Глубина резкости: простое понимание диафрагмы
Глубина резкости: простое понимание диафрагмы
Простое определение фотографии – это рисование светом.
Когда вы рисуете светом, вы создаете историю в доле секунды. Вот о чем все фотографии. Технически ваша камера измеряет количество света в сцене, и вы указываете ей сколько этого света вы хотите использовать, чтобы создать изображение с правильной экспозицией. Это становится вашей историей.
Существует три основные настройки для контроля света; выдержка, ISO и, мое любимое, диафрагма. Каждая из этих установок имеет свой индивидуальный способ измерения количества света. Когда все три правильно сбалансированы, вы создаете правильную экспозицию.
Хотя каждая из этих настроек измеряет количество света, они также имеют отличительные характеристики, которые вносят художественные черты в ваши снимки. Понимая их, вы контролируете всю историю, о которой хотите рассказать.
Выдержка захватывает движение или «замораживает» его. ISO помогает контролировать насколько чувствительна ваша камера к имеющемуся в сцене свету. И, наконец, диафрагма создает глубину резкости. Вот где появляется история; это с помощью диафрагмы вы контролируете, что будет в фокусе, а что нет.
Как фотограф, как вы решаете, на чем вашему зрителю сфокусировать внимание? Как вы создаете свою историю? Вот что такое диафрагма и вот почему я ее люблю.
Где она и что она делает?
Диафрагма находится в вашем объективе, не в корпусе фотокамеры. Отверстие объектива открывается и закрывается, чтобы контролировать количество света. Выбрав определенное значение диафрагмы, вы говорите объективу какое количество света должно попасть на матрицу.
Это очень похоже на то, как устроен человеческий глаз. Ваши зрачки расширяются и сужаются в соответствии с тем, сколько света присутствует в сцене. Например, когда вы входите в темный зал кинотеатра. Сначала вы ничего не видите, но затем ваши глаза настраиваются. Зрачки расширяются, позволяя вам увидеть столько света, сколько возможно в темной комнате.
Опять же, когда вы находитесь на улице в солнечный день, сначала свет слишком яркий. Ваши зрачки сужаются, впуская меньше света. Диафрагма объектива работает по тому же принципу. Изменение значение диафрагмы – это сужение или расширение зрачка.
Размер диафрагмы объектива измеряется в так называемых f-ступенях (диафрагменное число). Как и остальные настройки камеры, она имеет общий диапазон.
Запоминать числа необязательно. Важно видеть диапазон в настройках. Здесь есть хитрость; чем меньше диафрагменное число (например, f/1.8), тем больше открывается диафрагма. Это означает, что большее количество света попадет в отверстие объектива, и наоборот. Чем больше диафрагменное число (например, f/22), тем меньше откроется диафрагма, и меньше света попадет в объектив.
Принимайте диафрагменное число за дробь. Просто замените F с номером один. 1/4 пирога – это гораздо больше, чем 1/16 пирога.
Небольшое примечание: не все объективы устроены одинаково. Разные объективы имеют разную диафрагму. Некоторые имеют диапазон шире, некоторые – меньше. Стандартные объективы имеют диапазон f/3.5–f/22. Специальные же могут опускаться до числа f/1.2 и ниже.
Видение глубины резкости.
Вот где начинается удовольствие. При измерении количества света, когда отверстие объектива расширяется и сужается, также измеряется глубина резкости. Опять-таки, ваши глаза делают то же самое!
Когда вы смотрите на монитор и читаете эту статью, все слова в основном в фокусе для ваших глаз. Периферическим зрением вы можете также видеть другие предметы, но они будут не в фокусе.
Заметьте, ваши руки на клавиатуре, они на переднем плане, и возможно книжная полка на заднем плане. Вы можете их видеть, но они не в фокусе. Вы видите глубину резкости.
Хорошая фотография делает именно это. Она захватывает передний план, середину и задний план. Задавая диафрагму, вы контролируете, какая из этих областей будет в фокусе. Все это зависит от вашего намерения, от вашей истории.
Определение глубины резкости.
С помощью точки фокусировки (тот маленький квадратик в середине видоискателя) вы фокусируетесь на определенной части сцены. Эта точка будет самой четкой на вашем изображении. Участок перед этой точкой фокусировки и позади нее будет тоже в фокусе. Расстояние между крайней передней и крайней задней точкой, которые находятся в фокусе, считается глубиной резкости. Вы сами решаете, какой она будет, выбрав определенный размер диафрагмы.
Это история об обезьяне на скале. Кусты на переднем плане и храм на скале на заднем плане не вошли в область фокусировки. Они вне глубины резкости. Это привлечет ваше внимание к точке фокусировки — обезьянке в середине.
Помните, меньше диафрагменное число, больше открытие, больше света попадает в объектив. Это означает, что меньшая область вашей сцены будет в фокусе и у вас получится малая глубина резкости. Также верно обратное. Большее диафрагменное число, меньшее открытие, меньше света попадает в объектив. В этом случае практически вся сцена будет в фокусе, и вы получите большую глубину резкости.
Проще говоря, чем больше диафрагменное число, тем большая область будет в фокусе. Чем меньше диафрагменное число, тем меньшая область в фокусе.
Глубина резкости более подробно.
Когда вы устанавливаете точку фокусировки на определенном участке, это место создает фокальную плоскость. Все, что находится на том же расстоянии от объектива, находится в той же фокальной плоскости и будет в фокусе.
При малой глубине резкости (малое число) фокальная плоскость очень малая. Если глубина резкости больше (большое число), то фокальная плоскость становится больше.
Здесь одна и та же сцена, сфотографированная с разными установками диафрагмы. Обратите внимание, что глубина резкости влияет на то, насколько большой участок изображения остается в фокусе.
При f/2.2 только солнцезащитные очки находятся в фокусе. При f/5.6 шляпа тоже в фокусе. Используя f/8.0 вы можете разглядеть деревья на заднем плане. И, наконец, при f/22 все изображение находится в фокусе.
Какое из них расскажет лучшую историю? Вам как фотографу решать.
Практические советы и хитрости.
Теперь, когда вы имеете понятие об основах, самое время развлечься! Вот несколько советов, чтобы начать практиковаться.
Установите вашу камеру в режим Приоритет диафрагмы. У вас будет полный контроль над диафрагмой, при этом не волнуясь о правильной экспозиции. Таким образом вы можете просто сосредоточится на глубине резкости. Это отличный способ понять, что делает ваш объектив, когда вы изменяете установки диафрагмы.
Выберите предмет или сцену. Сфотографируйте ее с разных углов. Выбирайте разные участки для фокусировки, используя при этом весь диапазон установок диафрагмы.
Воспользуйтесь этими советами, как использовать глубину резкости в разных сценариях:
-когда вы фотографируете один объект, например, портрет ребенка, лучше всего использовать меньшее диафрагменное число, например, f/1.2-f/2.8. Создание малой глубины резкости привлекает внимание на лицо, которое в портрете всегда важнее всего;
-когда снимаете небольшую группу людей (2-5 человек), установите f/4-f/8. Эта глубина резкости немного больше, и это гарантирует, что все люди попадут в область фокусировки;
-каждый раз, когда у вас открытая сцена, как, например, пейзаж, и вы хотите все показать в фокусе, выбирайте число выше f/10.
Это всего лишь советы. Фотография – это вид искусства. Будьте креативны и помните, что все это для того, чтобы рассказать историю.
5 шагов к пониманию диафрагмы.
Диафрагма фотоаппарата является одним из трех факторов, влияющих на экспозицию. Поэтому понимание действия диафрагмы – это обязательное условие для того, чтобы делать глубокие и выразительные , правильно экспонированные фотографии. Есть как положительные, так и отрицательные стороны использования различных диафрагм, и этот урок научит вас, что они собой представляют и когда какие следует использовать.
Шаг 1 – Что такое диафрагма фотоаппарата?
Лучший способ понять, что такое диафрагма – представить ее как зрачок глаза. Чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку.
Экспозицию составляют три параметра: диафрагма, выдержка и ISO. Диаметр диафрагмы регулирует количество света, поступающего к матрице, в зависимости от ситуации. Есть различные творческие варианты использования диафрагмы, но когда речь идет о свете, важно запомнить, что более широкие отверстия пропускают больше света, а более узкие меньше.
Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?
Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.
Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22
Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.
Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.
Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R 2 .
Вот несколько примеров:
50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм 2 . Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм 2 .
Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.
Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.
Шаг 3 – Как диафрагма влияет на экспозицию?
С изменением размера диафрагмы изменяется и экспозиция. Чем шире диафрагма, тем сильней экспонируется матрица, тем более светлое изображение получается. Лучший способ продемонстрировать это – показать серию фотографий, где изменяется только диафрагма, а остальные параметры неизменны.
Все изображения ниже были сделаны на ISO 200, выдержка 1/400 сек, без вспышки, а изменялась только диафрагма. Значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22.
Однако, основное свойство диафрагмы – это не управление экспозицией, а изменение глубины резкости.
Шаг 4 – Эффект глубины резкости
Глубина резкости – сама по себе обширная тема. Чтобы раскрыть ее, нужно несколько десятков страниц, но сейчас мы рассмотрим ее очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет передаваться резко спереди и сзади объекта съемки.
Все, что вам действительно нужно знать, с точки зрения взаимосвязи диафрагмы и глубины резкости, это то, что чем шире диафрагма (f/1.4) тем меньше глубина резкости, а чем уже диафрагма (f/22), тем поле резкости больше. Прежде, чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных с разной диафрагмой, посмотрите на диаграмму ниже. Она помогает понять, почему это происходит. Если вы не понимаете точно, как именно это работает, ничего страшного, пока для вас важно знать о самом эффекте.
На нижнем рисунке представлено фото, сделанное на диафрагме f/1.4. На нем ярко выражен эффект ГРИП (Глубины резко изображаемого пространства)
Наконец подборка фотографий, сделанных в приоритете диафрагмы, таким образом экспозиция остается постоянной, а меняется только диафрагма. Диафрагменный ряд такой же, как в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.
Шаг 5 – Как использовать различные диафрагмы?
Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.
f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса
f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4
f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.
f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.
f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.
f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.
f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов
f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.
f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.
Как я уже говорил, это только рекомендации. Теперь, когда вы точно знаете, как диафрагма влияет на фото, пробуйте и получайте удовольствие.
NT1201: Цифровая фотография
Практически на любой фотографии есть зона, в которой все изображение четкое и ясное (резкое). На некоторых снимках резко всё: песок, пальма, лодка, мальчик, другой мальчик, половина девочки и, конечно же, море. Таких фотографий, как правило, большинство. На других же в “зоне резкости” находится маленькая область, а остальное изображение мутное, как бы размытое.
Этот эффект размытия присущ также и нашему зрению. Если поднести палец близко к лицу и посмотреть на него, то палец будет “четким”, а весь остальной мир — размытым. И, соответственно, наоборот. Если, не убирая палец, посмотреть на что-нибудь вдали, то палец станет “размытым”, а “что-нибудь вдали” — чётким.
ГРИП (глубина резко изображаемого пространства)
ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) — расстояние между ближней и дальней границами пространства, в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко).
На глубину резкости влияют:
Фокусное расстояние объектива
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.
Расстояние до объекта
Глубина резкости уменьшается по мере приближения к объекту.
Эти два параметра взаимно компенсируются, т.е. если снять два кадра 135мм и 28мм объективами с 5 метров, глубина резкости будет отличаться, но, если для 28мм сократить расстояние до объекта в 135/28 = 4,8 раза, получатся кадры с одинаковой глубиной резкости.
Чем больше закрыта диафрагма (т.е. большое f-число и маленькое отверстие), тем больше глубина резкости
Этот параметр жестко ограничивает, насколько узкую глубину резкости можно получить конкретной моделью камеры. Именно по этой причине мыльницами с маленькой матрицей очень сложно размыть фон, например, при съемке портрета. Зато хорошо получаются макрофотографии различных цветочков.
Диафрагма
Как мы уже говорили, яркость создаваемого объективом изображения прямо пропорциональна площади действующего отверстия объектива. Уменьшив диаметр действующего отверстия объектива в 2 раза, можно уменьшить в 4 раза количество проходящего через него света. Для регулирования светосилы в объективах применяется ирисовая диафрагма — конструкция из нескольких лепестков-шторок, позволяющая уменьшать или увеличивать отверстие, через которое проходит свет. Таким образом осуществляется контроль над количеством света, проходящим через оптическую систему. Процесс уменьшения светосилы объектива при помощи диафрагмы называется «диафрагмированием», а величина, обратная величине относительного отверстия объектива, называется «диафрагменным числом» (или просто — “диафрагмой”). По мере увеличения значения диафрагменного числа изображение становится темнее.
Существует стандартный ряд значений: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32. Говоря математическим языком, стандартный ряд представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем в виде квадратного корня из 2 (естественно, цифры эти несколько округлены). Такой шаг значений диафрагмы выбран прежде всего для удобства, поскольку при переходе к соседнему в ряду значению диафрагмы количество проходящего через объектив света изменяется вдвое.
Значение диафрагмы, соответствующее максимальному светопропусканию объектива, конструкторам не всегда получается вписать в стандартный ряд. Поэтому ряд диафрагм многих объективов начинается с нестандартного значения — например с 1.9, 3.2 или 4.5.
Как уже говорилось ранее, диафрагма влияет на глубину резкости снимка. Уменьшение диафрагменного числа в настройках камеры приводит к уменьшению глубины резкости (диаметр относительного отверстия, наоборот, будет увеличиваться). Фотографы говорят: открытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно больше, например f/2.8, что даст маленькую глубину резкости и красиво размытый фон) или закрытая диафрагма (т.е. площадь отверстия диафрагмы должна быть как можно меньше, например f/16, что даст большую глубину резкости). Часто фотографы называют отверстие диафрагмы “дыркой”. Говорят: “открой дырку посильнее” (т.е. нужно увеличить диаметр отверстия диафрагмы).
Чтобы не путаться, различные варианты описания величины отверстия диафрагмы можно представить в виде таблицы:
глубина резкости | число в знаменателе | диаметр отверстия диафрагмы | количество света на матрице |
---|---|---|---|
маленькая | маленькое (например, f/1.4) | большой | много |
большая | большое (например, f/16) | маленький | мало |
Чем качественнее объектив, тем больше лепестков используется в конструкции диафрагмы. На изображении можно отличить ровные и угловатые края размытых световых точек:
Режимы камеры
В некоторых камерах имеются различные автоматические режимы съемки, напрямую связанные с глубиной резкости:
«Портрет» — камера пытается максимально открыть диафрагму (маленькое число в знаменателе, например, f/2.8), что приводит к размытию фона. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка срабатывает автоматически.
«Горы» или «Пейзаж» — камера пытается закрыть диафрагму (большое число в знаменателе, например, f/16), благодаря чему глубина резкости увеличивается максимально. Встроенная вспышка отключена.
«Цветок» (макросъемка) — съемка с очень близкого расстояния. Камера пытается максимально открыть диафрагму, благодаря чему уменьшается глубина резкости. В условиях низкой освещенности встроенная вспышка сработает автоматически.
Диафрагма — глубина резкости (ГРИП)
Как мы уже выяснили, диафрагма необходима для ограничения количества света, поступающего на матрицу фотоаппарата через объектив. И что именно от размера диафрагмы зависит, получится снимок темным или светлым. Но не только цветовая гамма фото определяется положением диафрагменных лепестков. Также размер диафрагмы определяет часть фотографии с наибольшей резкостью. При наименьшем значении диафрагмы (то есть при максимальном открытии) зона резкости будет находиться в пределах трех сантиметров. Уменьшения «окошка» диафрагмы приведет к увеличению зоны резкости до тридцати сантиметров. Совокупность оптических процессов, определяемых диафрагмой, обозначаются глубиной резкости изображаемого пространства (сокращенно – ГРИП).
Глубина резкости, как характеристика оптики, не указывается ни на самом объективе, ни даже в инструкции к нему. Что не мешает ей выступать одним из важнейших факторов качества снимка.
ГРИП – это расстояние между ближней и дальней границами, определяющими зону резкости снимка. При прочих равных условиях, чем меньше значение диафрагмы, тем более размытым получится фон фотографии.
Максимально открытая шторка диафрагмы рекомендуется для портретных снимков. Размытый фон, обеспечиваемый небольшой глубиной резкости, позволяет заострить внимание зрителя непосредственно на объекте съемки.
На фото слева — большая глубина резкости (маленькое отверстие диафрагмы), справа — небольшая глубина резкости (большое отверстие диафрагмы)
Фото, на которых важна каждая деталь (будь то фон или передний план), требуют большей глубины резкости. Поэтому наибольшие значения диафрагмы выставляются для съемки пейзажей.
В обучающих материалах для начинающих фотографов нередко встречается понятие «глубина фокуса». Его значение полностью совпадает с глубиной резкости. Таким образом, когда речь идет о большей глубине фокуса, это означает, что все объекты на фото находятся в четком фокусе.
Умение контролировать глубину резкости позволяет фотографу добиться оригинальных визуальных эффектов. Но для того, чтобы эксперименты с этим показателем были успешными, необходимо помнить о некоторых секретах.
Так, например, при портретной съемке ошибка в один сантиметр может привести к тому, что глаза объекта окажутся в фокусе, а нос или уши – за его пределами. Неудачным может выйти и групповой снимок. При неправильно выставленной величине ГРИП первый ряд людей на фото оказывается в фокусе, а второй и последующие превращаются в размытое пятно.
Работа с динамическими сюжетами, в отличие от портретов, не требует особой точности. При большой глубине резкости позиция объекта может перемещаться на значительные расстояния, оставаясь при этом в фокусе.
Для регулировки ГРИП на фотоаппарате необходимо переключиться в режим приоритета диафрагмы, обозначаемого обычно латинской буквой «А» (от английского «aperture» – диафрагма). В этом случае значение диафрагмы задается вручную, а длина выдержки определяется автоматически.
При изменении этого параметра необходимо учитывать, что регулировке поддается только один план изображения, резкость которого будет абсолютной. Выше и ниже выбранного значения зона резкости будет соответствовать глубине резко изображенного пространства.
Пример глубины резкости от значения диафрагмы
Также стоит отметить, что показатель ГРИП распространяется не только «вдаль» (то есть в направлении от фотографа к объекту), но и «вширь» (то есть по обе стороны от объекта). На практике это проявляется в том, что при большой глубине резкости края объекта могут получиться расфокусированными.
Кроме размера диафрагмы, на глубину резкости влияет величина съемочного и фокусного расстояния. Чтобы понять, каким образом определяется ГРИП, следует запомнить нижеприведенные зависимости.
1. Глубина резкости тем больше, чем меньше фокусное расстояние.
2. Глубина резкости напрямую зависит от значения диафрагмы.
3. Глубина резкости тем меньше, чем ближе расположены объекты съемки.
4. Глубина резкости перед объектом в фокусе всегда меньше глубины резкости за объектом.
Таким образом, максимальная глубина резкости достигается за счет небольшого фокусного расстояния, прикрытой диафрагмы и значительной дистанции между фотографом и объектом съемки.
При определенных условиях глубина резкости может приближаться к бесконечности. Все объекты, находящиеся дальше определенного расстояния (обычно трех-пяти метров), на снимке получатся одинаково четкими. Бесконечная величина глубины резкости оправдана при необходимости детально отобразить каждый объект, попавший в кадр.
Для достижения минимального значения ГРИП нужно использовать длиннофокусный объектив с максимально открытой диафрагмой. Съемочное расстояние при этом должно составлять не более полутора метров.
В случае возникновения сомнений по поводу глубины резкости от «игр» с ней лучше отказаться. Потому что «размыть» фон снимка позволяет даже самый простой графический редактор, а «собрать» из невнятных деталей картинку в фокусе практически невозможно.
Учитывая, что формула расчета глубины резкости достаточно объемна, большинство фотографов-любителей используют специальные программы-калькуляторы ГРИП. Опытные же фотохудожники больше доверяют собственному чувству кадра, чем его математическому обоснованию.
Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)
Понимание глубины резкости в фотографии
В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.
Глубина резкости
Глубина резкости (DOF) – это область в фотографии, в которой элементы кадра будут максимально четкими. Если объект, попадает за пределы этой области, он теряет свою четкость, при этом, чем дальше от области фокуса находится объект, тем более размытым он будет. В любой зоне резкости, есть точка, находясь в которой, объект будет наиболее резким. Если глубина резкости маленькая, значит, большая часть изображения будет не в фокусе, и наоборот, чем больше глубина резкости, тем большая часть кадра будет четкой и резкой. Глубина резкости определяется тремя факторами — размером отверстия диафрагмы, расстоянием до объектива, а так же фокусным расстоянием объектива. Давайте посмотрим, как работает каждый из этих факторов.
Апертура
Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.
Сравнение большой и малой апертуры
Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.
Диапазон ступеней диафрагмы
Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.
Расстояние от объектива
Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.
Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.
Заключение
Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.
Второе правило глубины резкости
Третья часть урока о глубине резкости
В первой части урока о глубине резкости вы познакомились с понятием ГРИП (глубина резкости) и узнали зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости. Так же вы узнали, что протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые «влиятельные» — фокусное расстояние и диафрагма объектива.
Во второй части урока о глубине резкости узнали, что такое фокусное расстояние объектива, как оно влияет на ГРИП и как изменет пространство на фотографии. Кроме того, узнали, какой объектив подходит для фотосъёмке портрета и, наконец, запомнили первое правило ГРИП — правило расстояний.
В этой, заключительной части урока о Глубине резкости, вы узнаете о более мощном инструменте для измения Глубины Резкости, чем фокусное расстояние объектива — диафрагме объектива.
Прежде, чем мы продолжим изучение глубины резкости, нам нужно разобраться что такое диафрагма объектива и где её искать.
Для начала, давайте проведём простой но удивидельно эффективный эксперимент, после этого я расскажу вам подробности о диафрагме и глубине резкости.
Показать эксперимент с диафрагмой и глубиной резкости
Эксперимент с диафрагмой и глубиной резкости
Возьмите толстую иголку или малюсенький гвоздик и сделайте в картонной карточке дырочку или, ещё проще — сложите пальцы руки в кулак так, чтобы осталась только маленькая дырочка 1-2мм.
Смотрите через дырочку в карточке или кулаке на текст в книге и потихоньку приближайте книгу к глазам. Остановитесь когда текст при приближении книги из чёткого начинает расплываться, но буквы ещё можно прочесть. Не двигая книгу, уберите карточку с дыркой (или руку) через которую вы смотрели на текст.
Ну как? Текст расплылся не так ли? А если между глазом и книгой снова поместить диафрагму ? Резкость снова увеличится!
Теперь вы никогда не забудите, что
МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ ДОБАВЛЯЕТ РЕЗКОСТЬ
В любом приличном объективе есть похожее устройство, предназначенное для управления глубиной резко изображаемого на фотографии пространства. Почему в приличном объективе? Потому что, не все объективы имеют диафрагму способную изменить глубину резкости — подробнее о неприличных объективах вы узнаете ниже
Что такое диафрагма объектива
Точно так же, как в эксперименте с глубиной резкости и диафрагмой в вашем фотоаппарате есть перегородка с отверстием.
Диафрагма объектива – это светонепроницаемая перегородка между линзами объектива, с круглым (или почти круглым в зависимости от конструкции) отверстием посередине.
Отверстие диафрагмы объектива, установленное в данный момент называется действующим отверстием.
В зависимости от действующего отверстия диафрагмы изменяется резкость предметов находящихся на разных расстояниях от объекта на который сфокусирован объектив фотоаппарата.
Используя большое отверстие можно уменьшить глубину резкости так, что резким останется только главный объект съёмки, а всё ненужное в кадре будет нерезким (размытым). Такой приём довольно часто используют в портретной фотографии, поскольку это привлекает внимание зрителя к главному объекту съёмки (самому резкому).
Используя очень маленькое отверстие диафрагмы, вы можете удлинить зону резкости так, что все объекты в кадре станут резкими. Если вы не забудете прикрыть диафрагму фотографируя пейзаж у вас будет изумительно резкая фотография.
И хотя зона перехода нерезкости в резкость и обратно никогда не имеет чёткой границы, закрывая или открывая диафрагму объектива до определённой величины, подобранной экспериментально, вы можете добиться того, что только нужные объекты в кадре будут резкими.
Сменная и регулируемая диафрагма объектива
В первых фотоаппаратах диафрагма объектива была сменная. К каждому объективу прилагался набор светонепроницаемых пластин с отверстием посередине. Площадь каждого отверстия отличалась от соседнего в 2 раза. Почему именно в 2 раза, вы узнаете в следующих уроках фотографии, посвящённых экспозиционной паре.
Настраивая глубину резкости, фотограф вынимал одну пластину диафрагмы из объектива и вставлял другую. Это было очень неудобно и слишком долго. до тех пор пока не была придумана ирисовая диафрагама = диафрама с ирисовым механизмом регулировки размера отверстия [англ: iris — радужная оболочка глаза]
У фотоаппаратов с ирисовой диафрагмой появился специальный рычажок-переключатель диафрагмы. Перед фотосъёмкой фотограф устанавливал рычажок диафрагмы на нужную отметку, а диафрагма в это время меняла размер своего отверстия
Показать фотоаппраты со сменной и регулируемой диафрагмой
Сменная диафрагма объектива |
Регулируемая диафрагма объектива |
C тех пор механизм ирисовой диафрагмы объектива фотоаппарата остался практически неизменным, а вот рычажок перключения диафрагмы теперь спрятан внутри объектива и поворачивает его микроэлектромотор, в зависимости от таго, какое значение выбрал фотограф или автоматика фотоаппарата.
В современных фотоаппаратах диафрагма закрывается только в момент получения снимка и увидеть как она работает не так-то просто. Чтобы посмотреть как будет выглядеть фотография при закрытой диафрагме, некоторые фотоаппараты снабжены специальной кнопкой — репетир диафрагмы [англ.синоним: DOF preview button], нажав на которую вы можете принудительно закрыть диафрагму до установленного значения и оценить глубину резкости до того, как сделаете снимок.
O неприличных объективах
В современных суперкомпактных и недорогих цифровых фотоаппаратах, а так же в фотокамерах многих телефонов и смартфонов, отсутствует ирисовоый механизма диафрагмы, из-за этого размер отверстия диафрагмы не регулируется. Разумеется, что о регулировке глубины резкости с таким фотоаппаратом можно забыть.
Посмотреть устройство ирисовой диафрагмы
Устройство ирисовой (ламельной) диафрагмы
Классичесая ламельная диафрагма состоит из тоненьких пластин (ламелей). С одной стороны каждая пластина крепится на оси неподвижного кольца ирисового механизма, а в прорезь ламели входит один штырёк подвижного кольца ирисового механизма.
Устройство ирисовой диафрагмы |
Ламели диафрагмы сняты |
При полностью открытой диафрагме, ламели максимально отодвинуты от центра и спрятаны за кольцами механизма. Когда поворачивается подвижное кольцо, его штырьки скользят по пофилированной щели ламели. При этом ламели поворачиваются вокруг осей неподвижного кольца и начинают перекрывать отверстие. Чем больше поворот подвижного кольца, тем меньше отверстие диафрагмы.
Благодаря ирисовому механизму размер отверстия диафрагмы может изменяться в зависимости от настроек фотоаппарата. Размер отверстия диафрагмы связан с его фокусным расстоянием, поэтому часто называется относительным отверстием.
Зависимость отверстия диафрагмы от фокусного расcтояния объектива
Относительное отверстие диафрагмы
Во время опыта с трубочками вы наверное заметили ещё одно различие – в более длинной трубке меньше света, несмотря на такой же диаметр. Это влияние мы будем учитывать, когда речь пойдёт об экспозиции, а сейчас рекомендую вам взять в руки свой фотоаппарат и сделать простой опыт.
Поставьте зум объектива вашего фотоаппарата на максимальное фокусное расстояние (максимальное приближение), при этом угол зрения объектива станет минимальным. После этого посмотрите как изменился диапазон возможных значений диафрагмы. Вы заметили, что значения диафрагмы изменились, потому, что уменьшилось относительное отверстие объектива, (диафрагма как бы прикрылась за счёт увеличения фокусного расстояния.
Теперь вы догадываетесь, почему значение диафрагмы обозначают как натуральную дробь с буквой f в числителе, например f/11, и часто называют относительным отверстием?
Кто не догадался, подскажу: f — это focus (или фокусное расстояние) вашего объектива, а цифра в знаменателе показывает во сколько раз изменилось соотношение длины и площади сечения (отверстия) нашей трубочки! Эта величина обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива, поэтому и принято её измерять относительно f.
Здесь нужно отметить, что в некоторых книгах по фотографии и, даже в инструкции к фотоаппарату диафрагму обозначают просто заглавной буквой F с цифрой — F11 (наверное для простоты написания). Поэтому, там где важно понимание связи относительного отверстия и фокусного расстояния я буду обозначать диафрагму в виде дроби, во всех остальных случаях буквой F. В любом случае, присутствие буквы F или f говорит о том, что речь идёт о диафрагме.
Вы наверняка слышали термин светосила объектива, но вы не знаете, что это такое? Могу вас обрадовать, вы только что узнали о зависимости светосилы объектива от его фокусного расстояния.
Максимальное отверстие диафрагмы объектива (когда диафрагма полностью открыта) это и есть светосила объектива.
Теперь вы знаете, что светосила длиннофокусного объектива всегда будет хуже, чем короткофокусного. Поэтому, никогда не сравнивайте светосилу объективов с разным фокусным расстоянием.
Диафрагма объектива и глубина резкости
В зависимости от размера отверстия диафрагмы изменяется глубина резко изображаемого пространства, т.е. резкость объектов находящихся на разных расстояниях от объекта съёмки на который сфокусирован объектив — чем дальше от точки фокусировки, тем больше размытие объектов.
На иллюстрации ниже объектив сфокусирован на подсолнух, а фотоаппарат перключен в режим приоритета диафрагмы Av(А). Под картинкой — кнопки переключения диафрагмы объектива: нажмайте на кнопки по-порядку и наблюдайте за тем, как изменяется резкость от размера отверстия диафрагмы
5 простых шагов к пониманию диафрагмы
Зачем нужно знать, что такое диафрагма
Диафрагма — это один из трех основных факторов, которые влияют на экспозицию. Из этого следует, что понимание того, как действует диафрагма, является обязательным условием для получения глубоких, выразительных и правильно экспонированных фотоснимков. Есть как негативное, так и креативное влияние различных диафрагм на конечный результат, и эта статья-урок призвана ознакомить вас с тем, что собой представляет диафрагма, какой она бывает и как ее выгодно использовать в ваших целях.
1 Шаг: Диафрагма — что это?
Самый лучший и, в то же время, самый простой способ понять принцип действия диафрагмы – это представить ее в виде зрачка человеческого глаза. Чем шире становится зрачок, тем больше он пропускает света.
Диафрагма вместе с выдержкой и светочувствительностью ISO являются основными параметрами экспозиции. Меняя диаметр диафрагмы, можно регулировать количество света, которое поступает на сенсор вашей камеры, в зависимости от освещения. Есть много вариантов креативного использования различных диаметров диафрагмы, которые мы рассмотрим в следующем разделе, но когда речь заходит о количестве света и экспозиции, то следует помнить: чем шире отверстие диафрагмы, тем больше оно пропускает света, и соответственно, уже отверстие — меньше света.
2 Шаг: Диафрагменная шкала
Различные значения диафрагм описываются, так называемой, шкалой диафрагм. На дисплее фотокамеры можно увидеть значение диафрагмы в виде знаменателя дроби — «f/ число». Это число показывает, насколько широко открыто отверстие диафрагмы, что, в конечном итоге, влияет на саму экспозицию, а также определяет глубину резкости. Здесь важно запомнить: чем меньше числовое значение диафрагмы, тем шире открыто ее отверстие. Возможно, поначалу это вызовет путаницу – почему маленькое число соответствует большему отверстию? Ответ достаточно прост и касается математики, но сначала давайте познакомимся со стандартной шкалой диафрагм.
Стандартный ряд диафрагменных чисел: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22
Наиболее важным из того, что необходимо знать обо всех этих числах, является то, что при переходе от меньшего числового значения к большему, отверстие диафрагмы уменьшается в два раза и соответственно пропускает в объектив на 50% меньше света. На объективе камеры можно увидеть надпись в виде соотношений числовых значений, например, 1:2, это значит, что диаметр отверстия объектива вашей камеры в два раза меньше его фокусного расстояния. Почти все современные фотокамеры имеют не только стандартные значения диафрагмы, но и промежуточные. Так, если шаг настройки равен 1/3 ступени, то между f/4 и f/2,8 будут находиться еще и другие значения диафрагмы: f/3,2 и f/3,6. Основное их назначение — возможность еще большей точности настройки экспозиции.
Теперь перейдем к более сложным вещам. Если вы посчитаете, что это слишком трудно и запутанно для вас, смело переходите к изучению следующего раздела. А здесь мы попытаемся разобраться, почему при переходе от меньшего значения диафрагмы к большему, через объектив камеры проходит света меньше именно в два раза.
Давайте рассмотрим все на примере. Скажем, у нас имеется в наличии объектив с фокусным расстоянием 50 мм с диафрагмой f/2. Сначала рассчитываем диаметр диафрагмы, для этого нужно 50 мм разделить на 2, получаем 25 мм. Затем находим радиус (половина диаметра), имеем 12,5 мм. И, наконец, узнаем площадь отверстия диафрагмы по формуле S = пи * R2 (число пи умножить на радиус в квадрате): 490 кв. мм. Теперь сделаем подобные расчеты для того же «полтинника», но уже с другим значением диафрагмы — f/2,8: диаметр будет равен 17,9 мм, соответственно, радиус = 8,95 мм, а площадь = 251,6 кв. мм. Здесь не нужно быть гением, чтобы заметить, что вторая площадь получилась почти в два раза меньше первой. Не стоит обращать внимание на то, что число 2 является приблизительным, виной тому округление диафрагменного числа до первого десятичного знака, если же проводить расчеты без округлений, то получится ровно 2.
Вот как выглядит диафрагменная шкала в реальности:
3 Шаг: Влияние диафрагмы на экспозицию
С изменением радиуса отверстия диафрагмы меняется и экспозиция: чем шире будет открыта диафрагма, тем больше света попадет на матрицу и, соответственно, снимок получится более светлым. Чтобы лучше себе представить зависимость экспозиции от диафрагмы, предлагаю рассмотреть серию снимков, которые были сделаны с разными значениями диафрагмы. Все фото были сняты без вспышки и при постоянных настройках экспозиции: выдержка 1/400, ISO 200; менялась только диафрагма: f/2, f/2,8, f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16, f/22.
Следует заметить, что все-таки главная творческая задача диафрагмы — влиять не на экспозицию, а на глубину резкости.
4 Шаг: Влияние диафрагмы на глубину резкости
Глубина резкости – достаточно объемная тема и для ее детального изучения потребуется отдельный фото-урок. В составе же этой статьи мы рассмотрим ее кратко и обобщенно. Главное, нужно запомнить, что, говоря о глубине резкости, мы имеем в виду расстояние, на котором все объекты съемки будут передаваться резко и четко.
Что касается влияния диафрагмы на глубину резкости, то здесь все просто: чем шире открыта диафрагма (не забывайте, что числовые значения при этом будут меньше), тем меньшей будет глубина резкости; при более узкой диафрагме поле резкости будет больше. Прежде, чем рассмотреть серию снимков, показывающих влияние диафрагмы на глубину резкости, предлагаю ознакомиться со схемой ниже, которая показывает, как все это работает. И если вы не совсем точно понимаете весь принцип работы, не беда, — на данном этапе достаточно иметь хоть самое элементарное представление о влиянии диафрагмы на глубину резкости.
На нижнем снимке, который был сделан при значении диафрагмы f/1,4, прекрасно как широкая диафрагма создает малую глубину резкости:
Ну и наконец, подборка снимков, которые были сделаны в режиме приоритета диафрагмы, то есть, все настройки экспозиции, кроме диафрагмы, оставались постоянными. Диафрагма же менялась в следующем порядке: f/2, f/2,8, f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16, f/22. Обратите внимание, как увеличивается глубина резкости при уменьшении отверстия диафрагмы:
5 Шаг: Использование разных значений диафрагмы для разных целей
Во-первых, следует заметить, что для выбора диафрагмы нет никаких правил. Все будет зависеть от того, какие вы преследуете цели: максимально точно передать сцену или же применить какой-то художественный прием. Чтобы вам легче было принимать решения, приведу несколько примеров употребления самых традиционных значений диафрагмы.
f/1,4: подходит для ведения съемки в условиях очень плохой освещенности. Советую очень осторожно пользоваться этим значением, так как здесь самая маленькая глубина резкости. Применяйте для съемки небольших объектов или же для того, чтобы создать эффект мягкого фокуса.
f/2: имеет схожие характеристики с f/1.4, но объектив с подобной диафрагмой будет стоить несколько дешевле объектива с диафрагмой 1,4.
f/2.8: замечательно подходит для условий с низкой освещенностью. Лучше всего использовать для портретной фотосъемки, так как, благодаря большей глубине резкости, можно выделить или подчеркнуть отдельные черты лица. Как правило, у всех хороших зум-объективов диафрагменный ряд начинается именно с этого числа.
f/4: самая минимальная диафрагма, которую используют для портретной съемки в условиях достаточного освещения, так как более широкая диафрагма затрудняет автофокусировку.
f/5.6: считается, что такая диафрагма хорошо подходит для съемки 2-х человек, но при плохом освещении всё-таки лучше воспользоваться фотовспышкой.
f/8: эта диафрагма считается идеальной для съемки групповых портретов, так как она гарантирует, что все объекты будут в фокусе.
f/11: при таком значении диафрагмы большинство объективов обладает самой максимальной резкостью, поэтому такая диафрагма хороша для портретов.
f/16: подходит для съемки на ярком солнечном свету. Благодаря узкому отверстию диафрагмы достигается большая глубина резкости, передний и задний фон получаются максимально четкими.
f/22: при такой диафрагме обычно снимают пейзажи, которые не требуют внимания к предметам на переднем плане.
И помните, что это не строгие правила, а лишь рекомендации. Ну а сейчас, когда вы имеете полное представление о том, как значения диафрагмы влияют на конечный снимок, начинайте применять свои знания на практике и наслаждайтесь самим процессом фотосъемки.