9 способов изучения фотографии
Блог Бондарь Андрея
Записная книжка фотографа
С чего начать изучение фотографии
По большому счету, если касаться только восприятия и понимания фотографии, зритель мало чем отличается от фотографа: обоим свойственно понимать содержание фотографии и видеть разницу между ценным визуальным произведением и фотографическим мусором; и если хоть иногда осматриваться по сторонам, то можно заметить, что разница нашего восприятия обусловлена отнюдь не врожденным даром, а самым обыкновенным опытом, следствием кое-каких исследований, упражнений и найденных ответов на вопросы, которые своевременно были заданы самому себе, — располагай обыватель аналогичными временными ресурсами, и желанием (от постановки цели зависит многое), уверен, что нас вновь бы окружали личности масштаба П. М. Третьякова или С. И. Мамонтова, к примеру.
Специально для тех, кто еще робеет при виде традиционной библиотеки фотографа, или кому надоело делать умный вид при взгляде на арт-фотографии, хочу напомнить, что разобраться в фотографии не получится в одночасье: придется кое-что почитать, где-то повиниться, а порой и отказаться от привычки — человеческой правды, — чтобы познать истину — традиционное самообразование, которое для наших условий выглядит примерно так:
- Необходимо понять разницу: между оценкой технологии и техничности. Исполнение в одной из старинных техник не гарантирует исключительной ценности произведению в среде знатоков, равно как и современная технология не обесценивает содержание, — и наиболее ценные мысли по данному вопросу принадлежат Ролану Быкову.
- Необходимо изучить визуальный язык фотографии (причем не только основы, которые давно расписаны на страницах всевозможных книг, но и современные «усложнения» и «модификации», которые можно назвать фотографическим сленгом). Если будет время и желание, то последствия неумелого общения на языке образов (символов) — об этом интересно и аргументированно писала Сьюзен Сонтаг.
- Необходимо обратить внимание на существование тонкой границы, которая и отделяет мир объективной реальности от мира сознания фотографа. Задача про спички из книги Антона Вершовского «…Открытие плоскости» — демонстрация интересного и весьма продуктивного подхода к изучению фотографии.
- Необходимо научиться целостно воспринимать изображение (не только изображенные объекты и взаимосвязи между ними), научиться получать эстетическое удовольствие и интеллектуальное наслаждение от считывания смыслов — открытия красоты (которых не содержалось в реальности). Подсказка: «…Открытие плоскости».
- Необходимо самостоятельно обнаружить ценность классических произведений, если с определенными общеизвестными доводами вы не согласны: порой, социальная оценка и политическая окраска затмевают новаторство, и искажают национальный портрет — критично, если интересоваться национальным искусством.
- Необходимо научиться замечать единственно ценное из бесчисленного множества тяп-ляп созданного. И лучший учебник по теме — документальный сериал «Контрольные отпечатки».
- Необходимо исключать дебри теории, если они скрывают словоблудие, маркетинг, или самое обыкновенное бескультурье.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
9 способов изучения фотографии
Мечтаете научиться делать хорошие фотографии, но не знаете с чего начать? Или у вас есть базовые знания, но хочется попробовать новые техники? В данной статье мы рассмотрим 9 способов изучить фотографию.
1. Возьмите онлайн курс.
Вам интересно попробовать новый стиль фотографирования или желаете учиться у фотографа, на работы которого засматриваетесь? При современном уровне развития интернета можно найти онлайн курс по любой тематике.
Несомненный плюс – просмотреть обучение можно в любое время, не выходя из дома. Многие обучающие материалы снабжены видео. К нему вы сможете обратиться в любое время и пересмотреть столько раз, сколько пожелаете. Вот примеры ресурсов с большим выборов материалов. Есть и бесплатные курсы.
Так же заслуживают внимания лекции Марка Левоя, профессора Стенфорда, по теме цифровой фотографии. У него есть как видео лекции, так и письменные материалы. Всё это богатство доступно на его сайте. При этом информация рассчитана на новичков.
2. Возьмите живой мастер-класс
При обучении в интернете много плюсов, но ничто не сравнится с живым общением, с отработкой техники на практике вместе с учителем. Как найти того, кто вас может научить? Посетите сайты тех фотографов, работами которых восхищаетесь. Возможно, они проводят собственные курсы и семинары.
Другой вариант – объединения фотографов, музеи.Можно посмотреть и в учебных заведениях. Они не обязательно предлагают пройти полный курс. Есть программы дополнительного образования.
Можете распланировать отпуск так, чтобы попасть на семинар к мэтрам фотографии. Ищите информацию о проведении в СМИ.
Итак, на чём остановить выбор? Подумайте в первую очередь о навыках, которые хотите приобрести. Немаловажен и стиль, которому вы будете следовать. Отталкивайтесь от наличия свободного времени. Будет это один урок или целый курс. Изучите отзывы.
3. Прослушивайте новые подкасты
Это странно, что вы будете учиться фотографированию, не видя примеров, но между тем в этой области есть очень качественный обучающий материал.
4. Регулярно читайте блоги и новости
Поместите любимые блоги в закладки, чтобы каждый день просматривать новости, смотреть фотографии и учебники.
5. Присоединяйтесь к тематическим форумам
Может быть, вам форумы сами по себе и не интересны, но там могут возникнуть темы, насущные для вас. Также там могут возникнуть вопросы и темы, о которых вы не догадывались.
6. Просмотрите видео на YouTube
YouTube может быть очень полезен в решении конкретного вопроса, если ответ нужен мгновенно, особенно когда речь заходит, например, о Photoshop, где очень помогает видеоряд. Это также отличный способ узнать советы, трюки и методы, о существовании которых вы даже и не подозревали.
7. Присоединитесь к группе в социальных сетях
Обучение у других фотографов имеет большое значение, но их ещё надо найти. Поищите группу в социальных сетях, объединяющую фотографов вашего города или начните свою.
8. Просматривайте много фотографий.
Существует множество сайтов и приложений для просмотра фотографий, но не стоит ограничивать себя этим. Посетите музеи, не пропускайте выставки. Просматривайте книги. Мест для вдохновения великое множество.
9. Учитесь делая
Лучший способ совершенствоваться в фотографии универсален для всех вещей. Действуйте. Начинайте фотографировать. Если не нравится то, что вы делаете, то пробуйте до тех пор, пока не понравится.
Обучение фотографии. Что на самом деле имеет смысл?
Прислали ссылку на статью, где рекомендуют интересные блоги по фотографии. Мне в этой статье понравилось начало:
«Существует множество способов усовершенствовать свои навыки. Начиная от бесплатных уроков в интернете, заканчивая реальными курсами в фото-школах. Книги, видео-уроки, мастер-классы. но что на самом деле имеет смысл? Есть ли хоть какой-нибудь толк от посещений занятий по прокачиванию своих скилов или это в основном пустая трата денег и кормежка более умных и опытных? Есть ли смысл читать бесплатные статьи разных «маэстро» или это все очередной маркетинговый ход? Сегодня речь пойдет о том, что можно узнать бесплатно.»
Эх, такой заход интересный! И тут же свелось просто к бесплатным блогам, статьям и книгам (мою тоже рекомендуют). На мой взгляд, всего этого категорически не достаточно. Все эти материалы – хорошее и нужное дополнение, но не основа. А что же главное, спросите вы? Как учиться фотографии? Учитывая, что такие вопросы обычно задают новички, то в расчете именно на них (то есть по возможности без излишних усложнений) я бы дал такие ответы:
1. Учиться самостоятельно
Прежде всего, я бы заметил, что специально учиться фотографии, как и любому другому виду искусства, не обязательно. Самое ценное, что у нас есть, это внутреннее стремление к самовыражению и творческая интуиция. Именно это и нужно развивать. Тем, кому это дано в полной мере, вполне могут обойтись самообразованием (безусловно, в любом случае необходимым). Но таких людей довольно мало, поэтому многие, даже весьма именитые фотографы не брезговали в свое время помощью более опытных товарищей.
2. Выбрать направление
Очень важно определиться в собственных предпочтениях. Направлений в фотографии очень много. Учителей, курсов, статей и книг – еще больше. Не тратьте время на то, что вам не близко и никогда не пригодится. Например, если вас интересует студийный портрет, вряд ли имеет смысл идти учиться, скажем, на репотажного фотографа, читать соответствующие книги и т.д. Не распыляйтесь. Из всего многообразия курсов/книг/статей выбирайте только те, которые вам действительно интересны. Умение фильтровать поток информации и осмысленно отказываться от всего лишнего – крайне важное качество не только для начинающего фотографа, но и вообще для любого творческого человека.
3. Изучать классиков жанра
Определившись с направлением, в котором вам интересно экспериментировать и развиваться, начинайте изучать классиков этого жанра. Одно из важнейших условий для развития фотографа – насмотренность. Для того, чтобы научиться делать хорошую фотографию, прежде всего нужно научиться видеть хорошую фотографию. А так как фотография наследует традиции живописи, то начинать даже лучше с нее.
4. Минимум фототехники
Многие начинающие фотографы в первую очередь начинают усиленно изучать фототехнику, выбирать себе фотокамеру и объективы. Это один из двух самых ложных путей, по которому можно пойти (про второй ложный путь будет в следующем пункте). Запомните – снимает не камера, снимает человек. Конечно, хороший фотоаппарат помогает. Но помогает он тем, кто уже понимает, что он хочет и какая именно техника для этого ему нужна. Если вы только лишь определяетесь со своими предпочтениями, поверьте – вам будет более чем достаточно обычного мобильного телефона.
5. Минимум обработки
Второй ложный (и невероятно распространенный) путь развития начинающего фотографа – это погружение в вопросы обработки фотографий. Я сам через это прошел, поэтому могу говорить с двойной уверенностью: обработка не только вторична, но и уводит вас от самой сути фотографии. Если вы начинаете свой путь с обработки, то этот путь будет особенно долог, если вообще к чему-нибудь приведет. Да, конечно, обработка важна, и изучать ее надо. Но это всего лишь инструмент, выразительное средство. Для того, чтобы его использовать, для начала надо, чтобы было что выражать. Если же есть что выражать, то вы сможете это сделать, владея инструментами обработки в минимальной степени (или вообще не владея оными).
6. Практика, практика и еще раз практика
Самый качественный способ совершенствования, это практика. Например, если вы выбираете курсы по фотографии, имеет смысл отдавать предпочтение тем, в которых должное внимание уделяется практической работе – на занятиях, в виде домашних заданий, их проверки, разбору работ и т.д. Если это курс по обработке фотографий, конечно куда больше пользы будет от занятий в компьютерном классе. И т.д. Прослушать 10-15 лекций по фотографии или онлайн-курс в интернете, конечно, тоже будет небесполезно, но куда лучше усваиваются те навыки, которые вы лично применили в присутствии учителя, а не записали в блокнотик (просмотрели видео-урок, прочитали статью/конспект и т.п.).
Но даже если вы достаточно много снимаете, рано или поздно у вас встанет абсолютно нормальный, закономерный и правильный вопрос оценки вашего творчества со стороны.
7. Спокойно относиться к отзывам в интернете
Важно понимать, что чем опытнее фотограф, которого вы могли бы попросить оценить ваши работы и дать рекомендации по дальнейшему развитию, тем меньше шансов, что он сделает это бесплатно (хотя бы просто в силу своей занятости). Более того – не рекомендуется доверять мнению тех, кто «оценивает» ваши фотографии на фотосайтах, форумах и соцсетях. Больше всего времени тусоваться в интернете и бесплатно раздавать советы есть как раз у тех, кто меньше всего в этом понимает. Исключения, конечно, бывают – ваши работы могут заинтересовать достаточно опытных фотографов, но шансов на это крайне мало.
8. Мнение авторитетов
Доверяйте мнению тех людей, которые являются для вас авторитетами. Чьи фотографии, книги, статьи вам нравятся. Чьи рассуждения и эксперименты кажутся близкими. При этом помните, что авторитетов вы выбираете сами, и чем сложнее до них достучаться, тем это более верный признак того, что авторитет выбран правильно.
9. Совместная работа с мастерами
Один из самых эффективных способов развития фотографического мышления, который включает в себя почти все сказанное – это совместная работа с мастерами фотографии. Это может быть частная практика, практические курсы по фотографии, выездные мастер-классы, воркшопы и т.д. Когда вы в реальных условиях занимаетесь совместным творчеством (или даже решаете совместные творческие задачи) под руководством опытного фотографа – того самого человека, чье мнение для вас авторитетно.
P.S. Вы можете принять участие в моих проектах:
«СРЕДА» – творческая лаборатория и фотошкола в Москве
«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Автор-человек домашний. (96)
- Алко и псевдоалко напитки. (6)
- Жилище (19)
- Безалко напитки и вкусняшки к ним (9)
- бизнес (3)
- еда (28)
- здоровье (21)
- Отношения (2)
- рукоделие (1)
- читальня (6)
- Автор-Мелочи жизни (54)
- женские аксессуары (18)
- магазинный (2)
- мужские аксессуары (18)
- мужской отдых (11)
- Искусствоведение (2)
- История (83)
- войны (29)
- Звания,чины,награды,форма одежды ВС Руси -России (10)
- история Руси-России (18)
- Личности земли Русской (23)
- Личности мировые (2)
- мировая история (3)
- Компьютер (61)
- блоги,сайты (24)
- игрушки (3)
- интернет (16)
- Технические новшества (5)
- Мир (3)
- Моряк и море (55)
- иностранный (6)
- русско-российский (20)
- мото-автотехника (13)
- мото (13)
- Музыка (15)
- Наука (4)
- ОЖИДАНИЕ (3)
- Оружие (122)
- новейшее (4)
- подарочное (2)
- самоходное историческое и современное (35)
- стрелковое (58)
- холодное и самообороны (23)
- ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК (3)
- Фото-видео (25)
- Видео (6)
- изображения (2)
- фотошопия (21)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Лучшие способы фотографирования.
Среда, 28 Сентября 2011 г. 03:53 + в цитатник
25 способов улучшить фотографии
Хорошо фотографировать можно учиться долго. Здесь как нельзя лучше подходит поговорка: «Обычно только после окончания работы мы понимаем, с чего её надо было начать»)) Но все же замечательно, когда рядом есть опытный учитель, который на конкретных примерах ткнет тебя мордой покажет твои ошибки.
Далее — обстоятельства фотосъемки и пара снимков, подобранных по принципу «хуже / лучше». Возможно, некоторые из приведенных рекомендаций покажутся вам очевидными — однако придерживаться их не так просто, как может показаться. Тем не менее, советую по возможности это делать — ваши снимки наверняка станут более выразительными.
Солнце в кадре: снимайте длиннофокусным объективом
Хуже
Портрет: используйте телеобъектив или переведите зум из широкоугольного в телеположение
Хуже
Путешествия: добавьте к пейзажу действие
Хуже
Съемка вечернего пейзажа: снимайте через 20 мин после заката
Хуже
Съемка листвы: ограничьте палитру, выделите главное
Хуже
Человек в горизонтальном положении: избегайте кадров со стороны ног
Хуже
Макросъемка природы: подойдите ближе опуститесь на высоту растения
Хуже
Жанровые сцены: общайтесь с теми, кого фотографируете
Хуже
Движение: перемещайте камеру за объектом, оставляйте большее пространство впереди
Хуже
Красочные фактуры: создайте центр внимания
Хуже
Цветы: опустите камеру ниже лепестков, снимайте на фоне неба
Хуже
Уличная фотография: задействуйте серийную съемку
Хуже
Детский портрет: снимайте крупным планом с высоты роста ребенка
Хуже
Городской пейзаж: фотографируйте во второй половине дня в солнечную погоду
Хуже
Пейзаж со светлым небом: уравновесьте верхнюю часть кадра деталями переднего плана
Хуже
Человек за работой: привлеките внимание к действию, показав наблюдателей.
Хуже
Капли и роса в природе: используйте макрообъектив, снимайте максимально крупно.
Хуже
Архитектура: сохраните вертикальность построек, для этого держите аппарат ровно
Хуже
Портрет: не располагайте голову человека в центре кадра, размойте задний план, открыв диафрагму и увеличив расстояние до фона.
Хуже
Пейзаж c мелкими деталями: максимально прикройте диафрагму, используйте передний план в качестве рамки, направив внимание к наиболее значимым объектам.
Хуже
Линия горизонта: при кадрирования избегайте отклонений.
Хуже
Пропорции кадра: выбирайте исходя из сюжета.
Хуже
Освещенные светлые объекты на темном фоне: вручную затемните кадр, введя коррекцию от -1.0Ev.
Хуже
Репортаж: подойдите ближе, сделайте несколько кадров с разных сторон.
Хуже
Съемка в зоопарке: скройте клетку и посторонние предметы, изменив ракурс и уменьшив глубину резкости.
Хуже
9 способов изучения фотографии
В этом прикладном разделе «уроки фотографии» каждый найдет для себя интересные темы. Основы композиции, работа со светом, ракурсом, экспозицией; постановочные съемки, предметная съемка, фотопортрет и множество других тем, практических примеров, советов и уроков, как для начинающих фотографов, так и для специалистов, совершенствующих свои навыки.
Что включать в кадр, а что не включать? С какого ракурса и под каким углом снимать? Как расположить объекты в кадре относительно друг друга? Основы композиции будут нелишними для любого, кто стремится стать профессионалом в постановочном фото.
Уроки фотографии и рассказы экспертов охватывают все направления в фотографии: от частных вопросов — анализ процесса постановочных фото, значение света в фотографии, ракурс и свет — до глобальных: примеры постановки реальных задач рекламной съемки, создание собственной фотостудии, принципы отбора оборудования для фотостудии.
Кроме уроков фотографии, в разделе вы найдете увлекательные и практичные интервью с фотографами-профессионалами. Читая их, видишь, как рождается индивидуальный стиль мастера. По таким историям можно проследить путь становления авторской техники фотосъемки, возникновение новых способов обработки фотографий.
Интересно? Добавляйте раздел в «Избранное».
Уроки фотографии от А до Я. Основы фотографии: композиция, экспозиция, построение кадра и другое.
Влад Шутов: Портретная съемка
в студии + обработка фотографий
В рамках мастер-класса Влад Шутов поделится своим многолетним опытом работы в качестве студийного фотографа. В первый день будут рассмотрены различные световые схемы, вы узнаете о нюансах работы с моделями, и конечно — увидите мастера и его прекрасную девушку-модель за работой. Второй день целиком будет посвящен отбору и обработке работ.
Как фотографировать детей:
Пять советов фотографа
Все знают, что семейная фотография — очень важный жанр, который сохраняет историю нашего взросления в семейном альбоме. Часто именно по таким снимкам мы узнаем о детстве родителей, бабушек и дедушек. Сегодня вместе с Татьяной Тимаковой, призером конкурса 35AWARDS, мы решили подготовить материал с советами и рекомендациями о том, как фотографировать детей, чтобы они потом сказали спасибо.
Вебинар: Как начать фотобизнес
в другой стране? Димас Фролов
29 октября Димас Фролов проведет мастер-класс «Как начать фотобизнес в другой стране». В рамках мастер-класса он поделиться своим опытом переезда а Тайланд и выстраивания фотобизнеса с нуля.
Онлайн-курс от Наталии Федоровой
Искусство семейной фотографии
28 октября успешный семейный фотограф Наталия Федорова открывает максимально полный курс: Искусство Семейной фотографии. От личного дневника к авторскому высказыванию. В основу курса легли программы мастер-классов «Семейная фотография как история» (2013) и курса «Основы Lifestyle» (2017), а также съемочный опыт Наталии.
Петр Ловыгин: Как найти
свой стиль в фотографии
А вы знаете, что Fine Art фотография — это не только свадьбы и лавстори? Нет? Тогда этот мастер класс с Петром Ловыгиным откроет для вас много нового в поиске своего стиля, арт-фотографии и осмысления фотографии в целом. Нестандартные подходы, метафоры, ирония и юмор — это все чем можно и нужно пользоваться!
Екатерина Шуляк:
школьный альбом от А до Я
18 сентября в 19:00 1photo.tv и Екатерина Шуляк проведут мастер-класс, на котором расскажут все о школьных альбомах. Эксперты раскроют темы съемки школьников, обработки, тайминга, вы узнаете о том, как не зависеть от сезонности и обо многом другом!
Взгляд в темноту:
особенности ночной фотосъемки
Съемка ночных пейзажей считается одной из самых технически сложных в искусстве фотографии. Однако не стоит бояться темноты и прятать камеру. Ведь сумерки — это время, когда можно проявить фантазию и применить множество подходов для создания по-настоящему красивого кадра. Мы расскажем о некоторых тонкостях подобных съемок.
Как избежать ошибок в ретуши:
советы от Movavi
Все мы когда-то начинали и совершали ошибки, ретушируя фотографии. Особенно от неудачной обработки страдают портреты. Мы так стремимся к совершенству линий и оттенков, что абсолютно забываем о естественности. В этой статье мы покажем вам самые распространенные ошибки ретуши у начинающих, и дадим советы, как их избежать.
Как снимать футбол:
7 советов Олега Бухарева
Олег Бухарев — спортивный фоторепортер. Он регулярно освещает самые разные события, от чемпионата мира по футболу до выступлений фигуристов. У Олега очень большой опыт спортивной съемки, поэтому его советы пригодятся всем, кто собирается фотографировать футбольные матчи.
7 советов фотографу,
решившему снимать на пленку
Олег Рыбенко начал фотографировать, учась в университете. Сначала он снимал телефоном и цифровой мыльницей, а однажды решил опробовать «Зенит-ЕТ», найденный дома. Олег отснял две пленки, и ему понравилось: «Ты можешь полностью управлять всеми параметрами съемки, от выдержки и диафрагмы до ручной фокусировки», — говорит он об аналоговой фотографии. Итак, Олег Рыбенко делится советами с теми, кто хочет попробовать снимать на пленку.
Летающий бутерброд:
как это снято?
Екатерина Сидонская родилась в маленьком городке на юге России, Цимлянске. Она кандидат биологических наук, с 12 лет увлекается фотографией. Первый вопрос, который возникает при взгляде на ее работы: как это снято? Нам стало очень интересно, и мы поговорили с Екатериной об этом.
8 фотосоветов новичку:
свадебная съемка
Профессиональный фотограф и амбассадор Nikon Рустам Хаджибаев рассказывает о том, как разнообразить свадебную фотосессию и избежать шаблонных кадров с торжества.
13 упражнений для фотографов, которые помогут развить креативность
У многих фотографов креативность как приливы и отливы – то накатывает, то покидает. Иногда для творческого порыва полезно использовать искусственную стимуляцию, которая поможет взглянуть на мир по-новому, чтобы продвинуть, обновить или усовершенствовать ваши фотографии.
Существует множество идей, которые призваны побороть творческий ступор или вдохновить на дальнейшее расширение художественных границ. Некоторые сайты и книги предлагают задания и упражнения для смелых фотографов. Мы предпочитаем те из них, которые: 1) связаны с использованием фотоаппарата, 2) меньше привязаны к конкретному месту, 3) весёлые!
Упражнения для развития креативности, которые передавались из поколения в поколение и доказали свою эффективность. (К сожалению, мы не можем подкрепить их информацией о том, кто первым придумал тот или иной приём).
Упражнение 1: Две дюжины
Выберите себе место и, не сходя с него, сделайте 24 уникальные фотографии. (Нельзя перемещаться, ноги неподвижны).
Даже если вы станете перед кирпичной стеной, это будет очень поучительный опыт. Примерно после 12 кадров вам покажется, что все варианты исчерпались, тут-то и начнётся креатив, выжимающий весь потенциал из имеющегося оборудования и окружающего пространства.
Упражнение 2: Один десяток
Сделайте 10 уникальных и/или абстрактных фотографий одного небольшого предмета.
Чем меньше предмет, тем сложнее задача. Не хитрите, «маленький предмет» это не нечто вроде вашего города.
Упражнение 3: Четыре угла
Выберите один объект и сделайте четыре изображения, каждый раз помещая его в другой угол кадра.
Можете перейти на другую сторону объекта? Проделайте то же самое. Снимайте со всех четырёх сторон во всех четырёх углах, если это возможно. Посмотрите, что получится!
Упражнение 4: Искусственные ограничения
Придумайте себе ограничения на один съёмочный день или на выходные.
Ограничениями могут быть:
• Один объектив с неизменным фокусным расстоянием
• Одна местность
• Только в чёрно-белом цвете
• Только с 16.00 до 17.00
• Только в ручном режиме
• Всё переэкспонировать/недоэкспонировать
• Только точечный экспозамер
• Фотографировать только сидя
• Снимать только то, что выше вас
• Снимать только то, что ниже вас
• Без людей в кадре
• Без зданий в кадре
• Заполнять кадр
• Чтобы негативное (отрицательное) пространство занимало более трёх четвёртых кадра.
Эти или другие границы могут стимулировать к композиционному разнообразию.
Упражнение 5: Снимать на «плёнку»
Сходите куда-нибудь, где вы давно хотели пофотографировать, но постоянно откладывали. Снимайте на свой цифровой фотоаппарат, но представьте, что он заряжен катушкой плёнки на 24 или на 36 кадров.
Прежде чем жать на спуск затвора, присмотритесь и задумайтесь, помните об ограниченном запасе «плёнки». Если это не приведёт вас к более обдуманному подходу, касательно съёмки изображений, то притворитесь, что у вас катушка на 12 кадров. Когда «плёнка» закончится, просто походите или посидите, наслаждайтесь средой.
Упражнение 6: Двенадцать абстракций
Сфотографируйте дюжину абстракций одного предмета.
В зависимости от размеров объекта съёмки, вам может понадобиться макрообъектив или телефото. Это задание похоже на упражнение №2, но абстрактность должна подтолкнуть к более глубокому взору.
Упражнение 7: Портативный субъект
Выберите предмет, который сможете повсюду носить с собой и делать с ним разнообразные кадры вне зависимости от места съёмки.
Возьмите любимую «вещь» на прогулку и придумайте, как включить её в ваши изображения. Обратите внимание, как она влияет на кадрирование и композицию. Включите изобретательность с размещением своего портативного предмета.
Упражнение 8: Селфи «неселфи»
Вы будете в каждом кадре. Но это не должно выглядеть как обычное селфи. Поэтому возьмите штатив или альтернативную опору. Начинайте придумывать композицию снимка, затем становитесь так, чтобы попасть в кадр и воспользуйтесь автоспуском. Пусть фотографии с вами получатся содержательными и вдумчивыми.
Упражнение 9: Лотерея
Возьмите много маленьких бумажек и напишите на каждой из них слово или фразу, а затем уложите в глубокую миску и перемешайте. Доставайте по одной бумажке, читайте, берите фотоаппарат и приступайте к съёмке.
Примеры того, что можно написать на клочках бумаги:
• Синее
• Круги
• Панорамы
• Мягкий фокус
• Отражения
• Малая глубина резкости
• Действие
• Счастье
• Размытость
• Бег
• Отрицательное пространство
• Вывески
• Погода
• Буква «Т»
• Тень.
Так у вас всегда готовы идеи для съёмки.
Упражнение 10: Перемены
Пробуйте новые жанры фотографии.
Вы студийный фотограф-портретист? Попробуйте один день заняться уличной фотографией. Вы архитектурный фотограф? Сходите на ближайший стадион или в парк и снимайте в жанре спортивной фотографии.
Упражнение 11: Девять элементов
Сфотографируйте эти девять элементов в одном месте.
Придите на угол улицы или к парку, или в другое место и сделайте фотографии, в которых отобразится следующее:
• Свет
• Тень
• Линия
• Фигура
• Форма
• Текстура
• Цвет
• Размер
• Глубина
И ещё желательно:
Фокус
Тональность
Качество света
Паттерн
Отрицательное (негативное) пространство.
Хотите усложнить? Тогда позвольте себе делать лишь по одному изображению для каждого элемента.
Упражнение 12: Шаги
Пойдите погулять куда-нибудь, где вам всегда хотелось пофотографировать. А во время прогулки останавливайтесь и делайте уникальные кадры, но только после заданного числа шагов.
Какое у вас любимое число? 10? 20? Мир переменчив, всего в нескольких метрах вас может поджидать нечто интересное, остановитесь, чтобы запечатлеть это.
Упражнение 13: Два похода (или две поездки)
Оставьте фотокамеру дома или положите где-то в безопасности. Прогуляйтесь или поезжайте без неё, но по пути всё время ищите потенциал для фотосъёмки. Когда вы доберётесь до места назначения, возвращайтесь обратно тем же маршрутом и продолжайте искать глазами темы для фото. Наконец, с фотокамерой в руках в третий раз идите тем же путём и снимайте кадры.
Если фотоаппарат лежит в сумке, которую вы держите при себе, не доставайте его, пока не проделаете весь путь в обратном направлении. Потерпите. Просто внимательно смотрите по сторонам, наблюдайте, не спешите. Находите новые перспективы.
Упражнение X: Придумайте своё собственное упражнение
Воспользуйтесь перечисленными идеями и придумайте свой рецепт, который поможет снимать творческие изображения за пределами привычного видения.
Гораздо больше советов вы найдёте в интернете или в книгах для фотографов. Некоторые из них имеют форму творческого задания, выполняя которое вы покинете зону комфорта или погрузитесь в нечто для вас совершенно необычное.
Остерегайтесь творческих упражнений, которые сосредотачивают на технических аспектах оборудования. Увязнуть в меню фотоаппарата – едва ли лучший способ развить в себе креатив. Конечно, мы всегда за совершенствование технического мастерства. Просто в данном случае фокусируемся на творчестве, а не на основных деталях того либо иного изображения.
Снимки важны, но на этот раз вторичны. Если после упражнений у вас загорятся глаза, то цель достигнута!
Наконец, упражнения для развития творческого начала должны вдохновлять и ни в коем случае не вызывать ощущения рутинности.
7. Методы исследовательской фотографии.
Исследовательская фотография (съёмка) применяется при производстве экспертиз, а также специального исследования доказательств, в ходе которыхых необходимо выявить и зафиксировать плоховидимые или невидимые свойства и признаки объектов; сочетание с микроскопическими объектами. Данная съёмка оформляется в виде таблиц с заключением эксперта и на них должен быть проиллюстрирован, как сам процесс исследования, так и наглядно демонстрироваться признаки объектов.
1) панорамный (панорамная съёмка): если не удаётся запечатлеть объект на одном снимке или от него невозможно отойти на значительное расстояние или не желательно получать фотоснимок со значительным уменьшением, то в этих случаях применяется панорамная съёмка – последовательная фотография объекта; деление объекта съёмки на несколько частей и последовательное объединение в панораму. Панорама бывает линейная, круговая, горизонтальная, вертикальная, смешанная.
2) стереоскопическая фотосъёмка позволяет получить объёмное восприятие объекта. Это позволяет получить полные сведения о форме объекта. Съёмка на расстоянии 65-70 мм – это базис фотосъёмки и равняется расстоянию между зрачками человека. Этим методом фотографируются места взрывов, пожаров.
3) измерительная съёмка обеспечивает получение информации о размерах и величинах запечатлённых объектов. Съёмка делится на масштабную и метрическую. Масштабная – объект помещается в масштаб (линейка, метр, коробок спичек). При применении этой съёмки необходимо соблюдать правила, которые обеспечивают не искажение при съёмке объекта. Метрическая – фотографируется с помощью глубинного масштаба. Представляет собой бумажную или льняную ленту с делениями, которые равны фокусному расстоянию фотоаппарата.
4) макросъёмка – съёмка мелких объектов в их натуральную величину без использования микроскопа. Для этого используются наборы специальных удлинительных колец.
5) репродукционная съёмка – съёмка плоских объектов (картин, чертежей, дактилоскопических карт). Для этой съёмки используются как обычные аппараты, так и специальные. Репродуцирование может осуществляться также контактным способом с использованием рефлексной бумаги.
6) опознавательная съёмка применяется для последующего розыска, регистрации и опознавания преступников, с целью опознания трупов, уголовной регистрации. Для уголовной регистрации лицо снимает головной убор, очки, прикрытые волосами уши открываются. Снимают четыре или два снимка (фас, профиль). Требования: увеличение лица на фото должно быть одинаково; линия, проходящая через центр глаз должна быть по центру и одинаковой; голова должна быть повёрнута на ¾ и должно быть видно ухо. Перед фотосъёмкой трупа делается туалет. Труп снимается либо сверху, либо с боковых сторон.
8. Фотосъемка места происшествия: назначение, виды и методы.
Фотосъемка при осмотре места происшествия.
Назначение — для фиксации хода и результатов осмотра места происшествия. Осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.
МЕТОДЫ: Ориентирующая съемка предназначена для отражения места происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны давать представление о расположении места происшествия на местности и отвечать на вопрос «где?». Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно показать расположение места происшествия относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., а для его привязки к местности включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступления и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходится запечатлевать обширные территории, для чего используют широкоугольные объективы или прибегают к панорамированию.
Обзорная съемка дает хороший результат, когда требуется получить общий вид самого места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что произошло?». Точку съемки здесь выбирают так, чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обстановки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографировать нужно с двух, а во втором – с четырех противоположных сторон. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, производят панорамирование.
Узловая съемка необходима при фиксации наиболее важных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».
Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Чтобы снимаемые предметы отобразились более полно, съемку нужно проводить в максимально возможном масштабе с использованием при необходимости удлинительных колец, насадочных линз или специальной фотоприставки.
Обычно снимают с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос «каков результат?», а все фотографии места происшествия – создать наглядное представление об обстановке и последствиях преступного события, зафиксировать их максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности протокольного описания.