Фотография — натюрморт
Фотография — натюрморт
В переводе с французского языка слово «натюрморт» переводится как «мёртвая природа». Этот жанр, громко заявивший о себе на рубеже 15-16 веков, привлекал внимание многих выдающихся художников.
Из области изобразительного искусства внимание к неодушевлённым предметам плавно перешло в фотографию.
Натюрморт, как жанр фотографии, позволяет автору воплощать самые смелые идеи и показывать привычные объекты с новых ракурсов.
Sony World Photography Awards:
“Натюрморт”
В номинации «Натюрморт» победили фотографы из Франции Николас Гаспарель и Паулина Баерт со своей серией «Фу». Ниже представлены серии, занявшая второе и третье места, и шорт-лист номинации.
Стеклянные предметы
с цветной вспышкой Клары Клик
Клара Клик (Clara Clic) — фотограф из Сарагосы, Испания. Клара занимается аналоговой, цифровой и экспериментальной фотографией.
Анна Петина:
призер 35AWARDS Натюрморт
Анна Петина — фотограф из Москвы, призер (3 место) премии 35AWARDS в номинации «Натюрморт». Она работает в совершенно разных жанрах: от репортажных съемок до студийных, от семейных и свадебных до натюрмортов. При ограниченном реквизите Анне удается составлять уникальные композиции из цветов и фруктов — в итоге получаются не менее уникальные снимки.
Дина Беленко:
«Я снимаю вещи с историей»
Фотограф Дина Беленко уверена, что фотография — не только инструмент памяти, а намного интереснее — рассказывать с помощью фотографии придуманные истории. Последнее фотографу удается здорово: вещи на ее снимках будто оживают, а каждую деталь на фотографии хочется подолгу разглядывать. Сегодня Дина рассказывает о себе нашему журналу.
Марина Володько:
«Натюрморт — это моя душа»
Фотограф Марина Володько — инженер-программист по профессии, фотографию она освоила самостоятельно. Ее натюрморты — это не просто предметы, скомпонованные в красивые композиции: они наполнены жизнью и волшебством. О себе фотограф рассказала нашему журналу.
Ашрафуль Арефин:
немного волшебства
Фотограф Ашрафуль Арефин, по его собственным словам, всегда вдохновлялся красивыми вещами вокруг и старался выразить свою любовь к прекрасным мелочам в своих работах. Главный предмет обожания для него — цветы.
Карл Уорнер
и его вкусные пейзажи
Лондонский фотограф Карл Уорнер создает невероятные пейзажи с помощью. продуктов питания. Иногда сложно поверить, что это не снимки природы, а миниатюрные макеты из еды — настолько они реалистичны!
Брюс Бойд
и его замороженные натюрморты
Вы когда-нибудь фотографировали цветочные композиции? Нет-нет, не просто искусно расставленные на столе, а замороженные? Если нет, то скорее смотрите на эксперименты фотографа Брюса Бойда.
Илья Терентьев:
«Не надо бояться простых сюжетов»
Фотограф Илья Терентьев, приверженец аналоговой фотографии, родился в глухой деревушке на севере Белоруссии, где в небе пролетали военные самолеты, а во двор дома ночью приходили волки. Сам про себя он говорит: «Я родился в диком месте, но, уйдя в люди, встречал места и более дикие».
Эмили Блинко:
натюрморты для перфекциониста
Эмили Блинко обладает бесспорным талантом создавать идеальные композиции из абсолютно любых предметов. Красиво сфотографировать цветы, грибы или конфеты может , пожалуй, почти каждый. А вот сделать интересный снимок щеток, яичной скорлупы и печенья — совсем немногие.
Сиреневое настроение:
20 натюрмортов
Как щедро дарит свой великолепный аромат и настоящее море вдохновения сирень! А вы уже попробовали поснимать натюрморты?
Lizzy Pe:
благоухающая нежность
Невероятно нежные натюрморты от немецкого фотографа и цифрового художника Lizzy Pe.
Натюрморт в фотографии: с чего начать
При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.
Вот несколько рекомендаций для начала работы с натюрмортом в фотографии:
Предмет для съемки натюрморта
Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.
Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.
Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.
Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.
Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга — это уже готовый натюрморт.
Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!
Фоны для съемки натюрморта
Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.
Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.
Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.
Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.
Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.
Освещение
Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.
Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.
Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.
Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.
Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).
Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.
Композиция
Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.
В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.
Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.
Редактирование
На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.
Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.
Экспериментируйте и получайте удовольствие
В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!
Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.
Натюрморт в фотографии от Anna Nemoy
Москвичка по рождению, ныне проживающая в Израиле, Anna Nemoy, архитектор и прекрасный фотограф. У нее отличный художественный вкус, и очень острый глаз, который умеет видеть необычное в повседневном. В своих фотографиях натюрмортов она использует технику наложения текстур, уделяет огромное внимание правильной освещенности, что придает ее фантастическим фотографиям натюрмортов особое очарование, а так же художественную ценность и выразительность.
Натюрморт, как термин, берет свое начало от французского языка, в котором nature morte означает «мёртвая природа». Термин натюрморт — означает изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Популярность натюрморта в фотографии в последнее время растет и набирает заметные обороты.
Еще больше фотографий Anna Nemoy в ее блоге и страничке flicr.
Фотография — натюрморт
«Вчера должна была рожать, но не стала и вместо этого пошла на лекцию про фотографию», — пишет в блоге Лида Павлова , профессиональный таролог, и фотограф-любитель.
Лекция-диалог искусствоведа Ирины Толкачёвой и фотографа Марии Ионовой-Грибиной была посвящена натюрмортной фотографии и натюрморту вообще. И натолкнула Павлову на мысль показать и рассказать всё, что сама она знает о фотографических натюрмортах. А поскольку в архиве блога 6igella можно найти сотни единиц отсмотренного визуального материала, этот пост — настоящее богатство для любого ценителя:
я знаю, что большая часть здесь и не чисто натюрморт в настоящем смысле слова может быть, но так веселее.
фотография выше, например, показывает, что натюрморт может существовать сам по себе и для себя и вообще ничего не выражать (:
сначала про не очень интересное. традиционный натюрморт.
либо весь про форму, цвет и сам конкретный предмет (формальное):
(или вот вообще практически абстракция)
(в плане формы ещё мне особенно нравится способность фотографии-натюрморта вмещать ещё одну фотографию — или любое изображение)
. либо он, как любила делать традиционная живопись, создаёт аллегорию (атрибуты времени года, например, удивительно популярны, везде они, и скомпанованы даже чаще всего более-менее по «ещё тем» канонам) — диалог с традицией:
где-то рядом с традиционным (ориентирующимся на худ.традицию) — то, что я называю «просто натюрморт».
он для рассматривания, любования, размышления над предметами.
часто ярко выражает определённую эстетику, а через неё и культурный срез. композиция не просто, а наделяется неким смыслом (message), но сложно однозначно сказать, в какой мере.
вот здесь и эстетика недвусмысленная, и символизм тоже
тут вот уже метафизика. метафизика и разложение и мёртвые птички
просто-натюрморты могут быть метафорой
«настроенческие» доходят и вовсе до чего-то импрессионистического
а вот вариант прикладного натюрморта (для создания паттерна для календаря), это такое прям наивное искусство
такой просто-натюрморт как-то граничит с натюрмортом-фиксацией жизни, а где именно граница — я не знаю. но на концах у них, конечно, совсем разное.
вот тут ещё непонятно, к чему отнести. фиксация — да, формальный интерес — тоже да (это и «смотрите что (именно) я съел», и «смотрите какое оно красивое»)
это уже ближе к просто документации («как инстаграм, только красиво»)
тут уже чисто lifestyle: предметы ярко выражают образ жизни. одновременно рассказывают о нём (показывают отношение даже где-то) и документируют
отражение быта часто может быть и символом определённой культуры, т.е. не только стиля жизни, сколько всего за ним стоящего
а ещё мне ужасно нравится, когда такой lifestyle бесхитростный, искренний и не претендующий на то, чтобы вообще быть фотографией. остаётся как бы только сама жизнь, не отвлекает на красоту формы, показывает только ту красоту, что была изначально в изображённых предметах и между ними. такие фотографии почему-то многие не любят и обижают 🙂
из лайфстала отдельно мне нравится дневниковая функция фотографии-натюрморта. вот как-то так:
отдельно — для меня, а на самом деле, наверное, нет — есть самые прекрасные натюрморты-странности. когда цель — показать искажённое, несуществующее с помощью предметов.
особенно интересно, как странности может быть совсем-совсем немного — как здесь, вроде обычный «формальный» натюрморт, но — странно же как-то: белые, одинаковые, на привидения похожи.
уже чуть страньше, но всё равно непонятно, чем. просто «не бывает таких натюрмортов», что-то не вяжется — и от этого странность
ну или уж вообще абсурдное (всей душой обожаю эту фотографию)
можно показать странное+метафоричное в обычном (когда found-натюрморт, несконструированный, передаёт что-то, кроме своей прямой сути)
просто музейная экспозиция:
и, конечно, можно передать натюрмортом полноценную creepy-атмосферу
а вот просто creepy-абсурд. кстати, тоже found, честно
натюрмортом (композицией предметов) может являться целая сконструированная реальность.
вот мой любимый Walter Wick, который сам строит целые миры, а потом снимает их. а потом ещё и детские книжки с ними делает, где надо предметы искать. только, к сожалению, его работ в сети ну считай что нет 🙁
а вот более простое, но тоже новая реальность, миротворчество
оживание предметов — создаётся история о том, как предмет живёт. может выглядеть очень круто:
а можно и вовсе сделать с помощью фотографии из явно неживого предмета существо. я такого немного видела, но оно есть
нарратив: история, рассказ, сценка из предметов — как кадр из мультфильма
(встречала давно феерическую нарративную серию из игрушек, они там разговаривали, похоже на комикс, реплики — на крашеной в советско-зелёной стене; прекрасное; не смогла найти сейчас. )
здесь есть и действие, и повествование (и контраст с живым, с не-натюрмортом):
натюрморт ещё самая логичная форма для рассуждений о материале, исследования свойств материала
для провокации тоже подходит
(по-моему, они очаровательны. я вообще хотела найти что-то более противное и провокационное, но как-то не нашлось, зато вот кексики)
концептуальный натюрморт, разумеется. в данном случае его концептуальность в плане «натюрморт-высказывание» — буквальна. высказывание, даже крик души:
тут предметы как посланники: message-medium.
композиция из предметов, которые вместе дают новый сюжет (часто не-натюрмортный). уже в принципе может и не натюрморт, а просто файн арт с помощью предмета, ну да не так важно
натюрморт, как вообще всё, передаёт магию. либо просто атмосферой и «чем-то необычным»
либо с помощью создания на фотографии чего-то, что не видно в жизни, иногда и вовсе визуальной игрой
натюрморт как документация процесса.
например, изображение действия или явления с помощью участвующих предметов
но это скучно. уже интереснее, когда задокументирован результат действия, а стоящее за полученным предметом — читается
да, я люблю вышивку) здесь это, конечно, и за счёт странности предмета-результата работает.
а вот тут — ёмкое изображение, за которым стоит простое действие-ритуал. важен не столько сам венок, сколько то, что он был собран и положен на песок
про ритуалы, на мой взгляд, совершенно прекрасно у Дэвида Бирна (David Byrne), у него целая книга есть — Strange Ritual. он там исследует уже существующую ритуальную и сакральную культуру (отличные found-натюрморты), и создаёт свои ритуалы — и, конечно, документирует. вот, к примеру:
(не знаю, что тут с чистотой жанра, но who cares, когда тут такие диваны)
или вот фраза из предметов — поиск был сам по себе процессом, составление — своего рода ритуалом:
про фотографию (не только натюрморт, а всю) как документацию и конфирмацию ритуального и/или сакрального действия я вообще хочу и могу сказать много, но не здесь, да и материала всё равно пока не собрано. но это самое, самое важное.
и вот ещё теперь про вилки (это «термин» с лекции, значит фотографию одного предмета). мне важно именно то, что это не просто фотография одного предмета, а что она ради конкретного предмета. что часто он сам всё что надо и передаёт, а фотография тут уже вторична сама по себе.
часто это предмет-символ
или к тому же ещё и предмет-произведение искусства
или же предмет ценен своей странностью, необычностью, и с помощью этой странности что-то транслирует
или мало ли ещё что. они просто все прекрасны, каждый предмет можно рассмотреть, и тут интересно именно соотношение степени, в которой фотография (и фотограф) должны в этом помогать, и в которой — не мешать.
ну и вот мой любимый псевдо-натюрморт. все знают этот жанр «аккуратно разложенное содержимое моей сумки». прекрасная подделка — показывает, как один жанр влияет на другой, и как это весело
в общем-то, всё. в смысле пост всё, а натюрмортов и того, что они умеют, очень много. например, я уверена, что есть также натюрморт как
— документальная съёмка каких-нибудь важных (социально, исторически) явлений. да, именно через натюрморт. это как репортажи Пинхасова, только не вот эта атмосферность подменяет события, а материальное окружение
— косвенное указание на произошедшее событие (из серии found-натюрмортов)
— совсем трэш (намеренное вызывание ужаса, отвращение и прочих чувств)
но примеры не нашлись.
зато есть ещё пара картинок, которые мне было скучно куда-то классифицировать, поэтому
просто картинки