Естественное освещение в фотографии
Виды освещения в фотографии
Из всех органов чувств человека только зрение даёт возможность получить наибольшее количество сведений об окружающем мире. И процесс этот происходит благодаря лучам света, отражённым от объектов, находящихся вокруг нас. Именно свет и тень являются главными изобразительными средствами как фотографа, так и видеографа — управлять светотеневыми эффектами, определять направление световых лучей, регулировать их интенсивность, создавать систему контрастов и выбирать общую тональность кадра — главная задача профессионального фотографа или видеооператора. Все перечисленные компоненты светового решения являются неотъемлемой частью композиции кадра. Не зря кино и фото искусство называют искусством светотени.
Работая на натуре, и фотографы и видеооператоры в большинстве случаев используют естественное освещение, корректируя его направление и силу при помощи отражателей, а в закрытых помещениях (фото или кино студиях) применяются искусственные источники света, которыми освещается объект, пространство вокруг объекта и фон, на котором происходит действие. В зависимости от назначения можно выделить следующие источники:
1. рисующий свет;
2. заполняющий свет;
3. моделирующий свет;
4. контровой (контурный) свет;
5. фоновой свет.
Соответственно определению источников света, необходимо разобраться, как и для чего используется освещение в фото и видео съёмке.
Рисующий свет — «направленный поток световых лучей, которым создаётся основа эффекта освещения, обрисовывается объёмная форма фигур, рельефов и пространства объекта съёмки, производится раскладка светотени — тональных масс» (Л.П. Дыко, А.Д. Головня «Фотокомпозиция»). Рисующий свет считается основным видом света, так как позволяет при использовании получить светотеневой рисунок с богатой градацией теней. Для этого рекомендуется располагать источник рисующего света под углом к оптической оси объектива и выше точки съёмки. В этом случае Вы получите пластическое изображение с ярко выраженными объёмами и фактурами фигур и предметов.
Пример использования рисующего света
Заполняющий свет — поток света, направленный от точки съёмки вдоль оптической оси объектива и подсвечивающий участки, на которые не ложится рисующий свет.
Контраст изображения, и как следствие, светотональное решение кадра напрямую зависят от интенсивности заполняющего света. В случае, если заполняющий свет является основным и работает без рисующего источника, он формирует общий характер изображения и называется тональным. Тональное световое решение часто наблюдается в природе — пасмурная погода, при которой на объектах съёмки наблюдается практически полное отсутствие теней. Контраст изображения в этом случае минимален, свет и тени не являются фактором эмоционального воздействия, при этом возможность решить сцену в светлой или тёмной тональности существует при определённых условиях — свето- и цвето тональные качества самих объектов преобладают.
Пример использования заполняющего света. На фотографии преобладают цветотональные качества объектов
Контровой (контурный) свет — создаётся источником, расположенным за объектом съёмки напротив камеры и направлен в сторону объектива для придания объекту живописности и хорошей прорисовки пространства за счёт создания на объекте светлой окантовки.
Пример использования контрового (контурного) света
Фоновой свет — световой луч, направленный на фон. Положение и интенсивность фонового света зависят от характера интерьера и основного замысла видеооператора.
Пример использования фонового света (в совокупности рисующий + заполняющий)
Моделирующий свет — световой поток, направленный на деталь объекта, изобразительное значение которой необходимо выявить и подчеркнуть.
Взаимодействие всех световых потоков, равно как и количество осветительных приборов в каждой конкретной световой схеме могут изменяться в практически бесконечном количестве вариантов, зависящих как от художественного замысла, так и от характера объектов, пространства и интерьера снимаемой сцены. При этом в расстановке осветительных приборов нельзя забывать о вертикальной плоскости: свет на объект съёмки может падать как сверху, так и снизу.
Статьи по теме:
Естественное освещение в фотографии
Сегодня мы хотим вам рассказать о том, как фотографировать на улице (природе, в парке, в поле, на открытом воздухе) при естественном освещении.
В каждом достойном снимке можно выявить как минимум три компонента, три составляющих: свет, тему и композицию. Главное, естественно, свет. Не будет света — не будет и фотографии. Тем фотографам, которые предпочитают снимать на улице, очень важно изучать и хорошо знать солнце. Нужно уметь определять его цвет, направление его движения, количество света, которое оно излучает, учитывать постоянное изменение угла, под которым этот свет падает.
Направление и угол света
Еще из школьного курса физики нам известно, что свет распространяется по прямой линии. Форма, тон, тень возникающие при этом, контролируются исключительно освещенностью. Известно так же, что направление света пропорционально движению его источника. В нашем случае — солнца.
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: Carlos Gotay / 500px.com
Фото: Anthony Teng / 500px.com
Фото: Nataly / 1x.com
Подсветка объекта съемки
Несомненно, каждый уважающий себя фотограф мечтает об освещении под углом к снимаемому объекту. Если суметь правильно направить свет, можно достичь удивительных результатов. Для этого хорошо использовать различные отражатели. Так же можно порекомендовать так называемую трансиллюминацию – пропустить свет через какой-нибудь полупрозрачный предмет. Например, через листья деревьев или волосы модели. Такое освещение будет казаться сказочным.
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: zdravc69 / 1x.com
Фото: Teerayut Chaisarn / 1x.com
Свет из окна
Прекрасным источником света может стать обыкновенное окно. Количество света, которое оно пропускает через себя, легко контролировать и регулировать. Просто зашториваете или открываете его, настолько, насколько вам нужно — и всё. Окно дает очень большое количество света. К тому же свет из окна сохраняет естественные и правильные соотношения между темными и светлыми областями снимка.
Фото: Alina Mayboroda / 500px.com
Фото: Maris Ojasuu / 500px.com
Фото: Kruno / 1x.com
Фото: GMB Akash / Flickr
Свет в моменты различного состояния природы
Огромные возможности даёт съёмка рано утром или поздно вечером. При работе в таких условиях вы почувствуете связь между освещением и тем, что вы хотите снять, на чем хотите акцентировать внимание зрителя Например, снятый пасмурным и туманным утром пейзаж, освещённый пронизывающими облака лучами солнца, будет необыкновенно красив.
Съемка природы в различных её состояниях – это бездонный колодец идей и возможностей для наблюдательного фотографа.
Фото: Leszek Bujnowski / 500px.com
Фото: Moraa lubis / 1x.com
Фото: Roeselien Raimond / 1x.com
Фото: Theo peekstok / 1x.com
Тень в фотографии
Тень невозможна без света, и наоборот – нет света без тени. Зная природу тени, вы можете со временем научиться ей управлять, причем управлять эффектно. Тень подчинится вам, и будет ложиться туда, куда вы ей прикажете. Это особое умение. С помощью тени можно даже строить композицию кадра, выражать эмоции и настроение. Например, глубокими тенями можно подчеркнуть трагичность ситуации, а легкими и прозрачными тенями показать нежность ребенка или невесты.
Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com
Фото: Brizadly Arifin / 1x.com
Фото: Andre du Plessis / 1x.com
Фото: Sina Rahmati / 1x.com
Силуэт
Очень интересно снимать силуэты. У многих фотографов такие съемки наверняка были самым первым трюком. Специалисты утверждают, что история силуэта началась еще в 18 веке. Что такое силуэт? Это подсветка предметов на ярком светлом фоне. Силуэт человека, да и не только человека в кадре создает весьма эффектное настроение.
Искусственное и естественное освещение в фотографии
Вообще существует всего два основных способа создания искусственного освещения: это внешняя вспышка и студийное оборудование импульсного света (в профессиональном кругу — строба). Свет — это основа всей фотографии, именно с помощью него наш глаз способен воспринимать различные цвета и контуры снимаемого объекта.
Его легко можно сравнить с писателем, который старательно вырисовывает очертания нового рассказа. Свет можно использовать в роли сюжета фотографии, а также можно добиться его абсолютной естественности. В обоих вариантах довольно затруднительно достичь желаемого результата, но после прочтения этой статьи, вы с легкостью будете создавать естественное освещение внешней вспышкой и другими предметами искусственного освещения.
За последнее время область освещения пережила кардинальный переворот. Вся техника стала намного легче и мобильнее, современные фотографы творчески подходят к вопросу постановки света и творят настоящие чудеса, которые были неведомы прошлому поколению людей.
Если говорить про искусственное освещение в фотографии, то очень часто фотографу не удается найти ту самую «золотую» середину. Фотография представленная выше очень хорошо доказывает это факт. Красивая девочка, дорогая яхта, голубое небо — все это теряет свой смысл, когда свет сам по себе и есть действующее лицо снимка.
Вся проблема заключается в том, что естественное освещение неконтролируемо по своей природе. Нам нужны облака, которые отлично играют роль софтбокса, но на зло нам весь день ярко светит солнце. Внутри помещения та же ситуация, нам нужно окошко средних размеров, которое способно осветить всю комнату, но либо такого окошка нет, и вместо него есть только настольная лампа, либо окошка есть, но солнце не идет нам на встречу и прячется за густыми облаками. Но это никогда не снимало обязанность фотографа предоставить доброкачественный материал заказчику. Именно поэтому необходимо уметь воссоздавать естественное освещение специальными средствами искусственной светоподачи.
Безусловно солнечный свет является естественным, и его очень сложно скопировать, но сложно не значит невозможно.
Факторы влияющие на мягкость света
Солнце не способно выдавать мягкий свет — это факт. Но просматривая простые глянцевые журналы, мы видим, что фотографии в стиле Life Style не имеют резкой контрастности. Существует три основных факторы, влияющих на мягкость света.
Мягкий свет рождается из отражения света от окружающих объектов. Внутри помещения он отражается от стен, потолка и пола, и если все это будет преобладать в белом цвете, по сути вы будете находится в пространстве наполненным мягким светом.
При создании этого снимка у фотографа был только один источник света — окно, но свет мягкий, потому что стены и потолок этого помещения были окрашены в яркие цвета.
У естественного света есть одна особенность — он всегда равномерно распределяется во всех направлениях. Строба или внешняя вспышка способны ориентировать испускаемый свет только в одном направлении. Большинство остальных источников искусственного света распространяют свет более плавно и ровно и по всему окружению. Если использовать такую светотехнику в помещении со светлыми стенами, добиться желаемого эффекта будет легко и просто.
Чаще всего в помещении присутствует несколько источников света, попробуйте объединить их. Например, полностью раздвиньте шторы у окна и включите настольную лампу. Поэкспериментируйте и найдите свое освещение.
Искусственные источники света должны ближе располагаться к снимаемому объекту по сравнению с естественными. Любой начинающий фотограф сразу должен знать одно правило, чем дальше источник света расположен от объекта, тем жестче становится свет и жестче тени. Но и тут есть обратная сторона медали, чем дальше источник света, тем большую площадь он способен осветить.
Выше показана графический вариант закона обратных квадратов. Нижние цифры обозначают расстояние в метрах, а цифры с процентным соотношением означают уровень освещенности фотографируемого объекта. Стоит взять во внимание, что на расстоянии от одного до двух метров интенсивность света уменьшается на 75%, а от четырех до десяти метров лишь на 5%.
Естественное освещение и экспозиция
Все факторы, которые я перечислил выше имеют влияние не только на мягкость света, но и на общую экспозицию кадра. При использовании внешней вспышки или другого оборудования искусственного света нами движет желание выделить главный объект съемки, что невозможно при наличии только естественного освещения.
Оба снимка имеют отличное освещение, но снимок справа получился более естественным, потому что на нем свет лежит равномерно, когда на снимке слева присутствует сильный контраст между светлым снимаемым объектом и темным фоном.
Естественное освещение на улице
Полностью изучив естественное освещение в фотографии и все его особенности, можно плавно переходить к разговору об использовании искусственного освещения. Для уличной фотосъемки рекомендуется использовать оборудование выдающее мягкий свет, лично я предпочитаю 36-ти дюмовый зонт и внешнюю вспышку. Такая комбинация придает фотографии наиболее естественное освещение.
Портретная фотосъемка на локэйшене
Давай взглянем на два одинаковых снимка. Они оба мне нравятся, но они сильно отличаются по уровню своего освещения. Освещение на второй фотографии выглядит натуральнее, чем на первой.
Этот снимок выглядит довольно хорошо, но из за неправильного построения света, кадр выглядит довольно резким и неестественным. Также девушка и задний фон очень сильно отличается в уровне освещенности, что также не есть хорошо. Пересмотрев структуру подачи света, я получил совсем другой результат:
Этот кадр вышел куда удачнее своего предшественника. Кому-то, конечно, больше понравится первый вариант, но никто не станет спорить, что второй снимок выглядит гораздо естественнее, в чем и заключается главная задача этой статьи. Возможно получается немного скучновато, тогда советую скачать Arash Helena One day слушать бесплатно и продолжить читать столь увлекательную статью в хорошем настроении!
Также можете попробовать «поиграть» с выдержкой. При маленькой выдержке, сильно освещенный передний объект так и останется переосвещенным, но если выставить выдержку подлиннее, то объект хорошо осветится от внешней вспышки, а задний фон станет ярче из-за большего попадания света на матрицу фотоаппарата. Таким образом можно сровнять уровень освещения фотографии.
Естественность света в помещении
Фотосъемка внутри помещения может оказаться немного сложнее. Все связано с малым количеством поступления естественного света. Также существует проблема цветовой температуры, в условиях домашнего освещения баланс белого будет очень требователен к вам, вам придется перепробовать кучу различных настроек, чтобы найти адекватный вариант цветопередачи на снимок.
Но все эти проблемы легко решаются с помощью простой внешней вспышки. Направляем ее в потолок (желательно чтобы потолок был белого цвета) и щелкаем на затвор — мягкость и естественность освещения вашей фотографии обеспечена. В дополнение ко всему можете попробовать открыть окно (самый частый источник естественного света в помещении), после чего продолжить поиски наиболее пригодного для вас варианта снимка.
Вот хороший пример правильного комбинирования внешней вспышки и небольшого окошка. Свет довольно плавно и равномерно расположился по всем участкам фотографии.
Подведем итоги
Эта статья подходит к своему логическому концу, поэтому давайте еще раз быстренько пробежимся по основным правилам создания естественного освещения на фотографии.
1. При фотосъемке на улице почти незаметно смягчайте освещение, иначе вы можете получить резкий и неестественный кадр. При выборе локэйшена уделяйте особое внимание тому, чтобы направленность естественного света была не видна. Лучше всего расположить модель в тень, куда прямые солнечные лучи не попадают.
2. Особенно важно в уличной фотосъемке умение сбалансировать естественный и искусственный свет. Когда вы фотографируете модель, стоящую прямо перед вами, не забывайте про задний фон — он тоже должен быть хорошо освещен. Самый просто способ получения равномерно освещенного кадра — это использование средних выдержки. Модель будет освещена за счет фотовспышки, а задний фон за счет выдержки.
3. Производя фотосъемку внутри помещения не забывайте наполнять светом всю комнату. Также не стоит забывать о главной ценности стен, потолка и пола — они отлично играют роль естественного светоотражателя. Задействуя их, вы получите идеально мягкий и равномерно освещенный кадр.
Естественный свет в фотографии.
Нашел в Национальном музее неизвестный труд белорусского художника — «Маяк в солнечном Полесье». На нём автор попытался изобразить схему движения солнца в летний день.
Сразу попытаюсь выделить какие варианты света можно получить :
-Жесткий, чаще всего фронтальный или боковой — когда солнце светит с соответствующего направления на модель. (чаще всего цифра 2)
-Контровой — солнце светит за моделью. От таких фото все кончают, если вы не знали 🙂 (В любое время суток, но оптимально утром или вечером цифры 1 и 3)
-Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками. (облака слева и справа от цифры 2)
-Мягкий рассеянный свет — объект съемки в тени от здания или дерева.
Наверное что-то еще, но писать буду про пункты изложенные выше 🙂
Самое лучшее время для съемки в летний день — вторая половина дня, примерно после 16-00. Это оптимально, но совсем не значит, что в другое время дня не могут получится шедевры хорошие кадры.
Мой самый любимый, ненаглядный, сладкий и божественный контровой свет :
А еще можно специально или не специально ловить зайчиков.
На фото контровой свет легко узнать по характерному ореолу вдоль контура, особенно хорошо он просматривается на волосах.
Контровой удобен тем, что позволяет получать равномерный свет на объекте, и, что самое главное — не слепить человека в процессе съемки(по-крайней мере не так сильно). Для такой съемки желательно наличие бленды.
Жесткий свет для меня как единорог в Атлантиде — использую крайне редко, не лежит душа, хоть ты тресни 🙂
Ему характерны : глубокие тени + контрастная, насыщенная картинка.
Зато можно получать интересные теневые рисунки :
Главный его недостаток — сильно слепит модель, поэтому, чаще всего, глаза открываем на три-четыре.
Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками. Тут всё просто — в любое время дня солнце может уйти за облака. На всех летних свадебных съемках, прогулка, чаще всего, выпадает на самое неподходящее время — с 12 до 16 — солнце в зените, свет максимально жесткий и некомфортный. Все фотографы совершают обряд вызова облаков рады облакам в такое время 🙂
И, почти тоже самое, когда модель располагаем в тени :
Леру уже посмотрели 2 раза 🙂
Тень очень легко найти, стоит посмотреть на землю : в точке X — света больше, он более контрастный и насыщенный, в точке Y — уже тень — свет там гораздо мягче.
Во второй части постараюсь рассказать про использование отражателей и рассеивателей. Продолжение следует .
Хороший свет и умение его использовать — залог классных кадров и вот такого настроения :
— я в интернете
9 типов освещения
Данная статья написана фотографом Джимом М. Гольдштейном. Вы можете прочитать о нем больше в конце статьи.
В моей предыдущей статье «Получите лучшее от плохой погоды – 6 задач для фотографа» я отметил, что фотография полностью зависит от освещения. Звучит довольно просто, конечно, но на самом деле фотографы склонны фокусироваться скорее на объекте, чем на свете. Я имею в виду, что когда мы видим что-нибудь необычное и интересное, мы начинаем снимать, даже если освещение и итоговое экспонирование видоизменяют объект. Освещение может улучшить или испортить изображение, и в зависимости от этого кадр будет восприниматься или как любительский, или как настоящая фотография.
Так же как умение находить и видеть объект, выбор освещения необходим для создания ярких фотографий. «Золотой час» всегда считался идеальным временем для съемки, но кадры с ярким и драматичным освещением можно сделать и в другое время. Учитесь видеть интересный свет и различные его вариации.
Боковое освещение
Как нетрудно догадаться, боковое освещение – это когда свет падает сбоку. Оно обычно обеспечивает прекрасный контраст, создает длинные тени и придает фотографии ощущение глубины. Этот тип освещения может создать драматический эффект при съемке архитектуры и портретов.
Контровое освещение
Контровое освещение возникает тогда, когда источник его расположен позади объекта и прямо напротив вас и вашей камеры. При помощи этого типа освещения легко создавать силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или пыль в воздухе, вы можете получить потрясающие эффекты освещения.
Подсветка по краям
Когда свет падает на объект под острым углом, он может создавать эффект подсветки по краям объекта. Этот тип освещения обеспечивает сильный контраст, который подчеркивает форму объекта. Его имеет смысл использовать при съемке макро, дикой природы, пейзажей и художественной ню фотографии.
Окружающий свет
Окружающий свет мягкий, не имеет четкого направления и часто отражается от одной поверхности на другую. Поскольку он непрямой, яркость объекта будет ниже, чем при других типах освещения. На самом деле он довольно обманчив, поскольку мы редко сознательно его воспринимаем. Большинство фотографов просто игнорируют его и ищут другие виды освещения. Окружающий свет хорошо подходит для различных фотографических жанров, в особенности, для съемки пейзажей.
Мягкий или рассеянный свет
Рассеянный свет ровный. Он снижает контраст и минимизирует тени. Хорошо подходит для портретов, макро и съемки природы.
Жесткий свет
Жесткий свет направлен прямо и часто может быть очень интенсивным в отношении яркости. Он формирует глубокие тени и высокий контраст. При съемке в условиях такого освещения существует вероятность получения «пересветов», так что нужно внимательно относиться к настройке экспозиции. Жесткий свет может стилистически применяться почти к каждому фотографическому жанру, но многие считают его не настолько привлекательным, как иные типы освещения.
Точечный свет
Точечный свет возникает тогда, когда вы фокусируете определенное количество света на определенной части вашего объекта или сцены. Он может формировать глубокие тени и высокий контраст. Способен привнести драматическую составляющую в снимок практически любого фотографического жанра.
Искусственное освещение
Самый тривиальный вид освещения – искусственный свет. Он может быть создан различными студийными осветительными приборами, а также встроенными или внешними вспышками. В фотографии мало направлений, где искусственный свет не мог бы быть успешно применен. Он обеспечивает фотографу гибкость и дополнительные творческие возможности. Если вам интересно узнать больше об искусственном освещении, посетите наш веб-сайт Strobist.
Различные комбинации освещения
И наконец, вам вполне может повстречаться комбинация нескольких или всех перечисленных типов освещения. Не существует правила, обязывающего вас работать только с одной формой освещения. Креативное освещение вашего объекта – неотъемлемая часть фотографического процесса.
Теперь, когда мы обозначили различные типы освещения, держите в голове эту информацию, когда будете смотреть на снимки, которые вам нравятся или когда отправитесь на новую съемку. Спросите себя, что за свет делает вид, на который вы смотрите или собираетесь снять, столь привлекательным? Изучайте и анализируйте освещение, и вскоре вы обнаружите, что это знание сказывается на вашей работе, сознательно и бессознательно.
Создание и/или нахождение правильного света поможет вам подчеркнуть особенности вашего объекта и создать изображения с большей силой воздействия на зрителя.
Эта статья была написана Джимом М. Гольдштейном. Пейзажные фотографии Джима, его снимки природы, обзоры путешествий и репортажные снимки можно посмотреть на его веб-сайте JMG-Galleries.com, и в блоге. Помимо этого, через подкаст Джима “EXIF and Beyond”вы можете ознакомиться с интервью фотографа и хрониками создания некоторых из его изображений.
Джим М. Гольдштейн профессиональный фотограф, в настоящее время проводящий фототуры и мастер-классы. Также он недавно издал электронную книгу «Четвертое измерение фотографии – Время», в которой обсуждаются многочисленные техники съемки на длинных выдержках. Последние работы и статьи Джима можно найти в его блоге и через подкаст “EXIF and Beyond”. Вы можете найти Джима в Google+ | Twitter | Facebook.
Автор статьи: Jim Goldstein
Да будет свет: освещение в фотографии
Известно, что любой удачный снимок можно разложить на несколько основных элементов. А именно: композицию, тему и свет. Последнее выступает главным компонентом в каждой фотографии. Как мы говорили в предыдущих статьях об искусстве фотографии, снимок – это и есть свет.
Естественный свет и освещение в фотографии – это самый сложный, но вместе с тем, самый вдохновляющий вид освещения. Вам необходимо постоянно следить за солнцем — оно должно быть в центре внимания. Направление движения, количество и качество света, непрерывно меняющийся угол – все это нужно учитывать.
Виды освещения в фотографии
Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:
Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.
Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.
Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.
Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.
Естественное освещение в фотографии
Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.
- Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
- Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
- Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
- Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
- Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
- Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
- Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.
Искусственное освещение в фотографии
Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).
Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.
К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы. Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.
Освещение для съемки в студии
Разные положения светового источника относительно вашей модели дадут кардинально отличающиеся эффекты при освещении объекта съемки:
- Прямой свет характеризуется высокой детализацией, но при этом скрадывает форму.
- Если слегка сместить источник света вправо, то черты лица модели тут же приобретают объем.
- Боковое освещение подсветит лишь половину головы модели.
- Хотите поставить лампу еще дальше? Пожалуйста – большая часть лица окажется в тени.
- Заднее освещение создает затемненный силуэт на фотографии.
Мы рассказали вам практически все об источниках света в фотографии, теперь вам остается лишь переварить информацию и с новыми знаниями устремиться оттачивать свои навыки. Если вы хотите работать со студийным освещением профессионально, то мы ждем вас на курсах фотографии в нашей Фотошколе.
Естественный свет в фотографии
Естественный свет в фотографии – это форма освещения, с которой все очень хорошо знакомы, но вы когда-нибудь действительно остановились на мгновение, чтобы подумать о том, какое влияние он оказывает на вашу фотографию и как вы можете использовать его в своих интересах?
Вы можете делать захватывающие снимки с использованием естественного света, но вам нужно знать, как правильно его использовать.
Разница между студийным светом или вспышками и естественным освещением – это возможности контроля над ними. Непредсказуемость природы характерная для естественного света заставляет нас находить способы обойти эти ограничения.
Лучшее время дня для фото на открытом воздухе
Вы, наверное, много читали, что не желательно фотографировать в полдень, потому что солнце яркое и дает жесткое прямое освещение. Фотография в такое время суток получится плоской и некрасивой как при использовании вспышки в лоб.
Несмотря на это утверждение, было бы позором не использовать это время суток для получения приличных фотографий, а если вы знаете, как обращаться со светом, это перестает быть проблемой.
Если
Утро и вечер предлагают самый мягкий свет, когда солнце ниже в небе и отбрасывает более мягкие тени; это как правило, лучшее время для фотографирования.
Утром к тому же можно захватить большую часть естественного света, когда солнце поднимается. Поскольку солнце поднимается под углом, присутствует множеством теней, создающих мягкий контраст и делающих неповторимые интересные текстуры.
Я не очень люблю рано просыпаться, поэтому большинство моих фотографий происходит вечером, если я работаю над чем-то еще днем. Вечер — это время, когда вы получаете возможность запечатлеть на фотографии фантастические закаты.
Когда у вас будет хорошая тема для фотосессии, мягкий вечерний свет существенно приукрасит сюжет, позволит создать действительно классные фотографии. Фотография внизу была снята вечером без прямого света от солнца, и из-за этого динамический диапазон значительно улучшился.
Угол света и местоположение
Теперь, когда мы определили лучшее время для съемки (когда солнце ниже в небе), вы столкнётесь с тремя основными вариантами выбора угла, при котором свет попадает на ваш объект.
Первым и наиболее очевидным является то, чтобы свет был близок к объекту.
На фотографии внизу солнце опустилось над моим правым плечом, и вы можете ясно видеть, как светлый вечерний свет заполнил лицо модели, вызывая теплое свечение. Поскольку солнце было достаточно низко в небе, нет никаких больших и неприятных теней под подбородком.
Фотография приятная, но есть и лучшие способы использования вечернего естественного освещения.
Я большой поклонник фотосъемки на улице вечером, когда вы можете поиграть с естественным светом, бликами в контровом свете, позволяющими получить действительно крутые снимки.
Эта фотография была сделана за час до предыдущей. Освещённость лица значительно зависела от естественного света, отбрасываемого косыми лучами солнца, все еще находящегося в небе, в то же время чтобы избежать недоэкспонированость лица модели использовался точечный замер экспозиции.
Эта фотография немного мягче, чем предыдущая, поскольку тени на лице более тонкие. Это обуславливает заполняющий фотографию контровый солнечный свет.
Ещё одним вариантом при съемке в естественном свете является боковое освещение, продемонстрированное на фотографии ниже.
Он имеет много применений, так как вы можете попросить вашу модель изменить позу таким образом, пока не будет достигнут необходимый угол падения вечернего света.
Боковой свет особенно эффективен на плоских и слегка не ровных поверхностях, таких как живот модели – это действительно помогает придать свету мягкое прикосновение.
Боковым освещением проще манипулировать, но также легче всего ошибиться.
Фотография ниже была бы очень хорошей, если бы не боковое освещение в области носа модели, дающее не красивую, острую тень на ее лице.
Естественный свет в помещении
Легко видеть, как использовать свет от солнца, но, когда вы находитесь дома, вам нужно использовать окружающий свет или свет от окна.
Это форма бокового освещения и сильно зависящая от расстояния до источника, которое позволяет легко манипулировать интенсивностью освещения.
Посмотрите на портрет, представленный ниже. Здесь одна сторона лица получает намного меньше света, и, поскольку автомобиль, в котором сделан снимок, был хорошо освещен, плечо рядом с лицом тоже хорошо освещено. Здесь модель находится близко к источнику бокового естественного света.
Если вы сравните эту фотографию с приведенной ниже, вы заметите, что объект на самом деле находится на расстоянии около полуметра от окна. Свет от него рассеивается в комнате, приводя к значительно более темной фотографии и более сильному контрасту между освещенной и не освещенной сторонами лица. Контраст же по правому углу открытого окна подчеркивает свет, проходящий через него.
Если вы фотографируете с естественным светом в помещении, то это в основном свет, который идет от окна, независимо от того, находится ли объект рядом с ним или нет.
Одной из причин, почему эти фотографии выглядят слишком мягкими, является то, что фотограф застрял на использовании более открытой диафрагмы, чем нужно, чтобы захватить достаточно света для хорошо прорисованной картинки.
Погода
Общей ошибкой в начинающих фотографов является мысль о том, что дождь или пасмурная погода не совсем благоприятное время для фотосъемки.
Это миф. С рассеянным солнечным светом намного легче работать, и оно позволяет создавать интересные фотографии.
Например, снимок ниже вызывающий такие чувства, как мрачность, холодность, неудовлетворенность и т. д. Это эмоции, которые намного сложнее получить на ярком солнце.
Сходство между цветом неба и морем в пасмурный день придает этой фотографии драматичности.
Всегда проверяйте прогноз погоды, когда планируете фотосессию, потому что, дождь, сопровождаемый ярким солнечным светом – прекрасное время для съемки пейзажей, в которых можно запечатлеть тени, отброшенные облаками.
Фотография ниже была бы скучноватой, если бы не динамические изменения в зелени, помогающие подчеркнуть ухабистую природу холмов.
Независимо от погоды, фотографии, сделанные вечером, когда зашло солнце, все начинают выглядеть необычно. Изменяется не только яркость и световые переходы, но и цвет.
Когда небо отражается от поверхности водной глади, цвет всей сцены начинает меняться, как показано на фотографии внизу, которая была снята в пасмурный вечер перед тем, как солнце опустилось.
Рассеивание света
Если вы оказываетесь в неблагоприятных условиях освещения, независимо от того, используете ли вы солнце или вспышку на своей камере, всегда старайтесь рассеять свет любыми возможными способами.
Есть множество способов сделать это:
Листья уменьшают количество света, достигающего вашего объекта, в то же время оставляя промежутки для прямого света.