Фотосъемка аквариума
Фотосъемка аквариума
Мир за стеклом аквариума так притягателен и прекрасен, что хочется запечатлеть его на память с помощью фотокамеры. Берем в руки фотоаппарат, наводим объектив на проплывающую за стеклом рыбу и нажимаем на спуск. Казалось бы, ничего сложного. Но в результате такой простой эксплуатации фотоаппарата мы получаем в лучшем случае размытые снимки, в худшем — свет от вспышки и наше отражение в стекле аквариума. Что же делать? Как правильно фотографировать рыб в аквариуме?
Чтобы получить красивые фотографии аквариумного мира необходимо хорошо подготовиться. И необходимо следовать простым правилам фотосъемки рыб в аквариуме.
Подготовьте аквариум к съемке
Так как фотосъемка рыб ведется в большей степени через стекло, то убедитесь в том, что стекла аквариума идеально чистые. Любое пятно и любая царапина могут попасть в фокус и испортить всю фотографию. Поэтому непосредственно перед съемкой тщательно почистите стекло с обеих сторон и, если это необходимо, смените в аквариуме воду.
Подберите подходящую фототехнику
Фотографировать рыб в аквариуме простой мыльницей очень сложно, поэтому лучше воспользоваться зеркальным фотоаппаратом со светосильным объективом. Но если вы не счастливый обладатель зеркальной камеры, не расстраивайтесь. Главное, чтобы в вашем фотоаппарате были такие режимы съемки, как «макро» и «спорт». Вспышка не играет важной роли, потому что фотосъемка рыб в аквариуме ведется в основном без нее.
Во время съемки обязательно используйте штатив! Не надейтесь на систему стабилизации в фотоаппарате. В самый ответственный момент она вас может подвести, и в итоге вы получите смазанный кадр. Если у вас нет штатива, то используйте любые подручные средства с плоской поверхностью, например, табурет и книги.
Максимально осветите аквариум
Хорошо освещенный аквариум — залог успешной фотосессии. Если аквариум, который вы намерены фотографировать, не достаточно хорошо освещен, вам следует включить свет в комнате или даже воспользоваться дополнительными источниками освещения. Если у вас есть софтбокс или светодиодная лампа, то воспользуетесь ими. Настольные лапы тоже могут помочь в подсветке аквариума. Установите их по бокам аквариума для того, чтобы внутреннее водное пространство было равномерно освещено.
Использовать встроенную или внешнюю вспышку не целесообразно, так как свет от вспышки обязательно отразиться на стекле. Кроме того, от ее вспыха цветовая палитра аквариумных рыбок и растений может измениться.
Настраивайте фотоаппарат по ситуации в процессе съемки
Фотографировать постоянно движущихся рыб без вспышки очень сложно. От их движения в кадре остается некрасивый смазанный шлейф. Максимально короткая выдержка в ручном режиме съемки поможет «заморозить» движение рыб в аквариуме. Хорошо освещенный аквариум можно фотографировать при выдержке 1/100 или 1/250. Недостаточно освещенный аквариум требует выдержки подлиней, например, 1/30 или 1/60. Оптимальное ISO для фотосъемки аквариумных рыбок — это 200 или 400 ед. Более высокое значение ISO необходимо только для съемки глубокого и плохо освещенного аквариума.
Если у вас простой цифровой фотоаппарат, то просто переключите его в режим «спорт». В данном режиме камера автоматически настроит диафрагму, выдержку и ISO по ситуации.
В процессе съемки внимательно относитесь к фокусировке. Большинство фотокамер при фотосъемке аквариумных рыб фокусируется по стеклу, поэтому образ плавающих рыб не попадает в фокус и остается размытым. В данном случае вам необходимо воспользоваться ручной фокусировкой, или же прислонить объектив камеры к стеклу аквариума и только тогда наводить резкость на вожделенный объект съемки. Это немного неудобно, зато фотографии получаются более качественными и четкими. К тому же таким способ вы сможете устранить эффект отражения.
Стройте композицию кадра правильно
Хорошая фотокамера и идеальное освещение — это только половина успешной фотосъемки рыб в аквариуме. Для полноценного успеха вам необходимо удачно построить композицию кадра и поймать нужный ракурс. Когда рыбки в аквариуме постоянно двигаются, сделать это довольно сложно. Но все же это возможно, если набраться терпения и подождать подходящего момента. Можно, конечно, не ждать и постучать по стеклу. Тогда рыбы испугаются и собьются в одну стаю на некоторое время. В это время вы спокойно сможете сделать общие фотографии обитателей аквариума.
Обязательно фотографируйте каждую рыбку в отдельности, но при этом старайтесь включить в композицию фотографии интересное оформление аквариума (растения, камни, декоративные украшения). Они оживят вашу аквариумную фотографию и сделают ее более красочной и интересной.
Как фотографировать аквариум
Перед камерой — подводный мир
В. Животченко г. Москва
Специализируясь на фотографировании природы, я, естественно, интересовался и съемкой подводных обитателей. Но попробовать долго не решался — уж больно сложным делом все это казалось.
Сейчас мне как фотокорреспонденту часто приходится обеспечивать иллюстративным материалом журнал «Аквариум», и занятие это стало уже привычным.
Познакомившись с имеющейся литературой, я увидел, что в большинстве случаев повторяются одни и те же рекомендации и схемы освещения. Но так как я начал снимать, экспериментируя сам и параллельно изучая литературу, то вскоре пришел к выводу, что строго придерживаться рекомендуемых схем освещения вовсе не обязательно. Важно помнить одно: свет не должен быть направлен на
стекло под прямым углом со стороны фотоаппарата. Если камера находится не под прямым углом к лицевому стеклу аквариума, то надо предусмотреть, чтобы отраженный свет вспышки не попадал в объектив. Кстати, в некоторых аквариумах особенности преломления стекла таковы, что резкость сильно падает, если камера находится не под прямым углом к стеклу. Это тоже надо учитывать. Лучше, если лампы находятся несколько выше фотоаппарата и свет направлен сбоку и немного сверху.
Фото скалярии
Согласно классической схеме, фотоаппарат должен быть расположен под прямым углом к лицевому стеклу аквариума, а две лампы — с двух сторон от камеры под углом 45°. Число источников света может быть различным, но вполне можно обойтись и одним. Съемка в обычном декоративном аквариуме и в специальном аквариуме для фотографирования (ширме) — это два традиционно описываемых вида фотографирования рыб. Мне бы хотелось к этому добавить еще два вида съемки, имеющих свои особенности: фотографирование в очень больших аквариумах и использование кольцевой лампы-вспышки в декоративном аквариуме.
Моя основная рабочая камера — Canon A-1. Так как мне постоянно приходится заниматься макросъемкой, то в рабочем комплекте оказались два макрообъектива — Sigma 50/2,8 и Tamron 90/2,5, а также кольцевая вспышка Vivitar macroflash 5000, которую я и использую при съемке аквариумных рыб. Вспышки — ФИЛ 106, ФИЛ 107, иногда Vivitar 283. Пленка Fujichrom. Об использовании кольцевой вспышки для съемки в аквариуме мне читать не приходилось, но так как она у меня была, то решил попробовать и результатами остался доволен. Главное, чтобы надетая на объектив кольцевая вспышка все время была плотно прижата по всей плоскости к стеклу аквариума, иначе появляется засветка. И второе условие (оно ограничивает возможности использования кольцевой вспышки): за снимаемой рыбой не должно быть открытых поверхностей стекла, на которых может бликануть прямой лобовой свет от вспышки. Снимать надо на фоне растений, коряг, камней. С помощью кольцевой вспышки трудно снять аквариумный «пейзаж», но она очень удобна для съемки отдельных рыб. Фотографирую только в автоматическом режиме и поэтому приходится следить за тем, чтобы светоприемник был направлен в аквариум и ничем не закрыт. Так как при пленке чувствительностью 100 единиц автоматический режим обеспечивается только при диафрагме 5,6, стараюсь снимать рыбу, стоящую ко мне боком (глубина резкости при этой диафрагме очень незначительна). Если рыба светло-серебристой окраски, то диафрагмирую до 8, если темная — открываю до 4. Не следует использовать кольцевую вспышку с широкоугольниками. В этом случае (с объективом 24/2,8) неизбежно кольцо засветки, как бы плотно вы ни прижимали вспышку к стеклу.
Говоря о съемке с некольцевыми вспышками, я не буду подробно останавливаться на стандартных, повторяющихся в литературе схемах; моя задача— показать возможности отхода от них. И не потому, что стандартные схемы плохие, наоборот, они безупречны, но неукоснительно следовать им иногда бывает слож-
но, тем более что аналогичный результат можно получить более простым путем (правда, стабильность результатов будет ниже).
Фото скалярии
Самый простой вариант, когда вспышка, желательно автоматическая, выносится на удлинителе в сторону от камеры и направляется на объект под углом к смотровому стеклу аквариума. Я для этой цели использую Vivitar 283. Устанавливаю максимальную мощность на вспышке, и диафрагма в этом случае для пленки 100 единиц составляет 16. Вспышка работает в автоматическом режиме. Важно следить за тем, чтобы расстояние до снимаемого объекта было примерно одинаковым как от фотоаппарата, так и от вспышки. Диафрагменное число, а следовательно, и глубина резкости в этом случае могут быть примерно втрое больше, чем при использовании кольцевой вспышки, при одинаковой чувствительности пленки. Поэтому в данном случае возможностей для съемки больше. И не так важно, стоит ли рыбка к камере боком или под углом.
Если используемые камера и вспышка имеют воможности TTL, то съемка значительно упрощается. Принцип тот же, но экспозиция точнее, да и больше возможностей для диафрагмирования с целью увеличения глубины резкости. В одном зарубежном журнале я видел схему, на которой вспышка располагалась сверху на покровном стекле аквариума, а замер осуществлялся камерой.
И все же для ответ-ственнной съемки я обычно использую ФИЛы: ими легче моделировать свет и результаты стабильней. Максимальное количество вспышек, с которыми я работаю, может достигать четырех. Естественно, что в этом случае все вспышки, за исключением, может быть, командной, непос-
редственно соединенной с камерой, должны иметь свето-приемники. Два ФИЛа, один из которых запускающий, я располагаю на штативах с двух сторон от камеры и под углом около 45 к смотровому стеклу аквариума. Камера находится между ними, в центре, под прямым углом к аквариуму. Два других ФИЛа лежат сверху, на покровном стекле, в противоположных его концах, ближе к задней стенке. Важно убедиться, что от запускающей вспышки срабатывают все остальные. Для этого обязательно нужно развернуть находящиеся на покровном стекле вспышки све-топриемниками в сторону запускающей, а ее иногда приходится отодвигать подальше от аквариума. Предварительному подбору диафрагмы может помочь флашметр у задней стенки аквариума, естественно, снаружи, напротив предполагаемого места съемки.
Если аквариум имеет объем от 100 до 300 литров, можно обойтись и двумя вспышками, В этом случае я устанавливаю один ФИЛ на штативе сбоку от камеры, под углом к переднему стеклу, а второй — сверху, на покровном стекле, в противоположном конце аквариума. Если объем аквариума около 200 литров, при использовании двух вспышек с ведущим числом 30 и пленке 100 единиц, диафрагма обычно бывает 8.
При съемке со вспышками камеру я всегда держу в руках, а на штатив ставлю, только фотографируя без дополнительного освещения растения или общий вид аквариума.
Располагая ФИЛы на покровном стекле или вплотную к боковым стенкам аквариума, следует учитывать, что они «выбивают» некоторое пространство перед собой. Находящиеся там объекты оказываются «пересвеченными». Это особенно существенно, когда снимается аквариум целиком или большие его участки. Свет вспышек на покровном стекле отражают и некоторые виды грунта, которые тоже могут оказаться «пересвеченными». Выход один: кадрироватьтак, чтобы «выбиваемые» участки оставались за пределами кадра.
При съемке общего вида аквариума, больших его участков или отдельных рыб близ переднего стекла важно, чтобы оно было абсолютно чистым, иначе даже малозаметная грязь при сильном боковом освещении вспышкой будет на снимке бросаться в глаза.
Фото скалярии
Если рыбы крупные, то общий вид аквариума можно снять широкоугольником. Для этой цели я часто использую объектив Canon FD 24/2,8. Аквариум с мелкими рыбками лучше снимать объективом с фокусным расстоянием 50 миллиметров.
Когда приходится фотографировать в очень больших аквариумах, желательно располагать вспышки не только у передней стенки, но и у боковых. При этом следует учитывать, что такие аквариумы иногда имеют двойные стенки, и тогда вспышки отражаются во втором стекле, находящемся в нескольких сантиметрах от первого. В этом случае зачастую приходится располагать вспышки сверху равномерно по покровному стеклу. Естественно, что съемка с кольцевой вспышкой в аквариуме с двойными стенками совершенно невозможна, поэтому лучше выяснить все заранее, а не тогда, когда вы проявите пленку. Именно в больших аквариумах может оказаться особенно полезен макрообъектив 90 или 100 миллиметров, так как «полтинником» многих обитателей такого водоема просто не достать. Аквариум-ширму я лично не люблю. Возможно, для показа экстерьера рыб он и удобен, но при большом количестве снимков однообразия не избежать. Обычно ширму делают из оргстекла. Длина и высота должны по своим пропорциям приближаться к формату кадра, ширина, естественно, небольшая. Иногда внутри предусматривается дополнительная перегородка, чтобы еще больше ограничить возможность перемещения рыб. Моя ширма имеет размеры 30x20x8 сантиметров. В качестве задника я использую такое же оргстекло, только не прозрачное, а окрашенное, а еще лучше, если это ткань, не отражающая света (типа бархата), или цветная бумага. Важно, чтобы фон гармонировал с окраской рыбы, подчеркивал ее, ни в коем случае не сливаясь.
Кольцевая вспышка при съемке в ширме исключается, а схема расположения других осветителей такая же, как в декоративном аквариуме. ФИЛы слишком мощны для маленького объема ширмы, поэтому их надо располагать на расстоянии около метра, а диафрагму закрывать до 16— 22. Для снижения мощности ФИЛов можно также применять фильтры из матового стекла и даже ткани или бумаги.
Пользуясь ширмой, надо следить за тем, чтобы на оргстекле не появились царапины, которые будут заметны больше, чем в декоративном аквариуме, так как объем, а главное — ширина очень незначительны.
Снимать с лампами накаливания неудобно: они должны быть достаточно мощными и, следовательно, будут сильно нагревать все вокруг. Оргстекло при этом может просто «повести».
Проблем с подсветкой для наводки на резкость у меня никогда не возникало. При съемке в декоративном аквариуме мне хватало обычного его освещения. Снимая же в ширме, иногда приходится включать стоящую рядом настольную лампу.
Фотографировать интерьер аквариума или отдельные растения можно без дополнительных источников света. Обычно используемые для подсветки в декоративых аквариумах люминесцентные лампы по своей температуре близки к дневному свету (зеленоватый оттенок 8 воде практически не заметен). Правда, они маломощные, но если нам важны не рыбы, то это не существенно. Я выставляю на камере режим приоритета диафрагмы, которую закрываю до 22, а объектив ставлю на автоматику. При этом у меня отрабатывается выдержка 20—30 секунд.
Я понимаю, что не у всех есть макрообъективы, но можно использовать и штатный «полтинник» или объектив 80— 135 миллиметров с кольцами. Важно, чтобы у объектива была прыгающая диафрагма, а кольца — с толкателем. Но камера обязательно должна быть зеркальная.
Начинать снимать лучше не на цветную обратимую пленку, а на негативную. Тогда неизбежные поначалу погрешности в экпозиции будут не так заметны. И вообще, отрабатывать технику съемки лучше на черно-белой пленке. Чувствительность ее не обязательно должна быть 100 единиц. Пленка чувствительностью 200 и даже 400 единиц дает возможность сильнее диафрагмировать объектив, а следовательно, добиться большей глубины резкости.
Тем, кого заинтересовал мой рассказ, советую попробовать заняться съемками подводного мира. Поверьте, это проще, чем кажется на первый взгляд.
Акваловер
Аквариумистика — аквариум новичкам, аквариум любителям, аквариум профессионалам
Как фотографировать аквариум
Самое читаемое
Многие аквариумисты хотят запечатлеть свое творение с помощью фотографии.
Фотографирование аквариума, наполненного водой, сопряжено с определенными сложностями, ведь свет в нем преломляется не так, как на воздухе.
Но все же сделать это с помощью цифровой техники не так уж и сложно, хотя необходимо знать некоторые приемы фотографирования, иначе могут получиться блики, отсвечивания, неправильные ракурсы, смазывания движущихся рыб и т.д. И тогда красивый в жизни аквариум будет выглядеть на фотографии совершенно некрасиво.
Несколько общих правил интерьерной съемки биотопа:
Съемку проводят с отключенной вспышкой (все дальнейшие рекомендации съемки приведены для аппаратов с отключенной вспышкой), лучше со штатива; с ручными установками экспозиции.
Как и при съемке любого интерьера необходим максимально возможный угол зрения объектива, поэтому объективы с переменным фокусным расстоянием лучше зуммировать на короткий конец.
Уличный свет не должен попадать в комнату, и поэтому съемку лучше проводить вечером или ночью. Это связано с тем, что уличный свет придаст снимку слишком большую яркость, и аквариум потеряет свой акцент на общем фоне, и, кроме того, при ярком свете стеклянные стенки биотопа дадут ненужные блики.
Действует правило: яркость аквариума должна быть выше яркости интерьера.
Достигнуть этого можно и увеличением мощности освещения емкости и завесив окна плотными шторами.
Еще одно правило гласит: необходима резкость предметов как на переднем, так и на заднем плане. Этого достигают большим закрытием диафрагмы объектива: значения в пределах 8—16 или даже более. При этом нужна длительная выдержка: от 1/2 до 30 секунд. И это, в свою очередь, говорит о необходимости штатива. Если имеется приоритет диафрагмы, то выдержка будет автоматической, и лучше настроить отрицательную коррекцию экспозиции — 1/2 EV. Такое же значение коррекции лучше сделать и при съемке полностью автоматической камерой.
Если любитель хочет сфотографировать только подводную часть аквариума или какие-либо ее объекты, то проблемы, с которыми может столкнуться фотограф и пути их решения почти те же.
Очень высока вероятность появления бликов на фото, поэтому фотографируют при полном отсутствии дневного света, яркость аквариума должна быть выше яркости комнаты. Профессионалы рекомендуют даже одеваться в черную одежду для проведения съемки и накрывать аквариум и фотографа с камерой сверху непроницаемой для света черной накидкой.
Если все же и после этого какие-либо предметы дают блики или отражения на фото, то их убирают, либо чем-то загораживают.
Можно поэкспериментировать и с освещением.
Если необходимо подсветить какую-то часть или угол емкости, то вполне можно, помимо основного освещения аквариума добавить еще какие либо искусственные светильники (при этом, важно полностью изолировать естественный дневной свет), и меняя угол падения света, добиться нужной светоподачи.
Технические приемы фотографирования аквариума можно разделить на две категории:
— с применением штатного светильника аквариума:
В этом случае применяют съемку с использованием сверхдлинных выдержек: от 8 секунд до 1/2 секунды, и съемку с использованием выдержек из диапазона 1/15 — 1/60 секунды. Промежуточного диапазона выдержки: 1/2-1/15 секунды лучше избегать.
Сверхдлинная выдержка ничем не отличается от съемки аквариума в интерьере. Это достаточно простой и удобный способ.
Ее основной недостаток — наличие «смазанных» предметов (в первую очередь, рыб), которые успевают проделать значительный путь за период фотографирования.
Съемку с выдержками диапазона 1/15 — 1/60 секунды потянут не все камеры. В этом случае камера должна иметь чувствительность не менее 400 единиц ISO, и при этом ее матрица не должна давать заметного цифрового шума; объектив со светосилой 2 или более. Не помешает и режим съемки с приоритетом выдержки — это не проблема в последних моделях камер.
Если данные условия соблюдены, то основная задача при съемке – правильно установить экспозицию. Чувствительность матрицы устанавливается в минимально возможное значение (обычно 100 ISO), а также устанавливается режим с приоритетом выдержки. Значение выдержки — 1/60.
Аппарат скорее всего скажет, что освещение недостаточно. И необходимо начинать увеличивать по шагам чувствительность матрицы. Если после 400 ISO освещение все еще недостаточно, то также по шагам начинают увеличивать выдержку. Значения здесь: 1/60 — 1/45 — 1/30 — 1/15 секунды. Если и после 1/15 освещение недостаточно, то стоит проверить, сняли ли вы крышку объектива, либо отложить данную съемку на другое время, так как сегодня явно не тот день.
Все это достаточно несложно, и навыки выставления выдержки с экспозицией быстро приходят с опытом.
Бывают и случаи, когда освещение аквариума превышает требования аппарата, и тогда вся процедура значительно упрощается.
— с применением дополнительных источников освещения:
Их может быть два типа: постоянный свет — это, например, дополнительные светильники, либо даже просто люминесцентные трубки, временно повешенные над аквариумом. Очень хорошо подойдут галогеновые светильники.
Второй тип — это импульсные источники, то есть фотографические вспышки. Но только не встроенные в камеру!
Таких приборов очень много.
Их в свою очередь можно поделить на две группы: ведущие, или основные, которые синхронизируются с камерой по проводу, либо, реже, с помощью инфракрасного излучения или по радиоканалу; и ведомые или вспомогательные, которые имеют специальную светоловушку и зажигаются от светового импульса основной вспышки.
Это уже специализированная техника и описывать нюансы работы с ней здесь нет необходимости.
Вопросы выбора фокусного расстояния объектива, точки съемки, положения камеры, места, куда направлен объектив, его наклона остаются за автором фотокомпозиции.
Фотографируя, стоит обратить внимание и на поведение рыб!
Лучше дождаться момента, когда стайные рыбки соберутся в кучку, а крупные единоличники выйдут на определенный контраст с ними. Также не помешает оценить чистоту стекол и общее состояние подводного мира: и в случае необходимости провести чистку аквариума.
Перед съемкой можно удалить или хотя бы спрятать предметы технического оснащения аквариума: обогреватели, фильтры, распылители кислорода и др.
Произведя съемку, остается лишь сохранять результат, лучше всего, в формате RAW (это можно сделать не во всех камерах) и поправить цветопередачу на компьютере.
Как фотографировать аквариум
Как фотографировать аквариум
Сообщение Roman » 23 ноя 2016, 17:03
Многие из нас хотят сделать красивое фото своего аквариума, но фотографирование наполненного водой аквариума непростая задача, ведь в водной среде свет преломляется не так как в воздушной.
Задача сделать красивое фото аквариума с помощью цифровой техники вполне достижима, однако, чтобы избежать бликов, артефактов, отсветов, смазанных в движении рыб да и просто неправильно выбранного ракурса, нужно знать некоторые приемы фотографирования. В противном случае прекрасный в реальности аквариум на фото будет выглядеть некрасиво.
Далее приведены некоторые рекомендации по съемке аквариума в интерьере.
— Съемку нужно производить с отключенной вспышкой, обязательно со штатива, экспозиция устанавливается вручную.
— Необходим максимально возможный угол объектива.
— Внешнее освещение не должно попадать в помещение, где производится съемка аквариума. Оптимально фотографировать аквариум ночью или вечером. При ярком уличном свете можно получить блики на фото от стекол аквариума, к тому же фотография будет излишне яркой, нам же необходимо чтобы ярким пятном был только сам аквариум. Это очень важно правило: аквариум должен быть ярче интерьера помещения.
— Предметы должны быть резкими как на переднем, так и на заднем плане, этого достигают большим закрытием диафрагмы объектива, т.е. значения в пределах 8—16 или даже более. При этом нужна длительная выдержка от 1 до 30 секунд. И это, в свою очередь, говорит о необходимости штатива.
Далее приведены рекомендации по фотографированию только аквариума или отдельных объектов в нем.
Если нам нужно сфотографировать только подводную часть аквариума, рыб в аквариуме или другие объекты, то проблемы, с которыми может столкнуться фотограф и пути их решения почти те же, что и для аквариума в интерьере. Во избежание бликов съемку также проводят при полном отсутствии дневного света. В профессиональной среде даже существует рекомендация при проведении съемки одеваться в черную одежду и накрывать аквариум и фотографа с камерой сверху непроницаемой для света черной тканью.
Если после всех этих мероприятий какие-либо предметы дают блики на фото, то их убирают, или чем-то загораживают.
Если необходимо подсветить какую-то часть аквариума, то вполне можно, помимо основного освещения аквариума добавить дополнительные внешние светильники (при этом, важно полностью изолировать естественный дневной свет), и и меняя угол падения света, добиться нужной результата.
Технические приемы фотографирования аквариума можно разделить на две категории:
1. Съемка аквариума с применением штатного освещения аквариума:
В этом случае применяют съемку с использованием сверхдлинных выдержек: от 8 секунд до 1/2 секунды, и съемку с использованием выдержек из диапазона 1/15 — 1/60 секунды. Промежуточного диапазона выдержки: 1/2-1/15 секунды лучше избегать.
Сверхдлинная выдержка ничем не отличается от съемки аквариума в интерьере. Это достаточно простой и удобный способ.
Ее основной недостаток — наличие «смазанных» предметов (в первую очередь, рыб), которые успевают проделать значительный путь за период фотографирования.
Съемку с выдержками диапазона 1/15 — 1/60 секунды смогут поянуть не все фотоаппараты. Фотоаппарата в этом случае должен иметь чувствительность не менее ISO 400, и при этом матрица не должна давать заметного цифрового шума. Не помешает и режим съемки с приоритетом выдержки — это не проблема в последних моделях фотокамер.
Если эти условия соблюдены, то основная задача при съемке – правильно выставить экспозицию. Чувствительность матрицы устанавливается в минимально возможное значение (обычно 100 ISO), а также устанавливается режим с приоритетом выдержки. Значение выдержки — 1/60.
Фотоаппарат скорее всего скажет, что освещения недостаточно. И необходимо начинать увеличивать по шагам чувствительность матрицы. Если после ISO 400 освещение все еще недостаточно, то также по шагам начинаем увеличивать выдержку. Значения: 1/60 — 1/45 — 1/30 — 1/15 секунды. Если и после 1/15 освещения недостаточно, то нужно проверить, сняли ли вы крышку объектива, либо отложить данную съемку на другое время, так как сегодня явно не ваш день )
Всё вышеописанное достаточно несложно, и навыки выставления выдержки с экспозицией быстро приходят с опытом. Бывают случаи, когда освещение аквариума превышает требования аппарата, и тогда вся процедура значительно упрощается.
2. Съемка аквариума с применением дополнительных источников освещения:
Источников дополнительного освещения может быть два. Первый вариант, это постоянный свет, например, дополнительные светильники, либо просто дополнительные люминесцентные лампы, временно повешенные над аквариумом. Также хорошо подойдут галогеновые светильники.
Второй вариант — это импульсные источники света, то есть фотографические вспышки. Но только не встроенные в камеру! Таких приборов очень много. Их можно в свою очередь поделить на две группы: ведущие, или основные, которые синхронизируются с камерой по проводу, либо, реже, с помощью инфракрасного излучения или по радиоканалу; и ведомые или вспомогательные, которые имеют специальную светоловушку и зажигаются от светового импульса основной вспышки.
Это уже специализированная техника и описывать нюансы работы с ней здесь нет необходимости.
Вопросы выбора фокусного расстояния объектива, точки съемки, положения камеры, места, куда направлен объектив, его наклона остаются за автором фотокомпозиции.
Общие моменты при фотографировании аквариума.
Фотографируя аквариум необходимо обратить внимание на поведение рыб. Нужно дождаться момента, когда стайные рыбки соберутся в стайки, тогда крупные одиночные рыбы будут с ними контрастировать. Перед фотографированием аквариума необходимо оценить чистоту стекол и общее состояние аквариума. И в случае необходимости провести чистку аквариума. Перед съемкой очень желательно изъять или хотя бы спрятать предметы технического оснащения аквариума: обогреватели, фильтры, распылители и т.д. Сохранять результат фотосъемки аквариума лучше в формате RAW (это возможно не на все фотоаппаратах), а затем при необходимости фотографии можно откорректировать при помощи фоторедактора.
Фотосъемка аквариума
Что может быть приятней для аквариумиста-фотолюбителя, чем процесс фотографирования аквариума. Известно каждому, даже начинающему фотографу, что наиболее качественные снимки получаются в режиме макросъемки. Именно в таком режиме любимая рыбка выглядит во всей своей красе, можно заметить даже цвет каждой ее чешуйки, а креветкам в прямом смысле слова можно заглянуть в глаза. Что же делать, если вы держите улиток, креветок, рыб и хотели бы сделать хороший и качественный снимок любимцев с вашей фотокамеры, но нет денег, чтобы купить оригинальный и дорогой объектив для макросъемки?
Вот как в таком случае делает снимки фотограф-аквариумист из Швеции Dusko Bojic , и, поверьте, это ему совершенно ничего не стоит. Он использовал свою собственную технологию домашней макросъемки (DIY-Macro), которая позволяет очень качественно снимать объекты относительно недорогим фотоаппаратом. Эта технология описана в данной статье.
ВНИМАНИЕ! Этот фотографический трюк применяется только для камер со сменными объективами!
На этой фотографии показано как сам объектив обычно крепится к корпусу камеры:
Зум-объектив у меня есть на 18-55 мм, он поставляется вместе с Canon Digital Rebel 300. Я настроил объектив на 18 мм. Чем шире линза, тем лучше выходит макросъемка. Посмотрите теперь через камеру и медленно двигайтесь в направлении аквариумного стекла до нужного места, наводя резкость. Чтобы установить нужную резкость, нужно двигаться вперед и назад, пока не будете довольны. Когда требуемый объект будет четко наведен, тогда почти без дыхания, медленно, нажмите кнопку спуска :»КЛИК!» Чем меньше мы будем в этот момент двигаться, тем резче будет фото! Я делаю приблизительно 30 снимков, чтобы потом иметь возможность выбрать 2-3 достойных фотографий.
Вот вы можете увидеть некоторые полезные водоросли, которые мне удалось заснять. Эти водоросли, которые имеют название Green Spot в действительности имеют размер всего лишь 1 мм. Я знаю, это невероятно, но факт. Там же, на снимке есть и диатомовые водоросли, имеющие прямоугольную форму, ими с удовольствием лакомятся Отоцинклюсы.
Фотографии в режиме DIY-Macro:
Это на фото 1-3-х дневные личинки креветки Амано (Car >
Я надеюсь, что вы найдете эту статью полезной и вам она пригодится, ведь в ней я поделился с вами собственными секретами домашней макросъемки.
Особая благодарность моей фото-модели, любимой жене Кристине, без нее бы эта статья не получилась бы такой иллюстрированной и привлекательной как она есть.
С наилучшими пожеланиями, Dusko Bojic.
Автор: Dusko Bojic.
Перевод и подготовка текста: Наталия Николенко.
Фотографирование аквариума
Как фотографировать аквариум
Аквариумный мир так прекрасен и притягателен, что иногда хочется запечатлеть его на память. Однако, получить четкие и красивые фотографии подводного мира не так то просто – рыба находится постоянно в движении, да и свет в водной среде преломляется не так, как в воздушной.
Для этого необходимо не только тщательно подготовиться, но и следовать некоторым важным правилам фотосъемки рыб.
Стекла аквариума должны быть идеально чистые, любая царапина или пятно могут попасть в фокус и испортить фотографию.
По необходимости следует также почистить стекла от зарастания или даже сделать подмену воды.
Фотографировать рыб простым фотоаппаратом (типа «мыльницы») достаточно сложно, лучше для этого использовать зеркальную фототехнику. Однако, сделать красивое фото аквариума с помощью цифровой техники, тоже задача вполне разрешимая, при использовании некоторых приемов фотографирования:
Переведите аппарат в ручной режим настроек, поскольку только в этом режиме Вы сможете выставить все необходимые значения и показатели. Избежать смазанности и как бы «заморозить» движение рыб на фото поможет максимально короткая выдержка. А вот отверстие диафрагмы должно быть максимально открытым.
Для этой же цели можно использовать режим «спорт», который почти всегда присутствует в простых цифровых фотоаппаратах.
А вот для съемки общего плана аквариума можно использовать тоже популярный среди любителей режим «пейзаж».
|
|
|
|
Не забывайте, что внутренне водное пространство аквариума должно быть равномерно освещено.
В профессиональной среде во избежание бликов съемку аквариума проводят при полном отсутствии дневного света. При этом фотомастера даже одеваются в темную одежду или накрываются сверху непроницаемой черной тканью.
Существует еще одна деталь, на которую следует обратить внимание начинающим фотографам.
При фотографировании рыбок, часто в аквариумном стекле появляется отражение предметов интерьера, личных вещей или даже самого фотографа! Этого можно легко избежать, выключив общий свет в комнате, а иногда просто достаточно поменять ракурс и точку съемки.
Как снимать рыбок: рекомендации по съемке аквариумов и подводного мира
Если вы любите рыбок, содержите дома аквариум, планируете поход в акватеррариум или занятия дайвингом, эта статья будет вам полезна. Фотографировать подводных жителей довольно сложно, поэтому перед тем как браться за фотоаппарат, «подзарядите» мозг полезными советами.
Рыбки — очень красивые создания, особенно яркие экзотические особи. Их так и хочется запечатлеть на фотокамеру. Вот только они не спешат позировать, а как назло плаваю быстро и хаотично. Усложняет съемку и вода, которая неравномерно поглощает свет и преломляет его. Именно поэтому фотографии любимцев из домашних аквариумов и представителей подводной фауны экзотических островов часто получаются смазанными и далеко не такими впечатляющими, как наяву. Давайте разбираться, как снимать подводных «бабочек».
Съемка аквариумных рыбок
- Готовим аквариум.
Перед тем как сделать снимок своего любимца для семейного альбома нужно побеспокоиться о подготовке аквариума. Мелкие царапины, разводы, отпечатки пальцев и налет испортят даже самую удачную фотографию. Поэтому перед началом фотосъемки следует тщательно протереть стекло изнутри и снаружи.
Для съемки аквариума лучше выбирать зеркальные фотокамеры, мыльницам многие вещи непосильны. В домашней обстановке будет уместно использовать штатив, если его нет, можно воспользоваться мешочком с крупой или песком, установив на него фотоаппарат. При съемке в общественном месте придется отказаться от штатива, так как он будет мешать посетителям. Просто удерживайте фотоаппарата одной рукой, а объектив — второй. Это поможет добиться устойчивого положения камеры.
Не стоит использовать авторежим, при съемке аквариумов он часто подводит. Лучше снимать в ручном режиме, выбрав оптимальные настройки ISO, выдержки и уровня раскрытия диафрагмы.
В условиях недостаточного освещения можно пойти двумя путями: максимально открыть диафрагму, при этом уменьшив выдержку, или, напротив, уменьшить открытие диафрагмы и увеличить выдержку. В первом случае рыбка получится в фокусе, но фон будет размыт, во втором — фон получится резким, а вот рыбка будет смазана.
Чтобы не жертвовать ни фоном, ни главным персонажем кадра, нужно организовать хорошую подсветку аквариума, отключить вспышку и обеспечить вокруг темноту, чтобы не было собственного отражения в стекле.
Неплохих результатов можно добиться, снимая в режиме «Спорт». Он рассчитан на движение в кадре, поэтому позволяет получать довольно четкие снимки (опять же при хорошем освещении объекта).
Обеспечиваем качественную подсветку.
Для дополнительного освещения, как уже отмечалось выше, вспышка не годится, ее блик отразиться на стекле. Лучше воспользоваться настольными светильниками или лампами дневного освещения, разместив их с двух сторон у боковых стен аквариума (с лицевой стороны лампа будет мешать съемке, с одной боковой стороны — погружать в тень половину туловища рыбки).
Правильная композиция важна для любой фотографии. Снимая жителей аквариума можно выбрать один из трех вариантов компоновки кадра:
- снимать рыбок в естественных условиях при хаотичном движении каждой в своем направлении;
- собрать их в стайку, постучав по стеклу;
- сфокусироваться на конкретном представителе (целесообразно, если рыбок в аквариуме немного).
В любом случае не лишней будет серийная съемка. Получив пару десятков кадров, выбрать стоящий будет намного легче.
Съемка экзотических рыб под водой
Планируя во время отпуска поснимать морских жителей, прежде всего, обзаведитесь цифровой камерой, желательно с широкоугольным объективом, влагонепроницаемым пакетом для нее и всем необходимым для дайвинга.
Самое главное для подводной фотографии — это свет, поэтому не планируйте нырять глубоко. Помните, что вода хорошо поглощает свет, поэтому его потребуется много, а значит, выбирать для фотосессии нужно ясный день.
Из-за неравномерного поглощения света уже на расстоянии 1 м от поверхности исчезнет красный и снимки «потянет» в синеву, но это можно поправить, отрегулировав баланс белого. При дальнейшем погружении будут поочередно исчезать желтый, зеленый, голубой.
Ввиду преломления света, все объекты под водой кажутся ближе, искажение составляет примерно 30%. Вот почему нужен именно широкоугольный объектив, 50-миллиметровый здесь будет бесполезен.
Итак, чтобы получить удовольствие от съемки и качественные кадры:
- ждем ясного солнечного дня;
- выбираем место с прозрачной водой;
- запасаемся широкоугольным объективом;
- упаковываем камеру в подводный бокс или специальный пакет;
- снимаем не глубоко и на расстоянии 1…3 метра.
И еще совет: не гоняйтесь за одной рыбкой, такая погоня вас быстро утомит. Ныряйте в стаю рыб и снимайте сериями. Выбрать лучшее и откадрировать можно будет позже на суше.