10 советов, которые поднимут пейзажные фотографии на новый уровень
Как получить резкую пейзажную фотографию
Приведенные в статье техники и советы помогут вам получить максимально резкие фотографии пейзажей.
В получении резких фотографий нет ничего сложного, самое главное – это проверять свое оборудование и настройки камеры непосредственно перед съемкой кадра.
Конечно, приобретение дорогостоящего объектива поможет вам получить более резкие фотографии, но если камера недостаточно хорошо закреплена, то ни один самый дорогой объектив не даст вам резкой картинки.
Мы делимся с вами 10 советами, которые актуальны для каждого пейзажного фотографа.
1. Не скупитесь при покупке штатива
Никто из нас не обладает неограниченным бюджетом, когда дело касается покупки фотооборудования. Но среди всех аксессуаров потратить чуть больше необходимо именно на штатив.
Часто советуют приобретать “стойкий” штатив. Но, согласитесь, велика разница между штативом, который кажется прочным и крепким на напольном покрытии магазина и штативом, который сконструирован, чтобы выдерживать шквальный ветер при шторме на побережье Северного Моря.
Перед покупкой обратитесь к отзывам покупателей, которые уже имели возможность проверить оборудование на деле.
Если ключевым моментом является резкость, то ищите штатив без центральной колонны. Также желательно, чтобы до уровня глаз камера доставлялась без необходимости удлинять каждую ногу.
Еще одним немаловажным параметром является наличие шипов на ножках штатива, которые придают большую устойчивость и стабильность на рыхлой почве.
Не стоит недооценивать важность штатива, если вашей целью является резкость. Штатив должен быть качественным и внушать доверие.
2. Используйте свое тело, чтобы блокировать потоки ветра
Если вы фотографируете на открытой, незащищенной местности, то одного лишь устойчивого штатива будет недостаточно.
Выступая в качестве препятствия для направленных потоков ветра, закрывая своим телом штатив и фотоаппарат во время съемки, вы можете уменьшить колебания оборудования.
Многие штативы оснащены специальным крючком, расположенным под головкой или же под центральной колонной. На этот крючок можно подвесить дополнительный груз, например, сумку с фотооборудованием. Чем ниже расположен центр тяжести, тем лучше, тем стабильнее будет штатив.
3. Не забывайте про дистанционный спуск затвора
Малейшие колебания камеры могут привести к тому, что мелкие детали на фотографии будут размытыми, достаточно даже нажатия на кнопку спуска затвора.
Наиболее четкие снимки получаются при съемке без вмешательства рук, т.е. фотоаппарат должен быть установлен на штатив, а спуск затвора должен производиться при помощи дистанционного пульта управления.
Конечно, вы можете пользоваться функцией автоспуска камеры. Но если вы снимаете море во время прибоя и хотите поймать красивую волну, то об автоспуске не может быть и речи.
4. Пользуйтесь функцией блокировки зеркала
Работа расположенного внутри камеры зеркала, поднимающегося и опускающегося, также может повлиять на резкость границ мелких деталей при съемке на длинных выдержках, так как приводит к растряске камеры.
Используйте функцию блокировки зеркала, чтобы избежать подобных казусов. При обычной съемке блокировка этой функции не сыграет никакой роли, но стоит прибегать к ней, если резкость фотографии крайне важна.
При включенной функции достаточно одного нажатия на кнопку спуска затвора, чтобы заблокировать зеркало, вы узнаете, что блокировка сработала, когда окно видоискателя станет черным. Через несколько секунд все вибрации исчезнут, и тогда можно нажать на кнопку спуска еще раз, чтобы сделать кадр.
Некоторые камеры оснащены функцией задержки спуска, которая исключает так называемую “шевеленку”. Другим способом является использование режима Live View, при котором зеркало уже поднято.
5. Не оставляйте включенным стабилизатор изображения
Некоторые объективы, оснащенные стабилизатором изображения, определяют, когда фотоаппарат устанавливается на штатив и автоматически отключают эту функцию.
Но зачем рисковать, ведь далеко не все объективы обладают этим параметром. Итак, отключайте стабилизатор изображения, когда фотокамера установлена на штатив. Иначе аппарат, пытаясь компенсировать отсутствующие вибрации, сделает только хуже, итог – размыленная фотография.
6. Снимайте фильтры
Многие фотографы от этого предложения, непременно придут в ужас. Но если вы хотите взять максимум от вашего объектива, то оставьте на нем только бленду.
Откровенно говоря, разница между фотографией, сделанной с высококачественным и дорогим фильтром и фотографией, снятой без него, будет не так уж велика, но в этой статье мы говорим о максимальной резкости.
Некоторые фильтры напротив помогают сделать изображение более резким визуально. Например, круговой поляризатор уменьшает блики и повышает контрастность между голубым небом и облаками, в то время, как нейтральный фильтр размывает движущиеся объекты (например, облака) и тем самым делает неподвижные объекты более резкими за счет контраста.
7. Не полагайтесь на автофокус
Автофокус не всегда бывает точным: некоторые объективы и системы автофокуса дают сбой, и фокус наводится на объекты позади или спереди, а не на сам предмет съемки.
Использование Точной настройки автофокуса (AFMA) для калибровки камеры и имеющихся у вас объективов – это лучший способ улучшить точность автофокуса. Но когда дело касается съемки пейзажей, лучше всего пользоваться ручной фокусировкой.
К счастью технологии не стоят на месте, и теперь почти на всех фотокамерах есть функция Live View, которая позволяет более точно навести фокус.
Изображение, которое вы видите на экране фотокамеры – это изображение, которое вы получите после того, как нажмете на кнопку спуска затвора, так как фотография проецируется непосредственно с сенсора камеры. Приближая участки изображения, вы можете проверить, насколько резкими получаются отдельные объекты на пейзажной фотографии.
8. Используйте гиперфокальную фокусировку
Под техникой гиперфокальной фокусировки подразумевается ручное наведение фокуса на точку, находящуюся на определенном расстоянии. Фотографы используют эту технику, чтобы придать фотографиям максимальную глубину резкости.
Согласно старой школе, необходимо наводить фокус на расстояние равное 1/3 глубины сцены, потому что глубина резкости распространяется приблизительно на одну треть перед объектом съемки, на который наводится фокус, и на две трети за ним.
Если сосредоточить фокус на более близлежащей точке, то задняя часть кадра скорее всего останется вне глубины резкости.
Использование гиперфокального расстояния позволяет сфокусироваться на определенной точке, благодаря чему в зону резкости попадает как передний, так и задний план. Фотография может казаться размытой в видоискателе, но это потому, что кадры всегда отображаются как при самой широкой диафрагме вашего объектива. Чтобы посмотреть на реальную картину, нажмите на кнопку предварительного просмотра глубины резкости.
Гиперфокальная фокусировка имеет свои ограничения: маловероятно то, что у вас получится отобразить одинаково резко и горизонт и объект, расположенный в непосредственной близости к камере.
Гиперфокальное расстояние варьируется в зависимости от фокусного расстояния объектива и используемой диафрагмы. В интернете вы найдете приложения для расчета гиперфокального расстояния. Закончив с настройками фотокамеры, рассчитайте на какой дистанции необходимо поставить точку фокусировки.
Конечно, чтобы установить гиперфокальное расстояние, вам необходим объектив со встроенной шкалой расстояний. Если встроенной шкалы нет, то вы можете измерить расстояние рулеткой или оценить его при помощи Live View и функции предварительного просмотра, чтобы убедиться в том, что все детали остаются резкими.
9. Не используйте диафрагменное отверстие меньше f/22
Ручной режим съемки и режим приоритета диафрагмы позволяют вручную устанавливать размер диафрагменного отверстия. Выбор размера диафрагмы является немаловажным фактором, когда дело касается пейзажной фотографии, так как позволяет контролировать глубину резкости.
Чем меньше размер диафрагменного отверстия, тем более резкий снимок.
Это может звучать странно и нелогично, но не стоит снимать при слишком узких диафрагмах с такими значениями, как f/32, f/22 и f/16 на обычном широкоугольном объективе.
Дело в том, что, чем меньше диафрагменное отверстие, тем более заметен эффект дифракции.
Дифракция появляется, когда лучи света, проходящие через слишком узкое отверстие, начинают рассеиваться. Вследствие этого изображение получается более мягким и нечетким. Дифракция присутствует при любых значениях диафрагмы, но становится более заметной при маленьких размерах диафрагменного отверстия.
10. Рассмотрите покупку профессионального объектива
Профессиональные объективы лучше справляются с оптическими дефектами, и снимки, как правило, получаются более резкими, нежели на любительских коллегах.
Если вы преследуете определенную цель, то можно взять оборудование в аренду. За небольшие деньги вы получите на время в личное пользование профессиональную технику, например, широкоугольный объектив от Canon или объектив tilt-shift.
10 советов, которые поднимут пейзажные фотографии на новый уровень
Альберт Дрос снова здесь, профессиональный ландшафтный фотограф из Нидерландов. Мне нравится писать короткие полезные статьи, и я только что придумал эту. Все это может звучать довольно просто, но я чувствую, что мне нужно указать на это, потому что я вижу много такого же в Интернете. Я хочу побуждать людей проявлять творческий подход, даже если это просто ради того, чтобы попробовать что-то новое или другое.
Эта статья предназначена как для начинающих, так и для продвинутых пейзажных фотографов. Я подумал, что перечислю несколько советов, которые, я надеюсь, вдохновят вас и дадут вам несколько новых опций в вашей пейзажной фотографии. В эпоху социальных сетей я заметил, что многие люди просто копируют фотографии, которые видят в Facebook или Instagram. Это часто случается со мной. Я всегда стараюсь быть креативным и сам нахожу «новые» ракурсы. Для некоторых людей творчество приходит само собой, но другим нужно немного подтолкнуть. Надеемся, эта статья поможет вам. Вот 10 советов, которые, надеюсь, помогут вам получить немного больше в ваших снимках.
1) Большинство пейзажных фотографий сняты с широкими объективами. Я сам люблю широкие линзы, но попробуйте один раз телезум и поэкспериментируйте с длинными фокусными расстояниями 100-300+. Попробуйте фотографировать узоры или мелкие детали в пейзажах. Или попробуйте это в горах на горных вершинах. Как только вы это освоите, вы заметите, что открывается новый мир пейзажной фотографии. Серьезно, попробуйте.
2) Играть с движением. Облака движутся, вода движется. Попробуйте создать динамику в вашем кадре с помощью движущейся воды или облаков. Вы можете сделать это, используя длинную или короткую выдержку. Вы можете использовать фильтры для создания более длительных экспозиций или создания драмы с очень короткими экспозициями. Всегда экспериментируйте с различными длинами воздействия как облаками, так и водой.
3) Экспериментируйте с CPL-фильтром. Я делал пейзажную фотографию без CPL-фильтра годами. Но как только он у вас есть, вы начинаете понимать, почему он может быть таким полезным в разных случаях. Это может быть особенно полезно для контроля количества солнечного света и отражения на отражающих поверхностях. Вы просто не можете сделать это в пост-продакшн.
4) При фотографировании с более длинными линзами используйте слои и сжатие. С длинными линзами пейзажи выглядят совершенно по-разному, и вы можете сжимать объекты переднего и заднего плана, чтобы придать фотографии большую глубину.
5) Используйте свет в ваших интересах. Свет всегда меняется, особенно во время закатов и восходов солнца. Ищите детали здесь и отдельные объекты при свете. Это часто случается в горах, где облака и свет играют вокруг пиков в течение всего дня.
6) При съемке с широкими углами подходите очень близко к объектам, чтобы создать большую глубину на вашей фотографии. С «очень близко» я имею в виду очень близко. Настолько близко, что ваш объектив почти касается объекта переднего плана. Это может быть цветок, растение или что угодно. Вы можете использовать наложение фокусировки, чтобы сфокусировать все, или выбрать очень широкую открытую диафрагму, чтобы сделать передний план полностью не сфокусированным / размытым. Оба варианта имеют различный внешний вид и могут быть использованы как угодно.
7) Используйте в своей композиции солнечные звезды. При съемке прямо на солнце и закрытии диафрагмы до f / 16-f / 22 вы увидите, что ваш объектив создаст солнечную звезду. Разные линзы имеют разные характеристики. Некоторые линзы создают прекрасные солнечные звезды, и вы можете использовать их. Расположите солнце к краю, как горизонт или просто объект в кадре. Расположив его немного по краю, солнечные звезды будут выглядеть лучше. Попробуйте и экспериментируйте!
8) Научитесь снимать с экстремально широкоугольными объективами и объективами типа «рыбий глаз». Под экстремально широкой я имею в виду ширину, превышающую 14 мм (эквивалент полного кадра). Фотосъемка на 10-12 мм или шире с помощью объективов «рыбий глаз» дает вам совершенно новую перспективу ландшафта. Это открывает много (творческих) возможностей. Изучите технику «бросить вызов», которая также позволяет создавать неискаженный снимок из снимка «рыбий глаз» (здесь я не буду описывать этот прием, но его можно найти в Интернете. У меня также есть руководство на Youtube по этому поводу). Это может быть чрезвычайно полезно для фотографирования очень широких пейзажей.
9) Не всегда сразу вынимайте камеру и ищите возможные кадры. Прогуляйтесь по природе и используйте свои глаза. Попробуйте представить себе, как все будет выглядеть через вашу камеру. Я также часто использую свой смартфон с полем обзора около 20 мм. Просто чтобы проверить кадрирование.
10) Наконец, это может показаться очень очевидным, но важно тренировать свой глаз без остановки. Оглянитесь вокруг и попробуйте увидеть потенциальные композиции в повседневной жизни. Это может звучать тяжело, и быть пейзажным фотографом может быть очень утомительно из-за безостановочных возможностей, которые предлагает природа. Вы тренируете свой глаз, используя широкий спектр линз, чтобы вы знали, как все будет выглядеть через объектив с экстремальным зумом, или как вещи будут выглядеть с очень широким углом.
Надеюсь, это было полезно. Не стесняйтесь спрашивать меня здесь что-нибудь!
Улучшаем пейзажи
Никогда не поздно поднимать свое мастерство на новый, более качественный, уровень. Это касается любого жанра фотографии, в т.ч. одного из самых популярных среди новичков и опытных фотографов — съемки пейзажа.
Профессиональный фотограф Альберт Дрос (©Albert Dros) из Нидерландов настоятельно советует не останавливаться на достигнутом, чтобы расти дальше, даже если кажется, что находишься на вершине мастерства. Эта статья будет полезна начинающим фотографам в обязательном порядке, а некоторые советы поддадут вдохновения и могут натолкнуть на новые светлые мысли тех, кто уже не один год занимается ландшафтной фотографией.
В эпоху мегадоступности фотографий в социальных сетях замечено, что многие люди просто копируют то, что видят в Facebook или Instagram. Даже если вам кажется, что лучше снять невозможно, попытайтесь найти новые для себя углы для съемки. Для некоторых людей творческий поиск — естественное состояние, а других следует слегка подтолкнуть. Надеемся, данной статьей у нас получится это сделать.
Совет № 1. Большинство ландшафтной фотосъемки проходит с использованием широкоугольных объективов. Широкоугольные объективы действительно идеально подходят для пейзажей. Но попробуйте, например, поэкспериментировать с длинным фокусом или телефото. Съемка частей ландшафта или небольших деталей пейзажа внесет интересные детали в фотографии. Пробуйте в горах. Для вас откроется целый новый мир в пейзажной фотосъемке.
Green Hills снято на 300 мм
Совет № 2. Играйте с движением. Облака должны двигаться, вода должна выглядеть подвижно. Пробуйте создавать динамику в кадре с помощью динамики. Это возможно, если использовать длинные или короткие выдержки затвора. Чтобы у вас появилась возможность съемки с более длительной экспозицией, следует использовать фильтры. Короткая выдержка затвора привнесет в кадр совершенно иное настроение. Фотография будет более драматичной.
Совет № 3. Экспериментируйте с фильтрами. Можно многие года снимать без поляризационных фильтров и чувствовать себя замечательно. Но как только у вас появится возможность поработать с PL-фильтром, сделайте это. Такой эксперимент может быть особенно полезен, когда нужно контролировать не только количество солнечного света, но и, например, отражение его на зеркальных поверхностях.
Совет № 4. Пейзажи выглядят совершенно по-разному, когда сняты с объективами с разными фокусными расстояниями. Например, можно добавить глубины фотографиям, если снимать на 135 мм.
Совет № 5. Используйте свет в своих интересах. Свет постоянно меняется. Особенно хорошо это заметно в «золотое время» — на рассвете или закате. Иногда достаточно вращаться вокруг своей оси, чтобы получить совершенно отличные друг от друга по настроению и цветовой насыщенности фотоснимки.
Совет № 6. При съемке с широкоугольным объективом подойдите как можно ближе к объекту на переднем плане. Таким образом вы сможете создать больше глубины на фотография. Под «ближе» имеется ввиду «очень близко». Так близко, чтобы ваш объектив практически касался объекта переднего плана. Не важно что это — цветок, растение или кто-то живой. Откройте максимально диафрагму, чтобы размыть передний план. Экспериментируйте и получите наиболее интересный результат в итоге.
Совет № 7. Используйте солнечные блики в своей композиции. При съемке в яркий солнечный день в объектив нередко попадают «зайчики». При открытии диафрагмы до f/16 или f/22 можно обнаружить, что объектив «создал звезду» совершенно самостоятельным образом. Некоторые линзы создают на удивление прекрасные солнечные звезды, которые можно с успехом использовать в построении композиции. Например, сдвинуть блик к линии горизонта. Пробуйте!
Совет № 8. Понимайте еще с «рыбьим глазом». Увлекательное занятие — съемка пейзажей с фокусом шире 14 мм. Это открывает множество новых творческих возможностей. Изучите, например, метод defish, который позволяет создавать неискаженные объекты с помощью фишая. Съемка сверхширокоугольным объективом чрезвычайно полезна для того, чтобы передать красоты необъятных просторов.
Совет № 9. Не хватайтесь сразу за фотокамеру во время прогулки. Используйте глаза для того, чтобы охватывать всю картину целиком. Попробуйте отыскать в пейзаже какой-то определенный интересный кусочек и только после этого попытайтесь «ограничить» его рамками кадра.
Совет № 10. Последний совет может показаться слишком очевидным, но вы должны тренировать «виденье кадра» безостановочно. Все время наблюдайте за окружающим пространством с прицелом дальнейшей фотосъемки. При ландшафтной фотографии такой подход может показаться изначально утомительным, слишком много вариантов предлагает природа. Тем не менее, тренируйтесь. Утомительное занятие в скором времени принесет свои плоды и станет интересным и полезным времяпровождением.
Об авторе: Альберт Дрос/Albert Dros — голландский фотограф. Его работы были опубликованы в крупнейших СМИ — TIME, The Huffington Post, The Daily Mail, National Geographic
6 полезных аксессуаров для пейзажной фотографии
На самом базовом уровне всё, что вам нужно для того, чтобы сделать пейзажную фотографию, это фотоаппарат и какое-либо место. Одной из причин, по которым жанр пейзажной фотографии настолько популярен, является его доступность, ведь для него совсем не обязательно иметь самую новую «тушку» или очень дорогой объектив. Вы можете взять цифровой зеркальный фотоаппарат начального уровня с кит-объективом, получив при этом возможность делать великолепные пейзажные фотографии.
Однако, существует некоторое количество дополнительных приспособлений, которые, оказавшись в вашей фотосумке, могут помочь вам сделать пейзажные снимки лучше. Это касается как техники съёмки, так и её результатов. Ниже рассказывается о некоторых аксессуарах, без которых серьёзные фотографы, специализирующиеся на пейзажах, никогда не выходят из дома. При этом большинство из перечисленных вещей стоит меньше, чем кит-объектив.
1. Штатив
Штатив может оказаться самой дорогой вещью в данном списке, тем не менее, он, скорее всего, является самым важным аксессуаром для создания пейзажных фотографий. Можно найти штатив любого веса, размера и соответственно цены. Этот аксессуар очень важен, если вы хотите, чтобы ваши пейзажные снимки получались чёткими. Многие пейзажные фотографии делаются в начале или в конце дня в условиях слабого освещения, при которых далеко не всегда возможно снимать с рук без того, чтобы фотографии получились размытыми. Штатив также может помочь вам стать более последовательным в вопросах подбора композиции для вашей фотографии, ведь с ним вам придётся замедлиться и критически оценить то, что вы увидите в видоискателе своего фотоаппарата.
2. Нейтральные градиентные светофильтры
Нейтральные градиентные светофильтры очень важны для того, чтобы сбалансировать экспозицию между ярким небом и тёмной землёй, преодолевая благодаря этому ограниченный динамический диапазон большинства матриц современных цифровых зеркальных фотоаппаратов. Обычно, половина такого фильтра затемнена, что позволяет снизить количество света, поступающего в данную часть кадра.
Без подобного фильтра, если устанавливать экспозицию по небу, то земля окажется силуэтом. Если же устанавливать экспозицию по земле, то возникнут проблемы с небом. Вы можете воспользоваться брекетингом экспозиции, чтобы справиться с этой проблемой, но при таком решении потребуется дополнительное время перед монитором компьютера, чтобы совместить несколько экспозиций. Нейтральные градиентные светофильтры позволят хорошо «поймать» небо и землю на одной фотографии.
Нейтральные градиентные светофильтры. «Жесткие» градиент показан слева, «мягкий» градиент – справа.
3. Спиртовой уровень на горячий башмак
Скорее всего, самый дешевый аксессуар из данного списка, но при этом достаточно ценная вещица. Просто установите спиртовой уровень на горячий башмак, чтобы иметь возможность убедиться, что ваш снимок идеально отгоризонтирован. Некоторые новые фотоаппараты могут похвастаться встроенным датчиком уровня, однако точность, сопоставимая с точностью настоящего спиртового уровня, даётся им не так уж и просто. На фотографии вы видите один из самых популярных подобных уровней, который стоит меньше 10$.
Трёхосный спиртовой уровень на горячий башмак
4. Устройство для дистанционного управления затвором
Устройство для дистанционного управления затвором позволяет вам делать фотографии без того, чтобы прикасаться к вашему установленному на штатив фотоаппарату, благодаря чему удаётся избежать нежелательных вибраций. Также, благодаря возможности зафиксировать затвор в открытом положении, подобные устройства могут оказаться очень полезными, если вы хотите сделать снимки с выдержкой более 30 секунд в режиме «выдержка от руки». Некоторые устройства дистанционного управления имеют цифровой дисплей, с помощью которого можно узнать, сколько времени уже открыт затвор. Также встречаются устройства с программируемым таймером, что даёт вам возможность установить желаемое время выдержки до того, как вы начнёте фотографировать.
Устройство для дистанционного управления затвором – если не гнаться за подобными аксессуарами от серьёзных брендов, то такое устройство можно купить сравнительно дёшево на аукционах вроде eBay.
5. Нейтральные светофильтры
Нейтральные светофильтры аналогичны градиентным фильтрам, упомянутым ранее, однако в таком виде весь фильтр имеет равномерную плотность, благодаря чему свет блокируется в рамках всего кадра. Такие фильтры бывают на 1 ступень, на 2 ступени или на 3 ступени, если вы хотите заметно уменьшить выдержку для съёмки водопадов или каких-либо других движущихся элементов. Также вы можете найти фильтры даже на 10 ступеней, предназначенные для работы с действительно большими выдержками.
Пример использования нейтрального светофильтра на 10 ступеней для создания снимка с 5-минутной выдержкой.
6. Поляризационные светофильтры
Поляризационные светофильтры часто используют для того, чтобы сделать голубое небо более насыщенным, однако они более полезны для того, чтобы убрать отблески от неметаллических объектов, вроде листвы или воды. При съёмке через подобные фильтры листва выглядит более насыщенной даже в пасмурный день. Они также убирают отблески от оказавшейся в кадре поверхности воды, благодаря чему можно увидеть то, что находится под ней. Бесценное приспособление для съёмки пейзажных сцен с водой.
Поляризационный светофильтр был использован для того, чтобы более детально показать камни, которые находятся под сильно бликующей водой озера.
Можно сказать, что перечисленные в данной статье аксессуары почти настолько же важны и нужны, как сами ваш фотоаппарат и объективы к нему. Существуют варианты данных аксессуаров, которые впишутся в любой бюджет, а это значит, что вы можете собрать эффективный набор для пейзажной съёмки без того, чтобы влезать в долги. С помощью вещей из данного списка вам будет легче «справляться» с различными пейзажами и получать действительно желанные фотографии.
10 советов по съемке пейзажей
«Казалось бы, что может быть проще, чем сделать красивый пейзажный снимок?» — скажет начинающий фотолюбитель. Пожалуй, это одно из наибольших заблуждений в мире фотографии. Некоторые профессионалы своего дела начинают планировать снимок чуть ли не за полгода до его реального фотографирования. Они кропотливо изучают местность, часами выискивают желанный ракурс, а некоторые, наиболее заядлые, и вовсе днями ждут совпадения различных факторов, таких как игра света, тучи нужной формы и типа, полная луна и т.п.
Не будем собирать воедино все возможные предложения по пейзажной фотосъемке — об этом можно написать не один том толстенных книг. Но 10 основных советов по съемке пейзажей всё же выделим.
1. Снимайте в «золотом часу»
«Золотой час» — это время суток плюс-минус полчаса от рассвета и плюс-минус полчаса от заката. Именно в это время можно использовать наиболее мягкий и тёплый свет с лёгкими тенями для получения снимков профессионального качества. В случае, если на переднем плане фотоснимка планируется показать водную гладь, предпочтительнее фотографировать на рассвете — именно в это время обычно наблюдается полный штиль и вода отражает от себя окружающую среду, как зеркало.
2. Используйте максимальную глубину резкости
В пейзажном фото важна резкость во всех частях снимка — от переднего плана до наиболее отдалённых объектов. Это достигается путём зажатия диафрагмы на высокие значения (например, f/16 и выше). Главное – запомнить, что чем меньше открыта диафрагма, тем резче получится снимок.
3. Используйте штатив
Важным атрибутом в арсенале пейзажного фотографа является штатив. Вспоминаем предыдущий пункт о глубине резкости — следует отметить, что чем больше зажата диафрагма, тем больше потребуется выдержка для съемки фото. Соответственно, с рук во многих случаях сделать качественный снимок не получится. Для стабилизации положения камеры штатив пригодится как нельзя более.
4. Выберите правильную точку съемки и ракурс
Выбор точки съемки — одна из наиболее важных составляющих успешного снимка. Присядьте на корточки, залезьте на ближайший бугорок — и окружающий пейзаж уже выглядит по-иному. Получив нужный ракурс, вспомните, что неплохо было бы сделать акцент на планах: переднем, среднем и дальнем. Фотография от этого только выиграет.
5. Используйте градиентные фильтры
В условиях недостаточной освещённости в рассветные и закатные часы матрица фотоаппарата зачастую не может передать весь динамический диапазон снимка. Могут возникнуть проблемы с пересветом как неба, так и других частей фотографии. Именно для этих целей и нужны градиентные фильтры, позволяющие сглаживать разницу в освещённости неба и земли.
6. Снимайте в RAW-формате
«Сырой» формат, в котором сохраняется вся информация, полученная с матрицы фотокамеры, позволит достичь наилучшего качества снимка и даст бескрайний простор для дальнейшей его обработки.
7. Снимайте широкоугольными объективами
С целью охватить как можно больше пространства, используйте объективы с фокусным расстоянием 35 мм и меньше. Конечно, можно получить искажение пропорций снимка, но это легко исправляется программно.
8. В пасмурную погоду исключите небо
Фото лесов и рек наиболее привлекательно выглядят в пасмурную погоду, когда нет резких теней. Небо в этом случае зачастую играет лишнюю роль, поскольку в большинстве случаев оказывается как минимум «выбитым». Обрезайте небо полностью или оставляйте лишь небольшой его кусочек.
9. Делайте акцент на переднем плане
Интересности на переднем плане сделают пейзаж особенным. Правильно подобранный объект на переднем плане снимка позволяет достичь большей глубины фотографии.
10. Постоянно ищите «изюминку»
Солнце вышло из-за тучи и осветило верхушку горы? Или наоборот, спряталось в тучи, вокруг которых возник прекрасный ореол? Или же появилось вдруг облако редкой формы? Не упустите свой шанс! Постоянно смотрите по сторонам — природа меняется мгновенно, а яркая «изюминка», несомненно, только украсит ваш снимок.
И самый главный совет: постоянно экспериментируйте. Прочесть 10 советов не достаточно для того, чтобы стать профессионалом в съемке пейзажей. Помните об этом. Мастерство приходит с опытом, а опыт зачастую строится на собственных ошибках. Так что дерзайте и практикуйтесь!
Как получить супер резкие снимки пейзажей
Самый распространенный вопрос, который мне задают студенты на семинарах – как вам удается получить такие четкие снимки? На самом деле все очень просто. Главное – избегайте любых движений при открытом затворе, хорошо фокусируйтесь и выбирайте диафрагму, соответствующую вашему творческому видению. Просто требуется здравый смысл и парочка технических элементов. Поэтому, если вы хотите узнать, как получить супер резкие ландшафтные снимки, ознакомьтесь с моими советами.
Советы для получения более резкой пейзажной фотографии
1. Используйте хороший штатив с прочной шаровой головкой и убедитесь, что все хорошо зафиксировано
Несмотря на всю очевидность, я довольно часто наблюдаю, что мои студенты, использующие неплохие штативы, плохо фиксируют оборудование. Так, крепление, которое прикручивается к нижней части камеры, должно быть максимально зафиксировано. После того как вы определились с композицией будущего снимка, убедитесь, что шаровая головка полностью зафиксирована. После этого смело снимайте.
2. Делая снимок, не кладите руки на штатив
Вибрации ваших рук приведут к размытости фотографии. Когда откроется затвор, ваших рук не должно быть возле камеры.
3. Выставьте таймер на 2 секунды или используйте дистанционный спуск затвора
Это гарантирует, что затвор не откроется, пока вы не уберете руки.
4. Использование недорогих объективов приводит к расфокусировке при вращении кольца поляризационного фильтра
Это также может показаться очевидным, но такие случаи в моей практике — не редкость. Допустим, вы добились идеального фокуса на ландшафтной композиции и хотите повернуть поляризатор на идеально сфокусированном объективе. Как выдогадались, при вращении фильтра объектив будет терять фокус из-за движения и давления, оказываемого на фильтр. Такое случается редко с высококлассными объективами и, по моим наблюдениям, чаще с более дешевыми и технически несовершенными кит-объективами. Если это произошло, просто не забудьте заново установить фокус перед открытием затвора.
5. Активизируйте блокировку зеркала, если используете цифровую «зеркалку»
Использование функции блокировки зеркала, ликвидирует механический импульс, индуцированный зеркальным механизмом камеры во время срабатывания открытия затвора.
6. Снимите ремень фотокамеры
В ветреную погоду ремень будет вызывать вибрации.
7. Добавьте немного веса штативу, подвесив по центру груз (но так, чтобы не болтался)
При ветреных условиях это также поможет уменьшить вибрацию.
8.Поместите небольшой, но тяжелый бин бэг (водонепроницаемый плотный мешок, набитый фасолью, пластиковыми гранулами и т.д.) под камеру и объектив, или на камеру
Пример использования бин бэга
бин бэг
Сделайте это прямо перед снимком, чтобы еще больше смягчить толчок от открытия затвора снять вибрацию от рук.
9. Установите среднее или малое значение диафрагмы
На эту тему должна быть отдельная статья, но сейчас важно понять, что, если вы хотите установить фокус на пейзаже «от угла до угла», вы должны установить значение диафрагмы, которое обеспечит бóльшую глубину резкости. В использовании f/2.8 смысла нет, поэтому выберите диапазон диафрагмы f/11 или f/16 — в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к объектам переднего плана. Имейте в виду, что чем меньше диафрагма (например, f/22), тем менее четким будет ваш снимок из-за дифракции света. Поэтому поэкспериментируйте с вашим объективом, чтобы найти «золотую середину» для получения оптимальной глубины резкости.
Примечание: При правильном выполнении небольшая глубина резкости может красиво выглядеть на пейзажных снимках. В этом случае вам необходима широкая диафрагма (например, f/2.8), а также объектив, который обеспечит красивое боке (большинство сверхширокоугольных объективов не могут это обеспечить).
10. Фокус на расстоянии
Не фокусируйтесь на объектах, находящихся на близком расстоянии. Выберите объект на средней дистанции с четкой линией контраста и сфокусируйтесь на нем. Можно фокусироваться на бесконечность, но нужно учитывать, что большинство используемых мной широкоугольных объективов на самом деле фокусируются ЗА меткой «бесконечность» и резкость сбивается, поэтому часто я вынужден фокусироваться на бесконечность, а затем осторожно поворачивать колесо фокусировки в обратную сторону, чтобы оказаться слегка до отметки.
11. Наденьте очки
Если для четкого зрения вам необходимы очки — почему бы не использовать ваши стильные и дорогие бифокалы для четкой фокусировке при фотографировании. Кроме того, все знают, что очки позволят вам выглядеть круче и умнее.
12. Увеличение с помощью Live View или EVF
Если вы используете цифровую «зеркалку» с оптическим видоискателем, я настоятельно рекомендую использовать режим Live View(визирование по экрану) для необходимого увеличения, а затем использовать колесо фокусировки для настройки четкости. Если ваша камера имеет EVF, вы можете сделать то же самое, используя видоискатель. На самом деле, я предпочитают именно эту функцию, так как она позволяет избежать бликов на ЖК-дисплее или внешних источников света. В любом случае, если вы решили фокусироваться вручную с помощью Live View, не забудьте отключить автофокус.
Если вы будете придерживаться этих советов при каждой съемке пейзажей, вам, без сомнения, удастся получить более четкие изображения.
Автор: Гэвин Хардкасл
Предыдущие материалы в этом разделе:
Джо Крейг научит правильно снимать портрет
Джо Крейг научит снимать портрет, выставлять свет, ловить момент когда надо нажимать на кнопку вашего фотоаппарата.
Как правильно снимать натюрморт для рекламы со студийными вспышками
Как правильно фотографировать натюрморт для рекламы или фотобанков, используя студийные вспышки
Зачем нужен поляризационный фильтр и как им пользоваться
Зачем нужен поляризационный фильтр? Как его использовать? Об этом расскажет преподаватель фотографии и фотографий Гергий Полицарнов.
10 советов для успешной уличной фотографии
Уличная фотография это запись личной ежедневной жизни общества. Уличную фотографию вы можете делать где угодно, чтобы сделать интересные снимки не обязательно далеко путешествовать. Это жанр фотографии, который обычно делается на ходу, в естественной обстановке, не нужно ни чье-то разрешение ни оповещение снимаемых людей.
Тем не менее уличная фотография не исключает инсценировки. Вы можете заметить интересную ситуацию, которая обратит ваше внимание, а можете подходить к незнакомцам и просить разрешение их сфотографировать. Уличная съемка — хороший способ сделать искреннюю фотографию человека, в его естественном расположении.
Главное — это уметь получать удовольствие от выхода из дома с фотоаппаратом. Запомните, ваша цель — поймать эмоции и попытаться изобразить человеческий характер. Поиск подходящего сюжета займет какое-то время, но благодаря практике и вашей внимательности, все приложенные усилия будут вознаграждены.
Выбор подходящего объектива
Решение, какой объектив использовать это один из наиболее важных моментов для уличной съемки. Сразу на ум приходит идея использовать телевик, однако это может принести больше вреда, чем пользы. Вы же не хотите быть тем жутким парнем, который стоит через дорогу напротив и направляет гигантский объектив в посторонних людей. Если хотите быть незаметным, то необходимо подойти поближе и быстро сделать свое фото.
Используйте широкоугольный объектив, потом быстро исчезайте в потоке проходящих мимо. Многие уличные фотографы используют компактные камеры, вместо громадных зеркалок, их преимущество в легкости, меньшем размере и возможности быть более тактичным.
Настройки фотокамеры
Самый быстрый и самый легкий способ настроить фотоаппарат для уличной съемки — это переключение ее в режим A (приоритет диафрагмы), а диафрагму и ИСО выбирать вручную. Тогда камера сама будет выбирать выдержку (экспозицию). В ясный солнечный день лучше всего настроить фотоаппарат на f/ 16 c ИСО в промежутке 200-400. Если ваша камера предоставляет возможность настроить выдержку более чем 1/200, используйте это.
Определите, какая выдержка возможна для вашей камеры и коректируйте ее относительно диафрагмы и ИСО. Если ваша камера выставляет выдержку ниже 1/80, то есть риск размытого кадра, но это также может быть полезно для создания эффекта размытия в движении. Для предотвращения размытости просто увеличьте ИСО и/или выберете большее значение диафрагмы. Если вы новичек, всегда можно установить фотоаппарат в режим P (или AUTO) и позволить камере самой выбрать подходящие настройки. Также вы всегда можете использовать поправку для повышения/понижения экспозиции.
Если вы быстро фотографируете и уходите, это хорошо, но тогда вы не можете управлять действиями камеры, поэтому такой подход не всегда лучший. Автоматическая настройка выполняет приличный объем работы, но я бы не полагался только на нее в случае низкой освещенности, когда возрастает вероятность недостаточной длинны выдержки.
Подходите поближе к людям
Использование широкоугольных объективов дает возможность подобраться ближе к объектам съемки.
Преимущество широкого угла обзора дает возможность успеть поймать момент. Вы также можете смешаться с толпой людей, вместо того, чтобы стоять через дорогу с огромным объективом в руках.
Множество успешных уличных фото были сделаны на расстоянии нескольких метров от гущи событий, а иногда это были сантиметры. Прогулка по большим улицам, торговому центру или парку может породить стоящие снимки, если вы глядите в оба в поисках интересных сюжетов. Если ваши фотографии не такие, как вы их себе воображали, возможно нужно подойти поближе, поэтому используйте свои ноги вместо зума, чтобы оказаться в правильном месте, в правильное время.
Всегда носите фотоаппарат с собой
Уличная фотография спонтанна и никого не ждет. Это дисциплина, которую нужно много практиковать, чтобы совершенно ей овладеть. Фотоаппарат — это продолжение вас самих, потому что он открывает возможность поделиться своим виденьем мира, и поэтому вы не хотите пропустить уникальный кадр вокруг по причине отсутствия камеры в кармане. Если вы серьезны относительно уличной фотографии, камера будет под рукой круглые сутки.
Бывают ситуации когда у вас есть доли секунды, чтобы захватить уникальный кадр, который вот-вот исчезнет навсегда. Это в уличной съемке называется «решающий момент».
Ничего не бойтесь
У многих людей возникает внутренняя борьба, когда заводится речь об уличной фотографии. Бывает страшно, что снимаемые вами люди на вас разозлятся, применят физическую силу или вообще вызовут полицию. Страх — это результат ложного восприятия реальности. Все это — обычные страхи, которые можно преодолеть через упорную практику уличной съемки. Вот несколько советов, которые позволят преодолеть ваши опасения.
Найдите интересное место, чтобы посидеть со своей камерой. Я провожу много времени в ресторанах и кафе во время путешествий, камера на готове, в ожидании грядущих возможностей. Наблюдая с удобного места вам будет легче, можете ждать сюжетов, которые к вам сами идут. Вероятность быть замеченным с камерой меньше, если сидеть возле кафе, чем если стоять посреди улицы.
Слушайте музыку на своем iPod, когда выходите на прогулку с камерой. Музыку можно использовать как отвлечение, которое помогает расслабиться и вдохновляет на творчество. Это может показаться нелогичным, зато прекрасно работает; если чувствуете себя комфортно в существующей среде — можно делать снимки.
Съемка из-под бедра
Одно из самых важных правил уличной фотографии: если можешь сделать снимок с камерой около глаза, он получится качественным. Однако, иногда появляются такие ситуации, что нет возможности поднять камеру до самых глаз, тогда съемка из-под бедра очень хорошо приходит на помощь в решающий момент. Когда я только начинал снимать на улице, было сложно поднимать камеру аж до самых глаз, и направлять ее в сторону незнакомцев; тогда я стал носить камеру возле бедра для получения естественных (чистых) кадров. Когда я только начал, это не приносило желаемого результата, но потом, когда привык к камере и ее фокусному расстоянию, удалось захватить несколько первых блестящих чистых кадров.
Съемка ночью
Ночная съемка в городе — это прекрасная возможность для получения уникальных изображений. Это сложнее, чем фотография в дневное время; вам нужно быть аккуратными с длинными выдержками, предотвращайте размытость кадра поднятием ИСО и открытием диафрагмы.
Если вы планируете делать длинные эккспозиции, возьмите с собой штатив. Или используйте светосильные объективы, они позволят снимать даже слабо освещенные сцены. Если снимаете ночью, попытайтесь найти интересные линии, тени и композиции, чтобы придать изображению четкое визуальноя утверждение. Будут интересны силуэты предметов которые могут создавать красивые композиции с заполнением переднего плана.
Не думайте шаблонно
Самые лучшие идеи и эмоции появляются из самых простых ситуаций. Многие люди ошибочно ассоциируют уличную фотографию с другими людьми или портретами на улице. Не обязательно фокусироваться только на людях или считать сколько людей попали в кадр. Работать на заполненных людьми улицах может быть сложно, но вы можете пройтись по более спокойной алее либо выбрать более тихую сторону авеню и найти интересные для вас сюжеты. Существует бесконечный набор разных вариантов, как сделать фото с или без участия людей.
Когда я был во Вьетнаме, то прогуливался улицами и по ходу искал велосипеды для фотографии, чтобы потом составить небольшую серию под названием «Транспорт»; она стала довольно популярной среди фотолюбителей в онлайне. Это было не специально, но через неординарные действия я создал уникальную серию, которую можно было открыть только таким образом.
Качество фотографии это ещё не всё
Здесь некоторые фотографы со мной не согласятся, но собственный опыт уличных съемок показывает, что не нужно концентрировался на качестве так, как при съемке пейзажей или в случае коммерческих проектов. Да, необходимо стремиться к высокому качеству, но при уличной съемке это не играет такой большой роли. С моей точки зрения, композиция, освещение, сюжет и история которую хотите изобразить имеют больший вес чем качество. Если ваша фотография учитывает эти четыре момента, продолжайте в том же духе и станете отличным уличным фотографом.
Хорошая резкость, низкий уровень шумов, безупречное качество не имеют смысла, если композиция бедна, освещение плохое и нет интересной истории в кадре. Фокусируйтесь на том, что в приоритете, тогда получится отличное уличное фото.
Главное наслаждайтесь
Как и в других жанрах фотографии, здесь очень важно получать удовольствие от того, что делаете и делать то, от чего получаете удовольствие. Если уличное фото не лежит к сердцу, то скорее всего у вас получатся обыкновенные фотографии. Творчество течет там, где живет страсть, поэтому занимайтесь тем, что нравится вам, а не просто пытайтесь угодить другим. Я люблю уличную съемку потому что это дает возможность выйти к людям, и наблюдать жизнь вокруг каждый раз по новому. Это приносит мне вдохновение.
Выводы
Чтобы хорошо фотографировать на улице, нужно много практики, чем больше будете снимать, тем больше будет набиваться рука и расти уверенность. Подход здесь проще, чем в других жанрах и манипуляции сводятся к основным, делайте минимум пост-обработки. Единственная манипуляция, которую я практикую — использую видоискатель фотоаппарата.
Самые важные факторы это ваше восприятие и интуиция. Восприятие подразумевает быть креативным, видеть детали и практиковать внимательность. Интуиция же спонтанная и не базируется на рассуждениях. Эти два фактора в сочетании создают решающий момент, таким образом качество вашей съемки выходит на новый уровень. Благодаря этому процессу, сейчас — это момент, когда кадр уличной съемки может быть сделан и выражен.
Сильные уличные фотографии появляются из сильных идей, а также эмоций, пойманных естественным образом.
Все сводится к тому, чтобы: взять фотоаппарат, выйти на улицу, запечатлеть решающие моменты, которые обязательно для вас появятся.
Об авторе:
Дрю Хоппер (Drew Hopper) — австралийский тревел-фотограф и пейзажист, интересующийся разнообразием культур, людей и окружения.