Идем в горы. Фотосъемка в горах
Съемка в горах. Советы для начинающих фотографов
Съемка гор и природных ландшафтов – специфичный жанр фотографии, ориентированный на людей, хорошо подготовленных физически и психологически. Помимо ряда технических сложностей при работе следует учитывать и то, что до места фотосъемки еще нужно добраться. Передвигаться, порой, приходится по сложной горной местности на достаточно большие расстояния. Если вы уверены в собственных силах и готовы попробовать себя в фотосъемке горных пейзажей, изложенные в данной статье советы и рекомендации помогут получить качественные снимки.
by Lewis Fogerty
Основная сложность при съемке в горах – проблемы с цветопередачей. Вживую вы можете видеть голубое небо, белые горы и зеленый лес, а на снимках небо получится блеклым, лес – темным, горы – серыми. Это связанно с особенностями воздуха в горах и большими расстояниями между объектами съемки. Чтобы избежать этих, и ряда других, проблем, нужно уметь правильно регулировать светочувствительность, выдержку и диафрагму фотоаппарата, а также пользоваться дополнительными аксессуарами.
Специфика настройки светочувствительности
Светочувствительность в современных камерах обозначается аббревиатурой ISO и числом рядом с ней. Чем меньше цифра, тем меньше времени нужно для того, чтобы захватить определенное количество света. Снимая на высоких значениях ISO, можно использовать короткую выдержку, но это приводит к появлению цифрового шума. Вот так выглядит снимок, снятый на ISO 3600.
На нем явно видна зернистость. Рекомендуемое значение ISO при фотосъемке в горах составляет от 100 до 400 единиц. Большое преимущество цифровой камеры перед пленочной состоит в том, что светочувствительность сенсора можно изменить за несколько секунд. Это позволяет сделать несколько снимков на разных режимах и выбрать наиболее качественный из них.
Высокие значения ISO приходится использовать в ситуациях, когда имеющегося света недостаточно для нормальной экспозиции, а объект съемки движется, или у фотографа нет возможности неподвижно зафиксировать камеру на нужный промежуток времени. Если же, наоборот, стоит задача смазать движение, подчеркнув динамичность, то значение ISO стоит поставить на минимально возможную величину.
Настройка выдержки для съемки в горах
by Ted Andre Nilsen
Выдержка в фотографии – это промежуток времени, на протяжении которого свет попадает на сенсор камеры. В современных фотоаппаратах она может варьироваться от тысячных долей секунды до нескольких десятков секунд. С помощью этой настройки можно добиться как высокой четкости, так и размытости изображения. Чем быстрее двигается объект съемки, тем меньше должна быть выдержка. Для фотографирования лыжников профессионалы рекомендуют пользоваться выдержкой не больше 1/1000 секунды. Исключение составляют ситуации, когда необходимо получить смазанную фотографию, чтобы подчеркнуть динамику. В таком случае выдержку нужно сделать длиннее.
Вот два снимка, сделанные на выдержке 1/1000 секунды и 1/500 секунды соответственно.
На втором снимке снежный след лыжника имеет размытые границы, а на первом все части изображения довольно четкие. Также следует учитывать расстояние до объекта съемки – чем он ближе, тем больше места в видоискателе занимает, и тем короче должна быть выдержка для получения снимка высокой четкости. Если лыжник движется сбоку от фотографа, то выдержка должна быть короче, чем при движении объекта на фотокамеру.
by Mustafa ILHAN
Чем длиннее выдержка, тем большие требования предъявляются к стабильности камеры, ведь любое ее движение внесет ненужные коррективы в конечном результате. Снимок будет нерезким, размытым. Особенно актуально это для съемки с длиннофокусными объективами. Решить проблему поможет штатив. Когда его нет под рукой, а снимок нужно сделать немедленно, стоит использовать несколько известных приемов, позволяющих добиться хорошей стабилизации камеры.
by Miles Morgan
Если рядом есть дерево, камень или другой подходящий предмет, то в него необходимо упереть плечо или локоть. Перед спуском затвора желательно задержать дыхание, а само нажатие на кнопку должно быть плавным, без резких движений. Недопустимо получение смазанных снимков из-за того, что фотограф не может нормально фиксировать камеру во время фотосъемки.
Каким значением диафрагмы пользоваться при съемке в горах?
Значение диафрагмы – это размер отверстия, через которое после открытия затвора свет попадает на светочувствительный элемент камеры. При работе с этим параметром у новичков часто возникают проблемы. Это связано с тем, что величина диафрагмы выражается в виде дроби F/число, и многие не понимают ее значения. Чем больше цифра в знаменатели дроби, тем меньшим будет отверстие в диафрагме, тем меньше света попадает на фоточувствительный элемент. Например, при значении диафрагмы F/1.4 отверстие будет больше, чем при значении F/8.
Также этот показатель влияет на резкость в кадре: чем меньше отверстие диафрагмы, тем большей будет зона резкости, и наоборот – большое отверстие делает размытыми все объекты, кроме того, на который наведен фокус.
Рассмотрите на изображении дальнюю гору. На первом снимке четко видно, что задний план выглядит более размытым, на втором – изображение четкое.
Как добиться правильной экспозиции?
Экспозиция регулируется путем изменения значения диафрагмы, времени выдержки и светочувствительности матрицы. Получить качественные снимки можно, если добиться правильного соотношения этих трех параметров. При недостаточной экспозиции снимок будет слишком темным, а при избыточной – пересвеченным.
На первой фотографии экспозиция недостаточная, на второй – нормальная, на третьей – избыточная.
Каждый из влияющих на экспозицию параметров следует изменять с определенной целью. Так, обычно не повышают количество попадающего на матрицу света путем увеличения отверстия диафрагмы, потому что одновременно нарушится глубина резкости и фокусировка. Для этого увеличивают время выдержки.
Изменение значения диафрагмы, в основном, применяют для регулировки глубины резкости. Обратите внимание, что профессиональные фотографы не увеличивают время выдержки, снимая движущегося лыжника в условиях плохого освещения – это всегда приводит к смазыванию кадра. Чтобы добиться корректной экспозиции в подобной ситуации, придется влиять на значения ISO. Снимая в горах, не делайте снимки бездумно – постарайтесь заранее понять, к какому эффекту приведет то или иное действие.
Оборудование и оснащение, которое следует взять с собой в горы
- Объектив – для съемки пейзажей и динамичных спусков лыжников лучше брать широкоугольный объектив. Он позволит захватить больше пространства и даст возможность сделать панорамный снимок. Длиннофокусный объектив пригодится в том случае, если вы решили снимать портрет в горах.
by Jkboy Jatenipat
- Штатив – сильный ветер в горах и частая необходимость делать длинные выдержки вынуждают фотографов брать с собой штатив. Дополнительный вес в рюкзаке окупится снимками с отличной резкостью и имеющейся возможностью снять панораму.
- Фотофильтры – при поднятии вверх на каждый километр количество ультрафиолетового излучения возрастает на 10–15 процентов. Матрица фотоаппарата чувствительна к этому явлению, и ее необходимо защитить. Также фильтры помогут затемнить слишком яркое небо на снимке и частично убрать имеющиеся в кадре блики.
- Запасные аккумуляторы – на холоде батареи разряжаются быстрее, а новые в горах взять негде, поэтому у фотографа должно быть с собой несколько комплектов элементов питания.
- Специализированный рюкзак – не берите в горы обычную фотосумку, так как она стесняет движение и не может полноценно защитить оборудование от механических повреждений и промокания. С этой задачей хорошо справятся специальные рюкзаки – они оставляют руки свободными, дают хорошую защиту от влаги, имеют упругие противоударные вставки.
- Дождевик, запасная одежда и обувь – погода в горах непредсказуема, эти вещи могут пригодиться в случае непогоды.
- Мобильный телефон, аптечка, карта, суточный запас еды и воды – не ленитесь взять все это с собой. В дороге случаются непредвиденные ситуации, поэтому любой из этих предметов может вас выручить.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Идем в горы. Фотосъемка в горах
Горы – это одно из самых потрясающих чудес природы. Они величественные и могучие. Они всегда разные. Даже одна гора может быть дружелюбной и приветливой и в то же время опасной и дикой. Горой можно любоваться с другой, более высокой горы и тогда ты чувствуешь, что эта гора принадлежит тебе или смотреть на них снизу. В таком случае вся мощь и фундаментальность горы давит на тебя и чарует свей силой.
Правило золотого часа в горах актуально как ни где. За час до рассвета нужно быть готовым к съёмкам, так как именно в это время солнце пробуждает весь мир вокруг вас. Когда солнце взошло, есть только один час до того, как его прямые лучи зальют всё ярким светом и сделают тени жёсткими, а контраст слишком высоким. За час до заката также нужно доставать камеру из сумки. После падения солнца за горизонт на протяжении двух часов нужно успеть сделать все кадры, иначе придётся ждать следующий день.
Как фотографировать в горах?
Самые лучшие кадры получаются при съёмке под таким углом под которым обычно люди не смотрят на гору. Это правило актуально для всех стилей фотографирования.
Итак, про горы. Самые банальные фотографии – это снимки с дороги. Все видят гору с этого ракурса. Если это не живописная дорога, которая завораживает своими изгибами, не нужно её фотографировать. Отойдите с дороги в сторону как можно дальше. Даже если орога будет в кадре, это уже будет не такая обычная фотография. Можно использовать дорогу как ведущую линию, отправляющую взгляд зрителя к горе.
Постарайтесь забраться как можно выше, туда, куда люди обычно не лезут просто так. Фотографируйте сверху вниз. Это будет действительно необычный ракурс.
Для того, чтобы понять, как правильно выбрать ракурс, подумайте о цветах. Мы всегда смотрим на них сверху вниз. Это для нас обыденно и такой ракурс на фотографии не завораживает. Опустите камеру ниже уровня бутонов или на один уровень с ними. Это позволит взглянуть на цветы с такой точки, в которой наши глаза не оказываются никогда, если мы только не лежим на земле, что случается крайне редко. Так же относитесь к снимкам гор. Выберите необычный ракурс.
Чем снимать?
Для создания шедевра не нужна дорогая камера с невероятным объективом. Достаточно самых обыкновенных фотоаппаратов. Вполне подойдут даже зеркалки и беззеркалки начального уровня. Даже на суперзум или компакт можно сделать хорошие кадры, но тут уже будет страдать качество картинки, хотя при нормальном освещении эти камеры рисуют вполне нормальное изображение.
Самое главное в аппаратуре – это умение ей пользоваться. Качество оптики имеет большее значение, чем качество камеры. Сверхширокоугольная оптика в горах не нужна. 28мм будет вполне достаточно. Также для работы будет нужен Телеобъектив. Для комфортной и качественной работы необходим диапазон фокусных расстояний от 100 до 400 мм. С такой оптикой горные хребты будут у вас в руках.
В горах наблюдается большой перепад яркости между небом и землёй. Камера не способна захватить весь динамический диапазон в одном кадре, поэтому нужно снимать с брекетингом экспозиции или с градиентными фильтрами. В горах очень большое количество ультрафиолета, поэтому следует позаботиться не только о коже, но и об ультрафиолетовом фильтре для более точной цветопередачи.
При съёмке близких объектов нужно устанавливать диафрагму примерно на F/11-16. Это позволит уместить в фокусе большое пространство переднего плана. При этом задний план (горы) будут размытыми не смотря на маленькую дырку диафрагмы. Фотографировать желательно со штатива, так как при такой маленькой диафрагме выдержка будет увеличена и есть вероятность появления шевелёнки.
И самый распространённый совет – продумывайте сюжет снимка, следите за формами и линиями в кадре, обращайте внимание на цвет.
Идем в горы. Фотосъемка в горах
Автор: Владимир Копылов, Москва (по материалам интервью журналу Foto&Video-www.FOTO—VIDEO.ru ). Перед тем, как снимать – Думай! Лучше меньше, да лучше! (пардон – не я сказал). При иллюзии легкости и совершенства современной цифровой фото идиллии, очень скоро супер-мега-гига- байты сметут Вас и завалят ящиками отснятых DVD болванок, если только вы вовремя не перейдете от Количества к Качеству! Думай и снимай горизонтально , как люди видят горы. Если снимаешь что-то, сделай пару кадров слева и пару справа с теми же установками экспозиции — в идеале получишь панораму, но если и нет, не будешь жалеть о том, что снимку, на который потрачено столько сил, не хватает пространства по горизонтали. Слушать здесьСлайд 35 мм. Думай и снимай градиентно — глаз легко приспосабливается к перепаду яркостей, но пленка и уж подавно цифра не передаст большой контраст — градиентный фильтр или вилка экспозиции с последующей мультиэкспозицией при пост обработке обязательны. Думай и снимай сегментарно — мы смотрим на гору издали, потом подходим и рассматриваем детали. Снимок телевиком издали не создаст того впечатления, как несколько склеенных вместе кадров, сделанных «нормальным» объективом без искажений с близкого расстояния. Штатник и ноги лучше телевика. Конечно, это трудоемко, но лучше сделать одну хорошую фотографию, чем сотню банальных. Мысли в двух пространствах — цветном и черно-белом. Невыразительная цветная фотография под пасмурным небом в ч/б может быть просто шедевром. Облачность и даже пасмурность — есть качественная равномерная засветка. Кстати в последнем Фотошопе CS 3 есть специальная функция по более корректному переводу изображения из Цвета в Ч.Б. Возможно, большая половина представленных здесь кадров в черно-белом цвете тоже будет смотреться очень Величественно. Just do it Now . Now ! Снимай, если есть возможность, — сейчас! Не откладывай на потом, не думай, что через секунду или пять минут сюжет станет лучше. Самое дешевое в горах — пленка и мегабайты.
Используйте контровый свет. Горные сюжеты бывают «жесткие» — контровый свет и силуэты хорошо передают это чувство. Причем зачастую подсветка лиц лишь ухудшает впечатление. Пару слов о Луне… Люди привыкли в своем сознании и воображении к большой луне на небе. Мое зрительное восприятие рисует ее такой всегда. Однако, штатный или широкоугольный объектив регистрирует вместо Лунной красавицы маленькую белую размытую точку. Мульти экспозиция с луной для меня не будет обманом — это единственный способ показать в кадре то, как мы «по-человечески» видим луну на небе. Ну а уж если я просидел целую ночь высоко в горах и видел ту самую луну, она обязательно найдет свое место в моем сознании и в моем кадре… как сказал один мой знакомый — уважаемый Художник и Звездочет – своеобразным Брендом… В фотографии нет слабых звеньев — хорошо снять, на хорошую камеру, на хорошую пленку, хорошо проявить, хорошо отсканировать, качественно склеить (если речь идет о панорамах), качественно обработать, сделать цветокоррекцию и напечатать, сделав предварительно несколько фотопроб. Ни одно звено нельзя «упустить». Несколько слов про аппаратуру. Хорошая аппаратура та, которую вы можете купить, изучить и использовать на сто процентов. Для супер кадров не надо ждать супер камер. Можно иметь дорогущие камеры, и не снимать ничего путного и, наоборот, довольно простенькой камерой можно снимать Шедевры… При выборе – что купить — камеру или новый объектив, сделайте предпочтение в пользу Хорошей оптики… Про скорострельность фотокамер. Скорости срабатывания затвора, скажем, у Canon 40D – 4,5 кадров в секунду достаточно, чтобы обеспечить 2-3-х секундный пролет лыжника или сноубордиста на рампе огромного трамплина… И если вы сознательно выбираете камеру по принципу скорострельности, не плохо было бы еще уметь сшивать из нескольких десятков различных кадров одну красивую панорамную раскадровку и “набить руку” на плавности движения во время проводки объективом при съемке подобных трюков. Готовься к съемке быстротекущих событий заранее. Будь то прыжок на сноуборде, катание с вертолетом, БЭЙС и многое другое… Будь готов к молниеносному экстриму, успей правильно заранее сформировать кадр, навести резкость, нажать на клавишу спуск, “растрелять” всю гашетку много-мегабайтных кадров в секунду, а потом все это еще “сшить” и обработать… Порой от этих 2-3-х секунд зависит Успех целой многодневной экспедиции, труд многих людей, и именно эти кадры для Зрителя и оправдывают риск Главного Актера того или другого экшн проекта… Урбанистический горный пейзаж с ураганным ветром и взлетающим вертолетом. Цифра. Canon 40D. Снимайте против Солнца. У вас получится красиво.
Съемка людей и экстрима — нечто обратное отдыху и спорту. Модели должны работать на фотографа, а не наоборот, иначе никому, кроме самих себя на фото, они не будут интересны. Если хочешь конкурировать с мастерами, не «щелкай своего крутого пацана». Человек должен висеть, прыгать, находится там, где ты скажешь, и столько, сколько тебе надо, а не там, где ему удобно. Не беда, что за день ты сделаешь всего лишь один хороший кадр. Потом все будут стараться его повторить, но у них ничего не выйдет. Потому что они будут пытаться снять, как он катается, а не он будет кататься так, как надо тебе для съемки. Снимайте лица людей. Портреты всегда интересны. Настоящие эмоции, взгляд, мимолетная улыбка, морщины вокруг глаз. За много лет у меня накопилось много кадров из серии «Лица Кавказа». Снимайте друзей , но не просто на фоне гор, а в определенных обстоятельствах того, что вы, возможно, пережили, что вас окружает и волнует. Именно так у меня возникла серия – “Жизнь, спрятанная за кадром. ” Глаз и воображение — совершенные инструменты. Чтобы сделать нечто, подобное тому, что человек видит в горах, нужно «уметь думать» так, как мы видим и немножко Мечтать. Особенно интересно снимать “горную архитектуру”, то есть различные строения на фоне гор, будь то старинные башни или современные постройки, особенно в сумерках, когда вся эта “Цивилизация” светится в темноте электрическим светом… В горах важны яркие насыщенные краски. В горах все гоняются за красным — цвета заката и рассвета. Хорошо, если пленка подчеркивает именно этот цвет. Так же важны для фотографа часы непосредственно перед рассветом или после заката, когда горы сияют в отраженном от неба свете. Не снимайте в угоду кому-то , пока этот мифический кто-то не станет конкретным клиентом или заказчиком данной съемки. Снимайте для себя и именно Вы являетесь первым зрителем и конечным судьей каждого вашего кадра. И если он (то есть кадр) вам не нравится, то, возможно и другие от него будут не в восторге… У вас есть не более минуты чужого внимания… Используйте свой шанс на все 100%! Помните, что у людей нет времени, чтобы смотреть фотографии. Человеку, для которого горы чужие, уже на десятом кадре они будут казаться все на одно лицо. Нужно привлечь его внимание абсурдом. Абсурд или, вернее, неожиданность заставляет человека выделить этот кадр из массы других и смотреть на него секунд на пять дольше. Именно за эти 5 сек у вас есть шанс вложить в его уши то, что вы хотели бы… Абсурд не может создать хороший кадр, но может привлечь внимание. Самое сложное — это вырвать человека из его рутинного времени. И только потом он заметит, как же красиво то, что служит фоном этому абсурду и как мастерски все это снято. ФоточайникФотосьемка в горах: мудрые советы и креативные идеиВеличественные горы привлекают людей всех поколений и профессий, любителей активного отдыха, тех, кто стремится улучшить свое здоровье, и тех, кто черпает в них вдохновение и силу. Едут сюда за фантастическими пейзажами и свежим горным воздухом, за невероятными картинами яркой, неповторимой и потрясающей природы. Именно здесь, в этом волшебном мире, находят для себя тысячи новых идей фотографы, стараясь поймать объективом край чистой красоты и силы.
Тем не менее, съемка горных пейзажей — дело далеко не простое. Любители и туристы, задерживая дыхание от восторга, безумно щелкают маленькими и большими фотоаппаратами, стараясь поймать в кадре неповторимую красоту и поделиться впечатлениями с близкими. Однако дома, просматривая снимки, часто серьезно разочаровываются. Потому что пейзажная съемка в горах требует некоторых умений и навыков, как профессиональных, так и личных.
Чтобы привезти домой из путешествия настоящие фотошедевры, необходимо правильно укомплектовать набор фототехники. Важно иметь с собой самое необходимое, при этом не стоит слишком перегружать себя, уставая при изнурительных подъемах. Итак, краткий перечень аксессуаров для фотосъемки в горах: Фотоаппарат. Он должен быть не слишком тяжелым и сложным, оптимальный вариант — полупрофессиональная зеркалка, средней тяжести. Для хороших кадров не обязательно нужен дорогой многофункциональный фотоаппарат, хватит стандартного набора дополнительных маленьких помощников; Объективы. Пригодится широкоугольный объектив, который позволит передать величие и бесконечность далеких горных пейзажей, а также даст возможность фотографировать с узких мест ( пещер, ущелий и т.п.). Телеобъектив поможет добавить свежести и силы пейзажу, визуально увеличивая предметы, далеко. С таким помощником можно создать, например, замечательный кадр с горным озером в центре, в котором будут отражаться величественные вершины; Штатив. Хотя он обременяет туриста, но в очень многих случаях без такого аксессуара не обойтись. Можно использовать монопод (похож на обычную трекинговая палку), или гибкий штатив на шарнирах, чтобы облегчить себе путь; Набор фильтров . Один из важнейших — градиентный фильтр, который позволяет снимать пейзажи в солнечный яркий день, а также поляризационный фильтр, который забирает поляризованный свет и блики; Защитные чехлы и сумки, для надежного хранения фототехники. Вооружившись таким набором, можно смело покорять вершины и открывать для себя фантастические новые места.
А фотографировать в горах есть что в любое время года. Это настоящий рай, как для простых любителей фотосъемки , так и для профессионалов. Игра красок и света, неповторимые и различные ежесекундно небесные просторы, яркое сочетание скалистых склонов, пышной зелени лесов, волшебных цветов — все это хочется забрать с собой на пленке или матрице цифрового фотоаппарата. Интересные таинственные горные леса, в которых живут старинные легенды. Утренняя роса на траве, чистая, как стекло, вода в ручьях и реках, грибы и цветы — все это становится украшением каждого фото. А выше в горах, на просторных лугах, открываются волшебные панорамы высочайших гор, захватывающие величием и силой. Вода в кадре оживляет и освежает фотографию, она искрится жизнью и радостью. А если это не просто река, а бурный поток с десятками каскадов, водопад среди зелени леса, или кристально чистое горное озеро, то такая картина кажется почти сказочным. Многообразие красок радует весной яркими цветами, осенью — оранжевым листьями, а зимой заснеженные пейзажи на фоне синего неба поражают своей грандиозностью. Горы можно фотографировать вечно, однако горы любят сильных и мужественных, они ничего не дарят просто так. В постоянной борьбе со стихией, преодолевая тяжелые подъемы и покоряя новые вершины, фотографы получают не только удовольствие от съемки, но и удовольствие от самого путешествия.
Если вы не очень хорошо ориентируетесь в мире фотографии, не стоит расстраиваться. Для любителей съемки на природе, а также для тех, кто обожает путешествия и туризм, есть специальные профессиональные фототуры, насыщенные и интересные. В таких путешествиях с группой туристов идет опытный фотограф, рассказывает основы пейзажной съемки, показывает правильные и интересные ракурсы, проводит теоретические и практические занятия, и это все для того что бы Вы получили в итоге красивые фотографии. Фототуры — это невероятно интересная возможность и новый опыт для каждого. Сочетая путешествия горами с наукой фотографии, вы получите максимум удовольствия от каждого мгновения, проведенного здесь, в этих магических и прекрасных местах. Особенности зимней съемки в горахКирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах? Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.
В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками. Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров. На фото: Максим Панков Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне? При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.
На фото: Сергей Зюзюк Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте? Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано. При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.
Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.
Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.
На фото: Артем Шелдовицкий Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай? Я считаю, что правильная композиция — это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр — умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка — мир вокруг тебя, у тебя есть средства — камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.
Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке? Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение. Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное — это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре — Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно — снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны. На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки? Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже. Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска — ИК или радиоканалы.
ИК — инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток — небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт. Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе. Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров — её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.
Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда? Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок! Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» — более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.
Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?
Благодарим Кирилла Умрихина за предоставленные фотографии. А также предлагаем вам заглянуть в его блог. Не забывайте добавлять нас в друзья. Съемка в горахРекомендации по выбору техники от Константина Диковского, мастера курса «Горный треккинг» школы outdoor фотографии OnSight: При этом слове возникают величественные вершины, облака, солнце и потрясающие фотографии, которые предстоит создать. Согласитесь, последняя фраза звучит уже не так романтично. Шея может и не выдержать, а величественность вершин как-то отодвигается перед мыслью о надвигающейся усталости. Так что же взять человеку, увлеченному фотографией, в горный поход? Главный принцип здесь – соизмерять свои физические возможности со своими фотографическими амбициями. Любая доступная цифрозеркалка. Можно использовать любую имеющуюся камеру, включая компактные, но в настоящее время, именно зеркальная камера позволяет работать наиболее оперативно в сложных условиях, что связано со скоростью работы зум-объектива и наличием оптического видоискателя. Второй момент связан с размером и качеством матрицы, отчего напрямую зависит качество снимков. Пока зеркальные камеры — впереди остальных вариантов. Один универсальный зум для Nikon или Canon EF-S 15-85 mm или EF-S 17-85 mm для камер с кроп-матрицей или EF 24-105 – для камер с полной матрицей Почему один? Да, просто потому, что силы одного человека по переноске тяжестей на пересеченном рельефе имеют определенный предел. Это сложно назвать в полной мере рекомендацией, т.к. указанные объективы хороши, но дороги и далеко не всем по карману. Можно найти и более бюджетные варианты, которые вполне приемлемо будут делать свою работу. АККУМУЛЯТОРЫ ДЛЯ КАМЕРЫ – 4-5 шт., в зависимости от продолжительности похода и возможности подзарядки в пути. Рекомендация рассчитана на автономный поход продолжительностью 2-3 недели и 2000-2500 снимков, с учетом того, что при низких температурах ресурс аккумуляторов сильно снижается. ФЛЕШ-КАРТЫ – 3-5 шт. по 8-16 Гб, опять же в зависимости от продолжительности треккинга и частоты нажатий на спусковую кнопку. Выбирайте самые быстрые, какие можете себе позволить. ШТАТИВ – берите только, если уверены, что будете проводить съёмки с длительной выдержкой – речки, водопады, утренние, ночные, вечерние. И легкую головку – 3D, либо шаровую — с какой вам удобнее работать. Головка должна быть рассчитана на нагрузку не менее 2,5 – 3 кг и иметь съёмную площадку, которая крепится к камере и позволяет быстро ставить и снимать её со штатива. Пример шаровой головки – Manfrotto 494RC2. Производители – Manfrotto, Gitzo, Benro, Giottos и др. ТРОСИК – кнопка на проводочке, для съёмок со штатива с длительными выдержками. Можно брать любой, который подходит к вашей камере. ФИЛЬТРЫ – если действительно используете: UV – защитный. Для съёмок в сложных погодных условиях, и во всех случаях — при риске загрязнения объектива. По возможности, следует выбирать фильтры с низким профилем (максимально тонкие), чтобы избежать виньетирования при фотографировании на широкоугольный объектив. КАРАНДАШ ДЛЯ ЧИСТКИ ОБЪЕКТИВА – с одной стороны кисточка, с другой подушечка. Для удаления пыли и легких загрязнений. Производители: LensPen и др. Набор для чистки матрицы можно с собой не брать, при условии, что она у вас чистая и во время похода вы не будете снимать объектив с камеры. ФОТОСУМКА – необходимая вещь. Если фотоаппарат во время движения лежит в рюкзаке, большинство хороших кадров пройдут мимо. У вас просто не будет времени и сил каждый раз снимать и надевать рюкзак, чтобы достать камеру ради нескольких снимков. Оптимальный вариант – фотосумка, которая загружается сверху и висит впереди, в какой-то мере, уравновешивая рюкзак. К ней нужно привыкнуть, но она позволяет достать камеру за секунды и сделать кадр, не снимая рюкзака. Не стоит брать очень большую, но — достаточную, чтобы влезла камера, фильтры, пара аккумуляторов и флэш-карт. Сумка должна иметь систему постромков, позволяющую надеть её на плечи – фактически рюкзак наоборот. Сумки, которые имеют только шейный ремень не подходят. Пример подходящей фотосумки: Lowerpo Toploader Pro 65 AW или 70 AW Вышеперечисленное – это проверенный временем набор фотографа, который в течение многих или нескольких дней тащит на себе аппаратуру в дополнение к основному рюкзаку, сбор которого требует такого же внимания. Фотографу, путешествующему в компании с опытными альпинистами или горными туристами нужно иметь дополнительный запас выносливости, т.к. в поисках лучших кадров приходится обгонять или отставать, а потом догонять группу. Для этого нужны тренировки. Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования. Успешных вам съемок в горах! Ближайший курс школы outdoor фотографии OnSight начнется 3 сентября в Цейском ущелье. ПАРТНЕРЫ ШКОЛЫ ONSIGHT Как фотографировать горыПоход в горы – это возможность вдохнуть глоток чистого, освежающего воздуха, почувствовать адреналин в крови, стремительный ветер, развивающий волосы, и теплые солнечные лучи на своей коже. И, конечно, восхититься впечатляющими панорамами горных хребтов и удивительной красотой гор. У всех, кто побывал в горах, возникает непреодолимое желание сфотографировать горные пейзажи и оставить на память прекрасные ощущения от своего увлекательного похода. Фотографиями гор умиляются даже те, кто никогда не видел эти огромные массивы собственными глазами. Однако съемка в горах имеет свою специфику. Фотографии должны передавать всю ту красоту, которую видит фотограф через объектив своей камеры. И здесь приходиться учитывать целый ряд нюансов. Фотосъемка гор во многом похожа на обычную пейзажную фотографию. Например, касательно того, какое время лучше всего выбрать для съемки. Опытные фотографы-путешественники сходятся на том, что самые красивые фотографии горных вершин и их окрестностей получаются на закате и рассвете, что обусловлено, в первую очередь, мягкостью теней и теплым светом. В то же время съемка гор имеет и свои особенности, о которых нужно помнить фотографу. Не стоит забывать, что в горах погода меняется очень быстро, и, порой, совершенно непредсказуемо. То же самое касается и изменений условий освещения – они также происходят стремительно, что существенно осложняет работу фотографа. Если в горах облака начинают заслонять солнце, то освещение меняется более заметно, чем в обычных условиях, поскольку слишком велика разница между светом и тенью. Фотограф всегда должен быть готов к непредсказуемой погоде. Необходимая экипировка для фотографа, желающего поснимать в горах – водонепроницаемая, теплая одежда и горные ботинки с нескользкой подошвой. Воздух в горах становится все более разряженным с повышением высоты. В плане особенностей фотографии это обуславливает наличие очень насыщенного цвета неба – голубого со склонностью к синеве. Подобный цвет возникает в силу высокой доли ультрафиолета в световом спектре. Высокий уровень ультрафиолета на значительных высотах в горах также вызывает появление голубоватой дымки вдали. В горных условиях становится заметным сильный контраст по освещенности и цветовой температуре между областями, располагающимися в тени и на солнце. Поскольку в разреженном горном воздухе контраст с солнечным светом ярко выражен, то фотографы предпочитают устанавливать экспозицию по хорошо освещенным участкам, а не по теням. ФотооборудованиеИтак, начнем с того, что же понадобится Вам для осуществления фотосъемки в горах, и какие требования предъявляются к используемому фотооборудованию. Что касается фотоаппарата, то совершенно очевидно, что он не должен быть слишком большим и громоздким, чтобы не сильно мешать Вам во время изматывающего горного похода. В то же время обычная «мыльница», пусть и с некоторыми расширенными функциональными возможностями, не подойдет. В идеале, камера не должна стеснять Ваши движения в сложных горных условиях, при этом обеспечивая все возможности для полноценной съемки. У фотоаппарата должен быть прочный, надежный влагозащищенный корпус, чтобы ему не был страшен никакой мелкий дождь или пыль. Это важно в горных условиях, где, как мы уже выяснили, погода меняется стремительно. Для камеры можно захватить какой-нибудь защитный чехол от дождя. Объектив для съемки гор обязательно должен обладать возможностью многократного оптического приближения. Ведь в горах не всегда можно свободно перемещаться из одной точки в другую, выбирая наиболее подходящий ракурс. Камера, имеющая хороший зум, расширяет возможности фотографа для съемки интересных объектов на разном расстоянии. В принципе, опытные фотографы используют два типа камер для гор – легкую «дорожную», совершенно не стесняющую движения во время переходов, и «творческую» зеркальную камеру, которая надежно защищена от влаги, пыли и механических повреждений, и предоставляет более широкие возможности для съемки. Пейзажи снимают преимущественно на широкоугольные объективы, поскольку такая оптика позволяет получать четкие, хорошо сфокусированные кадры, как на переднем, так и на заднем плане. Так же широкоугольный объектив делает объекты на переднем плане больше, а на заднем – меньше, тем самым, создавая ощущение пространства. Для съемки в горных ущельях лучшего всего подойдет короткофокусная широкоугольная оптика, позволяющая охватить всю панораму. Впрочем, если использовать сверхширокоугольный объектив, то он будет значительно удалять задний план, неприятно искажая пространство. Может пригодиться и длиннофокусная оптика, которая предоставляет возможность снимать удаленные горные вершины и позволяет разместить в кадре сразу несколько разно удаленных объектов. Рекомендуется взять с собой в горы небольшой набор сменных объективов, например, зум-объектив 17-70 мм и телеобъектив 70-200 мм. Вместо зум-объектива можно взять оптику с фиксированным фокусным расстоянием и высокой разрешающей способностью. В частности, будет достаточно 28 мм объектива. Кроме оптики и камеры, Вам, скорее всего, понадобится штатив. Однако носить с собой штатив во время перемещения в горах – занятие не из легких. Тяжелый и громоздкий штатив, хотя он и будет более устойчивым в условиях сильного ветра, все же лучше оставить дома. Таская такую тяжесть с собой в течение нескольких часов, Вы вряд ли сможете сконцентрироваться на качестве своих снимков. Когда устаешь – фотографии чаще всего получаются плохими. Практика показывает, что в горах каждый грамм на вес золота. Штатив, конечно, нужен, но в идеале он должен быть одновременно устойчивым и легким. Например, можно использовать трехсекционный штатив с универсальной шаровой головкой. Из дополнительных аксессуаров можно прихватить с собой в горы поляризационный и градиентный фильтры. Поляризационный фильтр помогает делать более красивые снимки неба, а градиентный служит для того, чтобы получить более экспонированные кадры в условиях существенного перепада контраста между небом и землей. Также перед походом в горы стоит проверить наличие пустой флешки в камере и запасной, плюс рекомендуется обзавестись дополнительной аккумуляторной батареей. Две карты памяти и два источника питания – все это крайне необходимо, ведь в горах Вы не сможете найти электрическую розетку или магазин, продающий фото аксессуары. Съемка в горахОпределившись с необходимым набором фотооборудования, перейдем непосредственно к специфике съемки в горах. Пожалуй, самый важный момент при съемке в горах – это определение правильной экспозиции. В горных условиях контрастность очень высока, и если стоит яркая солнечная погода, а в кадр попадает снег или насыщенное голубое небо, встроенный экспонометр имеет свойство несколько завышать свои показания, вследствие чего кадр получается слишком темным. Поскольку условия освещения в горах могут меняться очень быстро, лучше использовать не ручной режим съемки, а режим приоритета диафрагмы. Светочувствительность ISO обычно выставляется на минимальный уровень. Если съемка производится со штатива в ясный солнечный день, то рекомендуется снимать в промежутке диафрагм от 8 до 11. В пасмурную же погоду стоит чуть больше открыть диафрагму. Самый главный вопрос – как замерять экспозицию? Тут фотографы используют различные способы. Например, выбирается самый светлый участок на среднем или ближнем фоне, по которому и замеряется экспозиция. Лучше, конечно, избегать сильноконтрастных фотографий и компоновать кадр таким образом, чтобы освещение оказывалось более-менее однородно. В целом, оптимально проводить экспонирование по какому-либо объекту средней яркости, чтобы получить качественные результаты. Однако при съемке красивых закатов или рассветов в горах имеет смысл определять экспозицию по участку неба, находящемуся примерно на двадцать – двадцать пять градусов выше солнца. Можно использовать одиночный автофокус с фокусировкой по центру, причем в настройках фотоаппарата нужно указать, чтобы при блокировке фокуса значение экспозиции не изменялось. Это позволяет применять прием с перефокусировкой. Вы наводите центр видоискателя на нужную точку, нажимаете кнопку спуска затвора до середины, после чего смещаете камеру в одной плоскости (не меняя расстояние до объекта), чтобы получить интересную композицию. Далее осуществляете кадрирование по своему вкусу и нажимаете спусковую кнопку до конца. Таким способом можно добиться того, что в кадре резким будет именно тот объект, который Вам нужен, причем экспозиция будет замерена по нему. Если Вы снимаете без штатива, то для получения резких фотоизображений имеет смысл задействовать систему стабилизации, причем лучше всего ту, которая встроена в объектив. При съемке со штатива вибрации, создаваемые изменением расположения линз в объективе или положения матрицы в корпусе фотоаппарата, могут повлиять на четкость картинки, поэтому в этом случае систему стабилизации лучше отключить. При использовании штатива рекомендуется активировать таймер (автоспуск) на две секунды или позаботиться о пульте дистанционного управления. Поскольку горы мы чаще всего видим снизу, то, возможно, стоит искать более интересные ракурсы, чем простая съемка у подножья гор или с дороги. Такие снимки вряд ли смогут привлечь внимание зрителя, они обычные и доступны всем. Если Вы хотите создать действительно впечатляющие и интересные снимки гор, то лучше выбирать ракурсы с необычных позиций, например, сверху вниз. Для этого потребуется вскарабкаться на вершину (если это возможно) или подняться как можно выше и сделать снимки параллельно линии горизонта, либо с верхнего ракурса вниз. В горах чаще используйте контровый свет и силуэты, не забывайте снимать против солнца – зачастую получаются очень яркие, незабываемые кадры. Ищете в горах яркие насыщенные краски, особенно в часы рассвета и заката. Во время любого похода на пути Вам будут часто встречаться объекты, которые, казалось бы, никак не связаны с темой гор. Например, старинные сооружения или современные постройки. Их неплохо было бы также сфотографировать на фоне гор. Если Вы выбрали какую-либо сцену в горах для съемки, рекомендуется сделать еще несколько дополнительных кадров слева и справа от нее с теми же установками экспозиции – возможно, при обработке снимков Вы сможете сделать более объемную панораму или как минимум добавить своей фотографии пространства по горизонтали. Для масштаба можно использовать человека в кадре, к тому же, это придаст особую достоверность Вашей фотографии. Отправляясь в горы с фотоаппаратом, не забывайте о своей безопасности. В горах подвернуть ногу или получить какую-либо серьезную травму ничего не стоит. Поэтому перед походом в горы, Вы должны внимательно изучить рельеф того места, куда Вы собрались, погодные условия, наиболее интересные места и подстерегающие опасности. Самый оптимальный вариант – найти проводника, который много лет живет в конкретной местности и знает о ней практически все. С помощью такого опытного человека Вы сможете обеспечить создание наиболее благоприятных условий для своего путешествия и выполнения самой фотосъемки в горах. Для любых предложений по сайту: [email protected] |