится своим и так им и остается — подчас попросту не понимаешь, почему скадрировал именно так, как получилось.
Кстати, само правило это пошло еще из пленочных времен — тогда цена такого подхода была куда выше, ведь, научившись кадрировать при съемке, человек сталкивался уже с реальной экономией фотопленки.
Кстати, следующий после свободного кадрирования вариант — это случай с 4 кадрами, не ужимающий вас в пределах одного кадра, а дающий возможность шире (в буквальном смысле) взглянуть на кадр… однако, это уже совсем другая история.
5 thoughts on “ Не кадрируй при съемке или новый подход к кропу ”
Я однажды слышал такое мнение, что штатив дисциплинирует сразу кадрировать так как нужно при съемке. Это было причиной моего приобретения штатива. Действительно помогло. Теперь неудобно как-то без него. А в начале увлечения фотографии строил кадр неряшливо, потому что знал, что есть ведь фотошоп.
У меня есть одно мыльное стекло – 28-300. Больше у меня мыльных стекол нет. Могу привести кучу резких вот с 24 Мп камер А65 и А77. А уж какой бритвенный даунсайз 2х2 с них получается!!
Тоже верно. Поэтому 24 Мп решают!!
Ничего они не решают, особенно, если стекло мыльное.
Я решил для себя вопрос с кадрированием отказом в съемке с рук. Теперь при первой возможности снимаю со штатива.
Если же все же с рук снимаю, тщательно выбираю условный горизонт, по возможности выклоняю камеру так чтобы убрать завалы и потом снимаю практически не двигая руками.
Побочным моментом такой съемочной манеры является возможность снимать не глядя в видоискатель вообще.