Элементы композиции фотографии
Элементы композиции фотографии
Понимание композиции, это то, чему должен уделять время каждый фотограф. Без необходимости вкладываться в покупку дорогостоящего оборудования, элементы правильной композиции позволят существенно повысить уровень ваших снимков. Работа над «взглядом фотографа» у кого то происходит естественно, но для других требуется время и усилия, чтобы отточить свои визуальные навыки и умения, применительно к фотографии. Сегодня мы рассмотрим несколько простых, но важных советов, которые помогут вам при оценке композиции собственных работ.
Старайтесь держать эти советы в голове и применять их на практике в следующий раз, когда возьметесь за камеру. Возможно, это поможет вам понять разницу между просто хорошим снимком и великолепным.
Шаг 1. Не пытайтесь достичь совершенства
Важно понимать, что нет такого понятия как «идеальная» композиция. Как и в любом искусстве, вы никогда не достигните той точки, на которой вы сможете остановиться и сделать «совершенный» снимок, но вполне можно приблизиться к этой точке и сделать снимок с отличной композицией. Фотографическая композиция состоит из многих элементов, основные из которых мы рассмотрим подробнее чуть ниже. Снимок не обязательно должен содержать все эти элементы. Он может использовать один или несколько, в различных комбинациях.
Шаг 2. Простота
Одно из самых основных правил, это как элементы в кадре взаимодействуют друг с другом и их количество. Что следует включить в кадр, а что оставить за ним. Обычно хочется запихать в кадр как можно больше всего интересного и сразу. Но думая о композиции следует быть более внимательным и думать, что важно, а что нет. Очень много наиболее выразительных снимков имеют простую, но эффектную композицию. Количество важных элементов в снимке ограничено, что позволяет взгляду зрителя сосредоточится на главном, а не выискивать в хаосе объектов – что же именно хотел показать фотограф.
Шаг 3. Правило третей
Правило третей – самое простое и самое основное правило хорошей композиции, доступное новичками и используемое профессионалами. Его еще называют «золотым сечением», что не совсем верно. Суть метода – мысленно провести в кадре две линии по вертикали и две по горизонтали, разделяя кадр на три равных секции по обоим осям (всего девять секций). Затем мы формируем кадр так, чтобы значимые элементы снимка находились на линиях или в местах их пересечений. Не обязательно точно, но максимально приближенно. Это правило – очень простое, но невероятно эффективное. Например для пейзажа – расположите линию горизонта по нижней линии, при этом так, чтобы гора была в районе правой вертикальной линии, а вершина горы приходилась на точку где она пересечется с верхней линией. В портрете – скомпонуйте кадр так, чтобы глаза приходились на пересечения верхней линии с вертикальными. Вариантов масса и соблюдение этого правила не требует больших усилий.
Шаг 4. Пейзажная композиция
Эффективно используйте композицию при съемке пейзажей. Впечатление от пейзажа во многом зависит именно от композиции и структуры. Во первых, спросите себя – что именно вы хотите снять. Вода, горы в отдалении, горизонт, восход или камни на переднем плане? На чем именно вы хотите сделать акцент ? Используйте правило третей, и старайтесь использовать многоплановость. Наличие интересного ближнего плана придает пейзажу глубину и масштаб и подводит взгляд к тому, более приоритетным элементам снимка.
Шаг 5. Линии
Линии – один из наиболее эффективных способов создания снимка вызывающего какие то эмоции. Горизонтальные и вертикальные линии придают снимку некую строгость и четкую структуру. Кривые линии дают толе расслабляющий эффект. Подумайте, где каждая линия снимка начинается и заканчивается. Линии можно использовать для подчеркивания главного объекта в кадре. Чтобы взгляд, скользя по ним, приходил именно к нему. Например, из одного угла снимка в другой. Дороги, реки, рельсы, провода, ограждения – множество вещей и предметов могут стать линиями, если вы сумеете их разглядеть и использовать.
При работе с вертикальными и горизонтальными линиями, следите за тем, чтобы их вертикальность и горизонтальность была соблюдена сразу. «Заваленный» горизонт или «падающий» дом может безнадежно испортить кадр. Конечно все можно исправить пост обработкой, но лучше следить за этим сразу, так как при пост обработке возможно вам придется пожертвовать чем то важным, что было на краю кадра и при повороте, окажется за краем.
Шаг 6. Формы
Когда вы поймете роль линий и как они работают в композиции, вы начнете замечать и использовать формы. Попробуйте немного абстрагироваться от предмета съемки и оценить формы элементов в кадре. Важно понять как они соотносятся друг с другом. Треугольные и квадратные формы проще найти и передать, чем мягкие округлые. Речь не идет о конкретных предметах – форма может быть выражена овальным озерцом или островком деревьев в поле, комбинацией нескольких предметов, в целом образующих треугольник и т.п. Использование форм и подчеркивание их в снимках, позволят усилить эффект от вашего кадра.
Шаг 7. Контраст.
Когда вы уже поняли что является объектом, посмотрите на его контекст и окружение. Как его цвет, форма, текстура, освещенность соотносится с окружением. Если есть какая то четкая корреляция – можно поработать с ней и таким образом создать композицию, в привязке объекта к его окружению. Если они сильно различаются – подчеркните это различие, чтобы усилить визуальный эффект и подчеркнуть главный объект. Примеров может быть множество – яркий осенний лист на серых камнях, маленькая ручка новорожденного в руке его матери, гладкий стеклянный шарик на шершавой поверхности…
Шаг 8 — Обрамление
Обрамление так же один из основных и очень сильных композиционных элементов. Естественное обрамление предмета съемки, расположенного по центру, это первое, что приходит на ум, но часто выглядит несколько странно и не связно с объектом. Попробуйте сместить объект в один или другой угол и посмотрите что получится. Обрамление может быть частичным, например крона и ствол дерева сбоку и сверху. Но не стоит всегда избегать центрирования объекта. Иногда это наоборот, дает более сильный эффект. Так что здесь очень большой простор для экспериментов и фантазии.
Шаг 9. Свободное пространство.
Важно правильно ценить пространство вокруг объекта. При работе с мелкими одиночными объектами возникает желание снять его максимально «крупно». Чтобы максимально заполнить кадр нашим объектом. Но фокус в том, что впечатление может быть более сильным если наоборот вы дадите объекту «дышать», оставив пространство вокруг него. Особенно, если это пространство контрастирует с самим объектом. Перед тем как нажать на спуск, попробуйте немного поиграть с размером и окружением объекта в кадре, возможно окончательное решение будет отличаться от первоначального.
Шаг 10. Угол
При работе с объектом, не забываете об угле, под которым вы его снимаете. Чаще всего вы снимаете «в лоб», но не факт что ваш объект будет выглядеть лучше всего именно под этим углом. Попробуйте разные углы и точки съемки, возможно вы найдете что то более интересное.
Шаг 11. Слои и перспектива
Слои и перспектива это то, что в первую очередь важно для пейзажа. Но не забывайте об этом и при других съемках. Элементы расположенные в отдалении, придадут глубину вашему снимку. Этот эффект можно использовать и для того, чтобы наоборот, подчеркнуть значение того, что расположено на переднем плане.
Шаг 12. Симметрия и повторы.
Эффективное использование симметрии и повторяющихся деталей позволит делать очень интересные и запоминающиеся снимки, особенно если вы работаете с архитектурой. Потратьте немного времени и попробуйте найти паттерны (повторы), линии, текстуры, формы – все что можно использовать. Попробуйте так же найти точку симметрии и сконцентрироваться на ней. Будьте аккуратны при формировании кадра, чтобы что то лишнее не испортила симметрию, тогда вы добьетесь от нее максимального эффекта.
Шаг 13. Кадрирование
В наш цифровой век пост обработки, не все потеряно, если вы пришли домой и открыв снимок обнаружили что в него «влезло» что то лишнее. Практически все программы работы для работы с фотографиями имеют инструменты кадрирования. Так что вы вполне можете воспользоваться ими, чтобы отрезать лишнее и оставить только то, что вам нужно. Кроме того, вы вполне можете позволить себе поиграть с соотношением сторон, например сделать снимок квадратным, для большего эффекта, или отрезать сверху и снизу, сделав эффект панорамы.
Шаг14. Практика, Практика, Практика.
Самый важный момент. Чтобы научиться, нужно больше практиковаться. Снимайте больше, снимайте чаще. Не стесняйтесь тратить сотни кадров на одно и то же, чтобы экспериментировать и пробовать разные композиционные приемы. Используйте их всегда, и когда вы снимаете что то для души, и когда просто снимаете в поездке или в компании друзей.
Главное помните. В композиции есть правила, но нет строгих законов, которые нельзя нарушать. Но чтобы понять, когда их стоит нарушить, нужно вначале научиться их соблюдать.
Основы композиции. 10 основных элементов композиции в фотографии.
Хорошая композиция это ключ к отличным, качественным фотографиям. Вместо того чтобы рассматривать композицию, как свод правил, которым нужно непременно пользоваться, взгляните на нее как на набор ингредиентов, которые можно взять из «кладовой» и приготовить замечательное «блюдо» – фотографию. Помните, что, как и шеф-повар не использует все имеющиеся под рукой ингредиенты для приготовления блюда, так и фотограф редко использует все части композиции при съемке.
Давайте рассмотрим некоторые элементы композиции, которые можно использовать при фотосъемке. Не зазубривайте их как неотъемлемое правило, просто держите в голове, когда собираетесь сделать снимок.
Узоры.
Вокруг нас множество различных узоров, главное научиться их видеть. Акцентируя и выдвигая на первый план такие макроузоры можно получить великолепные и интересные снимки.
Симметрия.
В зависимости от пейзажа, симметрия это то, что обязательно нужно использовать в снимке, либо полностью от нее отказаться. При наличии хорошей композиции и интересного объекта для снимка, можно сделать потрясающий снимок. Если же композиция и предмет съемки будут не особо интересны изначально, то и снимок получится неинтересным и предсказуемым.
Текстура.
Снимки обычно являются двухмерными, но если правильно использовать текстуру, снимок можно оживить и он предстанет почти в трех измерениях. С текстурой хорошо экспериментировать, когда свет падает на объект съемки под различными углами.
Глубина резкости.
Глубина резкости, которую вы выбираете для снимка, коренным образом влияет на композицию. Она может изолировать предмет от заднего или переднего фона (если вы используете маленькую глубину резкости) или же может акцентировать еще большее внимание на объекте съемке при использовании большей глубины резкости.
Линии.
Линии могут быть мощными элементами в снимке. Диагональные, горизонтальные, вертикальные, сходящиеся в одной точке линии абсолютно по-разному влияют на снимок.
Фрейминг (заключение объекта съемки в естественные рамки).
Фрейминг поможет акцентировать внимание именно на той части снимка, к которой вы хотите привлечь внимание.
Перспектива.
Еще один элемент композиции, делающий ваши снимки более интересными – это перспектива. Фотографируя предметы с разных углов, вы не только сделаете снимок более интересным, но и сделаете акцент на разных интересных особенностях, углах, текстурах, формах.
Пространство.
Существует не только понятие заполнения кадра, можно экспериментировать и с пространством, оставляя объекту съемки как можно больше места в кадре.
Баланс.
В зависимости от размещения предмета в кадре снимок может выглядеть сбалансированным или несбалансированным. Слишком много интересных предметов в одной части кадра сделают его «тяжелым», в то время как другая часть кадра останется пустой.
Цвет.
Цвета и то, как они выглядят на снимке, могут сделать фотографию интересной или испортить ее. Яркие цвета добавляют вибрации, энергию и интерес, но в то же время, если они неправильно расположены в кадре, они отвлекут внимание от главного объекта съемки. Цвета придают настроение снимку. Синие и зеленые оказывают успокаивающее влияние, красные и желтые вызывают вибрации и добавляют энергию снимку.
6 элементов композиции выразительных фотографий
Благодаря чему получаются эффектные фотографии? Часто мы видим в них обычные вещи, скомпонованные самым обычным образом, но их должна объединять общая идея или тема, а ненужные детали сводятся к минимуму. Эффектные фотографии просты, правдивы и искренни.
Сегодня мы рассмотрим основные элементы композиции: линию, форму, текстуру, цвет и прочее, благодаря которым самый обычный сюжет становится удивительной фотографией.
Удачные фотографии в основе своей содержат ритм, а основные элементы, которые создают ритм в композиции — это именно линия, форма, текстура, орнамент, цвет. Любая фотография, намеренно или нет, содержит один или несколько таких элементов.
Все составляющие композиции имеют огромное влияние на фотографию, особенно линия, текстура и цвет. Обычно мы распознаём и используем их бессознательно. Это зависит от индивидуальной чувствительности к визуальным компонентам, а также от жизненного опыта и воспоминаний каждого человека.
Линия
Из шести элементов дизайна линия является самым сильным, важным и мощным. Без линии не было бы силуэта. Без силуэта не было бы формы, а без формы — текстуры. Линия — мощный инструмент для управления взглядом зрителя и приведения его к смысловому центру фотографии. Она изменяет общее настроение и ощущение от фотографии.
Линии могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми. Линия бывает длинной, короткой, толстой или тонкой. Они уводят взгляд зрителя в сторону или в центр фотографии. Нельзя недооценивать эмоциональное влияние линии на фотографию: она может быть умиротворяющей, спокойной, жёсткой, активной, направляющей или угрожающей.
Тонкая линия воспринимается нами как нестабильная, уязвимая. Толстая линия ощущается как несгибаемая, доминирующая, грозная. Изогнутая линия даёт ощущение легкости, а зубчатая — резкости, хаотичности.
Вертикальная линия, как правило, передаёт в фотографии разные настроения, начиная от властности и силы и заканчивая увеличением, ростом. Вертикали — это линии прядей волос, столбов, деревьев, зданий и множества других объектов.
Горизонтальная линия придаёт фотографии чувство покоя, постоянства, стабильности. Если Вы хотите подчеркнуть спокойное чувство такой линии, расположите кадр горизонтально.
Несколько горизонтальных линий подряд создают ритм и движение, могут стать смысловым центром композиции сами по себе.
Горизонталь — это линия для горизонта, водных пространств, сторон улицы и прочего.
Диагональные линии направляют внимание зрителя к основным моментам наших работ. Диагональ придает движение, определяет фотографию как динамичную и интересную. Такая линия служит для обозначения путей, линий деревьев, интересных оград, рек и других компонентов.
Силуэт
Второй важный элемент формы — это силуэт, так как он является основным для идентификации предметов. Лучше всего силуэт определяется, когда предмет освещен спереди или сзади. Чтобы определить силуэт, предмет должен быть помещён в контрастные отношения со средой, выделяться из неё.
Силуэт можно запечатлеть, например, за несколько минут до захода солнца и через несколько минут после.
Форма
Форма — это в основном трехмерная фигура, которая отлично подчеркивается боковым освещением, поскольку оно дает мягкие тени, выявляет объём, усиливает понимание значения и смысла работ для зрителя.
Текстура
Ни один элемент дизайна не способен вызвать более глубокие чувства, чем текстура. Увидеть и запечатлеть текстуру можно только благодаря правильному освещению. Она подчёркивается боковым солнечным светом рано утром или ближе к вечеру, верхним светом в полдень, когда солнце высоко и солнечный свет падает вертикально.
Когда солнце высоко в небе, неровности стен и зданий, текстуры древесины, вообще любая текстура вертикальной поверхности хорошо выявляется благодаря появляющимся маленьким теневым участкам. Само по себе это явление может быть незначительным, но добавляет дополнительную глубину, интерес, реальность фотографиям.
Стоит отметить, что текстура в качестве фона создаёт захватывающую и наполненную чувством композицию. Добейтесь правильного использования текстур — и Ваши работы станут более живыми и объемными.
В окружающей нас среде ритмов можно заметить очень много. Без структурированных частей наша жизнь пришла бы в состояние полнейшего хаоса. Но мы проходим мимо большинства узоров, ритмов и орнаментов, не замечая их, и в этом виновата наша загруженная, рутинная повседневность.
Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.
Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Такой объект находится обычно в резко контрастных отношениях с остальными предметами кадра, например, по форме, цвету или текстуре. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.
Например, нарушающий ритм объект можно расположить в одной из частей кадра или на линии пересечения частей. Поиграйте также с глубиной резкости: пусть нужный объект будет резким, а остальные очертания размываются вне фокуса. Иногда ритм разрушается естественным образом без нашего участия.
Цвет характеризуется такими свойствами, как значение, тон и насыщенность. Цвет и способ его организации может поддержать и разрушить композицию кадра. Различными цветами можно посылать разные сообщения зрителю; цвет оказывает важное влияние на общий строй композиции. Яркие цвета придают ей энергичность, активность, интерес. Таковыми являются красные и жёлтые. Синие и зелёные, напротив, успокаивают.
Возможность получения креативных работ напрямую зависит от понимания цвета, его влияния на композицию, а также осведомлённость об окружающих нас цветах.
Мы видим цвет везде. Макрофотографии мельчайших насекомых содержат огромное количество цветов. Природа, города, люди и их одежда, дома, улицы, небо, пляжи — всё окружающее нас имеет свой цвет. Нельзя забывать об этом; тренируйте своё видение цвета.
Стоит упомянуть, что существуют два вида цвета: субтрактивные и дополнительные. Каждый вид имеет свой набор цветов, дополнительные и основные. Живопись, фотография и печать используют субтрактивные цвета.
Красные, синие и жёлтые цвета называются первичными субтрактивными, а вторичными субтрактивными — фиолетовые, оранжевые, зеленые. Смешивание синего и красного даёт фиолетовый цвет, смешивание жёлтого и красного — оранжевый, а смешивание жёлтого и синего — зелёный. Смешанные между собой равные части синего, красного и жёлтого дают чёрный цвет.
Пары цветов, которые стоят друг напротив друга в цветовом круге, называются дополнительными, комплементарными. Они дополняют и выгодно подчёркивают друг друга. Изучение цветового круга помогает пониманию, как цвета влияют друг на друга; зная круг, Вы лучше сможете применять правильные цвета и придавать фотографиям нужный смысл.
Жёлтый, красный и оранжевый считаются тёплыми цветами. Они ассоциируются с солнцем и огнём. Голубой, фиолетовый, зеленый — холодные цвета, и ассоциируются со снегом, водой, тенями.
Заключение
Элементы дизайна являются самыми основными визуальными компонентами любой композиции. Понимая их, зная их влияние друг на друга, значение, которое они придают работам, Вы продвинетесь в своём мастерстве фотографии, сможете создавать потрясающие работы, которые будут трогать сердца зрителей.
Сегодня мы познакомили Вас с основами построения собственного стиля работы. Вы должны знать, как совместить элементы дизайна, когда и как использовать их. Элементы дизайна окружают нас везде, нужно лишь тренировать свой взгляд и замечать их.
Так фотографии приобретают больше реального ощущения и смысла, движения и выразительности.
Основы композиции в фотографии
Наверно, это прозвучит банально, но в фотографии существует лишь одно правило и звучит оно так: «Правил в фотографии не существует!» Однако, есть некие основы композиции, которые могут применяться практически в любой ситуации для многократного усиления воздействия фотографии на зрителя. Эти рекомендации помогут вам делать более привлекательные снимки, вносить в них естественный баланс, привлекать внимание к самым важным элементам сцены и вести взгляд зрителя по нужной траектории.
После ознакомления с этими правилами вы увидите, насколько они универсальны! Их можно проследить практически везде — и именно они помогают понять, почему некоторые фотографии по-настоящему «работают» в то время как другие абсолютно не цепляют вашего внимания и не задерживаются в памяти.
Правило третей
Представьте себе, что ваш снимок разделен двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 равных частей. Правило третей гласит, что наиболее значимые элементы фотографии должны располагаться вдоль этих линий или в точках их пересечения. Такое расположение добавит баланса и привлекательности вашему снимку.
Уравновешивание элементов фотографии
Расположение основного элемента вне центра кадра, как советует правило третей, позволяет сделать снимок более интересным, но в то же время может создать пустое пространство, из-за которого может создаться ощущение вакуума на фотографии. Для того, чтобы этого избежать, необходимо уравновешивать снимок, включая в него объект с меньшей значимостью, который сможет заполнить пустое пространство.
Направляющие линии
Когда мы разглядываем фотографию, наши глаза автоматически скользят вдоль различных линий. Продумывая расположение линий в композиции, вы можете повлиять на то, как именно зритель будет рассматривать фотографию и притянуть его взгляд к главному объекту. Существует множество различных типов линий: прямые, диагональные, волнистые, зигзагообразные, круговые и т.д. — и каждый из них может быть использован для усиления воздействия снимка на зрителя.
Симметрия и повторяющиеся узоры
Нас ежедневно окружает множество симметричных и повторяющихся узоров — как естественных, так и созданных человеком. Они могут способствовать созданию притягивающего внимание снимка — особенно в ситуациях, когда зритель их не ожидает. Еще один отличный вариант их использования — внезапное нарушение симметрии для создания напряжения и привлечения внимания к определенному участку фотографии.
Точка съемки
Перед тем как фотографировать свой объект — задумайтесь, с какого ракурса вы будете его снимать. Точка съемки оказывает огромное воздействие на композицию фотографии и, как результат, может очень существенно повлиять на то послание, которое несет снимок. Вместо того, чтобы по привычке сделать снимок с уровня глаз, попробуйте сфотографировать объект сверху или снизу, сбоку или сзади, издалека или вплотную и т.д.
Задний фон
Сколько раз вы делали, казалось бы, отличный снимок, а потом с расстройством понимали, что результат оказался гораздо менее привлекательным только лишь потому, что главный объект съемки попросту сливается с отвлекающим глаз задним фоном? Человеческий глаз отлично приспособлен разделять разные элементы сцены, в то время как фото-камера все время норовит как бы сплющить передний и задний фон, что очень часто полностью убивает казалось бы отличный снимок, делая его абсолютно плоским. К счастью, чаще всего эту проблему довольно легко решить еще на этапе съемки! Оглядитесь вокруг и постарайтесь найти однотонный и неприметный фон и скомпонуйте ваш снимок так, чтобы фон не отвлекал внимание от основного объекта фотографии.
Глубина снимка
Так как фотография представляет собой двумерное пространство, необходимо тщательно продумывать композицию, чтобы по максимуму передать глубину пространства, которая присутствовала в реальной сцене. Чтобы создать ощущение глубины пространства, необходимо распределять объекты съемки между передним, средним и задним планом. Другая эффективная композиционная техника — наложение, когда вы намеренно частично перекрываете один объект фотографии другим. Человеческий глаз неосознанно распознает эти слои и мысленно разделяет их, создавая изображение с большей глубиной пространства.
Создание рамки
Нас окружает множество предметов, которые могут послужить отличной рамкой для фотографии — деревья, арки, провалы в стенах. Располагая их по краям композиции, вы как бы изолируете основной объект съемки от внешнего мира. В результате получается более сфокусированный снимок, который естественно привлекает ваше внимание к основному элементу композиции.
Кадрирование
Очень часто фотография теряет свою силу воздействия потому, что главный объект настолько мал, что просто теряется в окружающей его суматохе и пестроте. Тщательно кадрируя фотографию, вы уменьшаете «шум» заднего фона и направляете внимание зрителя исключительно на непосредственный объект съемки.
Эксперименты
После появления цифровой фотографии нам больше не надо беспокоиться о проявлении пленки и о нехватке кадров. В результате, у нас появились неограниченные возможности для экспериментов, когда мы можем отснять тысячи фотографий, а затем удалить неудачные, абсолютно ничего при этом не тратя. Пользуйтесь этой возможностью и не бойтесь экспериментировать с композицией! Вы никогда не узнаете, сработает идея или нет, пока не попробуете! 😉
Композиция в фотографии совсем не является точной наукой, поэтому все вышеприведенные правила можно использовать только в качестве рекомендаций. Если они не работают в вашей сцене — просто игнорируйте их; если вы найдете отличную композицию, которая им противоречит — не сомневайтесь ни секунды и делайте снимок! Но очень часто они оказываются очень действенными и полезными — поэтому очень полезно вспоминать о них, когда вы в очередной раз решите поэкспериментировать со своим фотоаппаратом! 😉
Композиция в фотографии. Простые правила композиции.
1-е Правило композиции. Правило нечетного числа
Данное правило гласит, что снимок визуально становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное число предметов. Вы как бы обрамляете один предмет с помощью двух других. А обрамление придает фотографии своеобразие. В фотографии ниже, девушку окружают два ее брата. Наш взгляд автоматически смотрит в центр.
А теперь посмотрим на идентичную фотографию, где изображено только двое. Она смотрится скучно и предсказуемо. Когда на фотографии изображено четное число объектов, наши глаза автоматически ищут середину между ними, и данный процесс занимает больше времени, чем в случае с нечетным числом объектов.
Причина проста – когда на фотографии нечетное число объектов, найти среди них средний предельно просто. Смотреть на такую фотографию нам заведомо комфортнее. А значит – это дополнительное преимущество, которое дает нам простое правило композиции! Понятно, если мы фотографируем влюбленную пару (и у них еще нет детей), то их только двое. Однако, где это возможно, используйте правило «нечетное количество объектов, вместо четного».
2-е Правило композиции. Правило трети
Данное правило гласит, что мы должны разделить наш снимок на три части по горизонтали, и на три части по вертикали. То есть, провести 4 воображаемые линии, вот так:
Звезды на рисунке означают те места, где выгодно располагать ваш объект на снимке. При этом объект может занимать сразу несколько звезд, либо располагаться вдоль центральных линий, в любом случае он окажется в фокусе внимания.
Рассмотрим несколько примеров. Например, линия горизонта. Она никогда не делит наш снимок пополам. Она располагается в нижней трети снимка, добавляя нашему снимку глубины и красоты.
Наши глаза автоматически фокусируются на линиях, делящих снимок на три равных части. Поэтому расположение объекта съемки вдоль таких линий — заранее выигрышный кадр.
И еще один интересный момент. Помните, мы ведь читаем слева направо? А это значит, что если человек на фотографии расположен левее – наши глаза воспринимают снимок еще быстрее и легче.
Вы можете намеренно нарушить правило, говорящее о расположении объекта левее центра снимка. Расположите его правее, и снимок будет дольше держать на себе внимание, несмотря на то, что разница в мельчайших долях секунд.
3-е Правило композиции. Правило пространства
Правило пространства – это иллюзионное правило, оно придает снимку больше движения, действия. И на самом деле это правило не имеет ничего общего с тем, чтобы оставить на вашей фотографии больше пустого места (это скорее относится к «правилу трети», которое рассмотрено выше).
Правило пространства на фотографии дает следующий эффект: кажется, что мы видим лишь часть снимка, а на самом деле там запечатлено нечто большее.
Например, мы фотографируем кого-то с большой дистанции. То есть между вами и объектом съемки – большое пространство, но кроме этого, сам человек на вашей фотографии смотрит «куда-то вдаль». То есть, на фотографии видно только часть композиции, а то, куда же смотрит человек на фото, остается втайне.
Если вы фотографируете ребенка, особенно на улице, оставьте пространство как перед объективом, так и в какой-либо стороне от него, чтобы создать эффект того, что ребенок целенаправленно куда-то двигается, а вот куда – этот вопрос остается за кадром. При взгляде на такой снимок, глаза автоматически ожидают следующего движения ребенка, ждут, что раскроется еще одна картинка, которая изначально оставалась за кадром. Все это придает нашему снимку динамики, движения, пространства.
По сути Правило Пространства показывает на фотографии, где мы были и куда направляемся.
В статье используются фотографии зарубежного фотографа – Даны Саггс, с ее согласия.
СТАТЬЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ФОТОСТУДИЕЙ FOTIME
МОСКВА
Основы композиции в фотографии больше, чем только правило третей
Основы композиции в фотографии — критически важное знание для фотографа. Если вы хотите делать мощные фотографии, это одна из самых важных частей фотографии. Тем не менее многие фотографы слышали только о правиле третей, и больше не вникают в то, как создавать лучшие фотографии. Но композиция это не только правило третей. Это глубокая тема, и в одной статье нет возможности охватить все, но я сделаю все возможное, чтобы отразить самые важные моменты.
1) Что такое композиция?
Композиция — это структура фотографии. То есть, то как вы упорядочиваете элементы на изображении, чтобы создать нужный внешний вид. Элементы композиции могут сделать ваш снимок или сломать его. Если вы наткнетесь на интересный предмет — независимо от того, насколько хорош свет или насколько необычны условия, вам все равно нужно «составить» фотографию, чтобы получить удачный результат.
Вы обладаете силой менять композицию на вашей фотографии. Перемещение вперед/назад, влево/вправо, zoom (увеличение/уменьшение масштаба). Обращайте внимание на то, какие элементы сцены вы включаете и какие нет. Если все сделано правильно, композиция берет ваш предмет и представляет его вашим зрителям как можно эффектнее. Композиция — это механизм передачи сообщения зрителю по средствам вашей фотографии.
2) Элементы композиции
Точки, линии и фигуры. На самом фундаментальном уровне это единственные элементы композиции. Все, что на вашем изображении — предмет, фон, крошечные детали, которые даже не имеют значения — все это точки, линии и фигуры. Конечно, некоторые из них очень сложны. Лицо или дерево явно не простые вещи. Но у них все еще есть форма, и они могут помочь сформировать структуру изображения.
Важно понимать — несколько элементов фотографии, расположенных правильно, сильнее, чем сумма их частей.
Спокойствие. Автор фото: Моатаз Казло
Представляю ли я себе изображение как набор черно-белых линий, когда фотографирую? Я бы солгала, если бы сказала, что это так. Однако я думаю о составлении хорошей структуры фотографии, которая имеет свои корни в фундаментальных элементах, таких как линии и формы.
3) Намерение
Секрет композиции заключается не в том, что вы должны следовать одной структуре или шаблону для большинства своих фотографий (это то, что предлагает правило третей). Вместо этого важно, чтобы ваша композиция была выстроена намеренно, то есть специально.
Намерение — самая важная часть композиции. Ничто на фотографии не должно происходить случайно. У всех объектов должно быть основание для существования. Чтобы это произошло необходимо посвящать много времени практике, и тогда качество ваших снимков будет стремительно расти. Этого почти невозможно избежать, так как в конечном итоге вы задумаетесь о том, как появляется фотография.
4) Простота и минимализм
Каждая фотография, на которую вы смотрите, имеет эмоциональное сообщение. Это основная причина, по которой фотограф решил сделать снимок. Когда вы снимаете, одна из лучших вещей, которую вы можете сделать, это сознательно думать об эмоциональном сообщении и прибегать к тому, как вы хотите это выразить. Вот в чем сила простоты.
Простота означает, что ничто в вашей фотографии не отвлекает от эмоционального сообщения. Если вы пытаетесь передать ощущение красоты в ландшафте, устраните все, что не так красиво. Это могут быть линии электропередачи, следы на переднем плане, кусок мусора в кадре и т.д.
Когда ваша фотография расскажет историю без каких-либо отвлекающих факторов, она будет настолько мощной, насколько это возможно.
Пешеход. Автор фото: Оскар Ф
5) Баланс
Баланс довольно прост. Для начала все, что вам нужно сделать, — спросить себя, какое внимание привлекает каждый элемент изображения. Это «визуальный вес». Объекты с высоким уровнем визуального веса включают яркие объекты, насыщенные цвета, глаза, люди, животные, высокий контраст и необычные элементы — все, что привлекает внимание в реальном мире. Выясните, равномерно ли распределен визуальный вес по кадру или одна половина фотографии больше, чем другая. Если они примерно равны, это сбалансированное фото. Если нет, фото несбалансированно. Но это не значит, что сбалансированное фото лучше, чем несбалансированное. И наоборот.
Мой любимый маяк. Автор фото: Джеймс Инглиш
- Сбалансированные фотографии — спокойные, статичные и спокойные
- Несбалансированные фотографии — драматические, напряженные и динамичные
Если вы фотографируете нежное озеро на рассвете, вам может не понравиться несбалансированная фотография. Но, с более интенсивными темами, это может быть идеальная композиция. Это зависит от настроения, которое вы пытаетесь передать.
6) Воздух
Есть такое выражение в фотографии как «дать воздуха в кадр». Это о том, что элементам, находящимся в кадре необходимо давать пространство.
Подумайте о сцене, где летают несколько птиц, и вы хотите захватить их всех на одной фотографии. Если птиц много и они пересекаются друг с другом, эта область изображения будет выглядеть беспорядочной. Лучше, когда у всех ваших объектов есть место для дыхания (между собой и между краями вашего изображения).
Сожаление. Автор фото: Хоссейн Заре
Если вы фотографируете гору, и пик почти касается самой вершины вашей фотографии, он привлечет нежелательное внимание и потенциально продемонстрирует чувство небрежности. Будет лучше, если у объектов на изображении есть место, чтобы «стоять» самостоятельно, без каких-либо ограничений.
7) Положительное и отрицательное пространство
Я частично уже затрагивала тему положительного и отрицательного пространства в одной из предыдущих статей.
Положительное пространство — это нечто выделяющееся и привлекающее внимание. Отрицательное пространство — противоположное — фон, где глаза смотрящего отдыхают, где взгляду не за что «зацепиться». Вы можете фотографировать с большим количеством отрицательного пространства, большим количеством положительного пространства или где-то посередине. Все они передают разные эмоции.
Фотографии, заполненные отрицательным пространством, имеют ощущение пустоты, спокойствия и изоляции. Такие фотографии, как правило, минималистичны, и они хорошо работают, когда вы пытаетесь показать чувство масштаба или одиночества.
Больше нечего сказать. Автор фото: Гарри Либер
Фотографии с большим количеством положительного пространства более интенсивны, занятны и активны. Они содержат много мелких деталей. Недостатком является то, что они могут казаться переполненными, нанося ущерб простоте и ясности вашего сообщения.
Фотограф Эдас Вонг
Эмоции очень важны для композиции, они помогают сформировать сообщение, которое фотограф хочет передать. Работа с пространством — отличный инструмент.
8) Заключение
Я не хочу, чтобы казалось, что основы композиции в фотографии это очень просто. Даже величайшие фотографы всех времен никогда не осваивали композицию, потому что композиция не та вещь, которую вы можете освоить.
Идеальная композиция — не конечная точка, которую вы можете достичь с достаточным талантом или тяжелой работой. Правило третей — это простая техника, предназначенная, в основном, для начинающих. Это верхушка огромного айсберга. То же самое касается любого другого простого совета — ни один из них не применяется достаточно часто, чтобы отменить фундаментальные элементы композиции.
Это также верно для чтения об этих вещах в Интернете. Вы не можете узнать все основы композиции в фотографии из статьи или видео на YouTube; это слишком обширная тема. Композиция — это то, что вам нужно учиться самому.
Презентация на тему «Композиция в фотографии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Композиция в фотографии
Линейная перспектива Геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Тональная перспектива Субъективное ощущение глубины пространства на снимке, связанное с изменением тональных переходов между предметами по мере их удаления от наблюдателя.
Воздушная перспектива Метод передачи расстояния на плоскости путём смягчения очертаний, уменьшения яркости цвета.
Три вида перспективы Линейная перспектива Воздушная перспектива Тональная перспектива
Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природного окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных Направляющие линии образований, не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную или графическую композицию.
Золотое сечение Правило золотого сечения можно выразить и так: от отрезка откладываем 3/8 его длины, ставим точку, затем откладываем от того же края 5/8 его длины, ставим точку. С противоположного края также откладываем 3/8 длины отрезка, ставим точку. Аналогичным образом рисуем отрезок по вертикали так, чтобы он лежал на одной из точек первого отрезка. Ориентируясь на точки этих отрезков, прокладываем еще два отрезка по горизонтали и два по вертикали. В итоге должна получиться сетка. Точки пересечения отрезков – это области, автоматически привлекающие внимание человека.
Если главный объект кадра попадет в один из углов маленького прямоугольника, то можно быть уверенными, что взгляд зрителя упадет на него в первую очередь. Проще всего разделить кадр на три части по горизонтали и вертикали и расположить главные объекты вдоль воображаемых линий или на их пересечении.
Так снимок получится более сбалансированным, а нужный объект в кадре сразу привлечет к себе внимание
Пространство для взгляда Снимая портрет, нельзя забывать о пространстве для взгляда. Обратите внимание куда смотрит ваша модель и оставьте как можно больше места по направлению её взгляда.
Симметрия и асимметрия Симметрия в кадре может быть очень красивой, но часто она делает кадр статичным и скучным.
Лучшим примером могут стать фотографии закатов и пейзажей. Зритель смотрит на фотографию пассивно. Он сам не знает, что ему интереснее. Когда человек видит пейзаж с горизонтом посередине, он теряется, потому что фотограф не подсказал ему, что важнее в кадре – небо или земля. Попробуйте выбрать что-то одно расположить горизонт так, чтобы другая половина не мешала восприятию.
Не заваливать горизонт Снимок с заваленным горизонтом смотрится неопрятно.
Не забывайте, что лучше всего использовать в фотографии сразу несколько композиционных правил. Объединение: Искусство фотографии Автор презентации: Чуркина Анна Владимировна Автор работ, используемых в презентации: Чуркина Анна Владимировна
- Чуркина Анна ВладимировнаНаписать 1177 31.03.2016
Номер материала: ДВ-572097
-
31.03.2016 200
-
31.03.2016 701
-
31.03.2016 1187
-
31.03.2016 221
-
31.03.2016 5217
-
31.03.2016 603
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.