Фотосъемка зимнего пейзажа
Фотосъемка зимнего пейзажа
С наступлением зимы, сурового и скупого на краски сезона, кажется, что снимать просто нечего. Это неверно — вокруг по-прежнему много сюжетов, нужно лишь правильно выбрать момент для съемки. Было бы очень неплохо продолжать активную съемку зимой, но мало захотеть это сделать, надо проявить волю. Не будет ли лучшим вариантом вместо того, чтобы выходить на мороз, соорудить из спичек макет Эйфелевой башни и отработать технику студийной съемки? Не поддавайтесь этой слабости — в зимних пейзажах есть своя неповторимая прелесть, а у природы нет плохой погоды.
Одна из прелестей нашей северной природы в великом разнообразии погодных условий, меняющихся со сменой времен года и день от дня. Погода может установиться на пару дней, реже — на неделю, но затем все равно изменится, может быть, даже разительно. Так что мы имеем замечательную возможность получать непохожие друг на друга снимки, всего лишь выходя из дома время от времени.
Это особенно ценно для пейзажной съемки, где сюжет и настроение задаются в первую очередь погодными условиями. Было бы скучно, если всякий раз, выходя на улицу, мы попадали бы под яркое солнце, видели безупречно синее небо, буйную зеленую растительность. Все снимки выглядели бы одинаково. А для того чтобы кадр производил впечатление, совершенно необходимы драматические детали — грозовые облака, заиндевевшие на морозе остовы деревьев — словом, ощущение жизни, некоего непрерывного действия, откуда мы выхватили неповторимые кадры.
Слава деталям!
В действительности никакой проблемы совершить зимнюю прогулку, конечно же, нет. Совсем неплохо подышать свежим воздухом, выехать за город, особенно в солнечную погоду. Вы непременно почувствуете себя хорошо! Итак, зима — один из лучших сезонов для пейзажной съемки, поскольку все вокруг выглядит необычно и загадочно. И, конечно, не забудем, что в это время года не так многолюдно, как летом, когда в живописных местах бывает достаточно трудно снять широкую панораму, избежав попадания в кадр дачников и отдыхающих на лоне природы горожан.
Ловим свет.
Одна из особенностей зимы — отражающийся от снега и преломляемый льдом солнечный свет. При правильной! Съемке он добавит кадру неповторимое очарование. Когда зимой удается застать погожий день, качество снимков вполне может сравниться с летними. Это верно, что летом светлое время суток может достигать 16 часов при непрерывном сиянии солнца, но большая часть этого времени не идеально подходит для съемки из-за слишком жесткого света и глубоких теней. Качество, как известно, важнее количества, так что зима отчасти даже выигрывает у лета. Поскольку солнце поднимается над горизонтом невысоко, вы не сможете получить глубокого контраста и теней, характерных для остальных времен года. Зимой же вы можете выйти на улицу в полдень и получить отменный кадр, что для лета крайне трудно.
Особенный „рыхлый» свет представляет особую ценность для съемки пейзажей, благодаря характерным теням, к примеру, детально прорабатывается текстура снежного покрова на полях. Требуемый эффект легче всего достигается, если снимать с возвышенности, откуда просматривается вся сцена.
Другая полезная особенность зимнего периода в том, что вам не придется вставать слишком рано, чтобы снять рассвет. Большинство из нас все же не настолько фанатично преданы фотографии и жертвовать лучшими часами отдыха не расположены. Секрет удачной съемки заключается в выборе правильного момента, когда солнце еще не показалось над горизонтом, но уже вот-вот взойдет. Будет правильнее всего сделать пять или даже десять кадров еще до наступления рассвета.
С закатом дела обстоят проще. Вам достаточно занять удачную позицию и подождать, пока солнце скроется за горизонтом. Тем не менее, и в этом случае будет неплохо сделать серию снимков, потому что визуально оценить удачность момента не всегда возможно. А неудачные кадры всегда можно впоследствии удалить. Также не стоит сворачивать съемку сразу после захода солнца, поскольку угасающий закат с оттенками от розового до багрового нередко бывает еще более интересным.
При съемке восхода и заката очень полезно поставить камеру на штатив для исключения случайного сотрясения. Можно попробовать снять и само солнце, пока оно находится низко над горизонтом, поскольку зимой оно гораздо менее мощное и риск получить блик в объективе существенно меньше. Если вы считаете, что на снимке не достает оранжевого цвета, можно воспользоваться соответствующим светофильтром или изменить уровень цвета в фоторедакторе. А поскольку зимнее небо часто бывает скучным и серым, что соответствующим образом влияет на цветовой баланс всего пейзажа, можно понять уровень серого и синего — тоже бывает полезно.
Погодные условия.
Конечно, особенность зимней погоды не только в освещении. В этом сезоне имеют место интересные погодные явления, из которых особенно фотогеничны дымка и туман, полностью преображающие ландшафт, так что самый обыкновенный городской пейзаж становится загадочным. Ограниченная видимость фактически меняет глубину резкости, так что близкорасположенные предметы остаются четким, а удаленные уходят в размывку. Поскольку цвета в таких условиях становятся приглушенными, весь снимок получается почти монохромным, с легким тонированием.
Дождь и снегопад, безусловно, тоже интересные явления, способные обогатить снимок. Свинцовые снеговые тучи разнообразят пейзаж и придадут ему драматичные черты. Лучшее время для съемки — когда осадки сопровождаются солнцем, хоть это и редкое для зимы явление (но у настоящего фотографа камера всегда под рукой, не так ли?)
Особенности съемки зимних пейзажей
Съемка зимних пейзажей имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при съемке. По традиции рассмотрим весь процесс на примере готового снимка, представленного ниже.
Снимок 1. Зимний пейзаж
Построение кадра в этом снимке особенное: на первом плане фотограф запечатлел выразительные и своей форме снежные заносы, которые образовали складки, в результате недавно прошедшей метели.
Вероятно, фотограф какое-то время искал подобный сюжет и подходящее время съемки. Посмотрите, как сияет снег под лучами зимнего солнца!
В этом пейзажном снимке удачно переданы те ощущения зимы, мороза, которые возникают у человека при непосредственном участии. Это было достигнуто за счет правильного применения возможностей композиции в фотографии.
Как видно на снимке фотограф специально приблизил точку съемки к главному объекту, благодаря этому из кадра ушло все лишнее. Из всего окружающего пространства рамка кадра выделила ту его часть, которая создает полное представление о целом и максимально полно раскрывает тему зимы.
Освещение при съемке зимних пейзажей
Снимая зимний пейзаж, фотограф грамотно использовал возможности освещения. Именно оно позволило более выразительно передать основные характеристики пейзажа. Лучи задне-бокового света скользя по поверхности снега, позволяют прорисовать не только рельеф, но и выявить фактуру снега.
Стоит помнить при съемке зимних пейзажей о том, что снег является мощнейшим отражателем, создает хорошую подсветку, благодаря которой тени на снегу, в нашем случае, получились такими мягкими.
Если повторить это съемку зимнего пейзажа в пасмурный день или при фронтальном освещении, то от живости снимка и зимнего морозного дня ни чего не останется.
Вы можете возразить, что зимой много пасмурных дней и морозно. Однако, передать состояние мороза и блеск снега при пасмурном освещении с помощью фотографии очень проблематично.
Решение композиционных задач в пейзажной съемке
Мы уже выяснили, что смысловой отбор элементов картины прочно связан с общим композиционным решением, с определенным расположением материала в кадре. Решить при съемке зимних пейзаже одну из важнейших задач композиции – выделение в кадре главного очень непросто.
Отобрать нужный материал и найти верное соотношение различных частей в кадре в этом жанре фотографии гораздо труднее, чем, например, при съемке натюрморта. В натюрморте мы можем легко убрать из кадра мешающий объект или ненужные детали в композиции.
В натюрморте, используя искусственное освещение можно легко получить нужные световые эффекты. При съемке зимних пейзажей весь объект съемки залит равномерным потоком солнечного света, с одинаковой интенсивностью освещая все элементы пейзажа.
Тем не менее, средства фотографии позволяют и при съемке пейзажей выделять главное в кадре, получить нужные акценты. К примеру, на снимке ниже использована нижняя точка съемки, которая позволила получить важный по сюжету элемент изображения – гнезда грачей на дереве на спокойном фоне неба, а не на фоне других деревьев.
Снимок 2. Грачи прилетели
С помощью этого приема удалось четко выделить главный объект изображения: зритель акцентирует свое внимание именно на главном в кадре. В самом снимке отсутствуют лишние элементы. Как и в первом снимке, кадр вырезает из окружающего пространства маленький кусочек, с наиболее важными элементами:
- дерево с голыми ветвями;
- кружащиеся над гнездами птицы;
- легкие весенние облака, плывущие по небу.
Для оценки высоты дерева фотограф ввел в кадр необходимую деталь – крышу дома.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
Экспериментальная часть
Особенности фотосъемки зимнего пейзажа
Съемка в зимнее время имеет некоторые трудности: в это время года солнце стоит низко, световой день короток. Открытый пейзаж можно снимать от восхода и до заката всего лишь в течение нескольких полуденных часов, а для съемок в лесу это время сокращается до минимума, особенно на узких полянах или просеках. Не способствуют зимним пейзажным съемкам и сильный мороз, и малое количество солнечных, благоприятных для этой цели дней.
Фотосъемка в зимнее время технически сложнее, чем в какое-нибудь другое время года. Считается, что зимний пейзаж в солнечную погоду имеет большой интервал яркостей, который невозможно воспроизвести на снимке без утраты деталей в светах либо в тенях изображения. Бороться с этим можно, проведя положительную экспокоррекцию, примерно на +/-0,7.
Вторая трудность зимних съемок — это воспроизведение на снимке фактуры снежных поверхностей. Достигается это выбором наиболее выгодных характеров освещения, светофильтра и величины экспозиции. Фактура снега хорошо воспроизводится при боковом, полуконтровом или костровом освещении. За счет низкого положения солнца зимой от каждой неровности на снегу возникают длинные косые тени, способствующие выявлению на снимке его структуры. Фронтальный свет неудачен, так как при таком освещении фактура снега почти не выявляется. Плохо воспроизводится фактура снежных поверхностей и при рассеянном освещении из-за отсутствия светотени, поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду не следует.
Поверхность снега на переднем плане не должна быть ровной, нетронутой. Снег значительно естественнее выглядит на снимках, когда он взрыхлен и на нем видны следы, лыжня или протоптанная тропинка (Рис. 16).
Правильное соотношение света и тени на снегу, обеспечивающее естественность воспроизведения его поверхности, возможно при правильном выборе светофильтра. При голубом безоблачном небе чаще всего используют светлые желтые и желто-зеленые светофильтры (Ж-1,4Х и ЖЗ-1,4Х). Более плотные фильтры этой группы применяют реже, в основном при наличии на небе большого количества белых облаков. Оранжевый светофильтр повышает контраст светотени на снегу, ухудшая тем самым характер его воспроизведения на снимках. Оранжевый и красный светофильтры находят применение на зимних съемках лишь, когда требуется подчеркнуть белизну и густоту инея на ветвях деревьев, проводах, которые в этом случае проецируются на фоне темного, почти черного неба. Голубой светофильтр Г-1,4Х почти не находит применения в подобных съемках, поскольку, понижая контраст светотени на снегу, ухудшает его проработку на снимках.
При съемке пейзажей, включающих участки сверкающего на солнце льда, большую пользу приносит поляризационный светофильтр, с помощью которого можно пригасить блики. В ряде случаев этот светофильтр может быть использован и для притемнения неба без опасения увеличить контраст светотени.
Чтобы снег получился белым, а не грязно-серым, важно также отстроить баланс белого. Обычно для этого используется лист белой бумаги, но в зимнее время для этой цели сгодится, и свежий белый сугроб главное, чтоб на нем не было никаких посторонних предметов. Но такая установка будет верной лишь для того освещения, в котором была сделана, и каждый раз при смене места и света баланс надо отстраивать заново — иначе снег так и будет серым, а лица синими.
Иней и замерзшие капли на черных ветвях, наоборот, ослепительны в солнечные дни. Для того чтобы иней не слился с блеклым фоном, нужно фотографировать его на контрасте с тенистой местностью или темным объектом, а еще лучше иней выглядит на фоне ярко-синего неба.
Для предстоящей фотосессии с зимними видами лучше всего подбирать время с наиболее подходящими погодными условиями. Это может быть яркий солнечный день, или пасмурное небо с тёмными снежными тучами, которые придадут фотографии некоторую драматичность.
Рис. 15. «Вечерний пейзаж»
На рис. 15 изображен вечерний пейзаж. Цель была изобразить, как воспроизводится фактура снега. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в вечернее время. Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Диафрагму поставил 5,6 и, выдержку поставил 1/125. Компоновка снимка несколько неправильная, передний план пустой. Освещение применялось светотеневое, фактура снега ощутима, но недостаточно проработана. Фотография имеет темную тональность, снег на снимке имеет сероватый оттенок, что говорит о неправильном подборе экспозиции.
Рис. 16. «Зимний парк»
На рис. 16 изображен зимний парк. Цель ? воспроизвести фактуру снега среди деревьев. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в дневное время. Данная фотография сделана на фотоаппарате Canon 450D. Для уменьшения бликов на снегу использовался поляризационный светофильтр. Для создания правильной композиции снимка, я решил на переднем плане разместить дорогу, на заднем расположить много заснеженных деревьев. В отличие от предыдущей фотографии этот снимок имеет светлую тональность. Для передачи фактуры снега я использовал заднедиагональное освещение, благодаря чему на фотографии снег имеет хорошую проработку.
На рис. 17 изображены деревья. Цель ? показать заснеженные деревья. Для получения фотографии использовался фотоаппарат Canon 450D. Деревья были сфотографированы в солнечный день при помощи заднедиагонального освещения. На переднем плане показаны два дерева, благодаря которым кадр выглядит симметричным. Голубое небо с бледно-розовым переходом делает кадр выразительным. Для подчеркивания белизны и густоты инея на ветвях деревьев применялся оранжевый светофильтр. Съемка проводилась издалека при помощи зума. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержка 1/250. Ветви деревьев прорисованы четко, имеют снежный вид.
Рис. 17. «Зима. Деревья»
Рис. 18. «Замершая река»
На рис. 18 изображен зимний пейзаж. Цель ? показать заснеженную природу. На фотографии имеется несколько планов. Первым планом можно назвать место, где изображена кормушка для птиц. Если ее не было бы, фотография была менее интересна. Благодаря этой кормушки изображение приобретает «круговой осмотр». Вторым планом являются деревья уравновешивающие композицию кадра. Мост как бы соединяет две группы деревьев справой и левой стороны. Завершают плановое строение кадра деревья, находящиеся позади моста. Кадр я считаю уравновешенным, он идеален. Данный снимок был сделан на фотоаппарате Canon 450D с поляризационным светофильтром, для смягчения искр на снегу. Съемка деревьев проводилась издалека при помощи зума. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержку подобрал 1/125. Фотография имеет хорошее качество. Ветви деревьев прорисованы четко. Снимок уравновешен правильно.
Рис. 19. «Речной пейзаж»
На рис. 19 изображен зимний речной пейзаж. Цель ? показать речной пейзаж. Для данного кадра использовался фотоаппарат Canon 450D. Съемка пейзажа проводилась в полуденное время. Чтобы показать всю панораму реки я выбрал высокую точку съемки. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержка 1/125. Сюжет фотографии интересен: здесь присутствует и замерзшая река, и покрытая снегом набережная, и зимние деревья. С одной стороны данный кадр скомпонован правильно, но с другой, в чем большой недочет фотография имеет темную тональность. Этот минус показывает, как важно подбирать правильную экспозицию при фотосъемке фотографии.
Особенности фотосъемки зимнего пейзажа
Читайте также:
- I. Особенности фотографирования места происшествия.
- II. Виды профилактики и их особенности.
- II. Особенности фотографирования трупа на месте его обнаружения.
- II.Помимо протокола, ход след.эксперимента и его результаты запечатлеваются с помощьюпланов, схем, фотосъемки, звуко- и видеозаписи.
- III. Основные особенности проекта Конституции
- IV. Особенности фотографирования при проведении следственного эксперимента.
- IX. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- А. ИДЕОЛОГИЯ ВООБЩЕ, НЕМЕЦКАЯ В ОСОБЕННОСТИ
- Аграрная реформа 1861 г. и особенности ее осуществления в Беларуси.
- Анализ заявления о половом посягат-е, особенности его проверки.
- АНАЛИЗ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ
- Артериальная гиперемия,ее причины,признаки ,механизмы развития.Особенности микроциркуляции,исходы и последствия различных видов арт.гиперемии.
Экспериментальная часть
Съемка в зимнее время имеет некоторые трудности: в это время года солнце стоит низко, световой день короток. Открытый пейзаж можно снимать от восхода и до заката всего лишь в течение нескольких полуденных часов, а для съемок в лесу это время сокращается до минимума, особенно на узких полянах или просеках. Не способствуют зимним пейзажным съемкам и сильный мороз, и малое количество солнечных, благоприятных для этой цели дней.
Фотосъемка в зимнее время технически сложнее, чем в какое-нибудь другое время года. Считается, что зимний пейзаж в солнечную погоду имеет большой интервал яркостей, который невозможно воспроизвести на снимке без утраты деталей в светах либо в тенях изображения. Бороться с этим можно, проведя положительную экспокоррекцию, примерно на +/-0,7.
Вторая трудность зимних съемок – это воспроизведение на снимке фактуры снежных поверхностей. Достигается это выбором наиболее выгодных характеров освещения, светофильтра и величины экспозиции. Фактура снега хорошо воспроизводится при боковом, полуконтровом или костровом освещении. За счет низкого положения солнца зимой от каждой неровности на снегу возникают длинные косые тени, способствующие выявлению на снимке его структуры. Фронтальный свет неудачен, так как при таком освещении фактура снега почти не выявляется. Плохо воспроизводится фактура снежных поверхностей и при рассеянном освещении из-за отсутствия светотени, поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду не следует.
Поверхность снега на переднем плане не должна быть ровной, нетронутой. Снег значительно естественнее выглядит на снимках, когда он взрыхлен и на нем видны следы, лыжня или протоптанная тропинка (Рис. 16).
Правильное соотношение света и тени на снегу, обеспечивающее естественность воспроизведения его поверхности, возможно при правильном выборе светофильтра. При голубом безоблачном небе чаще всего используют светлые желтые и желто-зеленые светофильтры (Ж-1,4Х и ЖЗ-1,4Х). Более плотные фильтры этой группы применяют реже, в основном при наличии на небе большого количества белых облаков. Оранжевый светофильтр повышает контраст светотени на снегу, ухудшая тем самым характер его воспроизведения на снимках. Оранжевый и красный светофильтры находят применение на зимних съемках лишь, когда требуется подчеркнуть белизну и густоту инея на ветвях деревьев, проводах, которые в этом случае проецируются на фоне темного, почти черного неба. Голубой светофильтр Г-1,4Х почти не находит применения в подобных съемках, поскольку, понижая контраст светотени на снегу, ухудшает его проработку на снимках.
При съемке пейзажей, включающих участки сверкающего на солнце льда, большую пользу приносит поляризационный светофильтр, с помощью которого можно пригасить блики. В ряде случаев этот светофильтр может быть использован и для притемнения неба без опасения увеличить контраст светотени.
Чтобы снег получился белым, а не грязно-серым, важно также отстроить баланс белого. Обычно для этого используется лист белой бумаги, но в зимнее время для этой цели сгодится, и свежий белый сугроб главное, чтоб на нем не было никаких посторонних предметов. Но такая установка будет верной лишь для того освещения, в котором была сделана, и каждый раз при смене места и света баланс надо отстраивать заново – иначе снег так и будет серым, а лица синими.
Иней и замерзшие капли на черных ветвях, наоборот, ослепительны в солнечные дни. Для того чтобы иней не слился с блеклым фоном, нужно фотографировать его на контрасте с тенистой местностью или темным объектом, а еще лучше иней выглядит на фоне ярко-синего неба.
Для предстоящей фотосессии с зимними видами лучше всего подбирать время с наиболее подходящими погодными условиями. Это может быть яркий солнечный день, или пасмурное небо с тёмными снежными тучами, которые придадут фотографии некоторую драматичность.
Рис. 15. «Вечерний пейзаж»
На рис. 15 изображен вечерний пейзаж. Цель была изобразить, как воспроизводится фактура снега. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в вечернее время. Фотография была сделана на фотоаппарате Canon 450D. Диафрагму поставил 5,6 и, выдержку поставил 1/125. Компоновка снимка несколько неправильная, передний план пустой. Освещение применялось светотеневое, фактура снега ощутима, но недостаточно проработана. Фотография имеет темную тональность, снег на снимке имеет сероватый оттенок, что говорит о неправильном подборе экспозиции.
Рис. 16. «Зимний парк»
На рис. 16 изображен зимний парк. Цель − воспроизвести фактуру снега среди деревьев. Фотосъемка проводилась на открытом воздухе в дневное время. Данная фотография сделана на фотоаппарате Canon 450D. Для уменьшения бликов на снегу использовался поляризационный светофильтр. Для создания правильной композиции снимка, я решил на переднем плане разместить дорогу, на заднем расположить много заснеженных деревьев. В отличие от предыдущей фотографии этот снимок имеет светлую тональность. Для передачи фактуры снега я использовал заднедиагональное освещение, благодаря чему на фотографии снег имеет хорошую проработку.
На рис. 17 изображены деревья. Цель − показать заснеженные деревья. Для получения фотографии использовался фотоаппарат Canon 450D. Деревья были сфотографированы в солнечный день
при помощи заднедиагонального освещения. На переднем плане показаны два дерева, благодаря которым кадр выглядит симметричным. Голубое небо с бледно-розовым переходом делает кадр выразительным. Для подчеркивания белизны и густоты инея на ветвях деревьев применялся оранжевый светофильтр. Съемка проводилась издалека при помощи зума. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержка 1/250. Ветви деревьев прорисованы четко, имеют снежный вид.
Рис. 17. «Зима. Деревья»
Рис. 18. «Замершая река»
На рис. 18 изображен зимний пейзаж. Цель − показать заснеженную природу. На фотографии имеется несколько планов. Первым планом можно назвать место, где изображена кормушка для птиц. Если ее не было бы, фотография была менее интересна. Благодаря этой кормушки изображение приобретает «круговой осмотр». Вторым планом являются деревья уравновешивающие композицию кадра. Мост как бы соединяет две группы деревьев справой и левой стороны. Завершают плановое строение кадра деревья, находящиеся позади моста. Кадр я считаю уравновешенным, он идеален. Данный снимок был сделан на фотоаппарате Canon 450D с поляризационным светофильтром, для смягчения искр на снегу. Съемка деревьев проводилась издалека при помощи зума. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержку подобрал 1/125. Фотография имеет хорошее качество. Ветви деревьев прорисованы четко. Снимок уравновешен правильно.
Рис. 19. «Речной пейзаж»
На рис. 19 изображен зимний речной пейзаж. Цель − показать речной пейзаж. Для данного кадра использовался фотоаппарат Canon 450D. Съемка пейзажа проводилась в полуденное время. Чтобы показать всю панораму реки я выбрал высокую точку съемки. Для диафрагмы установил значение 5.6, выдержка 1/125. Сюжет фотографии интересен: здесь присутствует и замерзшая река, и покрытая снегом набережная, и зимние деревья. С одной стороны данный кадр скомпонован правильно, но с другой, в чем большой недочет фотография имеет темную тональность. Этот минус показывает, как важно подбирать правильную экспозицию при фотосъемке фотографии.
Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 377 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Даниил Коржонов – известный пейзажный фотограф, его снимки публикуются во многих российских и зарубежных журналах. Лауреат премии Best of Russia и финалист конкурса National Geographic, Даниил почти все время путешествует. Его особенно интересуют пейзажи со снегом и льдом: за ними фотограф отправляется то в Антарктиду, то на Лофотенские острова, то на Урал и Камчатку. С собой Даниил берет технику Nikon: он один из десяти амбассадоров этого бренда в России.
Мы попросили Даниила рассказать о его опыте съемок зимней природы и одной из ее главных красот – северного сияния.
Техника для пейзажной съемки зимой
Фототехника для съемки зимних пейзажей, в принципе, мало чем отличается от набора на лето. Это штатив, камеры (я сейчас в основном снимаю на D850, хотя теперь подумываю частично перейти на Nikon Z 7), объективы и фильтры. Единственное отличие – нужны батареи большого объема или несколько батарей, потому что на морозе они разряжается намного быстрее.
Южный Урал. © Даниил Коржонов
Что касается объективов, я использую три основных. 70% снимков делаю на «ширики», самый рабочий – 14-24mm. С ним можно полностью захватить передний план и получить объемную, глубокую картинку, в том числе с низкой точки съемки. Однако с прорисовкой перспективы он уже не справляется: чтобы снять, например, заснеженные горы вдали, нужен средний зум или даже телевик – у меня это 24-70mm и 70-200mm.
Антарктида. © Даниил Коржонов
Почти всегда на моих объективах установлены фильтры – нейтральный, поляризационный или градиентный. Поляризационный нужен в том числе и при съемке льда, чтобы избавиться от бликов солнца на нем.
Отдельная тема – хранение оборудования в зимних походах: фототехника очень чувствительна к перепадам температур. Ее нельзя вносить с мороза в тепло сразу, а на ночь необходимо упаковывать в герметичный мешок. Во время трекингов я ношу камеру в кофре под курткой – это не очень удобно, но так батарея работает дольше.
Байкал. © Даниил Коржонов
Как снимать звезды
Зимой световой день короткий, что мне лично очень нравится, потому что я люблю снимать звездное небо, северное сияние и залитые лунным светом пейзажи. Запечатлеть «россыпь звезд» может камера с большим диапазоном ISO и широкоугольный светосильный объектив – его диафрагма должна быть не меньше f/2.8. Обычно ночное небо я снимаю с ISO 3000-5000 и выдержкой 30 сек. Если хотите захватить больше звезд, советую отъезжать как можно дальше от города и выбирать безлунную ночь, иначе полумесяц даст сильную засветку.
Боливия. © Даниил Коржонов
Если же вы снимаете не только небо, но и ландшафт, Луна будет отличным источником света, и это позволит обойтись без фонариков. Тем более что они больше предназначены для съемок переднего плана, а вот дальний – например, горы на горизонте – осветить трудно чисто физически. У пейзажных фотографов есть лайфхак для проработки и переднего, и дальнего плана: снимать первый с искусственным светом и потом оставлять камеру на штативе в том же положении до восхода Луны.
Антарктида. © Даниил Коржонов
Без искусственного света не обойтись
Есть на небе Луна или нет, я в любом случае не отправляюсь на ночную съемку без фонариков. Обычно использую их как контровый свет, чтобы расставить акценты в пейзаже: подчеркнуть силуэты, границы кадра и прорисовать фактуру. Например, освещенный снег сразу приобретает объем и слоистость. Обычно для ночных зимних пейзажей я использую не меньше трех фонариков, а если в кадре есть человек, нередко даю фонарик в руки и ему. Такие мизансцены обычно выглядят романтично и даже философски, как будто маленький человек ищет путь под огромным звездным небом. Например, на фотографии ниже несколько фонарей установлены за елками и один держит модель.
Южный Урал. © Даниил Коржонов
На следующем снимке один фонарик я поставил позади камня, а вторым подсветил кадр сбоку слева, отбежав от камеры на пару секунд. Здесь подчеркивать человека не понадобилось.
Южный Урал. © Даниил Коржонов
Уловимое северное сияние
Как и звездное небо, северное сияние можно снимать только на камеру со светочувствительной матрицей и объектив с диафрагмой не меньше f/2.8. Конкретные параметры зависят от погодных условий. Если всполохи видны слабо, я обычно устанавливаю значение ISO 2500–3200 и выдержку в 30 сек. Когда сияние, наоборот, быстро переливается, понижаю ISO до 1600–3200 единиц и укорачиваю выдержку до 6–15 сек., а при свете Луны – до ISO 800–2500 и 10 сек., плюс прикрываю диафрагму.
Лофотенские острова. © Даниил Коржонов
В целом снимать северное сияние – почти то же самое, что снимать воду. Если хотите получить плавные формы, выставляйте длинную выдержку, для прорисовки деталей и острых пиков – более короткую (5-9 сек).
Северный Урал. © Даниил Коржонов
Лично я очень люблю снимать зимой. Это трудно: ты отмораживаешь пальцы, проваливаешься по колено в сугробы, в лицо летит пурга, замерзает камера. Но красота зимних пейзажей определенно того стоит.
Как фотографировать зимний пейзаж
Фотосъёмка зимних пейзажей цифровой камерой очень часто приводит в замешательство начинающего фотографа. Искрящаяся на солнце белоснежная реальность получается на фотографии слишком синей или ужасно серой.
Почему на фотографии так сложно получить действительно белый снег? Всё дело в том, что автоматический замер экспозиции любого фотоаппарата не справляется с таким количеством яркого белого цвета.
Почему на фотографии снег не белый?
Независимо того, светит яркое солнце или небо покрыто облаками, совсем несложно получить на фотоснимке натурально-белый снег – для этого нужно знать лишь некоторые особенности измерения экспозиции. Всё дело в том, что большинство сюжетов из нашей жизни имеет среднюю яркость. Такую же яркость имеет 18% серый цвет, который получается если смешать 82% белой краски и 18% черной. Именно на эту яркость настроена автоматика вашего фотоаппарата. Поэтому, в большинстве случаев автоматический замер экспозиционных параметров работает довольно хорошо. Однако, если большая часть кадра имеет яркость отличную от 18% серого начинаются проблемы, при этом автоматике всё равно белого снега много в кадре или чёрного цвета – результат один: автоматическая экспозиция будет неправильной!
Как фотографировать снег в автоматическом режиме
Многие современные компактные фотоаппараты, даже в автоматическом режиме позволяют правильно фотографировать снег – для этого существует специальный предустановленный режим (SCN), обычно отмеченный символом снежинки или снеговика. Этот режим корректирует установку баланса белого (ББ) и экспозиции и в большинстве случаев даёт результат намного лучше, чем полный автомат или неграмотное использование ручных режимов. Однако, такой зимний режим съёмки есть только в недорогих (компактных) фотоаппаратах. Если же в вашем фотоаппарате нет режима «снег» вам придётся учиться компенсировать неправильный замер экспозиции и баланса белого вручную. Это можно сделать как в полностью ручном режиме М, так и в других режимах, где возможно использование экспокоррекции [+/-]
Зимний пейзаж при облачном небе
Если день облачный, что не является редкостью зимой, баланс белого очень легко настроить – просто выберите соответствующую установку ББ, которая есть в большинстве камер.
Для того, чтобы снег на фотографии не оказался серым, необходимо увеличить экспозицию от +0.7 до +1½, тем самым вы увеличите белизну снега, который воспринимается камерой как 18% серый. После съёмки обязательно проверьте гистограмму яркости – при правильной экспокоррекции она должна сместиться вправо, однако избегайте среза в правой части гистограммы, говорящей о передержке кадра.
Зимний пейзаж при ярком солнце
Если светит солнце и на небе не видно ни облачка, отражённый от снега рассеянный свет становиться дополнительным источником света, который окрашивает ваш снимок в цвет неба – в результате снег на фотографии будет голубоватым. В этом случае очень важна корректная установка баланса белого в ручном режиме. В качестве эталона вы можете использовать чистый участок снежного покрова. Однако будьте внимательны – избегайте теневых участков. Очень часто, недостаточно ровный снежный слой имеет теневые участки, которые могут помешать правильной установке баланса белого.
Автоматический баланс белого
делает снег голубым
При ручной установке ББ и положительной
экспокоррекции снег стал белым
Чтобы снег не получился серым, даже в яркий солнечный день часто требуется экспокоррекция. Но не спешите, поскольку именно сейчас стоит попробовать точечный замер экспозиции. Для измерения экспозиции выбирайте равномерно-заснеженный участок освещённый солнцем. Не забудьте нажать кнопку фиксации экспозиции (обычно она помечена знаком ) и только после этого занимайтесь композицией кадра. Помните о важности гистограммы яркости – при ярком солнце очень легко получить переэкспонированный кадр.
Ещё несколько советов по зимней фотосъёмке
Старайтесь снимать снежные пейзажи когда солнце ещё довольно низко над горизонтом – снег на ваших снимках будет более текстурированным и объёмным.
В солнечный день попробуйте снять несколько пейзажей против солнца – такие кадры часто выглядят очень эффектно.
Во время снегопада снимайте с длинной выдержкой – так вы подчеркнёте движение снежинок. Если снегопад очень плотный попробуйте включить фотовспышку и вы получите более объёмный кадр вместо размытой массы падающего снега. При этом лучше отключить автофокус и фокусироваться вручную.
Разбавьте монохромность зимних пейзажей ярким объектом в кадре и у вас получатся великолепные зимние снимки!
Зимняя фотосъемка. Общие рекомендации
В коллекции мастера фотоискусства обязательно должен быть зимний пейзаж. Это будут великолепные и неповторимые кадры. Летние фотографии с буйной растительностью и чистым голубым небосклоном в общей массе будут выглядеть не так выразительно.
Для зимней фотосъемки лучше всего подобрать время с максимально подходящими погодными условиями. Это может быть достаточно яркий солнечный день. А может быть пасмурное небо со снежными и темными тучами, которые способны придать фотографии некую загадочность и драматичность.
Одной из основных особенностей зимы является солнечный свет, который отражается от снежного покрова и преломляется льдом. Если правильно подойти к процессу фотосъемки, то он способен придать кадру неповторимую красоту и очарование. Качество Ваших фотографий гарантированно будет схоже с качеством летних фотоснимков при условии, если Вы сможете застать и выбрать такой день.
«Рыхлый» свет имеет немаловажное значение в жанре зимнего пейзажа. Он ценится благодаря характерным теневым рисункам, которые способны детально прорабатывать снежные равнины. При этом, чтобы достичь максимального эффекта, снимайте с возвышенности. Оттуда хорошо будет просматриваться вся сцена.
Секретом удачной зимней фотосессии является выбор не только подходящих погодных условий, но и удачных моментов. К примеру, попробуйте фотографировать в то время, когда солнце еще не показывается над горизонтом. Рекомендую Вам сделать несколько кадров до полного наступления рассвета.
Гораздо проще обстоит ситуация с зимним закатом. Вам достаточно будет выбрать удачное месторасположение, а также подождать некоторое время, пока солнце «зайдет» за горизонт. В этом случае советую Вам также выполнить серию фотоснимков для того, чтобы впоследствии можно было бы выбрать наиболее удачные фотографии. Никогда не спешите убирать фотоаппарат в сумку. Запомните, что угасающий свет может преподносить эффектные багрово-розовые оттенки горизонта и облаков, которые покажутся Вам не менее интересными и загадочными.
В том случае, если солнце находится низко над горизонтом, попробуйте снимать и его. Воспользуйтесь при этом подходящим светофильтром или отрегулируйте свет непосредственно в процессе редактирования на компьютере на тот случай, если Вам будет недостаточно оранжевого цвета. Пост-обработка с помощью графического редактора в любом случае Вам понадобится, так как небо и зимний пейзаж не могут отличаться обилием цветовых оттенков.
Фотографируя в зимнее время года, Вы можете быть очарованы искристостью инея на ветвях деревьев. Запечатлеть такую красоту Вы сможете, когда поднимете фотоаппарат кверху и сделаете фотоснимок с заранее установленной широкоугольной настройкой фотообъектива. В данном случае дерево получится максимально отдаленным, а перспектива способна приобрести впечатляющую ширину. Чтобы получить такой эффект, обязательно выставите минимальную диафрагму. К примеру, до f/11-16. Она, в свою очередь, способна обеспечить предельную глубину резкости.
Если Вам необходимо сфотографировать деревья издалека, то попробуйте применить при этом телеположение зума. Значение диафрагмы следует установить в пределах f/5.6-8. В этом случае деревья будут достаточно четко прорисовываться. Дополнительные просторы Ваша фантазия может обрести в период фотосъемки на фоне чистого неба, которое мы можем часто видеть в зимнюю облачную погоду.
Не следует пренебрегать ближней съемкой деревьев. Ведь нестандартный причудливый рисунок древесной коры может быть полезным, если Вы впоследствии захотите сделать какой-либо коллаж.
Не менее интересным вариантом композиции является фотосъемка дерева с близкой фокусировкой на его стволе. В этом случае крона дерева получится несколько размытой и будет служить фоном.
Группа деревьев также хорошо подойдет для составления композиции. Сплошная стена из деревьев будет смотреться великолепно, если Вы сфокусируете фотокамеру на первом ряду. Для этого следует предварительно установить длиннофокусные настройки фотообъектива. При этом лес будет выглядеть слегка размытым.
Совет: После окончания вашей зимней фотосессии, придя домой, не спешите доставать свой фотоаппарат из сумки и включать. Тем самым вы сможете предохранить его от ненужного запотевания. Пусть лучше он немного полежит и примет комнатную температуру.