6 преимуществ использования штатива во время фотосъемки
6 преимуществ использования штатива во время фотосъемки
Штатив — это замечательный аксессуар, который может помочь вам получить более удачные снимки. В настоящее время на рынке имеется большое разнообразие штативов различных форм и размеров, от компактных до полноразмерных. Существуют штативы на любой вкус и кошелек и могут быть изготовлены из разных материалов: от алюминия до углеродного волокна. Но многие начинающие фотографы не сильно понимают, как им может пригодиться штатив кроме съемки с длинной выдержкой. В этом уроке по фотографии мы расскажем в каких случаях штатив поможет получать более удачные фотографии.
С более высоким рабочим значением ISO у современных камер вы можете спросить, зачем мне вообще нужен штатив? Однако существует множество случаев, когда штатив необходим для получения более интересных и качественных фотографий. В зависимости от вашего жанра фотографии, штатив можно использовать для разных целей. Если у вас его еще нет, и вы планируете добавить его в свой фотоарсенал, то вот 6 причин, по которым штатив должен будет полезен для вас.
1. Возможность фотографировать при слабом освещении
Независимо от вашего жанра в фотографии, штатив является важным инструментом для съемки, особенно в условиях плохой освещенности. При плохом освещении наступает момент, когда для правильно экспонирования подбирается выдержка слишком длинная для съемки с рук, снимки в таком случае могут получить смаз. Использование штатива избавит вас от этого
Возможность фотографировать с длинной выдержкой
Штатив позволяет делать более длительную экспозицию, используя более длинную выдержку до нескольких секунд или даже минут. Это помогает минимизировать риск любого движения. При съемке с длинной выдержкой использование штатива позволяет камере получать гораздо больше света, чем было бы возможно, если бы вы делали снимок с рук, а это значит вы можете уловить свет еле заметный или вовсе не заметный для глаз.
Таким образом, вы также сможете запечатлеть движение на ваших изображениях, что было бы невозможно, если вы снимаете с рук. В примерах ниже движение в облачных образованиях и шлейфы от автомобильных фар.
Лучшая стабильность
Одной из наиболее полезных причин использования штатива является неподвижность камеры. Это также позволяет избежать сотрясения камеры фотографом, особенно в тех ситуациях, когда необходимо более длительное время экспозиции. Если вы снимаете что-либо, например закат, звездные ночи, фейерверки или луну, вам понадобится стабильность, которую обеспечивает штатив, потому как камера должна быть абсолютно неподвижна.
Штатив также может быть полезен в экстремальных погодных условиях, таких как сильный ветер. Установив камеру на штатив, вы можете добиться более четкого снимка, так как штатив обеспечивает необходимую стабильность в подобных условиях.
Более четкие изображения
Штативы — отличный набор, который поможет вам получить более четкое изображение. Одна из самых больших ошибок, которые я вижу фотографов-новичков при съемке в условиях низкой освещенности, заключается в том, что они пытаются делать слишком много снимков с рук и в результате получают размытые изображения. Штатив поможет вам в достижении более четких кадров.
Использование мультиэкспозиции
Мультиэкспозиция — это съемка нескольких кадров с разными настройками из одной точки. Это порой бывает необходимо, когда к примеру, вы хотите получить HDR изображение (про HDR подробнее здесь).
Или же, когда необходимо сделать несколько кадров с разной фокусировкой, чтобы в последствии при склейки в фоторедакторе получить кадр резкий по всему полю. Так вот без штатива вы не сможете получить несколько одинаковых кадров, но с разными настройками.
Возможность кадрировать и корректировать снимки с легкостью
После того, как камера установлена на штатив, вы обнаружите, что можете легко вносить небольшие изменения в кадрирование. При этом при перемещении камеры в любом направлении вверх и вниз или влево и вправо движение также будет ограничено.
В дополнение к этим преимуществам, связанным с камерой, еще одним преимуществом штатива является то, что вы снимаете со своих плеч порой не малый вес фотокамеры с объективом. Наряду с фотоаппаратом, штатив может также держать фонари освещения, вспышки или отражатели, если это необходимо.
Нужен ли вам штатив или нет, зависит от того, в каком жанре вы снимаете, а также от ваших фотографических потребностей. Если вам нравится снимать пейзажи и архитектуру, вам обязательно понадобится штатив.
Как пользоваться штативом на фотосъемках
Использование штатива во время фотосъемок позволяет добиться отличных результатов. Устройство упрощает работу над материалом, позволяет контролировать процесс благодаря стабилизации камеры, другим возможностям. Поговорим о том, как штатив помогает добиться идеальной четкости, резкости изображений. Можно ли заменить его другими подручными средствами, чтобы придать камере устойчивость в любых условиях работы.
Преимущества работы со штативом
Основной элемент фотооборудования позволяет работать в любую погоду, достаточно защитить камеру от тумана, снега, дождя целлофаном, влагонепроницаемой тканью. С ним легко снять качественный автопортрет, людей и объекты в помещении, когда используется только естественный свет, а выдержка возрастает до 1/5 секунд. Аксессуар позволяет точно компоновать, кадрировать картинку при съемках пейзажей. С ним легко воспроизводить инфракрасные съемки, когда присутствует большая выдержка в 30 секунд.
Тренога помогает избежать размазанности изображения, возникающей от вибрации при нажатии кнопки затвора. С ним упрощается установки длительной выдержки, когда возникает проблема с дрожанием камеры. Аксессуар однозначно нужен при съемке телевиком. Камеры с дешевыми линзами обладают светосилой минимум 5, 6 при ФР 300 мм. Минимальная выдержка при ручной съемке должна быть 1/300 сек, поэтому без треноги (монопода) однозначно не обойтись. Устройство понадобится и для светосильных камер. Весит оптика от 5 кг и больше, чтобы руки не устали однозначно стоит пользоваться штативом.
Особенности использования
Работать со штативом очень удобно, но это не так просто как может показаться на первый взгляд. Независимо от производителя, модели каждое устройство имеет особенности, которые нужно учитывать. Подробнее остановимся на практической стороне использования оборудования для съемок.
- Правильная установка треноги занимает некоторое время. Эффективность использования зависит от тщательного продумывания композиции. Прежде чем устанавливать трехногого помощника обойдите объект, изучите с разных сторон, с помощью видоискателя (дисплея) определите лучший угол обзора. Выберите несколько мест установки оборудования, выберите лучшую из альтернативных позиций.
- Зафиксируйте штатив, расположив одну ногу напротив объекта съемок. Это оптимальное положение, позволяющее свободно передвигаться вокруг фотоаппарата, получать качественные изображения. Кабели, провода осветительных приборов должны лежать на некотором расстоянии от штатива. Так вы сохраните фототехнику, обеспечите безопасность рабочего процесса. Средняя ножка штатива относительно нестабильна по сравнению с остальными. Пользуйтесь ею только при особой необходимости, не забыв жестко зафиксировать.
- Правильная установка головки также имеет значение. Ее нужно устанавливать ровно, вертикально и перпендикулярно плоскости пола, земли. Отрегулировать положение головки поможет встроенный или съемный уровень. Съемный докупается отдельно, установка своими руками не вызовет сложностей.
- Используйте насадку-воротник для балансировки веса камеры, объектива. Поддерживающее кольцо необходимо съемочному оборудованию с длинным объективом. Иначе конструкция будет нестабильной, что усложнит работу. Для фотоаппаратов с легкими объективами существуют специальные L-образные насадки, обеспечивающие статичность камеры, максимальную четкость снимков.
- Когда погода ветреная, перед работой увеличьте вес штатива, повесив дополнительный груз. Если этого не сделать, очередной порыв ветра рискует снести конструкцию, повалив фотоаппарат. Что поможет ее утяжелить? Например, сумка от камеры, любой другой тяжелый компактный предмет.
Портретные, репортажные съемки
Портретный жанр фотографирования наиболее далек от использования штатива. Чтобы поймать кадр оператору приходится не выпускать камеру из рук, ведь удачным может оказаться случайный взгляд, улыбка, мимолетная поза модели. Тем не менее, фотоаксессуар пригодиться и в этом случае.
- Он полезен, если приходится работать в условиях слабого освещения. Если камера будет статичной, можно не беспокоиться о тряске рук. Это важно, когда необходимо использовать предельно низкие выдержки 1/8, 1/15.
- Наличие тренога позволяет внимательнее продумывать ракурс, более тщательно продумывать композицию, позволяет предельно контролировать съемочный процесс. Это особенно важно, когда речь идет о рекламных, коммерческих съемках.
В репортажных съемках удобнее пользоваться моноподом с одной опорой. Он компактный, легкий, мобильный, но очень поможет в работе. С моноподом можно быстро менять ракурс, предельно снизить тряску за счет уменьшения нагрузки на руки. Это становится особенно важным, когда приходиться работать с длиннофокусной оптикой.
Архитектурная и пейзажная фотография
Тренога станет незаменимой помощницей при съемках архитектурных объектов, пейзажей. Направления не требуют поспешной наработки материала. Здесь от фотографа наоборот требуется терпение, чтобы получить хорошие фото. Приходится тщательно выбирать ракурс, часто ожидать, пока будет удачное освещение.
- Часто оператору приходится долго ждать пока люди на улице выйдут из кадра, солнце выглянет из-за туч. Если в руках тяжелое оборудование, быстро приходит усталость. В результате снижается четкость, качество фотографий.
- Избавить от трудностей, сделать ценные снимки поможет тренога. Установив на нее фотоаппарат, оператор может заниматься основными рабочими моментами: выбирать удачный ракурс, выставлять настройки, приготовиться и ловить тот самый удачный кадр.
Штатив необходим, если работать приходится в горах или когда погода неблагоприятная, а порывы ветра делают работу практически невозможной. Достаточно установить, надежно закрепить оборудование, выбрать композицию, спокойно приступить к работе.
Предметные и макросъемки
Они также не терпят спешки, ведь высокое качество изображений достигается исключительно за счет предельной аккуратности, точности настроек. Казалось бы, зачем нужен штатив, если для работы на короткой выдержке достаточно источников искусственного освещения? Чтобы снимки получились действительно эксклюзивными, качественными у оператора должны быть свободными руки. Это важнейшее преимущество и обеспечивает тренога. С ней фотограф свободен для экспериментов, может полностью погрузиться в работу, не отвлекаясь на контроль оборудования. Помимо стандартных треног рекомендуется использовать специальные аксессуары с рельсовой головкой и макромеха. Первые позволяют производить высокоточное наведение на резкость, вторые необходимы для особенно сильного увеличения объектов.
Когда использовать аксессуар обязательно
- В условиях слабой освещенности, например, ночью, когда количество света предельно ограничено. Оператору приходиться постоянно увеличивать выдержку от 30 сек. до нескольких минут. Если рукам нет опоры, снижается четкость снимков, а о спецэффектах даже говорить не приходится.
- Во время съемок звездного неба, когда для полного отображения карты приходится работать несколько часов подряд.
- При съемке панорамы на 180 о и более, когда приходиться щелкать местность, вращая камеру вокруг собственной оси. Лучше всего это делать со штативом, потом в редакторе сшивать кадры. Важно! Не пользуйтесь конструкциями с шаровой головкой, не позволяющими точно регулировать смещение. Это приводит к изменению наклона камеры по вертикали и горизонтали, соответственно приводит к пропуску участков.
- Во время съемок HDR с широким динамическим диапазоном. Здесь важна абсолютная статичность оборудования, ведь приходится снимать три одинаковых кадра с различной экспозицией.
- При работе над репортажем, интервью, когда необходимо обеспечить устойчивость аппаратуры, плавность поворотов к снимаемым объектам.
- Операторский аксессуар незаменим при фризлайте (рисованием светом). Процесс создания снимков происходит при участии группы лиц, которые расцвечивают местность силуэтами, держа в руках фонарики. Снимая на длительной выдержке, удается получить красивейшие фото.
Тонкости ночных съемок
Современные цифровые фотокамеры позволяют снимать разноцветные огни города, ночные салюты, фейерверки, получая изображения высокого качества. Важно помнить, что работа в условиях ограниченной освещенности требует особых приемов. Свет окружающего фона отсутствует, но есть масса других источников подсветки: уличные фонари, световая реклама, вспышки, салюты, фары авто.
Для получения качественных ночных фото большое внимание отводится значительной выдержке. Даже если в фотоаппарате есть система стабилизации, снимать без колебаний, смазываний практически невозможно. Проблема решается, если поместить фотоаппарат на дополнительную опору: скамейке, перилах, ограждении. Но такие опоры статичны, поэтому оптимальным вариантом будет покупка штатива. Это лучший способ получить интересные, достойные кадры, при этом компоновать их без необходимости менять настройки. Применение многоногой конструкции позволяет значительно уменьшать диафрагму, цифровые шумы, получать качественные фото независимо от освещенности, погоды, времени года.
Чем заменить треногу
Можно ли использовать подручные средства, придающие устойчивость съемочному оборудованию? Какие настройки при этом стоит использовать для получения отличных снимков? Если треноги, монопода не оказалось под рукой, пока не удалось его приобрести, это не повод отказываться от съемок, упускать ценные кадры. Существует ряд хитростей, позволяющих временно заменить этот полезный в обиходе фотографа предмет.
- Альтернативой треноги станет обычная тонкая веревка, тесьма или шнур длиной до 2,5-3 м. Концы шнура связывают, петлю накидывают на основание объектива, затем свободный конец натягивают, а вторую петлю прижимают ногой. Прием обеспечивает съемочному оборудованию устойчивость, позволяет вертеть ее в стороны в поисках удачного ракурса, позволяет делать снимки с выдержкой 1-2 секунд.
- Если шнура, веревки нет под рукой, можно использовать стул, табурет, перила, стол, любую стойку, опору с ровной горизонтальной поверхностью. Располагая фотоаппарат на плоскости, надо позаботиться о том, чтобы он не дрожала. Для этого необходимо включить таймер запуска затвора или воспользоваться пультом ДУ.
- Когда рядом нет опорной плоскости, можно фотографировать, используя в качестве опоры собственное тело. Достаточно найти такую позу туловища, ног, при которой вертикальные колебания фотоаппарата будут предельно минимизированы. Для этого необходимо став в пол оборота поставить ноги на ширину плеч, перенести вес тела на ногу, выставленную вперед. Когда приходится снимать с низкого положения, можно опереться на ногу, согнув ее в колене. Положение будет устойчивым, если одним коленом упереться в землю, на второй поместить локоть руки, держащей фотоаппарат.
Применение штатива превращает сложный рабочий процесс в удовольствие, в разы, увеличивая качество отснятого материала. Он поможет, когда оператор просто не в силах удержать оборудование, а работать приходится много, долго. Использование штатива спасает во многих ситуациях, позволяя практически свободно управлять ГРИП, рабочим процессом. Это необходимая покупка, полезная начинающим, профессиональным фотооператорам.
Для чего нужен штатив фотографу
Штатив хорошо известен даже начинающим фотографам как устройство, которое удерживает камеру неподвижно в требуемом положении. Это означает, что благодаря штативу можно получать качественные снимки, которые не будут размыты из-за дрожания рук. Однако значительная часть любителей фотографии предпочитают не пользоваться штативом во время съемки. И причин этому несколько. В первую очередь, начинающие фотографы просто не владеют соответствующими знаниями и навыками работы со штативом и не знают в каких случаях его полезно использовать. Во-вторых, многим фотографам штативы кажутся громоздкими, неповоротливыми и тяжелыми инструментами, которые просто замедляют процесс съемки и затрудняют передвижение.
Но отказываясь по тем или иным причинам от использования штатива, фотографы, тем самым, ограничивают свои творческие возможности. Для того,чтобы понять это, достаточно только познакомиться с широким списком тех реальных ситуаций, когда штатив оказывается просто незаменимой вещью, влияющей на резкости и общее качество фотографии.
Ночная съемка
Жанровые зарисовки с улиц ночных городов очень красивы и привлекательны для любого фотографа, но чтобы фотографировать в вечернее или ночное время приходится увеличивать выдержку для получения хорошей экспозиции. Причем это увеличение выдержки может быть очень существенным – до нескольких минут. В результате этого во время ночной съемки с рук изображение начинает смазываться и терять свою четкость.
Актуальным становится вопрос, как же получать качественные, резкие фотографии в ночное время суток? В условиях недостаточного освещения и длительной выдержки на помощь фотографу приходит именно штатив. Он позволяет получать не размытые, а резкие, детализированные фотоизображения в ночное время и сумерки даже при зашкаливании выдержки за допустимые пределы. Кроме того, штатив в условиях ограниченного количества света помогает добиваться интересных, красивых эффектов.
Пейзажная, панорамная и архитектурная фотография
Многие начинающие любители фотографии искренне убеждены, что польза от применения штатива ограничивается только ночной съемкой. Но это далеко не так. Штативы широко используются профессиональными фотографами-пейзажистами и специалистами, осуществляющими архитектурную и панорамную съемку. При съемке пейзажа от фотографа требуется определенное терпение и отсутствие спешки, чтобы грамотно построить кадр, дождаться подходящего освещения и сделать, наконец, несколько красивых кадров.
При съемке с рук фотографу приходится достаточно долго держать фотоаппаратуру, чтобы дождаться, например, пока яркие солнечные лучи в утренние часы не озарят своим светом окружающий ландшафт. Вследствие этого руки фотографа через некоторое время начинают дрожать от усталости, что естественно приводит к размытию кадра и снижению четкости картинки. Использование штатива позволяет фотографу-пейзажисту с комфортом дождаться подходящих условий съемки, одновременно предоставляя ему наилучшие возможности для того, чтобы выбрать оптимальный ракурс и поработать с настройками фотоаппарата.
Помимо этого, штатив в пейзажной фотографии помогает увеличить глубину резкости. Регулируя такой параметр как глубина поля резкости, которая имеетважное значение при пейзажной съемке, фотограф вынужден изменять размер диафрагмы. Но уменьшение диафрагмы неизбежно ведет к увеличению значения выдержки, что в свою очередь приводит к необходимости применения штатива во время съемочного процесса.
Панорамную съемку вообще трудно себе представить без использования штатива. Ведь все отдельные фрагменты единого изображения, которые затем необходимо будет сшить, не должны иметь каких-либо перспективных искажений или размываний. Иначе при последующей сшивке фрагменты просто не состыкуются друг с другом. Очень уместно использовать при панорамной съемке штатив, оснащенный пузырьковым уровнем или имеющий специальную панорамную головку с обеспечением неподвижности нодальной точки.
Также стоит отметить, что сделав несколько изображений и соединив их в одно, фотограф получает возможность бесплатно увеличить разрешение своей фотокамеры на несколько порядков. С компактной 8-мегапиксельной камерой таким способом можно получать, например, качественные 16-мегапиксельные фотографии, которые можно будет затем распечатать в большом формате.
Портретная съемка
Еще одна область применения – это портретная фотография. Здесь штатив может понадобиться при портретной съемке и жанровой фотографии людей в условиях недостаточного освещения. Конечно, в портретной фотографии нельзя использовать те же предельные значения выдержки в несколько секунд или тем более минут, какие, например, можно выставить во время пейзажной съемки в ночное время. Однако использование штатива все же позволяет фотографу применять достаточно низкие выдержки. Наверное, не стоит говорить о том, что без штатива невозможно снять автопортрет.
Но еще одно преимущество штатива в портретной фотографии заключается в том, что фотограф может использовать для профессиональной съемки людей обычное жилое помещение. Добиться действительно качественных и красивых портретных снимков в домашних условиях бывает довольно сложно, особенно когда фотограф использует для освещения лица модели направленную вспышку. На фотографиях, как правило, получаются не слишком приятные лица с красными, воспаленными глазами. Штатив позволяет вместо направленной вспышки «в лоб» использовать естественный, рассеянный свет, поступающий в комнату из приоткрытого окна. Такое мягкое, рассеянное освещение идеально подходит для портретной фотографии, но для того, чтобы его использовать, опять таки, потребуется достаточно продолжительная выдержка. В такой ситуации штатив снова окажется очень полезным инструментом.
Макросъемка
В предметной и макросъемке штатив играет значимую роль, ведь он не только освобождает руки фотографу, позволяя полностью погрузиться в процесс, но и обеспечивает высокоточное наведение на резкость. Особенно если используются специальные штативы с рельсовой головкой. При макросъемке очень малых объектов основная задача фотографа заключается как раз в том, чтобы навести и удержать резкость. А это бывает очень сложно.
Съемка с рук в такой ситуации чревата тем, что фотоаппарат начнет перемещаться. И даже если такое перемещение ограничиться долями миллиметра, это все равно может повлиять на качество и резкость отснятых фотоизображений. Таким образом, использование штатива позволяет резко снизить количество некачественных и не резких снимков. Кстати, в некоторых случаях, например, при макросъемке насекомых, штатив еще и помогает фотографу не спугнуть объект съемки каким-либо неловким дрожанием камеры.
Другие виды съемки
Штатив используется для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Как известно, из-за узкого динамического диапазона матрицы фотоаппарата зачастую фотографу приходится снимать изображения одной и той же сцены с различными экспозициями. А затем эти серии изображений с разными выдержками накладываются друг на друга в графических редакторах, вследствие чего величина динамического диапазона полученного таким образом фотоизображения увеличивается практически вдвое. Подобный прием часто применяется для съемки очень контрастных сцен. Однако чтобы соединить снимки с различной экспозицией в одно изображение, необходимо их полное совпадение. Добиться этого можно лишь только при использовании штатива во время съемки.
Инфракрасная фотография, набирающая популярность в последние годы, вообще немыслима без применения штатива. Ведь в ходе инфракрасной съемки фотограф вынужден существенно увеличивать выдержку вследствие того, что светофильтр значительно ослабляет световой поток. Кроме того, особенности преломления инфракрасного излучения в объективе таковы, что резкость приходится наводить, ориентируясь исключительно на собственную интуицию и отдельные параметры. Это неизбежно приводит к некоторым ошибкам и неточностям. Чтобы снизить вероятность получения некачественных фотографий при инфракрасной съемке приходится использовать штатив.
Съемка на пинхол также требует применения штатива в силу того, что объектив камеры-обскуры отличается очень малым относительным отверстием. Понятно, что столь маленькие диафрагмы требуют, в свою очередь, длительной экспозиции и, как следствие, размещения камеры-обскуры на штативе.
Компоновка кадра
Применение штатива практически в любых условиях съемки полезно тем, что оно открывает перед фотографом наилучшие возможности для компоновки кадра и кадрирования изображения. Ведь фотографу не нужно концентрироваться на том, чтобы постоянно держать свои руки в неподвижном положении, и у него появляется больше времени для аккуратной и внимательной компоновки фотографии.
Также использование штатива предоставляет возможности для дополнительной проверки того, присутствуют ли все объекты, которые фотограф хочет запечатлеть, в кадре, не завален ли горизонт, правильно ли отрегулированы настройки фотоаппарата. То есть, поместив камеру на штатив, можно спокойно проанализировать все нюансы фотографии, тем самым, уменьшив количество технического брака.
Еще один немаловажный аспект применения штатива заключается в том, что в условиях длинных выдержек фотограф может уменьшить цифровые шумы и зернистость снимка благодаря простой возможности выставить более высокую чувствительность матрицы фотоаппарата. Если же он снимает на пленочный фотоаппарат, то он может использовать низко чувствительные фотоматериалы. Такая возможность для уменьшения зернистости и цифрового шума на снимках вряд ли применима при обычной съемке с рук.
Как уже говорилось выше, начинающие фотографы часто пренебрегают использованием штатива по той простой причине, что он кажется им неудобным, тяжелым и громоздким. Но, во-первых, сегодня выпускаются компактные устройства с легкой, простой конструкцией, которые очень удобно брать с собой на съемку. А во-вторых, многие забывают о таком положительном качестве штатива, как защита самого фотографа и фототехники от неблагоприятных погодных условий. Ведь безоблачная солнечная погода не всегда сопутствует фотографу. Нередко приходится снимать в дождливую, пасмурную погоду, в условиях сильных, не утихающих порывов ветра или обильного снегопада. В таких случаях вести съемку с рук бывает очень сложно – руки быстро устают, а фотоаппарат трудно удержать в нужном положении. Тут и приходит на помощь штатив, освобождая руки фотографу. Более того, в дождь и снегопад возникает вероятность того, что влага попадет во внутреннюю конструкцию камеры или объектива. Но при съемке со штатива можно накрыть камеру обычным целлофановым пакетом и продолжать снимать, обезопасив тем самым фототехнику от разрушительного воздействия воды.
Одним словом, сфера применения штатива в современной фотографии очень широка. Помимо того, что штатив помогает снизить тряску камеры, уменьшить нагрузку на руки и позволяет комфортно работать с длинными выдержками, он еще и оказывает неоценимую помощь начинающему фотографу. Действительно, использование штатива всячески идет на пользу любому любителю фотографии, поскольку благодаря штативу он получает возможность лучше продумывать ракурс и композицию фотографию для получения четких, оригинальных снимков.
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
6 преимуществ использования штатива во время фотосъемки
В самых разных направлениях фотографии использование штатива помогает добиваться требуемого результата благодаря точному контролю над процессом съемки, стабилизации камеры и некоторым дополнительным возможностям, не доступным при съемке с рук. Из данной статьи вы узнаете о том, какие же фотографии невозможно сделать без использования данного аксессуара.
1. Ночные пейзажи
Для ночной съемки из-за недостаточной освещенности требуются длительные выдержки. На длительных выдержках, как правило, снимают с помощью штатива. Штатив позволяет фотографировать на выдержке от нескольких секунд до нескольких минут, обеспечивая безупречный результат даже в абсолютной темноте. При съемке со штатива не обязательно использовать вспышку — это серьёзное преимущество, поскольку она освещает лишь те объекты, которые находятся недалеко от фотоаппарата.
2. Звёздное небо
Если вы снимете пейзаж со звёздным небом на длительной выдержке, то заметите, что на фотографии фиксируются следы от «движения» звёзд. На самом деле, звёзды остаются неподвижными, а вращается Земля. Поэтому на снимке остаются специфические линии. Чем больше параметр выдержки, тем длиннее будет след. Снимая со штатива, вы сможете запечатлеть элементы рельефа с максимальной детализацией.
3. Движение воды
Все фотографы, специализирующиеся на пейзажной съёмке, любят снимать водопады и ручьи. Чтобы передать движение воды в кадре, профессионалы устанавливают длинную выдержку. Таким образом они делают фотографии со струящимися как шелк водопадами и ручьями. Процесс такой съёмки значительно упростит штатив: камера будет надёжно закреплена, и вы сможете экспериментировать с различными значениями выдержки, чтобы найти оптимальный вариант. Также необходимо при этом использовать фильтр нейтральной плотности.
4. Луна
Многим удаётся снимать Луну «с рук», но с хорошим штативом результат будет намного лучше, а сам процесс — проще. Обычно Луну снимают на телеобъектив, и из-за малейшего движения фотоаппарата получается «смаз». Чтобы получить идеальную фотографию Луны, штатив должен быть установлен устойчиво. Это также поможет лучше скомпоновать кадр и следить за луной, ведь она перемещается по небу довольно быстро.
5. Групповой портрет
Хорошо построить композицию группового портрета — задача непростая. Даже расставив всех так, как надо, порой приходится делать по несколько кадров: кто-то не улыбнется, кто-то моргнет и т.д. Штатив позволит сохранять композицию при серийной съемке, по итогам которой вы сможете выбрать лучший вариант. Наконец, в этом случае фотограф сам сможет присоединиться к портрету!
6. Фотосъёмка HDR
В последнее время HDR-снимки очень популярны за счет своих насыщенных цветов и хорошей проработки деталей. Во многих современных фотокамерах присутствует встроенный режим съемки HDR, при котором фотоаппарат делает три снимка и сам комбинирует наиболее удачные участки из каждого из них в единое изображение. Хорошая фотография получится, если снимать с помощью штатива: в этом случае будет достигнуто идеальное совмещение.
7. Оригинальное использование движения фотоаппарата
Движение фотоаппарата во время экспонирования зачастую позволяет добиться необычных творческих эффектов и абстрактных изображений. Установите длинную выдержку и проводите камерой в разных направлениях или зумируйте с помощью объектива. Ещё более впечатляющую картинку вы сможете создать, если будете снимать со штатива и производить зумирование, например, только в одном направлении. В этом случае в кадре будет меньше «беспорядка», и в итоге он будет напоминать картины импрессионистов.
8. Фризлайт
Под фризлайтом подразумевается использование фонарика или другого источника света, в то время как в режиме камеры установлены длительные выдержки. Светом можно рисовать, осветить объект, можно танцевать с ним, создавая абстрактные фигуры — всё, на что только способна ваша фантазия. Лучшего результата удастся достичь, если вы поставите фотоаппарат на штатив, чтобы он мог зафиксировать ваши манипуляции со светом, сохраняя главный объект в фокусе. Ещё один плюс работы со штативом — вы сможете сделать всю работу сами, без помощи ассистента.
9. Таймлапс
Таймлапс — это фотосъёмка с точным количеством кадров в минуту, которые затем объединяются в один видеоряд. Все они должны быть сняты с одного ракурса, и в этом вам поможет штатив. Сняв тысячу последовательных кадров со стоящего неподвижно штатива, с помощью специальной программы вы сможете создать интересный ролик.
Фотосъемка спортивных мероприятий: 7 советов по спортивной фотографии от эксперта
Фотосъемка спортивных событий открывает широкие творческие возможности, и это отличный шанс опробовать некоторые из режимов и функций камеры, которые вы раньше не использовали.
Когда вы в следующий раз пойдете на спортивное мероприятие, попробуйте серийную съемку или съемку с короткой выдержкой для передачи динамичной атмосферы события! Эти семь советов помогут вам максимально эффективно использовать возможности вашей камеры во время просмотра спорта, будь то компактная камера, например Canon PowerShot SX70 HS, или цифровая зеркальная камера, к примеру Canon EOS 80D.
1. Найдите новый ракурс
На спортивных мероприятиях большинство фотографов будут снимать с одного ракурса, поэтому подумайте о том, как вы можете выделиться из толпы. Возможно, стоит лечь на землю и попробовать съемку с нижнего ракурса? Или сделать симметричный съемок расстановки игроков с высоты? Часто съемка с боковой линии поля оказывается более эффективной, чем съемка из-за ворот.
Также вы можете поэкспериментировать с различными фокусными расстояниями. Если вы используете камеру со сменными объективами, телеобъектив с зумом, например Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM, поможет вам приблизиться к объекту съемки, а встроенная стабилизация изображения позволит предотвратить сотрясение камеры.
2. Используйте режим серийной съемки
В большинстве случаев фотографы создают одиночные кадры, но в динамичных видах спорта, таких как регби или футбол, для съемки самых драматичных моментов необходимо идеально словить момент. Поэтому спортивные фотографы снимают в режиме серийной или непрерывной съемки.
Чтобы включить эту функцию, перейдите в меню режимов работы затвора. Иногда на верхней панели камеры есть диск для прямого выбора режима; в противном случае режимы работы затвора можно найти в меню камеры. Режим покадровой съемки на диске обозначен значком одного прямоугольного кадра, а серийная съемка — значком нескольких кадров.
Большинство камер могут снимать в режиме серийной съемки со скоростью от 5 до 12 кадров в секунду. Так по окончании съемки вы сможете просмотреть все кадры и выбрать из них тот, что лучше всего передает суть момента, например отличный сэйв вратаря.
Камера Canon PowerShot SX70 HS может выполнять серийную съемку со скоростью 10 кадров в секунду, а также оснащена удобным ЖК-экраном с регулируемым углом наклона, который позволяет снимать даже лежа или стоя в неудобном положении. Еще одним достойным вариантом является камера Canon PowerShot G7 X Mark II, которая снимает с частотой 8 кадров в секунду. Она оснащена 31-зонной системой автофокусировки, которая позволяет выбирать фокус и отслеживать лица и объекты касаниями экрана.
Cтатьи по теме
ПРИРОДА
Советы и рекомендации по созданию отличных фотографий в сезон зимних праздников
Профессиональный фотограф спортивных мероприятий Рихард Вальх делится экспертными советами по созданию превосходных зимних фотографий, от выбора камеры до установки наиболее подходящих настроек.
ДВИЖЕНИЕ
Эффектная съемка элементов паркура
Узнайте, как создавать динамичные городские истории, благодаря советам Само Видича.
3. Используйте автоматический баланс белого
Автоматический баланс белого на вашей камере поможет воссоздать на изображениях естественные тона и цвета. Вне зависимости от времени суток лучше перевести камеру в режим автоматического баланса белого и позволить ей автоматически регулировать этот параметр по мере изменения освещения. Это решение также позволит вам сосредоточиться на композиции и прогнозировании ключевых моментов.
Чтобы включить функцию автоматического баланса белого, нажмите кнопку баланса белого на задней панели камеры или на ЖК-экране, если он является сенсорным. При нажатии этой кнопки режим баланса белого будет изменен на следующий из доступных.
4. Снимайте в формате JPEG
От фотографов часто требуют файлов RAW или съемки в форматах JPEG + RAW, но в мире фотосъемки спорта это правило часто игнорируется. Многие фотографы, снимающие в режиме серийной съемки (в частности, фотожурналисты, фотографы спортивных событий и фотографы-натуралисты), работают в формате JPEG, поскольку обычно это обеспечивает более высокую частоту кадров по сравнению с форматом RAW.
Файлы RAW имеют больший размер и содержат больше данных, а на некоторых камерах для очистки буфера требуется больше времени. Файлы JPEG имеют меньший размер, что означает более быструю их запись на карту памяти и создание большего количества кадров за то же время (по сравнению с RAW). Скорее всего, по умолчанию на вашей камере будет выбран формат JPEG, поэтому если вы ничего не меняли, то продолжайте снимать как обычно.
Даже при выбранном формате JPEG снимайте короткими сериями, не удерживая кнопку спуска затвора нажатой в течение более двух секунд. При создании слишком длительной серии буфер камеры заполнится, и скорость создания кадров станет ниже.
5. Обратите внимание на окружение
Когда вы присутствуете на игре, важно обращать внимание не только на решающие моменты игры.
Попробуйте направить камеру на зрителей и запечатлеть полные надежды лица и забавные наряды, а также на волнение игроков и их сплоченность перед началом игры.
Если вы используете камеру со сменным объективом, Canon EF-S 55-250 f/4-5.6 IS STM станет отличным вариантом для создания таких кадров, поскольку его диапазон фокусных расстояний позволяет как запечатлеть стадион общим планом, так и запечатлеть отдельных зрителей или следить за ходом игры.
6. Используйте режим Servo AF или отслеживание объекта съемки
Обычно в камере по умолчанию установлен режим покадровой автофокусировки, и именно его предпочитает использовать большинство фотографов. Но при съемке движущихся объектов на спортивной площадке необходимо переключиться в режим следящей автофокусировки (Servo AF).
Как правило, на задней панели камеры есть элемент управления, отвечающий за режим автофокусировки, — это либо аппаратная кнопка, либо опция на сенсорном экране.
Режим Servo AF, также известный как режим непрерывной фокусировки, будет продолжать фокусироваться на выбранной точке автофокусировки, пока вы удерживаете кнопку спуска затвора наполовину нажатой. Это очень удобно для фотосъемки спорта, поскольку вы можете сосредоточиться на важных эпизодах — таких как голевые моменты у ворот — и спокойно дожидаться, когда они произойдут.
Режим автофокусировки со слежением делает управление фокусом еще удобнее. В режиме слежения вы просто касаетесь точки автофокусировки на ЖК-экране (если камера оснащена сенсорным экраном) или наполовину нажимаете кнопку спуска затвора, чтобы зафиксировать фокус на объекте, после чего точка автофокусировки перемещается вместе с объектом по мере его передвижения по кадру. Это отличная функция для отслеживания движений во время динамичной игры.
Если вы используете цифровую зеркальную или беззеркальную камеру, вы можете узнать больше о функциях вашей камеры в приложении Canon Photo Companion.
6 советов по использованию телеобъектива для макросъемки
Макро объективы специально разработаны для того, чтобы минимизировать расстояние фокусировки, позволяя фотографу, находиться ближе к объекту и тем самым увеличить коэффициент воспроизведения (то есть соотношение размеров изображения к размеру объекта съемки). Существует целый ряд различных методов, которые могут быть использованы для достижения желаемого макро увеличения без специального объектива (удлинительные кольца, макро–фильтры, реверсивные макрокольца), однако, почему-то значительно реже рассматриваются методы, позволяющие использовать то, что вы, вероятно, уже имеете в своем фото-арсенале — телеобъектив.
Мицена молочная (Mycena galopus)
Телеобъективы позволяют осуществлять довольно сильное увеличение, но, как правило, имеют намного большее минимальное фокусное расстояние, позволяя фотографировать с больших расстояний, и тем самым уменьшить коэффициент воспроизведения. Некоторые телеобъективы, снабженные системой малых датчиков, в состоянии предложить увеличения в масштабе 1:1 («реальное макро»), однако, как правило, возможности телеобъективов в макросъемке ограничиваются коэффициентами воспроизведения в диапазонах, близких к макро–диапазонам.
Использование телеобъективов для съемок такого плана имеет несколько преимуществ по сравнению со специальными макро–объективами, которые имеют большую величину минимального фокусного расстояния. Риск нарушения композиции или самого снимаемого объекта сводится к минимуму благодаря тому, что телеобъективы позволяют фотографировать с рабочего расстояния до объекта в районе 1 метра (для стандартных макро объективов оно составляет 15 — 30 см). Кроме того, благодаря дополнительному расстоянию между камерой и объектом, значительно уменьшается риск затенения объекта фотографирования камерой, а также есть больше возможностей выбора нужного освещения — как естественного, так и вспышкой.
Обычные голубые бабочки, спаривание (Голубянка-Икар) (Polyommatus Icarus)
Использование телеобъектива для таких высокоточных работ не может обойтись без некоторых трудностей, поэтому ниже мы приводим несколько советов, которые помогут увеличить ваши шансы на получение снимков в макро диапазоне с помощью телеобъектива:
- В связи с крайне низким фокусным расстоянием, риск снижения резкости из-за вибраций камеры здесь выше. Поэтому крайне важно использовать штатив и дистанционный спуск затвора, чтобы попытаться минимизировать движения камеры/объектива.
- Иногда даже при использовании штатива самые незначительные движения камеры могут испортить снимок. Попробуйте прикрепить объектив, используя муфту штатива, непосредственно к треножнику, так вы значительно сократите шансы на его колебания. Если же муфты у вас нет, то рекомендуется установить выдержку в 1/фокусное расстояние. Лично я при выборе выдержки для минимизации влияния колебаний всегда использую 1/главное фокусное расстояние (то есть умножаю фокусное расстояние объектива на кроп-фактор сенсора, чтоб скорректировать его до фокусного расстояния в 35 мм).
- Учитывайте параметр глубины резкости. Использование пограничных фокусных расстояний с такого близкого расстояния, может привести к уменьшению глубины резкости до долей миллиметра. Поэтому, чтобы обеспечить резкость объекта съемки по всему кадру используют достаточно маленькую диафрагму (существуют сайты и приложения, которые помогут вам произвести калькуляцию размеров диафрагмы).
- Убедитесь, что объект съемки параллелен сенсору. Если вы хотите, чтобы весь ваш объект был в фокусе, обеспечьте параллельность сенсора снимаемому предмету. Учтите, что в этих условиях диапазон глубины резкости будет ограничен несколькими миллиметрами. Выбрав правильную позицию, ракурс, угол съемки вы значительно увеличите свои шансы на получение четкого изображения.
- Включите объектив в режим ручной фокусировки. Если ваш телеобъектив имеет AF / MF переключатель, переключите его в режим ручной фокусировки и вручную сфокусируйте его на объект. Вы можете обнаружить, что, при ручной фокусировке минимальное расстояние фокусировки уменьшается, что позволит вам подойти ближе к объекту съемки, а значит, сможете иметь большее увеличение.
- Для увеличения фокусного расстояния используйте телеконвертер с сохранением того же минимального расстояния фокусировки. Это позволит вам значительно увеличить масштаб съемки без необходимости перемещать камеру дальше от объекта съемки. Увеличение фокусного расстояния, таким образом, повлияет на выбор значений выдержки и диафрагмы, но коль скоро оно учитывается, телеконвертер может быть успешно использован для увеличения коэффициента воспроизведения.
Обычная голубая стрекоза (Enallagma cyathigerum)
Использование телеобъектива для съемок в макро диапазонах, как правило, не позволяет добиться таких же результатов, как со специальными макро объективами, однако это дает возможность испробовать имеющийся у вас в наличии телеобъектив для макросъемки и понять, не тратясь на приобретение нового оборудования, насколько этот вид съемки интересен для вас. Если вы решите, что макросъемка – это то, что вас интересует и что приносит вам радость, то использование телеобъектива позволит вам почувствовать все прелести макросъемки, и подтолкнет вас в дальнейшем на приобретение нового макро-объектива.
Штатив в фотосъемке
В самых разных направлениях фотографии использование штатива помогает добиваться отличного результата благодаря точному контролю над процессом съемки, хорошей стабилизации камеры и некоторым дополнительным возможностям, не доступным при съемке с рук.
Из данной статьи можно узнать о том, зачем и как использовать штатив, чтобы упростить процесс съемки и добиться лучшего результата.
Многие начинающие фотографы предпочитают не использовать штатив, считая, что это неудобный, тяжелый инструмент, который затрудняет передвижение и ограничивает творческие возможности. Это не совсем так.
Поначалу штатив действительно может казаться вам неповоротливой штукой, замедляющей процесс съемки. Однако со временем вы привыкните обращаться с ним достаточно изящно и быстро настраивать нужное положение камеры.
С этого момента штатив перестанет быть для вас «третьей ногой», превратившись в незаменимый инструмент в самых разных направлениях фотосъемки.
Пейзажная и архитектурная фотография
Отправляясь на съемку пейзажей или архитектуры, обязательно берите с собой штатив. Данные направления в фотографии не требуют спешки, даже наоборот терпение не редко помогает получить особенно хорошие снимки. Например, снимая пейзаж, часто приходится ждать удачного освещения.
Если вы будете держать камеру с крупным телеобъективом в руках, пока солнце не покажется из-за облаков или пока на городской улице люди не выйдут из кадра, когда наступит долгожданный момент, ваши руки будут достаточно сильно дрожать от усталости, что снизит четкость изображения.
Вместо того чтобы превращать съемку в тренировку на выносливость, рискуя испортить ценные снимки, возьмите штатив — он позволит вам сконцентрировать внимание на условиях: выбрать хороший ракурс и композицию, по возможности выставить настройки и приготовиться к тому, чтобы сделать заветный кадр.
Некоторые известные фотографы-пейзажисты, поставив фотоаппарат на штатив, часами ждут идеальных условий, чтобы получить по-настоящему превосходный снимок.
Есть еще одно важное преимущество использования штатива, также связанное с условиями. Иногда погода, особенно при съемке в горах, может быть весьма неблагоприятной. Неутихающие порывы ветра делают съемку с рук практически невозможной.
В такие моменты поможет штатив, большинство из которых оборудовано крюком, на него можно повесть фотосумку с объективами, или специальной емкостью, которую можно наполнить, например, камнями для утяжеления.
Также существует несколько специфичных направлений, для которых использование штатива вообще является обязательным условием, это: ночная съемка, панорамная и HDR (широкий динамический диапазон) фотография.
Во время ночной съемки количество света очень ограничено, поэтому приходится значительно увеличивать выдержку, достаточно часто — до нескольких минут, а при съемке с рук на выдержке длиннее, чем 1/15, уже начинает проявляться потеря четкости. Также в ночной съемке штатив помогает добиваться красивых эффектов, таких как на этом снимке.
Во время панорамной и HDR (широкий динамический диапазон) съемки делается несколько снимков, которые впоследствии превращаются в одно изображение. Для того чтобы упростить сведение и повысить качество итоговой фотографии, надо обязательно использовать штатив.
Хорошая, удобная головка штатива и наличие встроенного уровня (инструмент для проверки угла наклона) позволят вам получить полный контроль над процессом.
Важно отметить, что штативы с шаровой головкой плохо подходят для панорамной съемки — они не позволяют точно регулировать смещение и допускают одновременное изменение наклона камеры по горизонтали и вертикали, что может привести к пропуску участка.
Предметная фотография и макросъемка
Предметная фотография не терпит спешки даже в большей степени, чем пейзажная. Качество достигается за счет точности настройки и аккуратности. Преимущество предметной фотографии — практически полная независимость от условий, в том числе от освещения благодаря искусственным источникам света.
Если света достаточно для использования короткой выдержки, зачем же нужен штатив? Однако он действительно нужен.
Штатив дает вам важнейшее преимущество во время предметной (и макро) съемки — он освобождает руки, позволяя полностью погрузиться в процесс и экспериментировать, не отвлекаясь на камеру. К тому же, если речь идет о съемке насекомых, штатив поможет не спугнуть объект или, например, не стоять самому в опасной близости к муравейнику.
В макросъемке помимо стандартных используются специальные штативы с рельсовой головкой, позволяющей производить высокоточное наведение на резкость, а также макромеха (которые, по сути, являются сложным штативом) для особенно сильного увеличения.
Съемка людей
Портретная фотография, пожалуй, наиболее далека от использования штатива. Съемка происходит достаточно динамично, иногда, даже импульсивно. Удачным может оказаться мимолетный взгляд или случайная поза модели, поэтому для фотографа так важно не выпускать камеру из рук, чтобы сильнее ощущать контакт и не пропустить ценные кадры.
Тем не менее, портретному фотографу желательно иметь штатив среди своих фото аксессуаров. При съемке в условиях плохого освещения штатив может быть весьма полезен. Конечно, в отличие от пейзажной фотографии, во время съемки портретов существуют некоторые ограничения.
Нельзя просто поставить выдержку в несколько десятков секунд, потому что вместе с правильной экспозицией вы получите приведенье вместо модели. Однако наличие штатива позволит вам с большей уверенностью использовать предельно низкие для портретной съемки выдержки (1/15, 1/8), благодаря тому, что не будет тряски от рук.
Также некоторые фотографы считают, что штатив способствует развитию мастерства, потому что он дисциплинирует: заставляет лучше продумывать ракурс и композицию, учит держать процесс под контролем, а не превращать портретную съемку в случайность. Это особенно важно, если речь идет о коммерческой съемке.
Если говорить о репортажной съемке, то очень удобным может быть использование монопода (штатив с одной опорой). Этот вид штатива позволяет снизить тряску, и при этом он достаточно компактен, легок. Монопод позволяет быстро изменять ракурс съемки и уменьшить нагрузку на руки, что особенно важно при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.