Фокусировка и композиционное решение кадра | Foto-kadr.ru

Фокусировка и композиционное решение кадра

Фокусировка и композиционное решение кадра

Интернет-пространство пестрит советами о том, как сделать тот или иной эффект, уже заданный в базовой комплектации режимов Вашего фотоаппарата, однако не всегда условия, в которых происходит съемка, могут удовлетворять предустановленным настройкам каждого из режимов. В данной статье будут приведены несколько советов бывалых фотографов о том, как оптимально использовать свой фотоаппарат, получая удачные кадры даже из, казалось бы, невыгодного положения.

Для начала стоит поговорить о том, что такое композиция. Изъясняясь простым языком, это то, как автор снимка размещает объекты в кадре, выделяя тот, или иной из них, чтобы придать определенный смысл фотографии. Композиция, конечно же, не статична и зависит от полета мысли снимающего. Так, начав фокусироваться на объекте, помещенном в центр кадра, тот может двигаться вокруг объекта, ища более выгодный ракурс. Этот процесс носит название смены экспозиции или перекомпоновки.

Многие пользователи не утруждают себя выбором необычной композиции, довольствуясь уже имеющимися в видоискателе камеры точками фокусировки. Сложность зачастую заключается в том, что объект фокусировки гораздо больше, чем точка, которая не может покрыть его целиком, не давая, таким образом, достаточную резкость на весь интересующий фотографа объект. Еще одним неудобством тех, кто хочет получить нестандартные фото, является то, что больше всего света камера получает от объектива, из-за чего центральная предопределенная точка фокусировки наиболее четко улавливает и держит фокус на объекте. Но, что же делать, если объект съемки должен располагаться ближе к краю кадра, или в случае необходимости более динамичного, меняющегося фокуса? Многие современные камеры, «зеркалки» для профи, имеют гораздо большее количество точек автофокусировки, что, однако, не спасает в случае с плохим освещением. Существует несколько методов фокусировки, дающих разные эффекты на фото. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, рассмотрим же те несколько, что работают в режиме автофокусировки.

Самым простым режимом является режим следящего автофокуса, или Single Servo, или «AF-S»-режим. Выставляя подобную настройку в своем фотоаппарате знайте, что это подразумевает фокусирование камеры на ближайшем к ней объекте в момент полунажатия кнопки спуска затвора. Для того, чтобы сделать снимок, необходимо зафиксировать центральную точку автофокуса на объекте, затем, не отпуская кнопки затвора, добиться задуманной композиции предметов и людей на фото и только после этого нажать на кнопку. Если камера отказывается делать фото, необходимо проверить настройки. Это займет пару минут, ведь необходимо лишь зайти в меню, где убедиться в том, что выставлен режим «Release» в AF-S фокусировке. Если все установлено верно, фотоаппарат сделает кадр несмотря на условия вокруг.

Метод блокировки автофокуса

Второй режим подходит для случаев, когда необходимо блокировать фокус при любом автоматическом режиме фокусировки. Для этого практически на всех камерах, даже на «зеркалках» начального уровня, имеется кнопка. блокирующая выбранные экспозицию и фокус на определенном объекте, что может оказаться весьма полезным при съемке в сложных условиях освещенности. Одновременное удерживание кнопки блокировки экспозиции и фокуса после фокусировки на нужном предмете поможет на свой вкус менять компоновку в кадре, не теряя главного объекта.

Метод AF-ON

Последний режим наиболее удобен для владельцев камер с кнопкой, блокирующей фокус, на задней стороне фотоаппарата. Задав в настройках меню функцию выбора и блокировки фокуса на заднюю кнопку и освободив, таким образом, кнопку спуска, фотограф может не бояться случайно сделать снимок и полностью сосредоточиться на выборе лучшей позиции для съемки. Наведя центральную точку автофокусировки на объект, нажав на заднюю кнопку, чтобы сфокусироваться, и отпустив ее, чтоб заблокировать экспозицию и выбранный фокус, можно не опасаясь ничего перемещаться в поисках выгодной композиции.

Необходимо помнить, что все вышеописанные методы подходят для съемки неподвижных объектов. Объект, находящийся в движении, не будет на фото таким же четким и резким. Для получения максимально качественного изображения необходимо навести точку центральной автофокусировки на предмет максимально близкий к объекту и ждать удачного момента для съемки. Но и эта проблема решаема, если Вы счастливый обладатель длинного объектива и снимаете на дальнее расстояние.

Композиция

К основным операциям, выполняемым при композиционном построение кадра, относятся :

• выбор точки и направления съемки (позиция камеры по отношению к фиксируемым объектам);

• масштабное построение кадра ;

• компоновка (расположение объектов в кадре);

• перспективное построение (передача глубины в кадре);

• светотональное решение (освещение объектов в кадре).

Позиция камеры в момент съемки в зависимости от расстояния до фиксируемых объектов определяет и масштаб изображения. Масштабное построение кадра позволяет за счет чередования различных планов показать общую обстановку проведения следственного действия, выделить узловые моменты и детали, акцентировать внимание на основном объекте съемки и его действиях. При производстве видеозаписи для фиксации статичных, а также находящихся в движении объектов пользуются, как правило, общим, средним, крупным и детальным планами.

Общий план (ориентирующая съемка)обычно применяется при фиксации объектов вместе с окружающей обстановкой с дальней точки съемки. Он имеет ориентирующий и обзорный характер, им охватывается все место, где проводится следственное действие. Общим планом чаще всего пользуются в начале фильма или какого-либо эпизода.

Средний план (обзорная съемка) используется для изображения объектов изолированно от окружающей обстановки и представляет собой часть общего плана. Он детализирует информацию, запечатлевает объекты с большим количеством подробностей и за счет увеличения масштаба подчеркивает развитие действия.

Крупный план (узловая съемка)предназначен для выделения наиболее важной части главного объекта съемки. Он позволяет отчетливо запечатлеть отдельные признаки объекта съемки, характерные детали объекта осмотра происшествия.

Детальный (детальная съемка) это сверхкрупный план. С его помощью запечатлеваются особенно значительные признаки объекта съемки, которые различимы только с ближнего расстояния.

Операторские приемы съемки. Съемка видеофильма осуществляется путем использования ряда операторских приемов, характеризующихся системой движения и перемещения видеокамеры относительно объектов съемки. К числу таких приемов относятся:

Статичный кадр используется, когда действие в кадре происходит на небольшой площади и полностью охватывается полем зрения объектива без изменения положения съемочной камеры. Запись производится неподвижной камерой, закрепленной на штативе, или с рук. Практически любой эпизод фильма должен начинаться и заканчиваться статичным кадром.

Различают статическое и динамическое панорамирование.

Статическое панорамирование осуществляется поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки. При повороте камеры вокруг горизонтальной оси получают горизонтальную панораму, а при повороте вокруг вертикальной — вертикальную. При этом поворот на 90° должен осуществляться примерно за 15 сек.

Съемка, при которой изменяется позиция камеры, носит название динамического панорамирования. Она осуществляется перемещением оператора с камерой вдоль объекта, если объект имеет большую протяженность (например, при фиксации тормозного пути, длинной стены здания и т.д.). Начальные и конечные кадры панорамы обязательно должны быть статичными. В противном случае панорама не будет сочетаться с соседними эпизодами, начинающимися статичными кадрами.

«Наезд» и «отъезд» это способы перехода от одного плана съемки к другому. Они осуществляются соответственно движением камеры к объекту или от него. «Наезд» служит для выделения из окружающей обстановки того или иного объекта путем перехода от общего плана к крупному. «Отъезд» может быть использован, когда после серии съемок крупным планом следует ввести в кадр другие объекты либо запечатлеть нужный объект на фоне окружающей обстановки.

При портретной съемке человека, охватывающей только его голову и плечи, следует располагать голову так, чтобы глаза находились на расстоянии одной трети от верхней границы экрана, оставляя над головой человека немного свободного пространства. Высокие, вытянутые объекты (например, высотные здания) лучше располагать вдоль одной из двух вертикальных линий сетки. Такое асимметричное размещение позволяет полнее раскрыть окружение объекта съемки.

Угол съемки заметно влияет на зрительскую интерпретацию отношения оператора к объекту. Высокий угол съемки выражает превосходство над объектом. Низкий угол съемки, наоборот, выделяет сам объект, делает его доминирующим. Съемка на уровне глаз позволяет достичь большего индивидуального контакта и объективности.

Преподаватель предлагает студентам отработать приемы видеосъемки с помощью видеокамеры. Во время упражнений он следит за правильностью действий студентов, дает советы и рекомендации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

14 принципов построения композиции

Понимание композиции – это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.

Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.

Шаг 1 – Не пытайтесь быть совершенным

Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильные и привлекательные изображения.

Шаг 2 — Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Шаг 3 – Правило третей

Одно из простейших правил композиции – это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.

Шаг 4 – Композиция в пейзаже

Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр. О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.

Шаг 5 — Линии

Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.

Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.

Шаг 6 — Формы

Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.

Шаг 7 – Контраст

Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.

Шаг 8 – Формирование кадра

Эффективное формирование кадра – основа сильной композиции. Естественное желание — поместить главную точку фокуса точно по центру, но это чаще всего выглядит странно и оторвано от окружения. Попробуйте расположить ее ближе к одной из сторон или к углу, чтобы посмотреть, сможете ли вы создать контекст и взаимосвязи. Стоит заметить, правда, что часто портреты выглядят наиболее ярко, когда объект расположен по центру. Так что вам стоит поэкспериментировать, не принимайте одно единственное решение о компоновке кадра и не останавливайтесь на нем, исследуйте все ваши возможности.

Шаг 9 – Негативное пространство

Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.

Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.

Шаг 10 – Угол

Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете. Чаще всего самый простой способ – снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.

Шаг 11 — Слои

Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план – самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.

Шаг 12 – Симметрия и узоры

Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.

Шаг 13 — Кадрирование

В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.

Шаг 14 – Практика, практика и еще раз практика

Итак, мы изучили ряд композиционных принципов, которые могут действительно помочь вам на вашем пути создания более сильных и увлекательных изображений. Как только у вас появится возможность, попрактикуйтесь в использовании этих предложений. Что бы вы ни снимали: пейзажи, портреты, макро, — всегда есть пространство для экспериментов по совершенствованию вашей композиции, шанс сделать ваш кадр хоть немного, но более ярким.

Только, пожалуйста, запомните, что не бывает простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.

Автор статьи — SimonBray

Основные элементы композиции кадра

В статье » Композиция кадра и правило третей » в несколько сжатой форме мы рассказали о композиции кадра с точки зрения драматургии. Наверное было бы правильно начать изучение с основных элементов, составляющих конструкцию этого понятия, но переписывать статьи не хочется, поэтому об основных элементах композиции кадра расскажем в этой статье.

Итак, основными элементами (не путать со средствами, инструментами и т.п.) композиции кадра считаются:
1. Границы кадра
2. Формат кадра
3. Сюжетно-композиционный центр кадра
Человек при повседневном общении с окружающим миром обращает внимание на то, что его интересует в данный момент времени и упускает из вида те детали, которые хоть и присутствуют в поле зрения, но являются второстепенными и не заслуживают внимания.
Сам термин КАДР в переводе с французского означает «оправа, рамка». Так вот в отличии от человеческого зрения, изображение на фото или кино плёнке формируется в пределах рамки, которая и называется границами кадра.

На рисунке красным обозначен прямоугольник, образующий границы кадра

Ограничив поле зрения границами кадра, фотограф или видеооператор, в первую очередь, должен расположить в кадре не случайные, маловажные детали, а что-то более значительное в первую очередь для зрителя, тем самым подталкивая его к просмотру фотографии или фильма.

В этом случае зритель, глядя на фото или кино изображение, невольно ищет логические обоснования и гармонические закономерности композиции кадра. То, на что он мог не обратить внимание в обычных условиях, выделенное границами кадра вызовет у него определённые эмоциональные импульсы.

Предположительный угол охвата изображения взглядом человека

Правильное расположение границ кадра

Правильное расположение границ кадра

Не правильное расположение границ кадра

Как живописец компонует изображение на плоскости холста, имеющей какие-то геометрические размеры, так и фотограф или видеограф компонует изображение на плоскости, формат которой зависит от соотношения ширины и высоты кадрового окна. Формат кадра — размеры изображения на фото (кино, видео) материале, соответствующие размеру кадрового окна аппарата (фото, кино, видео). Учитывая, что мы не пишем диссертацию по этой теме, углубляться в форматы кадра нет необходимости. Описание формата кадра носит скорее технический характер, поэтому мы сразу перейдём к творческому элементу композиции кадра — сюжетно-композиционному центру.

«Centrum» в переводе с латыни означает «острие циркуля». Не секрет, что каких бы размеров не описывались круги при помощи циркуля, центр круга в каждом случае будет один. У композиции тоже есть центр, точнее даже должен быть. В композиции центр — та её часть, которая связывает отдельные элементы изображения и является главной в характеристике показанного объекта.
Именно профессиональный фотограф, равно как и видео- кино оператор, являясь создателем художественного произведения (свадебная фотография, свадебный фильм), должен определить, что является доминирующим в происходящем перед камерой событии, найти участок пространства, на котором концентрируется действие и разместить этот участок в кадре, сделав его основой сюжетно-композиционного центра кадра.

При этом сюжетный центр как бы стягивает к себе воображаемые (силовые) линии, которыми можно обозначить взаимодействие объектов, составляющих композицию кадра, выяснив характер происходящего действия. Эти линии могут соответствовать как реальному перемещению людей или механизмов в пространстве, так и направлению взглядов персонажей, участвующих в сцене.

Иногда они предвосхищают чей-то поступок, иногда являются его следствием. Но во всех случаях силовые линии отражают те связи и взаимодействия (как физические, так и духовные), которые свойственны объектам съёмки в реальной жизни. Они могут связывать между собой людей, людей и предметы, предметы и являться результатом воздействия сил природы на человека и наоборот.

Внешне сюжетно-композиционный центр кадра может выглядеть по-разному, но в любом случае он должен отражать главную изобразительную информацию — наиболее значимый ориентир или наиболее динамичное столкновение объектов. Если фотографу или видеографу необходимо намеренно передать зрителю изобразительную неясность происходящего в кадре, цель которой — вызвать у зрителя ощущение растерянности и непонимания, в этом случае и тот и другой могут строить композицию с двумя и даже несколькими композиционными центрами. Но не смотря на то, что искусство, как известно, не терпит категорических формул, сюжетно-композиционный центр в кадре должен быть один.

границы кадра и сюжетно-композиционный центр — основные параметры изобразительной конструкции.

Хоть в названии статьи и отсутствуют термины: закрытая композиция, открытая композиция, устойчивая композиция и неустойчивая композиция, лучше уделить этим понятиям внимание именно в данной статье.
Закрытая композиция строится таким образом, что силовые линии взаимодействия объектов направляются к сюжетно-композиционному центру и причинно-следственные связи в таких изобразительных конструкциях замыкаются внутри картинной плоскости.
Если фотографу или видеооператору необходимо сосредоточить внимание зрителя на конкретном факте, смысловые связи которого не выходят за рамки экрана, он использует композиционную конструкцию закрытого типа.

Действие в закрытой композиции начинается и завершается в её границах. Такая композиция всегда легко воспринимается зрителем, так как все силовые линии одновременно присутствуют на картинной плоскости, полностью раскрывая содержание кадра.
В открытой композиции силовые линии расходятся от композиционного центра, отражая связи объектов, стремящихся покинуть границы кадра. При этом причинно-следственные зависимости раскрываются вне картинной плоскости и требуют: в кинематографе — продолжения и завершения в других монтажных планах, в фотографии — продолжения и завершения в воображении зрителя.

Направление и незавершённость силовых линий открытой композиции в кинематографе помогает зрителю воспринимать такую композицию как часть единого целого и ожидать дальнейшего развития события (монтажной фразы), что делает открытую композицию драматически напряжённой и более эффективной в процессе управления аудиторией. При этом открытая композиция активно влияет на зрителя не только содержанием действия, но и более динамичной формой.

Устойчивая композиция — композиция, в которой основные силовые линии пересекаются под прямыми углами в центре картинной плоскости. Главные изобразительные компоненты располагаются в пространстве кадра равномерно, формируя ощущение покоя и стабильности. Устойчивая композиция, так же как и закрытая, легко воспринимается зрителем благодаря своей чёткой композиционной структуре.

Неустойчивая композиция образуется силовыми линиями взаимодействия объектов, пересекающимися под острыми углами и создающими ощущение динамики и беспокойства (динамическая композиция). Очень часто основой неустойчивой композиции является диагональ.

Грамотное композиционное решение кадра способствует успеху авторского замысла, помогая донести до зрителя содержание и эмоциональную окраску действия.

Статьи по теме:

ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ КАДРА (Николай ПАНФИЛОВ)

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ КАДРА

При работе над композицией кадра следует прежде всего исходить из основной идейно-художественной задачи: донести до зрителя содержание, смысл снимаемого кадра в правдивой и выразительной форме.

Правдивое и выразительное раскрытие содержания кадра требует непременного выделения тем или иным способом главного, сюжетно важного объекта изображения. В кинематографе и на телевидении наиболее важным объектом чаще всего является человек.

Единство, или целостность, — качество, необходимое для композиции в любом виде искусства; вне единства композиция не существует.

В кино- телесъемке единство многосторонне. Оно выражается в использовании композиционных построений, которые подчинены законам восприятия, законам красоты. Выбор такого композиционного построения, которое обеспечивает наиболее ясное и четкое выявление главного содержания кадра, полное и выразительное раскрытие темы, подчинение главному элементу содержания элементов второстепенных, является одной из основных задач композиции.

Главный объект в кадре должен быть активен, на нем должен быть сделан акцент. Из сказанного следует, что содержание определяет работу оператора над изобразительной формой кадра, над решением всей композиционной задачи.

Как пример блестящего решения такой задачи можно привести кадр (иллюстрация 1) из кинофильма «Коммунист» (режиссер Ю. Райзман, операторы А. Шеленков и Чен Ю Лан). В этом кадре дана такая картина по преодолению трудности: в те минуты, когда проявляется характер героя — настойчивость, воля, упорство, — зритель видит героя в действии, которое позволяет проникнуть в его духовный мир, получить богатое, многостороннее представление о его настойчивом, целеустремленном характере.

Главный элемент изображения может выделяться среди подчиненных ему большей величиной (масштабом), крупным планом, освещенностью, пластичностью, резкостью или своим месторасположением в кадре.

Говоря о соподчинении элементов, следует иметь в виду, что кадр чаще всего распадается на отдельные части в том случае, когда в изображении есть отчетливо различимые горизонтальные или вертикальные линии. В таких случаях нужно позаботиться о том, чтобы каким-то приемом скрасить, затушевать этот распад. Единство — необходимое условие самого существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности, эстетической действенности.

В визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение предметов или элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Такие факторы, как форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях.

Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.

Сравните изображения на иллюстрации 2. Левое изо­бражение является уравновешенным. В сочетании его квадратов и прямоугольников различных размеров и пропорций чувствуется четкое построение; они расположены таким образом, что каждый элемент находится на своем месте — ничего нельзя изменить или добавить. Сравните четко очерченную устойчивую вертикальную линию на ил. 2,а с ее колеблющимся двойником на ил. 2,б. Пропорции на ил. 2,б основаны на небольших различиях, которые заставляют глаз колебаться в нерешительности: то ли это равноценные пропорции, то ли неравноценные, то ли это прямоугольники, то ли квадраты.

Отсутствие равновесия не всегда передает момент текучести, присущей всей фигуре в целом. На иллюстрации 3 симметрия креста показана настолько четко, что кривая линия воспринимается просто как какое-то частичное искажение фигуры. Здесь, следовательно, равновесие модели чувствуется до такой степени, что дает возможность изолировать все остальное как навязчивый элемент. При таких условиях отсутствие равновесия вызывает появление местной, локальной помехи в восприятии единого целого.

Полезно описать два фактора, обусловливающих момент равновесия: «вес» и направление того или иного элемента художественной композиции.

Вес зависит от месторасположения изображаемого элемента. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру, композиционно «весит» меньше, чем элемент, находящийся вне осевых линий, указанных на структурном плане (ил. 4). Композиционный вес нельзя смешивать с «важностью» — главным акцентом кадра. Объект, расположенный в центре, предполагает большую важность, чем предметы, находящиеся по бокам.

Предмет верхней части композиции «тяжелее» того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой.

При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. Хотя это и верно, все же не стоит забывать, что вес изображения не существует в пустом пространстве и что обычно на восприятие оказывают сильное воздействие другие мощные факторы расположения изображаемого объекта, которые в известной степени нарушают принцип рычага.

По-видимому, эффект рычага можно применить и в отношении третьего измерения — глубины. Чем дальше от зрителя расположены предметы, тем больший вес они несут. Перспектива, которая управляет зрением в удаленном пространстве, обладает огромной уравновешивающей силой. Вероятно, это особый случай более общего эффекта удаления. Этот фактор не поддается какой-либо количественной оценке, так как предмет, расположенный на некотором расстоянии от зрителя, благодаря перспективе кажется относительно большим. В результате этого данный предмет может выглядеть более тяжелым, чем это допускает площадь его изображения в кадре или на картине.

Все зависит и от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее.

Очень важное значение на восприятие, к сожалению, мало исследованное, играет цвет. Красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей. Феномен, называемый эффектом иррадиации, заключается в том, что светлый квадратик на темном фоне воспринимается несколько большим, чем равный ему темный квадратик на том же темном фоне.

На композиционный вес оказывают влияние форма и направление снимаемых объектов. На иллюстрации 5 изображен относительно маленьких размеров круг, уравновешивающий две большие фигуры — треугольник и прямоугольник. Вертикально расположенные формы воспринимаются более тяжелыми, чем наклонные.

Направление, так же как и вес, влияет на равновесие. Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направление силы. Оси, образованные формой, допускают движение в двух противоположных направлениях. Эллипс (ил. 6) указывает направление не только вверх, но и вниз.

Направленные силы создаются также и содержанием. Оно определяет фигуру человека, идущего вперед или падающего назад.

В любом конкретном кадре действует за и против некоторое число разобранных выше факторов, создавая в конце концов равновесие целого.

Когда используется реальное движение, например в кино и ТВ, то направление указывается самим движением. Равновесие достигается либо между событиями, происходящими в одно и то же время (например, когда двое танцоров симметрично движутся относительно друг друга), либо между событиями, следующими одно за другим.

При монтаже фильма, например, следует учитывать, что за сценой, изображающей движение слева направо, следует давать сцену, изображающую движение справа налево. Элементарная потребность в такого рода уравновешивающей компенсации была ясно показана экспериментами, в которых после демонстрирования на киноэкране в течение определенного времени линии, изогнутой посередине под ту­пым углом, прямая линия воспринималась как линия, изогнутая в противоположном направлении. Подобным образом, когда испытуемый рассматривал прямую линию, умеренно отклоненную от вертикали или горизонтали, а затем истинно вертикальную или горизонтальную линию, то последние казались наклоненными в противоположную сторону.

Нижняя часть зрительно воспринимаемого кадра требует большего веса. Один из психологов пишет: «Если кого-нибудь попросить без всякого измерения разделить перпендикулярную линию пополам, то его отметка неизменно кажется несколько выше действительной. Если линия разделена пополам с предельной точностью, то очень трудно себе представить, что верхняя половина нисколько не длиннее нижней». Чем это явление объясняется, пока неизвестно.

Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне кадра или картины. Очевидно, эти явления имеют глубокие корни — корни, которые простираются к самым основаниям природы наших чувств.

Композиция покоится на своего рода контра­пункте, то есть на множестве взаимно уравновешивающихся элементов. Но эти антагонистические силы не являются противоречивыми и не конфликтуют между собой. Они не создают неопределенности. Неопределенность запутывает художественное изложение, потому что она вынуждает зрителя колебаться между двумя или более утверждениями, не образующими единого целого. Само по себе каждое отношение, каждая связь не находятся в состоянии равновесия; взятые же все вместе, они в структуре произведения взаимно уравновешивают друг друга.

Стремление к равновесию можно описать как стремление к простоте (что, между прочим, является основным законом зрительного восприятия). Упраздняя неясность и разобщенность, равновесие усиливает простоту композиции.

Материалы по фотосъемке и другим темам

Статьи по фотосъемке

Пять простых рекомендаций по композиции кадра

Вы можете не задумываться об этом, но каждый раз, как вы подносите видоискатель фотокамеры к глазам, вы принимаете решение о композиции кадра. Говоря простым языком, композиция представляет собой выбор элементов и границ кадра. О композиции написано множество книг. И хотя любые два человека одну и ту же сцену снимут по-разному, есть общие рекомендации, которые помогут вам сделать фотографии более интересными и привлекательными.

Правило третей

Правило третей поможет представить ваш объект в самом выгодном свете.

Глядя в видоискатель или на ЖК-монитор своей фотокамеры, мысленно наложите на кадр сетку, похожую на поле для игры в крестики-нолики. Сетка должна разделить изображение на девять квадратов при помощи двух горизонтальных и двух вертикальных линий.

У некоторых фотокамер Nikon даже имеется функция меню, позволяющая накладывать сетку на экран видоискателя или монитора. Эти направляющие линии сетки помогают скомпоновать кадр, на полученной фотографии их не будет.

Обратите внимание на точки пересечения линий. Правило третей говорит о том, что именно в этих точках пересечения лучше всего располагать самые важные элементы вашей композиции. В таком случае изображение станет более энергичным и увлекательным.

Объект не обязательно должен находиться точно в точке пересечения (которую также называют «точкой силы»). Если он достаточно близок к ней, это обеспечит динамичность и оптимальность композиции. Попробуйте несколько разных вариантов композиции, чтобы понять, какой вам больше всего нравится.

Эти же направляющие линии помогут обеспечить правильное расположение горизонта и вертикальных элементов на фото.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

На этом фото на изображение двух крачек наложена решетка; головы птиц располагаются в точках пересечения линий согласно правилу третей.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/1600s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Фотография двух крачек в зоопарке иллюстрирует правило третей.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

На этом фото направляющие также задают расположение объекта в соответствии с правилом третей.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Изображение сидящего в траве жирафа в зоопарке отлично иллюстрирует применение правила третей для создания эффектной композиции.

Где расположить линию горизонта в композиции

Большинство фотографий выглядит лучше, если линия горизонта располагается не прямо по центру кадра, а немного выше или ниже его середины. Исключение составляет съемка отражения. В этом случае расположение линии горизонта точно посередине кадра оправданно, поскольку создает симметричную композицию: основное изображение — в верхней половине кадра, его отражение — в нижней.

D100, объектив AF VR Zoom-NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6D ED, 1/5s, f/22 ISO 200, точечный замер, ручная фокусировка.

Если вы фотографируете пейзаж, расположите линию горизонта ближе к верхней или, как в данном случае, нижней части кадра.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/800s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

Обычно линию горизонта следует располагать ближе к верхней или нижней части кадра, а не прямо в середине. Но если вы снимаете предметы и их отражения, это правило можно нарушить.

Построение кадра

При фотографировании людей и животных постарайтесь, чтобы они смотрели на вас. При съемке движения оставьте больше места с той стороны кадра, куда движется объект съемки. Это смотрится естественнее и дает зрителю ощущение движения и истории, запечатленной в кадре. Расположите максимальное открытое пространство в кадре с той стороны, куда смотрит объект съемки.

D4, объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, 1/640s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, приоритет диафрагмы.

На этом изображении плывущий черный лебедь расположен прямо по центру, и композиция выглядит не слишком интересной.

Обрезав изображение, мы переместили птицу в правую верхнюю часть кадра, и фотография сразу же стала намного более увлекательной.

В окончательном варианте лебедь словно вынуждает взгляд зрителя скользить по кадру — это достигается благодаря соблюдению правила «оставляйте больше пространства впереди объекта». © Дайан Беркенфельд

Направляющие линии

При съемке зданий и других прямолинейных объектов формируйте изображение таким образом, чтобы архитектурные элементы заставляли взгляд зрителя двигаться по кадру. Такими направляющими линиями могут быть основные объекты кадра, либо они могут использоваться для направления взгляда зрителя к конкретной области фотографии — важной фокальной точке.

Кривые линии также могут создавать любопытные композиции. Они призваны привлекать внимание зрителя к различным частям кадра. Кривые могут быть как основным объектом кадра, так и (подобно направляющим линиям) средством подчеркнуть фокальный элемент.

D100, объектив AF-S VR Zoom-NIKKOR 24-120mm f/3.5-5.6G IF-ED, 1/60s, f/4, ISO 200, центровзвешенный замер, программный режим экспозиции.

Изображение демонстрирует, как кривые линии объекта могут направлять взгляд зрителя в нужные точки кадра, следуя их расположению.

D100, объектив AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, 1/90s, f/5, ISO 320, матричный замер, программный режим экспозиции.

Выраженные направляющие линии этого изображения ведут взгляд зрителя с правой стороны кадра к левой, вдоль коридора.

Узоры и текстуры

Объекты с повторяющимися узорами тоже могут эффектно смотреться на фотографиях. Как природные, так и созданные человеком узоры могут стать основой удачной композиции. Внимательно взгляните на объекты кадра, чтобы обнаружить подходящие повторяющиеся элементы. Например, вы можете смотреть на ящик с яблоками и не видеть в нем ничего особенного — но при правильном выборе композиции можно создать повторяющийся узор из цветов и форм. Также обращайте внимание на отклонения от шаблона. Что, если все яблоки в ящике красные, но кто-то положил сверху одно желтое? Мы получим повторяющийся узор с отклонением от шаблона (желтое яблоко), которое станет притягивать взгляды.

Текстуры также могут играть вам на руку. Приближайте объект за счет использования зума или макрообъектива. При съемке узора или текстуры не обязательно захватывать объект в кадр полностью. Текстуры могут быть мягкими, как перья птицы, или жесткими, как отслоившаяся краска или волокна древесины.

Ржавчина и отколотая краска на рыбацкой лодке служат отличным примером грамотной подачи текстур. Яркий солнечный свет, освещающий лодку, подчеркивает текстуры нескольких слоев отстающей краски и ржавчины.

D3X, объектив AF-S DX Micro NIKKOR 85mm f/3.5G ED VR, 1/200s, f/7,1, ISO 160, матричный замер, программный режим экспозиции.

Смотрите внимательнее

Большинство людей, рассматривая фотографию, не думают о композиции, но они всегда замечают, когда она вызывает более яркие впечатления, даже если не знают, почему именно. Для улучшения навыков создания композиции внимательно рассмотрите фотографии мастеров, которые вам нравятся. Обращайте внимание на то, как они располагают объекты в кадре. Оцените выбор заднего плана. Что попало в кадр, а что могло остаться за ним? После этого просмотрите свои фотографии и подумайте, что можно в них улучшить за счет изменения композиции.

Эти рекомендации служат всего лишь отправной точкой. Помните: для каждого правила существуют исключения. Не бойтесь выйти за рамки правил, если это сделает ваши фотографии более увлекательными.

Текст статьи и изображения предоставлены Дайан Беркенфельд.

Ну очень важные новости

Самая лучшая импровизация – подготовленная импровизация, а управление композицией как раз и является той самой подготовкой перед съемкой удачного «случайного» кадра. Вопреки бытующим мнениям в фотографической среде о том, что угол объектива может быть случайным, профессиональные фотографы все же настаивают на детальной проработке выстраивающейся композиции. Процесс фотосъемки не должен быть статичным, а хороший оператор просто обязан учитывать особенности изменяющейся картинки в кадре, следить за динамичным процессом и вовремя его фиксировать. Только в этом случае кадр получится интересным, качественным и профессиональным.

Особенности перспективы при управлении композицией

Довольно часто операторы, которым предстоит рекламная видеосъемка, заранее продумывают все детали композиции так, чтобы завершенный видеоролик смог передать всю атмосферу и творческий замысел. Что же мешает фотографу следовать той же логике и продумывать композицию кадра? На самом деле, бывают ситуации, когда фотографу действительно очень сложно выбрать угол объектива, придерживаться выбранного положения и вовремя его изменять. Зачастую, у фотографа просто нет физической возможности изменить положение камеры, хотя внутреннее пространство кадра выглядит не совсем выигрышно. В этом случае у оператора просто нет выбора, и ему приходится снимать под определенным углом. В дальнейшем полученный кадр можно будет обработать в Photoshop, чтобы добиться желаемого эффекта.

Главная задача оператора – умело передавать внутреннее пространство кадра, которое будет полностью соответствовать эмоциональной наполненности изображаемой сцены. Существует несколько стандартных особенностей перспективы:

  • Естественная перспектива уместна при незамысловатой постановке кадра, когда происходящие действия в кадре необходимо проиллюстрировать максимально правдоподобно.
  • Для передачи особой атмосферы или динамичного кадра пространство кадра должно быть либо немного сжатым, либо слегка растянутым.

Осуществить управление композицией можно при помощи длиннофокусного или широкоугольного объектива. Зачастую оператор использует длиннофокусный объектив в том случае, когда ему необходимо снять объект крупным планом и нет физической возможности приблизиться к нему. Чаще всего длиннофокусный объектив используется при:

  • Портретной съемке
  • Репортажной съемке
  • Пейзажной съемке

От выбора объектива, конечно же, зависит дальнейшее построение композиции. Например, если композиционное решение предусматривает некоторую клаустрофобичность на снимке, то оператор, используя длиннофокусный объектив, должен снять и без того зажатый интерьер с далекого расстояния. При съемке широкоугольным объективом оператор может осуществить съемку в не очень просторном помещении, а также провести пейзажную съемку, если выбранную композицию просто нельзя запечатлеть при помощи объектива с нормальным фокусным расстоянием. Если оператор выстроил сложную композицию и собирается провести необычную съемку под водой или же ему необходимо добиться максимальной глубины резкости, то широкоугольный объектив в этом случае придется очень кстати. При съемке широкоугольным объективом пространство в кадре увеличивается и фиксируется динамика, что очень важно при управлении композицией.

Особенности заднего плана на снимке

Если оператору, который заранее подробно продумал управление композицией, необходимо композиционно выделить объекты или персонажей на переднем плане, то он должен ограничить глубину резкости. Для этого ему придется установить ND-фильтр или же увеличить скорость затвора. Но для достижения максимального эффекта следует изменить положение камеры так, чтобы расстояние между объективом и объектами на заднем плане было оптимально расстояние для целостности композиции.

При управлении композицией необходимо учитывать особенности монтажа, с которым автору снимка, возможно, придется столкнуться в дальнейшем. Задний план на снимках, которые будут задействованы в процессе монтажа, не должен отличаться ни по контрасту, ни по цвету, не по тону. Именно существенное зрительное различие задних планов на нескольких снимках способно испортить впечатление о всей тематической съемке, которая должна быть выдержанна в одном стиле. При управлении задним планом необходимо внимательно следить за направлением света на всех снимках из серии и добиться сходства зоны фокусировки на каждом кадре.

Восприятие объектов фотосъемки зрителем

Оператор должен учитывать высоту установки камеры, ведь этот фактор формирует отношение зрителей к зафиксированным объектам. Линия горизонта на снимке играет очень важную роль при управлении композицией, например:

  • Объект выглядит более значительным, если линия горизонта проходит ниже персонажа
  • Низкое расположение объектива позволяет скрыть детали на полу, а внимание зрителя будет невольно концентрироваться на вертикальных объектах
  • Высокое расположение камеры позволяет сконцентрировать внимание на плоских объектах

Лучше всего выстроить композицию так, чтобы линия горизонта не проходила через середину кадра. Если оператор стремится к тому, чтобы придать кадру ощущение простора, то размещать линию горизонта следует ниже середины кадра. Если же во время съемки возникают трудности с построением экспозиции и настройками контрастности, то лучше всего выбрать расположение линии горизонта в верхней части кадра.

Особенности процесса фотосъемки

При построении композиции очень важно заранее определиться с особенностями кадра. Очень важно решить, что желает увидеть оператор в конечном итоге. Исходя из поставленных задач оператор может установить камеру и выбрать необходимый угол объектива. Существует ряд стандартных положений, которые задаются оператором при умелом построении композиции:

  • Акцентирование внимания на главном объекте (персонаже)
  • Предоставление зрителю дополнительной информации о персонаже
  • Демонстрация другого кадра, отличающегося по размеру
  • Подчеркивание значимости главного персонажа на экране
  • Изменение угла съемки (размеров кадра) для невидимой склейки кадров при монтаже
  • Изменение внутреннего пространства кадра на экране
  • Налаживание соотношения между дневным и студийным освещением

При построении композиции кадра не бывает мелочей, поэтому оператор обязан учитывать все детали, начиная с освещения и заканчивая расположением объекта в кадре. И помните, что управление композицией требует творческого подхода!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]