3 трудных вопроса, которые задают клиенты фотографу
Уроки фотографии и фотодело, как стать фотографом. Копирование и перепечатка материалов строго запрещены!
Уроки фотографии и как стать фотографом. Фотодело, бизнес, маркетинг, раскрутка, продвижение, поиск клиентов, реклама.
Как фотографу распознать проблемного клиента?
Эту статью я писала несколько недель, сложно было грамотно и корректно подобрать слова для описания такого весьма деликатного момента в работе фотографа.
Все выводы основаны на собственном опыте, возможно, у кого-то опыт по данной теме накопился другой, и при желании вы можете им поделиться в комментариях.
За долгое время работы фотографом и общения с клиентами у меня сформировался определенный список фраз, которые мне подсказывают: с большой долей вероятности данный потенциальный клиент — не мой, а я в свою очередь — не его фотограф. Более того, из-за расхождения во взглядах на очень важные договорные вопросы могут возникнуть проблемы. А проблем лучше избегать!
Проблемный клиент для фотографа. Фразы предостережения. Мой личный список.
— «Мне не важно, сколько денег это стоит, деньги не имеют значения!»
Нет уж, извините! Они… эти купюры очень важны. Мы живем в материальном мире и просто так за спасибо или за красивые глаза приобрести ничего нельзя. Такая постановка фразы звучит весьма заносчиво, высокомерно на мой взгляд. И вследствие кардинального разногласия (если вспомнить слова предполагаемого клиента) во взглядах на такой жизненно важный вопрос лучше будет предложить человеку продолжить поиски фотографа, а мне подождать своего идеального клиента .
Теперь, если я вижу в сообщении такую фразу (к счастью такое бывает совсем редко), я задаю наводящие вопросы, чтобы понять какой стиль съемки интересует людей. Чаще всего они ищут ровно противоположное от того, что предлагаю я.
— «Нам необходимы все исходники!»
Честно говоря, когда я слышу такую просьбу/требование, мне хочется моментально спросить: «Для чего?» Чаще всего клиенты не понимают, что исходник — это RAW файл без цвета и контраста и его надо редактировать в Лайтрум. Одно распространенное мнение, о котором я узнала из форумов, гласит следующее: «Мы платим, а это значит, что мы имеем полное право на все фотографии!» Да вот только закон РФ об авторском праве говорит о противоположном. Полное право остается за создателем/автором, главное это четко указать в договоре.
Для себя я решила так: у меня есть определенные стандарты работы, и я не отдаю RAW исходники никогда . Если для клиентов принципиально важно получить все исходники, которые в большинстве случаев они даже никогда не будут просматривать, то мы друг другу не подходим. Все-таки очень важно, чтобы обе стороны договорились и всё всех устраивало.
— «Почему мы должны отдавать вам деньги сейчас, а фотографии получим только через … недель/месяцев?»
Это вопрос доверия. Можно, конечно, ответить вопросом на вопрос, но это звучит некорректно и грубо. А где гарантия того, что через несколько недель/месяцев клиентам нужны будут фотографии и у них будут средства для оплаты? А работа уже выполнена. И что делать? В самом начале моей деятельности были случаи, когда я уже приготовила и обработала все фотографии, а клиент был не готов оплатить, и в итоге оплату пришлось ждать не один месяц. Был также случай, когда пара не забрала свадебные фотографии без объяснения причин и на телефонные звонки перестала отвечать. Отозвались они только 5 лет спустя…, и наконец-то объяснили причину их таинственного исчезновения. А причина, как правила в таких случаях, только одна — материальная!
— «Почему у вас в договоре написано, что вы запрещаете присутствие другого, постороннего фотографа во время съемки нашей свадьбы. Вы считаете, что вы очень хороший фотограф и другие не смогут сделать фотографии такого же качества?!»
Такую фразу я видела в сообщении только раз, но она мне очень запомнилась. Без комментариев, просто забавно-ироничный случай из собственной практики. А еще был такой вопрос-запрос: «У нас есть свой фотоаппарат, нам просто нужно, чтобы вы нас пофоткали!» Вот и думай, что написать в ответ!
— «Меня нужно фотографировать только с этого ракурса, потому что… (объяснение причин). И во время ретуши уберите мне здесь… укоротите… подтяните…»
Если об этом я узнаю до фотосессии, то предпочитаю отказаться. Это явный признак того, что человек очень недоволен собой, он не принимается себя таким, какой он есть. И чтобы ты не сделал, какую бы красивую фотографию ты не создал, такой клиент, вероятнее всего, останется недовольным. Причина тому — изначальная неудовлетворенность своей внешностью. А фотография — не лекарство, а доказательство реальности.
Я снимаю больше в репортажном стиле, что подразумевает много движения, а в таком случае поймать именно тот единственный ракурс весьма сложно. А профессиональная фотосессия — это своего рода инвестиция в будущее своих воспоминаний, поэтому нужно чтобы она была сделана правильно и в будущем приносила прибыль в виде радости и улыбок.
Можно ли распознать проблемного клиента? Распознать можно, избежать на 100% нет, однако с опытом учишься доверять и своей интуиции, которая плохого не подскажет, а определенные слова, стиль написания, манера разговора может дать много подсказок для определения характера твоего собеседника — потенциального клиента. Развивайте свою интуицию и учитесь ей доверять.
Искусство и бизнес фотографии
- Комментариев нет
- 37472
Ваша больная мозоль телефонного разговора
Часто, когда клиенты во время телефонного разговора задают вопрос о цене услуг (а это первый вопрос), беседа заканчивается фразой “спасибо, мы подумаем” или “спасибо, мы перезвоним”. Как правило, они не думают и не перезванивают.
Почему так происходит? Какие ошибки допускают фотографы?
1.Фотограф не готов к разговору.
Иногда мы берём трубку, когда находимся за рулём, на съёмке или просто в плохом настроении. А делать этого не стоит потому, что нормальной беседы не получится. Если клиент вам звонит, значит он уже “тёплый”: скорее всего, он видел ваши работы и примерно представляет ваши цены — важно его не упустить.
2.Фотограф работает справочным бюро
Он начинает рассказывать во всех подробностях об условиях и процессе съёмок. Необходимо ограничивать телефонный разговор: оптимально — 4-5 минут. Клиенту нужно давать лишь основную информацию, вилку цен и обязательно пригласить на встречу.
3.Фотограф не приглашает клиентов на встречу
Мы с командой fotobiz проводили холодные звонки фотографам. И только 8 из 10 пригласили нас на встречу. Следует давать клиенту ответ вроде “давайте не будем терять моё и ваше время. Если вас устраивают базовые параметры моих услуг, то давайте обговорим всё тщательно при личной встрече”.
4.Фотограф приглашает на встречу всех подряд, не разобравшись, что нужно клиенту
А в итоге клиентов не устраивает либо цена, либо какие-то другие условия. В самом начале разговора необходимо понять, входит ли ваш собеседник в вашу целевую аудиторию, подходите ли вы друг другу.
5.Фотограф обижается на вопрос о стоимости услуг
Мы же люди творческие. И нам кажется, что клиент молча должен отдать нужную сумму за наши потрясающие фотографии.Но клиент вступает в товарно-денежные отношения. И ему важно знать, о каких суммах идёт речь.
Как надо отвечать на вопросы о цене? Нужно подробно расспросить клиента, узнать о его пожеланиях и ожиданиях, понять какой продукт он хотел бы получить. После этого, в зависимости от пакетов услуг, называть цифры. Физически невозможно указать универсальную стоимость: фотосессия — это не кирпич и не металл с фиксированной стоимостью.
Если клиент всё же произнёс это самое “спасибо мы подумаем”
Фотограф должен сам перезвонить ему через день-два. Многим бывает неудобно перезванивать клиентам, они не хотят навязываться или быть продавцами. Поэтому необходимо сформулировать причину звонка. Например, в виде некоего дополнительного продукта.
Если вы понимаете, что клиент «уходит», можно предложить скинуть ему на e-mail какую-нибудь полезность, вроде PDF-файла с подборкой вроде “30 интересных мест для фотосессии”. И на следующий день будет повод позвонить и спросить, понравилось ли им.
Или можно дать домашнее задание клиенту. Отправить ему несколько ссылок на сайты с фотографиями, чтобы клиент выбрал то, что ему нравится. И показал, какими ему бы хотелось видеть свои фотографии
Когда клиент сам рад Вашему звонку
В моей практике было много раз, когда я перезванивал клиентам, а они говорили “как хорошо, что вы перезвонили, мы согласны, просто забыли связаться”. Или “мы потеряли ваш номер, но мы хотим с вами работать”. На клиентов сваливается огромный поток информации при подготовке к мероприятию, поэтому стоит им перезванивать — они будут только благодарны.
Обязательно заносить в базу всех позвонивших клиентов — желательно с e-mail. И раз в месяц отправлять им какие-то полезные материалы, напоминать о себе. Через месяц-два они вполне смогут купить у Вас съёмку, главное не терять связь.
Итак, какие действия надо совершать для успешного телефонного разговора?
-быть готовым к разговору
-ограничивать время разговора
-назначать встречу (только реально заинтересованным клиентам)
-формулировать понятный ответ на вопрос о цене, исходя из собственных продуктов и желаний клиента
3 трудных вопроса, которые задают клиенты фотографу
Да, фотографы получают от клиентов бесценные вопросы. Если в вашей работе задействован человеческий фактор, то порой вам может казаться, что вы замкнуты в бесконечной борьбе между преданностью своему видению и удовлетворением желаний заказчика. Любой из этих вопросов клиента звучит знакомо:
- Можем ли мы получить файлы в формате RAW?
- Не будет ли снимок в прыжке возле этой избитой туристической достопримечательности выглядеть чудесно?
- А вы можете исправить это в Photoshop?
Пока вы думаете, что можете получить либо одно, либо другое, я убеждена, что можно удовлетворить обе стороны: радость, довольный клиент и сильный стандарт качества ваших услуг. Вот как мы решаем три трудных вопроса, которые клиенты задают наиболее часто:
1. Можете ли вы включить все RAW-файлы в окончательный пакет?
Я ЗНАЮ, Я ЗНАЮ, когда вам задают этот вопрос, первое, что вы хотите сделать инстинктивно, это удалить их мейл и больше никогда не отвечать (или только я так остро реагирую?). Здесь главное добраться до сути, почему клиент хочет получить их. Поэтому, прежде чем ответить, задайте наводящий вопрос, чтобы узнать истинную причину вопроса.
Причины могут быть разные: они боятся, что не получат достаточно фотографий? Надеются ли они просмотреть все изображения и убедиться, что вы действительно отобрали самые лучшие? Сейчас самое время корректно объяснить им ваш рабочий процесс. Расскажите, как вы отбираете их и обрабатываете только самые лучшие, избавляя клиента от мучений просматривать снимки с двойным подбородком и закрытыми глазами.
Осведомленность клиента очень важна
И наоборот, клиент может и не знать, что такое RAW файл. Некоторые думают, что RAW означает просто необработанное изображение, и позже хотят самостоятельно обработать их с помощью iPhoto. Теперь стоит разъяснить клиенту существование продвинутых программ, которые могут открывать RAW файлы, включая тот факт, что их использование требует определенных навыков. Обычно это больше информации, чем среднестатистический клиент получает об обработке фотографий, и он способен переосмыслить свой вопрос и выразить свои потребности более четко.
Это также подходящее время, чтобы применить старую фразу «Таков стандарт индустрии не предоставлять RAW файлы, поэтому фотографы отдают конечный продукт, который стоит вашего внимания». Они не идут на кухню шефа, чтобы судить о его работе, основываясь на куске мяса в холодильнике, то же самое справедливо и для фотографа.
Как только вы услышите их обеспокоенность, и вежливо и профессионально опишите свой рабочий процесс, большинство вменяемых клиентов осознает, что не следует просить RAW файлы.
2. Разве фотография в прыжке на фоне какой то достопрмечательности не будет выглядеть удивительно?
Окей, снимки в прыжке из конца 90-х – это не наши методы (а если ваши, то я надеюсь, что клиенты, которым надо именно это, нашли вас!). Однако, мы придерживаемся твердой политики никогда не говорить «нет» идеям клиента. Это не только снижает энергетику съемки, но и заставляет чувствовать клиента отделенным от процесса создания изображений; что его идеи не такие хорошие, как у профессионала. Иными словами, это огорчает клиента, а объект съемки в плохом расположении духа никогда не станет героем потрясающих фотографий, которые вы хотите сделать.
Всегда говорите «да» идеям клиента
Мы всегда говорим «да», если у клиента есть идеи фотографий, даже если вам они особо не нравятся. Это позволяет вашему заказчику понять, что он является неотъемлемой частью процесса, и вдохновляет на творчество в съемке. Более того, порой мы думаем, что определенная поза или сцена не будет выглядеть хорошо, а в результате получается прекрасная идея, которая нам бы и в голову не пришла. Такие открытия бесценны. Никогда не думайте, что ваш стиль настолько устоявшийся, что в нем нет места для экспериментов и чего-то нового, особенно когда у вас есть клиент, который активно участвует в процессе.
Иногда это сводится к тому, что фотографии просто не ваши, не в вашем стиле, не такие, как вы бы хотели. И знаете, что? Вы можете выбирать, что публиковать, размещать в своем блоге, показывать в социальных сетях и какие работы включать в собственное портфолио. Отдавайте готовые изображения клиенту с улыбкой, сделайте его счастливым, а те работы, которые вам нравятся, разместите на собственной странице. Нет такого правила, что нужно размещать абсолютно все снимки с фотосессии. Выберите наилучшие и двигайтесь дальше.
3. Разве вы не можете просто устранить это в Photoshop?
Должна заметить, что мне чрезвычайно льстит, что люди считают меня повелителем Photoshop, просто потому, что я фотограф. Благодарю за кредит доверия, друзья.
Однако, реальность такова, что мое мастерство довольно скромное. Я лучше проведу время за съемкой, чем буду приклеена к компьютеру, делая людей на 10 фунтов худее, или удаляя рекламный щит в конце улицы. Спасибо, но нет.
Поэтому когда возникает вопрос о Photoshop, я стараюсь максимально усмирять ожидания заблаговременно. Когда родитель на свадьбе серьезно спрашивает, смогу ли я сделать его более худым, я отвечаю что-то вроде “Совершенно нет необходимости в Photoshop в такой прекрасный день, как сегодня. Каждый присутствующий здесь любит вас таким, как вы есть. Поэтому, нет.”
Если есть предмет, который легко удалить из сцены (мусорные баки, знаки, мусор), то лучше удалить их перед съемкой, поэтому клиент должен быть осведомлен, что не все является магией постобработки.
Придерживайтесь этого практического правила
Наша общая политика ретуширования в Lightroom такова, что если что-то исчезнет через две недели (например, синяк или прыщик), то мы устраняем такой недостаток без проблем. Если клиент хочет, чтобы вы устранили вещи посерьезнее с помощью Photоshop, как, например, мать жениха настаивает на том, чтобы вы отредактировали все фотографии, где у нее сердитое лицо на заднем плане (а вы не можете это исправить), мы просто в индивидуальном порядке сообщаем, что для такой обработки есть цена за каждое фото. Если клиент соглашается, то хорошо, но это любезное напоминание клиенту о том, что в Photoshop нет волшебной кнопки, которая превращает каждую Ферби в модель Victoria’s Secret.
Планируйте дальнейшее развитие
Мораль истории такова, что нужно быть вежливым, задавать вопросы и действительно понимать, чего хочет ваш клиент, когда задает такие раздражающие вопросы.
Блог Бондарь Андрея
Записная книжка фотографа
Ошибки фотографа в общении с клиентами
Глупые дискуссии с умным видом.
Для заказчика, фотограф — исполнитель, автор (не всегда) и создатель визуального контента, произведения. Умение поддержать разговор — второстепенное, хотя и необходимое умение. Фотографам свойственно ошибаться, зазнаваться и просто — быть неопытными в общении: в интернет-переписке, на съемочной площадке, во время телефонных разговоров и т. д.
Ошибки фотографа в общении с клиентами
Темы, которые не стоит обсуждать
Универсального стиля общения нет, но есть темы, которые не стоит обсуждать с клиентом: хоть до, хоть после фотосъемки.
Личная жизнь: коллег и заказчиков
Фотограф и заказчик — не родственники, а временный трудовой союз. Разговоры о детях и женах лучше оставить в стороне, даже если речь о коллегах, или жизни клиента. Подобные беседы отвлекают, вынуждают заказчика хихикать (за спиной) и краснеть. Личная жизнь — тема, которая неуместна, а порой — оскорбительна. Избегайте ее.
Политические взгляды
Всегда держите свои политические взгляды при себе. Если они у вас правильные — тем более.
Политика — худшая тема для обсуждения. Нельзя озвучить точку зрения и не задеть чьи-то чувства, убеждения, жизненные ценности. А любое несогласие — потенциальный конфликт. Скрытый или явный — неважно, человек отстранится и больше не вернется.
Компетенция: фотографа, заказчиков, коллег и публичных деятелей
В любой профессии найдутся некомпетентные сотрудники. Говорить с клиентом на эту тему — недальновидное решение: послушают, из любопытства, и поймут — фотограф пытается подчеркнуть собственную компетентность на фоне чьей-то профессиональной слабости. Этого не любят, всегда и везде.
Присваивание чужих заслуг, хвастовство
Заказчик не ценит наплевательское отношение к коллегам, более того — он задумывается: а способен ли фотограф к самостоятельным достижениям? Выводы приходят разные, но все они влияют на принятие решения о сотрудничестве.
Говоря о себе, нельзя заигрываться, общество не любит хвастунов. У заказчика складывается впечатление, что фотограф редко чего-либо достигает, потому и гордость, пользы от корой нет: ни творчеству, ни беседе. Сдерживайте себя.
Заработок: собственный и коллег
Доходы интересны только ФНС. Иногда — семье.
Сбор информации о доходах коллег и упоминание этих цифр в диалоге с заказчиком — повод для сравнения, оценки фотографа и зависти.
Не говорите о финансах и вас увидят, пусть и немного, но в другом свете.
Негатив: отношение к профессии, трудности, поиски другой работы
Любые жалобы снижают позитивный настрой, но упреки и укоры собственной профессии — верный знак, что собеседник — нытик, негативная персона и просто человек, которому не стоит доверять проект.
Уходя — уходят. Есть предложение на руках? В добрый путь, никто слез не уронит. Иначе — верный способ стать персоной, на которою не будут тратить время. Скамейка запасных…
Прошлое: детство, отвязные годы
Не бывает жизни без глупостей. Главное оставить их в прошлом, а его не тревожить. Пускай молчит и не обличает. К тому же, рассказы о своем прошлом наводят клиента на мысль — а изменились ли вы?
Увы, но многие решают в худшую сторону, считая что люди не меняются и ждут от вас… Да к черту, разговаривайте по делу, а не припоминайте свои драки в школьных коридорах, лазы в катакомбы, угоны авто, дерганье борсеток и т. д.
Заметки на полях:
Разговоры о мироустройстве, идеалах — тонкая грань, двигаться по которой под силу только сильному оратору, эрудированному человеку. Фотографу достаточно придерживаться границ этики и норм поведения в обществе, а если заказчик озвучит свои убеждения, то наберитесь терпения и выслушайте, не перебивая. Затем вернитесь к рабочим моментам и забудьте про ответное действие, потому-что оно может стать началом конфликта.
Ошибки во время переговоров: по телефону, при личной встрече, в интернете
Мастерство общения с заказчиком — не только навыки ускользания от сложных тем, но и умение замечать ошибки:
Нарциссизм
Мешает. Всегда и во всем.
Диалог без цели
Ход встречи и разговор контролирует фотограф. Всегда.
Цель диалога — не заключение договора, а устранение двояких трактовок и утверждение регламента.
Диалоги без цели и просто беседы — пустая трата времени.
Увлечение монологами
Слушающий фотограф помогает клиенту высказаться: озвучить свои требования, пожелания и опасения. Болтун — напротив, подтолкнет заказчика к мыслям о нарциссизме фотографа и его профессиональной непригодности. Время идет, задача не ясна, проект не обозначен и т. д.
Молчаливость
Другая крайность. 🙂 Молчать нельзя: имя, опыт и знания обесценятся в глазах клиента, если фотограф игнорирует окружающих. По-неволе подумаешь, что человек и говорить не умеет, а значит: невостребован, раз не набрался опыта, или не поможет клиенту в решении проблемы.
Общение с посредниками
Вести диалог и заключать договор необходимо только с заказчиком: менеджеры и агенты — испорченный телефон, трата собственного времени. В таких ситуациях, лучше отказаться от сотрудничества: фанатики делегирования втягивают фотографа в свою игру, попутно докучая ему телефонными звонками, сопутствующими правками, длительными согласованиями и т. д.
Эмоциональная неустойчивость
Переменчивое настроение — агрессия, истерия, крик и слезы — не показатель талантливого человека, а демонстрация низкого уровня эмоционального интеллекта. Сидя за ретушью или вдали от посторонних глаз — пожалуйста, но при общении с людьми — табу!
Увлечение терминологией
Если фотографа трудно слушать, то его невозможно понять.
В общении с клиентом лучше избегать длинных формулировок и чрезмерного употребления терминологии. Речь должна быть простой и доступной для человека вне фотографии, нести в себе примеры из информационного поля клиента.
Неспособность ответить на вопросы заказчика
Наработки, шаблоны ответов и заготовки тем для обсуждения — хорошо, но плохо, если на этом заканчивается словесный опыт фотографа. Клиент может задать вопрос не в тему и что тогда?
Демонстрация нужды
Бонусы и демпинг помогают «зацепить» потенциального клиента. Но есть и другая проблема — не свой клиент, который приходит за скидкой; падение уважения к творчеству фотографа и его личности; сотрудничество на невыгодных, для фотографа, условиях. Нужно уметь говорить нет, отпускать клиента.
Путаница в именах
Если нет медицинских оснований, то это показатель отношения к работе, уважения к людям, личного и профессионального мнения о заказчике.
Демонстрация востребованности
Заигрывание с телефоном во время диалога с клиентом — ответ на все входящие звонки и смс, чтение электронной почты — не показатель востребованности фотографа, а простое невежество, показатель ниши мелких бытовых услуг…
Канцеляризмы и заезженные фразы
Ошибки в общении на съемочной площадке
Фотосъемка — не время, когда клиенту некуда деваться, а день, когда на фотографа смотрят со всех сторон: опыт фотосъемки и работы в команде, общение с заказчиком, героем в кадре и коллегами.
Оценка продолжается и, в общении главное не допускать:
- Разговоры: по телефону, средствами смс и электронной почты, мессенджеры.
- Беседы на отстраненные темы.
- Неуважительное, эмоциональное обращение к коллегам.
- Нарциссизм, гордость во взгляде на присутствующих.
- Хвастовство.
Не стоит увлекаться кофе, т. к. в эти минуты заказчик может почувствовать себя одиноким, в ситуации когда фотограф с командой «шушукается» о своем, или оскорбленным, в ситуации панибратства (бывает такая иллюзия, когда все идет по плану, растет понимание со стороны друг друга и допускаются вольности, но ничего не изменилось: фотограф — исполнитель).
p.s. думайте о своей речи, понимайте важность диалогов, учитесь на чужих ошибках.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Рекомендую к прочтению:
- Сделайте мне красиво, или о чем задуматься перед фотосъемкой В своей работе, фотограф не только осваивает профессиональные навыки, но и незаметно для себя, и большинства окружающих, взрослеет: не […]
- Как разговаривать с фотографом, когда недоволен количеством итоговых фотографий Недовольство количеством фотографий, со стороны заказчика, — давняя проблема, которую знает любой фотограф. Но как вести себя клиенту, […]
- Как фотографу воспринимать настроение социальных сетей Из писем к другу. Сообщения … А на твое предложение, почаще заглядывать в социальные сети (и быстрее отвечать на […]
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Добавить комментарий Отменить ответ
О проекте
Основная тема блога — фотография и профессия фотографа, и прежде всего — вопросы творчества, продвижения, перспектив и вдохновения.
Делюсь личным опытом, рассказываю о наработках коллег. Пишу для заказчиков, даю ответы на распространенные вопросы.
Выбранный формат — записная книжка.
Новые публикации дважды в месяц, доступна подписка на обновления.
Какие чаще всего нелепые вопросы задают клиенты?
Какие чаще всего нелепые вопросы задают клиенты? При общении с клиентами, с их стороны возникают вопросы вводящие в недоумение.
73 комментария
А чё так дорого? Нас же всего 15 человек будет.
Вы у нас так же одеты будете?
( в свитере и джинсах )
Так же бесит, когда спрашивают, буду ли я таким же серьёзным.)) Видимо, ждут, что на встрече я начну с каравая а закончу фейерверком))
Про дороговизну тоже спрашивают))
Кстати, чем меньше людей, тем сложнее работать.
В данном случае присоединяюсь: А чё так дорого? (касаемо малобюджетных мероприятий, у высокобюджетных — совсем другие, но не менее нелепые, вопросы).Вариантов много:- У нас же не в субботу, а в пятницу, вы что?- Вы говорили, что выступление цыганского ансамбля — 1.50 руб. за полчаса, значит за 10 мин. будет стоить 50 коп? — Аппаратура и свет включены в стоимость выступления артистов?- И что они будут делать? (касаемо музыкальной группы).- А может ваш шаржист рисовать не весь вечер 100 человек, а нарисовать всех 100 за полчаса, пусть ЧУТЬ похуже? ну и т.д.
Да еще такой вот вопрос от невесты накануне свадьбы: Скажите, а у вас свадебные платья в студии есть для фотосессий, а то жених же не должен невесту в своем платье видеть до свадьбы, а зонтики?
Впадаю в ступор от вопросов,которые касаются чисто технических вопросов при монтаже,марок видеооборудования,в какой последовательности я буду проводить монтаж свадебного видеофильма ну и ещё массы глупых вопросов,которые ну никак не должны волновать клиента,как всё делается,чтобы они получили качественный продукт))))
При оплате обряда «Выпуск голубей» оформляется квитанция:
Администратор- Адрес скажите пожалуйста.
Клиент- А они туда,что ли полетят?
Многие гости спрашивают:»А можно ли их жарить,раз уж они их купили?(это,такие милые шутки)
Или:А они назад прилетят?За что же платить7
Мне однажды при первичной беседе с заказчиком по телефону поступил такой вопрос:
«А мне сказали, что когда снимают на цифровую камеру — то вся картинка трясётся. У Вас цифровая камера?» — занавес. :)))
Ещё однажды почти в самом конце свадьбы пара заметила, как я меняю кассету на камере — и сразу последовал возмущённое восклицание: «А вы что — весь день нас на кассеты снимали. У них же качество плохое. » — Я блин в ступор впал. Только и всего что нашёлс я — оветить вопросом на вопрос: «С чего это Вы так решили? И почему вы думаете, что, если у ваших знакомых камерка SAMSUNG за 6500р. снимает на кассету miniDV и вам картинка не нравится, должно означать, что профессиональная камера HDV за 5000 долларов будет снимать такое же «г» только потому, что используется носитель того же типа. » — в общем — как ушат холодной воды на голову вылили.
«А если у нас весь свадебный день начинается не в 10, а в 12-00 — то сделаете скидку?»
Много ещё чего было. — вот недавно — звали снимать крещение ребёнка — надо ехать за 70км от города. Клиент удивлялся, почему три тысячи с него берут. — Ведь снимать только 40 минут!
Пока все прочитала, ухохоталась.
Звонок: «У нас будет мало человек, нам поменьше конкурсов, костюмов не надо! А еще у нас своя музыка будет(центр музыкальный). Сколько стоить будет?» — бесплатно, потому что Я у вас работать не буду!
Заказывают минимальную съёмку — 3 часа. Нам надо 15 минут на выкупе, полчаса на регистрации, час на прогулке, полчаса поздравлений на банкете, 15 минут — первый танец, 15 — заключительный танец, 15 — букет, подвязка. Хорошо хоть поминутно не расписали. Кстати регистрация в 9.30, а банкет в 17. Пришлось отказаться от этого заманчивого предложения.
Тройка самых «волшебных вопросов»: 3место — А у вас камера цифровая? (здесь уже встречалось), 2место — А Вы будете на своей машине? и 1место — А у Вас красивый компьютер?
Недавно на свадьбе свидетель смотрит у меня на вспышке отражатель (самодельный), спрашивает — Зачем эта фигня, у тя че вспышка не работает.
Часто спрашивают, сколько фотографий я делаю в час. И самый главный вопрос, сколько мегапикселей в моей камере.
Вопрос по телефону: А расскажите нам ваш сценарий!))) Просто убивает.
И ещё задают вопрос: А нам надо вас кормить?
Самый смешной вопрос, который мне задали, касался общей фотографии: «А почему у всех лица разные?!» Ответ: «Потому что это разные люди!» )))))
Классная тема. Такие перлы. Классика жанра- А дед мороз трезвый.
Добрый день! У нас был вот такой случай.
Звонит клиент и говорит, что хотел бы заказать живую музыку на юбилей. Отвечаю ему, что, мол обратились по правильному адресу, мы — полностью живая группа, профессиональный музыкальный коллектив из пяти человек, стопроцентный живой звук.
Ой, что вы, — отвечает клиент — пять человек это очень много, нам нужно, чтобы девочка под ноутбук попела.
Вот такая ЖИВАЯ музыка в понимании некоторых клиентов!
Ольга Никитина: «А расскажите нам ваш сценарий!»
Это скорее всего конкуренты. У меня тоже иногда спрашивают про конкурсы: «У Вас костюмы есть? А какие? И вообще, чем Вы гостей развлекать собираетесь?» Как правило, задав такие вопросы, и получив адекватный, но вежливый вопрос, клиенты попросят о встрече, а конкуренты. сами знаете.)))
Как правильно разговаривать с клиентом: советы фотографу
Многие фотографы совершают ошибки в общении с клиентами, сами того не замечая. Как разговаривать с клиентом и не потерять его. Полезные советы фотографу.
Как разговаривать с клиентом по телефону
⇒ НЕ ПОДХОДИТЕ К ТЕЛЕФОНУ, ЕСЛИ ВАМ НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Как правило, голос в этот момент у вас раздражённый, отвечать вы будете кратко и резко. Поэтому лучше не отвечать, а перезвонить как только сможете или воспользоваться функцией вашего телефона — отправка сообщения на входящий звонок, в котором будет написано «Извините, не могу сейчас ответить. Обязательно Вам перезвоню».
⇒ ПРАВИЛЬНЕЕ ИМЕТЬ ДВА НОМЕРА ТЕЛЕФОНА: РАБОЧИЙ И ЛИЧНЫЙ. Почему? Отвечая на рабочий номер, вам нужно представляться. Как минимум вы избежите вопроса «А я правильно позвонила? Вы —фотограф?».
⇒ ВЕЖЛИВОСТЬ — ДОЛЖНА СТАТЬ ВАШИМ ГЛАВНЫМ КАЧЕСТВОМ. Вы должны вежливо проконсультировать клиента по любым его вопросам. Ведь вы представьте: вам звонит женщина, ей 40 лет, она в жизни не фотографировалась, для неё мир фотографии — это что-то космическое и неизведанное, она не знает как утро начать в этот день, что с собой нужно взять, сколько времени займёт подготовка, и вообще, что подготовка необходима. Поэтому нельзя отвечать шутками на подобные вопросы, а тем более отвечать с раздражением.
⇒ В РАЗГОВОРЕ С КЛИЕНТОМ ВЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ ВСЕ ПОТРЕБНОСТИ КЛИЕНТА, зачем проводится эта фотосессия, какой образ клиент хочет увидеть на фотографиях, для чего эти фотографии и т.д.
⇒ ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ КЛИЕНТУ ВСТРЕТИТЬСЯ ЛИЧНО и обговорить все моменты, показать портфолио, предложить места для съёмки. Точнее сказать — личные предварительные встречи с клиентом обязательны, но мало кто их совершает, тем более, если у вас заказывают крупную съёмку.
Встречи «вживую»
⇒ НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ НА ВСТРЕЧУ. Возьмите себе это в привычку. Опаздывать — не просто дурной тон, для вас — это непозволительно. В крайнем случае: позвоните, извинитесь и скажите на сколько вы задерживаетесь.
⇒ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ВСТРЕЧЕ С КЛИЕНТОМ И НЕПОСРЕДСТВЕННО В ДЕНЬ СЪЁМКИ ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ ОПРЯТНО И УХОЖЕНО. Вы идёте на работу, а не на встречу с друзьями или в магазин. Поэтому хорошо выглядеть — очередное ваше правило.
⇒ КОГДА ВЫ ЕДЕТЕ НА ПЕРЕГОВОРЫ С КЛИЕНТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕРИТЕ С СОБОЙ МАТЕРИАЛЫ, которые можете показать клиенту: красивые места, где может пройти съёмка, идеи для фотосессии, какой реквизит можно использовать в кадре, какие наряды подойдут для съёмки и т.д.
⇒ ВСТРЕЧА ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬ В КРАСИВОМ МЕСТЕ. Ни в коем случае не устраивайте встречу с клиентом у него дома и в дешёвых кафе. Необязательно идти в дорогой и роскошный ресторан. Существует множество красивых и вдохновляющих мест: арт-пространства, уютные кафе, фотостудии, с просторным красивым холлом.
⇒ УВЕРЕННО ГОВОРИТЕ ЦЕНУ ЗА СВОИ УСЛУГИ, НЕУВЕРЕННОСТЬ ЗДЕСЬ НЕУМЕСТНА. Предлагайте клиенту доп.услуги: ретушь дополнительных фотографий, реквизит, платья, флористику, и т.д. Это не только поднимет ваш «чек» (ведь с партнёрами могут быть партнёрские отношения), но и предлагая клиенту доп.услуги — вы рекомендуете проверенные компании, в чьей работе вы уверены.
Чтобы клиент ничего не забыл — отправляйте клиенту памятку за несколько дней до съёмки: что нужно взять, куда и во сколько приехать.
© Копирование, публикация и любое использование материалов без разрешения и указания имени автора ЗАПРЕЩЕНЫ
evgeny-dem >› Blog › ТОП 3 неуместных просьбы фотографу.
Я давно читаю ЖЖ и подписан на разных людей, в том числе на Ивана Летохина
Прочитал его свежий пост и долго смеялся, как все правильно Иван написал.
Ни когда ранее не делал репост таким образом, но в этот раз решил сделать исключение и поделиться с другими фотографами такими интересными просьбами.
Можете пройти по ссылке выше и читать в ЖЖ, можете на этой странице, решать Вам.
Ниже идет текст от первого лица Ивана Летохина.
Сегодняшний пост основан не только на моем личном опыте, но и на многочисленных рассказах моих коллег «по цеху», так что максимум объективности и минимум моей личной прихоти 🙂
В любой профессии есть профессиональный юмор, страхи, истории успеха и разочарования. Очень часто профессиональный юмор строится исходя из опыта работы с клиентами, их стандартных просьб и вопросов, стереотипов и фантазий.
Сегодня у нас в студии следующие «гости» :
1. Пришли мне сегодня хоть одно фото, можно без обработки!
2. Но вы же потом исправите в фотошопе!
3. А запишите мне все-все фото в раве!
Я постараюсь максимально доходчиво, попытаться донести до «не фотографов»(коих уже наверное меньше половины от населения мира) о чем, и почему не стоит просить фотографа.
От этого вопроса/просьбы у Ф. темнеет в глазах, его начинает трясти, правый глаз дергается…шучу, все гораздо хуже) Как бы постараться объяснить. Ну вот представьте :
а) вы строитель, возводите серию из 10 домов, сейчас вы строите дом под номером 3, а к вам приходят и говорят — а можете построить дом номер 8 ? ну хоть одну комнату, ну пожалуйста, ну ведь интересно что получится, мне только одну, можно без отделки и коммуникаций.
б) вы журналист, пишите статью на 5 страница, сейчас пишите 2, а редактор ну очень просит написать сразу пятую, ну хоть два абзаца, ну хоть без знаков препинания.
Что нужно попытаться понять из вышеприведенных примеров :
1. Вы должны понимать, что вы не единственный клиент, и есть определенная хронология в выполнении заказов. Делая один заказ, крайне неудобно свернуть над ним работу и переключиться на другой.
2. Любой человек любящий свою профессию, не может не стараться, а значит — нельзя вот так взять и прислать вам первую попавшуюся фотографию, вдруг это не самый лучший дубль? вдруг там ноги кажутся толстыми? Зачем вам лишние переживания.
3. Кратко процесс обработки — 1. Отбраковка неудачных кадров (технический(не в фокусе, к примеру) и художественный(закрыты глаза) брак). 2. Выборка лучших кадров. 3. Повторная выборка «лучших из лучших» 4. Непосредственно обработка. Грубо говоря на последнем этапе съемка делается сразу вся, т.е. допустим 20 лучших кадров обрабатываются за день — все, либо ничего! Так что имеет смысл потерпеть и получить сразу все кадры.
4. Да вам любопытно, да вам интересно, да все друзья спрашивают «Ну где же фото», но это совсем не значит что я про вас забыл забил, нет необходимости каждый вечер напоминать о себе и о фото. Как правило — всё будет готово в срок.
Конечно бывают исключения, например : я фотографировал девушку, которой на завтра нужно было отправить фото в агенство(о чем она еще перед съемкой предупредила), и я в тот же вечер сел за работу, осознавая на что я пошел, и что ситуация была продиктована необходимостью, а не любопытством.
3. Ну и последнее на сегодня — А запишите мне потом все фото в раве. ЗАЧЕМ, это первое что возникает у вас в голове, зачем среднестатистическому человеку равы? вы будете устанавливать рав конвертер, разбираться как он работает, и заново их конвертировать?
Трудно представить чтобы после пошива на заказ костюма вы бы просили выкройку себе, или рецепт пирога в ресторане, а может ноты у пианиста ? Тут даже дело не в том что жалко, уж поверьте ну совсем не жалко, но на 100 % ясно что это будет мертвый груз на вашем жестком диске, особенно с учетом того что весь материал я отдаю «ровно» сконвертированным и не требующим повторной конвертации.
Вывод : Нужно немножко потерпеть и адекватно относиться к процессу съемки 🙂
Конечно это далеко не все вопросы с которыми сталкиваются фотографы в своей работе.