Функция просмотра ГРИП
Предварительный просмотр глубины резкости
На некоторых фотоаппаратах есть функция предварительного просмотра глубины резкости. Чтобы понять как она работает, нужно сначала узнать, что такое ГРИП, про это, например, можно почитать здесь.
Depth of Field (DOF)
Современные камеры всегда выполняют фокусировку при максимально открытой диафрагме. Например, если используется штатный объектив 18-55mm F/3.5-5.6, то фокусировка всегда будет производиться только на диафрагмах от F/3.5 до F/5.6 (в зависимости от фокусного расстояния). А вот при съемке (спуск затвора) такой объектив может использовать очень широкий набор значений диафрагмы, например, штатник Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS может снимать на диафрагмах в пределах от F/3.5 — 5.6 до F/22.0 — 36.0. В данном случае при фокусировке нельзя увидеть в оптический видоискатель то, как будет выглядеть изображение, полученное при съемке на закрытых диафрагмах от F/5.6 до F/36.0. При закрытии диафрагмы (увеличении числа F) изменяется ГРИП. Предварительный просмотр глубины резкости существует для того, чтобы увидеть на сколько изменится ГРИП при съемке на закрытой диафрагме.
Предварительный просмотр глубины резкости является полезной опцией при макросъемке и съемке на светосильные объективы, где изменение числа F влечет за собой серьезное изменение ГРИП. Проще всего понять как работает опция предварительного просмотра глубины резкости в режиме работы камеры ‘Приоритет диафрагмы (A, AV)‘. Достаточно воспользоваться этой функцией при разных значениях числа F и понаблюдать за происходящем в оптический видоискатель (глазок камеры). Обычно пользователи камер замечают только потемнение видоискателя — это происходит из-за того, что на закрытых диафрагмах в ОВИ попадает меньше света и объект съемки кажется более темным. Потемнение никаким образом не отобразится на снимке, который будет выполнен при закрытой диафрагме, так как автоматика камеры подберет правильную экспозицию для маленькой диафрагмы. Но кроме потемнения стоит заметить, что в ОВИ становится все больше ‘резких’ и ‘четких’ предметов.
На некоторых фотоаппаратах для предварительного просмотра глубины резкости может выделяться специальная кнопка. Обычно она носит название ‘DOF preivew’. При нажатии на такую кнопку камера автоматически устанавливает указанную в настройках диафрагму. Правда, есть определенные ограничения, например моя камера Nikon D700 отказывается выполнять функцию кнопки ‘DOF preivew’ при включенном Live View. На старых и современных пленочных камерах такую кнопку иногда называют ‘Репетиром Диафрагмы’, так как такая кнопка ‘репетирует’ ГРИП перед основной съемкой, ведь на пленочных камерах нельзя сразу посмотреть готовый результат. Репетир диафрагмы есть на некоторых старых объективах, например на Olympus OM-System G.Zuiko Auto-W 1:3,5 f=28mm. На объективах, у которых есть кольцо управления диафрагмой иили кольцо предварительной установки диафрагмы, предварительный просмотр глубины резкости можно сделать вручную с помощью кольца диафрагмы иили с помощью кольца предварительной установки.
Личный опыт
Я не пользуюсь такой кнопкой предпросмотра. Из личного опыта я всегда знаю, на сколько примерно увеличится ГРИП при закрытии диафрагмы. А если даже мне нужно посмотреть на то, что получится, я просто делаю пробный снимок на нужном мне значении диафрагмы и получаю сразу готовый результат. Мне очень не нравится, что на многих камерах, например, на Nikon D80 кнопка ‘DOF preivew’ является непрограммируемой. Обычно я устанавливаю на кнопку ‘DOF preivew’ какую-нибудь более полезную функцию. Так, на Nikon D700 кнопка ‘DOF preivew’ у меня служит для настройки автоматического ISO или для блокировки срабатывания вспышки. Многие пользователи считают, что кнопка ‘DOF preivew’ на продвинутых камерах как-то поможет улучшить их фотографии, но такое происходит очень редко. Потому при выборе камеры на функцию просмотра глубины резкости не стоит обращать внимание. Кстати, если на камере нет такой функции, то ГРИП можно очень легко посмотреть с помощью Live View (правда не для всех камер), либо просто сделать тестовый снимок.
Выводы
Предварительный просмотр глубины резкости — очень простая и не всегда полезная функция, особенно в современном мире цифровой фототехники.
Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
Для чего нужен предварительный просмотр глубины резкости и каково практическое его применение
Один из самых недооцененных инструментов, имеющихся в распоряжении фотографа, – кнопка предварительной оценки глубины резкости, он же – репетир диафрагмы. Часто можно услышать, что кнопка эта бесполезна и только делает все темнее в кадре. Толку от нее никакого, зачем только придумали и продолжают воспроизводить из года в год с завидным постоянством на многих продвинутых моделях фотокамер.
by Sam Spilsbury
Отчасти с пессимистичным утверждением можно согласиться – при использовании предпросмотра глубины резкости кадр действительно становится темнее. Давайте рассмотрим почему такое происходит и зачем на самом деле нужна кнопка предварительного просмотра глубины резкости, для чего ее можно использовать и каким образом это облегчает жизнь фотографу.
Следует оговориться сразу, что не все камеры оснащены данным приспособлением. Поэтому, если вы новичок в фотографии, вы можете даже не знать, что это такое и есть ли оно в вашей фотокамере. Но давайте разбираться по порядку.
Когда фотограф смотрит через видоискатель, он видит не обязательно то, что на самом деле получит в итоге. Наверняка вы знаете, что, глядя в объектив, можно наблюдать лишь ту картинку, которая получается в самом широком значении диафрагмы, возможном с данной камерой и используемым объективом.
При нажатии на кнопку предварительного просмотра, объектив закрывается до рабочего отверстия. Таким образом, фотограф может просмотреть глубину резкости конечного изображения. Однако, когда диафрагма закрывается, меньше света проходит через объектив и в видоискателе может быть достаточно темно, чтобы различить детали. Их довольно трудно увидеть, особенно, если используется небольшое отверстие диафрагмы. Это основная причина, по которой многие фотографы отказываются от помощи кнопки предпросмотра глубины резкости.
Чем же все-таки предпросмотр может помочь? Ниже приведены несколько практических применений полезного по своей сути приспособления.
Обнаружение «горячих» точек
При съемке с близкого расстояния или портретной фотосъемке всегда особое внимание уделяется фону. Главной проблемой могут стать яркие пятна, которые являются отвлекающим элементом, но на них не всегда обращают внимание, особенно тогда, когда делается снимок с широко раскрытым объективом.
by Michaël Fournier
При использовании кнопки предварительного просмотра изображения в видоискателе картинка станет темнее и будет легче обнаружить отвлекающие «горячие» точки и расположить те же яркие фоновые блики в нужном месте, передвинув, например, модель или изменив собственное положение относительно нее.
Поиск лучшего фона
Очень удобно при съемке крупных планов. Нажмите и удерживайте кнопку предпросмотра в то время, когда меняете диафрагму, пока не получите наилучшее на ваш взгляд сочетание фона и объекта съемки.
Долой темные пятна!
Так же, как «горячие» точки могут испортить всю картинку и темные пятна, особенно на переднем плане при альбомной ориентации изображения. Чтобы получить максимальную глубину резкости при съемке ландшафтной фотографии фотографы часто используют значения диафрагмы f/16 или f/22.
by Yasuhiko Yarimizu
Зажмите кнопку просмотра глубины резкости и вы увидите на темном кадре еще более темные области, которые становятся очевидными. В видоискателе может быть настолько темно, что сложно будет судить об общей картинке, правильности композиции, но вот понять, где теневые области станут критичными для изображения, фотограф может без труда.
Такая информация полезна тем, что поможет вовремя определиться с решением использовать заполняющую вспышку, применить отражатель или поменять расположение для получения более гармоничной композиции.
by Natalia Lysenco
Обнаружение нежелательных элементов
Сколько раз, рассматривая изображения после фотосессии, вы обнаруживали, что в кадре каким-то образом травинка, затесавшаяся на переднем плане, перетянула на себя всю автофокусировку? А ведь вы можете предотвратить подобный казусы простым способом – достаточно нажать на кнопку предварительного просмотра перед тем, как сработает затвор фотокамеры. Если смотреть через широко открытый объектив, подобных «злостных элементов», стремящихся испортить ваше изображение, можно не увидеть. А вот, используя репетитор диафрагмы, даже не смотря на то, что в видоискателе будет достаточно темно, вы увидите, где сосредоточен у вас фокус.
by Taylor McCutchan
Оптимальная зона фокусировки
При фотосъемке цветов или животных, все, что должно быть в центре внимания – от тычинок и пестика до пыльцы на носу у животного, можно увидеть, если воспользоваться такой удобной функцией фотокамеры, как использование кнопки предварительного просмотра глубины резкости. Просто нажмите на нее и будет ясно, где в готовом изображении сосредоточен весь фокус.
Ловля зайчиков
Когда солнце находится низко в небе или вы снимаете в контражуре, высока вероятность того, что в ответственный момент вы рискуете получить блики на изображении, попросту «поймать зайца». Решать оставлять «зайцев» в кадре или нет – остается всегда на усмотрение фотографа. В данном случае важнее знать, что может помочь вам заранее обнаружить непрошеного гостя в кадре. И раз уже мы говорим о кнопке предварительного просмотра, совершенно очевидным становится то, что именно ее использование поможет сориентироваться: поймает объектив блик или нет.
Точно также фотограф может контролировать диафрагму для того, чтобы получить необходимые лучики от ярких лампочек или фонарей, снимая в вечернее время. В общем, весьма полезные знания для подобной фотосессии.
Используйте кнопку предпросмотра глубины резкости для создания гармоничной композиции
Это, наверное, самый ценный совет из всех, что были приведены. Практически без разницы, какая выставлена у вас диафрагма f/16 или f/22, вы можете увидеть все наиболее темные участки изображения, самые светлые части его. Нажав на кнопку предпросмотра, затемнив картинку в видоискателе, вы перестаете видеть отдельные детали, воспринимая всю композицию целиком. Остаются только формы, свет и тени. Другими словами перед вами тот минимальный набор информации, проанализировав который, можно значительно улучшить всю композицию. Этот метод дает наиболее наглядный результат при съемке воды.
by Pablo Gomez Sal
Если ваша камера оснащена кнопкой предварительного просмотра глубины резко изображаемого пространства, используйте ее в полной мере для того, чтобы вывести свои фотографии на новый уровень, научиться лучше воспринимать света и тени и стать более опытным фотографом, кто может получить на изображениях именно то, что хочет.
Видеоканал Фотогора
Кнопка предварительного просмотра глубины резкости. Зачем и как использовать?
В этой статье речь пойдет о таинственной маленькой кнопке на передней панели вашего зеркального фотоаппарата.
А вы когда-нибудь задумывались, для чего нужна маленькая неприметная кнопочка, расположенная рядом с объективом? К снятию и установке объектива она не имеет никакого отношения.
Нажатие на эту кнопку позволяет увидеть глубину резкости (ГРИП) сцены, при предварительном просмотре в видоискателе.
Глубина резкости (ГРИП, Depth of field, или DOF) — это расстояние между областями изображения, в пределах которого объекты выглядят четко, т.е. находятся в фокусе.
В большинстве современных зеркальных фотоаппаратов эта кнопка есть, хотя, в зависимости от конструкции, она может располагаться и в другом месте.
Ландшафтные фотографии, на которых изображены обширные пространства, имеют большую глубину резкости. На портретных фотографиях, как правило, в фокусе находится только объект съемки, все остальные участки кадра выглядят размытыми. У классических портретных снимков малая глубина резкости.
Кнопка DOF позволяет увидеть, какие области фотографии будут выглядеть резко, до того, как сделан снимок.
При нажатии на кнопку DOF диафрагма закроется до выставленного значения. И вы сможете увидеть в видоискатель, как будет выглядеть будущее изображение.
Как использовать кнопку DOF?
Как уже было сказано выше, кнопка предварительного просмотра, в зависимости от конструкции фотоаппарата, может располагаться в разных местах, но, в любом случае, до нее можно без особых усилий достать большим или указательным пальцем.
Можно поэкспериментировать и доподлинно изучить, что дает кнопка DOF. Для начала попробуйте использовать предварительный просмотр в режиме приоритета диафрагмы. Установите максимально открытую диафрагму, (например, значение f/3.5), наведите фотоаппарат на объект, затем нажмите и удерживайте кнопку предварительного просмотра глубины резкости. Вы увидите в видоискатель, какая часть сцены окажется в фокусе. Затем пошагово изменяйте значение диафрагмы. Устанавливайте, к примеру, значения диафрагмы f/5.6, f/8 и f/11, каждый раз нажимайте на кнопку предпросмотра глубины резкости и смотрите в видоискатель, как выглядит сцена. С увеличением значения диафрагмы кадр каждый раз будет выглядеть все более темным.
Обратите внимание, что когда вы будете делать снимок, камера будет компенсировать малое открытие диафрагмы, замедляя скорость затвора, чтобы достичь оптимальной экспозиции.
Начните с максимально открытой диафрагмы и постепенно увеличивайте значение нажав кнопку предварительного просмотра глубины резкости чтобы увидеть эффект.
Кнопка DOF работает в любом ручном режиме (программный режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим).
Почему это нужно использовать?
Видоискатель вашей цифровой камеры показывает, как выглядит сцена, и не стоит пренебрегать возможностью улучшить качество снимка. Первый шаг к такой работе – применение кнопки предварительного просмотра глубины резкости.
Для начала диафрагма должна быть максимально открыта. Это очень удобно, так как при ярком освещении сцены прекрасно видно, какова глубина резкости и где находится фокус.
Такой порядок работы является лучшим в подготовке портретной съемки. Можно сразу оценить, какие детали портрета находятся в фокусе, как выглядит фон и что отвлекает внимание зрителя.
Использование этой функции очень полезно и для макросъемки. Использование кнопки предварительного просмотра поможет решить, где следует расположить центр максимальной резкости, какова общая глубина резкости, можно посмотреть насколько размыт фон.
Когда это не так полезно?
В некоторых ситуациях предварительный просмотр кадра не принесет пользы, так как через видоискатель сцена выглядит темной. При таком просмотре можно упустить ряд важных деталей.
В ряде ситуаций лучше будет включить режим Live View, при котором зеркало поднимается, и вы можете видеть сцену на дисплее фотоаппарата. Используйте режим Live View исходя из конкретной ситуации, особенно если вы хотите видеть даже малые детали будущего кадра. Режим Live View тратит заряд батареи, но позволяет видеть сцену крупно и ярко, и позволяет добиться отличной фокусировки.
Для чего еще это можно использовать?
Кнопка DOF может показаться излишней в конструкции современных зеркальных фотоаппаратов. В конце концов, вы можете просматривать изображения сразу после того, как они были сделаны, на дисплее фотоаппарата, и можете корректировать настройки, глядя на экран. Зато в ситуациях, когда вы ограничены во времени, но вы хотите сделать максимально качественный кадр, кнопка предварительного просмотра глубины резкости может быть невероятно полезной.
Так, кнопка DOF полезна при съемке в технике freelensing, когда объектив фотоаппарата накручивается под некоторым углом, и при обратной установке объектива при макросъемке.
Возможно, вы не найдете никакой реальной выгоды от использования кнопки предпросмотра глубины резкости. В этом случае вам могут пригодиться другие инструменты и функции, которые есть в меню фотоаппарата.
DOF или кнопка предварительного просмотра глубины резкости
Когда у меня появилась первая зеркальная камера, о науке фотографии я не знала ничего. Что такое глубина резкости и диафрагма пришлось разбираться в процессе. И в то время для меня настоящим открытием стала кнопка DOF: она научила «чувствовать» камеру и интуитивно выставлять настройки. С удивлением замечаю, что многие начинающие фотографы ее не используют. Может просто не знают, для чего она предназначена? Постараюсь рассказать подробно о возможностях кнопки DOF.
Где искать кнопку предварительного просмотра глубины резкости
Если вы недавно приобрели зеркальную камеру, вполне могли пропустить DOF при изучении методом «научного тыка». Она расположена на лицевой стороне камеры, рядом с кнопкой отсоединения объектива.
Зачем нужна DOF
По умолчанию, через видоискатель зеркальной камеры вы видите кадр при максимально открытой диафрагме. Если вы установили значение f17, то конечный снимок будет существенно отличаться от того, что вы наблюдали в предпросмотре. Например, вы снимаете портрет или объект на переднем плане. Через видоискатель все выглядит отлично: фокусировка на объекте и красивое размытие фона – вы удовлетворены и нажимаете «Спуск». Но кадр получается с большой глубиной резкости, четкий задний план отвлекает внимание от основного объекта. А все из-за того, что вы установили f10, а в видоискатели видели сцену с f3. Кнопка DOF закрывает диафрагму до выбранного значения и дает возможность увидеть кадр таким, как он будет после нажатия «Спуск».
Как работать с кнопкой предварительного просмотра глубины диафрагмы?
- Для начала устанавливаем режим приоритета диафрагмы;
- Компонуем кадр, выставляем предполагаемое значение диафрагмы;
- Фокусируем и нажимаем кнопку DOF: изображения в видоискателе изменится в зависимости от выбранного значения диафрагмы. Советую поэкспериментировать и проверить все значения f от минимального до максимального. Вы увидите, как с увеличением значения f задний план приобретает фактуру;
- Важно заметить, что когда вы устанавливаете большое значение f, то изображение будет выглядеть затемненным. Не беспокойтесь: если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, выдержка компенсирует недостаток света и вы получите нормальный кадр.
Когда она действительно актуальна
Как я уже писала, для меня кнопка DOF стала настоящим открытием: она позволяет сделать удачный снимок с первого раза, без многочисленных «сфотографировал – посмотрел на экране – удалил – перенастроил». Согласитесь, бывают ситуации, когда нет времени и места на карте памяти для 10 фотографий, которые потом полетят в корзину. Тогда просто вспоминаем про кнопку DOF.
Глубина резкости
Для начала стоит понять, что собственно такое эта самая глубина резкости? Общеизвестный факт – объектив способен навестись на резкость только на определенном расстоянии. Объекты, которые находятся на маленьком или большом расстоянии от того что мы снимаем могут оказаться достаточно резкими. Так же, может быть так, что зона резкости, то есть то, что мы видим хорошо может быть такой маленькой, что ее едва ли можно разглядеть. Она же может быть настолько широкой, что все объекты до самого горизонта будут четкими. Эти все примеры одновременно отвечают на вопрос, что такое глубина резкости, которую еще можно назвать зоной визуальной резкости.
Совершенно четкое изображение можно получить только при условии идеальной фокусировки. При этом предметы, которые располагаются дальше или ближе, покажутся тоже резкими. Их размытие настолько ничтожно, что не заметно глазу человека. Объекты начинают терять резкость на значительном отдалении от точки фокусировки, это зависит от нескольких характеристик, одной из самых заметных является глубина резкости объектива.
Каждый из жанров съемки имеет свои характеристики глубины резкости. К примеру, снимая пейзаж, в большинстве случаев, нам хочется что бы была большая глубина резкости, которая начинается почти от камеры и заканчивая горизонтом. Следует знать, что такое положение вещей не является законом, это скорее негласное правило, благодаря которому легче получить хороший классический пейзаж. Часто при съемке портретов и почти всегда при спортивной съемке, фотограф стремится к максимальному размытию всего, что не касается объекта его съемки. Иногда это создает красивые эффекты, иногда подчеркивает то, самое главное, но чаще всего, резкие соседние предметы отвлекали бы внимание от объекта съемки. Опять-таки малая глубина резкости в этом жанре не является законом.
Как настроить глубину резкости и от чего она зависит?
Как уже говорилось выше, ГРИП зависит от нескольких технических нюансов, разберем подробнее каждый из них:
Диафрагма и глубина резкости
Чем больше мы открываем диафрагму нашего объектива, тем меньше становится глубина резко изображаемого пространства. Следует запомнить, что f/22 означает меньшую диафрагму, так как отверстие объектива закрыто, а f/2,8 – это большая диафрагма (объектив открыт). Зеркальные и качественные псевдозеркальные фотоаппараты, впрочем, как и дешевые «мыльницы» оборудованы различными режимами съемки, каждый из которых, кроме прочего, устанавливает и определенное значение диафрагмы.
Если у вас зеркальная камера и для идеи съемки, которой вы сейчас занимаетесь, глубина резкости изображения имеет значение, то переведите ваш фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы или же в ручной режим. В режиме приоритета диафрагмы вы фиксируете значение последней, к примеру f/4, а камера подставляет определенное значение выдержки что бы получилось хорошее фото.
Такой режим, это конечно хорошо, но он не всегда позволяет получить именно то, что необходимо. Тогда на помощь приходит:
Фокусное расстояние и его влияние на глубину резкости
В данном и конкретном случае намного проще привести пример, чем вдаваться в сложные теоретические рассуждения о физических свойствах линз, фотоаппаратов и окружающего нас пространства.
К примеру, используя фокусное расстояние 8 мм, вы получите практически абсолютно четкое изображение, при этом диафрагма не особо играет роль. Используя более длинное фокусное расстояние, например 28 мм, вы будете иметь большую, но не абсолютную глубину резкости, с которой уже можно работать при помощи диафрагмы. Если же вы используете длиннофокусный объектив, более 100 мм, то будете получать очень малую глубину резкости. Чем длиннее объектив, тем меньше глубина резкости.
Расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки
Как и во всем, что связано с глубиной резкости, в расстоянии между камерой и объектом съемки тоже есть свой закон – чем ближе объект, те меньше глубина резкости. Как пример отлично подойдет макросъемка. За счет огромного приближения фотограф практически полностью теряет ГРИП и как следствие получает на снимке только мельчайшие детали и так очень мелкого объекта.
Мы получили общее впечатление о трех факторах наиболее влияющих на глубину резкости. Теперь стоит уделить немного внимания ситуации, когда все эти три фактора начинают работать одновременно. К примеру, вы захотели сделать фото с большой глубиной резкости и для этого решили использовать широкоугольный объектив. Тут вы обнаруживаете, что объект съемки стал слишком мал, тогда вы приблизились к объекту съемки, но и это не помогло. То есть, вы получили более крупный объект, но потеряли глубину резкости, к которой стремились в самом начале.
Рассмотрим три способа изменения ГРИП
Продолжим использовать все три фактора описанных выше, но теперь добавим схемы – это нам поможет лучше разобраться в ситуации. На схемах, красным цветом отмечены те места, в которых объекты попадают в глубину резкости.
Настройка глубины резкости – изменяем диафрагму
Чем больше мы открываем диафрагму, тем меньшую глубину резкости получаем. Это не есть проблема, это есть способ, исключить из кадра лишние предметы, сделав их размытыми.
Как сделать глубину резкости с помощью расстояния до объекта?
Вспоминаем то, что описано немного выше. Чем дальше предмет съемки, тем больше глубина резкости, а если наоборот, то приближая объект, мы теряем глубину резкости.
Глубина резкости фотоаппарата с изменением фокусного расстояния
Несколько абзацев выше шла речь о том, что разные фокусные расстояния по-разному влияют на глубину резкости. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости.
В качестве закрепления разобранного материала предлагаю практическое упражнение, благодаря которому вы сами во всем разберетесь. Для качественного результат вам потребуется небольшое пространство, к примеру, стол. Я использую карту от настольной игры «Монополия». Вы же можете использовать все что угодно. Очень хорошо будет, если вы воспользуетесь штативом, тогда любые погрешности резкости будут зависеть исключительно от настроек. Если штатива нет, тогда снимайте в хорошо освещенных условиях с низким ISO и короткой выдержкой (1/200 и короче).
Используйте фокусное расстояние 50 мм. Сфокусируйте объектив на ближайшей к вам точке. Перейдите в режим приоритета диафрагмы, где выберите самое минимальное значение (зачастую f/3,5-5,6). Сделайте кадр.
Теперь мы снимем фото, глубина резкости которого будет большая. Для этого мы закроем диафрагму на максимальное значение и сделаем второй снимок.
Далее измените фокусное расстояние на 18 мм и повторите две фотографии с открытой и закрытой диафрагмой.
Теперь рассмотрите все четыре изображения. Увеличивайте их и уменьшайте, что бы понять, где и в каких условиях отсутствует или наоборот присутствует глубина резкости.
Надеюсь, данный материал был для вас полезен! Не забывайте глубина резкости, это очень важное понятие в фотографии, разобравшись в нем вы станете снимать на порядок лучше!
Настройка ГРИП: учимся наводить резкость
Очень часто в тематических статьях по фотографии можно увидеть аббревиатуру ГРИП. Она означает глубину резко изображаемого пространства, то есть глубину резкости. Этот показатель в фотографии играет одну из главных ключевых ролей. С его помощью фотограф может показать зрителю, куда следует обратить внимание, раскрывает замысел сюжета и выделяет главный предмет среди второстепенных. Даже маленькая ошибка при фокусировке может привести к размытости предмета, что испортит снимок. Также российский оператор систем мониторинга транспорта считает, что это, однозначно, брак.
Различают большую и малую глубину резкости. Для портретов следует использовать малую глубину резкости, чаще всего акцентируя внимание на глазах. Если они окажутся нерезкими, то портрет будет проигрышным. В репортажной или пейзажной съемке лучше всего использовать большую глубину резкости. На таких снимках даже маленькие детали важны, поэтому они должны быть резкими.
Для настройки ГРИП следует опираться на: расстояние до объекта, диафрагму и фокусное расстояние. При удачном сочетании этих трех показателей и понимании того, как влияет каждое значение на композицию, фотограф легко сможет сделать снимок с требуемой глубиной резкости. Диафрагма является одним из главных факторов при глубине резкости. Чем меньше число F, тем больше глубина резкости. Если F=22, диафрагма считается почти полностью закрытой, в данном случае ГРИП будет больше. И, наоборот, при F=2,0 глубина резкости будет меньше. В первом случае задний фон и объект на портрете будут читаться до мельчайших подробностей. Во втором случае задний план размоется и не будет отвлекать взгляд, а главный объект будет выделен, притягивая все внимание. Но следует внимательно отнестись к открытой диафрагме, так как навести резкость на главный объект будет довольно сложно. Можно легко промахнуться. Объективы бывают с фиксированной диафрагмой (фикс-объективы) и с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы). Первые позволяют снимать предметы с диафрагмой равной 1,2, 1,4 и 2,0. А при таких значениях сложно навести резкость. А при значениях F=14 могут появиться хроматические аберрации и небольшая резкость, поэтому следует воздерживаться от крайних значений диафрагмы и снимать на среднем показателе F=8.
Фокусное расстояние хорошо видно на зум-объективах. Если объект находится далеко, то следует воспользоваться кнопкой Zoom или покрутить соответствующее кольцо на объективе, для того чтобы приблизить его. Таким образом фотограф увеличивает фокусное расстояние, при этом уменьшая глубину резкости. При макросъемке, когда предмет находится очень близко и зона глубины резкости считается в миллиметрах, снять резкую фотографию очень непросто. Поэтому для макросъемки существуют специальные переходники-насадки, которые увеличивают фокусное расстояние, позволяя получать резкие снимки мелких деталей.
Влияет ли размер кадра на глубину резкости? Определенно, нет. Чем больше размер негатива или разрешение, тем сложнее добиться нужной глубины резкости. В этом случае следует использовать широкоугольный объектив. Для фотоаппаратов с крупным форматом следует сильно открыть диафрагму, чтобы получить резкий портрет. В отличие от них для среднеформатных камер требуются лишь средние значения апертуры.
Немаловажное значение при фокусировке играет гиперфокальное расстояние. Это минимальное расстояние до модели, когда в зоне резкости присутствует значение бесконечности. При установке фотообъектива на гиперфокальное расстояние предметы, начиная с половины гиперфокального расстояния, будут находиться в зоне резкости. ГРИП в художественной фотографии очень часто используется как средство передачи художественной выразительности, с целью показать ее ценность и передать видение фотографа. Очень часто для этого используют малую глубину резкости, особенно хорошо передают глубину снимка полнокадровые фотоаппараты. В современном кинематографе все чаще можно увидеть кадры с высокой глубиной резкости. Они выразительнее передают объем и яркость фильма, усиливая эффект присутствия.
Пользуясь этими знаниями, фотограф может подобрать нужное значение апертуры, фокусное расстояние и реализовать свои задумки. В помощь фотографам на объективы наносится шкала глубины резкости. Она поможет подобрать нужные значения для предстоящей съемки. Например, для того чтобы снять модель на расстоянии 20 метров, следует воспользоваться длиннофокусным объективом и поставить значение диафрагмы F=4. При таких значениях на снимке модель окажется в фокусе, а фон будет достаточно размыт, выделяя основной объект съемки.
ГРИП и гиперфокальное расстояние
ГРИП и гиперфокальное расстояние являются одними из основных понятий, которые необходимо усвоить начинающему фотографу. Давайте разбираться по порядку – что это такое и для чего применяется в фотографии.
ГРИП – это сокращенная аббревиатура от слов Глубина Резко Изображаемого Пространства, она же Глубина резкости. По-английски аббревиатура ГРИП будет называться Depth of Field или DOP. Это область пространства или расстояние между ближней и дальней границей, где объекты будут восприниматься резкими.
Строго говоря, идеальная резкость, с точки зрения физики, может быть только в одной плоскости. Откуда же тогда появляется эта область? Дело в том, что человеческий глаз, несмотря на все свое совершенство, все же не является идеальной оптической системой. Мы не замечаем небольшую размытость изображения до некоторых пределов. Принято считать, что человеческий глаз не замечает размытости точки до 0,1 мм с расстояния 0,25 м. На этом и основаны все расчеты глубины резкости. В фотографии эта небольшая размытость точки называется кружком нерезкости. В большинстве методик расчета за диаметр кружка нерезкости принимается величина 0,03 мм.
Исходя из допущения, что человеческий глаз не замечает некоторую размытость, мы будем иметь уже не плоскость резкости в пространстве (называемую фокальной плоскостью), а некоторую область, которая ограничивается допустимым размытием объектов. Эта область и будет называться глубиной резкости.
От чего зависит глубина резкости
На глубину резко изображаемого пространства оказывают влияние всего два параметра:
- Фокусное расстояние объектива
- Величина диафрагмы
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Чем шире открыта диафрагма (меньше диафрагменное число), тем меньше глубина резкости. Проще говоря, для того, чтобы получить максимально большую глубину резкости, нужно использовать широкоугольный объектив и максимально прикрыть диафрагму, сделав ее отверстие меньше. И, наоборот, для получения минимальной ГРИП желательно использовать длиннофокусный объектив и широко открытую диафрагму.
В некоторых источниках, причем позиционируемых, как весьма авторитетные, можно встретить утверждение, что на глубину резкости влияет также и размер матрицы или кадра фотопленки. На самом деле это не так. Сам по себе размер матрицы или кроп-фактор никакого влияния на ГРИП не оказывает. Но почему тогда глубина резкости у компактных фотоаппаратов с маленьким размером матрицы значительно больше, чем у зеркальных фотоаппаратов с большим размером сенсора? Потому что с уменьшением размера матрицы уменьшается и фокусное расстояние объектива, необходимого для получения того же угла зрения! А чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше.
Глубина резкости также зависит от расстояния до объекта съемки – чем ближе к объективу, тем глубина резкости меньше, а размытие заднего плана выражено сильнее.
Как используется глубина резкости
Выбор оптимальной глубины резкости зависит от задач съемки. Самая распространенная ошибка начинающих фотографов, которые недавно приобрели светосильный объектив – снимать все на максимально открытой диафрагме. Когда-то это хорошо, а когда-то нет. Например, если вы снимаете портрет со слишком малой глубиной резкости, вполне может получиться так, что глаза будут в резкости, а кончик носа нет. Красиво ли это? Вопрос спорный. Если же голова человека повернута в сторону, то ближний глаз может оказаться резким, а дальний глаз — размытым. Это вполне допустимо, но у клиента, который не знает, что такое глубина резкости, могут возникнуть определенные вопросы.
Поэтому, для получения оптимальной глубины резкости при портретной съемке, не нужно стремиться всегда открывать диафрагму. Для большинства случаев ее лучше прикрыть на пару ступеней. Тогда и фон будет приятно размыт, и глубина резкости приемлемая. При съемке групповых портретов особенно важно обеспечить такую ГРИП, чтобы все люди получились резкими. Диафрагма в таком случае прикрывается сильнее, до значения f/8 –f/11 при съемке вне помещений и хорошем освещении.
Гиперфокальное расстояние
Как быть, если нам нужно, к примеру, сфотографировать пейзаж, где объекты переднего и заднего плана должны быть одинаково резкими? Здесь на помощь придет умение использовать гиперфокальное расстояние. Это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность. Иными словами, это та же ГРИП, но при фокусировке на бесконечность.
В зависимости от того, где важнее получить максимальную резкость – на переднем плане или на максимально удаленных объектах, фокусируются либо на гиперфокальное расстояние, либо на бесконечность. В первом случае более резкими получатся детали переднего плана, во втором – удаленные объекты. Гиперфокальное расстояние также зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем больше закрыта диафрагма и меньше фокусное расстояние объектива – тем меньше гиперфокальное расстояние.
На этом снимке резок как передний, так и задний план
Расчет ГРИП и гиперфокального расстояния
Для расчета протяженности ГРИП и гиперфокального расстояния обычно применяют специальные таблицы. Но я рекомендую воспользоваться более современным способом, а именно, специализированной программой. Работает она онлайн прямо в браузере. Программа очень проста в использовании, и в ней легко разобраться самостоятельно. А самое главное, что поможет вам правильно выбирать ГРИП и гиперфокальное расстояние – это постоянная осознанная практика!