Использование рассеивающего зонта в фотосъемке
Софтбоксы, рефлекторы, зонтики – что использовать для портретной съёмки в студии?
Решили заняться портретной съёмкой в студии, и сомневаетесь, какой модификатор света выбрать, чтобы получить желаемый результат? Тогда советы французского фотографа Феликса Баржу (Felix Barjou) как раз для вас. В этой статье он рассматривает различия между основными модификаторами света, которые помогут вам определиться с правильным выбором.
Портретные тарелки, софтбоксы, стрипбоксы, рефлекторы, зонтики всех видов и размеров, кольцевые вспышки и т.д. Это немного напоминает выбор нового автомобиля – предложений много, но которое из них удовлетворит ваши потребности?
Портретная тарелка
Портретная тарелка помогает подчеркнуть детали лица и текстуру кожи. Часто её используют для фотографирования моды и съёмки макияжа.
Существует два вида портретной тарелки: с серебряной поверхностью и с белой. Серебряная даёт слегка более жёсткий и контрастный свет, а белая – более мягкий. Также различаются они по размерам; классическими считаются 40 см, 56 см и 70 см.
Небольшой диск внутри тарелки отражает свет обратно к её поверхности, это означает, что на объект съёмки не падает прямой свет. Также при использовании этого модификатора получается красивое отражение в глазах модели.
Чашеобразный рефлектор
Базовым вариантом выступает стандартный чашеобразный рефлектор, который поставляется со студийной вспышкой. Бывают рефлекторы разного размера и глубины для различного качества освещения. Как правило, они подходят для жёсткого, прямого света.
На лице модели появится высококонтрастный свет с чёткими тенями. Если вы хотите сделать мягкий портрет, то этот рефлектор вам не подойдёт.
Это небольшой модификатор, который вы можете использовать, чтобы играть с тенями. Направив его на белую стену, вы получите рассеянное освещение, а стена выступит в качестве большого отражателя.
Фотозонт
На рынке зонтики представлены множеством вариантов форм и размеров. Большое преимущество фотозонта в том, что его можно быстро настроить, и он не занимает много места в сложенном виде.
Серебряный зонт пригодится для жёсткого и контрастного освещения. Белый зонт, расположенный между моделью и вспышкой, смягчает и рассеивает свет, наполняет студию мягким, естественным освещением.
Серебряный зонтик с диффундирующей тканью представляет собой смесь из обоих вариантов. Серебряная сторона создаёт контрастный свет, а рассеивающая ткань смягчает.
Кольцевая вспышка
Кольцевая вспышка создаёт ровное освещение без видимых теней, красивое отражение в глазах объекта съёмки и едва заметный ореол на портрете. Её можно использовать в сочетании с другими источниками света.
Софтбокс
Софтбокс – классический модификатор света, который также поставляется в различных конфигурациях и размерах: квадратный, прямоугольный, восьмиугольный и т.д. Софтбоксы тоже бывают серебряные и белые. Чем больше софтбокс, тем более рассеянный свет вы получите.
Стрипбокс
Стрипбокс – это длинный и прямоугольный софтбокс, который можно использовать, чтобы получить меньше тени, чем с квадратным софтбоксом.
Очень длинный стрипбокс проливает свет на узкую и длинную зону, например, на портрет во весь рост, создавая меньше тени, чем квадратный софтбокс.
В заключение отметим, что нет правильного или неправильного выбора, когда дело касается модификатора света. Просто они все разные. Лучшим для вас станет тот, который согласуется с задуманным эффектом в портрете.
Использование рассеивающего зонта в фотосъемке
Софтбокс представляет собой насадку, крепящуюся на источник света, в результате появляется мягкое рассеянное освещение без бликов. Такое устройство является мечтой каждого фотографа, но вот цена его довольно велика. Бюджетной альтернативой софтбокса является рассеивающий зонт.
Такой зонт при заказе даже в родном городе с доставкой обойдется вам в районе 10-15 долларов. А вот эффект при его использовании довольно-таки хороший, даже самые требовательные фотомастера остаются довольны. Кроме самого зонта, для съемки вам понадобится внешняя вспышка, стойка и крепление для самого зонта. Особенно осторожным стоит быть с креплением, проверьте, чтобы все детали были зажаты и закреплены надежно, чтобы избежать падения вспышки.
Так как свет необходимо направлять сверху вниз под углом примерно 45 градусов, то стойку выбирайте такую, чтобы в разобранном виде ее высота составляла не меньше двух метров. Что касается размеров самого зонта, то рекомендуется выбирать зонт с диаметром не менее 60 сантиметров.
Сравнение софтбокса и зонта
Заранее подумайте, как осуществить синхронизацию вспышки с имеющейся у вас техникой. Может случиться так, что у вас не будет возможности удаленно управлять вспышкой. Это потребует дополнительных вложений на покупку, к примеру, радиосинхронизаторов. Поэтому решением данного вопроса лучше заняться до покупки зонта. Вам будет просто необходима беспроводная синхронизация, если ваш зонт не будет использоваться стационарно, а в различных условиях, к примеру, для уличной портретной съемки. Настройка и без того длительная, с проводами может превратиться в настоящее мучение. Проводная синхронизация подойдет для случаев, когда вы осуществляете лишь домашнюю съемку в специально оборудованном для этого месте.
Теперь поговорим о некоторых тонкостях работы с зонтом, примеры в основном будут базироваться на уличной съемке.
Для начала обратим внимание на баланс белого. В дневное время суток, в результате работы вспышки, автоматический баланс белого может быть нарушен, а результатом будут фотографии, ушедшие в синеву. Поэтому рекомендуется проводить коррекцию баланса белого в теплые тона. Многое все же зависит от ситуации и освещения. Вечером, когда солнце уже не так сильно влияет на ББ, можно возвратить исходные настройки.
Фото с применением зонта
Во-вторых, самым удачным временем для съемок являются сумерки или закат. В этот промежуток времени снимки получаются наиболее сочными. Хорошо, если на фоне будут присутствовать огни вечерних улиц.
В-третьих, чтобы ваши фото выглядели более контрастными и насыщенными, старайтесь выставить на вспышке большую мощность, а экспозицию контролируйте, прикрыв диафрагму.
Зонт является незаменимым, если вы решили устроить фотосессию в контровом свете, например, для фотографий против солнца.
Что касается самого процесса съемки, то он несложен. Зонт нужно располагать на расстоянии от одного до двух метров от модели. Свет при этом должен идти сверху вниз, желательно под углом примерно 45 градусов, но в зависимости от ситуации угол может быть увеличен или уменьшен до 30 градусов. Следите, чтобы на лице модели не было теней, не обязательно выставлять стойку непосредственно напротив лица модели.
Конечно, для работы с зонтом придется пожертвовать мобильностью. Хорошо, если у вас будет помощник, который будет носить всю аппаратуру, он же поможет в неудобном месте подержать свет, или настроить мощность вспышки.
В китайских магазинах можно приобрести зонт за 5 долларов. Конечно, качество его весьма сомнительно, он хрупок, достаточно стойке лишь раз упасть, и зонт не будет подлежать восстановлению. Но, с другой стороны, за столь малые деньги зонт будет для вас чем-то вроде расходного материала: сломался один – всегда можно купить другой.
Принцип работы фотозонта
Зонт является очень удобным и недорогим устройством для освещения объекта съемки. Как правило, фотозонт используется для портретной съемки, но этим не ограничивается область его применения. Небольшая стоимость и удобство в использовании делают зонты любимыми приспособлениями фотографов, особенно, когда нужно часто передвигать установку во время съемки.
В этой статье мы рассмотрим основные принципы работы фотозонта и расскажем, как его использовать для правильно освещения объекта съемки.
Статья состоит из следующих разделов:
- Сравнение результатов, полученных при использовании зонта на отражение и зонта на просвет;
- Сравнение уровня контрастности на снимке, полученного от разных зонтов.
На данный момент существует много видов зонтов разного качества. Для данного урока мы использовали оборудование UFO:
- белый зонт, который в основном используется на просвет
- складной белый зонт на отражение
- складной серебристый зонт на отражение
Для начала мы установили студийную вспышку на штатив, потом прикрепили складной белый зонт на вспышку. Мы расположили устройство с правой стороны от камеры, подняли его и наклонили над объектом съемки так, чтобы свет падал на предмет под углом 45 градусов (изображение 1 и 2).
Изображение 1 | Изображение 2 |
При измерении мощности источника света нужно взять во внимание его месторасположении. В нашем случае источником света является зонт (изображение 3).
Изображение 3 |
Мы замерили мощность вспышки, чтобы установить нужную экспозицию (1/60 @ f/8.0). Потом настроили камеру соответственно и сделали наш первый снимок.
В результате на полученном снимке видно, какой эффект произвел свет, прошедший через белый зонт на объект съемки (изображение 4 и 5). Мы получили мягкое освещение светлых областей на объекте съемки, притом, что уровень контрастности получился большим, чем при использовании софтбокса. В результате мы получили хорошую цветопередачу и достаточное количество деталей в светлых областях, но потеряли при этом детали в тенях.
Изображение 4 | Изображение 5 |
Целью нашего следующего снимка было добиться контроля над контрастом и «вытянуть» детали в тенях.
Для этого мы сняли складной отражающий белый зонт и установили белый зонт на просвет. Зонт используется для просвета, поэтому нам пришлось поменять положение источника света и развернуть его в противоположную сторону.
После установки зонта, мы выровняли источник света по оси зонта и подняли его на такую же высоту, что и в первом случае, а расстояние между источником света и объектом съемки составило прибл. 80 см. (изображение 6, 7 и 8).
Изображение 6 | Изображение 7 | Изображение 8 |
Поскольку мы изменили расстановку света, нам нужно было вновь замерить экспозицию (1/60 @ f/11). Экспозиция увеличилась на одну ступень, поскольку мы пропускали свет, не отражая его, кроме того, источник света был расположен ближе к объекту съемки. После настройки камеры, мы сделали следующею пару снимков (изображение 9 и 10).
Изображение 9 | Изображение 10 |
На изображениях 11 и 12 можно увидеть сравнение полученных результатов. На изображении 12 видно, что с помощью зонта на просвет нам удалось уменьшить контраст и «вытянуть» детали в тенях без ухудшения качества изображения в светлых областях. Это еще один пример того, как рассеивание света помогает уменьшить контрастность.
Изображение 11 | Изображение 12 |
Нашим следующим шагом было увеличить контраст на снимке с помощью серебристого отражающего зонта. Серебристая отражающая поверхность обеспечивает больший уровень контрастности на изображении, чем белая поверхность.
Для этого мы сняли белый зонт на просвет и повернули источник света в его предыдущее положение, как в случае с первым снимком. После этого мы установили серебристый зонт и расположили источник света на расстоянии 120 см от объекта съемки (изображение 13, 14 и 15).
Изображение 13 | Изображение 14 | Изображение 15 |
Поскольку мы изменили расстановку света, нам пришлось вновь замерить уровень экспозиции (1/60 @ f/16). После настройки камеры мы сделали пару снимков (изображение 16 и 17).
В результате на снимке видно, как увеличился уровень контрастности с помощью использования серебристого зонта. В светлых областях увеличилась резкость, а в тенях уменьшилось количество деталей.
Изображение 16 | Изображение 17 |
На изображениях 18 и 19 можно увидеть сравнение снимков, сделанных с помощью белого зонта на просвет и серебристого зонта на отражение. Эти снимки являются примерами «мягкого» и «жесткого» освещения соответственно. На изображении 18 рассеивание света смягчило освещение объекта съемки, а на изображении 19 жесткий свет от серебристой поверхности зонта увеличил контраст, повлияв, таким образом, на общий вид снимка.
Изображение 18 | Изображение 19 |
На изображении 20 показано сравнение всех трех результатов съемки, каждый с определенным эффектом освещения, полученным от разных зонтов.
Эту статью мы посветили объяснению основных принципов работы фото-зонта и с помощью полученных снимков продемонстрировали эффекты освещения, которых можно добиться при использовании разных видов зонтов.
Зачем фотографу зонт?
Многие люди видели, что фотографы часто используют зонты в фотосъемке. Этот инструмент помогает им получить нужное освещение, особенно при съемке в помещении.
Зонты – очень нужная часть в гардеробе практически любого человека. Помимо защиты от солнечного зноя, они помогают нам оставаться сухими, ну или почти сухими, когда идет дождь. Многие люди видели, что фотографы часто используют зонты в фотосъемке. Этот инструмент помогает им получить нужное освещение, особенно при съемке в помещении.
Довольно часто, на начальном этапе занятий студийной фотографией, начинающий фотограф не может позволить себе приобретение некоторого оборудования, например, софтбокс купить, ведь необходимо обзавестись еще стойками и моноблоками, купить студийный фон, вспышки и средства синхронизации. Не всегда сразу на все оборудование хватает отведенного бюджета, поэтому фотозонт – прекрасный бюджетный аксессуар, который поможет получить отличное изображение.
С помощью зонта можно создать более мягкий свет, который не сконцентрирован на объекте съемки в одном месте, а рассеивается в разных направлениях. В результате получается четкое изображение с более мягкими тенями или без теней вообще.
Какой выбрать фотозонт для работы из всего разнообразия моделей, которое предлагают современные производители студийного оборудования, вам всегда подскажут специалисты. Вы можете обратиться в магазин Фотогора, менеджеры подберут совместимые с имеющимся оборудованием аксессуары, учитывая ваши задачи и отведенные на все средства. С этим студийным оборудованием вы сможете начать работу сразу же, как только переступите порог студии.
При съемке используют, в принципе, в основном фотозонты двух цветов. Это черный с серебром и белый. Каждый служит своей цели. Белым зонтом обычно пользуются при фотосъемке в помещении. Зонт должен быть раскрытым, вспышка направлена через купол зонта для более равномерного рассеивания светового потока.
Черные с серебром зонты используются обычно на отражение. Серебристая внутренняя поверхность купола служит своего рода рефлектором, который отбивает свет от вспышки или осветителя, переносит его на объект съемки мягко, лишь подчеркивая необходимый светотеневой рисунок. Зонты помогают получать более качественное и резкое изображение.
Для более яркого изображения фотографы комбинируют в работе белый зонт и черный с серебром. Это позволяет устранять некрасивые резкие тени, которые могут образоваться на лице от работы студийного осветителя. Профессионалы советуют всегда начинающим, чтобы использовали черный с серебром зонт в качестве основного источника света, а белым зонтом получать уже рассеивающее освещение для смягчения нужных деталей в изображении.
С зонтом невозможно работать со встроенной вспышкой. Для более творческого подхода к фотографии, придется приобрести выносную вспышку, тогда фотозонт окажется как нельзя кстати. При перемещении источника света в сторону от предмета, вы сможете уже и легко использовать зонт, а также любой другой тип диффузора, дабы создать более мягкий свет и получить четкое фото.
Имейте в виду, что размеры объекта съемки и источника света влияют на резкость теней. Иными словами, резкий кадр получится в результате съемки небольшого предмета и малого источника света, в то время как большой прибор обеспечит более мягкое освещение.
Экспериментируйте! Чем больше у фотографа практики, тем более качественным будет результат со временем.
Мобильная фотостудия. Видеоурок
Я всегда был и буду обеими руками за компактность и мобильность. Сегодня у меня комплект, который мне понравился в первую очередь за эти качества.
Итак, мой съемочный комплект:
Canon 5D Mark II
Canon 24-85 mm
2 накамерные вспышки FE X-Flash 910SB
2 зажима FE “B” для зонта с холодным башмаком
Синхронизатор FE SLT-4
Фотозонты Falcon Eyes URK-48TGS со сменными поверхностями (белая, серебряная, золотая).
Я более трех недель тестировал его в рабочих полевых условиях, и могу сказать, что очень здорово, когда можно в рюкзаке разместить и перевезти целую фотостудию.
Как говорил ранее, этот комплект я уже проверил в рабочих условиях. К своему удивлению, даже в маленьких кабинетах шириной не более 2-х метров получалось разместить оба зонтика. С трудом, но получалось.
Аккумуляторов во вспышках хватало примерно на 8 часов работы при мощности от 1/32 до 1/64.
Максимум мощности не потребовался, т.к. здесь требовалась максимально открытая диафрагма.
Собственный свет на съемка, в нашем случае медучреждения, очень важен, поскольку родной свет там, как правило, не очень, и на естественный из окна надеяться тоже не стоит.
Я сразу решил, что основной зонт у меня будет в качестве софтбокса. То есть вспышка будет бить сквозь него и на максимально широком угле.
Второй зонт с белой поверхностью будет работать как контровый, и свет от вспышки направлен на поверхность зонта. Таким образом, зонт становится рефлектором, и свет будет более сфокусированным.
Вариант рокировки зонтов производился, если основной свет требовался в качестве направленного, а контровый служил заполняющим. Это подойдет, если вы хотите немного приглушить беспорядок помещения за счет усиления самого яркого пятна в кадре. То есть, человека. При этом основной свет должен быть хотя бы в два раза мощнее заполняющего. Можно, конечно, и выключить вторую вспышку, но и рисунок на лице буде менее интересным.
Теперь давайте проверим, как это комплект поведет себя в студии. В качестве антагониста будем использовать студийный моноблок и софтбокс.
Первый плюс фотозонтов – это их легкость и возможность регулировать баланс на стойке и жесткость освещений за счет приближения или отдаления зонта от вспышки.
Софтбокс же всегда нагружает одну сторону, что создает определенные требования к весу и прочности стойки.
Будем снимать с одним источником света и при идентичных условиях.
Вот первый наш снимок на студийное оборудование (моноблок Profoto D1 500 Air с софтобоксом):
Свет заполнился достаточно равномерно.
Кстати, я снимал на Canon 5D mark 2, а вы знаете, что это камера по современным меркам отнюдь не с резиновым динамическим диапазоном и возможностями для постобработки.
Второй снимок мы делаем на просвет, то есть сквозь зонт.
Рисунок практически такой же, но видно, что задний фон чуть светлее. Это связано с круговой конструкцией зонта. Распределение светового потока происходит иначе, чем через прямую плоскость софтбокса. Плюс у зонта нет бортов, ограничивающих свет, то есть нет рефлектора. Световой пучок в данном случае ограничивает только сама вспышка.
Понимаю что разница минимальна, и она такая из-за постобработки. В данном видео я решил не просто сделать и показать необработанные фото. Наоборот, меня интересовала возможность приведения их к некоей константе, то есть единому стилю и светотеневому рисунку, и отметить, где будут трудности.
В общем, посыл ясен?
Третий вариант – снимок на отражение от белой поверхности.
И тут сразу видно, что свет более сфокусированный, но достаточно мягкий, хотя жёстче, чем при снимке на просвет.
Далее серебряная поверхность. Тут уже нужно присматриваться, но по скулам видно, что жесткость света возросла, мы уже на грани потери информации в светлых участках.
Теперь золотая поверхность. И здесь, возле носа на щеке, видно, что мы почти потеряли информацию, я даже на постобработке не смог полноценно ее восстановить.
Настройки камеры я не менял, как настройки вспышки.
Золотая и серебряная поверхности требуют такой настройки камеры, при которой вы ориентируетесь на самую светлую зону, лучше перестраховаться и сделать кадр чуть недоэкспонированным.
Давайте теперь посмотрим на все пять сделанных снимков:
Софтбокс | Зонт на просвет | Отражение от белой поверхности |
Отражение от серебристой поверхности |
Отражение от золотистой поверхности |
Canon 5D m2 +24-85mm 1/100 f/5.6 ISO 160 Моноблок Profoto D1 500 Air |
Canon 5D m2 +24-85mm 1/100 f/5.6 ISO 160 Вспышка FE X-Flash Режим “М”, 1/32 |
Canon 5D m2 +24-85mm 1/100 f/5.6 ISO 160 Вспышка FE X-Flash Режим “М”, 1/32 |
Canon 5D m2 +24-85mm 1/100 f/5.6 ISO 160 Вспышка FE X-Flash Режим “М”, 1/32 |
Canon 5D m2 +24-85mm 1/100 f/5.6 ISO 160 Вспышка FE X-Flash Режим “М”, 1/32 |
Да, на первый взгляд разница минимальна, но она есть. Даже с попыткой привести их к единому виду. Тени я не трогал, так что они такие как есть.
Мне больше всего нравится вариант на отражении от белой поверхности.
Давайте напоследок поставим второй зонт на контровую подсветку и снимем другую модель для разнообразия.
Мне нравится. Низкий ключ, чем-то напоминающий снимок сквозь соты софтбокса.
Зонты на просвет и на отражение
Фотозонты — самые простые и доступные модификаторы в арсенале любителей импульсного света. Их главная цель — смягчение света, который дают вспышки, так как они являются точечными источниками и, без дополнительных устройств по типу зонтов или софтбоксов, создают очень жесткие тени вне зависимости от расстояния до снимаемого объекта. Установив перед вспышкой фотозонт мы сразу решаем эту проблему и получаем заветную «мягкость» быстро и эффективно.
Фотозонты обязательно должны быть в арсенале каждого любителя портативного импульсного света. Они очень удобны в переноске, мгновенно «инсталлируются» и доступны по цене любому фотографу. Все вроде понятно и даже обсуждать нечего. Если бы не один нюанс: существуют зонты на просвет, на отражение с белой основой и на отражение с серебристой основой (а так же с золотистой — но в этом обзоре я их пропускаю). В чем разница между ними? Где какие применять? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном обзоре.
В статье «Зонт на просвет против софтбокса» я уже показывал, как распространяется световой поток от зонта на просвет. Первое и главное отличие этого типа от всех софтбоксов и зонтов на отражение — свет от вспышки распространяется не только вперед, в сторону съемки, но и отражается назад, вверх, по сторонам…
Сразу обращаю внимание на один нюанс. Так как вспышка Yongnuo YN-460 II не имеет зума рефлектора, я люблю использовать ее при работе с зонтами с рассеивающим белым колпачком. Без него свет с белыми зонтами становится немного менее равномерным, хотя общий характер не меняется.
Если сравнить два фото сверху, то на втором, где нет колпачка, видна неравномерность светового потока. Если бы у вспышки был зум, то при 24 мм разница была бы не такая большая, так как при этом освещалась бы практический вся поверхность зонта, а не только его центральная часть.
Итак, обратите внимание: место съемки попадает в зону аккуратного мягкого освещения с плавным градиентным переходом интенсивности освещение начиная уже где-то с полуметра от купола зонта. А рядом, вокруг и по сторонам идет большой «росплеск» довольно сильного отраженного света, который в стандартных помещениях переотражается от всех поверхностей, которые находятся рядом. При этом фотограф теряет некоторый контроль над заполняющим освещением, но, с другой стороны, получает определенное заполнение теней за счет этих переотражений.
Давайте посмотрим на освещение, которое дает зонт на отражение с белой поверхностью (как обычно, такие зонты я использую с кронштейнами L-типа):
Или тоже самое без колпачка — опять видно, как теряется равномерность падающего света, но его характер остается неизменным:
Если сильно не придираться, то зона, где будет находиться модель, освещена примерно так же, как и с зонтом на просвет — виден плавный градиентный переход интенсивности по мере удаления от зонта. И мягкость света примерно на одном уровне, так как белая освещаемая поверхность у этих модификаторов одинаковая и практически вся она становится одним большим источником мягкого света.
Но место по бокам от зонта на отражение и обратная сторона от него выглядят абсолютно по другому. Во первых — назад попадает очень мало света, что дает возможность спокойно работать фотографу, не опасаясь паразитных засветок («зайцев») в объективе камеры и снижения контраста по той же причине. И, во-вторых, дополнительных переотражений от стен и потолков помещения становится гораздо меньше. Одним словом, белый зонт на отражение дает более контролируемый свет, что бывает важно. Конечно, «росплесков» света тут больше, чем от софтбокса, но их сравнение я оставлю для другой статьи..))
И третий тип зонта — на отражение с серебристой поверхностью. Посмотрите на характер освещения, которое он дает:
Совершенно иной рисунок, если сравнивать с зонтом на отражение с белой поверхностью. Понятно, что назад и по бокам все остается так же, а вот в направлении к снимаемому объекту мы получаем гораздо более контрастный и неравномерный поток. Происходит это по простой причине: белая поверхность имеет меньшую отражающую способность, и, за счет внутренних переотражений внутри зонта, его поверхность освещается равномерно и свет падает на место съемки одним потоком. Серебристая же поверхность гораздо сильнее отражает свет от центра зонта и ближе к краям идет неравномерное отражение. Вот снимок поверхностей этих зонтов с «места модели»:
Мощность на вспышке одинаковая (1/4 от полной). А реальный размер светового пятна отличается очень сильно. Т.е. получается, что с серебристой поверхностью мы облучаем довольно жесткий источник света (в сравнении с белой поверхностью), но при этом есть световые заполнения от краев зонта, что все-таки дает не такой жесткий свет, как от вспышки без модификаторов.
Теперь сравним результат, который получается с этими тремя типами зонтов. По порядку слева направо: зонт на просвет, зонт на отражение с белой поверхностью, зонт на отражение с серебристой поверхностью:
Первые два относительно вышли одинаковыми по своему рисунку на лице модели — как оно и должно быть. Но обратите внимание на волосы сверху и слева (от фотографа) — их освещенность заметно больше. Так же как и обратная сторона ближнего к нам плеча имеет более контрастные тени на снимке с зонтом на отражение. Это произошло из-за тех самых переотражений от стен и потолка при съемке зонтом на просвет, которые сильнее проявляются из-за характера освещения.
А вот разницу третьего кадра заметно сразу — жесткость света сделала свое дело и контраст виден невооруженным взглядом. Плюс — фон освещен более неравномерно.
И еще одна немаловажная характеристика, которая не видна на фотографиях, но про которую необходимо помнить — разная мощность, которая получается у этих трех типов зонтов. На просвет «ест» немного больше света — тут диафрагма f/5.0, у зонта на отражение с белой поверхностью — f/5.6, у зонта с серебом — f/6.3. Т.е. — разница первого и последнего — две третьи ступени.
Итак, какой же лучше? Ответ у меня, как всегда, простой — никакой..)) Это три модификатора дают каждый свой рисунок и в каких-то ситуациях лучше применять один, в каких-то другой.
Зонт на просвет хорош при съемке одним источником в помещениях, особенно если мы фотографируем два-три человека. Он может дать лучшее заполнение теней и охватит немного большую зону своим светом. При съемке в очень больших помещениях далеко от стен и высокими потолками характер освещения практически не будет отличался от белого зонта на отражения. То же касается съемок на открытом воздухе. Из своего опыта зонт на просвет — самый простой и наиболее часто используемый модификатор.
Зонт на отражение с белой поверхностью сохраняет мягкость и дает лучший контроль светового рисунка, чем на просвет. Мало того, он незаменим в качестве фонового света, так как не дает никаких рефлексов назад. Но в использовании зонты на отражение чуть-чуть менее удобные, чем зонты на просвет — жесткие требования к направленности вспышки по центру оси для предсказуемого направления потока света накладывают свои ограничения при, например, использовании держателей типа В, С или подобных.
Зонт с серебристой поверхностью является самым «отражающим» модификатором, с ним, например, можно дать более мощный импульс при съемке в светлых условиях днем на открытом воздухе. Да, он дает более жесткий свет, но иногда это фотографу нужно больше, чем мягкость белых зонтов.
Поэтому на вопрос, сколько и какие именно зонты стоит иметь в своем арсенале, я рекомендую все типы. Лично у меня в чехле для портативного света всегда лежат, как минимум, три зонта на просвет, парочка белых на отражение, и по одному серебро-золото на отражение.
Зонт на просвет против Софтбокса
Как известно, при использовании «голой» вспышки мы получаем очень жесткий свет на снимаемом объекте. Чтобы получать мягкий свет, фотографы используют разные модификаторы, наиболее популярные из которых — фотозонты и софтбоксы.
Зонты отличаются как большим удобством и легкостью при переноске, так и очень простой установкой: открыл, просунул ножку в держатель — и готово. Софтбоксы для портативного света сложнее в установке и намного габаритнее в сложенном состоянии. Плюс — они значительно дороже соразмерных фотозонтов.
Возникает закономерный вопрос — в чем же разница? Почему бы не пользоваться только зонтами? Или же они действительно настолько хуже по получаемому результату, что после покупки софтбокса их нужно закинуть в дальний ящик?
Для начала я хочу показать вам разницу между зонтом-на-просвет и софтбоксом, потому что именно здесь хорошо понятны отличия одного от другого. Причем тест будет проходить в закрытом помещении, потому как именно в таких условиях вы увидите и поймете различия между этими модификаторами. На открытом воздухе это гораздо сложнее показать. Причем, обращаю внимание, это не есть «официальный» тест каких-либо производителей — а только наблюдения, основанные на опыте реальных съемок, которые, по большому счету, практически не зависят от бренда выбранного оборудования.
Итак, перед вами первый снимок со стандартным зонтом на просвет белого цвета.
Зонт на просвет дает очень мягкий свет и распространяет его по всему снимаемому пространству. Такие зонты прекрасно подходят для съемки как одиночных людей, так и групп до 4-5 человек, поскольку они рассеивают свет на большие области.
Так же прекрасно видно, что часть света отражается от внутренней поверхности зонта и данный модификатор освещает не только то, что находится впереди него, куда направлен купол и вспышка, но и появляются немалое освещение во все сторона, в том числе и назад. Этот эффект нужно учитывать, если вы снимаете в местах с ограниченным пространством, так как переотражения от рассеянного света могут немало повлиять на световой рисунок, причем бесконтрольно с вашей стороны.
Если вы устанавливаете зонт между собой и снимаемым объектом, то должны внимательно следить за тем, чтобы отраженный свет от внутренней поверхности не бил в объектив — это может привести к снижению контраста снимка и появлению «зайцев» от засветки.
На втором снимке представлен софтбокс размером 60×90 см.
Данный софтбокс среднего размера прекрасно подходит для съемки 1-2 человек. Он равномерно освещает тело при плечевом-поясном портрете, а при съемке ростового покрывает ¾ части и в данном случае будет заметно затемнение света начиная от бедер к голени модели. Съемка более 2 человек с таким модификатором не очень хорошая идея, так как вы можете осветить такую группу только отодвинув софтбокс подальше, что сразу же привет к потере мягкости света.
Софтбокс дает красивое, мягкое и направленное освещение с очень плавным градиентным падением интенсивности от центра к краям светового пятна. Применение этого модификатора позволяет отсекать лишние неконтролируемые переотражения и сконцентрировать свет от вспышки только на снимаемом объекте. При этом он не будет влиять на освещение от других источников или на внешнее освещение, что опять таки дает больший контроль над всем кадром.
Необходимо помнить, что разница между этими двумя модификаторами совершенно не делает один «безусловно лучшим» по отношению к другому. Они просто разные, и использование их зависит от конкретной задачи фотографа, которую он решает для создания своей творческой задумки. Если вы хотите осветить объект или модель мягким светом и дополнительно заполнить светом помещение, где проходит съемка — то, возможно, зонт на просвет будет лучшим выбором. Если же вы хотите в этой же комнате сосредоточить свет только на модели, не заливая помещение дополнительным светом — то выбрать уже стоит софтбокс. Если вы снимаете большую группу людей, то зонт на просвет будет более удачным и подходящим выбором. А софтбокс лучше подойдет для крупноплановых портретов. Но зонт даст круглый блик в глазах, а софтбокс — прямоугольный или квадратный. И т.п.
Что же выбрать для начала? Не простой вопрос. ))
Если Вы ограничены в бюджете — то начать можно с зонта. Если есть возможность купить софтбокс — то, возможно, лучше начать с него, потому контроль над светом штука важная. Самый лучший вариант, разумеется, иметь и то, и другое, и применять в зависимости от поставленных перед собой задач и удобства.
Вы спросите, почему в заметке нет зонтов на отражение? Потому что они имеют свои нюансы, и их стоит сравнивать отдельно и с зонтами на проствет, и с зонтами на отражение. И такие заметки появятся в наших дальнейших обзорах.