Где расположить линию горизонта на фотографии
Линии в композиции снимка. Часть первая. Линия горизонта
Н едавно разбирал альбомы в нашей группе Вконтакте. Хочу отметить, что есть очень хорошие работы, и это радует. Но есть и другая сторона медали, очень многие из новичков допускают самые элементарные ошибки при построении снимка.
А особенно обидно, когда в фотографии прослеживается идея, сюжет, но подводят либо реализация, либо техника, либо неумение эту идею преподнести в наилучшем виде.
Поэтому всем начинающим крайне важно ознакомиться с азами — Основы композиции и Еще три правила композиции в фотографии. Следовать приведенным в этих статьях правилах совсем не трудно, а ваши снимки улучшатся многократно.
В продолжении темы о композиции фотографии, хочу поговорить о Линиях.
Линии, это очень мощные элементы композиции снимка, хотя и часто незаметные и, в основном, вспомогательные.
Они выполняют самые разнообразные задачи:
- добавляют динамики в фотографию, выражают движение или бесконечность
- указывают направление движения и обладают способностью «вести» взгляд зрителя в правильном направлении к центральному объекту снимка, тем самым еще больше подчеркивая его
- фотография, состоящая из разнообразных вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, сама по себе может быть очень интересной
Говоря о Линиях, я подразумеваю линии электропередач, железные и автомобильные дороги, разметку, группу зданий, объектов как рукотворных, так и пиродных, которые выстраиваются в ровный ряд. Да все что угодно и какого угодно размера, хоть линии-полоски на майке модели, которую вы фотографируете. Они тоже могут хорошо вписаться в общую композицию и что-нибудь подчеркнуть.
Научиться находить правильные линии, которые помогут выстроить композицию снимка не так просто, тут нужна практика. Но если поставить перед собой задачу: «при съемке, памятника, здания или еще чего-то найти правильные линии, которые помогут представить сюжет фотографии в лучшем виде», у вас обязательно получится.
Еще, для практики, можно посмотреть свои старые работы и проанализировать, где разнообразные Линии хорошо вписались в фотографию, где не очень, а где можно было их поискать получше и добавить.
Когда в следующий раз выйдете на улицу с камерой, прежде чем сделать кадр, окиньте взглядом объект съемки и его окружение. Сознательно спросите себя: «Какие линии находятся вокруг и как можно использовать их, чтобы добавить что-то новое в фотографию?». Но помните, что линии могут быть как нашим союзником, так и противником, напрочь испортив фотографию.
В следующих статьях я коснусь «горизонтальных», «вертикальных» и «диагональных» линий. Каждые из них имеют различное влияние на фотографию, и я расскажу какое.
А сейчас — о самой главной и основной линии в фотографии, линии горизонта.
Линия горизонта
Вообще-то, я думал что понятие «линия горизонта», настолько элементарно, что не стоит акцентировать на нем внимание, но оказалось, что это не так.
Огромное количество пейзажей (около 2/3), которые участники нашей группы Вконтакте размещают в альбомах, содержат эту простую и банальную ошибку.
Слышали такую фразу: «Горизонт завален»? Что же это означает?
Когда на фотографии линия горизонта заваливается на бок, т.е. не идет параллельно нижней и верхней границе кадра, это означает, что горизонт завален.
Завал горизонта может подпортить очень хороший снимок и считается простейшей ошибкой фотографа.
Иногда можно встретить эту фразу «о завале горизонта» в обсуждении фотографии, в которой вообще нет горизонта, например это портрет или макрофотография. В таком случае эта фраза означает, что фотография вообще «никакая».
Теперь, чтобы все стало окончательно понято, графические примеры.
Хотя многое в фотографии нравится, взгляд явно о что-то «спотыкается». Если мы знаем, что искать, то ошибка видна сразу — крыша здания наклонена влево.
Конечно, может быть, это здание старое и крыша покосилась, но если посмотреть на то место, где вода встречается с небом (линия гоизонта), видим, что и море тоже косится влево. Это явно видно невооруженным глазом, но можно и проверить.
Оранжевые прямоугольники параллельны и равны по длине. Так сразу видно, что в конце крыши, остается расстояние между ней и вторым прямоугольником. Тоже самое и в случае пары красных линий.
Такая ошибка на самом деле может здорово подпортить и красоту кадра и впечатление от него.
Будьте внимательнее, когда фотографируете пейзажи, да и не только пейзажи.
Как держать горизонт ровным?
В последних моделях фотокамер есть такая функция — электронный уровень (электронный горизонт), например у Canon 60d и других. Если у вас есть такая возможность, пользуйтесь ей.
Если такой опции нет, то помогут следующие способы:
- Простейший способ получить горизонт ровным — сравнивайте его линию с верхней и/или нижней частью видоискателя. Имейте в виду, что нижней и верхней границей кадра в видоискателе или на ЖК-экране будут границы реального изображение. Горизонт должен быть параллелен им.
- Многие камеры имеют маркеры в видоискателе (часто это прямоугольник) и/или сетку «правила третей», режим, в котором на изображение накладывается сетка, чтобы показать вам, где разместить объект. Это может помочь сориентироваться с горизонтом.
- Ну и наконец, самый радикальный метод — использовать небольшой физический уровень, каким пользуются строители. Есть такие специальные уровни, которые крепятся к камере.
Как выравнять горизонт?
Напоследок, хочу заметить, что исправить горизонт в готовых фотографиях не составляет труда. Это можно сделать как при помощи Photoshop, так и других программ редактирования изображений.
Например, вот так.
Сравните ее с самой первой фотографией.
В интернете есть огромное количество способов и видео-уроков на эту тему. Они все очень легкие и доступные даже новичкам.
Где расположить горизонт?
Вопрос о том, где нужно располагать горизонт на снимке, может вызывать разногласия, как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения личных предпочтений. Если разместить линию горизонта правильно, то она или сделает композицию лучше, или не будет привлекать к себе внимания. А вот если разместить её неудачно, она может оттягивать внимание зрителя от действительно интересных элементов фотографии.
Одно из основных «правил» о расположении линии горизонта, с которым можно столкнуться во многих письменных источниках, говорит о том, что вам никогда не стоит помещать линию горизонта в центр кадра, лучше оставить её на одной трети от края кадра. Как и в случае с большинством правил, существует много ситуаций, когда на данное правило можно без зазрения совести закрыть глаза, так что вот несколько принципов, которые помогут вам определить в какой части вашей фотографии лучше расположить линию горизонта.
Низкий горизонт
Размещение линии горизонта ближе к нижней части фотографии – это отличный способ подчеркнуть эффектное небо. Оставив горизонт в нижней части кадра, вы делаете верхнюю часть изображения более приоритетной, поэтому в идеале вам нужно, чтобы в ней было что-то, что захватит внимание зрителя. Не размещайте горизонт низко, если на небе нет ничего, потому что в таком случае вы оставите более половины кадра для пустого голубого неба, что не сможет надолго заинтересовать людей, смотрящих на снимок.
Низкий горизонт даёт небу возможность доминировать на фотографии, помогая подчёркнуть движение облаков.
Высокий горизонт
В противоположность сказанному ранее, размещение линии горизонта ближе к верхней части кадра позволяет доминировать нижней части фотографии, что в свою очередь даёт вам возможность выделить детали на переднем плане и провести взгляд зрителя через них к небу.
Пустое небо и передний план, на котором есть много деталей, делают выбор того, где разместить на фотографии горизонт, очень простым.
В обоих из описанных выше случаев, не забывайте об искажении любых вертикальных линий, которые находятся у края кадра (например, деревья, здания). Линии либо окажутся вогнутыми по направлению к центру фотографии, либо будут выгибаться за края, поэтому, возможно, придётся поработать над ними на этапе постобработки.
Горизонт в центре кадра
Это, наверное, самый сложный тип расположения горизонта с точки зрения композиции. Когда линия горизонта находится настолько близко к центру кадра, велика вероятность того, что сцена будет выглядеть несбалансированной. Если вы собираетесь делать подобные снимки, следите за тем, чтобы линия горизонта находилась точно по центру кадра. Если она будет расположена чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже, то, скорее всего, будет создаваться впечатление, что вы хотели сделать фотографию с линией горизонта в центре кадра, но не были достаточно аккуратны либо во время работы над композицией, либо при обрезке кадра.
Линия горизонта в центре кадра очень хорошо смотрится на фотографиях с отражением, ведь на подобных снимках изначально очень легко получить сбалансированную композицию.
Расположение линии горизонта в центре может отлично сработать при съёмке отражений.
Также, если кадр будет разделён линией горизонта пополам, желательно следить за тем, чтобы на снимке находилось что-нибудь, что прерывает линию горизонта (идущее от земли к небу). Благодаря этому удастся сохранить связь между двумя половинами фотографии.
Два столбика, прерывающих линию горизонта на данной фотографии, помогают связать небо и передний план, чтобы они не воспринимались как два отдельных элемента.
Без горизонта
В разговоре о размещении линии горизонта стоит упомянуть опцию отсутствия этой самой линии на фотографии. Если небо не добавляет ничего к сцене, которую вы видите перед собой, подумайте над тем, чтобы оставить его вне кадра и сконцентрироваться лишь на деталях ландшафта.
Вы можете вообще убрать линию горизонта со своей фотографии и сконцентрироваться на деталях ландшафта.
Ну, вот, собственно, и все с рассуждениями, которые призваны помочь вам понять, что же вы хотите сфотографировать и где в кадре, исходя из этого, стоит разместить линию горизонта.
Рекомендации по созданию композиции кадра
Сегодня мы рассмотрим основные проблемы, возникающие в композиции начинающих фотографов. В отличие от более технических аспектов фотографии, таких как выдержка или фокусировка, выбор верной композиции более интуитивный и индивидуальный процесс. Тут сложно говорить о том, что правильно, а что неправильно. Несмотря на это, есть основные принципы, которым стоит следовать, что бы получать максимально качественные и красивые фотографии.
Простые советы по композиции фотографии
Ниже мы покажем вам несколько фотографий, композицию которых, сложно назвать удачной, а затем ниже покажем другую версию, каждого изображения, композиция которой делает сюжет интереснее. К каждому типу изображений прилагаются рекомендации о том, как лучше поступить в данном случае.
Объект в центре
Что бы привлечь внимание к основному объекту съемки не стоит ставить его в центре кадра. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора и сделать фотографию, осмотритесь и сделайте максимально интересный снимок.
Неинтересный передний план
Съемка широкоугольным объективом говорит о том, что большая площадь попадет вам в кадр. Таким образом, обратите внимание, что бы на переднем плане не было неинтересных объектов.
Горизонт посередине кадра
Размещать горизонт посередине изображения, как правило, не рекомендуется. Горизонт посередине кадра делит изображение пополам, создавая две равные по размеру области. Равные по размеру области делают фотографию статичной и менее интересной. Лучше размещать горизонт на одной трети кадра, сверху, или снизу изображения.
Заваленный горизонт
Если горизонт отчетливо виден в кадре, то он обязательно должен быть горизонтальным. Получить горизонт точно с помощью видоискателя может быть сложно. Во многих камерах для этого предусмотрена сетка, которая может помочь вам создать ровную линию горизонта.
Использование нескольких простых правил композиции, позволят вам создавать по-настоящему сильные и интересные фотографии. Так в снимке выше мы видим интересный передний план, который дополняет кадр, удачно размещенный главный объект съемки и привлекательную линию горизонта.
Объект съемки в кадре слишком маленький
Если область вокруг объекта не дополняет изображение, то лучше фокусироваться максимально близко к объекту съемки, не захламляя область вокруг.
Лишние объекты
Каким бы впечатляющим и красивым не был бы объект вашей съемки, ели вокруг него много лишних объектов, кадр получится неудачный. Постарайтесь сделать такую фотографию, что бы как можно меньше лишнего попало в область снимка, кроме того, фон на таких изображениях должен быть размытым, и не отвлекающим.
Объект в середине кадра
Так же как и горизонт не должен быть посередине кадра, в центре не должен находиться главный объект съемки. Такая фотография получится скучной, статической и неинтересной. Правило третей и правило золотого сечения неоднократно обсуждалось в Интернете и на нашем сайте, так, что уделите их изучению немного своего времени.
Фотографируя макро, старайтесь снимать свою модель максимально близко, фокусируя внимание зрителя исключительно на самых интересных деталях.
Где расположить линию горизонта на фотографии
Как уже не раз отмечалось, среди нас пока нет фотографов — профессионалов. Все мы в этом деле дилетанты. Но как моей самоуверенности кажется, я по дилетантской лесенке продвинулся достаточно, чтобы поделиться некоторыми элементарными азбучными истинами, которые помогут многим делать более интересные и красивые фотографии. Истины это действительно азбучные, помянутые и переупомянутеые вдоль и поперёк по всему Интернету и в многих книжках. Но иногда стоит элементарную информацию свести в одно место, хотя бы для того, чтобы самому себе о её существовании напомнить. Как говорится: «Сам не умею, но научить — запросто!» Итак несколько наиболее часто встречающихся ошибок начинающих фотографов с примерами.
Горизонт
Горизонт присутствует на многих фотографиях, сделанных на природе. Будь то пейзаж или портрет с рыбой на фоне озера. Наверное именно поэтому очень многие снимки страдают именно от ошибок, связанных с тем горизонтом.
Самая распространённая, самая легко исправимая и самая раздражающая ошибка, которая появляется сплошь да рядом и очень заметна это кривой горизонт. Вобщем, распространяться об этом долго не надо, всем понятно. Горизонт должен быть горизонтальным в 95% случаев. Чуть сложнее ситуация, когда горизонта в кадре нет, но есть другие отправные элементы, вроде стен домов, береговой линии, деревьев, столбов или ножек мебели, к примеру. Стоит стараться всегда компоновать кадр натуральным образом. Т.е. так, как мы видим его своими глазами не склоняя голову вправо-влево.
Менее заметная, но не менее дилетантская ошибка — располагать горизонт посредине кадра. Особенно, когда фотография резкая по всей глубине и что-то — человек, к примеру имеется на переднем плане. Тогда линия горизонта «режет» того человека налапапам, что не очень здорово смотрится, на самом-то деле. Кроме редких-редких случаев стоит смещать горизонт либо вверх, либо вниз. Насколько смещать — зависит. Обычно следование правилу третей(см. ниже) даёт приятный глазу результат. Куда смещать — опять же зависит. Если хочется показать небо с закатными облаками, например — располагаем линию горизонта в 1/3 от нижнего обреза кадра, а если гладь озера со световой дорожкой — поднимаем горизонт к 1/3 от верхнего обреза. И уж заведомо стоит стараться при съёмке портретов выбрать такой угол, чтобы снимаемый человек целиком помещался либо «на земле» либо «на небе».
Как вам кажется, какой из вариантов выше лучше смотрится?
Деревья из головы
Кстати о портретах. Их тоже снимают много, поэтому очень часто они выходят криво. И очень раздражающая кривизна это заметный предмет на заднем плане, «пробивающийся» через фигуру портретируемого. Типа ветки дерева растущего из головы или пролёта моста, проходящего через уши. Ну а про горизонт я уже писал.
Портреты на природе лучше всего снимать либо при ровном освещении, например когда небо затянуто облаками, либо когда солнце низко над горизонтом, т.е. ранним утром или ближе к закату. При этих условиях освещения легче всего схватить черты лица без чёрных ям теней от носа или бровей. Если же-таки надо сделать портрет ближе к полудню, стоит следить, чтобы лицо было освещено более-менее равномерно, без теней от посторонних предметов и козырька.
Шумная картинка
Имеется в виду не цифровой шум сенсора камеры, а шум визуальный. Очень часто хочется засунуть в кадр как можно больше, чтобы было интереснее. Это неправильно. Когда всего на фотке много, часто непонятно, на что обращать внимание, что было причиной для фотографирования конкретного сюжета. Глаза бегают по снимку и не могут остановиться, в результате снимок вызывает внутреннее раздражение, и не нравится. Всегда стоит выделять основной объект съёмки. Чаще всего это можно сделать приблизив его либо зуммируя, либо подходя ближе. При съёмке зеркальными камерами часто применяется размытие фона.
Уши фотографа
Часто настолько увлекаешься картинкой и забываешь приглядеться к деталям. Тем более видоискатель или мониторчик на камере размера небольшенького. И в детали пролезают так называемые «уши фотографа». Обычно это раздражающая и бросяющаяся в глаза тень от человека с камерой через половину кадра. Иногда — отражение. Иногда даже какая-то часть тела или оборудования. Мне так кажется, что таких ляпов стоит избегать 🙂
Размещение в кадре
Вообще, композиция это сложная тема, про которую написано бессчётное множество книг и статей. Не будем увлекаться деталями, потому что есть одно простое правило, следование которому может улучшить большинство снимков начинающих фотографов. Это правило — правило третей. Звучит оно очень просто: Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и по горизонтали. Всегда помещайте главные объекты сюжета на пересечении или вдоль линий, обеспечивающих такое разделение. Что главное на снимке — решать вам. Часто это глаза при съёмке людей и животных, центр цветка, пролёт моста или тот же горизонт. Конечно, не стоит делать культа из точности разбиения кадра. Небольшие отклонения в ту или иную сторону это нормально, тем более, без таких отклонений часто невозможно и кадр построить. Но лучше те отклонения сводить к разумному минимуму. Ну и за очень редким исключением не стоит помещать объект съёмки в центр кадра. Снимки от этого становятся скучными до зевоты.
Один из примеров применения правила третей — это съёмка движущихся объектов. Например едет лодка. Как её разместить в кадре. Ответ простой — размещать её надо на пересечении линий третей, но обязательно оставляя больше места в том направлении, куда она движется! Т.е. если лодка проплывает по кадру справа налево, то её стоит поместить в районе правой вертикальной линии третей. Несколько менее очевидный пример — фотографии чего-то «смотрящего» будь то человек, рассматривающий что-то на горизонте, будь то склонённых цветок. В этих случаях стоит размещать объект так, чтобы по направлению «взгляда» на кадре оставалось больше места, чем в обратном направлении. Ну и о третях не забывать, конечно 🙂
Так получилось!
Очень часто приходится слышать, что тот или иной кадр, вобщем-то удачный, но с мелкими техническими ошибками, попал на всеобщее обозрение потому, что автор не знал, как его поправить. Как мне кажется, это неправильный подход. На современном этапе развития и распространения вычислительной техники, бла-бла-бла. Короче, есть масса легкодоступных, вплоть до бесплатных, программ обработки изображения, работать с которыми можно научиться за один-два вечера. Было бы желание. Некоторые из тех программ могут к тому же существенно облегчить задачу хранения, систематизации и размещения фоток в Интернете. Я думаю, что Игорь(I) нам про такие программы раскажет подробнее, я только упомяну Google Picasa и Adobe Lightroom. Для начинающего фотографа Picasa безусловно легче в освоении, к тому же бесплатна. Lightroom стоит денег, но с моей точки зрения даёт на порядок больше возможностей и в конечном итоге затраты на приобретение и изучение этого пакета оправдаются сторицей. Так что если вы используете цифровую камеру хотя бы в отпуске, обязательно стоит установить на компьютере какой-нибудь из продвинутых фоторедакторов, научиться им пользоваться и начать применять. Поверьте, это только кажется сложным, на самом деле дело совсем простое и главное — приносящее глубокое удовлетворение. Я бы даже сказал — затягивающее дело 🙂
Я так вижу!
Это самая сложная к исправлению из всех ошибок. И тема очень делекатная. Я вот о чём. Нынешние фотоаппараты позволяют легко снимать. Т.е. сфоткать кадр, скачать его на диск и загрузить в Сеть — дело, практически не требующее усилий. А вот постоянно делать хорошие снимки, т.е. научиться фотографировать — задача куда как более сложная. Но поскольку восприятие фотографии дело сугубо субъективное, многим кажется, что у них всё и так великолепно получается, надо бы только купить другой фотоаппарат, или добавить лишний объектив, или какую ещё приблуду. А учиться, читать сложные книжки по композиции и технике, применять ту технику, да банально проштудировать руководство по собственной камере — это прошлый век, бо форумов и собственного разумения вполне достаточно. Да и вобще, и так всё здорово выходит.
А на самом-то деле выходит далеко не всё. Но заметить, что не вышло, автору удаётся даааалеко не в большинстве случаев. Потому что для того, чтобы заметить, надо знать, на что смотреть. А чтобы знать, на что смотреть, надо читать те самые книжки. Никуда от этого не денешься. А отмазки типа «Я так вижу!» или «Ну и что, что криво, зато красиво!» или «Ненавижу правила, они убивают креативность», так те отмазки они реально исключительно для самоуспокоения и оправдания собственной лени. Мало кого удивляет, что для того, чтобы начать прилично играть на музыкальном инструменте, неплохо бы сперва выучить нотную грамоту и проиграть тысячу-другую этюдов. Никто ж не ожидает, что сев за рояль впервые в жизни человек начнёт играть, как Шопен. Но почему-то многие начинающие фотографы считают, что только взяв в руки камеру, они уже всё постигли и готовы снимать как Картье-Брессон. Нет, не готовы. Камера в руках это только первый шаг. А потом учиться, учиться и ещё раз учиться. Ну и чтобы закончить этот рант на конструктивной ноте предлагаю короткий список из трёх книг, которые стоит почитать, чтобы снимки действительно начали получаться:
Книги эти очень несложные, хотя и удивительно глубокие при своей несложности. И в результате они стали практически современной классикой. Честно, если кто увлекается или собирается заняться фотографией и книг этих ещё не читал, не пожалейте нескольких вечеров, стоит того.
P.S. Эта статейка нуждается в лучших примерах и наверняка — в расшИрении и углУблении. Я бы был очень признателен, если бы наши фотографы добавили, углУбили и расширили
Где расположить линию горизонта на фотографии
Еще с детства мы знаем, что линия горизонта разделяет небо и землю. Несмотря на то, что из-за округлости земного шара мы видим линию горизонта сферической — в науке принято считать ее абсолютно горизонтальной!
Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз.
Если в пейзаже нет гор, то мы видим её как линию, разделяющую небо и землю.
Линия горизонта всегда проходит на уровне наших глаз!
Если вы сидите, то видите меньше плоскости «земли», если встанете, то больше, а если взберётесь на гору, то сможете обозревать расстилающийся внизу ландшафт, как с высоты птичьего полёта.
Когда мы рисуем картинку с уровня своего роста (например, стоя на земле), то всех остальных людей, которые так же находятся на нашем уровне, мы будем видеть таким образом, что линия горизонта будет где-то на уровне их головы.
Если же мы поднимемся выше (зайдем на гору или посмотрим из окна высокого дома), то линия горизонта поднимется вместе с нами, а все остальные объекты останутся внизу. Мы будем видеть людей, домики и т.д. сверху. Они будут находиться ниже линии горизонта, в ракурсе, с искаженными размерами.
Если же вы опуститесь и будете смотреть на людей с уровня земли, то мы увидите всё происходящее снизу.
Линия горизонта будет проходить в районе туловища или даже ног других людей.
Это очень простой вопрос, но я часто встречаю в рисунках начинающих распространенную ошибку — завышенную линию горизонта.
Буквально, как дети, люди, которые только начинают рисовать, боятся перегораживать объекты и рисуют ракурс сверху. В результате дорожки поднимаются и идут в небо, мы видим вздыбленные поверхности стола и т.д.:
Если вы находитесь на одном уровне высоты с окружающими вас людьми,
то линия горизонта никогда не будет выше их голов!
Так что не делайте подобной ошибки, дабы психологи не уличили вас в гордыне — тайном желании быть выше остальных. 🙂
Как нарисовать пейзаж, чтобы передать в нем глубину пространства?
Чтобы ваш пейзаж выглядел достоверно, важно соблюдать 3 основных правила!
Выразительность сюжета с разным уровнем линии горизонта
Выбор высокой или низкой линии горизонта в сюжете картины полностью зависит от художника. Вы можете посадить зрителя низко или поднять его высоко.
В результате у вашей картины будет тот или иной образ.
Давайте посмотрим на примеры картин художников:
Низкая линия горизонта
Глядя на эти картины создаётся впечатление, что зритель находится ниже портретируемого. Изображаемый на картине персонаж выглядит гораздо выше, а значит — значимей, величественней.
Низкая линия горизонта в пейзаже также придаёт сюжету ощущение простора и свободы.
Высокая линия горизонта
Если художник выбирает высокую линию горизонта, создается ощущение, что он летит, как птица, и смотрит на происходящее свысока.
Это дает возможность обозревать большие пространства, создавать глобальные сцены, парить над действительностью.
Также интересно использовать сюжет с высокой линией горизонта в натюрмортах.
Создается, так называемый, «бесфоновый» натюрморт, когда мы видим только поверхность стола, на котором расположены объекты, и не видим стены за ним.
При таком расположении «герои» картины широко открыты зрителю и не перегораживают друг друга.
«Обычная» линия горизонта
И, конечно, в картинах часто встречается обычная линия горизонта с уровня глаз стоящего человека. Когда мы видим сцену так, как видим ее в жизни.
Таким образом линия горизонта — это не есть нечто статичное.
Для создания выразительного образа важно правильно выбирать тот или иной ракурс фигур и положение линии горизонта.
Ниже представлены работы учеников курса «НА ПЕРСПЕКТИВУ».
КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ»
изменит ваше рисование!
Всего 10 шагов к правильному изображению объемных предметов
на листе бумаги!
В качестве задания предлагалось посмотреть картины художников, определив, где в них находится линия горизонта. А также сфотографировать один объект с трех уровней линии горизонта.
aniko22 Линия горизонта на уровне глаз
aniko22 Линия горизонта ниже уровня глаз
aniko22 Линия горизонта выше уровня глаз
КУРС «НА ПЕРСПЕКТИВУ» научит:
- чётко понимать, как ПРАВИЛЬНО рисовать предметы в пространстве.
- рисовать их по воображению, создавая сложные пространственные формы.
- легко рисовать с натуры архитектуру, мебель, натюрморты.
Post Tags:
5 комментариев
Татьяна Скакова
Пыталась оплатить заказ по льготной цене(970р), не получается делала несколько попыток. Возможно, это связано с тем, что я сейчас нахожусь в Черногории? Если возможно, оставьте за мной возможность купить этот курс до 20 июля по данной цене. Буду очень признательна.
у меня часто банк блокирует русские оплаты, я им звоню и говорю чтобы отпустили такого и такого вендора, после чего пробую оплатить снова и проходит.
Марина, у вас гениальные способности преподавателя! Я дочь капитана, про горизонты знаю много, но вы мне прям все расставили по полочкам с точки зрения исскуства!
Ксения
Добры день.Не получается купить курс по льготной цене. Жаль. Плачу через PayPal.
Сергей
У меня такая ситуация, в рисунке архитектуры, уровень глаз разместил по верхнему краю листа, по рисунку получается что взгляд зрителя упирается в одну из стен, а ниже идут колонны и т.д. Так вот, на этапе чистого листа сомнений в правильности не было, а сейчас закрались. Хотелось бы узнать, имеет ли место быть подобное расположение линии горизонта? Или желательно её немного опусть ниже? Надеюсь без ответа не останусь. Спасибо.
Композиция в фотографии. Роль горизонтальных линий в построении кадра.
Привет друзья! Сегодня мы поговорим о горизонтальных линиях на снимке. Да-да, именно о горизонтальных. Как некоторые знают, они играют одну из важных ролей в построении композиции фотографии, и различные линии влияют на сам снимок по-разному.
Часто ли вы слышали о своих фото «горизонт завален«? Если да, то было бы неплохо ознакомиться с этой статьей.
Считается, что горизонтальные линии символизируют спокойствие, равновесие и бесконечность. Таковы правила архитектуры и живописи.
Если задуматься и немного заострить внимание на линиях горизонта, океана или даже поваленных деревьях, то можно заметить в этих горизонтальных линиях что-то говорящее о том самом постоянстве и безвременье.
В искусстве фотографии и в построении оригинальной композиции кадра эти правила образов действуют также. Необходимо учесть важную деталь: если на снимке присутствует слишком много горизонтальных линий, то изображение может показаться излишне спокойным, скучноватым и не привлекать особого внимания.
Поэтому следует запомнить, что фотографируя, к примеру, береговую линию моря, соприкасающуюся с небом, было бы очень кстати захватить в кадр еще какой-нибудь предмет. Этим предметом вполне может оказаться красивая ракушка, камень, или, скажем, идущий человек, который будет гармонично дополнять фотографию.
В некоторых случаях посторонний предмет может не просто дополнить композицию в фотографии, а даже выйти на первый план. Со сплошными горизонтальными линиями снимок выглядел бы пустым, незаконченным.
Следует обратить внимание и на то, что линию горизонта не следует располагать в центре снимка. Намного красочней и эффектней будет фото, где линия горизонта смещена в верхнюю или нижнюю треть (см. правила третей и золотое сечение).
Ну а в какую именно — решать вам. Если вы хотите показать насколько красиво небо, то будет неуместным задирать вверх линию горизонта и фотографировать море, которое не содержит смысловую нагрузку в данной композиции.
И в обратном случае, если основой композиции в фотографии будет окружающий пейзаж, разумнее расположить линию горизонта выше середины. В отдельных случаях бывает и наоборот, когда горизонтальные линии будут очень кстати, и еще какой-либо предмет окажется просто лишним. И не забывайте о таком понятии, как свет и тень в фотографии.
Ну и не стоит забывать главное правило фотографа — горизонтальные линии должны соответствовать своему названию! Вы ведь не хотите услышать «у тебя горизонт завален»?
Что такое горизонт на фото
Расстояния и направления нужны, чтобы ориентироваться на любой местности. Основной ориентир, видимый глазом — горизонт. Фактически это граница неба с поверхностью земли. Для фотографии ориентиром на местности служат хорошо видимые предметы. Например, массивный камень в степи или дерево в лесу, которое выделяется на общем фоне.
Что такое горизонт на фото, определение
Линия горизонта — важный композиционный элемент, изучается в классе «изо» как отдельное искусство. В географии это некая условная граница, которая отличается непостоянством и тесно связана с условиями видимости топографической плоскости. В фотографии имеет значение месторасположение самого фотографа. Чем выше точка, на которой находится человек, тем дальше будет казаться край земли.
Сухое дерево основной объект кадра
Фактически линия представляет собой иллюзию, так как приблизиться к ней нет возможности. Математическое понятие касается небесной сферы и считается истинным. В художественном понимании можно выделить еще и видимый край земли. Заданная на бумаге линия помогает правильно понять построение проекции.
Именно она становится основой для композиции, которую в дальнейшем будет окружать кадр. Фотограф, который умеет определять, что это именно линия горизонта в кадре, может создавать впечатляющие работы. Фотокамера при этом может быть абсолютно любой.
Обратите внимание! Горизонт в кадре будет заваливаться не по причине дешевой камеры.
Виды расположения горизонта на фотографии
Заваленные объекты — одна из распространенных ошибок начинающих фотографов. Для исправления недостатка фотографии существуют различные графические редакторы, а иногда спасает обычная инверсия кадра. Однако лучше изначально правильно располагать основную линию, тогда отснятое событие будет более выигрышным для зрителя.
При этом прямо в центре располагать ее неправильно. Основополагающее правило — примерно одна треть от граней кадра. Лучше, если она будет ближе к низу или вверху изображения. Выбор расположения взаимосвязан с тем, на что фотограф хочет обратить любопытство зрителя.
Горизонт в нижней части кадра
Ближе к нижней части кадра
Этот вариант местоположения чаще попадается, он довольно распространен на снимках с природой. Правильное определение горизонта ближе к низу акцентирует зрителя на верхней композиции снимка. Доминирующая часть как бы притягивает взоры. Выбор нижнего варианта целесообразный, когда уделяется внимание задней части, но при отсутствии переднего плана на фото.
Прием часто применяется для съемки пейзажей. Например, когда красивое небо, закат или причудливые облака. Горизонт не должен быть размещен слишком низко, особенно, если в верхней области снимка нет привлекательных объектов.
Обратите внимание! Такое фото не заинтересует зрителя и будет скучным и несодержательным.
Например, чтобы голубой небосвод без облаков смотрелся интересно, стоит немного приподнять в кадре искомую линию.
Ближе к верхней части кадра
Этот вариант размещения привлекателен в случае привлекательного переднего плана. Верхняя граница делает доминирующей нижнюю область изображения. При этом закат или небо превращаются в дополнение к общей композиции. Завышенный горизонт нужно делать, когда передний план рисунка включает интересные элементы, которые несут в себе основной смысл кадра.
Важно! Верхний и нижний горизонт предполагает правильное визуальное размещение вертикальных линий у границ. Деревья или архитектурные сооружения часто получаются вогнутыми к центру или выгнутыми к границам снимка. Недостатки исправляются обработкой в графическом редакторе.
Линия горизонта посередине
Это интересный вариант, но считается отступлением от правил композиции. Центральная линия разбалансирует фотографию. В этом случае одна часть визуально «перевешивает» другую.
Профессионалы используют подобное расположение горизонта в исключительных случаях. Например, когда общая идея снимка — передать отражение основной композиции. Таким решением проще получить общий баланс подобной композиции.
Особенно интересным будет кадр, где линия горизонта прерывается какими-то яркими объектами. Например, деревья и сооружения помогут построить взаимосвязь верхнего и нижнего края. При решении выбрать подобную композицию нужно соблюдать предельную аккуратность. Если линия будет чуть выше или ниже — он усугубит восприятие снимка.
Кадр без горизонта
Фото без горизонта
Что такое линия горизонта — понятно при пейзажной съемке, но смысл теряется при съемке в закрытом пространстве. Кадр без основной линии возможен и в снимке с пейзажем или архитектурой. Иногда, даже правильно расположенная композиция не вносит ничего интересного, а лишь усугубляет завал фото. Оставить линию вне кадра можно, когда необходимо привлечь внимание к отдельным деталям ландшафта. Например, к красивому цветку или строению.
Важно! Вопрос расположения горизонтальной линии во многом дискуссионный. Кроме композиционных правил существуют еще и личные предпочтения фотографа. Иногда и заваленный горизонт произведет лучшее впечатление на зрителя.
Заваленный горизонт, что это такое и как избежать
Завал горизонта на фотографии — несоблюдение композиционных параллелей между основными линиями в кадре и экраном фотоаппарата или монитора.
Что делать, чтобы избежать завала горизонта
Новейшие фотоаппараты включают в свою комплектацию полезную вещь — электронный уровень. Его функции схожи с теми, что выполняет обычный выравнивающий строительный инструмент.
Поэтому если у вашей модели аппарата нет подобного составляющего элемента, его можно приобрести отдельно в любом магазине с хозяйственными товарами.
Важно! Led-уровень можно разместить на месте внешней вспышки.
Многие аппараты снабжены маркерами или сеткой в видоискателе. Они условно накладываются поверх предметов или объектов, но не отображаются на готовых снимках.
Подобные инструменты помогут не только выбрать правильные ориентиры, но верно произведут общую композицию кадра.
Самый элементарный и бюджетный способ: получить ровную линию — это визуальное сравнение границ с положением экрана камеры.
Фотограф с камерой
Заваленный горизонт на фото, как исправить
Проблема заваленного горизонта решаема, но для этого потребуется программа Photoshop. Исходный снимок, требующий исправления, нужно открыть в редакторе. После вставки фото в программу нужно щелкнуть клавишей «С». Действие вызовет инструмент «рамка». В режиме снимок можно перемещать в нужном направлении, стрелочки для этого обычно располагаются по углам фото. Таким перемещением достигается правильный результат.
Чтобы он закрепился, нужно щелкнуть клавишей Enter. Далее остается произвести кадрирование, а полученный результат сохранить.
Важно! Сложную программу «Фотошоп» необязательно устанавливать на ПК, так как в целях исправления горизонта можно использовать обычный Paint. В стандартной программе имеется такая же функция поворота кадра на несколько градусов в сторону. Способ отлично подходит для выравнивания горизонта в кадре.
Когда горизонт заваливают специально и как это делать правильно
Правильный «завал» горизонта на снимке может помочь выразить динамику кадра. Различные линии обычно указывают направление взгляда к основному объекту, подчеркивая его красоту.
Под такими линиями часто подразумеваются геометрические сооружения, отделка зданий, провода электропередач, дорожная разметка.
Найти нужные линии бывает сложно, особенно если у фотографа мало практики. Но если в кадре все гармонирует и дополняет друг друга, то горизонт на снимке можно оставить и «заваленным».
Заваленный горизонт
Нужную композицию бывает сложно найти, если объекты на снимке наклонены, например длинная гряда гор, которая по идее должна функционировать как горизонтальная линия. Такое фото не будет визуально ровным, что значит горизонт завален, даже если камера точно выставлена по уровню.
Такие визуальные сигналы красноречиво демонстрируют всю сложность искусства изобразительной композиции. Задача особенно непростая для фотографов пейзажистов. В кадре бывает непросто выделить истинный горизонт, а человеческую визуальную систему очень легко обмануть.