Базис по созданию красивых пейзажных фотографий
История пейзажной фотографии
Пейзажная фотография является самым первым видом фотографии, который стал доступен человеку. Все началось в 1826 году. Француз Жозеф Нисефор Ньепс долгое время экспериментировал с различными материалами в надежде получить фотографическое изображение.
Уже разочаровавшись в своих опытах, он в последний раз взял пластину из олова и покрыл ее тонким слоем асфальтовой смеси. Установив ее в камере – обскуре, установил свой аппарат на подоконник и направил его во двор.
Экспонирование длилось в течение всего дня и вечером, когда ученый вынул пластину, то заметил на ней темные и белые участки, сформировавшие изображение. Промыв пластину лавандовым маслом Ньепс получил первое в мире изображение пейзажа, полученное фотографическим способом.
Снимок 1. Снимок, сделанный Ньепсом в 1826 году
Эволюция пейзажной фотографии
С этого года начинается развитие пейзажной фотографии. Она получила широкое распространение как среди профессионалов, так и среди любителей. За это время были разработаны самые различные фотографические процессы, благодаря которым сегодня мы имеем возможность увидеть снимки, сделанные несколько веков назад.
Несмотря на то, что Ньепс стал пионером фотографии, первый практический метод фотографирования появился только после его смерти. Его разработчиком стал Луи-Жака Манде Дагера – ученик Ньепса.
Он изобрел дагеротипию. Дагеротипы – это небольшие четкие изображения на пластинах из серебра, которые обычно устанавливались в футляры в форме книги с отделкой из бархата.
Технология дагеротипии была довольно продолжительным процессом и крайне вредным для здоровья фотографа, так как при проявлении изображения фотографу приходилось работать с парами йода, а при закреплении – с парами ртути.
Кроме того, материал основы изображения отражал свет, что затрудняло просмотр изображения. Также данный способ не позволял производить тиражирование изображений. Тем не менее, несмотря на недостатки, этот способ просуществовал вплоть до 1840 года, когда разработали объектив с относительным отверстием 1:3,6.
Следующей технологией фотографического процесса в пейзажной фотографии стала калотипия. Ее изобретателем стал англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот. Именно его можно считать родоначальником фотографии в том виде, в котором она просуществовала до появления цифровых технологий.
Суть технологии калотипии заключалась в получении промежуточного негатива, с которого впоследствии можно было бы делать неограниченное количество копий. Снимки, полученные по данной технологии, отличались мягкостью рисунка, были слегка размыты по краям и напоминали рисунки, выполненные углем, поэтому данная технология особенно подходила для пейзажной фотографии.
Снимок 2. В калотипии использовался бумажный негатив. Изображение получалось мягким и идеально подходило для пейзажной фотографии.
Позднее появились и другие фотопроцессы, но применение мокроколлоидного способа, предложенного в 1850 году Фредериком Скоттом Арчером, позволило фотографии сделать большой рывок.
Снимок 3. Две пейзажные фотографии, сделанные Д. Гейлом, который одним из последних отказался от мокроколлоидного способа.
Несмотря на трудоемкость процесса, данная технология позволила перейти от мокрых пластинок к сухим, а затем в 1885 году к первым катушечным пленкам. С этого момента катушечные пленки прочно заняли свои позиции вплоть до 1982 года, кода фирма «Кодак» разработала светочувствительный плоский диск, на котором миниатюрные изображения располагались по окружности.
Катушечные пленки, впоследствии, стали обладать большей чувствительностью, меньшими форматами и возросло их качество. Пленка размером 35-мм стала универсальной как среди любителей, так и среди профессиональных фотографов. Этот формат просуществовал до появления цифровых технологий в фотографии. Хотя некоторые фотографы — профессионалы ее используют и в настоящее время.
Сила обработки в пейзажной фотографии
Графическая обработка фотографий имеет большое значение в создании красивых, ярких и контрастных фотографий. Графический редактор поможет сделать тусклые безжизненные снимки насыщенными и заметными. Разумеется, важно создать изначально удачный кадр, с точки зрения четкости и композиции, так что бы во время обработки нанести последние штрихи вашей фотокартине.
Фото: Bela Stehli
Обработка в пейзажной фотографии не всегда должна быть сложной, но всегда эффективной и уместной. Выше показан пример фотографии, которая в своем оригинальном виде выглядит не так эффектно, как после обработки. Во время обработки были проведены основные коррективы в цвете, контрасте и экспозиции.
Во времена пленочной фотографии у мастеров не было возможности улучшать свои снимки за счет постобработки. Единицы, имевшие доступ к сканерам и супер компьютерам могли позволить себе некоторые фотоманипуляции. Подобный метод требовал немалых вложений. По-настоящему доступной постобработка стала только после появления и популяризации цифровой фотографии.
Возможность обработки в пейзажной фотографии позволила легко решить такие проблемы:
- Какую пленку и ISO использовать?
- Какой фильтр применять?
- Как добиться идеальной экспозиции?
Для более качественных результатов при съемке стоит выбирать формат файлов RAW, так как в дальнейшем, при преобразовании форматов вы сможете провести некоторые настройки без ущерба для фотографии.
Обработка в пейзажной фотографии. Пример “До” и “После”
Благодаря тому, что данная фотография была снята в формате RAW, дальнейшая обработка не повлекла за собой каких-либо значительных ухудшений. Мастер добавил на снимок больше теплых тонов, и сделал кадр более контрастным и ярким.
Озеро Мэтисон и Южные Альпы на рассвете
Данный пример показывает, что благодаря обработке можно добиться совершенно разных результатов. Фотографии различны по тоновому диапазону, каждая из них передает разную атмосферу, но выглядят они великолепно.
Обработка в пейзажной фотографии. Два типа постобработки
Можно отметить два подхода к обработке пейзажей и мы рассмотрим оба из них:
- Обработка одного изображения путем создания корректирующих слоев
- Создание фотографии путем соединения снимков с разной экспозицией
Обработка одного изображения путем создания корректирующих слоев
В данном случае фотограф работает с одной фотографией, создавая дополнительные корректриующие слои, повышая яркость, контрастность и меняя цветовое пространство. Работа с одним изображением не так сильно грузит компьютер и занимает меньше времени, но не всегда позволяет воплотить все творческие замыслы.
Многократная экспозиция в постобработке
Как уже говорилось, есть ситуации, когда работая с одним кадром просто невозможно воплотить все творческие замыслы. Для создания гармоничного насыщенного снимка может понадобится соединение нескольких кадров в один. Многократная экспозиция в пейзажной фотографии представляет более сложный процесс, однако таким образом можно достичь более контрастной фотографии с великолепным динамическим диапазоном.
В некоторых фотоаппаратах предусмотрен режим HDR, работая в котором фотограф делает несколько фотографий с разными значениями экспозиции. Потом эти кадры объединяют в один снимок, с широким динамическим диапазоном.
Мультиэкспозиция предоставляет те возможности в обработке которых у вас не будет при работе с одним снимком. Наиболее привлекательно смотрятся фотографии, сделанные на закате, или наоборот середине дня, когда солнце особенно яркое. В данном случае, будет возможно передать все детали объектов съемки. То есть, и темные и светлые области кадра будут хорошо детализированными и четкими.
При съемке, когда требуется делать несколько фотографий одной местности, для большей точности лучше использовать штатив.
Заключение
В статье приведены простые примеры и показаны преимущества, которые дает пользователю графическая обработка пейзажей. Что бы достичь по настоящему впечатляющих результатов необходимо много экспериментировать и работать. По большому счету, могут уйти годы, прежде чем вы научитесь качественно и профессионально обрабатывать свои фотографии.
Постобработка не освобождает вас от изучения основных принципов фотографирования. Так или иначе, ваши фотографии должны быть привлекательными, с точки зрения композиции. Обработка должна деать снимок лучше и красивее, но она не должна являться определяющим фактором.
Как сделать красивую фотографию пейзажа?
Фотография пейзажа — это высшее испытание для фотографа, но часто и высшее его разочарование.
Ансел Адамс
Как сделать красивую фотографию пейзажа? Все кажется очевидным. Видишь красивую картинку — нажми кнопку. Но в этом случае получится бесчувственная фотография. Она не выразит ваших мыслей, чувств и отношения к тому, что вы увидели. Прежде чем щелкнет затвор фотоаппарата, вы должны услышать «голос» пейзажа, и тогда ваши фотографии станут уникальным и их будут узнавать из тысячи других снимков.
В этой статье несколько советов от профессионального фотографа Деклана О’Нэила, которые помогут понять как сделать красивую фотографию.
1. Пейзаж должен быть «говорящим»
Вам потребуется время, чтобы понять пейзаж. Нужно просто стоять и смотреть, как свет меняет контуры и формы. Солнце движется, и леса и реки начинают выглядеть совсем по-другому. Свет придаёт пейзажу неповторимое звучание, свет вносит настроение и эмоции, а земля — это огромный холст, на котором солнце создаёт свои тонкие рисунки. Для меня фото — это рассказ о том, как свет меняет пейзаж. А значит решение о том, стоит ли вообще фотографировать данный пейзаж и как выстроить композицию, я принимаю, задав себе вопрос: «Расскажу ли я в этой фотографии о том, как взаимодействует свет и пейзаж?» И этот вопрос заставляет меня отказаться от многих кадров, которые, несмотря на свою красоту, всё же не раскрывают выбранную мной тему.
2. Вставайте пораньше
Если бы мне предоставили выбор, что снимать: рассвет или закат, я бы выбрал первое. Ничего не имею против снимков заката, но понимаю, что я уже ничего не смогу добавить нового к тем миллионам фотографий, которые уже сделаны.
А вот рассвет — это всегда удивительно. Никогда не узнаешь, что увидишь, пока ждёшь его в темноте. Это похоже на фотоохоту: можно получить снимок, о котором вы мечтали много лет, а можно не снять ничего. Рассветный свет может изменяться от пепельно розовых до тёплых жёлтых оттенков.
Следите за прогнозами погоды, и если ночь будет очень холодной, а небо ясным, то утром вы сможете поймать очень необычные облака и пару эффектов, которые исчезнут к тому времени, как весь остальной мир проснётся.
3. Оглянитесь
Так легко увидеть очевидный снимок и забыть посмотреть вокруг. Фотография ив была сделана на озере Ванака в Новой Зеландии. Это озеро — один из красивейших пейзажей в мире, но на закате солнце садится за окружающие горы и они выглядят красиво, но как-то обычно… Решив, что не стоит делать фото «вода/закат», я направился к машине и вдруг увидел эти деревья.
Очевидно красивый снимок — не всегда самый лучший. Оглянитесь вокруг.
4. Используйте программное обеспечение для планирования своих фотосессий
Я постоянно использую две программы. Первая — The Photographers Ephemeris. Принцип её работы таков: задаешь любую точку мира, день, время, и она показывает, где будет находиться солнце в этот момент. Можно спланировать время фотосессии и подобрать точку съемки. Если вы серьезный пейзажный фотограф, то это вам необходимо.
Две фотографии ниже демонстрируют, как положение солнца может изменить вид пейзажа и атмосферу вашей фотографии.
Первая сделана вечером в сентябре (ранняя весна в Новой Зеландии). Солнце, отражаясь от реки, делает её серебряной.
Вторая фотография сделана утром в июле (середина зимы в Новой Зеландии).
Также пригодится карта масштабом 1:50000, на которой указан рельеф местности.
В Новой Зеландии я использовал MapApp NZ South Island для iPhone. Sat Nav — недостаточно подробны и не указывают рельеф. Хорошая карта позволит вам понять как выглядит местность, и выбрать точку съемки. Если вы отлично разбираетесь в картах, то сэкономите много времени, выбрав сразу конечную точку своего пути, а не бегая по грунтовым дорогам в поисках наилучшего места съемки.
5. Оборудование не так важно
Лучшее оборудование не поможет сделать лучшие фотографии, как и самая лучшая ручка не поможет вам написать грандиозный роман. Конечно, каждому фотографу нужна аппаратура, но вы должны относиться к ней так, как писатель относится к своим инструментам: это всего лишь средство передачи того, что творится у вас в голове, другим людям. Вам нужна собственная точка зрения, и неважно, что будет в этот момент в руках: смартфон или Nikon D800.
Вы — творец фотографии, а камера всего лишь делает её. Если вы считаете, что большее разрешение или более быстрый объектив позволят вам создавать более крутые фотографии, то добро пожаловать в техно-цирк!
6. Не нужно дорисовывать фотографию
В Интернете тысячи фотографий, сделанных при помощи ND фильтров или обработанных в редакторах так, чтобы вода на них была похожей на гладкий шёлк.
Почему вы не позволяете природе самой говорить за себя? Она делает это просто отлично без всяких эффектов и фильтров! Редактируя фото, вы как будто решаете, как на самом деле должен выглядеть пейзаж. Вы рассказываете историю, которой нет: где эта изумрудно-зелёная трава и ярко-оранжевое закатное небо? Эти искусственные, фотошопные фотографии часто оставляют зрителя безучастным.
Фотография пейзажа должна приглашать нас к рассматриванию и исследованию, она должна обращаться к нашим сокровенным мыслям. Она может быть метафоричной, но эта метафора должна рождаться в голове у зрителя.
Ну а если вы хотите создать собственную версию того, как должна выглядеть лужайка, почему бы вам не заняться рисованием?
7. Плохая погода — это здорово
Облака и дожди — не самая обнадёживающая погода, хотя на самом деле она предоставляет куда более захватывающие возможности, чем безоблачный день.
Это фото было сделано в Мальборо (Новая Зеландия) в дождливый вечер, в конце долгого утомительного дня, проведённого в поисках снимков. Потребуется много терпения и оптимизма, чтобы в дождь ехать за сотни километров, но поверьте, вы будете вознаграждены. Главное — держать глаза открытыми и вы всегда найдёте, что сфотографировать.
Интересно, что когда я подал эту фотографию в фотобанк, она была отвергнута на основании того, что я отредактировал её, сделав монохромной. На самом деле, это не так. Природа иногда удивляет нас очень необычными явлениями, такими, как, например, на этом фото.
8. Возвращайтесь назад
Удача играет большую роль в получении красивых снимков. Если вы нашли место, обладающее хорошим потенциалом, возвращайтесь туда вновь и вновь. И почти наверняка сможете сделать снимки лучше, чем были до этого.
Эти фотографии озера Таничва в Новой Зеландии были сделаны с разницей в пять дней. Уверен, что когда я вернусь туда вновь, оно снова будет выглядеть по-другому.
9. Не слушайте советы, которые вам дают!
Вот так, после того, как дал 8 советов, даю последний — не слушайте никаких советов! Точнее, прислушивайтесь к себе и чётко понимайте, какой совет вам подходит, а какой — нет.
Например, есть распространённое мнение, что должен быть какой-то объект на переднем плане пейзажа. Это связано с мнением, что сам по себе пейзаж слишком скучен, и нужно непременно поместить в него пастушка или стадо коровок для большего интереса.
Но если помещаете какой-то объект между пейзажем и зрителем, значит этот объект должен тоже рассказывать какую-то историю, а не просто находиться там.
Лучшие фотографы нарушают все принятые правила.
А вообще всё выше сказанное можно объединить одним единственным предложением: решите, что интересно для вас в этом пейзаже, а затем сделайте снимок так, чтобы сама фотография рассказала зрителю о том, о чём вы подумали.
Пост-обработка пейзажной фотографии
Пост-обработка фотографии, безусловно, является забавной и творческой работой. Благодаря пост-обработке можно превратить обычную и скучную фотографию в очень интересный и яркий образ, который обязательно привлечет взгляд даже самого искушенного зрителя. В этом уроке вы увидите процесс редактирования пейзажной фотографии в Photoshop, где будет добавлен фентезийный стиль с яркими цветами, высокой контрастностью и большим количеством мелких деталей.
Посмотрите и сравните два изображения, которые находятся выше и сравните их. Благодаря постобработке обыкновенная повседневная фотография превратилась в фентезийную и яркую картину.
Так как я не профессиональный фотограф подходящего снимка у меня не оказалось, но ведь это не проблема, потому что в интернете можно найти огромное количество бесплатных изображений. Для начала скачайте бесплатную фотографию отсюда.
На оригинале небо и облака выглядят довольно скучными и безмятежными , но нам нужно придать немного волнения. Используя инструмент Pen, тщательно и аккуратно обведите контуры гор.
Скопируйте горы на новый слой и залейте фон черным цветом.
Найдите изображение с бурными облаками, и вставить его в основной документ. Разместите слой с облаками над слоем с вырезанными горами.
Добавьте черно-прозрачный градиент. Затем поменяйте режим смешивания слоя на Soft Light, чтобы затемнить облака для придания более интенсивной атмосферы.
Кистью с мягкими краями, нарисуйте несколько белых пятен на небе. Это поможет заполнить промежутки между облаками.
Потом поменяйте режим наложения этого слоя на Overlay, чтобы создать эффект ярких солнечных лучей пробивающихся через облака. Уменьшите прозрачность слоя до 70% для смягчения эффекта.
Настройте кисть так, как показано выше и нарисуйте белый пятна.
На панели инструментов выберите Filter> Blur> Motion Blur. В настойках фильтра отрегулируйте угол наклона до 60 градусов и измените параметр Distance (расстояние) так, что бы добиться эффекта имитации светового луча.
Поменяйте режим наложения световых лучей на Soft Light и уменьшите непрозрачность этого слоя. Это позволит сделать лучи более тонкими, и добиться того, чтобы их цвета смешивались с цветами неба.
Передний план фотографии темнее, чем фон и это нужно исправить. Создайте новый слой и закрасьте передний план белым цветом.
Поменяйте режим наложения слоя на Overlay, для окрашивания переднего плана белым мягким цветом. Не забудьте поменять непрозрачность, что бы сделать белое свечение более мягким.
Откройте изображение со стаей птиц и нажмите Ctrl + Shift + U, чтобы его обесцветить. Откройте окно Levels (Уровни) и используя белую пипетку кликните по фону. Это позволит заполнить фон белым цветом.
Добавьте это изображение с птицами на основной холст и поменяйте режим смешивания на Multiply, чтобы сделать белые области прозрачными. Не забудьте поменять размер птиц.
Нажмите Ctrl + A, чтобы сделать выделение на весь холст и нажмите Ctrl +Shift + C для копирования всех слоев. Нажмите Ctrl+V и вы заметите как теперь появился один новый слой со всеми элементами. Сделайте его дубликат и на панели инструментов выберите Filter> Other> High Pass. Отрегулируйте значение фильтра примерно 1.5px. Нажмите ок и измените режим наложения на Hard Light, а непрозрачность установите до 50%. Вы заметите как изображение стало ярче, и появились мелкие детали. Умелое использование этого позволяет сделать изображение резким .
Продублируйте слой еще раз и измените режим наложения на Overlay, чтобы добавить контраст и яркость. Поменяйте непрозрачность до 30%.
Теперь осталось добавить рамку. Создайте новый слой. Выберите инструмент прямоугольного выделения и сделайте выделение как показано ниже, после этого нажмите правую кнопку мыши для открытия плавающего меню. В открывшемся меню выберите Stroke. Установите параметры как показано выше. Измените режим смешивания этого слоя на Overlay.
В самом конце можно добавить какой-нибудь текст. Выберите подходящий шрифт и напишите текст. Смешайте текст с фоном поменяв его режим наложения на Overlay.
Вот и все. Как вы убедились, постобработка позволяет сделать фотографию более атмосферной, яркой и насыщенной.
Пейзажное фото в Инстаграм: 6 особенностей построения
Пейзажная фотография является одним из наиболее популярных направлений в фотографии в целом. Применение пейзажных снимков для публикации в Инстаграм может сделать профиль разнообразнее, выделяя его на фоне остальных.
Весьма интересной идеей является публикация пейзажных фото для рекламы туристического агентства в Инстаграм или же для интернет-магазина фотооборудования. Если в первом случае фотография пейзажа будет выступать, скорее, в качестве анонса варианта отдыха, то во втором, отлично подойдёт для описания различных категорий оборудования.
Как бы то ни было, красивое пейзажное фото всегда привлекает внимание. Чтобы сделать качественный и интересный снимок, достаточно руководствоваться несколькими основными правилами.
Как правильно снимать пейзаж?
Правило третей
Правило третей говорит о том, что наиболее успешно воспринимаются те снимки, в которых линии соответствуют условному делению фотографии на трети.
По сути, размещая линию горизонта на фотографии, нужно помнить, что лучше будет восприниматься горизонт, размещенный на уровне ⅓ от верхнего или нижнего края снимка.
Детализация
Обязательным условием пейзажного фото является наличие элемента на фотографии с высокой резкостью. Такой элемент будет привлекать к себе внимание. Чтобы добиться фокусировки на определённой точке, стоит нажать на неё в процессе создания снимка. Камера сфокусируется на указанном участке и сделает нужный кадр.
Обратите внимание! Для съёмки пейзажа в Instagram лучше использовать камеру через оригинальное приложение. Функциональность через камеру Instagram будет гораздо ниже.
Линии
Наличие на фотографии линий привлекает к ней гораздо больше внимания, что уже было неоднократно подтверждено исследованиями. Особенно интересный эффект дают диагональные линии. Расположение вправо и вверх придаёт снимку энергии и силы, а направление вправо и вниз, наоборот, успокаивает.
Выделение чётких линий не только в горизонте, но и в других частях пейзажного фото, позволяет добиться большей детализации.
Расположение горизонта
Недостаточно расположить линию горизонта на верхней или нижней трети, чтобы получить интересный снимок в Инстаграм. Акцентировать внимание на фото можно при помощи фона. Если линия горизонта размещена на ⅓ от нижнего края, то в верхней части снимка должны быть элементы, которые бы привлекали внимание. Это могут быть облака, ветви деревьев, птицы.
При размещении линии горизонта на ⅓ от верхнего края, должен быть интересный элемент в нижней части. Это могут быть камни, растения, животные. При отсутствии таких элементов снимок будет казаться “пустым”.
Одним из основных моментов является использование различных положений источника света — в разное время суток одна и та же местность может выглядеть совершенно иначе. При планировании пейзажного фото важно помнить, что свет сбоку даст длинные контрастные тени. Если источник света будет находиться за спиной снимающего, можно получить максимальное освещение и эффект “подсветки” облаков.
Контровой свет позволяет создать весьма эффектное фото, но может быть вреден для матрицы камеры.
Исследования показывают, что фотографии с преобладанием синих оттенков набирают почти на треть больше отметок, чем красные. В то же время, гораздо приятнее воспринимаются фото, на которые были наложены тёплые светофильтры. Чтобы уравновесить цвет снимка, можно использовать наложение жёлтого подтона — это придаст ему определённый ламповый эффект и подчеркнёт детали.
При наложении фильтров стоит избегать получения неестественных цветов — это снизит интерес к фотографии.
При правильном подборе времени и точки съёмки можно сделать качественное фото для Инстаграм без использования специальной техники.
Как видите, если вы уже знаете о том, что все, что нужно для пейзажных фотографий — это камера и сам пейзаж, то вы можете прямо сейчас взять с собой зеркальную камеру начального уровня с базовым объективом и снимать умопомрачительные пейзажи. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
Рекомендую Вам обратить внимание на следующие программы по созданию дополнительного источника дохода в интернете:
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: 5 особенностей построения снимка для красивого фото в Инстаграм
Секреты пейзажной съемки
Пейзажная фотография – невероятно красивый жанр фотосъемки. Однако снять живописный вид далеко не так просто, как может показаться. Сегодня мы делимся с вами интервью с мастером пейзажной фотографии и очень разносторонним человеком – Даниилом Коржоновым. По образованию он физик, по призванию – художник, по профессии – журналист, а по роду деятельности – путешественник. Даниил рассказал нам о своих любимых местах, о выигрышных композиционных приемах и многом другом, что может пригодиться тем, кто только начинает свой пусть в жанре пейзажной съемки.
— Даниил, когда вы видите красивый пейзаж, что вы испытываете?
— Конечно, чувство прекрасного! Иногда просто стоишь, балдеешь под миллиардом звёзд, а потом рождается идея эти чудеса людям показать, чтобы у них мотивация сдвинуться с места появилась. Млечного пути ведь в городе не видно…. Вряд ли мой подход к съёмке можно назвать «точным расчётом», скорее, мимолётным впечатлением, выхваченным из реальности.
— Расскажите, как вы выбираете места для съёмок?
— Смотрю галереи в интернете, читаю журналы. Что-то осталось с детства, как мечта – холмы Италии, «Дети капитана Гранта». Много можно назвать книг, картинок, которые сформировали моё отношение к миру. Люблю в первую очередь нашу страну, но и по миру поездить хочется.
Здесь может показаться, что всё уже снято-переснято, но нет – полно мест, где можно найти свой кадр. И есть места, куда хочется возвращаться снова и снова. Наверное, душа там что-то позабыла, или ей просто там хорошо: Байкал, Карелия, Лофотенские острова, Тоскана – мои любимые края.
— Среди ваших работ часто встречаются фотографии, сделанные на рассвете и на закате. Как максимально эффективно использовать этот короткий промежуток времени?
— Во-первых, желательно побывать в этих местах заранее, днём. Поискать композицию, представить, где свет будет. Или приходить намного раньше возможного утреннего фейерверка, чтобы второпях с волосами дыбом не бегать, а спокойно наслаждаться светом и про себя здесь и сейчас не забывать.
Второе – не стоять долго на одном месте. Метаться не нужно, но и один кадр не обязательно сотнями дублей делать. Учитесь снимать технически грамотно меньшим количеством кадров – цифра балует фотографа, но и драгоценное время может отнять. В дальней поездке иногда за всё время свет может быть только в одно утро, но и в таких условиях можно десяток кадров привезти с разного ракурса. Важно лишь знать места и не торопиться, а смотреть и наблюдать.
— Туман – одно из дополнений, которое можно получить при съёмке в раннее время суток. Подскажите, какие особенности съёмки в тумане необходимо учитывать начинающему фотографу?
— Если вы не один, то главное — не потеряться! А то будет как в славном детском мультике — перекличка ежика с лошадкой. А если серьёзно, то туман иногда отлично создаёт тональную перспективу и делает цвета очень нежными и мягкими. Главное — при обработке не потерять этот цвет: сейчас у многих модно «жарить» фотографии, чтобы они попадали в топы, набирали больше лайков.
Не хочется, чтобы пейзажная фотография вышла на уровень раскрасок и стоковых картинок. В ней должен быть бархат, богатство цветов и оттенков, которые проявляются только после длительного просмотра. Туман – как раз тот случай. Он неоднородный, с едва заметными переливами тонов. И лёгкая фактура шума будет лежать на нём как мазки кисти художника.
— Зачастую ваши работы очень тёплые и солнечные. Часто ли вы вручную настраиваете баланс белого или предпочитаете положиться на автоматический режим?
— В обычных случаях доверяю «автомату». При сложном свете (сумерки, ночь, разные источники света в помещении) ставлю нужную температуру ББ. Можно просто ставить соответствующий значок в меню баланса белого (тучки-солнышко-лампочка и т.п.). При съёмке панорам всегда ставлю конкретную температуру или пресет (значок).
— Какие композиционные приёмы практически всегда являются выигрышными? Давайте рассмотрим на примере поля, гор и моря?
— В пейзаже классика – это соотнесение большого и малого (человек в кадре с высокими горами или домик на фоне высокой суровой горы), ритмы (хорошо, когда есть переклички между планами), красивые ведущие линии между планами. Интересно, когда есть много гармоничных деталей: например, я люблю выбирать красивый передний план и зачастую уделяю ему даже больше внимания, чем среднему и заднему. Помните, что линии задают настроение. Суровый горный пейзаж в пасмурную погоду? Ищите острые линии, тяжёлые камни, делайте композицию более агрессивной.
А спокойный утренний пейзаж хочется лишить раздражающих деталей, поднять в воздух. При морской съёмке настроение лучше всего передавать также через линии волн.
— Какими объективами вы порекомендуете обзавестись фотографам, которые начинают задумываться о переходе на новый уровень в съёмке пейзажей?
— Меня часто выручает мой 14 мм NIKKOR. Это «дедушка» легендарного 14-24 мм. Да, многие фотографы переходят на Nikon исключительно ради этой линзы. Но есть и аналоги – например, недорогой неавтофокусный Samyang 14 мм под Nikon. А сам я 5 лет снимал панорамы на 17-50 Tamron с Nikon D80, добиваясь охвата, аналогичного 14 мм под ФФ.
Благодарим Даниила Коржонова за интервью, а вам предлагаем задавать свои вопросы Даниилу в комментариях. И не забывайте добавлять наш ЖЖ в друзья, ведь в впереди вас ждет множество интересных материалов.
Обратите внимание на другие наши статьи:
15 способов сделать незабываемые пейзажные фотографии
Для многих фотографов пейзажи – предмет страсти, но умение делать их по-настоящему захватывающими – это искусство. Для того, чтобы помочь вам научиться делать подобные удивительные фотографии, мы дадим несколько советов, которые вы сможете с легкостью применить в своей работе.
Будьте терпеливы
Иногда для того, чтобы сделать идеальный снимок, нужно подождать несколько минут (или часов). Свет меняется на протяжении всего дня, и поэтому, если вам хочется поймать восход или закат солнца, то придется приехать на место съемки задолго до того, как свет будет выглядеть так, как вам нужно. В такие моменты вам нужно лишь набраться терпения и ждать.
Создавайте силуэты
Иногда небо выглядит настолько красивым, что силуэты – самый удачный выбор . Может также получится так, что перед вами сцена, где небо выглядит скучно, но очертания того, что вы пытаетесь сфотографировать, выделяются на фоне всего остального. В обоих случаях, лучший выбор – это сконцентрировать свое внимание на создании силуэтов.
Подключите воображение
Иногда может получится так, что погода будет иметь совершенно отличные от ваших планы на один и тот же день. Для того, чтобы не расстраиваться и не терять время зря, вам стоит научиться видеть альтернативные возможности: например, если вы планировали сфотографировать горы, но облака закрыли вам весь вид, то вы можете обратить свое внимание на цветы и поснимать немного в режиме макросъемки. Результат может получиться настолько удивительным, что станет приятным сюрпризом даже для вас.
Или если то, что вам хотелось запечатлеть, получается скучнее, чем планировалось, вы снова можете обратить свое внимание на окружение. В итоге, вы сможете не просто получить удивительные изображения, но и научитесь быть более чуткими и внимательными к своему окружению.
Ищите многослойность
Лучшие пейзажные фотографии имеют глубину, которая может быть выражена в виде сильного переднего плана с красивым задним фоном или горного вида с наслоенными друг на друга туманными склонами.
Оживите фотографию движением
С помощью нейтральных фильтров вы можете сделать так, что ваши фотографии будут выглядеть совершенно по-новому. При желании, вы можете создать ощущение слегка смазанного движения облаков и других подвижных объектов или смягчить воду настолько, что ее текстура скорее будет напоминать сладкую вату.
Ищите закономерность
Симметрия может быть лучшим другом фотографа, когда дело касается пейзажной фотографии. При необходимости, слегка сбалансировав все элементы, вы можете получить удивительный результат.
Фотографируйте вертикально
Из-за привычки вы можете использовать горизонтальную съемку даже тогда, когда вертикальная была бы намного более удачным выбором. Не спешите с этим, дайте себе время и обучитесь паре техник вертикальной фотографии. Вы поймете, что для того, чтобы получить хорошие снимки, нужно не бояться пробовать новое и менять время от времени свои взгляды на вещи.
Делайте солнце “звездным”
Если вы снимаете пейзажи, то, скорее всего, у вас уже стоит маленькая апертура, вроде f /11 или f /16. Когда вы снимаете, направив объектив на солнце или другой точечный свет, такая апертура дает источнику света «звездный» вид. Чем ниже апертура, тем более “звездным” будет выглядеть результат. (И напротив, если апертура широкая, такая как f /2.8 или f /4, то источник света будет выглядеть мягче). Но не стоит забывать, что то , как ярко будет гореть ваша “звезда”, еще и зависит от качества вашей линзы. Если линза дешёвая, пластиковая, изображение может получиться не таким чистым, как с профессиональной линзой.
Подключайте в пейзажи людей
Если вы снимаете в популярных туристических местах, то вам не избежать появления людей в кадре. Вместо того, чтобы беспокоиться по этому поводу, вам стоит научиться наслаждаться такими моментами и плыть по течению. И ногда люди только лишь дополняют пейзаж и добавляют изображению немного масштаба. Но если вам все-таки не захочется видеть их в своем конечном результате, вы всегда можете воспользоваться фотошопом, чтобы убрать их.
Думайте минималистично
Перспектива заполнить экран всеми возможными объектами может казаться очень соблазнительной. Но, как известно, чем меньше деталей, тем лучше. Другими словами, на вашем изображении может быть очень много неба с небольшим участком земли или просто огромное пустое пространство, но фотография все равно будет выглядеть очень эффектно.
Ищите интересные объекты
Всем изображениям нужно иметь что-то вроде изюминки, и пейзажи – не исключение. Даже наоборот, в пейзажной фотографии намного важнее иметь что-то такое, за что глазу было бы легко зацепиться, а иначе зритель просто пропустит ваше изображение. Объектом, на который будет направлен основной фокус, может быть здание, скульптура, дерево, булыжник, камень или даже небольшой силуэт.
Обратите внимание на передний план
То, что действительно может сделать вашу работу особенной – это красиво и правильно организованный передний план. Так вы сможете задать правильную атмосферу и придадите изображению глубины.
Обратите внимание на небо
Другой элемент, на который стоит обратить свое внимание – это небо. Хорошие пейзажи имеют в основном какой-то один основной фокус – это или передний план, или небо. Без подобного подхода конечный вариант редко выглядит гармонично. Поэтому, если у вас на фотографии получается скучное небо, не отдавайте ему слишком много места, лучше сохраните линию горизонта в первой трети изображения. Но если ваше небо выглядит богато, насыщенно и текстурно, то можете расположить горизонт ниже. Работу над повышением насыщенности неба стоит производить уже после того, как съемка закончена (например, добавив поляризующий фильтр, вы сделаете его намного контрастнее).
Работайте с линиями
Одним из первых вопросов, который стоит задать себе взявшись за работу над пейзажем – это “Как я могу заинтересовать зрителя?” На этот вопрос нет одного ответа, но самый простой и эффективный способ– это использовать линии, которые точно заставят вашего зрителя обратить свое внимание на изображение. Линии делают фотографию многослойной и могут даже стать фокусом пейзажного изображения, делая его намного привлекательнее.
Подумайте о горизонте
Этот пункт может казаться чем-то очевидным, но перед началом работы обязательно следите за горизонтом. Задайте себе следующие вопросы:
- Прямой ли он? – вы всегда можете выровнять изображение во время редакции, но вам будет намного проще, если вы сразу сделаете все так, как надо.
- Где горизонт находится композиционно? – общепринятыми линиями горизонта считаются третьи линии как сверху, так и снизу. Так изображение смотрится гармоничнее, чем когда линия горизонта находится посередине. Конечно, правила существуют, чтобы их нарушать, но вы точно не проиграете, если воспользуйтесь этой старой “мудростью”.
Пейзажная фотография может казаться очень непростой, но вы видите, что, приложив немного усилий, вы обязательно получите достойный результат. Надеемся, что вы воспользуетесь этими небольшими советами в своей работе и вскоре создадите что-то по-настоящему стоящее.