Что такое поляризационный фильтр?
Для чего нужен поляризационный фильтр?
Артем Кашканов, 2015
Что такое поляризационный фильтр?
Суть действия фильтра состоит в поляризации света. Не буду в подробностях расписывать, что это такое, о физическом смысле этого являения можно прочесть, например, в Википедии или каком-то другом специализированном сайте, посвященному физическим явлениям. Если честно, я пытался разобраться в том, что там написано, но не смог — все, чему меня учили в Политехе на высшей математике и физике 15 лет было назад, было безнадежно забыто. Уверен, то же самое произошло и у 99% читателей, поэтому я расскажу простыми словами — что дает поляризационный фильтр?
Поляризационный фильтр убирает на фотографиях отраженный свет — солнечные блики, отражения от поверхностей, свечение неба из-за отражения солнечного света от кристалликов льда в атмосфере. В результате этого блестящие предметы выглядят как матовые, а небо в ясную погоду получается не голубым, а темно-синим.
Поляризационный фильтр можно поворачивать вокруг своей оси, при этом будет меняться характер эффекта поляризации. Посмотрите пример ниже и сравните, как выглядит небо, а как выглядит вода на этих снимках.
Отражение неба есть
Отражения неба нет, видно дно. Голубизна неба стала чуть потусклее.
Еще один пример необработанной в Photoshop фотографии с вечерним небом (по умолчанию у камеры была выставлена повышенная насыщенность цвета для пейзажа).
Немного неестественно, но красиво!
Если у вас еще нет поляризационного фильтра, возможно сейчас у вас начинает рождаться мысль — надо брать! Не спорю, что поляризационный фильтр — нужная вещь для съемки пейзажа. Но у него есть ряд особенностей, о которых нужно знать, чтобы не разочароваться в покупке.
Покупайте круговой поляризатор
Поляризация бывает линейной и круговой, соответственно, поляризационные фильтры тоже делятся на две группы — линейные и круговые. По внешнему виду их отличить невозможно — и тот и другой имеет вращающуюся часть, внешнее различие лишь в маркировке. У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто группа C (например, CIR-PL или C-PL). Если такого обозначения нет, то поляризатор линейный. Он будет точно так же затенять небо и убирать блики с воды, но с ним у зеркалки будет некорректно работать автофокус — фазовые датчики фокусировки будут давать сбой. С круговым поляризатором таких проблем не будет.
Покупайте поляризатор с просветляющим покрытием
Просветляющее покрытие устраняет эффект переотражения света от линз в оптической системе. Если просветляющего слоя нет, то возможно заметное помутнение картинки, если солнце будет попадать на объектив. Также у непросветленной оптики плохая бликоустойчивость. Если вы разжились объективом с красным или золотым колечком («топовая» оптика Canon и Nikon, соотвественно), не стоит навешивать на него китайский поляризатор за 600 рублей. Нижняя ценовая планка, с которой начинаются более-менее годные поляризационные фильтры сейчас лежит в районе 3000 рублей.
Какой производитель поляризаторов лучше?
У каждого производителя оптики есть свое деление на классы, поэтому данный вопрос некорректен. В принципе, можно брать фильтр любого производителя, если средняя цена на него выше обозначенной планки. Еще многое зависит от диаметра фильтра. Чем больше диаметр, тем дороже фильтр. У меня нет исчерпывающей информации по тому, какой фильтр выбрать за N рублей, а рекомендации «с потолка» давать не хочется. Я пользуюсь поляризатором HOYA CIR-PL HD 77mm, он меня полностью устраивает. Хотите проверенное лично мной решение, берите HOYA CIR-PL HD.
Для широкоугольного объектива покупайте фильтр с тонкой рамкой
Еще такие фильтры называются «slim». Они стоят чуть дороже, но их рамка не будет попадать в кадр при широкоугольном положении объектива. Если снимать с широкоугольником и навернутым на него фильтром со стандартной «широкой» рамкой, получится примерно так:
На «полнокадровых» 24 мм фильтр с широкой рамкой дает заметное виньетирование (затемнение углов)
Если у вас аппарат с матрицей APS-C (кроп 1.5 или 1.6), и объектив с широким углом на 15-16 мм, то у вас будет то же самое. На 18 миллиметрах заметного виньетирования от широкой рамки нет.
В принципе, это все основные рекомендации, касающиеся выбора и покупки поляризационного фильтра. Еще дам некоторые рекомендации по его использованию.
Поляризатор не всегда полезен
Если мы снимаем таким образом, что солнце у нас за спиной или, наоборот, светит нам в лицо, практически никакого видимого эффекта от поляризационного фильтра не будет.
Поляризатор работает только в том случае, когда мы стоим к солнцу боком. Но из-за этого регулярно возникает яркостный «перекос» неба — с одной стороны оно будет ощутимо темне, чем с другой.
В правой части небо гораздо темнее, чем с левой
Еще забавно получается, когда в центре кадра «поляризационная дыра», а по краям — естественное виньетирование объектива (затененные уголки снимка).
В небе будто два светлых «горба»
Все эти вещи скорее портят фотографии, чем делают их выразительными, поэтому старайтесь избавляться от виньетирования, прикрывая диафрагму до 8. Еще виньетирование легко правится в Lightroom, если он «знает» профиль вашего объектива (если не знает — чуть посложнее).
Что касается «поляризационной дыры в небе», см. следующую рекомендацию.
Не злоупотребляйте сверхшироким углом!
На 24 мм яркостный перекос неба будет весьма ощутимым (см. предыдущее фото), не говоря уже про меньшие фокусные расстояния. Но если подвинуть зум примерно до 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте), то небо будет более «ровным».
Здесь все более-менее нормально! Объектив в среднем положении зума не виньетирует, поляризатор не «выгрызает» дыру в небе
Поляризатор можно комбинировать с градиентным фильтром
Градиентный фильтр — это стеклышко, разделенное на две половины — прозрачную и затемненную. Подробнее о нем можно почитать в этой статье. Тогда можно получать практически фантастические картины безо всякого Фотошопа.
Помните, что два фильтра усиливают виньетирование на широком угле. Увеличивайте фокусное расстояние, чтобы рамка фильтра не попала в кадр.
И еще — не скручивайте фильтры друг с другом плотно! Из-за насечек на краю кольца фильтры легко цепляются друг за друга и развинтить их потом будет стоить немалого труда (учитывая, что и тот и другой имеют подвижные части, которые будут прокручиваться при попытке развинтить собранную вами конструкцию).
Поляризатор можно комбинировать с другим поляризатором
При этом получится имитация серого фильтра переменной плотности — по идее, удобная вещь для съемки днем со сверхдлинной выдержкой. Вращая фильтры друг относительно друга можно добиться практически нулевого светопропускания. Однако, возможны и побочные эффекты — снижение бликоустойчивости, искажение цветов. Не говоря о том, что автофокус ни за что не пробьет такую «броню» и придется фокусироваться до надевания фильтра на объектив.
Закатное солнце при съемке через два поляризатора неожиданно для всех посинело и дало огромные красные блики
Этот пример был сделан и приведен из соображений «а что будет если». Если честно, плохо представляю себе практическую ценность этого решения, но, возможно, кто-то разовьет данную мысль во что-то интересное 🙂
Эффект затененного неба можно легко сделать в Lightroom безо всякого поляризатора!
Открываем фото и раздел «Коррекция»
Делаем следующие вещи:
1. Открываем фотографию и выбираем вкладку «Коррекция»
2. Листаем инструменты вниз до раздела «HSL/Цвет/Градации серого»
3. Выбираем настройку «Светлота» (1)
4. Кликаем мышкой по малозаметному кружочку (2). Курсор мыши меняет форму со стрелочки на перекрестие и кружок со стрелочками чуть ниже.
5. Наводим курсор на небо, там где оно без облаков (3), цепляем его мышкой и тянем вниз. При этом небо будет темнеть как будто фотография сделана с поляризатором.
Можно попробовать другие инструменты раздела «HSL/Цвет/Градации серого», например, «Оттенок». Для отмены действия используйте комбинацию клавиш Ctrl+Z.
На этом я и закончу. Относительно того, нужен ли вам поляризатор, отвечу фразой из известной песни — «думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь» 🙂
Поляризационный светофильтр
Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет. Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.
Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.
Поляризационный фильтр можно накручивать на защитный фильтр. На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить виньетирование по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.
Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива, нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.
Некоторые особенности:
-
Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.
Дно моря с разным положением PL-CIR фильтра
Разные цвета при разном положении поляризационного фильтра
Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.
Длинная выдержка. При использовании поляризационного фильтра можно заметно увеличить выдержку, что может послужить, например, для эффекта плавности воды на фотографиях.
Цвет травы и листьев при использовании поляризационного фильтра в яркий солнечный день
Прозрачность воды за счет фильтрации фильтром бликов воды
Работу поляризационного фильтра легко увидеть используя обычный монитор компьютера. Свет дисплея всегда поляризован в определенной плоскости, а с помощью поляризационного фильтра его легко убрать как показано на примере ниже:
Пример работы поляризационного светофильтра
Сами поляризационные светофильтры бывают двух типов — с линейной и круговой поляризацией. В общем случае фильтры с круговой поляризацией лучше. Не хочу повторяться, про это уже написано много раз, например здесь.
Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.
Выводы:
Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.
В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Что такое поляризационный фильтр для объектива
Одним из важных аксессуаров фотографа-пейзажиста обязательно должен быть поляризационный фильтр для объектива. Насчет его использования часто спорят фотографы на разных тематических форумах. По мнению некоторых, любое дополнительное стекло, накрученное на объектив, вносит корректуры в работу системы линз. Большинство же считают, что поляризационный фильтр незаменим для пейзажиста. Разберемся подробнее, что же такое поляризационный фильтр для объектива и зачем он нужен.
Что такое поляризация света
Чтобы понять, почему один из самых популярных светофильтров имеет такое название, необходимо разобраться с понятием поляризации. Но так как мы находимся не на сайте для начинающих физиков, то рассмотрим вопрос поляризации с практической точки зрения.
Свет – это волна, нам данный факт известен со школы. При своем распространении в пространстве волна ведет себя по-разному, так как ее распространение происходит не в однородной массе. Свет имеет свойство неоднократно переотражаться, поэтому мы видим некоторые поверхности с заметными искажениями. Например, всем известные блики. Кажется, что их устранить невозможно без перекрытия света, от которого они образуются. Однако это не так. Если говорить об атмосфере, то здесь все еще печальнее из-за взвешенных в воздухе частиц. Они отражают свет масштабно, из-за чего голубое небо мы часто видим вовсе не таким.
Поляризатор может пропускать через себя свет частично. Например, только вертикально или горизонтально ориентированный, тем самым отсеивая часть света и проявляя детали, которые были скрыты этим отсеянным спектром.
На этом рассмотрение физической стороны вопроса окончено, переходим к практической части.
Маркировка поляризационного фильтра
На рынке фототехники представлено немало различных решений. Все они выглядят практически одинаково. Разница заключается в маркировке и, конечно, надписях на упаковке. Вам помогут в магазине при выборе, но лучше знать о поляризационных фильтрах заранее, до покупки. Так появляется больше шансов понять, что говорит продавец, и избежать возможного обмана.
На фотографии представлена упаковка типичного кругового поляризационного фильтра, на которой имеются надписи и пример работы. Здесь все более, чем понятно. Если же обратить внимание только на надписи, нанесенные на внешней стороне, то довольно сложно понять какой перед нами образец.
Рассматривая поляризационный фильтр вне упаковки, мы должны найти такие маркировки, как CPL, C-PL, PL-C. Вместо буквы C можно встретить CIR, что в любом случае говорит о его круговом типе. Линейный тип сегодня трудно найти в продаже.
Когда применять поляризационный фильтр
Использовать поляризатор для объектива не так просто для первого раза. Нюансов, когда лучше отказаться от его использования, тоже достаточно. Первое использования, без предварительного ознакомления с особенностями, может привести к печальному результату. Первая проблема – это отсутствие эффекта при съемке по направлению света солнца или против него. Наибольшую пользу поляризатор приносит, когда съемка происходит под углом 90 градусов по отношению к солнцу.
Вторая практическая проблема – неполное заполнение кадра при использовании широкоугольной оптики для фотокамер. Так использование 18-миллиметрового объектива приведет к неравномерности покрытия применения поляризатора. Если одна сторона кадра, условно, приходится на желательные 90 градусов к солнцу, то другая сторона будет приходиться на невыгодные углы, где работа любого поляризатора сведется к нулю. На практике – объемное эффектное небо одного цвета в одной части изображения и менее выразительное небо в другой части, при этом имеющее иной оттенок.
Использование широкого угла нежелательно еще и по другой причине. Любой светофильтр вносит конструктивные изменения за счет своей толщины. Поляризатор удлиняет конец объектива, отодвигая его на добрые 3-4 миллиметра. Широкоугольная оптика мгновенного реагирует на подобные изменения виньетированием. Часто в таких случаях без редактирования виньетки при постобработке не обойтись, либо стоит отказаться от широкого угла в пользу более стандартных.
Использование поляризатора для объектива в условиях плохого освещения усугубит ситуацию. При надетом поляризационном фильтре общая пропускная способность объектива заметно уменьшается, примерно в два раза. Это стоит учитывать, так как повышение выдержки не всегда представляется возможным. Кроме того ухудшается фокусировка, делая периодические промахи. Вариант повышения светочувствительности не очень привлекателен из-за ухудшения качества изображения.
В перечисленных случаях лучше отказаться от использования поляризатора для объектива во избежание получения некачественного результата. В подобных ситуациях лучше потратить время на постобработку фотографий в редакторе в попытках повторить эффекты светофильтра без его применения, благо это более, чем возможно.
Все же некоторые особенности использования светофильтров повторить в фоторедакторах не удастся никогда. И если достижение определенного результата необходимо, то поляризационный фильтр для объектива рекомендуется использовать вопреки возможным ухудшениям качества. Такой целью может стать необходимость удаления бликов и отражений на фотографии. Съемка объекта за витриной, которого не видно в обычных условиях станет более доступной при надетом поляризаторе. Вид флоры и фауны подводного мира часто скрыт от взора как раз отблесками света на поверхности. Поляризатор выручит и в этой ситуации, сделав блики воды менее заметными. И подобного результата невозможно добиться с помощью фотошопа.
Поляризационный фильтр и широкий угол
Как уже говорилось, широкоугольная оптика не очень дружит с поляризационными фильтрами для объектива. Причиной является узкая область эффективности поляризации, а точнее определенный угол относительно солнца, при котором она наиболее эффективна. Это угол в 90 градусов. Но при использовании широкоугольной оптики для фотокамеры в пределах одного кадра угол относительно солнца значительно изменяется, ведь широкий угол в объективе может достигать 160-градусного обзора. В результате на небе заметна явная неравномерность обработки.
Здесь нет иного выхода, кроме производства фотографии более традиционными объективами, стандартного угла обзора.
Широкий угол также приводит к заметному виньетированию, ввиду попадания краев поляризационного фильтра в кадр. Способом борьбы с таким явлением может стать использование более тонкого варианта поляризатора для объектива, но его приобретение выйдет фотографу дороже. Более простым вариантом борьбы является, опять же, использование меньших углов.
Соотношение цена-качество
Поляризационный фильтр при использовании становится составной частью оптики. Если фотограф использует комплектный китовый объектив, или другой простой объектив иной марки, то в качестве пробы покупка поляризационного фильтра за 300-500 рублей может быть целесообразна. В других случаях стоит более внимательно относиться к выбору. Обилие фирм-производителей и ценового диапазона на рынке мешает новичку быстро сделать правильный выбор.
Стоит присмотреться к продукции следующих марок:
Данные производители хорошо зарекомендовали себя с точки зрения качества. Глупо, имея топовые объективы, портить качество конечного изображения надеванием еще одного стекла низкого качества. А так как топовые объективы, как правило, имеют большую диафрагму и большой радиус, то и светофильтры для них дешево стоить не могут. Так, хорошие поляризаторы для объектива будут стоить от 3000 рублей.
Если фотографии делаются для частного использования или выкладывания в социальные сети, то использование хорошей оптики и качественного поляризационного фильтра не так уж и необходимо. Но продвинутые любители и профессионалы, фотографирующие с целью продажи работ, понимают, что при 100% увеличении разница будет заметна невооруженным глазом.
Поляризационный фильтр для объектива является вспомогательным элементом большинства фотографов, которые хоть иногда фотографируют природу. Им известны все достоинства его использования. Узнать насколько полезен данный аксессуар можно только при его практическом использовании. Поэтому в той или иной ценовой категории он рекомендован к покупке каждому любителю. Даже самый простой поляризационный фильтр вызовет у фотографа положительные чувства от полученного результата. Далее каждый сам для себя решит, нужен ли он будет в повседневном использовании или же станет очередной покупкой, которая будет лежать в рюкзаке без дела так ни разу не надетая на объектив.
Что такое поляризационный фильтр?
Для большинства практических применений поляризационный фильтр изготавливают в виде двух стеклянных пластинок с находящейся между ними плёнкой. Поляроидная плёнка представляет из себя слой ацетилцеллюлозы, содержащий большое количество мелких кристаллов герапатита (иодистое соединение сернокислого хинина). Применяются также иодно-поливиниловые плёнки с одинаково ориентированными полимерными цепями. Идентичность ориентации кристаллов достигается с помощью электрического поля, а полимерные цепи ориентируют механическим растяжением. [1]
Применение в фотографии
Действие этих фильтров основано на эффекте поляризации электромагнитных волн, а также на эффектах вращения плоскости поляризации некоторыми веществами.
Светочувствительный материал в фотографии не сохраняет информации о плоскости поляризации падающих на него волн электромагнитного излучения.
- Поляризационный фильтр линейной поляризации (англ.Linear Polarizer , LP). Содержит один поляризатор, поворачивающийся в оправе. Его применение основывается на том, что часть света в окружающем нас мире поляризована. Частично поляризованы все лучи, неотвесно падающие отражённые от диэлектрических поверхностей. Частично поляризован свет, поступающий от неба и облаков. Поэтому, применяя поляризатор при съёмке, фотограф получает дополнительную возможность изменения яркости и контраста различных частей изображения. Например, результатом съёмки пейзажа в солнечный день с применением такого фильтра может получиться тёмное, густо-синее небо. При съёмке находящихся за стеклом объектов поляризатор позволяет избавиться от отражения фотографа в стекле.
- Для съёмки в условиях низкой освещённости выпускаются Low Light Polarizer, частично поляризующие свет и потому имеющие низкую кратность. При сложении двух таких фильтров перпендикулярно их плоскостями поляризации вместо полного гашения светового потока получается 2/3 величины потока.
- Фильтр с круговой поляризацией (англ.Circumpolar , CP). Помимо поляризатора, содержит так называемую «четвертьволновую пластинку», на выходе которой линейно-поляризованный свет приобретает круговую поляризацию. С точки зрения получаемого на снимке эффекта, круговой поляризатор ничем от линейного не отличается. Появление таких фильтров было продиктовано развитием элементов TTL автоматики фотоаппарата, которые, в отличие от фотоматериала, оказались зависимы от того, является ли попадающий на них через объектив свет поляризованным. В частности, линейно-поляризованный свет частично нарушает работу автоматики фазовой фокусировки в зеркальных фотоаппаратах и затрудняет экспозамер.
- Составные нейтральные фильтры. Если сложить вместе два поляризатора, то при совпадающих плоскостях поляризации такой фильтр имеет максимальное светопропускание (и эквивалентен нейтрально-серому фильтру 2x). При перпендикулярных же направлениях поляризации при идеальных поляризаторах фильтр полностью поглощает падающий на него цвет. Выбирая угол поворота, можно в очень широких пределах менять светопропускание такого фильтра.
- Составные цветные поляризационные фильтры. Они состоят из двух поляризующих фильтров, которые можно вращать, и между ними находится пластинка, поворачивающая плоскость поляризации света. Из-за того, что угол поворота зависит от длины волны, при каждом положении поляризаторов часть спектра проходит сквозь такую систему, а часть задерживается. Поворот же поляризаторов друг относительно друга приводит к изменению спектральной характеристики фильтра. Выпускаются, например, красно-зелёные фильтры [2]
- Электронно управляемые фильтры. Если в качестве второго поляризатора в конструкции составных фильтров используется жидкокристаллический элемент, это позволяет управлять свойствами фильтра непосредственно в процессе съёмки.
Что такое поляризационный фильтр и с чем его едят
Так что же все таки это за зверь? Как и обещал здесь не будет теории и уроков по физике из раздела «Оптика».
Нынче невозможно представить фотосъемку пейзажей без поляризационных фильтров. Чтобы ваши пейзажи без дополнительно обработки смотрелись сочными и четкими нужно использовать поляризационный фильтр.
Поляризационный фильтр — это фильтр состоящий из 2-х колец в одном из них находится специально обработанное стекло (поляризатор), вращая кольцо с поляризационным стеклом, вы можете настроить степень поляризации. Данный фильтр позволяет при съемке убирать блики от стекла или воды, задерживая в себе отражённые лучи. Так же фильтр позволяет получать более насыщенные снимки, на которых будут более прорисованы облака, более сочнее будет смотреться растительность, здесь, все как с водой, в воздухе содержаться частицы воды, которые отражают свет, отсюда на снимках без фильтра тусклое, далеко не всегда синее небо, и “невнятные” облака.
Типы поляризационных фильтров.
Существует два вида PL-фильтров по способу поляризации: линейный (PL) и циркулярный (CPL). Для большинства камер с ручной фокусировкой предназначены фильтры линейной поляризации, для автофокусных камер — используйте циркулярный (CPL) — фильтры. По цене CPL-фильтры немного дороже линейных. Но Циркулярные ни в каком случае не помещают автофокусу и экспонометрии камеры выполнить свою работу. Созданные для широкоугольников Wide-CPL-фильтры в узкой оправе предотвращают появление виньетирование (затемнения по углам кадра). Некоторые PL-фильтры защищены водоотталкивающим покрытием, не влияющим на работу фокусировочной и экспозиционной автоматики.
Использование поляризационного фильтра.
Просто накрутите фильтр нужного диаметра на объектив вашей фото/видеокамеры. Вращая кристалл в фильтре, выберите нужную степень поляризации, что позволит при съемке убирать блики от стекла или воды, а так же получить более насыщеное небо и более белые и пушистые облака. довольно слов, смотрим примеры.
Но и конечно же есть некоторые ограничения по использованию таких фильтров.
1) При вращении поляризационного фильтра нужно учесть, что ожидаемая зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. Поворот же на 180 градусов приведет изображение к начальному состоянию.
Например, если солнце точно над Вами, поляризационный эффект будет наблюдаться в диапазоне (ориентируемся по стрелкам наручных часов) от 12 до 6 «часов», а наихудшим образом он будет проявляться с 3 до 9 «часов» по циферблату. Попробовав на практике вы сразу все поймете.
2) Поляризационные фильтры ослабляют световой поток поступающий через объектив на матрицу камеры, поэтому часто необходимо увеличивать компенсацию экспозиции на 1-2 ступени.
Почему профессиональные фотографы, так любят поляризационный фильтр для объективов?
Рад приветствовать вас вновь, дорогой читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. Сегодня я вам расскажу секрет, как профессиональные фотографы получают насыщенные фотографии, когда у других они такими не получаются. Секрет в использовании маленького и абсолютно не дорогого аксессуара, при помощи которого и получаются шедевры.
Что это за такой аксессуар? Читайте статью до конца, и вы узнаете не только про вспомогательное приспособление, но и основные секреты его применения, о которых умалчивают профессионалы.
В одной из предыдущих статей был затронут поляризационный фильтр, причём о нем практически ничего не было сказано. Это было сделано специально, чтобы более дельно рассказать в отдельной статье. Сегодня я постараюсь исправить это недоразумение и внести ясность в этот вопрос. Итак, сегодня вы узнаете, что такое поляризационный фильтр, как его использовать и главные фишки, о которых мало кто знает.
Внешний вид и правильная установка
Как выгладит это чудо приспособление? Представляет он из себя небольшой стеклянный круг, со специальным нанесением, окантованный в алюминиевую рамку.
Фильтр вкручивается в переднюю часть объектива. И как правило имеет поворотное стекло. Это необходимо для правильной настройки и получения максимального эффекта. Они подходят практически для объективов всех типов, главное выбрать правильный диаметр.
Что касается цены на эти устройства? Она разная, в зависимости от диаметра. Размеры их, так же разные, в зависимости от линз. Чем больше размер, тем дороже его стоимость.
Зачем он нужен?
Применяют их для отсеивания прямых солнечных лучей, «уничтожения» бликов, избавление от отражения, поглощения или, наоборот, насыщение кадра дополнительными красками.
Очень часто поляризатор может быть полезным для улучшения качества кадра. Главная причина этого – природа естественного освещения.
Изначально свет перенасыщен оттенками, немного рассеян или же слишком жёсткий. Поляризатор исправляет эти проблемы, но использование фильтра вынуждает увеличивать выдержку при съёмке, так как дополнительный аксессуар пропускает меньшее количество света к матрице. Это, в свою очередь, заставляет фотографа использовать штатив, что не всегда удобно, ну очень эффективно, для получения шедевра.
Здесь также стоит отметить, что использовать фильтры можно со всеми существующими фотокамерами (кроме любительских мыльниц, конечно же). И Canon, и Nikon предоставляют отличную возможность закрепить дополнительный аксессуар на своих объективах.
Например, я использую этот фильтр постоянно, когда фотографирую днем, практически его не снимаю. Он у меня еще используется, как защита линзы объектива. В моей практике были случаи, когда у моих друзей случайно падал фотоаппарат, и фильтр спасал их объектив. Правда сам он в дребезги, за то объектив живехонький.
Первый поляризационный фильтр я покупал на Aliexpress, здесь . Очень неплохой и своих денег стоит. Мы можете поискать и по дешевле. Читайте отзывы каждого товара, это убережет вас от покупки некачественного товара!
Важно! Не используйте поляризатор, когда вы снимаете панораму, а также вечером и ночью.
Применение фильтров: самые простые советы
Полезным замечанием здесь будет такой факт: поляризационный фильтр используется только в тех случаях, если недостатки кадра не получится исправить во время пост-обработки кадра.
Осознание таких моментов, как правило, приходит с опытом. Поэтому можно, хотя, даже нужно начинать использовать фильтр как можно раньше. Так вы быстрее научитесь понимать, когда он нужен, а когда и без него получится шедевральный снимок. Но я вам скажу сразу, как только начнете пользоваться поляризатором, не захотите его снимать.
Одно из важнейших правил правильного использования – выбор правильного угла. Как говорилось в статье про широкоугольные объективы, эффективность поляризатора зависит от угла падения на него солнечных лучей. Для этого и нужно его крутить, чтобы поймать правильный угол.
Максимально продуктивным в таких случаях будет перпендикулярное к лучам направление «взгляда» камеры.
Для лучшего представления этого следует применить близкое к физике правило левой или правой руки. Большим пальцем здесь стоит указывать на солнце, а указательный выставить перпендикулярно к нему. Если вращать кисть руки, то указательный палец покажет нужное направление для поиска кадра.
Цветонасыщенность
Да, иногда именно поляризаторы позволяют добиться лучшей цветонасыщенности. Как это работает? Очень просто: прямые солнечные лучи приглушаются аксессуаром, позволяя рассеянному свету от предметов попадать на светочувствительный элемент. Часто это применяется для придания «сочности» кадрам.
Для примера показано изображение, где поляризатор, сделал фотографию более насыщенной. Не всегда, кстати, насыщенность будет так сильно варьироваться. Здесь всё зависит от угла падения солнечных лучей, как говорилось ранее. Если угол будет маленьким, то и эффект станет соответствующим.
Отражения и прозрачность
Рассматриваемый сегодня поляризатор наиболее часто применяется для наилучшего эффекта прозрачности на фотографии или ослабления ненужных отражений. Так, поляризаторы могут быть максимально полезными при отрисовке объектов, спрятавшихся под тонким слоем воды, или находящихся под каким-либо прозрачным материалом.
На этом изображении отчётливо видно, что фильтр убрал прямые солнечные лучи на поверхности воды. Они полностью закрывали основной объект съёмки. Поляризатор позволил избавиться от этого эффекта и прорисовал живность этого небольшого водоёма.
Важно! При работе с подводной живностью стоит быть особенно аккуратным: длинная выдержка может смазать движущуюся рыбку, поэтому старайтесь использовать короткую выдержку от 1/800 и короче.
И напоследок хочу сказать. Если вы новичок в фотографировании и вам интересна эта деятельность и хотите развиваться в ней. Хочу посоветовать, как советую своим близким друзьям, очень толковый видеокурс – Моя первая ЗЕРКАЛКА . Он очень поможет в ваших начинаниях. Плохого я не посоветую, уж поверьте!
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обожателей зеркальной фотокамеры CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обожателей зеркальной фотокамеры NIKON.
И конечно, берегите свою фотоаппаратуру, не забывайте про чистку объективов, каждый раз, когда чувствуете, что фотографии получаются менее качественными. Старайтесь держать объектив и тушку в чистоте. Для этих целей, я использую специальный карандаш и тряпочки для чистки , которые приобретал также на Алиекспресс. Качеством доволен.
Итак, я рассказал обо всех возможностях поляризационного фильтра, которыми пользуюсь лично. Надеюсь, вам понравилась статья, и вы теперь знаете намного больше о таком типе аксессуаров.
Рекомендую подписаться на мой блог, так как в будущем вас ждёт множество полезных и информативных статей. А главное я делюсь секретами, которыми пользуюсь сам и применяю на практике.
Поляризационный фильтр в интерьерной съемке
Самый частый ответ на вопрос зачем нужен поляризационный фильтр, звучит следующим образом — чтобы небо было насыщеннее, а облака были объемными, убрать отражение на воде. В принципе верно, но в профессиональной работе поляризационные фильтры используются гораздо шире, чем может подумать любитель фотографии.
Действительно, если опустить физику поляризации света, то ответ будет — убрать блики. И в данной статье я хотел бы показать способы применения поляризационных фильтров в интерьерной съемке.
© Алексей Довгуля
Прежде чем начать, хочу отметить, что поляризационные фильтры бывают с линейной и циркулярной (круговой) поляризацией. Фильтры с линейной поляризацией вы вряд ли встретите в магазине, так как с такой поляризацией у вас на камере будет врать экспозамер и фокус, однако, они широко используются в повседневных вещах (монитор или телевизор, очки и тд), а также применяются в предметной съемке, но об этом в следующий раз. Поэтому речь сегодня пойдет исключительно о циркулярных (круговых) поляризационных фильтрах.
Не важно, снимаете ли вы брекетингом, для дальнешей сборки HDR кадров, или же вы выстраиваете свет на локации, на мой взгляд использование поляризационных фильтров будет полезно в интерьерной съемке в любом случае.
Возьмем для примера несколько снимков-заготовок для последующей обработки
1 — С поляризационным фильтром с поляризацией бликов по вертикали
© Алексей Довгуля
2 — С поляризационным фильтром с поляризацией бликов по горизонтали
© Алексей Довгуля
3 — И вообще без фильтра
© Алексей Довгуля
Обратите внимание на телевизор в первом случае, на пол во втором случае, и на эти же элементы в третьем. Очевидно, что на фотографиях то присутствуют блики то нет, что в свою очередь влияет на объем и детализацию, и в последнем случае пришлось бы либо все вытаскивать масками, либо кистями в RAW конверторе. Однако если у нас есть заготовка где в одном случае блики в вертикальной плоскости, а вдругом случае в горизонтальной, то у нас есть возможность сложить их в Photoshop быстро и эффективно.
Складываем обе фотографии с поляризацией в стек (исходники можно скачать здесь):
И применяем к верхней режим наложения Darken:
И мы получаем изображение где поляризованные области на этих двух снимках проявились:
Теперь остается только подтереть те области, где поляризация не так уж и нужна, например, в тенях:
Возьмем еще два изображения с поляризацией
Горизонтальная поляризация © Алексей Довгуля Вертикальная поляризация © Алексей Довгуля
Обратите внимание на стрелочки: мы видим лишние отражения и синеющий пол. Вообще, синий пол, это довольно распространенная проблема, особенно в пасмурную погоду, когда цветовая температура начинает быть выше 6000К. К сожалению, в этом случае, сдвиг в конверторе в минус Blue, работет плохо, так как он начинает обесцвечивать проблемную область и выглядит все неестественно. И в случае отсутствия поляризационного фильтра приходится подкрашивать кистями в Photoshop.
Вот сравнение до после:
→ Скачать файлы с вертикальной и горизонтальной поляризацией для самостоятельной практики можно здесь.
Вот еще несколько примеров. Обратите внимание на пол, стены и блики. С фильтром изображение становится чистым и почти не требует доработки и окрашивания проблемных областей.
→ Скачать исходники этого примера для практики можно здесь
→ Скачать исходники этого примера для практики можно здесь
→ Скачать исходники этого примера для практики можно здесь
А теперь необходимо сказать пару слов о фильтре, которым я пользуюсь.
Для работы я использую линейку B+W XS-PRO KSM HTC-POL MRC NANO, у меня их целых 4 штуки на разные диаметры. Отличительной чертой данной линейки фильтров является очень качественное просветление, в следствие чего потеря света всего 1 стоп, что крайне мало.
© Алексей Довгуля
Для сравнения у обычного поляризационного фильтра количество света снижается на 3 стопа. В пропорции это можно представить так: без фильтра экспозиция с экспопарой F8, 1/160 сек, и ISO100, то с фильтром B+W XS-PRO KSM HTC-POL MRC NANO мне пришлось бы поставить ISO200, а при обычном поляризационном фильтре необходимо ставить минимум ISO800. Разница ощутимая, которая позволяет в случае хорошего просветления не выставлять рятельную выдержку или высокое ИСО.
Кроме того, в случае именно с интерьерной съемкой, обратите внимание при выборе фильтра на его толщину — толстый фильтр на широком угле будет давать ощутимое виньетирование. Поверьте, его вы потом не исправите обработкой.
© Алексей Довгуля
Не обошлось и без высоких технологий, специальное покрытие MRC nano позволяет калпям воды (пота и крови) скатываться с поверхности фильтра и почти не оставлять следов. Характеристики, базирующиеся на реальной нано-технологии (это вам не Сколково), обеспечивают еще более выраженный эффект образования «бисерных» капель воды на поверхности фильтра. Таким образом, очищать поверхность фильтра становится еще проще и быстрее.
Также гидрофобное покрытие предотвращает запотевание. Когда фильтр попадает из холода в тепло, образовавшийся на его поверхности конденсат исчезает гораздо быстрее.
© Алексей Довгуля
И в заключение, хороший фильтр не дешевое удовольствие, однако если вам надо работать, а не только облака снимать, то эти фильтры стоят своих денег. Именно по этой причине, у меня все диаметры объективов покрыты фильтрами этой линейки.