Фотосъемка авиации
Фотосъемка авиации
Настала пора поговорить об авиационной фотографии. Мир авиации не может оставить равнодушным никого. Многие в детстве мечтали стать пилотами и управлять огромной металлической машиной на высоте в несколько десятков тысяч метров. Остальные просто завороженно наблюдают за стальными птицами, с громовым ревом разрезающими воздух на авиашоу. Мир самолетов очень разнообразен, он включает в себя как гигантские пассажирские авиалайнеры и современнейшие стремительные истребители, так и похожие на стрекозу вертолеты и ретро-самолеты. На фотоснимках все перечисленные самолеты выглядят весьма впечатляюще, а их обтекаемые формы лишь добавляют стремительности, динамичности и особой грации.
Что же такое авиафото? Это настоящее искусство, где все решают доли секунд. Не так легко поймать в объектив огромную махину, только что скользившую по полотну взлетной полосы в момент отрыва от земли, или же запечатлеть самолет, проносящийся мимо на скорости, превышающей скорость реакции человеческого взгляда. В этом искусстве поймать момент и состоит изюминка авиационной фотосъемки.
Ниже будут описаны особенности авиафотосъемки как за пределами аэропортов, так и непосредственно в гуще событий. Шанс оказаться в непосредственной близости предоставляется во время проведения различных авиасалонов, таких как МАКС, во время дней открытых дверей на военных авиабазах, или официальных фотосессий гражданской авиации. Важно помнить о том, что не следует пренебрегать как собственной, так и безопасностью пилотов воздушных судов. Никогда не стоит, гонясь за хорошим кадром, выбегать на взлетно-посадочную полосу перед движущимся самолетом, где находится команда и пассажиры.
Приемы фотосъёмки:
Существует 3 хорошо себя зарекомендовавших способа:
- Фотосъемка с проводкой
- Короткая выдержка
- Коротко об удачных сюжетах и ракурсах
Что необходимо
Камера, обладающая высокой скоростью серийной съемки.
Объектив лучше всего подойдет светосильный. Что касается фокусного расстояния, то, если придраться к качеству фото объектива с фиксированным фокусным расстоянием невозможно при съемке заходящих на посадку по одной траектории самолетов за пределами аэропорта, то, снимая самолеты на авиашоу, где те выполняют сложные трюки на разной высоте и удалении от фотографа, нельзя обойтись без зум-объектива. Если Вы планируете снимать статическую композицию на выставках, или днях открытых дверей, запаситесь широкоугольным объективом, ведь Вам представится возможность придирчиво выбрать ракурс, свет и пр. Возможно, будет не лишним захватить вторую камеру с телеобъективом, для съемок самолетов, размещенных на стоянке вдали от фотографа.
Техника съемки
1. Съемка с проводкой
Самые эффектные снимки получаются при съемке того момента, когда самолет только отрывает шасси от земли, или же чуть задирает нос после касания взлетной полосы. Для успешного кадра фотограф должен занять позицию наиболее близкую к точке взлета или первого касания самолетом земли. Разумеется, угадать ее невозможно, однако есть небольшие хитрости, которые помогут выбрать правильное место.
Фотокамера Nikon D70
Фокусное расстояние 195mm
Для начала, небольшой ликбез. Взлет и посадка самолетов чаще всего производятся против ветра, за исключением авиашоу, где летчики-асы могут сделать это и по ветру. Длина разбега самолета, как и местоположение точки его отрыва, помимо скорости и направления ветра зависят и от массы самолета и мощности двигателя. Как правило, отечественные судна взлетают позже зарубежных аналогов. Вес самолета напрямую зависит от дальности рейса, ведь чем дальше лететь, тем больше топлива необходимо для его выполнения. А потому не лишним будет изучить расписание рейсов в аэропорте.
Фотосъемка авиации
Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты – на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.
В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве. Это – мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз – в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.
Вам понадобятся:
Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).
Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.
При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.
Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая – для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).
Техника съемки
1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания – все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.
При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.
2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.
3. О ракурсах и сюжетах
Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.
Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото – это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.
Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет – это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ – вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.
При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).
Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность – чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки – солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.
Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).
Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.
Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.
Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.
Самое сложное в авиационной фотографии – это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.
В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.
Невозможное станет возможным, или Как фотографировать самолеты?
Авиашоу воплощает детские фантазии о великолепных полетах самолетов и желание быть непобедимым в реальность. Наверное, поэтому на этих «крылатых» представлениях можно увидеть все поколения семей — от дедов и мальчишек до молодых людей, которые не просто любуются аэросалоном, но и замирают с камерой в руках, глядя в небо, пытаясь вернуть свои детские ощущения и воспоминания.
Итак! Как фотографировать авиашоу?
Как и для любого фотографического жанра, фотокамер, которыми можно снимать авиашоу, превеликое множество. Выбрать можно любую — начиная от самых дорогих и заканчивая бюджетными вариантами. Просто всегда помните, что основную работу выполняет не камера, а пространство между ушами, от работы которого зависит будут ли ваши фотографии лучше, чем у других или нет.
Несколько советов для получения лучших снимков!
Снаряжение
Камера: DSLR, штатив или монопод для устранения шевеленки.
Объективы: желательно телевик 50-200 мм F2.8-3.5 для тех самолетов, что летают на уровне зрителей; 2x телеконвертер, чтобы увеличить фокусное расстояние и что-то для широкого угла, чтобы попробовать получить фотографии с драматической перспективой.
Память и аккумуляторы: не забывайте о запасных батареях. В любой момент времени в вашем кофре должны быть запасные батареи. Всякий раз, готовясь к съемке, убедитесь в том, что у вас достаточно питания для камеры и его хватит на несколько часов интенсивной съемки. Нет, пожалуй, ничего более раздражающего, чем в отличный съемочный день неожиданно обнаружить, что из-за серийной съемки у вас осталось места на карте памяти буквально для пары кадров. Чтобы судорожно не стирать «лишнее», руководствуясь только небольшим изображением на дисплее фотокамеры, закиньте в кармашек сумки или жилета парочку дополнительных карточек. Кстати, об одежде!
Одежда
Носите шляпу или бейсболку! Не стоит перегревать голову. Держите столь тонкий в настройке инструмент подальше от солнечных лучей. Наденьте брюки-карго и фотожилет. На некоторых авиасалонах вам не позволят пройти на территорию, увешанному сумками и кофрами, поэтому множество карманов и кармашков вам очень могут пригодиться. На всякий случай все самое ценное спрячьте в зиплок-пакеты, чтобы сохранить в безопасности.
Аксессуары
Солнцезащитный крем, беруши, удобная обувь и вода.
1. Если у вас есть практика съемки других быстродвижущихся объектов, она вам пригодится и на авиашоу.
2. Универсальное правило заключается в следующем: «Не снимайте с выдержкой в два раза меньшей, чем ваше фокусное на длинном конце». Другими словами, если вы используете 100-400 мм объектив, скорость затвора должна быть не ниже 1/800.
Есть исключение из правила. Для самолетов с пропеллером, т.е. поршневых, нельзя использовать короткую выдержку. Она «заморозит» движение пропеллера в воздухе и самолеты будут выглядеть неестественно. Профессионалам и сведущим людям, которые потом будут смотреть на ваши фотографии, может показаться, что машина сейчас упадет, потому что находится в нерабочем состоянии. Используйте чуть большую выдержку, чтобы захватить все едва уловимые движения и слегка размыть изображение пропеллера.
Подобное может быть достигнуто, если вы снимаете с выдержкой где-то от 1/125 до 1/180. Съемка в непрерывном режиме повысит вероятность получения хороших кадров.
3. Используйте в камере режим приоритета выдержки. Установите значение порядка 1/1000. Это поможет устранить шевеленку, вызванную дрожанием рук. Для среднестатистического фотографа данный метод прекрасно работает. Тем не менее, при прочих равных, в режиме приоритета выдержки, камера регулирует раскрытие диафрагмы, что в свою очередь приводит к размытостям другого порядка — из-за уменьшения глубины резкости. Именно поэтому увеличение скорости затвора не является идеальным решением.
4. Для тех, кому нравятся фотографии летающих объектов, когда они сняты на короткой выдержке, следует переводить камеру в мануальный режим съемки, устанавливать диафрагму на средних числах (от f5.6 до f11 в зависимости от яркости освещения) и пробовать выдержку около 1/800. Опять же, в зависимости от яркости дня.
5. После того, как у вас дойдет дело до снимков зрителей или фотографирования стационарных самолетов, переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Большинство шоу проходят в хорошую погоду, поэтому можно не особо беспокоиться по поводу количества света. Делайте снимки так, как для вас комфортно. Попробуйте, например, съемку с диафрагмой f9.0 или даже f2.8, если увидите что-то для макро-изображений.
6. Отправляйтесь на авиашоу пораньше. Время вам необходимо для того, чтобы осмотреться и пристреляться. Как выбрать лучшее место? Лучшее место там, где вы увидите фотографов с большими линзами. Не позволяйте им себя запугать. Тихонечко пристройтесь рядом и помните про совет номер один — качество фотографий напрямую зависит от того, что находится между ушами фотографа.
7. Будьте готовы к некоторым разочарованиям! Вы обязательно пропустите время и у вас окажется целая куча кадров с половиной самолета или размытые снимки, включающие чью-то голову. Не удаляйте ничего, пока не посмотрите все изображения на большом мониторе компьютера. Пока вы будете очищать свою карту памяти — пропустите что-нибудь важное, что в тот момент будет происходить в воздухе.
Самое главное
Авиашоу — это очень весело. Не погружайтесь в процесс съемки так глубоко, чтобы забыть, что пришлю на аэросалон для того, чтобы хорошо провести время с семьей. Безусловно круто дополнить свое портфолио великолепными кадрами, но куда будет круче, если этот поход останется в памяти вашего ребенка как самое замечательное событие и эпизод детства.
Kevin Pepper, перевод С.Заводова Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Что такое авиаспоттинг
Поиск кода бронирования
Вы можете использовать один из трёх идентификаторов бронирования, чтобы зарегистрироваться онлайн на сайте www.s7.ru.
Номер заказа S7 содержит 7 символов, номер бронирования 6 или 5 символов, состоят из комбинации цифр и латинских букв.
Номер билета состоит из 13 цифр. Эти данные представлены в маршрутной квитанции или письме подтверждения
бронирования.
Кто-то фотографирует природу, кто-то — людей. Но есть те, чьи объективы направлены в небо. Мы узнали, как снимают самолеты, что нужно сделать, чтобы попасть на официальный споттинг, а также где искать лучшие ракурсы и редкие «модели». Рассказывает Артем Чалов.
О первом споттинге. Я влюблен в авиацию с детства. Как только купил первый зеркальный фотоаппарат, сразу же поехал снимать в Ставропольский аэропорт. Тогда, в 2012 году, в Ставрополе еще не проводили официальные споттинги. Я почитал об этих мероприятиях в Интернете, на форумах и сам предложил администрации аэропорта организовать праздник для фотографов. Написал письмо — и идея им понравилась! Эта новость быстро разлетелась среди фанатов авиации из моего города, с которыми я познакомился в Сети. Подготовка первого споттинга заняла пару недель: согласовывали программу, договаривались с координаторами в аэропорту, собирали группу и документы для службы безопасности.
И вот ранним утром мы с «соратниками» стоим на привокзальной площади. Глаза у всех горят, внутри приятное волнение от предстоящего события. Надеваем светоотражающие жилеты и выходим на перрон. А там – невероятной красоты рассвет, который отражается на фюзеляже самолета. До первого вылета полчаса. Мы рассредоточились по перрону и замерли в ожидании, словно охотники. Началась «пристрелка»: все настраивали свои камеры, лязгая затворами.
Полчаса пролетели как одна минута. Самолет «проснулся» и начал выруливать на полосу. В этот момент зазвучал самый настоящий «оркестр» из затворов щелкающих фотоаппаратов. Как только борт улетел, мы начали с азартом смотреть, что у кого получилось. А потом увидели как красавец «Боинг» заходит на посадку, — и снова все сосредоточились на своих камерах.
Момент, еще секунда и… касание, реверс, тормоза, руление. Эмоции неравнодушного к самолетам человека передать сложно. Это была эйфория. Целый час мы ходили вокруг самолета, фотографируя каждую заклепку и болтик, «сливаясь» с жизнью аэропорта. Еще несколько месяцев мы обсуждали это мероприятие.
О дружбе с У меня есть традиция: поднимаясь на борт, я дотрагиваюсь до фюзеляжа. Откуда она появилась, сказать сложно. Это примерно как похлопать друга по плечу, поддержать что ли. В 2012 году я впервые полетел с по маршруту «Ставрополь — Москва — Ставрополь». И в тот раз, поднимаясь на борт зеленого Airbus A319, я не отказал себе в удовольствии дотронуться до воздушного судна.
На входе в салон пассажиров встречали улыбчивые стюардессы и директор представительства в Ставрополе Ольга Ларина. Кстати, с Олей мы теперь друзья. Когда нужно было лететь обратно, из Москвы в Ставрополь, я приехал в аэропорт за четыре часа до вылета, чтобы поснимать самолеты. Там, на третьем этаже, в зоне «С» есть мое любимое окно с отличным видом на перрон.
О съемках. Официальные споттинги проводят несколько раз в год. Чтобы попасть на них, следите за аккаунтами аэропортов в социальных сетях. Объявления появляются за несколько месяцев до мероприятия. Если вы нашли долгожданную новость, прочитайте условия участия. Обычно нужно выслать организаторам скан паспорта и ссылки на свои профили в социальных сетях. К сожалению, не всех желающих регистрируют. Придется дождаться приглашения.
— Я снимал деловую игру в Домодедово DME.LIVE, поднимался на крышу терминала DME, фотографировал в салоне бизнес-класса. Даже когда я просто пассажир, тоже нахожу, что поснимать. Так в мою коллекцию попали самолеты в аэропортах Гамбурга, Франкфурта, Пхукета. В каждом аэропорту в объектив попадали разные борта. В Гамбурге мне посчастливилось запечатлеть Airbus A300-600ST Beluga F-GSTA с порядковым номером «1» в день его первого полета, Франкфурт порадовал частым появлением Airbus А380 и разнообразием самолетов вообще. Во Внуково всегда можно «поймать» Boeing 747 либо отечественную технику. Точки съемок во Внуково доступные и удобные со всех сторон аэропорта. В Домодедово успешность съемки зависит от посадочного курса и используемой полосы. Почти всегда можно неплохо поснимать за забором, у новой пожарной части и около радиолокационной станции с той же стороны.
Официальное мероприятие — это всегда сложный и ответственный процесс для служб любого аэропорта. Назначается точка сбора и время. Перед тем как пропустить фотографов на летное поле с ними проводят инструктаж, раздают временные пропуска. Как правило, все это занимает минут 10–15. После всех обязательных процедур стройные ряды споттеров идут на летное поле с сотрудниками авиационной безопасности.
Авиаспоттинг длится от трех до семи часов. Обычно аэропорт заранее определяет точки съемки. Это могут быть рулежные дорожки, закрытые стоянки, торцы искусственной взлетно-посадочной полосы, а иногда даже контрольно-диспетчерский пункт. Время, проведенное на каждой точке и в целом на перроне, утверждает организатор мероприятия — аэропорт. Многое, конечно, зависит от трафика. Где-то обслуживается шесть рейсов за день, а где-то — 20 за пару минут. Бывает, что мероприятие проводят ради одной авиакомпании. Например, чтобы снять юбилейный рейс или нового перевозчика в аэропорту.
— Я фотографирую самолеты чуть больше трех лет. Успел поснимать во всех аэропортах Москвы, а также в Кирове, Иркутске, Перми, Ереване, Анапе, Вене, Апатитах, Минводах и Минске. Чтобы попасть на официальный споттинг, пригодится удача и терпение. Это не значит, что шанс есть только у профессиональных фотографов с дорогой техникой. Некоторые приезжают с обычными фотоаппаратами или даже снимают на камеру телефона. Нужно оперативно подавать заявки и ждать одобрения.
Если удается пройти на перрон, стараюсь встать там, где в кадр попадает не только взлетная полоса, но и природа. Для этого нужно самому стоять, например, на траве и снимать оттуда. «Портреты» самолетов — это еще одна моя страсть. Мне нравится снимать борт крупным планом. Если еще в этот момент слышишь его «дыхание» — мощные звуки турбин, ощущаешь всем телом взлёт, посадку или руление, то это настоящее счастье.
Попасть споттеру в кабину самолета — большая удача. Довольно редко организаторы включают ее в программу фотосъемки. Мне пару раз посчастливилось фотографировать кабину пилотов. Ну что, друзья, — это космос!
Но, как говорится, официальным споттингом сыт не будешь, поэтому есть такое понятие как «подзаборинг». Это съемка самолетов за пределами аэропорта. На мой взгляд, лучше всего для таких сьемок подходят прибрежные аэропорты. Например, Сочи: можно загорать на пляже, одновременно снимая самолеты. Еще очень понравился споттинг на острове Крит. Там интенсивный траффик, а глиссада проходит прямо над кромкой пляжа. В России в этом смысле «балует» Питер. Здесь отличные виды с пандуса: эстакада, заезд на второй уровень нового терминала.
— Когда внутри живет вдохновение, ты находишь места для съемок буквально везде. За территорией аэропорта я люблю подъехать поближе к глиссаде и какое-то время просто наблюдать за самолетами. Потом уже фотографирую. Личный споттинг — это не только фотосъемка. Ты приезжаешь в аэропорт, проходишь в терминал, садишься за столик, заказываешь чашку кофе и впитываешь эту атмосферу, которую создают люди и самолеты за окном. Это целый отдельный мир! Ну а для тех, кто собирается на «охоту» за лучшими кадрами, советую установить на свой компьютер программу Flightradar24. По ней удобно отслеживать, где и когда самолеты взлетают и садятся. Надеюсь, скоро я воспользуюсь этими подсказками где-нибудь на острове Святого Мартина, у аэропорта Принцессы Юлианы.
Делитесь маршрутами и вдохновением. Расскажите о Блоге друзьям.
Как снимать самолёты? Cоветы известного блогера @artemairplane
От наблюдений к действию
Сегодня мы поговорим о том, как фотографировать самолёты, а не только наблюдать за ними (о наблюдении-споттинге мы уже писали ранее). Для этого порой достаточно просто поднять голову вверх и посмотреть на небо. Или отправиться в отпуск на борту авиалайнера, предварительно поснимав его с самых выгодных ракурсов на перроне. Или посетить авиасалон МАКС, где будет прорва разных самолётов — боевых, грузовых и гражданских — рай для авиагурмана.
О том, где и как снимать самолёты нам расскажет Артём Каширин — создатель инстаграм-аккаунта @artemairplane.
Всем привет, зовут меня Артём, можно просто Тёма. Я работаю в месте, никак не связанном с авиацией, а увлёкся споттингом только в 30 лет. До этого я лишь заворожённо смотрел на небо, на самолёты, на пилотов и бортпроводниц, на всю эту, любимую мной, суету аэропорта. Сегодня же, спустя несколько лет, моё хобби сделало меня, без ложной скромности, одним из самых популярных споттеров в нашей стране. А это значит, что места в бизнес-классе мне заказаны, а улыбки и обнимашки от стюардесс входят в мой обязательный райдер. Шучу, конечно. Я просто стал чаще летать, кататься на официальные споттинги, авиашоу и особые показы, куда попадают только избранные журналисты и блогеры.
Вообще, слово «споттинг» произошло от английского spot — «опознать», «увидеть». Это вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Сначала за стальными птицами наблюдали с помощью биноклей и подзорных труб, затем пришло время фотоаппаратов. И сегодня споттинг — это ещё и съёмка самолётов.
Итак, чуть больше четырёх лет назад я был просто человеком, влюблённым в небо, путешествия и авиацию, видевшим самолёты два-три раза в год. Но однажды я купил себе фотоаппарат. Выбирая между разными фотобрендами, я остановился на Canon 600D в комплекте с объективом Canon 18-135mm. При этом я просто собирался фотографировать на отдыхе, в отпуске, в семейных путешествиях. Потом я установил на смартфон набиравшее популярность приложение FlightRadar24. Оно позволяет увидеть, что летает вокруг тебя в небе на разных эшелонах. Пользоваться им крайне просто: увидел самолёт, включил приложение и через несколько секунд ты знаешь, что это за модель авиалайнера, в какой он ливрее, откуда и куда летит, на какой высоте.
Ливрея — цветовая схема покраски воздушных судов, призванная выделить гражданское судно или сделать военный самолёт менее заметным. Ливреи бывают уникальными, иногда самолёт перекрашивается к определённой знаменательной дате или событию.
Canon EOS 70D УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/640 с, 6.0 МБ
Почти сразу после установки FlightRadar24 я открыл для себя другое приложение — Instagram. А это — возможность поделиться своими наблюдениями и стать настоящим споттером. Ведь суть этого хобби — не только наблюдение и съёмка, но и учёт авиасудов. Instagram позволил легко делиться снимками с коллегами по увлечению.
Вот тогда я осознал, что можно не только наблюдать за самолётами из терминала во время путешествий, но и самому ездить туда, где стальные птицы очень близко, где можно их видеть хоть целый день, да ещё и фотографировать.
Canon EOS 70D / EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 6.0 МБ
Я хорошо помню, что 22 августа 2013 года я впервые собрался на свой личный споттинг в аэропорт Домодедово. Я ещё не знал ни точек, ни что такое глиссада, я ничего не знал, у меня было только одно желание — увидеть самолёты ближе. Кое-как я припарковался в окрестностях аэропорта, взял фотоаппарат в руки, посмотрел во Flightradar 24, убедился, что именно в этом месте взлетает самолёт и застыл…
И вот он! Эти эмоции я не забуду никогда. Красивый белый самолёт Boeing 777-200 Transaero Airlines с большой скоростью словно вынырнул из-за забора, и я его сфотографировал. Да, в режиме «автомат», но я это сделал! Кстати, самое первое в моей жизни фото самолёта, сделанное на зеркальный фотоаппарат Canon 600D, я выложил в Instagram и до сих пор не стирал его и не сотру.
После этого я влюбился в споттинг, в наблюдение за самолетами, в романтичный мир авиации.
Вернувшись счастливым домой, я понял, что хочу ещё! Но теперь к этому вопросу я подошёл более разумно. В социальной сети начали появляться знакомые по «небесному» хобби. Они рассказали, где, как и куда можно проехать или пройти для наблюдения за самолётами с близкого расстояния, под глиссадой или около.
Глиссада — траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.
Вот на этой-то глиссаде я и начал учиться фотографировать. Сначала выходило коряво, а потом всё лучше и лучше.
Для споттинга под глиссадой или около неё на начальном этапе вполне достаточно любительской зеркалки с китовым объективом 18-135 мм. Такой комплект позволяет приобрести первые навыки фотографирования самолётов, при этом фото выходят резкими, красивыми, достаточно яркими. Да, учиться фотографировать самолёты с бюджетной техникой чуть тяжелее, но потом, при необходимости, это помогает быстро освоить технику более высокого класса.
Итак, для начала наблюдений за самолётами я советую иметь программу Flightradar24, фотоаппарат класса Canon EOS 800D, продвинутый китовый объектив типа EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (если есть возможность — зум с фокусным расстоянием 70-300мм) и бинокль уровня Canon 10х30 IS II. Многие берут и рацию, но мне её заменяет приложение Live ATC. Плюс терпение и желание учиться — вот прекрасный набор споттера, который не один год будет Вас радовать и долго не заставит тратить деньги на что-то большее.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжаю выполнять пожелания моих френдов из СТОЛА ЗАКАЗОВ октябрьского. На очереди мой старинный (еще по другому блогу) френд res_man . Ему захотелось узнать что нибудь «интересного про споттинг». Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется «фотографировать цветочки«, а фотографировать самолеты называется «споттинг«. Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.
Споттинг – это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин – это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.
Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»
Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер , все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.
Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.
Основная сложность авиационной фотографии – это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.
Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.
При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.
Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки – это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.
Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.
Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.
Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.
Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года , идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров [2] . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий «Авиационный споттинг в Домодедово»
В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию[5]. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.
Наиболее известные в мире места для споттинга:
Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;
Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.
Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.
Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии
Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».
Вообще то споттинг бывает и корабельный к примеру, но почему то это намного менее распространено чем авиационный. Кто знает почему ?
Как я начала фотографировать самолеты
Весной 2000 года я пришла в журнал «Вестник авиации и космонавтики» в качестве заведующей редакцией. Должность такую страшную мне присвоили на предыдущем месте работы — в РИЦ «Авиантик», из которого меня благополучно выгнали за посылание шефа-самодура по известному адресу.
Спасибо Дмитрию Владимировичу за то, что выгнал не в никуда, а пропиарил меня коллеге — Сергею Скрынникову, который был главным редактором журнала «Вестник авиации и космонавтики».
В мои обязанности входило: разбор фоток, отснятых Сергеем, сканирование, систематизация фотоархива, создание слайд-шоу с фотографиями по темам (авиасалоны например) и типам самолетов, работа с электронной почтой (по модему тогда еще) и куча всякой мелочи, типа расшифровки интервью (фу), стояние на стенде на выставках, продажа журналов и т.д. и т.п.
Шеф мой, Сергей Скрынников, входил в десятку лучших авиационных фотографов мира. Я мало что понимала в фотографировании самолетов, но когда перед глазами постоянно мелькают хорошие снимки, волей-неволей начинаешь понимать, с какого ракурса и какие виды считаются наиболее востребованными.
Сергей был еще и летающим фотографом! Он садился на авианосец вместе с Пугачевым на Су-33, объездил почти все авиабазы бывшего СССР и все мировые авиасалоны.
Здесь же, в журнале, состоялась моя первая поездка в заграничную командировку. И не куда-нибудь, а в Париж на Ле Бурже-2001! Я там даже что-то поснимала на первую цифрозеркалку, которую Сергей привез из Сингапура.
SONY делала карточки размером 1600х1200 пикселей на мемори-стик или дискеты. На дискету влезало аж 4 фотки. Затвор срабатывал через 3 секунды после нажатия, а фотография писалась секунд 15. На карточку объемом 256 мб лезло несравнимо больше, но она стоила несколько сот баксов и была вечно забита фотками, которые не успевались сбрасываться на винт.
Потом поснимала чуток на МАКСе-2001, эти фотки здесь и показываю.
В декабре 2002 Сергей погиб в авиакатастрофе Ан-140 под иранским Исфаханом.
Журнал, которым он руководил последние годы жизни, остался без главного редактора, фотографа, коммерческого директора, а главное — без отличного мужика и души всего коллектива.
Через какое-то время, придя в себя, мы продолжили работу. Журналу надо было выходить, многие нас тогда поддержали. Я с корреспондентом начала ходить на пресс-конференции, чтобы делать пару фотографий для иллюстрации статей.
Первой самостоятельной съемкой в январе 2003 стала работа на презентации М-101Т Гжель в Жуковском.
А потом чуть ли не каждую неделю были прессухи, съемки, какие-то выставки, откуда хоть чуть-чуть, но фотографии требовались. Я поначалу снимала на Olympus E-20 (Сергей купил его, как только он вышел) на 601-й Никон со штатным 28-135 и свой Зенит, а в 2004 купила с гонораров первую цифрозеркалку Canon10D.
Собственно, где-то года с 2004 у меня и начало что-то получаться. Но это уже другая история, а здесь я рассказала, с чего все начиналось
Несколько непутёво получилось, может потом причешу текст.
В общем, как-то так.
Дальше 20 фотографий с МАКСа-2001, надеюсь, кто-то найдет на них себя.
04. Су-34, новинка
05. Помню, в павильонах был ад, все сидели на траве
06. Сейчас на этой поляне VIP-стоянка
07. Cу-30. Я пока только учусь отличать МиГ от Сушки
08. Впервые Второй раз на МАКСе
09. Тоже впервые
12. Шары позже должны были выполнять роль обложки для диска с фотографиями
13. Мне долгое время эта фотка очень нравилась
15. Ту-95МС, этот самолет мне сразу понравился!
16. А на Ту-160 я стала западать года с 2005
17. Эту фотку я считаю удачной по композиции
18. А ведь сплошные новинки в 2001-и показывали! МиГ-АТ