Фотосъемка зимой. Основные советы
Искусство и бизнес фотографии
- Комментариев нет
- 13281
Полезно вспомнить перед началом зимнего сезона
Зима – потрясающее время года. Особенно там, где выпадает много снега. Зимой столько простора для проявления творчества и создания совершенно потрясающих пейзажей и портретов. Но морозная погода также влечет за собой и ряд трудностей, с которыми может столкнуться неопытный фотограф.
В этой статье мы собрали несколько советов по съемке зимой, которые позволят получить красивые и яркие снимки
1. Планируйте свой день
Не забывайте о том, что зимой дни значительно короче. Следовательно, у вас будет всего несколько часов красивого света, чтобы сделать фотографии. Порой съемка может увлечь настолько, что и не заметишь, как пролетит время. Четко распланируйте свой день, учитывайте, что по прибытии вы не начнете снимать в ту же минуту, поэтому приезжать на место съемки следует до того времени, которое вы считаете наиболее подходящим. Позаботьтесь и о себе: возьмите с собой термос с горячим чаем, что-нибудь перекусить (если отправляетесь надолго) и как следует утеплитесь.
2. Дождитесь хорошей погоды
Чаще всего дни зимой серые и унылые. Но даже при такой погоде можно создать атмосферные портреты и красивые пейзажи. Если же вы все-таки хотите получить более радостные снимки, то “ждите у моря погоды” и не упустите свой шанс.
По-настоящему красивые портреты можно получить в лесу или парке. Увидев лучи солнца, пробивающиеся сквозь стволы деревьев, попросите модель встать против света и установите баланс белого так, чтобы получить более теплые тона. Тогда вы получите портрет со сказочным теплым светом. С помощью света, который исходит со стороны фона, можно создать красивое боке, если фотографировать с малой глубиной резкости.
Хорошие снимки можно получить как в солнечную, так и в облачную погоду. Самое главное — чтобы образ модели не шел вразрез с окружающим ее пространством.
3. Композиция – ключ к успеху
Представьте, что вы и 20 других фотографов оказались в одном месте. Что может отличить вас от них? Только композиция и ракурс. Даже если перед вами лежит прекрасный пейзаж или стоит очень красивая модель, существует риск сделать нечто надоевшее и банальное. Дерзайте и ищите новые, не такие очевидные способы расположения предметов в кадре. Не бойтесь экспериментировать и допускать ошибки.
4. Добавьте цвет
Зима – самое некрасочное время года. Все вокруг покрывается снегом, и иной раз можно получить чуть ли не черно-белый снимок. С одной стороны, это может помочь вам сделать удачные минималистические фотографии, а с другой — может привести к совершенно унылым изображениям. Отсутствие каких-либо красок зимой делает любой цвет, отличный от белого и серого, главным героем картины, и этим можно играть. Дождитесь розовых солнечных лучей во время заката солнца, и запечатлите модель против источника света.
Не забывайте о ярких аксессуарах и предметах гардероба. Даже в самый мрачный день, поместив в кадре яркий предмет (яркий шарф или шапку), вы оживите свою фотографию. Но не перестарайтесь: вместив в один кадр слишком много разных цветов, вы собьете зрителя с толку, заставив его хаотично цепляться взглядом то за один, то за другой предмет.
5. Следите за батареями
Мороз способен высосать энергию из батареи вашей фотокамеры в считанные минуты. Позаботьтесь о том, чтобы аккумулятор был полностью заряжен. А еще не забудьте несколько запасных, которые стоит держать в тепле, во внутреннем кармане куртки, ближе к телу. Если вы не снимаете один кадр за другим, а делаете ощутимые перерывы, то лучше вынуть батарею из камеры и положить ее в тепло, вставив обратно только перед продолжением съемки.
6. Не вмешивайтесь
Если вы фотографируете детей, то не пытайтесь навязать им что-то свое. Дети и без вас знают, как себя вести и что делать. В отличие от взрослых, они умеют радоваться простым вещам. Дайте им быть самим собой, а сами будьте готовы поймать момент.
Аналогично действуйте, когда снимаете наскольких людей. Если вы фотографируете влюбленную пару, дайте им время, чтобы побыть самим собой между позами, которые вы их просите принимать. В этот момент можно поймать «живые» эмоции и сделать очень натуральные фотографии.
7. Будьте осторожны при замене оптики
Зимой лучше всего снимать при помощи одного объектива, который вы заранее установили дома. Если же в процессе зимней фотосессии вам все-таки понадобилось сменить объектив, будьте осторожны. Особенно, если на улице идет снег. Избегайте ситуации, когда внутрь камеры может попасть влага. Это может привести к плачевным последствиям.
Если вы знаете, что будете менять объективы, возьмите с собой большой полиэтиленовый пакет и спрятав в нем камеру от осадков, замените объектив. Кроме того — следите за ветром, чтобы он не занес снег или воду внутрь камеры.
Также не забывайте периодически очищать фильтр объектива от налипшего снега, чтобы не обнаружить на снимке совершенно ненужные пятна.
8. Опасайтесь конденсата
Конденсат — один из самых коварных зимних врагов для фотографа.
Будьте осторожны, когда вносите камеру с мороза в теплое помещение или машину. Обычно, в теплом помещении довольно высокая влажность воздуха.
Если вы быстро достанете замерзшую камеру в помещении, на ней активно начнет конденсироваться влага из воздуха. И это может привести к повреждениям, особенно если вы решите ее включить.
Поэтому перед тем как внести камеру зимой в теплое помещение, поместите ее в полиэтиленовый пакет и плотно закройте, чтобы ограничить контакт влажного теплого воздуха с корпусом камеры и объектива. Когда камера нагреется, откройте пакет и достаньте ее наружу.
9. Внимательно относитесь к картам памяти
Никогда не меняйте карты замерзшими руками. Чувствительность пальцев сильно снижается, маленькая карта может легко выскользнуть из рук и упасть в снег. И весь отнятый материал окажется под угрозой потери.
Фотосъемка зимой. Основные советы
Сейчас зима, а это значит, что пришло время для съемки заснеженных пейзажей. Снимать, когда вокруг всё белое, не просто, поэтому стоит ознакомиться с советами. которые дают профессиональные фотографы.
Река Файрхол, Йеллоустонский национальный парк D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/500 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Раньше камеры определяли белый цвет как одну большую передержку и старались уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму. Снимки получались серыми и невзрачными. Чтобы компенсировать эту недодержку приходилось пользоваться экспокоррекцией, принудительно увеличивая выдержку на +1/3 или 2/3 Ev.
Кейстоун, Южная Дакота D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED , 1/500 секунды, f/5.6 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
С современными камерами работать проще. Достаточно поставить матричный экспозамер и приоритетную выдержку диафрагмы. С такой настройкой снег может получиться немного передержанным, но это не страшно, так как детализация в снегу не важна и практически невозможна. Конечно же, следует следить за тенями и детализацией темных объектов.
Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/250 секунды, е/8 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Если день выдался пасмурным, то при нормальной экспозиции фотография будет синеватой. В этом нет ничего плохого, так как именно этот цвет отражает ощущение холода. Если синевы слишком много, снимок можно отбелить, внеся компенсацию экспозиции в сторону осветления.
Невада, Монтана D3x, AF- S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, 1/1500 секунды, f/1.4, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Зимой не только снег отражает свет. Гигантским отражателем может быть и здание, которое окрасит освещение в более теплые тона. Этим можно воспользоваться для создания более уютной атмосферы.
Река Мэдисон, Йеллоустонский национальный парк D3, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/750 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Перед тем, как сделать снимок, подумайте, какую историю он будет рассказывать. Даже фотографируя деревья можно поведать о чем-то. Возможно, не все поймут историю так, как хотели бы рассказать её вы, но идея в снимке будет прослеживаться и каждый сам сможет интерпретировать по-своему события, происходящие на фотографии.
Обращайте внимание на свет. Если вы фотографируете яркие объекты, то экспозиция сместится таким образом, что светлые части будут хорошо видны, а тени станут слишком темными. Без использования HDR или специальных градиентных фильтров ситуацию не исправить. На самом деле исправлять её не обязательно. Кадрируйте снимок таким образом, чтобы на фотографии наблюдался конфликт света и тени. Также можно темные участки представить в виде виньетирования.
Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/60, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
В морозную погоду снимки будут получаться немного не такими, как в теплую. При сильном холоде в воздухе образуются очень маленькие кристаллы льда, которые преломляют лучи света и окрашивают воздух в необычный оттенок. Самое холодное время на рассвете и на закате.
Гора Бриджер, Монтана, D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/45 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Самые необычные явления происходят на закате или на рассвете. Иногда придется вставать в 4 часа утра, чтобы застать тот момент, когда солнечный свет начнет прорываться сквозь ночную тьму.
Одежда
При съемке в холодную пору главное позаботиться о том, чтобы вы смогли долгое время находиться на морозе. Очень важно обзавестись хорошей обувью. Также не помешает специальная одежа для суровых зимних условий. Самые лучшие перчатки — это перчатки для лыжников или скалолазов.
Йеллоустонский национальный парк Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom- NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/3 секунды, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.
Защита техники
Современная техника хорошо переносит низкие температуры. Очень важно позаботиться о том, как вы будете заносить фотоаппарат в теплую машину, дом или палатку. Ни в коем случае нельзя дышать на технику. Занеся технику в помещение, стоит снять аккумуляторы, вытащить карту памяти и всё завернуть в полотенце. Конденсат, который будет образовываться на корпусе из-за разности температур, сразу будет впитываться полотенцем. В таком виде стоит оставить технику то тех пор, пока она не нагреется до комнатной температуры.
Йеллоустонский национальный парк Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom-NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/1.5 секунды, f/32, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.
Думайте, прежде чем идти
Находясь на природе и прогуливаясь в поисках объекта съемки, задумайтесь над тем, что вы оставляет следы на снегу и портите вид нетронутой снежной пелены. Получается, что вы уже не сможете сделать снимок тех мест. по которым прошли. Природная эстетика будет нарушена.
Озеро Мамос, Калифорния D3S, AF- S NIKKOR 50mm f/1.4G, 1/3030 секунды, f/5.6, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Бентон Кроссинг, Калифорния D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/ 1000 секунды, f /8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Бентон Кроссинг, Калифорния, D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/60 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции
Как фотографировать детей на улице: секреты съёмки зимой
Мороз вовсе не повод откладывать фотосессии в долгий ящик, особенно перед новогодними каникулами. Это то самое время, когда вокруг лежит пушистый снег, по городу развешены гирлянды, а в воздухе витает праздничное настроение.
Зимой очень востребованы семейные и детские фотосессии. Съёмка детей — от малышей до подростков — является достаточно сложным процессом. В этой статье мы дадим несколько простых советов и попробуем вдохновить вас на новые фотошедевры.
Время съёмки и настройки фотоаппарата
Выбор времени съёмки является одним из самых важных моментов на пути к удачному кадру. Считается, что летом самое красивое освещение бывает с 6 до 10 утра и с 4 дня до заката. Зимой световой день короче, характер освещения тоже меняется, поэтому для съёмки целесообразнее выбрать период с 11 до 15 часов дня.
В холодную пору уличные съёмки лучше проводить на фотоаппараты, защищённые от влаги и пыли. Раньше я снимала на Nikon D610, сейчас использую Nikon D810. Эта модель отлично снимает при минусовой температуре. А ещё со мной светосильные объективы с постоянным фокусным расстоянием: DC-Nikkor 135mm f/2D, AF-S Nikkor 85mm f/1.4D или AF-S Nikkor 50mm f/1.4G.
В 90 процентах случаев я снимаю на открытой диафрагме, то есть с максимальным значением диафрагмы. Так можно получить красивое боке, размытый фон.
Несмотря на то что на улице всегда больше света, чем в помещениях, я выставляю ISO в пределах 800. На полнокадровой камере Nikon D810 такие значения являются рабочими. Эта хитрость позволяет не менять значения ISO и диафрагмы, работать только с выдержкой в условиях постоянно меняющегося освещения. Исключением являются абсолютно безоблачные летние дни. Таким образом, я не теряю времени на постоянную смену параметров и сосредотачиваюсь на сюжете: ребёнок может стоять, двигаться, бегать, но света для короткой выдержки мне всё равно хватает.
И да, в морозные дни скорость имеет решающее значение, потому что всем холодно.
Баланс белого
В летние и осенние месяцы для съёмки на улице я всегда устанавливаю баланс белого 5000–5500 Кельвинов. Это достаточно тёплая температура. При таких значениях цвет кожи (скинтон) получается натуральным. При обработке тон можно скорректировать. Зимой баланс белого должен быть чуть холоднее. Старайтесь не выбирать автоматические настройки баланса белого, иначе можно получить снег грязного оттенка.
Выбор локации или места съёмки, создание гармоничного образа
Прежде чем проводить детскую фотосессию на природе или в городе, необходимо детально проговорить возможные варианты места съёмки с родителями. От локации зависит и настроение снимка, и образ ваших героев. Конечно, съёмка летом в цветущих садах гораздо комфортнее и приятнее по температурному режиму, но это отнюдь не единственное решение. Для съёмки зимой достаточно найти красивый куст, припорошенный снегом или покрытый инеем, забор, дерево необычной формы. Вариантов много:
- Лавочки, пеньки, заиндевелые кустарники, любые деревянные сооружения.
- Грозди рябины или других зимних ягод. Для постановочной фотографии они формируются в букеты. Однажды я снимала девочку с букетом из репейника! Получилось очень интересно!
- Городские улицы, каток. Зимой яркие огни создают незабываемую волшебную атмосферу.
- Замёрзшие окна и витрины.
Ещё одна популярная идея — животные в кадре.
Объективы AF-S NIKKOR 85mm f/1.4D и AF DC-Nikkor 135mm f/2.0D дают очень красивую картинку и великолепное размытие, так что чаще всего для постановочной фотографии я использую именно их.
Мне очень нравится снимать сквозь листья или какие-то преграды, создавать рамку уже на этапе съёмки. Этот приём называют передним фреймингом. При его использовании фокусировку на камере и объективах следует переключить в полностью ручной режим.
Создание гармоничного образа для зимней съёмки осложняется тем, что детская одежда представляет собой практичные комбинезоны, которые лишают кадр художественной и тоновой привлекательности. Я советую родителям прихватить с собой несколько свитеров крупной вязки, меховых жилетов, порыться в бабушкиных сундуках… Нужны такие вещи, которые можно быстро надеть на ребёнка для съёмки постановочного кадра и так же быстро снять. А потом можно продолжать прогулку в зимних куртках.
Постановочные кадры или репортаж? Выбор объективов
Я всегда стараюсь ориентироваться на поведение детей, их возраст, настроение. Чаще всего совмещаю во время фотосессии два жанра: снимаю репортаж в начале и делаю постановочные кадры в конце. Нужно помочь ребёнку раскрепоститься и согреться. Обычно я играю с детьми в снежки, валяюсь в снегу, помогаю лепить снеговиков… Иногда полезно приобщить и родителей: это помогает зажатым детям чувствовать себя максимально комфортно. На этом этапе для съёмки идеально подходит объектив с постоянным фокусным расстоянием 50 мм.
Если же ребёнок капризничает, не идёт на контакт, продолжайте фотографировать, ловите разные эмоции.
Спустя какое-то время (около 30 минут), когда ребёнок уже заинтересовался лепкой снеговика, можно поменять объектив с 50 мм на 85 мм или 135 мм и сделать немного постановочных кадров, в игровой форме составляя композицию так, как задумали вы.
Создание серий фотографий
Попробуйте сформировать красивую серию кадров, чтобы в ней прослеживались идея, атмосфера и настроение съёмки.
Для этого я часто снимаю крупным планом реснички со снегом, румяные щёчки, ладошки, детали, которые окружают героя в момент съёмки…
Как фотографировать зимой
Зима, особенно снежная – очень красивая пора года, и наступление холодов – это не повод убрать фото-снаряжение до наступления тепла. Съемка зимой на природе может доставить немало удовольствия, ведь вокруг сколько сюжетов, а красочные фотографии будут стоить затраченных усилий! Нужно лишь учитывать некоторые простые правила:
Во-первых, стоит позаботиться о том, чтобы не замерзнуть самому и не заморозить того (или тех), кого вы планируете фотографировать.
- Спланируйте съемку. Так как долго фотографировать в мороз будет не просто, загодя выберите место съемки и постарайтесь, если это возможно (ориентируясь на прогноз погоды), выбрать день, погода в который будет соответствовать вашим задумкам.
- Одевайтесь по погоде. Если вы планируете съемки с моделью – проследите, чтобы и она (ну или он) тоже были тепло одеты. Замерзнуть самому – пол беды, но если заморозите модель, хорошей фотосессии не получится.
- Захватите хорошие перчатки, которые не мешают пальцам двигаться. Возможно это будут тонкие, но теплые перчатки с применением современных утеплителей. Отлично подойдут вязаные с рабочей стороной из кожи. Или специальные варежки, которые открывают и закрывают пальцы. Или фото-перчатки – они покрыты с рабочей стороны прорезиненными пупырышками, благодаря которым техника не будет выскальзывать из рук.
- Чтобы не замерзнуть, старайтесь больше двигаться. То же самое касается и модели (или моделей), если они есть.
Специальные фото перчатки
Во-вторых, позаботьтесь о фототехнике. Минусовая температура и снег создают не самые лучшие условия её эксплуатации — мороза боятся и камеры, и объектив, и карты памяти и аккумуляторы. И чтобы не попасть в глупую ситуацию, когда техника внезапно «умрет», следует помнить о нескольких моментах:
- На морозе аккумуляторы быстро разряжаются. Практически все современные камеры оснащаются литий-ионными источниками питания, которые не сильно подвержены «проседанию» на морозе, но тем не менее, надо учитывать, что в зависимости от температуры на улице они могут потерять «всего лишь» от 20 до 40 процентов своего заряда. То есть, вместо «положенных» 500 кадров на одном заряде, у вас может остаться от 400 до 300. Также учтите, что для внешней вспышки используются NiMH (никель-металл-гидридные) аккумуляторы или обычные щелочные батарейки. Такие источники питания могут очень быстро отказаться работать в мороз, имея практически полный заряд. Так что, до съемки аккумуляторы следует держать в тепле – например во внутреннем кармане куртки. Когда аккумулятор уже садится, его можно отогреть в кармане, и он еще немного поработает. Если в процессе съемки организовалась большая пауза — имеет смысл вынуть батарею из камеры и положить ее в тепло, вставив обратно непосредственно перед съемкой. Но даже соблюдая все выше написанное, очень рекомендую обзавестись дополнительными аккумуляторами, так как одного комплекта может не хватить.
- Захватите запасные карты памяти. Некоторые карты памяти могут отказаться работать при сильном холоде. Но тут есть выход – сейчас выпускаются карты, рассчитанные на экстремальные условия, но обычно они гарантировано рассчитаны на работы при температуре до -10. Если предстоит длительная фотосессия, на которой вам потребуется несколько карт памяти, купите для них небольшой бокс или контейнер. Так же не меняйте карты замерзшими руками. Чувствительность пальцев сильно снижается, маленькая карта может легко выскользнуть из рук и упасть в снег или воду. И весь отнятый материал окажется под угрозой.
- Подготовьте камеру до выхода на мороз. Постарайтесь все возможные настройки камеры для предстоящей съемки произвести дома. Понятно, что экспозицию придется выставлять по месту, но основные предустановки лучше сделать в тепле, а не перебирать пункты меню замерзшими пальцами в снегопад. Для съемки в мороз важна хорошая влагостойкая фотосумка — кофр. При снегопаде она защитит содержимое от попадания влаги и кроме того будет служить «термосом» для фототехники в сильный мороз, а также, если в процессе съемки вам придется переходить с улицы в теплое помещение и назад (это немного защитит от конденсата — об этом чуть дальше). Если на улице снегопад, перед съемкой можно вынести камеру ненадолго, например, на балкон. Падающий снег не будет сразу таять на теплой камере, превращаясь в воду. С холодной камеры его можно будет просто сдуть.
Начав фотографировать в мороз, вы очень быстро столкнетесь со всеми «особенностями съемки в зимний период». Сначала замерзает экран и через какое-то время начинает тормозить, обновляясь по несколько секунд, а может и вовсе перестать работать. Про работу с сенсорными дисплеями даже не мечтайте – ничего не получится. Во-первых, очень быстро будут мерзнуть руки, во-вторых, сенсор очень быстро перестанет откликаться на прикосновения. Вслед за экраном последует затвор. Смазка внутри загустевает, и он начинает зависать. Снимать дальше будет весьма проблематично, так что придется искать теплое место для обогрева.
Конденсат – самый коварный враг фотографа. Будьте осторожны, когда вносите камеру с мороза в теплое помещение или машину. В теплом помещении на холодной поверхности обязательно появится конденсат.
Конденсат на камере
Конденсат на объективе
Конденсат внутри видоискателя
Рекомендую перед тем, как внести камеру зимой в теплое помещение, поместить ее в полиэтиленовый пакет и плотно закрыть, чтобы ограничить контакт теплого воздуха с корпусом камеры и объектива. Когда камера нагреется, откройте пакет и достаньте ее наружу. Дайте ей время (хотя бы час), чтобы “отогреться” и ни в коем случае не включайте раньше, можно испортить технику. Если нет пакета – закройте кофр и оставьте камеру отогреваться в кофре. И ни в коем случае не ускоряйте процесс отогревания феном или отопительными приборами.
Помните, что важно не допускать больших скачков температуры из холода в тепло и обратно. Так что, ни в коем случае не прячьте камеру за пазуху в процессе съемки – образовавшийся конденсат сразу превратиться в корку льда на морозе, что может испортить технику. По той же причине не стоит отогревать экран дыша на него – на морозе он (вместе с видоискателем) просто покроется коркой льда.
Объектив лучше не менять на холоде: снег, влага, и т.д. могут попасть на матрицу и на обратную сторону объектива. Не рискуйте. Если есть вторая камера, то возьмите и ее с собой, установив второй объектив. Обязательно наденьте на объективы защитные фильтры. Если нет 2-й камеры, при совсем неблагоприятных условиях, возьмите с собой большой полиэтиленовый пакет и произведите замену объектива, спрятав в нем камеру от осадков. Кроме того — следите за ветром, чтобы он не занес снег или осадки внутрь камеры.
Не забывайте одевать на объектив крышку, использовать бленду и защитный фильтр. Это поможет уберечь объектива от осадков. Кроме того, всегда имейте с собой хороший набор для очистки оптики. Кисточка для чистки камеры от снега должна быть под руками. Не сдувайте снежинки – линза объектива сразу запотеет. Захватите с собой полиэтиленовый пакет. Им удобно прикрывать камеру, когда будете ходить по лесу, чтобы снег с деревьев не попадал на камеру.
Как видите, мороз и холод — это не повод откладывать камеру в долгий ящик. Нужно лишь соблюдать определенные меры предосторожности, и тогда зима подарит Вам немало интересных снимков. Главное, больше эксперементируйте! Надеюсь, эти советы будут полезны и помогут Вам избежать ошибок, фотографируя в мороз.
Как фотографировать зимой на улице
Приветствую всех читателей сайта PhotoGid.net. Сегодня середина зимы и хотелось бы поговорить о съемке зимой на улице, можно ли фотографировать в мороз и как это правильно делать. Ответы на эти вопросы и практические рекомендации вы можете узнать в этой статье.
Можно ли фотографировать зимой на улице?
Многие задаются вопросом «А можно ли фотографировать зимой на улице?» в такие неблагоприятные условия для фототехники. И сразу отвечу — Конечно можно и даже нужно. Почти все производители камер в технических характеристиках заявляют что камера работает в температурах от 0 до +40 градусов. Вы можете подумать, что что снимать в минусовую погоду нельзя, исходя от заявленных характеристик камеры, но это не так. На самом деле производитель заявляет такие характеристики, чтобы избежать исков и возмущения недовольных покупателей. А все потому, что не опытные фотографы не знают как быстро садится аккумулятор на морозе, в результате чего из заявленных 500 снимков с полностью заряженной батарее получится всего лишь 100-200, так же очень медленно начинает работать дисплей камеры. И конечно если горе-фотограф заносит камеру с мороза в тепло и сразу ее включает, начинает удивляться почему она покрывается конденсатом и не работает, в итоге несет ее в сервисный центр и ругается с производителем. На самом деле снимать можно и в -10 и в -30, но это как говорится на свой страх и риск.
Из худшего что может случиться с камерой на морозе это — загустевание смазки фотоаппарата в результате чего, затвор и автофокус камеры может срабатывать значительно медленнее или вовсе заклинить. Быстрая разрядка вашего аккумулятора и конечно же появление конденсата при резкой смене окружающей температуры, что повлечет за собой повреждения микросхем камеры влагой и ее дальнейшую неработоспособность. Ниже я расскажу как фотографировать зимой на зеркалку и продлить ее работоспособность.
Одевайтесь теплее когда идете на съемку
Казалось бы такой простой и примитивный совет но многие его пренебрегают. На съемку зимой очень важно хорошо и тепло одеться, так как вы скорее всего много стоитена снегу и проводите время на улице, в результате чего у вас у вас быстро замерзают ноги и руки. Думаю по поводу ног не стоит говорить что достаточно одеть хорошие зимние ботинки с теплой стелькой и шерстяными носками. Но вот рукам нужно уделить особое внимание. Так как фотоаппарат мы держим руками во время съемки, то тут нужно продумать как вы их будете греть в сильный мороз. Я советую одевать флисовые тонкие но перчатки. Они позволяют вам легко нажимать на кнопки и сохраняют руки в тепле. Не советую использовать горнолыжные огромные перчатки, так как они слишком большие и могут при нажатии кнопок задевать соседний кнопки и переключатели. Не одевайте перчатки с прорезями для пальцев, ведь как всем известно самое быстрое что замерзает на морозе это конечности, то есть нос и пальцы. И конечно не советую одевать вязанные варежки так как камера в них скользит, да и нажать вы ничего не сможете, так как отморозите пальцы. Обязательно подумайте о том, чем вы будете прикрывать рот и нос — это может быть шарф или балаклава. Зачем нужно закрывать нос и рот я объясню чуть позже.
Продлеваем работу аккумулятора
Как многим известно Li-ion аккумуляторам противопоказана работа в минусовую температуру, в результате чего он сильно теряет свою емкостью. В итог на морозе из заявленных 500 кадров вы сможете сделать лишь 100-200 максимум. Поэтому обязательно берите на съемку несколько запасных аккумуляторов. Перед тем как идти на фотосъемку в мороз достаньте из камеры батарею и положите поближе к телу во внутренний карман куртки. И не доставайте его до тех пор пока не придете на место съемки. Иначе если вы оставите его в камере, то по пути к съемке батарея просто потеряет пол своего заряда. В перерыве между съемкой так же быстро доставайте аккумулятор и кладите за пазуху или во внутренние карманы куртки — это поможет восстановить немного заряд батарее и не дать ей замерзнуть. Даже если батарея полностью разрядилась, положите ее в тепло и вам удастся восстановить немного заряд, что позволит вам сделать еще несколько десятков кадров.
Хочу заметить что помимо расхода энергии на съемку, еще приличный заряд энергии тратится вашим дисплеем и системой стабилизации объектива. Поэтому по возможности, для сохранения заряда выключайте дисплей камеры и стабилизацию объектива. А так же не показывайте модели каждый кадр что вы сняли.
Берегите камеру от конденсата
Теперь поговорим о злейшем враге камеры — это конденсат. Конденсат образуется на камере когда происходит резкая смена окружающей температуры. Например когда вы заходите с мороза в дом, температура резко меняется с -10 до +20. При такой резкой смене температуры на корпусе камеры и на ее внутренностях включая зеркало, матрицу, схемы и линзы появляется влага, которая может привести к короткому замыканию и полной неисправности фотоаппарата. Поэтому ни в коем случае при резкой смене температуры не включайте ваш фотоаппарат и даже не не доставайте из фотосумки или кофра, а еще лучше сразу обесточьте ее вынув аккумулятор из фотоаппарата, чтобы избежать короткого замыкания. Пусть камера плавно акклиматизируется в сумке и высохнет полностью конденсат, так как внутри сумки еще есть холодный воздух и он не успел нагреться как только вы вошли в дом. Если вы достали камеру сразу, то дайте ей минимум 1 час чтобы согреться перед тем как включать ее. Если же вы занесли с мороза в тепло камеру и увидели что она запотела и покрылась испариной, ни в коем случае не бегите обратно на мороз — этим вы сделаете только хуже. Если вы обратно вернетесь на мороз увидев влагу на камере, то он тут же замерзнет и превратится в иний или лед. А это уже грозит серьезными проблемами не только для электроники камеры но и механическими повреждениями мелких схем и деталей, в результате чего ваша камера превратится в ненужный кирпич. Хочу заметить что резкая смена температуры помимо вреда для камеры может нанести непоправимый вред линзам вашей оптики, в виде микроскопических деформаций, что может воздействовать на работу автофокуса.
Если вы знаете что на следующий день будете снимать на улице, подготовьте заранее камеру. Достаньте из нее батарею а сам фотоаппарат выставьте в закрытой сумке на балкон или куда-нибудь где температура ниже чем в вашей комнате, но не ставьте камеру на балкон если там очень холодно, так как смазка камеры загустеет, и затвор камеры попросту может не срабатывать и даже заклинить. Вообще зимой хорошая фотосумка будет работать для вашей камеры как термос. То есть выходя из тепла на холод она будет сохранять какое-то тепло внутри сумки и даст камере возможность плавно акклиматизироваться. Так же хорошая фотосумка не даст камере успеть замерзнуть если вам нужно быстро перебежать с одного помещения в другой и продолжить съемку. Советую перед тем как возвращаться с улицы домой, достать аккумулятор и карту памяти для того, чтобы вы и вовсе не открывали вашу сумку и сразу могли скачать фотографии с карты памяти.
При фотосъемке на морозе человек при дыхании ртом и носом выделяет много влаги, который оседает на корпус камеры. при сильном морозе камера может покрыться инеем в районе экрана и расположенных рядом с ним кнопок, что может привести к их заклиниванию. Поэтому советую прикрывать рот и нос шарфом или воротником, чтобы избежать обледенения камеры. Не стоит дышать на объектив, чтобы протереть его. Так как влага которая образуется на линзе быстро замерзнет и превратится в лед. Если же на линзу попал снег или капельки воды, можете просто стряхнуть камеру или вытереть их специальной кисточкой для чистки линз объективов.
Как настроить камеру для съемки зимой на улице?
Теперь давайте поговорим о том как фотографировать в мороз на улице. Чаще всего в такую погоду выходят поснимать яркие заснеженные пейзажи с искрящимся снегом. Но как раз такие пейзажи и могут сбить с толку автоматику вашей камеры. А таком случае автоматика камеры пытаясь компенсировать яркость снега, затемняет ваш снимок, что сделает снег на вашем фото не белым а серым. Чтобы избежать этого нужно сделать поправку экспозиции в плюс одну-две единицы. Но смотрите не перестарайтесь, чтобы не пересветить кадр. Снег не должен превратится в белое пятно, на нем должны быть видны детали и фактура снега. Для этого сверяйтесь с гистограммой во время настройки камеры. Она не должна уходить сильно в правую сторону. Или вы можете переключить в полностью ручной режим (М) и настроить камеру так как вам надо, рассчитывая на показания гистограммы и предварительного просмотра снимка на дисплее камеры. Справа на картинке вы можете видеть правильную экспозицию. Гистограма находится в правой части графика, но не обрывается, а плавно сходит к краю.
Тоже самое можно и сказать про баланс белого — автоматика камеры ошибается и часто зимние снимки отдают синевой. Все конечно знают что снег белого цвета, но он имеет свойство отражать свет. Во время заката снег может быть покрыт позолотой, а ближе к вечеру он выглядит голубоватым, или же он может отражать свет фонарей. Поэтому баланс белого необязательно выставлять так, чтобы снег был белым, а так, чтобы фото выглядело красивым и правдоподобным. Советую ставить баланс белого в автоматический режим, но при этом снимать только в RAW формате, чтобы потом вы могли отрегулировать ваш баланс белого в Лайтруме.
Отдельное внимание стоит уделить падающему снегу. Если вы снимаете портрет или пейзаж и хотите заморозить картинку или же наоборот придать динамику снегу то нужно правильно выставить выдержку. Это лучше делается в ручном режиме (М) или в режиме Приоритете выдержки (TV). В приоритете выдержки вы настраиваете только скорость затвора, диафрагма выставится автоматикой. Для того чтобы придать динамику падающим снежинками нужно выставить выдержку примерно 1/30-1/80 секунды. Если же вы хотите полностью заморозить их в воздухе то лучше ставить выдержку больше чем 1300 секунды. В ручном режиме вы все настройки выставляете сами включая диафрагму.
Полезные советы при съемке зимой
Не пользуйтесь вспышкой во время снегопада. Снежинки белого цвета и имеют свойство отражать свет особенно те, которые падают ближе к фотоаппарату. Поэтому что бы у вас не было белых пятен на кадре не пользуйтесь вспышкой, а лучше просто поднимите значение ISO.
Не забывайте очищать линзу объектива от налипшего снега, а лучше для предотвращения появления его так используйте бленду и фильтр. Носите с собой средство для чистки линз объективов. Пока вы не снимаете оденьте на объектив крышку.
Старайтесь не менять объективы на улице, так как внутрь камеры на зеркало и матрицу может попасть снег и влага.
Если вы чувствуете что затвор стал работать медленней и объектив стал дольше фокусироваться — идите в тепло, на этом ваша съемка закончена.
Фотосъемка зимой. Советы начинающим.
Фотосъемка зимой. Советы начинающим.
Яркое летнее солнце и роскошные краски осени остались позади, но это еще не повод убирать фотокамеру в дальний ящик «до лучших времен» — ведь очарование застывшей природы и новогодняя красота заснеженных ландшафтов вполне достойны того, чтобы увековечить их на снимке. Впрочем, «зимний» фотограф практически неминуемо столкнется с некоторыми трудностями, ведь фотосъемка в холодное время года потребует недюжинной фантазии, определенного везения (зимние сюжеты, в отличие от непредсказуемой погоды, разнообразием не балуют) и, конечно, технической подкованности. Представленные в этой статье рекомендации наверняка помогут новичкам избежать наиболее распространенных ошибок и, в конечном итоге, позволят добиться если не выдающихся то, по крайней мере, вполне грамотных с технической точки зрения снимков.
В любую погоду
Зимние пейзажи не так красочны, как летние. Впрочем, в солнечную погоду, обыграв контраст между искрящимся белым снегом и глубокими тенями, фотограф может создать превосходные снимки заснеженных ландшафтов, отлично передающие атмосферу погожего зимнего дня. Основной проблемой при этом будет выбор правильной экспозиции — тональный диапазон освещенных солнцем зимних пейзажей настолько велик, что ни одна пленка, не говоря уже о матрице цифровой фотокамеры, не способна передать его во всей полноте. Как правило, автоматика камеры с такими ситуациями справляется не особенно удачно – в результате могут быть потеряны детали либо в светлой, либо в темной части изображения. Другими словами, на практике вы скорее всего получите почти черный силуэт объекта съемке на сияющем фоне. Разработчики цифровых фотокамер предпринимают определенные усилия, чтобы упростить съемку в таких условиях – например, многие фотокамеры реализуют сюжетную программу «Пляж/Снег», которая позволяет довольно качественно передавать большие светлые пространства. Впрочем, не стоит пренебрегать и ручными настройками — иногда они помогают добиться более заметного эффекта.
Используемый камерой «по умолчанию» режим интегрального экспозамера такой тональный диапазон, скорее всего, не «потянет». Зато поможет точечный экспозамер в сочетании с режимом блокировки экспозиции AE Lock. С практической точки зрения все довольно просто: необходимо активировать точечный экспозамер (как правило это происходит через меню), навести камеру на объект так, чтобы он оказался в центре кадра и наполовину нажать спусковую кнопку. При этом камера автоматически определит экспозицию для объекта, не принимая в расчет яркость остального сюжета и зафиксирует полученное значение. После этого, не отпуская спусковую кнопку, вы можете изменить композицию снимка и дожать спусковую кнопку для получения снимка. Также можно попробовать подсветить передний план вспышкой – стоит только учитывать, что радиус действия встроенной вспышки цифровой фотокамерах, как правило, ограничивается несколькими метрами.
Если морозные солнечные дни прекрасно подойдут для съемки пейзажа, то в пасмурный зимний день лучше обратиться к жанру портрета – вашему герою не придется щуриться на ярком солнце, а рассеянный свет поможет мягко подчеркнуть выгодные детали. А вот пейзажи облачным днем лучше не снимать – в большинстве случаев изображение получится «плоским» и невыразительным.
Днем и ночью
Другая особенность зимней съемки – необходимость приспосабливаться к короткому световому дню. Это не так уж плохо: хотя на поиски подходящей «натуры» остается всего несколько светлых часов в день, долгие зимние восходы и закаты предоставляют отличные творческие возможности. В любом случае, лучше всего выбрать для съемок время ближе к вечеру, когда солнце стоит низко над горизонтом, но еще обеспечивает достаточный для фотосъемки свет. В это время суток длинные вечерние тени позволят лучше передать фактуру снега и создадут ощущение пространства. Кстати, после захода солнца фотографу тоже есть чем заняться – мало что может сравниться по выразительности с освещенными лунным светом заснеженными пейзажами. Конечно, для съемок лучше использовать не вспышку, а длительные выдержки. Ночной снегопад тоже станет отличным сюжетом для фотографии – правда, в этом случае вспышка уже совершенно противопоказана. Она подсветит снежинки перед объективом фотокамеры – в результате площадь вашего кадра заполнится размытыми белыми пятнами различного размера, что вряд ли можно считать большой творческой удачей.
Правила охлаждения
Фотосъемка зимой – это испытание не только фотографического мастерства пользователя, но и надежности его камеры. Если вы не хотите, чтобы заснеженный пейзаж стал последним кадром в жизни вашего фотоаппарата, стоит соблюдать ряд предосторожностей, которые позволят уберечь хрупкую «начинку» камеры от слишком уж суровых погодных условий. Впрочем, не надо пугаться – до получаса на морозе выдержит любая камера. А вот в перерывах между съемками аппарат стоит носить, завернув в теплую ткань, в сумке или под одеждой. Разумеется, в этих случаях камера тоже остывает, но все-таки остается теплее окружающего воздуха. Осторожность нужна и после окончания «фотосессии» на открытом воздухе. Не стоит проводить съемку сразу после того, как фотокамера «вернулась» с зимней прогулки в теплое помещение. Из-за перепада температур на корпусе и внутренних деталях камеры образуется конденсат, а поэтому включение аппарата может привести к короткому замыканию.
Фотосъемка зимой. Советы начинающим
Яркое летнее солнце и роскошные краски осени остались позади, но это еще не повод убирать фотокамеру в дальний ящик «до лучших времен» – ведь очарование застывшей природы и новогодняя красота заснеженных ландшафтов вполне достойны того, чтобы увековечить их на снимке.
Впрочем, «зимний» фотограф практически неминуемо столкнется с некоторыми трудностями, ведь фотосъемка в холодное время года потребует недюжинной фантазии, определенного везения (зимние сюжеты, в отличие от непредсказуемой погоды, разнообразием не балуют) и, конечно, технической подкованности. Представленные в этой статье рекомендации наверняка помогут новичкам избежать наиболее распространенных ошибок и, в конечном итоге, позволят добиться если не выдающихся то, по крайней мере, вполне грамотных с технической точки зрения снимков.
В любую погоду
Зимние пейзажи не так красочны, как летние. Впрочем, в солнечную погоду, обыграв контраст между искрящимся белым снегом и глубокими тенями, фотограф может создать превосходные снимки заснеженных ландшафтов, отлично передающие атмосферу погожего зимнего дня. Основной проблемой при этом будет выбор правильной экспозиции – тональный диапазон освещенных солнцем зимних пейзажей настолько велик, что ни одна пленка, не говоря уже о матрице цифровой фотокамеры, не способна передать его во всей полноте. Как правило, автоматика камеры с такими ситуациями справляется не особенно удачно – в результате могут быть потеряны детали либо в светлой, либо в темной части изображения. Другими словами, на практике вы скорее всего получите почти черный силуэт объекта съемке на сияющем фоне. Разработчики цифровых фотокамер предпринимают определенные усилия, чтобы упростить съемку в таких условиях – например, многие фотокамеры реализуют сюжетную программу «Пляж/Снег», которая позволяет довольно качественно передавать большие светлые пространства. Впрочем, не стоит пренебрегать и ручными настройками – иногда они помогают добиться более заметного эффекта.
Используемый камерой «по умолчанию» режим интегрального экспозамера такой тональный диапазон, скорее всего, не «потянет». Зато поможет точечный экспозамер в сочетании с режимом блокировки экспозиции AE Lock. С практической точки зрения все довольно просто: необходимо активировать точечный экспозамер (как правило это происходит через меню), навести камеру на объект так, чтобы он оказался в центре кадра и наполовину нажать спусковую кнопку. При этом камера автоматически определит экспозицию для объекта, не принимая в расчет яркость остального сюжета и зафиксирует полученное значение. После этого, не отпуская спусковую кнопку, вы можете изменить композицию снимка и дожать спусковую кнопку для получения снимка. Также можно попробовать подсветить передний план вспышкой – стоит только учитывать, что радиус действия встроенной вспышки цифровой фотокамерах, как правило, ограничивается несколькими метрами.
Если морозные солнечные дни прекрасно подойдут для съемки пейзажа, то в пасмурный зимний день лучше обратиться к жанру портрета – вашему герою не придется щуриться на ярком солнце, а рассеянный свет поможет мягко подчеркнуть выгодные детали. А вот пейзажи облачным днем лучше не снимать – в большинстве случаев изображение получится «плоским» и невыразительным.
Днем и ночью
Другая особенность зимней съемки – необходимость приспосабливаться к короткому световому дню. Это не так уж плохо: хотя на поиски подходящей «натуры» остается всего несколько светлых часов в день, долгие зимние восходы и закаты предоставляют отличные творческие возможности. В любом случае, лучше всего выбрать для съемок время ближе к вечеру, когда солнце стоит низко над горизонтом, но еще обеспечивает достаточный для фотосъемки свет. В это время суток длинные вечерние тени позволят лучше передать фактуру снега и создадут ощущение пространства. Кстати, после захода солнца фотографу тоже есть чем заняться – мало что может сравниться по выразительности с освещенными лунным светом заснеженными пейзажами. Конечно, для съемок лучше использовать не вспышку, а длительные выдержки. Ночной снегопад тоже станет отличным сюжетом для фотографии – правда, в этом случае вспышка уже совершенно противопоказана. Она подсветит снежинки перед объективом фотокамеры – в результате площадь вашего кадра заполнится размытыми белыми пятнами различного размера, что вряд ли можно считать большой творческой удачей.
Правила охлаждения
Фотосъемка зимой – это испытание не только фотографического мастерства пользователя, но и надежности его камеры. Если вы не хотите, чтобы заснеженный пейзаж стал последним кадром в жизни вашего фотоаппарата, стоит соблюдать ряд предосторожностей, которые позволят уберечь хрупкую «начинку» камеры от слишком уж суровых погодных условий. Впрочем, не надо пугаться – до получаса на морозе выдержит любая камера. А вот в перерывах между съемками аппарат стоит носить, завернув в теплую ткань, в сумке или под одеждой. Разумеется, в этих случаях камера тоже остывает, но все-таки остается теплее окружающего воздуха. Осторожность нужна и после окончания «фотосессии» на открытом воздухе. Не стоит проводить съемку сразу после того, как фотокамера «вернулась» с зимней прогулки в теплое помещение. Из-за перепада температур на корпусе и внутренних деталях камеры образуется конденсат, а поэтому включение аппарата может привести к короткому замыканию.